Метод релаксации в коррекционной работе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод релаксации в коррекционной работе



С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 

Христич Е.Н., педагог-психолог УО «Витебский государственный

специальный детский сад №18 для детей с нарушением речи» (г. Витебск)

Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально-подобранных техник.

Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Первыми западными специалистами, применившими метод релаксации в своей деятельности и разработавшими свои техники мышечной релаксации, были американский психолог Э.Джекобсон и немецкий врач-невропатолог И.Шульц.

Как психолог, Э.Джекобсон занимался изучением объективных проявлений эмоций. Одним из способов оценки эмоционального состояния человека служила регистрация мышечного напряжения. Была обнаружена специфичность изменения мышечного тонуса при различных психоэмоциональных нарушениях, неврозах и психосоматических заболеваниях.

Обнаруженную взаимосвязь напряжения мышечного и напряжения нервно-психического Э.Джекобсон назвал нервно-мышечной гипертензией, которую рассматривал как проявление рефлекторных принципов функционирования нервной системы. Он доказал, что расслабление мышц помогает снять состояние гипервозбуждения нервной системы, помогая ей отдохнуть и восстановить равновесие.

Поэтому обучение человека навыкам мышечного расслабления полезно как для снятия психической напряженности, так и для устранения симптомов ряда заболеваний (таких как головная и сердечная боль, гастрит, гипертония и т.д.)

Кроме того, дополнительными эффектами мышечной релаксации являются улучшение сна, устранение «мышечных зажимов», эмоциональная «разрядка» и повышение работоспособности [1].

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают огромное количество информации, устают физически и эмоционально. Ребенок с речевыми нарушениями очень быстро истощается, перевозбуждается, это способствует повышенному психическому напряжению и раздражительности. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.

На основе этого нами был составлен комплекс игр и упражнений под названием «Релаксационные паузы», которые включены в коррекционно-развивающую работу с детьми дошкольного возраста с ТНР. Материал подобран в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей с ТНР, составлено перспективное планирование организации и проведения игр и упражнений (по 4-5 игр в месяц). Данная разработка предлагается для старших дошкольников с целью закрепления полученных детьми на коррекционно-развивающих занятиях навыков расслабления и психомышечной тренировки, снятия психомышечного и психоэмоционального напряжения у детей, относящихся к «группе риска» (тревожных, агрессивных и др.). Могут быть использованы и в работе со всеми воспитанниками в данных возрастных группах с целью охраны психического здоровья.

«Релаксационные паузы» можно использовать в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или с повышенными физическими нагрузками, при укладывании детей во время дневного сна в детском саду и т.д.

При проведении некоторых релаксационных игр, упражнений и аутотренинга желательно использовать музыкальное сопровождение. Комплекс упражнений расписан понедельно, с учётом этапности работы (по Э. Джекобсону) (таблица 1).

 

Таблица 1. – Перспективное планирование релаксационных упражнений

для детей дошкольного возраста с ТНР на квартал

Месяц декабрь январь февраль
I 1) “Сосулька” 2) “Снежинки” 1) “Каждый спит” 2) “Тихое озеро” 1) “Муравей” 2) “Радуга”
II 1) “Штанга” 2) “Снежинки” 1) “Игра с песком” 2) “Тихое озеро” 1) “Винт” 2) “Радуга”
III 1) “Тряпичная кукла и солдат” 2) “Лентяи” 1) “Солнечный зайчик” 2) “Облака” 1) “Штанга” (стихи) 2) “Ручей”
IV 1) “Драгоценность” 2) “Лентяи” 1) “Солнышко и тучка” 2) “Облака” 1) “Олени” 2) “Ручей”

Упражнения и игровые задания на расслабление предполагают обучение дошкольников, имеющих нарушения речи следующим приемам:

· чувствовать разницу между напряжением и расслаблением;

· напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;

· вызывать ощущения расслабления, тяжести, тепла (в мышцах рук); ощущения расслабления, тяжести, тепла (в мышцах ног);

· сочетать упражнения мышечной (тепло, тяжесть в мышцах рук, ног, живота, спины, лица) и психической релаксации (я отдыхаю, спокоен, здоров, уверен в себе…).

В своей работе мы используем следующие виды упражнений на релаксацию:

· упражнения с сосредоточением на дыхании: «Игра со свечой». Предлагаю детям сделать бесшумный вдох через нос, затем, вытянув губы трубочкой, медленно подуть на воображаемую свечу. «Мыльные пузыри» и т.д.;

· упражнения на расслабление мышц лица: «Улыбка». Вы видите перед собой красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек. Дышите и улыбайтесь… ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка. «Игра с шарфиком». Представьте себе, что вам холодно, вы замерзли, обхватили себя руками. Но вот пришла ваша мама и принесла шарфик. Вы повязали шарфики на шеи. Покрутили головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам, улыбнитесь друг другу. «Солнечные зайчики», «Пчелка», «Бабочка», «Качели», «Хоботок» и т.д.;

· упражнения на расслабление мышц шеи: «Любопытная Варвара»;

· упражнения на расслабление мышц рук: «Кактус и ива», «Сосулька», «Шалтай-Болтай», «Штанга», «Самолеты и бабочки», «Пальма» и т.д.

· упражнения на расслабление мышц ног: «Слон». Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с «грохотом» опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы о пол. «Баба-яга», «Палуба» и т.д.;

· упражнения на расслабление всего организма: «Снеговик», «Снежная королева», «Конкурс лентяев», «Гипнотизер» и т.д. [2].

Упражнения на релаксацию способствует развитию у детей, имеющих нарушения речи, познавательных способностей и формирование устойчивой эмоционально-личностной сферы, а через это – сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей, в том числе, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, освоение приемов эмоциональной саморегуляции, создание возможностей для самовыражения.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье детей.

Список цитированных источников:

1. Дьяченко, Л. П. Релаксация в «гнездышке» / Л. П. Дьяченко. – Школьный психолог. – 2005. – №11. – С. 25-30.

2. Котикова, Н.В. Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми / Н.В. Котикова. – Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. – № 7. – С.42-47.

3. Эберт, Д. Стресс и релаксация // Д. Эберт. – Физиологические аспекты йоги / Пер. с нем. Р. С. Минвалеева. – Leipzig: Veb Georg Thieme, 1999. – 166 с.: ил. – Гл. 5, 4,.3.


АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА МАТЕРИНСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ:

ТЕОРЕТИКО - ЭМПИРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

Черняева А.Ю., студентка 3 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Лауткина С.В., старший преподаватель

 

На начало 2010 года в Беларуси насчитывалось 4,5 тыс. детей-сирот и 21,4 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. При этом в семьях опекунов, приемных родителей, детских домах семейного типа, детских деревнях воспитывалось 18,85 тыс. детей. Обстоятельства жизни ребенка, такие как отсутствие родителей, жизнь в учреждениях интернатного типа, именуются депривационными ситуациями. При таких ситуациях нет возможности удовлетворения важных психических потребностей [1]. Психическое состояние, вызванное депривационными ситуациями, обозначается депривацией (лат. deprivatio – потеря, лишение).

В психологии выделятся следующие формы психической депривации: 1) стимульная (сенсорная) – пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость; 2) значений (когнитивная) – слишком изменчивая хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне; 3) эмоционального отношения (эмоциональная) – недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если такая уже была создана; 4) идентичности (социальная) – ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли [2].

Анализ литературы свидетельствует о том, что исследование психической депривации осуществляется в рамках следующих направлений: 1) психоанализа (З. Фрейд, Р. Шпиц, Дж. Боулби, Э. Эриксон, К. Хорни); 2) теории учения (Дж. Брунер, Д.Л. Гевирц, У. Деннис, Д. Хебб); 3) гуманистической психологии (А. Маслоу); 4) мотивационной теории (С. Проувенс, Р. Липтон, Г. Шеффер). В России и Беларуси разработкой исследуемой проблематики занимались Л.И. Божович, М.И. Буянов, В.В. Лебединский, В.И. Лебедев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.М. Муфтеева, Л.Н. Севостьянова, И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова, А.М. Прихожан, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин и др. Большинство авторов основную часть своих работ посвятили изучению материнской и эмоциональной депривации.

Термин «депривация» был предложен Дж. Боулби. По его мнению, понятие «депривация» применимо к тем случаям, когда узы привязанности оказываются разорванными. Ранние эксперименты Дж. Боулби с участием детей, эвакуированных во время 2-ой мировой войны, привели его к убеждению, что длительная разлука с матерью является причиной синдрома депривации. Исследование воспитанников сиротских приютов установило, что они часто выказывают признаки отставания в физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии. Подобные эффекты являются прямым следствием депривации в раннем возрасте [3].

По мнению Р. Корсини, материнскую депривацию испытывает дети, воспитывающиеся в приюте или госпитализированные. Также депривация может быть следствием обедненной среды, неуравновешенной матери, нехватки питания или недостаточного чувства безопасности. Часто при наличии одного вида депривации имеют место и другие ее виды [4].

По данным С.В. Гречаного, к частичной депривации относятся случаи, когда отношения между матерью и ребенком эмоционально обеднены. Это состояние Пру и Харлоу обозначают термином «скрытая» депривация, они также проводят границу между нарушенным и недостаточным отношением матери к ребенку. И. Лангмейер и З. Матейчек выделяют 2 основные формы депривационной ситуации – изоляцию и сепарацию. В первом случае речь идет о полном отстранении ребенка от окружающих людей. Крайней степенью изоляции являются примеры «волчьих детей». Под сепарацией понимается разрыв специфической связи между ребенком и матерью, включающей состояния разлучения, отрыва от семьи, воспитания в закрытых детских учреждениях.

Р. Шпитц отмечает начало формирование образа матери с 3-месячного возраста и описывает «страхи 8 месяцев», когда ребенок обнаруживает наличие в окружающем мире помимо матери других взрослых, присутствие которых может вызвать плач, рвоту, расстройства стула, потерю в весе. Автор говорит также о двух факторах депривации, приводящих к психогенным болезням у младенцев – качественном и количественном. В первом случае может возникнуть колика трехмесячных детей, нейродермит (хроническое аллергическое заболевание), раскачивание, игра с фекалиями. Во втором – анаклитическая депрессия и маразм (заболевание, форма белково-энергетической недостаточности, как правило, у детей до года).

По исследованиям С.В. Гречаного, депривация может способствовать формированию 3-х основных видов нарушений у ребенка: 1) специфических личностных аномалий; 2) задержки и/или искажения психического развития; 3) психических расстройств.

В возникновении депривационных психических расстройств можно выделить следующие закономерности: 1) возрастная (чем раньше воздействовал фактор депривации, тем тяжелее симптоматика); 2) для 1-го года жизни характерны: неравномерность отставания в умственном развитии, нарушение становления речи, формирование патологических привычных действий (сосание одежды, пальцев рук, раскачивания, выдергивания волос); депривационная депрессия с преобладанием равнодушия, расстройств, напоминающих аутизм; 3) после 3-х лет: нарушения развития личности и задержки умственного развития; 4) к 4-7 годам: исчезновение большинства расстройств раннего возраста, за исключением изменений эмоциональной сферы; 5) к подростковому возрасту: личностные нарушения; 6) в старшем возрасте: поверхностность в общении с окружающими; недостаточность развития высших эмоций – жалости, сочувствия, соучастия, способности сознавать свою вину, испытывать чувство стыда; низкая работоспособность; расстройства внимания; слабость памяти; рентные установки [5].

Л.И. Божович, отметила такую особенность психического развития детей – сирот: «у детей отпадает один из важнейших источников постоянного накопления опыта и знаний, они не усваивают многообразие межличностных отношений, так как в условиях интерната дети находятся постоянно в кругу сверстников, в кругу одних и тех же впечатлений, одних и тех же педагогических воздействий» [6].

По мнению В.Н. Куровского, депривированная симптоматика у детей-сирот включает в себя фактически весь спектр психических отклонений – от легких особенностей психического статуса до грубых нарушений развития интеллекта и характера. Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося в депривационных условиях, происходят на четырех уровнях: 1) сенсорном (ощущения); 2) когнитивном (формирование моделей внешнего мира); 3) эмоциональном (удовлетворение интимных эмоциональных отношений к кому-либо); 4) социальном (отождествление себя с одобряемыми в обществе социальными ролями) [7].

Материнская депривация формирует тип личности ребенка, характеризуемый безэмоциональностью психических реакций. Так, при материнской депривации при рождении формируется устойчивое отставание в интеллектуальном развитии, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе. В случаях разрыва с матерью, после сложившейся привязанности к матери, у ребенка начинается период тяжелых эмоциональных реакций. Специалисты называют ряд типичных стадий этого периода: протест, отчаяние, отчуждение.

В фазе протеста ребенок предпринимает энергичные попытки вновь обрести мать или человека, осуществляющего уход. Реакция на разлуку в этой фазе преимущественно характеризуется эмоцией страха. В фазе отчаяния ребенок проявляет признаки горя. Ребенок отвергает всяческие попытки ухода за ним других людей, длительное время безутешно горюет, может плакать, кричать, отказываться от пищи. Стадия отчуждения характеризуется переориентацией на другие привязанности [8].

Анализ феномена психической депривации позволяет сделать выводы о том, что единого подхода к определению данного явления нет. Но, несмотря на это, большинство как отечественных, так и зарубежных авторов отмечает, что успешное формирование личности ребёнка зависит от среды, в которой он растёт и развивается, от характера общения и взаимодействия с окружающими его людьми. В ситуации депривации среда развития ребёнка описывается преимущественно негативными характеристиками, которые могут встречаться как отдельно, так и комплексно. Степень воздействия депривации на психику определятся её силой, продолжительностью и охватом дефицитных потребностей.

 

Список цитированных источников:

1. Шульга, О. Особенности депривации психического развития в раннем детстве / О. Шульга. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wiki.uspi.ru/index.php/ – Дата доступа: 26.12.2011.

2. Кордуэлл, М. Психология от А до Я: Словарь-справочник/ М. Кордуэлл // Пер. с англ. К.С. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 448 с.

3. Богдан, Н.Н.Специальная психология. / Н.Н. Богдан, М.М.Могильная, редактор Л.И. Александрова. – Владивосток: ВГУЭС, 1999.

4. Корсини, Р. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./ Р. Корсини, А. Ауэрбах. – СПб.: Питер, 2006 г. – 1876 с.

5. Микиртумов, Б.Е. Клиническая психиатрия раннего детского возраста/ Б.Е. Микиртумов, А.Г. Кощавцев, С.В. Гречаный. – СПб: Питер, 2001. – 256 с.

6. Дубровина, И.В. Психологическое развитие воспитанников детских дома/ И.В. Дубровина, А.Г.Рузская. – М.: Педагогика, 1990. – 264 с.

7. Куровский, В.Н. Материнская депривация и ее структурные компоненты/ В.Н. Куровский, Г.Н. Пяткина // Вестник ТГПУ. – 2010. – №10. – С.141 – 144.

8. Склярова, Т.В.Развитие личности в условиях депривации / Т.В. Склярова [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://hpsy.ru/authors/x1839.htm. – Дата доступа: 28.12.2011.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.61 (0.022 с.)