Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Офтальмотренажеры как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зренияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Каранец Н.Н., студентка 5 курса (г. Минск, УО «БГПУ им. М. Танка») Научный руководитель – Гайдукевич С.Е., кандидат педагогических наук, доцент
Зрение занимает в жизни ребенка особое место. Оно обеспечивает ему восприятие более 80% информации о внешнем мире и выполнение большинства видов человеческой деятельности. Поэтому даже при незначительных его нарушениях могут произойти заметные ограничения информационного обмена между ребенком и окружающей средой. В условиях зрительной депривации количество информации, попадающей в сферу внимания ребенка, уменьшается, ее восприятие и переработка идет медленней и может отличаться качественным своеобразием, при этом ряд объектов вообще остается вне поля зрения либо теряет функцию сигнальных опор. Поэтому основная задача педагогов, учителей дефектологов заключается в развитии зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения. Но на сегодняшний день в специальных школах для детей с нарушениями зрения работа по развитию зрительного восприятия осуществляется только лишь на коррекционных занятиях, а этот процесс должен быть непрерывным. Для этого можно использовать специальные средства развития зрительного восприятия – офтальмотренажеры, которые в специальных школах употребляются либо в малом количестве, либо вообще не используются. Изначально, при развитии данного направления у младших школьников с нарушениями зрения необходимо учитывать задачи по развитию зрительного восприятия: 1. развивать у них зрительное восприятие с помощью сенсорных эталонов; 2. формировать у детей потребность в использовании сохранных функций зрения для установления причинно-следственных связей при восприятии множества объектов окружающей действительности, что оказывает положительное влияние на всю аналитико-синтетическую деятельность; 3. развивать у детей способность ориентироваться в пространстве посредством освоения пространственных представлений, расширять опыт социальных навыков; 4. развивать восприятие глубины пространства, обучать детей способности применять полученные знания в практической деятельности, развивать способность оценивать глубину пространства на полисенсорной основе. 5. обеспечивать тесную связь мануальных и зрительных действий ребенка и совершенствовать зрительно-моторную координацию [2, с. 12]. Для развития зрительного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения немало важными являются составляющие образовательной среды, к которым относятся предметная, пространственная, организационно-смысловая, социально-психологическая [1, с. 12]. Однако ведущей составляющей образовательной среды для эффективного развития зрительного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения будет являться специфическая для них зона – зона развития зрительного восприятия. Эта зона предназначена не для проведения целенаправленной коррекционной работы, а предполагает самостоятельную организацию детьми своей деятельности или организованную учителем, учителем-дефектологом деятельность. В ней может осуществляться фронтальная и групповая работа, что поможет сплотить детей в коллектив, а также при помощи друг друга выполнить задания, направленные на развитие зрительного восприятия. В этой зоне главный акцент делается на осуществление упражнений и тренировок, на основе которых и будет происходить развитие данного вида восприятия. Осуществлять такие упражнения и тренировки можно, используя в зоне специальные средства развития зрительного восприятия – офтальмотренажеры. Офтальмотренажер – это ресурс образовательной среды, это такой тренажер, который служит как для снятия зрительного утомления, так и для развития зрительного восприятия и который может помещаться в любую зону классной комнаты. Офтальмотренажеры лучше всего разделить на две группы: офтальмотренажеры общего и офтальмотренажеры индивидуального пользования. Такое деление на группы связано с тем, что у детей с нарушениями зрения различные диагнозы и, как правило, есть сопутствующие заболевания, которые индивидуальны у каждого ребенка. Для каждого ребенка должны подбираться соответствующие их индивидуальным особенностям офтальмотренажеры с определенными заданиями (упражнениями). Офтальмотренажеры общего пользования можно подразделить на офтальмотренажеры постоянного и временного пользования. Постоянные офтальмотренажеры служат для развития функций зрения, которые нарушены у каждого ребенка с патологией зрения. Эти тренажеры служат для развития зрительно-моторной координации, бинокулярного зрения, разрешающей способности глаза, цветоощущения, остроты зрения и т.д. Офтальмотренажеры временного пользования могут быть использованы во время уроков, перерывов между уроками. Ниже приведем несколько примеров офтальмотренажеров с соответствующими заданиями (упражнениями). Офтальмотренажеры общего пользования. I. Офтальмотренажеры постоянного пользования. 1. «Путаные дорожки» Цель:развивать прослеживающие функции зрения и цветоощущение. Задачи:развивать прослеживающие функции зрения, проходя глазами путь от точки А к точке В;развивать способность воспринимать и различать различного рода цвета; развивать умение ориентироваться на стрелки разного цвета, проходя заданный путь. Тренажер представляет собой линии разных цветов (красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый), изображенные на стене. В начале и в конце пути изображены точки. Тренажер может иметь и другой вид: на стене изображены 3 линии красного, синего и зеленого цветов. Реализовать эти задачи можно с помощью такого задания, как: · «Шагают наши ножки по путаным дорожкам» Упражнение заключается в том, что ребенку необходимо пройти глазами путь от точки А к точке В. Или: ребенку необходимо пройти путь глазами сначала по красной дорожке сверху вниз, затем по зеленой – снизу вверх, и по синей – слева направо, и наоборот. Кроме этого, к офтальмотренажерам постоянного пользования относятся такие, как «Лабиринт», «Видеоазимут» или «Стрелоплан», «Ладошки», «Видеотренажеры», в качечтве офтальмотренажера может использоваться мяч и др. II. Офтальмотренажеры временного пользования. 1. «Кочки» Цель:Развивать способность воспринимать пространство при помощи двух глаз и фиксировать взгляд на объекте. Задачи: развивать способность воспринимать пространство при помощи двух глаз при их движении в фиксированном положении головы; развивать способность фиксировать взгляд на объекте при передвижении; совершенствовать умение различать сенсорные эталоны формы и цвета; развивать способность удерживать равновесие при передвижении. Данный тренажер представлен деревянными стопами или «кочками» в виде овала, вырезанного из линолеума. Все кочки должны быть разного цвета. При использовании данного тренажера можно предлагать такое задание, как: · «Кочки» 1 вариант: в выполнении данного задания участвуют 2 младших школьника. Один из них называет цвет «кочки» (красный, фиолетовый, зеленый, желтый, синий, черный, оранжевый; коричневый и голубой) и форму (стопа или овал), а другой должен переступить (перепрыгнуть) на данную «кочку». 2 вариант: участвует 1 ребенок. Он располагает «кочки» по своему собственному усмотрению. К данной группе офтальмотренажеров относятся такие, как «Башня», «Дорожки», «Лабиринт» и др. Офтальмотренажеры индивидуального пользования. 1. «Перспектива» Цель:развивать умение оценивать расстояние до объекта, находящегося впереди (вдали). Задачи: формировать умение определять (оценивать) расстояние от одной геометрической фигуры к другой; формировать умение правильно распределять предметы относительно горизонта. Реализуя данные задачи, можно использовать такого рода задания, как: · «Определи расстояние» Суть задания: ребенку необходимо определить расстояние от одной геометрической фигуры к другой (от любого другого предмета или объекта). Причем тифлопедагог должен указать сначала расстояние между 1 геометрической фигурой и 2-ой (1 м). И ребенок далее самостоятельно выполняет задание. · «Графическая перспектива» Суть задания: перед ребенком находится планшет с горизонтом и кармашкам. Ему даются геометрические фигуры или любой другой предмет (объект) различных размеров. Ребенку необходимо распределить правильно геометрические фигуры или любые другие предметы относительно горизонта, соблюдая свойство перспективы. К этой группе офтальмотренажеров относятся также такие офтальмотренажеры, как «Модуль для подбора цветов», «Конструктивные треугольники», «Силуэты и контуры», и др. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения большую роль играют средовые ресурсы. Наиболее важными из средовых ресурсов в ведущей составляющей образовательной среды - зоне развития зрительного восприятии - являются офтальмотренажеры, так как с помощью них можно развивать все нарушенные функции зрения через предъявления различного рода заданий. Непрерывное использование офтальмотренажеров младшими школьниками с нарушениями зрения приведет к положительному эффекту в развитии их зрительного восприятия.
Список цитированных источников: 1. Гайдукевич, С.Е. [и др.]. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения: учеб.-метод. пособие / С. Е. Гайдукевич [и др.]; под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечета. – Минск: БГПУ, 2006. – 98 с. 2. Никулина, Г.В., Фомичева, Л. В., Замашнюк, Е. В. Развитие зрительного восприятия: Учеб. пособие / под. ред. Г. В. Никулиной. – СПб., 2003. 3. Тюбекина, З.Н. Зрительная гимнастика в условиях специализированного детского сада, как часть коррекционной работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) / З. Н. Тюбекина, М. А. Мишин // Физическое воспитание детей с нарушениями зрения в детском саду и в начальной школе. – 2000. – № 1. – С. 44–60.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1026; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.23.59 (0.01 с.) |