Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Недостаточностью: теоретический аспектСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Галдобенко Е.В., студентка 3 курса (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова») Научный руководитель – Грищенко А.В., преподаватель
Одной из важнейших проблем в специальном образовании является социальная адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью к внешним условиям жизни. Эмоции являются одним из механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения человека. Эмоциональная сфера играет важную роль в воспитательно-образовательном процессе и способствует становлению гармонически развитой личности. Исследования Л.В. Занкова, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, В.Г. Петровой, С.Я. Рубинштейн и многих других специалистов показали, что своебразие психического развития при интеллектуальной недостаточности проявляется не только в снижении познавательной деятельности, но и в развитии эмоциональной сферы. Эмоциональное развитие заслуживает особого внимания, поскольку оно оказывает непосредственное влияние на процесс взаимодействия с окружающими людьми, и соответственно во многом определяет успешность социальной адаптации школьников с нарушением интеллекта [4, с. 27]. Начало теоретической разработки и изучения эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью в отечественной психологии связано с именем Л.С. Выготского, который высказал мысль о теснейшей взаимосвязи интеллектуальной и эмоциональной сферы ребёнка. Утверждая, что развитие олигофренов осуществляется в соответствии с общими закономерностями детского развития, он подчёркивал, что при интеллектуальной недостаточности соотношение между интеллектом и аффектом у ребёнка иное, чем в норме, и считал, что именно эта характеристика важна для понимания своеобразия его психики. Конкретизируя диалектико-материалистическое понимание развития человека как взаимодействие организма и среды, Л.С. Выготский ввёл понятие «социальная ситуация развития», тем самым подчёркивая мысль о том, что воздействие на ребёнка окружающей среды определяется не только своеобразием этой среды, но и индивидуальными особенностями ребёнка, теми переживаниями, которые у него возникают. Характер этих переживаний соответствует тому, как ребёнок понимает воздействующие на него обстоятельства. Большое количество фактических материалов, освещающих эмоциональное развитие школьников с интеллектуальной недостаточностью, было получено благодаря совместным усилиям педагогов, психологов путём анализа и обобщения наблюдений, проводившихся за учениками на уроках и во внеурочное время. Эти наблюдения характеризуют особенности знаний и умений учащихся с недостатками умственного развития, а также их личностные проявления, в том числе и эмоции. Отдельные сведения об эмоциях школьников-олигофренов содержатся в трудах дефектологов, посвящённых различным педагогическим и психологическим проблемам. Все эти данные позволили представить общую картину эмоциональной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью, которая дополнялась и уточнялась по мере пополнения имеющихся материалов новыми [3, с. 170]. Характеристика особенностей эмоциональной сферы учащихся-олигофренов представлена в ранних работах Л.В. Занкова. По его мнению, развитие эмоциональной сферы учеников с интеллектуальной недостаточностью в значительной мере определяется внешними условиями, к числу которых в первую очередь относятся специальное обучение и правильная организация всей жизни ребёнка [2, с. 139]. Свойственные младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью импульсивные проявления гнева, обиды и т.д. могут быть постепенно сглажены путём целенаправленного воспитания, способствующего появлению у них контроля над своими поступками и действиями, помогающего формировать положительные привычки и навыки правильного поведения в быту. Эмоциональная сфера школьников с интеллектуальной недостаточностью рассматривается в плане возможностей выработки у них личностных черт, способствующих социальной адаптации. М.С. Певзнер, создавшая собственную концепцию олигофрении и разработавшая классификацию детей-олигофренов, высказала суждение о чёткой зависимости проявления эмоций от принадлежности учеников к той или иной клинической группе. Вместе с тем она подчеркнула, что всем школьникам данной категории свойственны эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, значительная ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья [2, с. 139]. Известно, что эмоциональное отношение к окружающей действительности является неотъемлемым компонентом психического отражения, оказывает серьёзное влияние на познавательную деятельность, поведение и любую человеческую активность. Накопленные в коррекционной психологии данные свидетельствуют о том, что в жизни школьников с интеллектуальной недостаточностью эмоции играют важную роль, проявляясь в коммуникативном поведении и обеспечивая успешность социальной адаптации. Эмоциональная сфера детей с интеллектуальной недостаточностью, особенно младшего школьного возраста, характеризуется незрелостью и существенным недоразвитием, которые связаны преимущественно с недостаточной сформированностью произвольных психических процессов. Ученики-олигофрены склонны к полярным, лишённым тонких оттенков эмоциям, которые поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым и часто резким изменениям. Однако у некоторых учащихся наблюдается затянутость, инертность эмоциональных реакций, часто имеющих выраженный эгоцентрический характер. В ряде случаев возникающие у школьников с интеллектуальной недостаточностью эмоции недостаточно дифференцированы, неадекватны оказываемым на них внешним воздействиям. Такие дети бурно радуются, когда нужно лишь улыбнуться, не могут сдержать гнев и агрессию, когда следует лишь рассердиться. У учащихся с интеллектуальной недостаточностью с трудом формируются высшие чувства: нравственные, эстетические, гностические. Настроение, как правило, неустойчивое. Дети данной категории слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать [2, с. 139]. В ходе многочисленных исследований было установлено, что наиболее понятными для учащихся с недостатками умственного развития являются реальные жизненные ситуации. Оказавшись в доступной для понимания ситуации, дети данной категории способны к сопереживанию, к эмоциональному отклику на переживания другого человека, могут прийти на помощь в тех случаях, когда она требуется [2, с. 140]. Эмоции отражают состояние человека и его отношение к чему-либо. Дети с нарушением интеллекта, как и нормально развивающиеся их сверстники познают окружающий мир и делают это не отвлечённо и бесстрастно, а переживают происходящее с ними, формируют собственное отношение к тому, что их окружает, выбирают одни виды деятельности и ситуации и отвергают другие [1, с. 43]. Эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей человека и проявляются в форме непосредственных переживаний удовольствия, радости, гнева, страха и т. д. От них во многом зависит отношение человека к другим людям, а также оценка собственных действий, степень активности мышления, особенности моторики, движений. Важным аспектом изучения эмоционального развития школьников с интеллектуальной недостаточностью является исследование их эмоционального состояния в процессе урока, поскольку учебная деятельность ставит перед ними достаточно жёсткие требоания, а её осуществление связано с переживанием различных эмоций [2, с. 141]. Развитие эмоциональной сферы ребёнка зависит от эмоциональных свойств учителя, от постоянно проявляющихся особенностей его реагирования на происходящее. Это относится ко всем урокам, тем более к занятиям по развитию и коррекции эмоций. Занятия по развитию и коррекции эмоций направлены на устранение или уменьшение эмоциональной напряжённости или стрессовых ситуаций в классе, проявление отрицательных эмоций в отношениях друг к другу. В ходе их проведения осуществляется коррекция эмоциональных нарушений, развитие эмоциональной сферы детей, формирование у них умения распознавать эмоции других, правильно реагировать, управлять своими чувствами и эмоциями. Школьники учатся различать эмоции по их вербальным и невербальным проявлениям, выражать их социально приемлемыми способами. Выявлено, что у первоклассников с интеллектуальной недостаточностью выражена потребность в чувстве покоя, безопасности, в положительных эмоциональных отношениях с окружающими. Они стремятся быть эмоционально вовлечёнными в события класса. Испытывают удовольствие от удовлетворения физических потребностей (еда, движение). Вместе с тем у них наблюдается дефицит эмоционально-положительных отношений. Постоянное подавление взрослыми их эмоциональных проявлений вызывает чувство неполноценности, а также потребность в персональном внимании. Для учеников вспомогательной школы характерна активность, дающая возможность эмоциональному выходу. Отмечаются также агрессивные проявления. Учащиеся реактивны на внешние стимулы и отрицательно реагируют на ограничения и запреты. У них чётко обнаруживается стремление к эмоционально окрашенным, положительным отношениям со взрослыми. У учащихся данной категории наблюдается потребность в одобрении со стороны окружающих и в признании себя. У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью прослеживается недостаток эмоционально положительных отношений и контактов с окружающими [2, с. 142]. Это может существенно повлиять на особенности их сознания и поведения. Состояния дисфункций отдельных уровней меняют тип организации всей эмоциональной сферы и могут привести к различного вида дезадаптации ребёнка. Анализ многочисленных исследований показывает, что большинство детей с интеллектуальной недостаточностью не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром. По внешним эмоциональным проявлениям эти дети не всегда могут угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и правильно реагировать на них. Эмоции таких учащихся примитивны, развиты слабо, недостаточно дифференцированы, маловыразительны, однообразны. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, проявляется неадекватная реакция на окружение. Таким образом, эмоциональная сфера младших школьников с интеллектуальной недостаточностью характеризуется незрелостью, маловыразительностью, однообразностью. В отличие от нормально развивающихся сверстников дети с интеллектуальной недостаточностью не могут осуществлять полноценный интеллектуальный контроль над эмоциональной сферой. Формирование эмоций детей с интеллектуальной недостаточностью и грамотная коррекционно-развивающаяся работа способствуют развитию положительных свойств личности и адекватному взаимодействию с окружающими людьми.
Список цитированных источников: 1. Набойкина, Е.Л. Специфика эмоциональной реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью / Набойкина Е.Л. // Дэфекталогія. — 2005. — №3(44). — С. 43-52. 2. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Петрова, И.В. Белякова — 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2004. — 160 с. 3. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология» / С.Я. Рубинштейн — 3-е изд., перераб. и доп. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 192 с. 4. Шаповалова, О.Е. Игра — эффективное средство коррекции и развития эмоциональной сферы умственно отсталых школьников / Шаповалова О.Е. // Коррекционная педагогика. — 2008. — №2(26). — С. 27-34.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.154.132 (0.012 с.) |