Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние мировых тенденций и направлений развития российской экономики на экономические процессы Республики Бурятия.

Поиск

МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1. Качественные изменения в мировой экономике способствуют сглаживанию экономических циклов. Основными факторами, определяющими эти процессы стали: стабилизирующая роль государства, которое поддерживает спрос своими закупками и капиталовложениями, а также противодействует чрезмерным колебаниям конъюнктуры мерами фискальной и кредитно-денежной политики; существенный рост доли сферы услуг в структуре ВВП и повышение степени монополизации экономики. Данная ситуации вполне соответствует сложившемуся типу экономики Бурятии с высоким уровнем зависимости от субсидий федерального центра и возможных госинвестиций.

2. Современная мировая экономика характеризуется поступательной траекторией развития, что приводит к замедлению темпов экономического роста. Начиная с 2014 г. мир вошел в новую фазу «дифференцированного роста», в котором темпы роста развитых стран стабилизируются на положительном уровне, а развивающихся ‒ снижаются до уровня развитых. Однако во всех странах успешное развитие все в большей степени связано со структурными реформами, требующими политических решений: повышение конкурентоспособности, развитие инфраструктуры, стабилизация рынка труда и т.п. Собственно данный подход и должен быть реализован на территории республики для обеспечения опережающих темпов развития.

3. В настоящее время происходит смещение полюсов роста мировой экономики. По валовым показателям полюса роста формируется ряд динамично развивающихся стран, таких как Китай, Индия, Бразилия, Россия, Индонезия, Мексика, Турция. Скорее создаются новые возможности для развития торговли и международного кооперирования с Китаем.

4. Существующие технологии производственной сферы и распространение идеологии сверх потребления способствуют возникновению экологических и ресурсных кризисов в различных регионах мира, включая развитые страны. В этой ситуации Байкальский регион становится все более ценным, но «неликвидным» ресурсом.

5. Усиливается тенденция роста неравенства населения по доходам во всем мире. Увеличивается абсолютное неравенство, причем как внутри отдельных стран, так и межстрановое, и глобальное. Учитывая тот факт, что социальное неравенство быстрее растет в странах и регионах с уровнем жизни ниже среднего, эту тенденцию можно рассматривать как негативную для развития экономики Республики Бурятия.

6. Во всём мире происходит стремительное старение населения. Тем самым,будет сокращаться доля экономически активного населения, и увеличиваться нагрузка на социальную сферу, что представляет собой существенную угрозу и экономическому развитию Бурятии.

ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Общесистемные тенденции

1.1. Экспортно-сырьевой характер экономики. Ключевым источником роста ВВП РФ остается почти исключительно чистый экспорт, что значительно усиливает степень уязвимости российской экономики от неблагоприятного (в контексте конъюнктуры) развития ситуации на мировом рынке нефти. Влияние скорее отрицательное, т.к. собственный ресурсный сектор в республике пока не освоен. Мировая конъюнктура в целом не способствует инвестициям в новые месторождения.

1.2. Низкая конкурентоспособность российского производства. Значительная часть спроса в России удовлетворяется за счет импорта. С одной стороны, это создает очевидные проблемы с качеством жизни, с другой – возможности для развития отечественных производств. По группам промышленности, неплохую конкурентоспособность демонстрируют группы электрооборудование, а также машины и оборудование. Скорее возможность для развития экономики республики.

1.3. Большая степень износа основных средств предприятий и инфраструктурных объектов. Физический износ основных средств приводит к повышенным расходам на поддержание их работоспособности. С одной стороны, проблема износа основных средств более явно выражена в европейской части России в силу того, что собственно производства были созданы раньше. С другой стороны, в Сибири и Забайкалье более высокие темпы износа в силу природных условий, особенно в части инфраструктуры. Угроза.

1.4. Высокая степень дифференциации различных территорий страны в темпах экономического развития. При этом сходство природно-климатических и геополитических условий, с одной стороны, позволяет в частности формировать локальные проекты развития в рамках Байкальского макрорегиона, а с другой стороны, создает условия для более сильного влияния экономики близлежащих регионов (особенно, Иркутской области и Забайкальского края на развития экономики Бурятии).

1.5. Проведение политики по импортозамещению. Именно приоритеты действий Правительства РФ в области импортозамещения смогут создать новые, ранее не рассматривавшиеся возможности для экономического развития Республики Бурятия. Это в первую очередь касается как реанимации и создания новых перерабатывающих производств в АПК, так и развития туризма, особенно оздоровительного, на территории республики.

2. Некоторые отраслевые тенденции (устойчивые направления действий государства)

2.1. В области финансовой политики государства главной задачей стало сохранение финансовой стабильности. На фоне нестабильной финансовой обстановки на федеральном уровне властям Республики Бурятии придется вырабатывать систему антикризисных мер на региональном уровне, рассматривая минимум помощи со стороны федерального центра и акцентируя внимание на поиске внутренних резервов и точек роста. Это угроза, т.к. республика остается дотационным регионом и сокращение поддержки федерального центра несомненно скажется на возможностях развития.

2.2. В области социальной политики необходима реформа структуры социальных услуг и социальных организаций, повышение их эффективности. Один из главных вызовов — дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ. Таким образом, сложившаяся система социальной защиты населения, по сути, до сих пор находится в стадии незавершенного перехода к обеспечению адресности социальных программ.

В условиях перехода России на новую модель социальной политики Республика Бурятия может выступить в качестве пилотного региона по пересмотру существующих мер поддержки и защиты населения, определив их эффективность и предложив возможно новый подход к организации проведения социальной политики в отдельно взятом регионе.

Предметом особого внимания в социальной политике должны стать вопросы развития потенциала многонациональной культуры, спорта и молодежной политики в Республике Бурятия. Эти направления социальной сферы могут рассматриваться как потенциальные возможности активного вовлечения населения Республики Бурятия в процессы поступательного развития региона.

2.3. В области здравоохранения наметились позитивные изменения в решении задач укрепления здоровья граждан. Отмечается естественный прирост населения, увеличение средней продолжительности жизни граждан. Одна из проблем – это серьезное недофинансирование здравоохранения. Отечественная медицина финансируется на уровне 5,4% ВВП (в том числе 3,6% ВВП из ФОМС и бюджета), в то время как в Европе — 10–11% ВВП и 8–9% ВВП соответственно. Для Республики Бурятия – это возможности для развития оздоровительного туризма.

2.4. В области образования. В России продолжает расти неудовлетворенная потребность в кадрах работников средней квалификации, владеющих современными технологиями и готовых работать за относительно невысокую заработную плату, с высокой степенью регламентации и контроля в процессе труда. Отсюда — потребность немедленной реформы всей системы профессионального образования, которая сейчас оторвана от реальных рынков труда. Угроза, как и для большинства российских регионов.

2.5. В области инновационной политики: Минусы: преимущественно сырьевая ориентация экономики; климатические условия; ограниченность бюджетного и внебюджетного финансирования; неразвитая инфраструктура; низкая конкурентоспособность продукции; бюрократизация системы управления инновационным процессом на федеральном уровне; утрата престижа научной деятельности в стране. Эти проблемы еще более ярко выражены на Востоке России.

2.6. В области развития энергетики. Среди проблем отрасли следует выделить: недостаточные объёмы инвестиций в электроэнергетику; резкое сокращение научно-технического потенциала энергетики и энергетического машиностроения; серьёзное отставание в сфере разработки, освоения и использования новых технологий производства и транспорта электроэнергии; отсутствие механизма, стимулирующего разработку и использование новейших образцов техники; существенный рост тарифов на электроэнергию. Для Бурятии – это существеннейшая угроза.

2.7. В области экологической безопасности. Очевиден статус республики, как региона, сохраняющего природные богатства и экологический резерв как для России, так и для всего мира. Но механизмы возмещения потерь от экологических ограничений хозяйственного использования территории пока не сформированы, а опыта использования возможностей, кроме «зеленого» туризма нет. Логика экономического развития территории диктует необходимость формирования системы мер государственной поддержки по сохранению и использованию природных богатств республики.

2.8. В области развития общественных отношений. Можно выделить следующие проблемы гражданского общества в современной России: недофинансирование (от грантов к социальным услугам), недостаточная профессионализация НКО, низкий уровень доверия, отсутствие стабильного притока молодых специалистов, ведущее к снижению функциональных возможностей НКО. НКО в Республике Бурятия имеют очень большой потенциал для развития.

2.9. В области национальных отношений. На развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений в т.ч. и в республике, влияют следующие негативные факторы: высокий уровень социального и имущественного неравенства; размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации; правовой нигилизм и высокий уровень преступности, субъективная оценка высокого уровня административных барьеров в республике. Вместе с тем, на развитие национальной культуры есть возможность привлекать финансовые ресурсы как федерального центра, так и негосударственных фондов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.205.182 (0.01 с.)