Формирование этапов и направлений социально-экономического развития Республики Бурятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование этапов и направлений социально-экономического развития Республики Бурятия



Сроки и этапы реализации стратегии

Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28.06.2014 г. №172 – ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Она реализуется в течение 14 лет и состоит изтрёх этапов.

Первый этап (2017-2019) –трехлетний период (Установочный);

Второй этап (2020-2025) – несколько периодов кратных трехлетнему циклу (Внедренческий);

Третий этап (2026-2030) – Стабилизационный.

Этапы реализации Стратегии различаются по условиям, факторам, рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики республики.

Первый этап (2017-2019 годы) основан на использовании тех преимуществ, которыми обладает экономика республики с целью повышения уровня и качества жизни населения. В данный период важно структурировать деятельность органов власти в соответствии со среднесрочными задачами Стратегии. Способствовать созданию оптимальных организационно-управленческих структур, обеспечивающих позитивные условия для консолидации внутреннего ресурса территории как фактора устойчивого развития республики, стимулируя развитие институтов гражданского общества в республике в целом и в отдельных муниципальных образованиях. Формировать условия для утверждения принципов гражданского согласия и позитивных форм взаимодействия общества и государства.

Принимая во внимание, что реализация Стратегии будет осуществляться в условиях продолжающегося геополитического кризиса, сохранения международных санкций в отношении компаний, банков и отдельных отраслей экономики, усиления ограничений на международных рынках капитала в совокупности с низкими ценами на экспортное сырье, а также вызванного указанными факторами ухудшения экономической ситуации и возможного продолжения спада российской экономики целесообразно переформатировать распределение бюджетных средств с увеличением расходов на социальную сферу и поддержку сельскохозяйственного производства для повышения устойчивости развития сельской экономики с учетом высокой доли населения, проживающего в сельской местности. При этом должны сохраниться опережающие темпы развития оздоровительного и экологического туризма. Определить приоритетные проекты развития с учетом федеральных и ведомственных целевых программ социально-экономического развития. Так же целесообразно изменить систему господдержки на поддержку малых институциональных форм – малый бизнес и НКО, а также развитие молодежных инициатив.

Второй этап (2020-2025 годы) основан на модели поступательного роста и развития конкурентоспособности в регионе. В республике будут создаваться институциональные условия для развития наукоёмкого агропромышленного комплекса, биотехнологии и фармацевтики. Модель активного экономического роста и развития конкурентоспособности в регионе будет формироваться за счет сформировавшейся прослойки малых и средних предприятий в сфере обрабатывающей промышленности, туризма, промышленности строительных материалов, внешней торговли, сервиса, финансовых услуг и АПК. В сложившихся условиях модернизации экономики региона возрастет роль и значение природной ренты для развития транспортной и туристской инфраструктуры. Возможные изменения инвестиционного климата позволят развивать проекты межрегиональной и международной интеграции.

Третий этап (2026-2030 годы) – сложившаяся специализация экономики с относительно высоким уровнем внутренне и внешне ориентированного сервиса может обеспечить заметный рост ВРП. Это позволит сформировать новую более сбалансированную модель развития экономики региона, значительно улучшить уровень и качество жизни населения. Появляется возможность активного привлечения третьего сектора для решения региональных проблем.

Сценарии

Неопределенность прогноза внешних условий обуславливает необходимость использования сценарных вариантов реализации Стратегии. Возможные сценарии социально-экономического развития определены совокупностью внешних и внутренних факторов, условий и предпосылок, в том числе складывающихся макроэкономических показателей в экономике России, особенностями государственной экономической политики и масштабами федеральной поддержки. Предполагаемые сценарииотражают состояние мирового и отечественного рынков.

В рамках Стратегии предполагается два варианта сценариев развития:

Вариант 1. Три сценария развития:

· сценарий 1 – инерционный (пессимистичный);

· сценарий 2 – базовый;

· сценарий 3 – оптимистический.

Инерционный сценарий. Данный сценарий предполагает замедление темпов экономического роста (возможно временное ухудшение положения в зависимости от влияния внешних факторов, для этих условий будет рассматриваться инерционный пессимистический сценарий), развитие идет по общероссийским инерционным трендам, существующие ресурсные ограничения не преодолеваются. В такой ситуации реализуются только наиболее приоритетные и наименее ресурсоемкие проекты, а также проекты с федеральной поддержкой (смещение сроков реализации проектов будет являться общим трендом).

Основные параметры инерционного сценария:

- закрепление позиций в традиционных сферах с целью формирования устойчивой модели развития, позволяющей обеспечить незначительное сокращение разрыва в конкурентоспособности большинства отраслей экономики республики от уровня развития экономики других регионов, что приведет к незначительной модернизации экономической структуры республики;

- стабилизация ситуации в малом предпринимательстве снижает угрозу роста безработицы;

- ограничение количества долгосрочных приоритетных проектов и программ, реализующих сравнительные преимущества экономики республики и ее социальной сферы;

- незначительный рост инвестиционной активности за счет местных предпринимателей и бизнес структур;

- незначительный рост интеграционных процессов с соседними регионами и поддерживание сложившихся международных связей способствует пространственному развитию региона;

- закрепление сложившейся институциональной среды, способствующей устойчивому и сбалансированному развитию.

Реализация инерционного сценария предполагает незначительный рост социально-экономических показателей региона.

Базовый сценарий. Данный сценарий предполагает реализацию необходимых мероприятий, направленных на преодоление негативных тенденций и ресурсных ограничений. В данном варианте реализуются проекты с низким риском и ряд ключевых крупных проектов с повышенными рисками, но обеспечивающих значительный рост экономики и социальной сферы.

Основные параметры сценария:

- закрепление конкурентных преимуществ в традиционных сферах, стимулирование роста конкурентоспособности во всех возможных отраслях с целью формирования устойчивой сбалансированной модели развития, формирование модели новой экономики, соблюдающей баланс интересов наукоёмкого агропромышленного производства, лесного хозяйства, оздоровительного туризма, транспортной отрасли и инновационных производств;

- развитие человеческого потенциала за счет повышения благосостояния и модернизации социальной сферы, а также рачительного использования природно-ресурсной ренты;

- осуществление большинства долгосрочных приоритетных проектов и программ совместно с федеральным центром;

- значительное улучшение инвестиционного климата для местного предпринимательства, а также российских и возможно иностранных инвесторов, ощущающих поддержку федеральных и региональных структур;

- создание предпосылок для активизации инновационной деятельности в регионе, способствующей поступательному развитию наукоёмких производств.

Реализация базового сценария предполагает рост социально-экономических показателей региона (на уровне 3-5 %) в год.

Оптимистический сценарий. Предполагает максимальное раскрытие потенциала развития региона, достижение необходимого уровня конкурентоспособности среди регионов СФО.

- успешно реализуется модель новой экономической политики, обеспечивающей полноценное развитие агропромышленного производства, основанного на эколого-технологической парадигме;

- институцианализируется структура экономики муниципальных территорий;

- развивается инновационная деятельность и наукоёмкое производство с использованием современных технологий;

- складывается привлекательность территории, формируется ее имидж, возрастает роль и место республики на федеральном уровне;

- растет конкурентоспособность агропромышленного производства и человеческого капитала.

Оптимистическому сценарию соответствуют максимальные значения интегрального рейтингового балла, по которым определяется место республики в рейтинге субъектов Российской Федерации.

Вариант 2. Два сценария развития:

• сценарий 1 – базовый;

• сценарий 2 – целевой.

Базовый сценарий. Данный сценарий предполагает сохранение темпов экономического роста (возможно временное ухудшение положения в зависимости от влияния внешних факторов, но выравнивание ситуации за пятилетний период), развитие идет по общероссийским трендам, существующие ресурсные ограничения не преодолеваются. В такой ситуации реализуются только наиболее приоритетные и наименее ресурсоемкие проекты.

Основные параметры базового сценария:

· закрепление позиций в традиционных сферах с целью формирования устойчивой модели развития, позволяющей обеспечить незначительное сокращение разрыва в конкурентоспособности большинства отраслей экономики республики от уровня развития экономики других регионов, что приведет к незначительной модернизации экономической структуры республики;

· стабилизация ситуации в малом предпринимательстве снижает угрозу роста безработицы;

· незначительный рост инвестиционной активности за счет местных предпринимателей и бизнес структур;

· незначительный рост интеграционных процессов с соседними регионами и поддерживание сложившихся международных связей способствует пространственному развитию региона;

· развитие институциональной среды в сторону развития кооперационных связей и третьего сектора.

Реализация базового сценария предполагает незначительный рост социально-экономических показателей региона.

Целевой сценарий. Предполагает максимальное раскрытие потенциала развития региона, реализацию прорывных проектов как локального, так и федерального масштаба.

· Реализуется несколько прорывных проектов на территории республики;

· Выравнивается уровень социально-экономического развития муниципальных районов за счет вовлечения местного населения в новые проекты;

· Растет конкурентоспособность производства и человеческого капитала.

 

Предлагаемая структура направлений развития (госпрограмм) в соответствии с планируемой структурой обновленного варианта Стратегии 2030 РФ:

Блок 1. Социальная сфера

1. Социальная политика

2. Развитие человеческого капитала (образование, труд, миграция, молодежная политика)

3. Здоровье человека (здравоохранение, физкультура и спорт)

4. Культура, досуг.

Блок 2. Экономика

5.Сельское хозяйство и АПК

6.Промышленность

7. Торговля и сервис

8. Модель экономического роста и структура экономики: развитие приоритетных отраслей, сфер, кластеров (генерация мер селективной поддержки), но направление может быть раскрыто только после согласования миссии и целевого блока.

Блок 3. Инфраструктура

9. ИКТ и связь, медиапространство

10. Транспорт и дороги

11. Строительство и ЖКХ

12. Энергетика



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.024 с.)