Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выявление факторов риска в речевом развитииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Плиско Л.С., студентка 4 курса (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова») Научный руководитель – Лауткина С.В., старший преподаватель
Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь (статья 25 Всеобщей декларации прав человека) Современные позитивные изменения в правовом и образовательном пространстве во всём мире привели к интенсивному развитию новых областей педагогических наук (педагогики пренатального периода и раннего возраста, педагогики индивидуальности и образовательной интеграции). Ранняя комплексная помощь детям, в связи с возможными или имеющимися нарушениями в развитии, опирается на решение Саламанской всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями «Доступность и качество» (1994), где говорится о том, что «первые 6 лет жизни, и особенно первые 3 года, наиболее значимы для формирования умственных способностей, личного и социального поведения подрастающего человека. Недостаточное внимание к периоду раннего развития приводит к невосполнимым потерям в становлении психических функций и необходимых навыков» (статья 53) [4, 5]. Необходимость мер по ранней диагностике и коррекции в развитии детей связана с наличием в стране тревожной демографической ситуации, характеризующейся не только общим снижением рождаемости, но и увеличением детей с патологией. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию [1, 4]. Перинатальная отягощенность за последнее десятилетие возросла в 1,9 раза и составила 544,7 на 1000 родившихся. Проблема перинатальной энцефалопатии (ПЭП) у детей с ранними поражениями мозга приобрела особую актуальность в последние десятилетия в связи с увеличением рождения детей с ПЭП – до 60-70%. Причинами, вызывающими ПЭП, могут быть неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, различные родовые травмы; тяжелые заболевания, перенесенные в раннем возрасте [2]. Часто у детей с ПЭП наблюдаются нарушения в речевом развитии. Проблема ранней диагностики и коррекции развития детей с нарушениями речи в современной литературе представлена недостаточно. Большое распространение получили традиционные представления о том, что логопедическое воздействие целесообразно применять в случаях выраженного отставания речевого развития от возрастных нормативов. Исключение составляют лишь категории детей с врожденными дефектами артикуляционного аппарата, с детским церебральным параличом и другими рано диагностируемыми отклонениями психомоторного развития. Недостаточно разработаны вопросы выявления и диагностики отклонений в развитии речевой деятельности у детей с сохранными предпосылками интеллектуального развития и нормальным слухом, большая часть которых квалифицируется как группа риска по речевой патологии в возрасте 4-5 лет. В настоящее время наметилась тенденция к более раннему и углубленному обследованию психомоторного и коммуникативного развития ребенка, позволяющему своевременно выявить и скорректировать ранние признаки речевого недоразвития [2, 4]. Установлены наиболее значимые показатели лингвистического развития детей, позволяющие рано определить отставание или нарушение анатомо-физиологических предпосылок речевой деятельности. К ним относятся [1, 4]: • понимание речи в сенсомоторном периоде развития и характер последовательных стадий овладения импрессивной речью; • долингвистическая вокальная продукция (возраст и этапы вокализации, репертуар согласных звуков, организация лепетных звуков по типу итерации, структура слогов, просодия); • первые комбинации жеста и слова, речевые акты утверждения и просьбы (отдельные слова, двусловные высказывания), появление коммуникативных намерений; • начало активной речи (объем словаря и особенности детских номинаций, ранний синтаксис, аккомпанирующая речь, мотивированность речи действием или ситуацией); • овладение фонемным строем речи (последовательное образование дифференциации фонем по акустическим и артикуляционным признакам; характер фонетических трансформаций). Эти характеристики сопоставляются с данными клинико-психологического обследования и особенностями социальных и педагогических условий формирования речи ребенка. Настоящее эмпирическое исследование проводилось на базе городской центральной детской поликлиники г. Витебска на одном из педиатрических участков. Оно включало изучение анамнестических факторов риска (анамнестический метод – сбор информации о пренатальном, натальном, неонатальном и постнатальном периоде развитии ребёнка) биологического характера с использованием различных методов исследования. Биологические факторы риска изучались посредством медицинских документов (амбулаторных медицинских карт). Социальные факторы риска устанавливались с помощью метода беседы [6] в виде опроса лечащего врача ребенка, педагогического персонала, по возможности – родителей ребенка. В исследовании участвовало 64 ребенка. Среди них был проведен поисковый эксперимент с целью выборки детей, которым уже в младенческом возрасте были выставлены клинические диагнозы, свидетельствующие о наличии у них различных неврологических нарушений развития. Возраст исследуемых детей составлял от 1 месяца до 1,5 лет. Было выделено 32 ребенка с наличием показателей нарушения развития в раннем возрасте. Они стали участниками эмпирического исследования и составили экспериментальную группу (ЭГ). Среди этих детей в первые месяцы жизни 25 (78%) детям были поставлен диагноз «Перинатальная энцефалопатия» (ПЭП). ПЭП – это патология ЦНС плода и новорожденного, возникающая в перинатальном периоде развития и характеризующаяся диффузным поражением вещества головного мозга в результате инфекционных, токсико-метаболических, гипоксически-ишемических воздействиях, приводящая в итоге к гибели клеток нервной ткани [6]. Распределение детей по половому признаку в ЭГ было следующим: мальчиков – 19 (59,4%), девочек – 13 (40,6%). Все фазы развития ребёнка нами были разделены на 4 группы: пренатальные, натальные, неонатальные и постнатальные. В результате изучения анамнестических данных среди факторов пренатального риска чаще всего встречались: токсикозы и интоксикации при беременности у матери (30% случаев); заболевания матерей во время беременности, в т.ч. хронические и вирусные инфекции (25%); угроза прерывания беременности (18%); эмоциональное напряжение (4%). Наглядное соотношение факторов пренатального периода развития представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Соотношение пренатальных факторов риска у детей ЭГ (%)
Среди факторов перинатального периода отмечались: патологическое течение родов (42%); асфиксия (40%); желтуха новорожденных (6%); кесарево сечение (3%); обвитие пуповиной (3%); без патологии – 6%. В неонатальном периоде наиболее значимой причиной, приводящей к нарушению нормального хода развития, является ПЭП любой этиологии – до 75%. Остальные дети при рождении имели невысокую оценку по шкале Апгар (6 баллов). При сравнении патогенетической роли биологических и социальных факторов в различные периоды развития ребенка можно констатировать, что в нарушении нормального хода развития плода наибольшее патогенетическое значение на пренатальном, перинатальном и неонатальном этапе развития принадлежит биологическим факторам (асфиксия, желтуха новорожденных, кесарево сечение, обвитие пуповиной), а на постнатальном этапе развития возрастает влияние социальных факторов (обедненная в социально-культурном и образовательном аспектах среда) независимо от результатов воздействия биологических факторов на предшествующих этапах, что представлено на рисунке 2.
Рисунок 2 – Сравнительный анализ биологических и социальных факторов в пренатальном и перинатальном периодах развития у детей ЭГ (%) При сравнении детей ЭГ и КГ отмечается заметное снижение влияния биологических факторов на развитие плода и благоприятное течение беременности, родов и периода новорожденности у детей КГ. Влияние биологических и социальных факторов у детей ЭГ превышает влияние в КГ в 3 раза. Так как процесс развития детерминирован развитием ЦНС и развитие и формирование функций и навыков у человека в норме возможны только в строго определенный период, и это относится, прежде всего, к высшим психическим функциям – речи, вниманию, памяти, мышлению и социальным навыкам. Поэтому среди детей с ЭГ, опираясь на биологические и социальные факторы риска, которые могут привести к нарушению в развитии ЦНС (дизонтогенезу) можно сформировать следующие группы риска: 1-ая – группа детей высокого риска и 2-ая – дети группы риска. В свою очередь группа детей с высоким риском подразделена на 3 подгруппы: 1 подгруппа – дети с перинатальной энцефалопатией – 25 человек (78%); 2 подгруппа – недоношенные дети – 1 человек (3%); 3 подгруппа – дети от родителей, страдающих алкоголизмом – 7 человек (22%). Остальные дети ЭГ, родившиеся с низкой оценкой по шкале Апгар (6/7 баллов), – 7 человек (22%) составили 2-ую группу. По результатам проведенного теоретико-эмпирического исследования возможно создание программ по целенаправленному сопровождению детей групп риска (высокого риска) в речевом развитии. Разработка основных направлений раннего коррекционного воздействия и программ по коррекции речевого недоразвития может включать развитие импрессивной стороны речи, фонетического строя речи, словарного запаса, элементарных форм долингвистической и монологической речи, формирование коммуникативной функции с использованием накопленного словарного материала.
Список цитированных источников: 1. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова. – М: Астрель, 2007. – 231 с. 2. Зайцева, Л.А. Раннее выявление отклонений в развитии детей / Л.А. Зайцева, О.В. Доронин // Дефекталогия. – 2007. – № 5. – С. 23-29. 3. Назарова, Н.М. Специальная педагогика / Н.М. Назарова. – М.: Изд.центр «Академия», 2008. – 400 с. 4. Ранняя комплексная помощь детям с особенностями психофизического развития: учебно – методическое пособие / авт. сост. С.В. Лауткина. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2011. – 47с. 5. Степура, Н.А. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии / Н.А. Степура, Л.Ф. Бурдыко, И.А. Носко. – Мозырь: Белый ветер, 2007. – 147 с. 6. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. – Т. 1. – 2004 // www. wikipedia. ru. – Дата доступа – 22.10.2011.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.178 (0.011 с.) |