Схема работы с подростками, предваряющей тренинг релаксации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема работы с подростками, предваряющей тренинг релаксации



Уточнение и постановка проблемы

1. Сформулируйте проблему.

2. Кто провоцирует проблему? (Родители, учителя, сам ребенок).

3. Какова ее точная природа? Связана ли она с тревожностью?

4. Как ребенок проявляет тревожность? (Сердится, плачет, боится, волнуется, убегает, цепляется за взрослых, чувствует тошноту, ощущает непонятную боязливость).

Анализ ситуации

1. В какой ситуации (или ситуациях) встречались уже случаи тре­вожного поведения?

2. Является ли сейчас ситуация (или ситуации) такой же, какой она была в прошлом?

3. Возможно ли, чтобы сам ребенок или, что более предпочтитель­но, взрослый (близкий ребенку) произвел определенные изменения в ситуации (или ситуациях)?

Социальное окружение

1. Какие взрослые из окружения ребенка являются для него наи­более значимыми? (Родители, родственники, учителя и т.д. Их взаи­модействия с ребенком могут быть: позитивными, негативными, сме­шанными).

2. Существует ли какая-то взаимосвязь тревожного поведения ребен­ка и его взаимодействия с кем-либо из значимых взрослых?

3. Если поведение взрослого повлекло за собой тревожность ребенка, то возможно ли убедить взрослого изменить подобное поведение?

Личностные установки ребенка

1. Осознает ли ребенок наличие проблемы?

2. Если ребенок признает наличие проблемы, то желает ли он что-либо изменить?

3. Если он не понимает, что изменение поведения может улучшить ситуацию, то возможно ли, чтобы он это понял после разъяснений?

4. В состоянии ли ребенок следовать инструкциям тренинга по ре­лаксации?

5. Будет ли он в состоянии использовать инструкции самостоятель­но (без руководства взрослого) или же руководство взрослого необхо­димо?


ТРЕНИНГ РЕЛАКСАЦИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

(В.М. Астапов)

Этот метод состоит из пяти этапов. Предполагается, что три из них будут проведены специалистом, а два других должны быть записаны на аудиокассету.

Первый этап

Состоит из интервью, проведенного с ребенком, во время которо­го обсуждается проблема (или проблемы). Основная цель этого интер­вью двояка. Во-первых, необходимо определить, лежит ли в основе этой проблемы тревожность, напряжение или же какие-то другие фор­мы неконтролируемого эмоционального состояния. В этом интервью должно быть уделено внимание событиям из жизни ребенка, предше­ствующим возникновению проблемы, и тому эмоциональному состо­янию и поведению, которые они вызывали.

Второй важной целью интервью является выяснение того, видит ли ребенок сам наличие проблемы. Но очень велика вероятность того, что внимание терапевта к проблеме было привлечено кем-либо, но не са­мим ребенком. Если ребенок сам осознает свою проблему, то очень важ­но определить, а есть ли у него желание делать что-либо (изменить что-либо). Очень важно внушить ребенку, что если какое-либо поведение часто подкрепляется, то оно при этом усиливается с каждым разом и чаше повторяется. То, что для взрослого выглядит часто как «проблема» поведения ребенка, для самого ребенка является способом действия.

Второй этап

Получив согласие ребенка в том, что ему нужен тренинг по релак­сации, необходимо провести второе интервьюирование. В этой беседе терапевт дает разъяснение о целесообразности такого тренинга, т.е. создает условия для более успешного его проведения. Уровень объяс­нений зависит от возраста и развития ребенка. Некоторым детям нужно дать самое детальное объяснение, а, беседуя с другими, можно ог­раничиться постановкой задачи. В этой же беседе ребенка знакомят с магнитофонной записью, по которой он в дальнейшем будет рабо­тать.

Третий этап

Этот этап состоит в том, что ребенок самостоятельно работает с пер­вой из двух записанных на аудиокассету программ по релаксации. Жела­тельно помочь ребенку ощущать чувство релаксации, противопоставляя его чувству мышечного напряжения. Нами дается примерный текст, изу­чив который, можно составить свою программу. При этом следует по­мнить о том, что составленный вами текст должен быть адаптирован от­носительно уровня развития конкретного ребенка, с которым вы занимаетесь. В тексте оставлены пробелы для того, чтобы вы могли вне­сти имя ребенка. Ребенку необходимо лечь и слушать лежа аудиокассету. Обычно, предполагается, что запись № 1 нужно прослушивать один раз в течение недели и только потом приступить к прослушиванию записи № 2. Во время этой же беседы устанавливается день следующей встречи с терапевтом. Обычно это происходит через две недели, когда ребенок уже поработал с записью № 1 и перешел к записи № 2.

Запись № 1. (пробелы оставлены для внесения имени конкретного ребенка).

Ложись в свою постель. Лежи очень спокойно. Теперь закрой глаза...... я хочу, чтобы ты сделал глубокий вдох (пауза). Хорошо. Теперь

продолжим. Сделай еще один глубокий вдох. Медленно выдохни. Еще один глубокий вдох. Медленно выдохни. Хорошо.

Теперь я хочу, чтобы ты сжал кулак. Сожми его сильнее — теперь разожми. Сожми его снова — сильнее — теперь разожми. Теперь со­жми другой кулак — разожми. Сожми его снова — разожми. Расслабь­ся. Хорошо.

Теперь я хочу, чтобы ты напряг пальцы на одной ноге — напрягай их все сильнее — хорошо — разожми их — расслабься. Напряги паль­цы на другой ноге — напрягай их сильнее — разожми — расслабься.

Попробуй напрячь оба кулака сразу — еще напряги их — разожми — расслабься. Попробуй напрячь пальцы обеих ног — сильнее напряги их — разожми их — расслабься.

Теперь напряги кулаки и пальцы обеих ног одновременно — силь­нее напряги — хорошо — подержи их в напряжении — разожми кула­ки и пальцы ног — расслабься.

........... ты учишься тому, как сделать твои мышцы твердыми (на­прячь их). А еще ты учишься тому, как возвращать их в прежнее состо­яние (расслаблять их). Запомни эти два слова,........... Напряжение делает твои мышцы твердыми. Расслабление (релаксация) приводит их в прежнее состояние. Я хочу, чтобы ты научился так делать со все­ми другими мышцами.

Ребенку следует предложить список частей тела: ноги. руки, бедра (таз), плечи, шея, лицо, целиком все тело.

В последующий текст ребенок по очереди должен вставлять пере­численные выше части тела.

Напряги мышцы,..... Подержи их в напряжении. Ослабь напря­жение — расслабься.

Напряги мышцы,..... снова. Ослабь напряжение — расслабься.

Напряги мышцы,..... Подержи их в напряжении — расслабься.

Напряги мышцы,..... снова. Ослабь напряжение— расслабься. Очень хорошо. Это очень хорошо...........

Глубоко вдохни — задержи дыхание — выдохни. Еще один глубо­кий вдох — задержи дыхание — выдох.

Полежи несколько минут, потом можешь встать.

Четвертый этап

Запись № 2

Теперь........... ты уже знаешь, как напрягать различные части тела и как затем возвращать их в прежнее состояние — расслабляться. По­мни, что релаксация — это средство, которое позволяет сделать твои мышцы слабыми (расслабленными); релаксация означает, что твои мышцы стали бессильными.

Эта запись научит тебя расслаблять все тело. Потребуется много времени, чтобы научиться расслабиться достаточно хорошо. Я хотел бы, чтобы ты слушал эту запись каждый день до тех пор, пока мы сно­ва не встретимся с тобой. Ты должен очень внимательно слушать текст и как можно точнее выполнять то, что услышишь.

........... я собираюсь научить тебя расслабляться. Ложись в свою кровать. Положи руки вдоль тела, вытяни ноги. Теперь закрой глаза. Прежде всего, я хотел бы, чтобы ты сделал глубокий вдох — задержи дыхание — теперь выдохни. Сделай два глубоких вдоха и задержи ды­хание сколько сможешь. Сделай выдох, как можно медленнее (пауза)... Хорошо.

Теперь я хочу, чтобы ты представил себе свои ноги. Попытайся рас­слабить ноги — верни их в прежнее состояние — представь, что они стали очень тяжелыми и очень расслабленными. Представь, что чув­ство расслабленности, тяжести поднимается от ступней до колен.

Теперь представь, что чувство тяжести, расслабленности поднима­ется от колен к бедрам. Теперь обе твои ноги стали очень тяжелыми, расслабленными. Тебе хорошо, удобно лежать.

А сейчас предстань, что чувство тяжести поднимается к животу. Представь, что мышцы живота стали тяжелыми, расслабленными. Тебе очень удобно. Теперь представь, что чувство тяжести поднима­ется к груди, ты чувствуешь тяжесть в груди, грудь расслаблена. Хо­рошо.

........... теперь представь свои руки, они стали совсем вялыми, сла­быми, тяжелыми, очень расслабленными. Представь, что это чувство тяжести и расслабленности поднимается от кистей рук к плечам. Ру­кам хорошо, удобно. Расслабь плечи, вообрази, что они стали очень тяжелыми. Плечам очень удобно. Сейчас расслабь все мышцы лица. Все твое тело расслаблено, оно стало очень тяжелыми. Ты спокоен, тебе очень удобно (2).

Теперь,..........., я хотел бы, чтобы ты повторил все эти упражнения

еще раз. Ты готов? (после этих слов идет повторение текста от (1) до (2).

Вдохни глубоко несколько раз. Ты испытываешь наслаждение от чувства расслабленности. Очень хорошо. Через некоторое время ты можешь встать.

Пятый этап

Это та стадия, когда ребенок уже достиг определенного умения в технике релаксации. Обычно она наступает через две недели после про­слушивания записи № 2. Однако работу с записями следует продол­жить. Для ребенка пока «ключом» является голос на магнитной ленте.

Следующий важный шаг — поиск собственного «ключа» для ребен­ка. Форма этого поиска зависит от индивидуальных особенностей ре­бенка, и в тех случаях, где это возможно, «ключ» следует искать совме­стно с самим ребенком, используя его знания. Для некоторых детей таким эффективным «ключом» может стать глубокое дыхание, кото­рое они осуществляют во время пауз в записи. Для других более удач­ным способом может быть использование их личных воспоминаний (отдых на море, у реки и т.д.).

Запись № 2 используется снова, чтобы помочь ребенку освоить «ключ», который должен стать сигналом к началу релаксации. Ребенку предлагают теперь прослушивать запись сидя на стуле, вызывая в памя­ти свой «ключ» каждый раз. когда он делает глубокий вдох. Если ребе­нок не может представить какую-либо ситуацию в качестве «ключа», то ему предлагают очень медленно считать во время вдохов и выдохов.

Обычно для таких тренировок достаточно недели. При встрече с те­рапевтом следует не только обсудить успехи ребенка, но и еще раз под­черкнуть, что у него есть свой собственный сигнал к релаксации, кото­рый он может использовать в нужный момент, и что техника релаксации это то средство (способ), которое помогает ему контролировать себя.


Приложение

Основные аспекты правовой защиты детей, подвергающихся жестокому обращению

Современное законодательство (Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании) предусматривает ряд новых правовых положений, позволяющих оказывать помощь детям, оказавшимся в неблагоприятных условиях в семье. Российское законодательство четко определяет те действия, которые считаются насильственными преступлениями, направленными на половую неприкосновенность личности (ст. ст. 131-135, 151 УК РФ). Право ребенка на защиту своих интересов закреплено также в Семейном кодексе РФ и в международной Конвенции ООН о правах ребенка, принятой в нашей стране. В соответствии с Семейным кодексом (ст.56) ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их замещающими), а в ряде случаев органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей, при этом ребенок до 14 лет вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет - в суд. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. Таким образом, действующее законодательство предусматривает защиту интересов ребенка в обязательном порядке, возлагая исполнение этой нормы на органы опеки и попечительства.


Приложение

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО ОБЩЕНИЮ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ НАСИЛИЕ

Если ребенок или подросток говорит вам, что подвергается насилию, то:

- поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию;

- не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок;

- внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания;

- не преуменьшайте его боли, говоря, что «не случилось ничего страшного, все пройдет…»;

- не отвергайте его: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.37 (0.026 с.)