Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В процессе коррекционно-педагогической работыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ФАКТОРОМ РИСКА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ Звонцова Ю.А., соискатель 3 года обучения (г. Минск, УО «БГПУ им. М. Танка») Научный руководитель – Харитонова Е.А., кандидат педагогических наук, доцент (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова») В последние годы все большее внимание уделяется новой области знаний – педагогической инноватике. Педагогическая инновация – изменения, направленные на улучшение воспитания и обучения детей не только с нормальным развитием, но и имеющих различные нарушения. Одним из приоритетных направлений логопедической работы в контексте модернизации специального образования становится предупреждение возникновения общего недоразвития речи у детей раннего возраста. Ранний возраст – период интенсивного развития всех психических функций. Основное новообразование этого периода – овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка. Поэтому важно вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка. Неблагоприятные демографические процессы в нашем обществе сопровождаются резким ухудшением состояния здоровья детей. Постоянный рост числа детей, имеющих нарушения речи, их влияние на ход всего психического развития, позволяет поставить вопросы диагностики и профилактики возникновения речевых нарушений в ряд наиболее значительных и приоритетных для специальной педагогики и указывает на необходимость оказания логопедической помощи детям «групп риска» в более ранние сроки. Одним из важнейших направлений в коррекционно–педагогической деятельности логопеда является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего предпосылки речевых нарушений. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Важнейшей задачей работы с родителями и ее первейшим условием является установление взаимоотношений доверия и принятия между специалистом и родителем. Назрела необходимость разработки практико-ориентированного проекта, в котором приняли бы участие дети раннего возраста, имеющие фактор риска в речевом развитии, родители и логопеды. Цель исследования – научно-теоретическое обоснование и практическая разработка системы взаимодействия педагогов-дефектологов и родителей в процессе оказания ранней коррекционно-педагогической помощи детям с фактором риска в речевом развитии. В качестве методологической основы выступил семейно-центрированный подход в оказании ранней помощи детям с ОПФР. В исследовании были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, изучение продуктов деятельности, педагогический эксперимент); биографические (анализ анамнестических сведений, изучение медико-психолого-педагогической документации). Изучение литературы по вопросам речевого развития в раннем детстве [2, 5, 7, 8, 9], взаимодействия логопеда с семьями детей групп риска [1, 3, 4, 6, 10, 11, 12] позволило выявить ряд сложностей, препятствующих возможности получения ранней логопедической помощи: современные коррекционные программы ориентированы на работу с детьми с 4,5-5 лет с общим недоразвитием речи; коррекционная работа направлена на исправление имеющихся речевых нарушений, а не на своевременное предупреждение, выявление и устранение отклонений в развитии речи; отсутствие программы для детей раннего возраста не дает возможности реализовать потенциал «сензитивного периода» в развитии речи детей и избежать появления тяжелых нарушений речи в дальнейшем; не разработаны программы помощи семьям детей раннего возраста «группы риска»; существует проблема профессиональной подготовки логопедов для работы с контингентом детей раннего возраста. В задачи работы логопеда с родителями входит: формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребёнком в качестве активных участников; выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка; создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем; выяснение образовательных потребностей родителей и уровня их компетентности в вопросах речевого развития, согласование воспитательное воздействие на ребенка; выработка и принятие единых требований, предъявляемых к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию. Основными направлениями работы логопеда с семьей детей с нарушениями речи являются: изучение особенностей семейного воспитания ребёнка; разработка и реализация совместно с семьёй индивидуальных программ помощи ребёнку; просвещение родителей с целью расширения представлений об особенностях развития детей с нарушением речи и методах коррекционно-развивающей работы с ними; разработка на дифференцированной основе системы взаимодействия с семьями детей с целью коррекции детско-родительских отношений. Работу по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей следует проводить в 3 этапа: 1 этап - подготовительный (информационно-аналитический), 2 этап - основной (практический), 3 этап - заключительный (контрольно-диагностический). Задачи подготовительного (информационно-аналитического) этапа: выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;начать сбор методических материалов (информационный банк) для копилки “Домашний логопед”;выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития;выработать тактику общения с каждым родителем. Задачи основного (практического) этапа: разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития;пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей «Домашний логопед».Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни; проведение индивидуальных консультаций; ведение “Дневника успеха” родителями. Задачи заключительного (контрольно-диагностического) этапа: проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей. В логопедической науке выработаны наиболее эффективные формы организации коррекционно-педагогического процесса и сотрудничества логопеда с семьей: коллективные формы взаимодействия, индивидуальные формы работы с семьёй, формы наглядно-информационного обеспечения. Консультации, семинары (к оллективные формы взаимодействия) логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал. Анкетирование родителей (индивидуальная форма работы с семьёй) выявляет анамнестические данные каждого ребёнка, необходимую информацию о ребёнке и его семье, а также трудностях, с которыми сталкиваются родители в вопросах обучения и воспитания детей. Индивидуальные беседы и консультации специалистов с родителями побуждают к обмену мнениями, способствуют установлению взаимопонимания, дают родителям полезные сведения и вооружают их практическими рекомендациями, проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями. Задачи индивидуальных бесед и консультаций – оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания, оказание индивидуальной методической помощи. Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность. К наглядно-информационным формам работы относят речевой уголок, информационный лист, папку-передвижку, буклеты и памятки. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей. При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы (коллективная, индивидуальная, наглядная) акцент следует делать на обучении родителей практическим приёмам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. Это должно быть не механическое, а осознанное выполнение заданий и упражнений. Успех в воспитании и обучении детей раннего возраста во многом зависит от того, как организовано педагогическое и логопедическое просвещение родителей. Особенно, это важно для родителей детей с фактором риска возникновения речевой патологии, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми. Необходимо помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса. Его успешный результат будет зависеть от многих причин, а именно от того, насколько правильно будут построены отношения между логопедом и родителями. Взаимодействие специалиста и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, но и контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Список цитированных источников: 1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.И. Акатов. - М., 2004. 2. Аксёнова, Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одного из приоритетных направлений современной специальной педагогики / Л.И. Аксёнова // Дефектология. - 2002. - №3. 3. Бабина, Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе / Е.С. Бабина. – Логопед. – 2005. - № 5. 4. Крапивина, Л.М. Работа логопеда с родителями заикающихся детей преддошкольного возраста / Л.М. Крапивина // Дефектология. – 1998. – № 4. – С. 80. 5. Мастюкова, Е.М. Они ждут нашей помощи / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. – М., 1991. – С. 105–116. 6. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова. - М.: Владос, 2003. 7. Миронова, С.А. Разитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. - М., 2007. 8. Приходько, О.Г. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни / О.Г. Приходько, Т.Ю. Моисеева. - М., - 2003. 9. Стребелева, Е.А. Ранняя коррекционная педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья / Е.А. Стребелева // Дефектология. - 2003. - №3. - С. 39-42. 10. Ткачева, В. В.О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачёва // Дефектология. – 1998. – № 4. – С. 3. 11. Фалькович, Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями / Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоухова, Л.А. Обухова. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. 12. Хухлаева, О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлаева // Школьный психолог. – 2006. - № 19.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.105.110 (0.007 с.) |