Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимосвязь стиля материнского воспитанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте И ВОСПРИЯТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ ШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Голубцова О.В., студентка 6 курса (г. Могилев, УО «МГУ им. А.А. Кулешова») Научный руководитель – Калачева И.В., кандидат психологических наук, доцент В настоящее время особое внимание уделяется обучению и воспитанию детей, имеющих психические и (или) физические нарушения. Одной из таких категорий детей являются школьники с нарушением зрения, значительная часть которых получает образование в специальных школах - интернатах. Однако для полноценного развития личности и интеграции в общество детей с нарушением зрения недостаточно усилий образовательного учреждения. Созревание эмоциональной и личностной сферы ребенка с нарушением зрения тесно связано с позитивными отношениями «мать-ребенок», которые формируются в первые месяцы и годы жизни. В связи с этим актуальным является изучение взаимосвязи стиля материнского воспитания и восприятия взаимоотношений в семье школьниками с нарушением зрения. Возросшее в конце XX в. внимание общества к проблемам семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, стимулировало появление работ Е.М. Мастюковой Р. Е., Овчаровой, В.В. Ткачевой, Г.Г. Филипповой и др., в которых характеризуются семейная атмосфера и влияние социального окружения на развитие «особенного» ребенка [1, 2, 3, 4]. Для семьи рождение ребенка с особенностями психофизического развития является кризисным событием, которое накладывает отпечаток на психоэмоциональное состояние каждого из ее членов, вынуждает изменить и переориентировать всю структуру семейного взаимодействия. Семейная структура представляет собой комплексную, динамическую характеристику, отражающую внешнюю совокупность взаимоотношений, опосредованную внутренними психологическими свойствами лиц, в нее включенных. По мнению В. Б. Пархомовича в семейную структуру входит вся совокупность межличностных активных взаимодействий в семье, которая раскрывается в ролевых, иерархических и дистантных отношениях [5]. И.И. Мамайчук, Г. Прейслером, Л.И. Солнцевой, С.М. Хорош изучалась позиция, которую занимают родители по отношению к ребенку с нарушением зрения. Было выделено две противоположные позиции – адекватная и неадекватная, различающиеся по мотиву, чаще неосознаваемому, который побуждает их к внешне сходным действиям [6, 7, 8]. Для адекватной родительской позиции основным мотивом является стремление всеми имеющимися средствами максимально приспособить ребенка к окружающей жизни, при этом он воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. Сам ребенок и недостаточность у него зрения родителями принимаются [7]. При неадекватной позиции основным мотивом у родителей служит стремление любой ценой доказать себе и окружающим, что у ребенка нет дефекта. Авторы выделяют несколько вариантов неадекватной родительской позиции [6,7]: непринятие дефекта, а, следовательно, и самого ребенка; принятие ребенка, но отвержение наличия у него дефекта; принятие дефекта, но отвержение самого ребенка; принятие и ребенка, и дефекта, однако ребенок воспринимается как жертва обстоятельств. Одной из причин неадекватного эмоционального развития могут быть причины недостаточного взаимодействия «мать-ребенок» в раннем возрасте, а также недостаточно правильное его воспитание в детских учреждениях, с дефицитом эмоционально-положительного общения со взрослым, в частности тактильного, в котором он особенно нуждается. Это может быть одной из причин своеобразного снижения интеллектуальной активности у детей с нарушением зрения. С целью изучения особенностей взаимосвязи стиля материнского воспитания в семьях, воспитывающих младших школьников с нарушением зрения и особенностей восприятия учащимися взаимоотношений в семье нами было проведено эмпирическое исследование. Для выявления опыта матерей в воспитании ребенка, ошибок в воспитании, нарушений в системе взаимного влияния членов семьи, нарушений в структурно – ролевом аспекте жизнедеятельности семьи и в механизме интеграции семьи, а также изучения стиля материнского воспитания нами была использована методика «Анализ семейного воспитания» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса [9]. Восприятие младшими школьниками с нарушением зрения взаимоотношений в семье нами было исследовано с помощью опросника социализации для школьников «Моя семья», который позволяет установить такие факторы в семейном воспитании, как гибкость воспитательных установок, воспитание самостоятельности, взаимопомощь в семье, общность интересов, доминирование матери или отца, отношение к школе, а также уровень взаимоотношений в семье: благополучный, менее благополучный, удовлетворительный, неблагополучный [10]. В исследовании приняли участие 25 младших школьников с нарушением зрения и 25 матерей этих детей, а также 20 учащихся данной возрастной категории, не имеющих дефекта в развитии и их матери.
Результаты диагностики с помощью методики АСВ представлены в таблице 1:
Таблица 1 – Преобладающий стиль материнского воспитания
Анализ данных с помощью опросника АСВ показывает, что в 24% семей школьников с дефектом зрения выявлена потворствующая гиперпротекция, т.е. ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. В 29 % семей, воспитывающих школьников с нарушением зрения и 15% семей с ребенком без дефекта наблюдается такой стиль материнского воспитания как доминирующая гиперпротекция, т.е. ребенок находится в центре внимания матери, которая отдает ему много сил и времени, в то же время лишая его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. В 47 % семей школьников с нарушением зрения и 50% семей, воспитывающих детей без патологии не выявлен преобладающий стиль материнского воспитания, что может быть показателем использования адекватных методов и стратегий в воспитании. Статистический анализ данных позволил выявить достоверность различий в стиле воспитания в семьях, воспитывающих школьников с нарушением зрения и в семьях их нормально развивающихся сверстников ( Особенности восприятия семейных взаимоотношений младшими школьниками с нарушением зрения и их сверстниками без особенности зрения, выявленные по методике «Моя семья», представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Восприятие младшими школьниками факторов семейных взаимоотношений в семьях
Статистический анализ данных показал, что существуют достоверные различия между восприятием семейных взаимоотношений у школьников с нарушением зрения и их нормально развивающихся сверстников по фактору «Гибкость воспитательных установок» (U=38,5; р≤0,05). Мы полагаем, что это может быть обусловлено различиями в тесноте контактов с родителями у этих категорий школьников. По фактору «Воспитание самостоятельности» нами получены статистически достоверные различия (U=74; р≤0,05): школьники с нарушением зрения считают, что родители стимулируют в них самостоятельность, в то время как учащиеся без патологии зрения воспринимают действия родителей как ограничивающие их самостоятельность. В результате статистического анализа уровней взаимоотношений в семьях младших школьников с патологией зрения и без нарушения нами статистически достоверно установлено, что младшие школьники с нарушением зрения воспринимают взаимоотношения в семье как более благополучные, чем их нормально развивающиеся сверстники (U=30; р≤0,05). Мы полагаем, что наличие дефекта у ребенка вызывает заинтересованность родителей в получении знаний и обретении навыков, способствующих продуктивному взаимоотношению с ребенком. Анализ литературы позволил предположить, что характеристики стиля семейного воспитания, выявленные по методике АСВ, связаны с факторами семейного воспитания и уровнем взаимоотношений в семье, выявленными по методике «Моя семья». В связи с этим нами был проведен ранговый корреляционный анализ этих переменных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена Таблица 3 – Взаимосвязь восприятия школьниками с нарушением зрения факторов и уровней взаимоотношений в семье с характеристиками стиля материнского воспитания
** - взаимосвязь достоверна при уровне значимости р≤0,05 * - взаимосвязь достоверна при уровне значимости р≤0,01
Нами установлена умеренная отрицательная корреляция между доминированием родителей в воспитании детей и восприятием гибкости воспитательных установок, между жесткостью семейного воспитания и восприятием гибкости воспитательных установок, между подчинением и восприятием воспитания самостоятельности, между минимальностью санкций и восприятием дружественности взаимоотношений, между чрезмерностью требований и восприятием уровня семейных взаимоотношений. Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что стремление родителей к доминированию воспринимается младшими школьниками с нарушением зрения как ограничение, подавление самостоятельности детей. Минимальность санкций по отношению к детям способствует восприятию взаимоотношений детьми как дружественных. Наблюдается средняя отрицательная корреляция между фобией утраты ребенка и восприятием уровня семейных взаимоотношений. Мы полагаем, что боязнь за жизнь своего ребенка стимулирует воспитательную неуверенность матери, что негативно сказывается на восприятии младшими школьники с нарушением зрения уровня взаимоотношений в семье. Таким образом, в результате теоретического анализа литературы было установлено, что появление в семье ребенка с нарушением зрения является фактором, который может усиливать и обострять проблемы семейного взаимодействия. По отношению к ребенку с нарушением зрения у матери может быть сформирована адекватная или неадекватная позиция которая может повлиять на стиль материнского воспитания. В результате эмпирического исследования было установлено, что в семьях, воспитывающих младших школьников с нарушением зрения, помимо адекватного стиля воспитания (47%), 53% используют доминирующую и потворствующую гиперпротекцию. Младшие школьники с нарушением зрения воспринимают взаимоотношения в семье как более благополучные, чем их нормально развивающиеся сверстники, а установки родителей на воспитание оцениваются как более гибкие, ориентированные на формирование самостоятельности в школьниках. Опираясь на полученные данные необходимо отметить, что нарушение зрения у ребенка является фактором формирования стиля материнского воспитания, который взаимосвязан с особенностями восприятия данной категорией школьников семейных взаимоотношений. Список цитированных источников: 1. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. – 437 с. 2. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. – 319 с. 3. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева // Дефектология. – 1998. – № 4. – С. 3 – 9. 4. Филиппова, Г.Г. Психология материнства: учеб. пособие / Г. Г. Филиппова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. – 240 с. 5. Пархомович, В. Б. Характеристика структуры семьи, воспитывающей детей с особенностями психофизического развития / В.Б. Пархомович // Дэфекталогія. – 2007. – № 5. – С. 13-22 6. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / под ред. И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2006. - 400 с. 7. Прейслер, Г. Несколько замечаний о развитии слепых детей / Г. Прейслер. – СПб.:изд. центр «САТЕЛЛ», 1995. – 186 с. 8. Солнцева, Л.И. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста / Л.И. Солнцева, С.М. Хорош. – М.: ВОС, 2003. – 65 с. 9. Слепкова, В.И. Психологическая диагностика семейных отношений / В.И. Слепкова, Т.А. Заеко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 196с. 10. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие /под ред. Л.А. Головей, С.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.01 с.) |