Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детская и молодежная политика в швейцарии

Поиск

Аленкуц В.Э., студент 5 курса

(г. Минск, Белорусский государственный университет)

Научный руководитель – Вашкевич А.Е., кандидат юридических наук, доцент

 

Швейцария – страна противоречий. Здесь говорят на четырех государственных языках, живут в 26-ти исторически сложившихся кантонах, отличающихся друг от друга. Значительная часть ее населения – это культурные, этнические, религиозные и языковые меньшинства. До середины прошлого века Швейцарию не раз потрясали войны за власть, но именно в этой стране федеральное правительство пытается заложить основы детской и молодежной политики на перспективу.

Так, Федеральный совет (Бундестат), т.е. правительство Швейцарии, заявляет о своем твердом намерении расширить участие Федерации в таких областях, как защита детей, обеспечение молодежи и поощрение участия молодежи в политике, гарантируя при этом преимущественно федеральные рамки детской и молодежной политики в Швейцарии. Предлагаемые меры как реакция на новые потребности меняющегося общества направлены на изменение существующего Швейцарского федерального законодательства в области защиты прав детей, предотвращение жестокого обращения и насилия в отношении детей, а также содействие проведению молодежных мероприятий.

В настоящее время в Швейцарии проживают около 2,6 миллиона молодых людей в возрасте до 30 лет. Они составляют треть от общей численности населения. По международным стандартам, общие стартовые условия являются весьма благоприятными для молодых людей, чье взросление происходит в Швейцарии. В исследовании на тему «Ценности и жизненные возможности в переходный период», входящем в научную серию швейцарских молодежных исследований [1], сделан вывод о том, что молодые швейцарские мужчины и женщины по-прежнему остаются возрастной группой с неизменно позитивными и реалистичными ориентирами. К примеру, большинство молодых людей показывает высокий уровень удовлетворенности и стремится реально достичь определенных целей в жизни.

Как и в других европейских странах, В Швейцарии в результате социального, технического и экономического развития в последние десятилетия положение детей и молодежи претерпело кардинальные изменения. Переход от обучения в школе к быстро меняющемуся миру труда, от зависимой к самостоятельной жизни сегодня гораздо менее стандартизирован и представляется более разнообразным. Это открывает широкий круг возможностей для молодежи, но и приводит к неопределенности и чрезмерной нагрузке. Глобализация экономики вызывает потребности в высококвалифицированном труде, новые технологии создают основу для изменений в нашей повседневной коммуникации, что требует наличие основных компетенций. Помимо языковых, математических и технических компетенций к ним относятся также социальные и жизненные компетенции, в приобретении которых большую роль играют система формального образования и внешкольное пространство обучения и приобретения опыта. В результате этого в последние годы были сделаны усилия, давшие толчок в деле гармонизации обязательного образования в Швейцарии.

В 2011 г. в Швейцарии при рассмотрении Закона о профессиональном образовании все профессии, за исключением университетов, были приведены в единую систему. Термин «Европейские квалификационные рамки» («Копенгагенский процесс») также хорошо известен в Швейцарии и является ориентиром для профессиональной подготовки в целях обеспечения ее конкурентоспособности на международном уровне.Подавляющее большинство молодых людей имеет возможность получить солидную профессиональную подготовку. Это рассматривается в качестве важной причины низкого уровня безработицы среди молодежи Швейцарии – по международным стандартам. Вместе с тем, проявляются неравенство и проблемы. Данные Федеральной миграционной службы позволяют сделать вывод о том, что от 15 до 20% иностранной молодежи не проходят через регулярное профессиональное обучение и, следовательно, имеют более высокий риск безработицы и зависимости от социальных пособий. Неудовлетворительное положение молодых людей, и особенно молодежи во второй фазе миграции, на рынке профессиональной подготовки может объясняться тем фактом, что многие из этих молодых людей находятся в неблагоприятном положении еще на стадии обязательного школьного образования [2]. Результаты проведенной Национальной научно-исследовательской программы NFP52, озаглавленной «Дети и молодежь в Швейцарии» подтвердили, что дети из семей с низким доходом и уровнем образования, семей с одним родителем или опытом миграции имеют значительно худшие стартовые условия, чем их сверстники. В недавнем экспертном мнении по проблемам насилия в молодежной среде криминолог д-р Мануэль Эйзнер описал взаимодействие различных факторов риска личностного, семейного, школьного и районного плана, которые ассоциируются с высоким риском применения насилия. Молодежное насилие является частью поведенческого синдрома, который включает в себя ряд других проблемных форм поведения (например, алкоголь и наркомания, распущенность, прогулы)[3].

В отношении вышеупомянутых проблемных ситуаций прилагаются различные усилия по разработке адекватных решений на уровне кантонов и Федерации. В сотрудничестве с кантонами, например, Федерация разработала всеобъемлющую программу приоритетных действий в целях содействия интеграции. Недавними изменениями в Уголовном кодексе несовершеннолетних сделан акцент на образовательный принцип и предусмотрено, что в случае репрессивных мер особое внимание следует уделить жизни и семейному положению молодого человека как индивида, а также развитию его личности. На протяжении ряда лет Федерация оказывает поддержку в виде стартового капитала для учреждений, ухода за детьми дошкольного возраста в дополнение к помощи, оказываемой семье. Это средства предназначены для того, чтобы родители, особенно матери, работали. Также признано, что уход за детьми вне семьи и целенаправленное раннее вмешательство могут компенсировать имеющиеся недостатки – например, в языковой компетенции.

В соответствии с вышеупомянутым заявлением становится ясно, насколько важны действия правительства в различных областях образовательной политики для создания благоприятных условий по воспитанию детей и молодежи. Основные цели детской и молодежной политики в Швейцарии: обеспечение защиты, благополучия и социальной интеграции детей и молодежи через общественную деятельность; мероприятия и средства для содействия развитию детей и молодежи как ответственных и социально компетентных личностей с учетом их конкретны интересов и потребностей.

Реализация целей происходит по 3-м основным направлениям: защита, поддержка и участие, которые вытекают из принципов международного и конституционного права:

1. Как политика защиты, детская и молодежная политикадолжна гарантировать защиту прав детей и молодежи от рисков под влиянием негативных последствий и их воздействия на окружающую среду. Инвестиции в детскую и молодежную политику поэтому эффективны, т.к. позволят предотвратить долгосрочные расходы на меры по исправлению положения в отношении понесенных убытков.

2. Как промоутер развития и самостоятельности, детская и молодежная политикасвязана с поддержкой развития детей и молодежи, а также постепенным обучением независимости, самостоятельности и социальной ответственности.

3. Как политика участия и совместного управления, детская и молодежная политикасвязана с пониманием того, что молодые люди являются субъектами (правовыми) своих собственных прав и ресурсами со своими творческими идеями, попытками решения социальных и политических проблем. В рамках этой деятельности формы участия должны быть ориентированы на соответствующие возможности для детей и молодежи разных возрастных групп.

Будучи федеральным государством, Швейцария построена по принципу федерализма, который означает, что кантоны как члены Федерации имеют высокую степень автономии. Деятельность государства на всех уровнях дополняется волонтерской деятельностью неправительственных организаций и частными инициативами. Кантоны несут основную ответственность за разработку и осуществление детской и молодежной политики, которая на федеральном уровне разрабатывается медленно. В этой области Федерация имеет ограниченное количество функций: защита интересов детей и молодежи в соответствии с Гражданским и Уголовным кодексами, предотвращение жестокого обращения с детьми, финансирование молодежных служб. Основополагающая идея заключается в передаче ответственности структурам, которые меньше по масштабам, но ближе к заинтересованным сторонам. Но это также означает, что существуют разные подходы в понимании детской и молодежной политики на уровне 26 кантонов.

Согласно проведенному исследованию, только около половины всех кантонов рассматривают детскую и молодежную политику как охватывающую одновременно защиту и поддержку молодежи. Напротив, ряд кантонов разработал независимую и отдельную политику по защите детей и молодежи, сосредоточившись на этой области и уделяя меньше внимания их поддержке [4]. Таким образом, только в некоторых кантонах имеется всеобъемлющее молодежное законодательство или конкретные положения о молодежи в рамках общего законодательства. Так, в молодежных актах, принятых после пересмотра Федеральной конституции кантоном Вале 11 мая 2000 года, кантоном Фрибург 12 мая 2006 года, кантоном Юра 22 ноября 2006 года, детская и молодежная политика определяется в широком смысле и ориентирована на соответствующие положения Конвенции ООН о правах ребенка и Федеральной конституции. В 1997 году Швейцария ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка от 28 ноября 1989 года. В 2000 году пересмотренная Федеральная Конституция ликвидировала пробелы и устранила недостатки. С точки зрения перспектив детской и молодежной политики имеют особое значение ст. 11, 41 и 67 Федеральной Конституции.

С учетом федеративного разделения обязанностей и гетерогенного характера детской и молодежной политики в кантонах, различные деятели подвергают критике нынешнюю ситуацию в Швейцарии. Организации внешкольной работы с молодежью, Федеральная комиссия детей и молодежи (Eidgenössische Kinder- und Jugendkommission) и Конференция служб детей и молодежи (Konferenz der kantonalen Beauftragten für Kinder- und Jugendförderung) неоднократно критиковали недостаток координации и сотрудничества между кантонами и Федерацией, недостаточную поддержку соответствующих служб, а также отсутствие общей стратегии и управления. Кроме того, отсутствие возможностей для контроля над содержанием молодежной работы, проводимой молодежными службами Федерации, деятельность которых основана на законе о поддержке внешкольной молодежной работы (1989 г.) с ориентацией на работу с молодежью и ассоциациями, уже не отвечает требованиям современной политики детских и молодежных служб. Швейцарское правительство признало необходимость оптимизировать детскую и молодежную политику, оказать ей содействи в рамках существующего распределения властных полномочий. Однако, оно выступает против требования федерального законодательства об обязательной спецификации услуг, предоставляемых в кантонах.

Таким образом, для системы с федеральной структурой значимы и необходимы некоторая координация и механизмы обмена, четкое определение полномочий и обязанностей на различных уровнях, обеспечение конструктивного взаимодействия на различных административных уровнях, а также привлечениенеправительственных организаций. Как следствие, Федерация активизирует свои обязательства в детской и молодежной политике и оказывает поддержку кантонам в области проектирования, разработки и реализации их молодежной политики. В результате умелой разработки механизмов сотрудничества на различных уровнях федерация стремится заложить основу для эффективной детской и молодежной политики.

Список цитированных источников:

1. Haltiner, K. W.; et.al. (2008): Werte und Lebenschancen im Wandel: Eine Trendstudie zu den Lebens-, Bildungs-, Arbeits- und Politikorientierungen junger Erwachsener in der Schweiz. [Ценности и жизненные возможности в период перехода: изучение тенденции по ориентации молодых людей в Швейцарии в отношении жизни, образования, занятости и политики], Vol. 19. Wissenschaftliche Reihe der Eidgenössischen Jugendbefragungen ch-x [Научная серия исследований о молодежи, Швейцарии ch-x]. Verlag Rüegger. Zürich/Chur.

2. Bundesamt für Migration: Probleme der Integration von Ausländerinnen und Ausländern in der Schweiz. Bestandesaufnahme der Fakten, Ursachen, Risikogruppen, Massnahmen und des integrationspolitischen Handlungsbedarfs [Федеральная миграционная служба: проблемы интеграции иностранцев в Швейцарии. Исследование фактов, причин, групп риска, действий и необходимости действий интеграционной политики]. Берн, июль, 2006.

3. Schultheis, F.; et.al. (ed.) (2008): Kindheit und Jugend in der Schweiz: Ergebnisse des Nationalen Forschungspgrogramms Kindheit, Jugend und Generationenbeziehungen im gesellschaftlichen Wandel [Дети и молодежь в Швейцарии: результаты национальной исследовательской программы в отношении детства, молодежи и межпоколенческих отношений в период социальных перемен] Beltz Verlag. Weinheim/Basel.

4. Cf. Lüscher, K. (2008): Kinder- und Jugendpolitik im Kontext von Generationenpolitik [Детская и молодежная политика на фоне поколенческой политики]. В: Eidgenössisches Departement des Innern (EDI) [Швейцарский Департамент внутренних дел, SDI]. Schweizerische Kinder- und Jugendpolitik: Ausgestaltung, Probleme und Lösungsansätze [Швейцарская детская и молодежная политика: проекты, проблемы и решения]. – С. 9.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 894; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.101 (0.009 с.)