Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схема работы с подростками, предваряющей тренинг релаксацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Уточнение и постановка проблемы 1. Сформулируйте проблему. 2. Кто провоцирует проблему? (Родители, учителя, сам ребенок). 3. Какова ее точная природа? Связана ли она с тревожностью? 4. Как ребенок проявляет тревожность? (Сердится, плачет, боится, волнуется, убегает, цепляется за взрослых, чувствует тошноту, ощущает непонятную боязливость). Анализ ситуации 1. В какой ситуации (или ситуациях) встречались уже случаи тревожного поведения? 2. Является ли сейчас ситуация (или ситуации) такой же, какой она была в прошлом? 3. Возможно ли, чтобы сам ребенок или, что более предпочтительно, взрослый (близкий ребенку) произвел определенные изменения в ситуации (или ситуациях)? Социальное окружение 1. Какие взрослые из окружения ребенка являются для него наиболее значимыми? (Родители, родственники, учителя и т.д. Их взаимодействия с ребенком могут быть: позитивными, негативными, смешанными). 2. Существует ли какая-то взаимосвязь тревожного поведения ребенка и его взаимодействия с кем-либо из значимых взрослых? 3. Если поведение взрослого повлекло за собой тревожность ребенка, то возможно ли убедить взрослого изменить подобное поведение? Личностные установки ребенка 1. Осознает ли ребенок наличие проблемы? 2. Если ребенок признает наличие проблемы, то желает ли он что-либо изменить? 3. Если он не понимает, что изменение поведения может улучшить ситуацию, то возможно ли, чтобы он это понял после разъяснений? 4. В состоянии ли ребенок следовать инструкциям тренинга по релаксации? 5. Будет ли он в состоянии использовать инструкции самостоятельно (без руководства взрослого) или же руководство взрослого необходимо? ТРЕНИНГ РЕЛАКСАЦИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ (В.М. Астапов) Этот метод состоит из пяти этапов. Предполагается, что три из них будут проведены специалистом, а два других должны быть записаны на аудиокассету. Первый этап Состоит из интервью, проведенного с ребенком, во время которого обсуждается проблема (или проблемы). Основная цель этого интервью двояка. Во-первых, необходимо определить, лежит ли в основе этой проблемы тревожность, напряжение или же какие-то другие формы неконтролируемого эмоционального состояния. В этом интервью должно быть уделено внимание событиям из жизни ребенка, предшествующим возникновению проблемы, и тому эмоциональному состоянию и поведению, которые они вызывали. Второй важной целью интервью является выяснение того, видит ли ребенок сам наличие проблемы. Но очень велика вероятность того, что внимание терапевта к проблеме было привлечено кем-либо, но не самим ребенком. Если ребенок сам осознает свою проблему, то очень важно определить, а есть ли у него желание делать что-либо (изменить что-либо). Очень важно внушить ребенку, что если какое-либо поведение часто подкрепляется, то оно при этом усиливается с каждым разом и чаше повторяется. То, что для взрослого выглядит часто как «проблема» поведения ребенка, для самого ребенка является способом действия. Второй этап Получив согласие ребенка в том, что ему нужен тренинг по релаксации, необходимо провести второе интервьюирование. В этой беседе терапевт дает разъяснение о целесообразности такого тренинга, т.е. создает условия для более успешного его проведения. Уровень объяснений зависит от возраста и развития ребенка. Некоторым детям нужно дать самое детальное объяснение, а, беседуя с другими, можно ограничиться постановкой задачи. В этой же беседе ребенка знакомят с магнитофонной записью, по которой он в дальнейшем будет работать. Третий этап Этот этап состоит в том, что ребенок самостоятельно работает с первой из двух записанных на аудиокассету программ по релаксации. Желательно помочь ребенку ощущать чувство релаксации, противопоставляя его чувству мышечного напряжения. Нами дается примерный текст, изучив который, можно составить свою программу. При этом следует помнить о том, что составленный вами текст должен быть адаптирован относительно уровня развития конкретного ребенка, с которым вы занимаетесь. В тексте оставлены пробелы для того, чтобы вы могли внести имя ребенка. Ребенку необходимо лечь и слушать лежа аудиокассету. Обычно, предполагается, что запись № 1 нужно прослушивать один раз в течение недели и только потом приступить к прослушиванию записи № 2. Во время этой же беседы устанавливается день следующей встречи с терапевтом. Обычно это происходит через две недели, когда ребенок уже поработал с записью № 1 и перешел к записи № 2. Запись № 1. (пробелы оставлены для внесения имени конкретного ребенка). Ложись в свою постель. Лежи очень спокойно. Теперь закрой глаза...... я хочу, чтобы ты сделал глубокий вдох (пауза). Хорошо. Теперь продолжим. Сделай еще один глубокий вдох. Медленно выдохни. Еще один глубокий вдох. Медленно выдохни. Хорошо. Теперь я хочу, чтобы ты сжал кулак. Сожми его сильнее — теперь разожми. Сожми его снова — сильнее — теперь разожми. Теперь сожми другой кулак — разожми. Сожми его снова — разожми. Расслабься. Хорошо. Теперь я хочу, чтобы ты напряг пальцы на одной ноге — напрягай их все сильнее — хорошо — разожми их — расслабься. Напряги пальцы на другой ноге — напрягай их сильнее — разожми — расслабься. Попробуй напрячь оба кулака сразу — еще напряги их — разожми — расслабься. Попробуй напрячь пальцы обеих ног — сильнее напряги их — разожми их — расслабься. Теперь напряги кулаки и пальцы обеих ног одновременно — сильнее напряги — хорошо — подержи их в напряжении — разожми кулаки и пальцы ног — расслабься. ........... ты учишься тому, как сделать твои мышцы твердыми (напрячь их). А еще ты учишься тому, как возвращать их в прежнее состояние (расслаблять их). Запомни эти два слова,........... Напряжение делает твои мышцы твердыми. Расслабление (релаксация) приводит их в прежнее состояние. Я хочу, чтобы ты научился так делать со всеми другими мышцами. Ребенку следует предложить список частей тела: ноги. руки, бедра (таз), плечи, шея, лицо, целиком все тело. В последующий текст ребенок по очереди должен вставлять перечисленные выше части тела. Напряги мышцы,..... Подержи их в напряжении. Ослабь напряжение — расслабься. Напряги мышцы,..... снова. Ослабь напряжение — расслабься. Напряги мышцы,..... Подержи их в напряжении — расслабься. Напряги мышцы,..... снова. Ослабь напряжение— расслабься. Очень хорошо. Это очень хорошо........... Глубоко вдохни — задержи дыхание — выдохни. Еще один глубокий вдох — задержи дыхание — выдох. Полежи несколько минут, потом можешь встать. Четвертый этап Запись № 2 Теперь........... ты уже знаешь, как напрягать различные части тела и как затем возвращать их в прежнее состояние — расслабляться. Помни, что релаксация — это средство, которое позволяет сделать твои мышцы слабыми (расслабленными); релаксация означает, что твои мышцы стали бессильными. Эта запись научит тебя расслаблять все тело. Потребуется много времени, чтобы научиться расслабиться достаточно хорошо. Я хотел бы, чтобы ты слушал эту запись каждый день до тех пор, пока мы снова не встретимся с тобой. Ты должен очень внимательно слушать текст и как можно точнее выполнять то, что услышишь. ........... я собираюсь научить тебя расслабляться. Ложись в свою кровать. Положи руки вдоль тела, вытяни ноги. Теперь закрой глаза. Прежде всего, я хотел бы, чтобы ты сделал глубокий вдох — задержи дыхание — теперь выдохни. Сделай два глубоких вдоха и задержи дыхание сколько сможешь. Сделай выдох, как можно медленнее (пауза)... Хорошо. Теперь я хочу, чтобы ты представил себе свои ноги. Попытайся расслабить ноги — верни их в прежнее состояние — представь, что они стали очень тяжелыми и очень расслабленными. Представь, что чувство расслабленности, тяжести поднимается от ступней до колен. Теперь представь, что чувство тяжести, расслабленности поднимается от колен к бедрам. Теперь обе твои ноги стали очень тяжелыми, расслабленными. Тебе хорошо, удобно лежать. А сейчас предстань, что чувство тяжести поднимается к животу. Представь, что мышцы живота стали тяжелыми, расслабленными. Тебе очень удобно. Теперь представь, что чувство тяжести поднимается к груди, ты чувствуешь тяжесть в груди, грудь расслаблена. Хорошо. ........... теперь представь свои руки, они стали совсем вялыми, слабыми, тяжелыми, очень расслабленными. Представь, что это чувство тяжести и расслабленности поднимается от кистей рук к плечам. Рукам хорошо, удобно. Расслабь плечи, вообрази, что они стали очень тяжелыми. Плечам очень удобно. Сейчас расслабь все мышцы лица. Все твое тело расслаблено, оно стало очень тяжелыми. Ты спокоен, тебе очень удобно (2). Теперь,..........., я хотел бы, чтобы ты повторил все эти упражнения еще раз. Ты готов? (после этих слов идет повторение текста от (1) до (2). Вдохни глубоко несколько раз. Ты испытываешь наслаждение от чувства расслабленности. Очень хорошо. Через некоторое время ты можешь встать. Пятый этап Это та стадия, когда ребенок уже достиг определенного умения в технике релаксации. Обычно она наступает через две недели после прослушивания записи № 2. Однако работу с записями следует продолжить. Для ребенка пока «ключом» является голос на магнитной ленте. Следующий важный шаг — поиск собственного «ключа» для ребенка. Форма этого поиска зависит от индивидуальных особенностей ребенка, и в тех случаях, где это возможно, «ключ» следует искать совместно с самим ребенком, используя его знания. Для некоторых детей таким эффективным «ключом» может стать глубокое дыхание, которое они осуществляют во время пауз в записи. Для других более удачным способом может быть использование их личных воспоминаний (отдых на море, у реки и т.д.). Запись № 2 используется снова, чтобы помочь ребенку освоить «ключ», который должен стать сигналом к началу релаксации. Ребенку предлагают теперь прослушивать запись сидя на стуле, вызывая в памяти свой «ключ» каждый раз. когда он делает глубокий вдох. Если ребенок не может представить какую-либо ситуацию в качестве «ключа», то ему предлагают очень медленно считать во время вдохов и выдохов. Обычно для таких тренировок достаточно недели. При встрече с терапевтом следует не только обсудить успехи ребенка, но и еще раз подчеркнуть, что у него есть свой собственный сигнал к релаксации, который он может использовать в нужный момент, и что техника релаксации это то средство (способ), которое помогает ему контролировать себя. Приложение Основные аспекты правовой защиты детей, подвергающихся жестокому обращению Современное законодательство (Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании) предусматривает ряд новых правовых положений, позволяющих оказывать помощь детям, оказавшимся в неблагоприятных условиях в семье. Российское законодательство четко определяет те действия, которые считаются насильственными преступлениями, направленными на половую неприкосновенность личности (ст. ст. 131-135, 151 УК РФ). Право ребенка на защиту своих интересов закреплено также в Семейном кодексе РФ и в международной Конвенции ООН о правах ребенка, принятой в нашей стране. В соответствии с Семейным кодексом (ст.56) ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их замещающими), а в ряде случаев органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей, при этом ребенок до 14 лет вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет - в суд. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. Таким образом, действующее законодательство предусматривает защиту интересов ребенка в обязательном порядке, возлагая исполнение этой нормы на органы опеки и попечительства. Приложение РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО ОБЩЕНИЮ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ НАСИЛИЕ Если ребенок или подросток говорит вам, что подвергается насилию, то: - поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию; - не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок; - внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания; - не преуменьшайте его боли, говоря, что «не случилось ничего страшного, все пройдет…»; - не отвергайте его: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.136.73 (0.011 с.) |