В процессе сюжетно-ролевой игры



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В процессе сюжетно-ролевой игры



Миклашевич В.Ф.,студентка 5 курса

(г. Минск, УО «БГПУ им. М. Танка»)

Научный руководитель – Вахобжонова З.Б., преподаватель

 

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами [1].

Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь – это, прежде всего средство общения, средство высказывания и понимания. Общение, основанное не передаче мысли и переживаний, непременно требует адекватной системы средств, которой и является речь.

Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. У дошкольника ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Исследования многих авторов показывают, что большинство детей испытывают трудности в общении, в усвоении родного языка – его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Не владея родным языком, ребенок не сумеет усвоить навыки диалогического общения, так как диалог, как вид общения, предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживании речевого взаимодействия с партнером. Отсутствие или дефицит диалогического общения может привести к искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях [3].

Анализ психолого-педагогической литературы (Н.С. Кожанова, Т.Л. Свиридюк) показал, что дошкольники с нарушениями зрения имеют особенности в развитии диалогических умений. Как правило, дети с нарушениями зрения не используют развернутые фразы, их речь непоследовательна, сбивчива, при этом может теряться смысл фразы, интонационная окраска речи бедная, маловыразительная, что делает их общение скованным, сдержанным.

Специальные исследования (Н.С Кожанова, И.Г. Корнилова, Е.А. Лапп) показывают, что у дошкольников с нарушениями зрения, необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Отсутствие четких представлений о социальных законах бытия, человеческого общежития, недостаточное развитие эмоционально выразительных средств осложняют овладение детьми с нарушениями зрения навыками коммуникативной деятельности. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения [2].

Цельнашего исследования состояла в разработке серий сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения.

 

Для достижения поставленной цели было поставлено ряд задач:

1. Определить научно-теоретические аспекты формирования диалогической речи дошкольников с нарушениями зрения.

2. Изучить влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи дошкольников с нарушениями зрения.

3. Определить направления коррекционно-педагогической работы и разработать серию сюжетно-ролевых игр по формированию диалогической речи дошкольников с нарушениями зрения.

С целью изучения особенностей диалогической речи у детей с нарушениями зрения было проведено экспериментальное исследование на базе дошкольного учреждения №7 г. Щучина Гродненской области, в котором принимали участие 12 детей с нормальным зрением, 11 детей с амблиопией и косоглазием, а также глубоким слабовидением.

Проведенное исследование позволило выявить большую зависимость сюжетно-ролевой игры и общения дошкольников, а также ряд трудностей, которые они испытывают в игре. Большинство детей с нарушениями зрения затрудняются находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека – всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга в игре.

В ходе экспериментального исследования было выявлено значительное отставание в развитии диалогических умений в сюжетно-ролевой игре дошкольников с нарушениями зрения по сравнению с нормальновидящими сверстниками. Дети, имеющие низкий уровень развития диалогических умений (18%) с трудом вступали в контакт, плохо общались в паре, задавали мало вопросов, не владели формами речевого этикета, мало использовали мимику и жесты. Дети, имеющие средний уровень развития диалогических умений (73%) вступали в контакт, задавали вопросы, использовали мимику и жесты, но требовали помощи взрослого. Дети, имеющие высокий уровень (9%) активно вступали в контакт, хорошо общались в паре, задавали вопросы, владели формами речевого этикета, активно использовали мимику и жесты.

Полученные результаты позволили определить направления коррекционно-педагогической работы, а также разработать серию сюжетно-ролевых игр, способствующих развитию диалогических умений старших дошкольников с нарушениями зрения.

Нами была разработана серия сюжетно-ролевых игр под общим названием «Я и мир вокруг», которая включает следующие игры: «Дочки-матери», «Детский сад», «Парикмахерская», «Скорая помощь», «Зоопарк», «Цирк», «Строительство», «Путешествие».

Каждая игра способствует формированию определенных диалогических умений и усвоению важных социальных ролей. Данная серия игр подобрана с учетом принципа поэтапности: начиная с более простой игры и заканчивая наиболее сложной игрой, а так же с учетом зрительных возможностей детей с нарушениями зрения.

Разработанная серия сюжетно-ролевых игр будет способствовать развитию диалогических умений у детей с нарушениями зрения, повысит их двигательную активность, расширит опыт предметно-практической деятельности и обеспечит положительный эмоциональный отклик на ее результаты.

Список цитированных источников:

1. Арушанова, А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. - №5.

2. Кожанова, Н.С. Исследование сформированности коммуникативных умений дошкольников с нарушением зрения / Н.С. Кожанова // Специальное образование. – 2009. – №2.

3. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.120.195 (0.012 с.)