Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Предпосылки и условия формирования стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2030 Г.

Поиск

Глава 1. Предпосылки и условия формирования стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2030 г.

Анализ текущего социально-экономического положения Республики Бурятия (2011-2014 гг.)

Важнейшим показателем социально-экономического развития региона является валовый региональный продукт (ВРП). ВРП на душу населения Бурятии растет с каждым годом и за 2014 г. составил 209,5 тыс. руб. При этом отставание от среднероссийских значений ВРП находится в колебательном состоянии, что говорит об отсутствии резкого снижения или экономического роста. Позитивным моментом экономического развития можно рассматривать наличие в экономике Республики Бурятия стабильной доминантной группы пяти основных отраслей, три из которых дают наибольшую добавленную стоимость.

На протяжении 2007-2014 гг. наблюдается рост значения ВРП республики по отношению к предыдущему году (кроме 2009 года – 97,15%). Незначительная интенсивность структурных сдвигов ВРП (не более 10%) позволяет говорить о достаточно стабильной структуре экономики Республики Бурятия на протяжении нескольких последних лет.

Наибольшую долю в экономике республики занимает транспорт и связь (с явной тенденцией к снижению – за 8 последних лет доля сократилась почти вдвое), значимый удельный вес у обрабатывающего производства и оптовой и розничной торговли. Наименее значимыми являются категории «Финансовая деятельность», «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», «Гостиницы и рестораны».

При этом три вида деятельности, которые в Республике Бурятия достаточно часто называют в качестве отраслей специализации: туризм (в части гостиничного и ресторанного дела), сельское и лесное хозяйство, добыча полезных ископаемых, - пока имеют очень небольшую долю (5% и менее) в структуре ВРП. С одной стороны, при реализации этих точек роста можно добиться существенного роста ВРП, с другой стороны при высокой стабильности структуры экономики очень сложно добиться структурных сдвигов.

Индекс промышленного производства в 2011-2014 г. носил колебательный характер. В 2014 г. он составил 102,9%, что является наименьшим значением за все эти года. В 2011 и 2013 г. он составлял соответственно 114,2% и 114,9%. При этом в 2011-2014 гг. в сравнении с РФ индекс промышленного производства республики превышает общероссийские показатели, что можно отметить как положительный фактор.

Индекс сельхозпроизводства значительно не изменяется, а именно: с 2011 по 2014 гг. находится в пределах от 100 до 104%. Однако, начиная с 2013 г. индекс сельхозпроизводства снизился на 1,64%, далее фиксируется его снижение на 1,57%. В то время как в целом по Российской Федерации идет увеличение этого индекса в среднем на 10%.

Инвестиции в основной капитал в регионе увеличивались с 2007 г. по 2012 г. и составили 41184 млн. руб. (увеличение на 111,66%). В последующие годы наблюдается спад инвестиций. Однако по индексу физического объема можно сказать о некоторой стабильности, но в 2014 г. произошло резкое падение значения индекса на 12,8% (83,2%) по сравнению с предыдущим годом.

Показатель «среднедушевые доходы населения» демонстрирует позитивную динамику на протяжении всего рассматриваемого периода. Более того, с2012 по 2013 г. наблюдается значительный рост (17%), но уже с 2013 на 2014 г. происходит замедление в 2,8 раза. В 2014 г. среднедушевые доходы составили 22213,4 руб. в месяц. При этом потребительские расходы населения изменяются пропорционально среднедушевым денежным доходам. Среднедушевой доход населения в Республике Бурятия увеличиваются примерно одинаково с общероссийскими показателями. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 2012 г. уменьшается и в 2014 г. составила 170 тыс. чел.

Уровень богатства и бедности в Республике Бурятия носит умеренный характер. Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) в 2013 году достигал 0,414, занимая место ближе к серединному значению в целом по России. Тем не менее, на фоне мирового экономического и финансового кризиса и ограничительных санкций этот вопрос необходимо держать в фокусе внимания.

Принимая во внимание особенности социально-экономического развития Республики Бурятия на современном этапе, снижение социального неравенства среди населения может быть достигнуто за счёт усиления традиций хозяйственного уклада и культурных ценностей народов, населяющих её территорию, что также будет способствовать росту отрасли сельского хозяйства.

Криминогенная обстановка в Республике Бурятия является проблемной. По итогам 2015 года Бурятия сохранила за собой 2 место по уровню преступности, а по уровню тяжких и особо тяжких преступлений – 4 место. Анализ данных, представленных на официальном сайте Прокуратуры Республики Бурятия, показывает, что с 2013 года имеет место небольшойприрост числа преступлений: в 2013 году прирост составил 1,1%, в 2014 – 2,7%.

Ситуация в области демографии в Республике Бурятия может быть оценена как условно позитивная. Так численность населения в 2014 г. равна 973,86 тыс. чел. и демонстрирует тенденцию роста. По показателю естественного прироста населения на сегодняшний день имеет место сокращение темпов роста (но прирост сохраняется). Особенностью демографической ситуации в Республике Бурятия является сокращаемая миграционная убыль населения, которая восполняется естественным приростом и за счёт частичной возвратной миграции.

Также позитивной может рассматриваться тенденция увеличения продолжительности жизни. К 2014 г. она составила 68,54 года, что на 1,29 % больше чем в 2013 г. (по сравнению с 2011 г. прирост составил 2,45 года). По темпам прироста ожидаемой продолжительности жизни республика пока уступает общероссийским показателям.

Уровень безработицы снизился к 2014 г.на 0,8% (8,4%) по сравнению с 2011 г. (9,2%). При этом уровень безработицы в Республике Бурятия превышает общероссийский.

По показателям, характеризующим жилищные условия, уровень общего образования, уровень культуры ситуация может быть оценена как позитивная.

Темпы прироста основных показателей здравоохранения (число больничных организаций, обслуживание населения скорой медицинской помощи, численность врачей) немного отстают от среднероссийских значений. Особое внимание необходимо обратить на показатель «число санаторно-курортных организаций и организаций отдыха». Он имеет дугообразную тенденцию с 2007 по 2014 г. (пик – 22,00 ед. – 2012 г., наименьшее значение в 2007 г. – 16 ед., в 2014 г. – 20 ед.). При такой динамике сложно говорить об увеличении потенциальных возможностей Республики Бурятия в развитии оздоровительного туризма в классическом формате.

При этом туризм в регионе развивается хорошими темпами, количество туристов увеличивается с каждым годом: в 2013 г. на 9,9%, в 2014 г. – 14,6%. Привлечение туристов приводит к увеличению поступлений в туристическую сферу, так объем платных услуг в 2011 г. равен 1487,6 млн. руб., в 2014 г. – 2082,9млн.руб., что больше в 1,4 раза.

По остальным направлениям ситуация или стабильная, или неоднозначная, не позволяющая определить тенденцию из-за скачков значений.

Таким образом, основные показатели социально-экономического развития Республики Бурятия носят противоречивый характер, хотя имеют тенденцию к росту по некоторым направлениям социально-экономического развития. Несмотря на отставание по объемным показателям от среднероссийских значений, Республика Бурятия обеспечивает темпы прироста, сокращающие существующее отставание, что говорит об относительной эффективности государственного регулирования.

SWOT-анализ Республики Бурятияна основе материалов комплексных рейтингов и моно-рэнкингов,статистической информации

Таблица 1 –Общие рейтинговые позиции Республики Бурятия в ведущих российских рейтингах

Сильные стороны (до 50 места) Слабые стороны (свыше 50 места)
1. Высокое 8 место по состоянию регуляторной среды -качеству предоставления государственных услуг[1] – в субъектах РФ(АСИ 2015) 2. По уровню благосостояния семей входит в первую треть субъектов РФ (26 место из 83 по итогам РИА рейтинг 2013 г., 29 место в 2014 г.).[2] 3. Высокий уровень социального самочувствия (ФРГО 2014) –21-23 место[3] 4. Высокая позиция (26 место) в туристическом рейтинге регионов России 2015 г.[4] 5. Средняя позиция (33 место) среди субъектов РФ по доле прибыльных предприятий в 2014 г. [5] 6. Средняя позиция (32 место) по доходам консолидированных бюджетов на одного жителя в 2014 г.[6] 7. Средняя позиция (43 место) среди регионов по ОРВ (Рейтинг Минэкономразвития РФ 2015) [7]. 8. Средняя позиция (49 место) в РБ в рейтинге самых гостеприимных регионов России.[8] 9. Среднее 35 место в Экологическом рейтинге регионов(2014)[9] 10. Среднее 41 место в Рейтинге инновационных регионов (ВШЭ, 2014)[10]. 11. РБ входит в двадцать регионов, имеющих наиболее высокий ресурсный потенциал, и в пять лучших регионов, имеющих благоприятный законодательный фон для иностранных инвестиций (по экспертным оценкам журнала Эксперт).[11] 12. Средняя позиция (34 место) в Рейтинговой оценке эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов России (Минэкономразвития России) в 2013 году. 13. Высокая позиция (27 место из 83) в Рейтинге «Государственно-частное партнерство» (ГЧП) (Центр развития государственно-частного партнерства) Бурятия по состоянию на 1 марта 2015 года (в 2014 г. - 69 место)[12] 1. Низкий показатель по улучшению качества жизни по РИА рейтингу регионов РФ (2012 г – 77 место, 2013 г – 77 место, 2014 г – 75 место).[13] 2. Низкая позиция (70 место) среди субъектов РФ по уровню безработицы в 2014 г.[14] 3. Среднее место (58 место из 83) в РИА рейтинге социально-экономического положения регионов за 2013 г.[15], (63 место в 2014 г.) 4. Низкая позиция (70 место) в РИА рейтинге позиции субъектов РФ по объему производства товаров и услуг на одного жителяв 2014 г.[16] 5. Среднее 51место (4 группа) в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ(АСИ 2015) [17] 6. Слабаяинтенсивностьконкуренции и состояния конкурентной среды (ФАС 2014) – 69[18] 7. Низкий уровень внедрения (64 место из 83) электронного правительства на 1 февраля 2013 г.[19] 8. Низкая позиция (68 место) в РИА рейтинге субъектов РФ по числу Интернет-пользователей[20] 9. Низкий показатель 50-52 место по рейтингу эффективности губернаторов за 2014 г. (67 баллов из 100).[21] 10. Низкое место (69 место) в рейтинге влияния по данным на февраль 2015 г (Рейтинг Агентства политических и экономических коммуникаций)[22]

Проведённый SWOT- анализ по комплексным показателям рейтингов и моно-рэнкингов по результатам2014-2015 гг. показывает на среднестатистическую 31 позицию в рамках сильных сторон, и 65 позицию в границах слабых сторон.

В качестве потенциальных возможностей и надвигающихся угроз целесообразно выделить следующие направления, представляющие результат оценки сильных и слабых сторон.

Таблица 2 – Возможности и угрозы для развития республики

Возможности Угрозы
1. Оставаться в эффективной позиции и преумножать качество показателей по оказанию различных государственных услуг для бизнеса: время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами. 2. Удерживать стабильную позицию по уровнюблагосостояния семей и уровню социального самочувствия 3. Улучшать позиции в туристическом рейтинге за счет более эффективного формирования позитивного имиджа региона, активного продвижения в электронных СМИ, повышения качества в сфере гостеприимства и улучшения состояния туристической инфраструктуры. 4. Улучшить показатели, касающиеся экологического состояния региона. 5. Обладать устойчивыми позициями по доле прибыльных предприятий и по доходам консолидированных бюджетов на одного жителя. 6. Повышать эффективность в управлении и влиянии на бизнес за счет снижения регуляторного воздействия на бизнес. 7. Формировать активную позицию по привлечению инвестиций, как регион, имеющий наиболее высокий ресурсный потенциал, и обеспечивающий благоприятный законодательный фон для иностранных инвестиций 8. Увеличение поддержки малого/микро предпринимательства в условиях роста безработицы. 1. Увеличение безработицы и снижение качества жизни. 2. Снижение показателей, характеризующих состояние социально-экономического развития РБ, в связи с возможным сокращением федерального финансирования из-за ограничительных санкций и нестабильности курса рубля. 3. Снижение объема инвестиций в основной капитал на одного жителя оказывает влияние на снижение объемов производства товаров и услуг на одного жителя. 4. Средний уровень инвестиционного потенциала и привлекательности, повышение инвестиционного риска в связи со сложной экономической ситуацией в России. 5. Невысокая интенсивность конкуренции и состояния конкурентной среды, как результат может привести к снижению инвестиционной привлекательности, повышению барьеров входа на рынок. 6. Снижение отдельных аспектов качества человеческого капитала проявляется в низких позициях в рейтинге субъектов РФ по числу Интернет-пользователей и как результат низком уровне внедрения электронного правительства.

 


 

Миссия Республики Бурятия

 

Генеральной целью разработки Стратегии является формирование научно-обоснованной политики повышения уровня и качества жизни населения и сохранения природного богатства за счет поддержки стратегических отраслей экономики и экономического развития в русле использования имеющихся возможностей.

Во всех вариантах миссии сохраняются такие приоритеты как повышение уровня и качества жизни населения, повышение активности молодежи, развитие малого предпринимательства, активная кадровая политика, использование уникальных природно-климатических, географических, социокультурных особенностей региона.

Вместе с тем предлагается 4 варианта Миссии, которые акцентируют внимание на отдельных уникальных возможностях региона, которые могут быть поставлены во главу угла при формировании региональной стратегии развития до 2030 г.


Таблица 3 - Приоритеты в реализации предлагаемых вариантов миссии

Блоки Миссия 1 превращение в территорию комфортного проживания за счет развития высокотехнологичных экологически чистых производств и позиционирования Республики Бурятия как главного центра оздоровительного туризма на Востоке России Миссия 2 создание условий в регионе для поступательного экономического роста на Востоке России за счет освоения уникального природно-ресурсного потенциала Миссия 3 обеспечение в Республике Бурятия достойного уровня жизни населения за счет реализации модели качественного экономического роста с опорой на сильные стороны человеческого потенциала отраслей социальной сферы Миссия 4 обеспечение поступательного экономического роста за счет развития традиционного и инновационного секторов АПК, биотехнологии и фармацевтики, создающего условия для устойчивого демографического роста и повышения уровня и качества жизни республики, особенно в сельской местности
Экономика Развитие производства экологически чистых товаров и услуг Освоение природно-ресурсного потенциала Развитие отраслей воспроизводства человеческого капитала и смежных отраслей, повышающих качества комплексных социальных услуг Развитие традиционного и инновационного секторов АПК, биотехнологии и фармацевтики
Инфраструктура Ключевая – туристическая и производственная инфраструктура Ключевая –производственная и транспортно-логистическая инфраструктура Ключевая – социальная инфраструктура, в т.ч. ориентированная приезжих потребителей Ключевая – социальная и производственная инфраструктура в сельской местности
Социальная сфера Устойчивый демографический рост Снижение повышение количества и качества рабочих мест Реализация человеческого потенциала Опережающиетемпы повышения уровня и качества жизни в сельской местности, формирование миграционных потоков из города в село(возвратная миграция)
Институты Формирование имиджа как уникального региона, производящего экологически чистую продукцию и услуги Формирование имиджа как инвестиционно привлекательного региона на Востоке России Формирование имиджа как региона – уникального места для культурного и оздоровительного отдыха, образования и лечения Формирование имиджа региона как места реализации местных гражданских и деловых инициатив

 

Разобьем каждый из вариантов миссии на цели в основных сферах (областях) жизнедеятельности и регулирования – экономика, инфраструктура, социальная сфера и институты, а также сформируем индикаторы их достижения.


 

Таблица 4 – Декомпозиция предложенных вариантов миссии, предлагаемые индикаторы

    Миссия 1 превращение в территорию комфортного проживания за счет развития высокотехнологичных экологически чистых производств и позиционирования Республики Бурятия как главного центра оздоровительного туризма на Востоке России Миссия 2 создание условий в регионе для поступательного экономического роста на Востоке России за счет освоения уникального природно-ресурсного потенциала Миссия 3 обеспечение в Республике Бурятия достойного уровня жизни населения за счет реализации модели качественного экономического роста с опорой на сильные стороны человеческого потенциала отраслей социальной сферы Миссия 4 обеспечение поступательного экономического роста за счет развития традиционного и инновационного секторов АПК, биотехнологии и фармацевтики, создающего условия для устойчивого демографического роста и повышения уровня и качества жизни республики, особенно в сельской местности
Цели Экономика Развитие производства экологически чистых товаров и услуг при условии сохранения традиционно-устойчивых отраслей производственной и социальной сферы (на первых двух этапах), дальнейшее развитие туристической отрасли, обеспечивающей и развивающей программы экологического и этнокультурного туризма, здоровьесбережения и восстановительной медицины, основанной на достижениях классической (западно-европейской) и восточной (тибетской) медицины Конвертирование природного и ресурсного потенциала в точки экономического роста путем создания территориально-отраслевых кластеров, основанных на высоких экологических стандартах и ответственном использовании уникального природного потенциала Развитие отраслей воспроизводства человеческого капитала и смежных отраслей путем продвижения уникальных социо-культурных явлений и отраслей знаний, таких как восточная (тибетская) медицина, монголоведение, тибетология и буддология, восточных языков, а также туристических и иных бизнес проектов на территории Республики Бурятия, ориентированных на использование уникальных возможностей социокультурной сферы региона Развитие традиционного и инновационного секторов АПК, биотехнологии и фармацевтики, в т.ч. путем создания территориально-отраслевых микрокластеров, основанных на высоких экологических стандартах и ответственном использовании уникального природного потенциала
Инфраструктура Сбалансированное развитие производственной, туристической и иной инфраструктуры, соответствующей эколого-технологической парадигме, основанной на идеях экономики «зеленой» цивилизации Сбалансированное развитие производственной, и иной инфраструктуры, обеспечивающей достаточные темпы освоения природно-ресурсного потенциала без ухудшения положения населения и на уже существующих производствах Развитие социальной и иной инфраструктуры в направлении приближения к мировым стандартам качества услуг социальной сферы и смежных отраслей Формирование новой и повышение качества уже имеющейся социальной, производственной и сбытовой инфраструктуры в сельской местности
Социальная сфера Обеспечение устойчивого демографического роста при условии повышения уровня и качества жизни населения Снижение безработицы населения в городских округах, городских и сельских поселениях, качественное расширение базы вакансий для трудоустройства Развитие человеческого капитала в Республике Бурятия и системы его воспроизводства, что включает в себя развитие отраслей социальной сферы, в том числе образования, культуры и здравоохранения, проведение активной демографической политики, создание комфортных условий для жизни и работы Формирование уникальной модели современных сельских территорий, обеспечивающей повышение плотности населения в приграничной территории, формирование потоков «обратной» миграции из города в село, расширение рынка труда и снижение безработицы в сельских поселениях
Институты Формирование современной экономически целесообразной институциональной среды, обеспечивающей имидж Республики Бурятия как уникального региона, производящего экологически чистую продукцию и услуги[23] Формирование современной экономически целесообразной институциональной среды, обеспечивающей использование географического положения для становления Республики Бурятия как одного из наиболее инвестиционно привлекательных регионов на Востоке России[24] Формирование современной экономически целесообразной институциональной среды, обеспечивающей имиджа Республики Бурятия как места для образования, реализации творческого потенциала, жизни, работы, отдыха и лечения как жителей Республики, так и приезжих[25] Формирование современной экономически целесообразной институциональной среды, обеспечивающей поддержку местных инициатив и движений в области бизнеса и социальной политики, вовлекающих жителей (особенно молодежь) поселений в решение местных проблем и задач[26]
Индикаторы Общие 1) Индекс развития человеческого потенциала, прирост, в т.ч. по подиндексам долголетия, благосостояния, образования 2) Валовый региональный продукт в расчете на душу населения, прирост 3) Объем инвестиций в основной капитал на душу населения, прирост 4) Уровень регистрируемой безработицы, убыль 5) Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, убыль
Специфические Естественный прирост населения, прирост Доля организаций, производящих экологически чистые товары и услуги, в общем числе организаций, прирост Доля экотоваров в общем объеме производимой сельхозпродукции, прирост Регистрация торговых марок на территории республики, производящих экологически чистую продукцию и услуги, прирост Сроки и стоимость получения сертификатов (деклараций) соответствия предприятиями, производящими экологически чистую продукцию, убыль Обеспеченность ветеринарными врачами, прирост Количество созданных новых рабочих мест в текущем году по видам деятельности, относящимся к промышленному производству, прирост Объем инвестиций в основной капитал (по крупным и средним организациям) по видам деятельности, относящимся к промышленному производству, прирост Индекс промышленного производства, прирост Объем отгруженных инновационных товаров, выполненных работ и услуг собственными силами, млн. руб., прирост Доля прибыльных предприятий, прирост   Объем платных услуг, оказанных туристам, прирост,млн. руб., прирост Объем платных услуг, оказанных населению учреждениями социальной сферы, млн. руб., прирост Удовлетворенность населения качеством услуг в здравоохранении, Удовлетворенность населения качеством услуг в образовании Удовлетворенность населения качеством услуг в сфере культуры Расходы консолидированного бюджета на здравоохранение, образование, прирост Количество реализованных проектов ГЧП в социальной сфере, прирост Объем санаторно-оздоровительных услуг, прирост Оборот организаций туристической сферы, прирост Уровень криминогенности, убыль Количество созданных новых рабочих мест в агропромышленном комплексе в текущем году, прирост Индекс производства продукции сельского хозяйства, прирост прирост рабочих мест на малых и средних предприятиях в сельской местности Оценка предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности в регионе Доля финансовой поддержки МиСП, производящих и перерабатывающих сельхозпродукцию в общем объеме субсидий МиСП, прирост Отношениечисленностивыпускников,получившихначальноепрофессиональноеобразованиеилисреднеепрофессиональноеобразованиевсельскомхозяйстве,кобщейчисленности занятых в этом секторе в регионе, прирост
  Ключевой рейтинг для оценки состояния институциональной среды Экологический рейтинг регионов Общероссийской общественной организации "Зелёный патруль" (подрейтинг Промышленно-экологический индекс) Рейтинг состояния инвестиционного климата Агентства стратегических инициатив (подрейтинги регуляторная среда и институты для бизнеса) Рейтинг социального самочувствия Фонда развития гражданского общества (для жизни)   Туристический рейтинг регионов РФ Центра информационных коммуникаций Рейтинг состояния инвестиционного климата (подрейтинги Инфраструктура и ресурсы и Поддержка малого бизнеса)

 

Все варианты миссии Республики Бурятия планируется реализовывать через систему взаимосвязанных управляющих политик или приоритетов, инициируемых и осуществляемых органами государственной власти Республики Бурятия:

1. Разработка и реализация эффективной социальной и демографической политики, направленной на естественный прирост населения, развитие человеческого потенциала региона, повышения уровня и качества жизни населения.

2. Реализация направленной экологической политики региона как основного лейтмотива и ограничителя социально-экономического развития.

3. Осуществление эффективной пространственной политики, направленной на рациональное расселение, обеспечивающего развитие инфраструктуры проживания на территории городских и сельских поселений.

4. Проведение эффективной экономической политики, направленной на формирование и поддержку ведущих отраслей экономики, развитие наиболее перспективных направлений в долгосрочной перспективе.

5. Повышение уровня открытости и качества регионального управления на основе взвешенного диалога между властью и обществом, активном участии общества в реализации социальных проектов.


 

Блок 1. Социальная сфера

1. Социальная политика

2. Развитие человеческого капитала (образование, труд, миграция, молодежная политика)

3. Здоровье человека (здравоохранение, физкультура и спорт)

4. Культура, досуг.

Блок 2. Экономика

5.Сельское хозяйство и АПК

6.Промышленность

7. Торговля и сервис

8. Модель экономического роста и структура экономики: развитие приоритетных отраслей, сфер, кластеров (генерация мер селективной поддержки), но направление может быть раскрыто только после согласования миссии и целевого блока.

Блок 3. Инфраструктура

9. ИКТ и связь, медиапространство

10. Транспорт и дороги

11. Строительство и ЖКХ

12. Энергетика

Социальная политика

Проблемная область: рост негативных тенденций, связанных с усилением социальных диспропорций в условиях экономического кризиса. Дополнительных объективных факторов, обусловленных положением дел в Республике, таких как существенное превышение доли лиц, нуждающихся в социальной поддержке (пенсионеры, инвалиды, дети-сироты) над среднероссийскими показателями нет, только незначительное превышение по уровню бедности.

Цель - повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке по объективным причинам.

Задачи:

1) повышение доступности и качества оказания государственных услуг учреждениями социального обслуживания населения;

2) создание условий для адресной социальной поддержки граждан, нуждающихся в социальных услугах;

3) снижение уровня социального сиротства и обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) обеспечение социальной интеграции инвалидов и граждан с ограничениями жизнедеятельности в общество;

5) расширение участия социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО) в предоставлении социальных услуг населению.

Индикаторы - основные:

· Соотношение количества граждан-получателей социальных выплат из средств республиканского бюджета с учетом среднедушевых доходов граждан и общего количества граждан-получателей социальных выплат;

· Доля негосударственных учреждений, предоставляющих услуги по социальному обслуживанию населения, в общем количестве учреждений, предоставляющих услуги по социальному обслуживанию населения;

· Удельный вес пожилых граждан и инвалидов, охваченных социальными услугами в учреждениях социальной защиты населения, в общей численности населения;

· Доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в приемную семью), охваченных другими формами семейного устройства;

· Доля детей, оставшихся без попечения родителей, - всего, в том числе переданных не родственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство)), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов;

· Количество мероприятий, проведенных в рамках проектов социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), направленных на улучшение социально-экономических условий жизни инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;

· Отношение среднемесячной заработной платы социальных работников от средней заработной платы в Республике Бурятия.

 

Индикаторы – дополнительно

· Количество оборудованных (оснащенных) рабочих мест, созданных для инвалидов;

· Удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в сфере социальной защиты населения;

· Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Республике Бурятия;

· Доля семей, получающих жилищные субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в общем количестве семей в республике;

· Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных (муниципальных) учреждений, подведомственных Минсоцзащиты РБ;

· Объем платных социальных услуг нарастающим итогом за период с 2008 г.;

· Объем платных социальных услуг, оказываемых населению;

· Суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных одной женщиной на протяжении всего репродуктивного периода);

· Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, право на получение жилого помещения которых должно быть реализовано в отчетном периоде;

· Охват детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отдыхом и оздоровлением в загородных санаторно-оздоровительных, дневного пребывания, палаточных и в лагерях труда и отдыха;

· Просроченная задолженность по оплате труда в сфере социальной защиты населения.

 

Образование

Проблемная область. Высокий потенциал отрасли в РБ (успехи в организации общего образования, достаточная сконцентрированность высшего образования, высокий процент охвата населения высшим и третичным образованием) не удается реализовать. Проблемными остаются дошкольное образование (обеспеченность местами в дошкольных учреждениях, кадры) и СПО (сконцентрированность учреждений в столице республики усиливает процессы трудовой миграции из села в город внутри республики). По мнению представителей экспертной площадки основной проблемой остается неполная доступность качественного образования.

Цель – повышение доступности качественного образования всех уровней, с учетом современных тенденций и требований развития образования и требований рынка труда.

Задачи:

1. В системе дошкольного образования:

a) реализация комплекса мер по достижению 100% доступности дошкольного образования;

b) формирование обновленной многофункциональной постоянно развивающейся сети различных по организационно-правовой форме образовательных учреждений;

c) переход на новые организационно-правовые и экономические механизмы предоставления услуг дошкольного образования;

d) создание условий для инвестирования средств в систему дошкольного образования бизнес-структурами, частными лицами;

e) обновление содержания и повышение качества дошкольного образования.

2. В системе общего образования:

a) обеспечение доступности качественного общего образования независимо от места жительства, доходов родителей и состояния здоровья ребенка, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

b) достижение качества школьного образования, эквивалентного мировым стандартам, использование международных процедур и инструментов контроля качества образования, развитие региональной системы оценки качества образования;

c) создание условий для обеспечения роста самосознания и гражданского взросления общества путем воспитания толерантной, поликультурной личности, с высоким уровнем экологической культуры, активно участвующей в общественной жизни, осознающей свой долг перед Отечеством и малой родиной, уважающей национальные традиции и культуру народов мира;

d) создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни;

e) обеспечение всеобщего доступа к образовательным ресурсам глобальной сети Интернет, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения;

f) разработка организационно-экономических и нормативно-правовых механизмов, способствующих формированию квалифицированных педагогических кадров, несущих высокую социальную ответственность за качество результатов образования;

g) дальнейшее развитие институтов общественного участия в образовательной деятельности.

3. В системе дополнительного образования детей:

a) обеспечение детей в соответствии с их интересами, потребностями и учетом индивидуальных особенностей доступности и равных возможностей получения дополнительного образования в различных формах, включая очно-заочную, заочную и дистанционную;

b) расширение взаимодействия общего и дополнительного образования детей в рамках реализации нового федерального государственного образовательного стандарта и профильного обучения старшеклассников;

c) разработка новых форм социального государственно-частного партнерства в реализации проектов дополнительного образования;

d) укрепление материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей с целью создания условий для развития творческих способностей детей по физкультурно-спортивной, гражданско-патриотической, дух<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.72.24 (0.014 с.)