Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация культурно-досуговой деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ИХ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Суворова И.П., студентка 5 курса (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова») Научный руководитель – Бумаженко Н.И., кандидат педагогических наук, доцент;
В современном мире нельзя рассматривать проблему инвалидности как касающуюся исключительно людей с ограниченными возможностями, так как она затрагивает общество в совокупности. Дальнейшее развитие цивилизации требует максимального использования человеческих ресурсов. В связи с этим резко возрастает цена потерь, связанных с нарушением жизнедеятельности человека, независимо от его медико-биологических или социальных характеристик. Наиболее серьезные аспекты проблемы инвалидности связаны с наличием многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам активно включаться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней. Они оказываются обособленными, находятся в своем отдельном мире, в котором порой никого больше нет. [1, с. 56] Однако это не означает, что эта категория людей является потерянной и они ничего не могут делать. Среди инвалидов есть большое количество талантливых людей, которые могут принести пользу обществу, но не делают этого, потому что не знают, как. Люди с ограниченными возможностями находятся с обычными людьми в разных мирах, и для того, чтобы инвалиды имели возможность успешной социализации и реализации своих талантов необходимы точки соприкосновения этих миров. Выход из создавшейся ситуации возможен в приспособлении существующей социальной системы к нуждам и потребностям людей, с ограниченными возможностями, в формировании реальной практики интеграции в общественную среду. Одним из моментов такой интеграции служит досуговая сфера. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию собственной жизненной программы, развитие и совершенствование сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие человека с ограниченными возможностями, его удовлетворенность своим свободным временем. Искусство и культура являются прекрасными образовательными и реабилитационными средствами, которые обеспечивают развитие разнообразных жизненно важных познавательных навыков, повышение уровня самооценки личности, творческое самовыражение, развитие навыков общения и формирование активной жизненной позиции. Однако люди с инвалидностью не всегда имеют возможность посещать театры, концертные залы и другие учреждения культуры. Именно поэтому социальная работа в области организации культурного досуга инвалидов становится все более востребованной, являясь составляющей частью реализации государственной политики по организации их свободного времени [2, c. 125]. На сегодняшний день клубная работа ведётся в различных организациях, в том числе и социального обслуживания населения. Так, в этот перечень входят территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН), Белорусское Общество Глухих (БелОГ), Белорусское Товарищество Инвалидов по Зрению (БелТИЗ), Областной территориальный центр по социальному обслуживанию инвалидов и пенсионеров. Например, на основе клубного объединения ОО БелОГ, ЧУП «Галант» существует 6 клубов: художественный клуб «Мозаика», клуб любителей бильярда «Пирамида», клуб полезных советов «АВС», клуб здорового образа жизни «Трезвость и здоровье», кинематографический клуб «Экран» и клуб пенсионеров «Добрая встреча». Клубные мероприятия проводятся не реже одного раза в месяц. Инвалиды участвуют в различных фестивалях, конкурсах, вечерах встреч, выставках, беседах, выезжают на природу и пр. В ТЦСОН Первомайского района положительным опытом социализации на основе клубов отмечают участие инвалидов в Городе мастеров фестиваля «Славянский базар» а также театральную студию «Параллель». В учреждении работают кружки компьютерной грамотности "Байт" с обучением работе на компьютере для получения теоретических и практических навыков, позволяющих самостоятельно работать с персональным компьютером, "Рукодельница" для трудовой реабилитации инвалидов, двигательной активности и реабилитации "Физкульт-УРА" с занятиями лечебной физкультурой и использованием спортивно-тренажерного оборудования, а так же танцевальный кружок "Свобода движения". Таким образом, можно прийти к выводу, что в учреждениях социального обслуживания ведётся конкретная и разнообразная работа с людьми с ограниченными возможностями. С целью определения эффективности работы по решения проблемы одиночества и социализации инвалидов нами было проведено исследование на базе ТЦСОН Октябрьского района. В учреждении создано 2 клуба. Первый клуб называется «Мы вместе». Он был создан в мае 2008 года. Первоначально клуб относился к отделению социальной адаптации и реабилитации, впоследствии, когда появилось отделение дневного пребывания для инвалидов, объединение закрепили за ним. Клуб «Мы вместе» является общественным объединением людей с ограниченными возможностями и действует в пределах полномочий Положения клуба. Целью клуба «Мы вместе» является создание условий для удовлетворения потребностей в общении и самореализации людей с ограниченными возможностями.
В качестве задач клуба обозначены: ¾ организация досуга людей с ограниченными возможностями; ¾ формирование активной жизненной позиции и рост самооценки людей с ограниченными возможностями; ¾ социальная адаптация и реабилитация людей с ограниченными возможностями. Приоритетными направлениями деятельности клуба являются: ¾ организация и проведение досуга; ¾ участие в культурной и общественной жизни города (посещение концертов, выставок, театральных постановок); ¾ организация и проведение мероприятий, носящих познавательный и образовательный характер; ¾ проведение мероприятий, направленных личностный рост, развитие самооценки (диспуты, тренинги). Ежедневно члены клуба участвуют в кружковой работе (по положению – не более 7 человек в кабинете). На данный момент клуб посещает 16 человек, из них 7 юношей и 9 девушек в возрасте от 16 до 25 лет. Второй клуб носит название «Забота» и является общественным объединением по интересам родителей людей с ограниченными возможностями. Клуб был создан 1 февраля 2011 года с целью создания условий для удовлетворения потребностей в общении и оказания помощи родителям молодых людей с ограниченными возможностями. В своей деятельности клуб выполняет следующие задачи: ¾ просветительская работа среди родителей людей с ограниченными возможностями; ¾ психологическая помощь родителям людей с ограниченными возможностями; ¾ создание благоприятного психологического микроклимата в отделении дневного пребывания для инвалидов; ¾ организация преемственности в социальном сопровождении: семья – отделение дневного пребывания для инвалидов – молодой человек с ограниченными возможностями. Для реализации поставленных задач в клубе ведётся работа по следующим направлениям: ¾ организация и проведение просветительской работы для родителей молодых людей с ограниченными возможностями; ¾ вовлечение родителей в организацию и проведение досуга; ¾ участие родителей инвалидов в культурной и общественной жизни города (посещение театра, выставок). В нашем исследовании приняло участие 40 молодых людей с ограниченными возможностями в возрасте от 14 до 25 лет. Нами было опрошено 2 группы респондентов: к первой относятся молодые инвалиды не состоящие в клубе, ко второй – лица, состоящие в клубе при ТЦСОН. Проанализировав полученные данные, мы заметили, что клубная работа в ТЦСОН имеет благотворное влияние на людей с ограниченными возможностями, так она не только избавляет их от проблемы одиночества (90% респондентов, состоящих в клубе, отметили, что не чувствуют себя одиноко, в то время, как из молодых людей, не посещающих клуб, только 5% выделили этот вариант ответа), но и позволяет почувствовать себя нужными, полноценными гражданами общества, вести более активный образ жизни (Рис.1.1).
Рис. 1.1Ответы респондентов на вопрос: «Чувствуете ли вы себя одиноко?» На вопрос «Считаете ли вы свой досуг насыщенным?» 85% участников клуба ответили положительно, и 15% сочли свой досуг насыщенным иногда, а из респондентов, не состоящих в клубе, насыщенным свой досуг не считает никто. Досуг считают насыщенным иногда 45% (Рис. 1.2).
Рис. 1.2Ответы респондентов на вопрос: «Считаете ли вы свой досуг насыщенным?» Следует отметить, что инвалиды, состоящие в клубе больше склонялись к мероприятиям, которые предполагают активное участие, в то время как люди, не посещающие клуб предпочитали пассивные мероприятия, такие, как посещение выставок, концертов, театров. Еще одним показателем большей активности участников клуба может служить то, что среди них 60% хотели принимать непосредственное участие в мероприятии, в то время как среди респондентов, которые в клубе не участвуют их только 20%, что на 40% меньше. Таким образом, проанализировав источники литературы, а также опыт различных учреждений социального обслуживания населения по организации досуга лиц с ограниченными возможностями, мы пришли к выводу, что данный вид деятельности имеет огромное значение как для самих людей с ограниченными возможностями, так и для общества в целом. Благодаря организации досуга в целом и клубной работе в частности, инвалиды имеют возможность успешно социализироваться, а так же интегрироваться в мир здоровых людей, что способствует рациональному использованию человеческих ресурсов.
Список использованных источников: 1. Гуслова, М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением: учебное пособие для вузов / М.Н. Гуслова. – Москва: Академия, 2007. – 256 с. 2. Смирнова, Р.А. Мир инвалида глазами социолога: монография/ Р.А. Смирнова – Минск, Белорусская наука, 2006. – 219 с. 3. Храпылина, Л.П. Реабилитация инвалидов / Л.П. Храпылина. – Москва: Экзамен, 2006. – 415 с. 4. Ярицкая-Смирнова, Е.Р., Наберушкина, Э.К. Социальная работа с инвалидами / Е.Р. Ярицкая-Смирнова. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 318 с.
ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНО - ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.51 (0.009 с.) |