Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Офтальмотренажеры как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зренияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Каранец Н.Н., студентка 5 курса (г. Минск, УО «БГПУ им. М. Танка») Научный руководитель – Гайдукевич С.Е., кандидат педагогических наук, доцент
Зрение занимает в жизни ребенка особое место. Оно обеспечивает ему восприятие более 80% информации о внешнем мире и выполнение большинства видов человеческой деятельности. Поэтому даже при незначительных его нарушениях могут произойти заметные ограничения информационного обмена между ребенком и окружающей средой. В условиях зрительной депривации количество информации, попадающей в сферу внимания ребенка, уменьшается, ее восприятие и переработка идет медленней и может отличаться качественным своеобразием, при этом ряд объектов вообще остается вне поля зрения либо теряет функцию сигнальных опор. Поэтому основная задача педагогов, учителей дефектологов заключается в развитии зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения. Но на сегодняшний день в специальных школах для детей с нарушениями зрения работа по развитию зрительного восприятия осуществляется только лишь на коррекционных занятиях, а этот процесс должен быть непрерывным. Для этого можно использовать специальные средства развития зрительного восприятия – офтальмотренажеры, которые в специальных школах употребляются либо в малом количестве, либо вообще не используются. Изначально, при развитии данного направления у младших школьников с нарушениями зрения необходимо учитывать задачи по развитию зрительного восприятия: 1. развивать у них зрительное восприятие с помощью сенсорных эталонов; 2. формировать у детей потребность в использовании сохранных функций зрения для установления причинно-следственных связей при восприятии множества объектов окружающей действительности, что оказывает положительное влияние на всю аналитико-синтетическую деятельность; 3. развивать у детей способность ориентироваться в пространстве посредством освоения пространственных представлений, расширять опыт социальных навыков; 4. развивать восприятие глубины пространства, обучать детей способности применять полученные знания в практической деятельности, развивать способность оценивать глубину пространства на полисенсорной основе. 5. обеспечивать тесную связь мануальных и зрительных действий ребенка и совершенствовать зрительно-моторную координацию [2, с. 12]. Для развития зрительного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения немало важными являются составляющие образовательной среды, к которым относятся предметная, пространственная, организационно-смысловая, социально-психологическая [1, с. 12]. Однако ведущей составляющей образовательной среды для эффективного развития зрительного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения будет являться специфическая для них зона – зона развития зрительного восприятия. Эта зона предназначена не для проведения целенаправленной коррекционной работы, а предполагает самостоятельную организацию детьми своей деятельности или организованную учителем, учителем-дефектологом деятельность. В ней может осуществляться фронтальная и групповая работа, что поможет сплотить детей в коллектив, а также при помощи друг друга выполнить задания, направленные на развитие зрительного восприятия. В этой зоне главный акцент делается на осуществление упражнений и тренировок, на основе которых и будет происходить развитие данного вида восприятия. Осуществлять такие упражнения и тренировки можно, используя в зоне специальные средства развития зрительного восприятия – офтальмотренажеры. Офтальмотренажер – это ресурс образовательной среды, это такой тренажер, который служит как для снятия зрительного утомления, так и для развития зрительного восприятия и который может помещаться в любую зону классной комнаты. Офтальмотренажеры лучше всего разделить на две группы: офтальмотренажеры общего и офтальмотренажеры индивидуального пользования. Такое деление на группы связано с тем, что у детей с нарушениями зрения различные диагнозы и, как правило, есть сопутствующие заболевания, которые индивидуальны у каждого ребенка. Для каждого ребенка должны подбираться соответствующие их индивидуальным особенностям офтальмотренажеры с определенными заданиями (упражнениями). Офтальмотренажеры общего пользования можно подразделить на офтальмотренажеры постоянного и временного пользования. Постоянные офтальмотренажеры служат для развития функций зрения, которые нарушены у каждого ребенка с патологией зрения. Эти тренажеры служат для развития зрительно-моторной координации, бинокулярного зрения, разрешающей способности глаза, цветоощущения, остроты зрения и т.д. Офтальмотренажеры временного пользования могут быть использованы во время уроков, перерывов между уроками. Ниже приведем несколько примеров офтальмотренажеров с соответствующими заданиями (упражнениями). Офтальмотренажеры общего пользования. I. Офтальмотренажеры постоянного пользования. 1. «Путаные дорожки» Цель:развивать прослеживающие функции зрения и цветоощущение. Задачи:развивать прослеживающие функции зрения, проходя глазами путь от точки А к точке В;развивать способность воспринимать и различать различного рода цвета; развивать умение ориентироваться на стрелки разного цвета, проходя заданный путь. Тренажер представляет собой линии разных цветов (красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый), изображенные на стене. В начале и в конце пути изображены точки. Тренажер может иметь и другой вид: на стене изображены 3 линии красного, синего и зеленого цветов. Реализовать эти задачи можно с помощью такого задания, как: · «Шагают наши ножки по путаным дорожкам» Упражнение заключается в том, что ребенку необходимо пройти глазами путь от точки А к точке В. Или: ребенку необходимо пройти путь глазами сначала по красной дорожке сверху вниз, затем по зеленой – снизу вверх, и по синей – слева направо, и наоборот. Кроме этого, к офтальмотренажерам постоянного пользования относятся такие, как «Лабиринт», «Видеоазимут» или «Стрелоплан», «Ладошки», «Видеотренажеры», в качечтве офтальмотренажера может использоваться мяч и др. II. Офтальмотренажеры временного пользования. 1. «Кочки» Цель:Развивать способность воспринимать пространство при помощи двух глаз и фиксировать взгляд на объекте. Задачи: развивать способность воспринимать пространство при помощи двух глаз при их движении в фиксированном положении головы; развивать способность фиксировать взгляд на объекте при передвижении; совершенствовать умение различать сенсорные эталоны формы и цвета; развивать способность удерживать равновесие при передвижении. Данный тренажер представлен деревянными стопами или «кочками» в виде овала, вырезанного из линолеума. Все кочки должны быть разного цвета. При использовании данного тренажера можно предлагать такое задание, как: · «Кочки» 1 вариант: в выполнении данного задания участвуют 2 младших школьника. Один из них называет цвет «кочки» (красный, фиолетовый, зеленый, желтый, синий, черный, оранжевый; коричневый и голубой) и форму (стопа или овал), а другой должен переступить (перепрыгнуть) на данную «кочку». 2 вариант: участвует 1 ребенок. Он располагает «кочки» по своему собственному усмотрению. К данной группе офтальмотренажеров относятся такие, как «Башня», «Дорожки», «Лабиринт» и др. Офтальмотренажеры индивидуального пользования. 1. «Перспектива» Цель:развивать умение оценивать расстояние до объекта, находящегося впереди (вдали). Задачи: формировать умение определять (оценивать) расстояние от одной геометрической фигуры к другой; формировать умение правильно распределять предметы относительно горизонта. Реализуя данные задачи, можно использовать такого рода задания, как: · «Определи расстояние» Суть задания: ребенку необходимо определить расстояние от одной геометрической фигуры к другой (от любого другого предмета или объекта). Причем тифлопедагог должен указать сначала расстояние между 1 геометрической фигурой и 2-ой (1 м). И ребенок далее самостоятельно выполняет задание. · «Графическая перспектива» Суть задания: перед ребенком находится планшет с горизонтом и кармашкам. Ему даются геометрические фигуры или любой другой предмет (объект) различных размеров. Ребенку необходимо распределить правильно геометрические фигуры или любые другие предметы относительно горизонта, соблюдая свойство перспективы. К этой группе офтальмотренажеров относятся также такие офтальмотренажеры, как «Модуль для подбора цветов», «Конструктивные треугольники», «Силуэты и контуры», и др. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения большую роль играют средовые ресурсы. Наиболее важными из средовых ресурсов в ведущей составляющей образовательной среды - зоне развития зрительного восприятии - являются офтальмотренажеры, так как с помощью них можно развивать все нарушенные функции зрения через предъявления различного рода заданий. Непрерывное использование офтальмотренажеров младшими школьниками с нарушениями зрения приведет к положительному эффекту в развитии их зрительного восприятия.
Список цитированных источников: 1. Гайдукевич, С.Е. [и др.]. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения: учеб.-метод. пособие / С. Е. Гайдукевич [и др.]; под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечета. – Минск: БГПУ, 2006. – 98 с. 2. Никулина, Г.В., Фомичева, Л. В., Замашнюк, Е. В. Развитие зрительного восприятия: Учеб. пособие / под. ред. Г. В. Никулиной. – СПб., 2003. 3. Тюбекина, З.Н. Зрительная гимнастика в условиях специализированного детского сада, как часть коррекционной работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) / З. Н. Тюбекина, М. А. Мишин // Физическое воспитание детей с нарушениями зрения в детском саду и в начальной школе. – 2000. – № 1. – С. 44–60.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.007 с.) |