Нормативно-правовые основы, регламентирующие права, обязанности и ответственность родителей за обучение и воспитание детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативно-правовые основы, регламентирующие права, обязанности и ответственность родителей за обучение и воспитание детей



За последние годы законодательство по вопросам обеспечения и охраны прав детей претерпело значительные изменения (51). Приняты Семейный кодекс Российской Федерации (принят 8.12. 1995 г., вступил в силу с 1. 03. 1996 г., № 223-ФЗ.), Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят 4. 12. 1996 г., вступил в силу с 27. 12. 1996 г., а в полном объеме- с 1.01. 1998 г., №159-ФЗ), Федеральный закон «Об образовании (принят 10. 07. 1992 г., в новой ред. 13. 01. 1996 г., вступил в силу в новой ред. 23. 01. 1996 г., № 12-ФЗ), внесены изменения в Жилищный и Гражданско-процессуальный кодексы, введены специальные нормы в новые Гражданский и Уголовный кодексы, принято большое ко­личество различного рода подзаконных актов. Таким образом, нельзя не отметить внимания законодателя к вопросам охраны прав детей. Позитивным является также и то, что новое российское законода­тельство разработано с учетом норм международного права, в том числе Конвенции о правах ребенка (принята 20.11.1989 г., ратифи­цирована 15. 09. 1990г.).

Итак, на сегодняшний день права, обязанности и ответственность родителей или законных представителей детей регламентированы Дек­ларацией прав ребенка и Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании». Ти­повым положением об общеобразовательном учреждении с учетом положении Всеобщей декларации прав человека.

В связи с правовыми нормами, изложенными в перечисленных законах и положениях, родители (законные представители) имеют пра­во согласно:

ст. 50, п. 7 Закона РФ «Об образовании» (ЗОО) - на получение их детьми впервые бесплатного начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образо­вания в ОУ в пределах государственных образовательных стандартов;

ст. 63, п. 1 Семейного кодекса РФ (СК) - преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами;

ст. 52, п. 3 - дать ребенку начальное общее, основное общее в семье.

Статья 52, п. 1. (ЗОО) предоставляет родителям возможность выбора:

1. формы образования (в ОУ, в семье, самообразование, экстернат, сочетание различных форм образования);

2. образовательного учреждения;

3. защиты законных прав и интересов ребенка;

4. дополнительных (в т. ч. платных) образовательных услуг (обуче­ние по дополнительным образовательным программам, преподава­ние специальных курсов и циклов, дисциплин, репетиторство, занятия с учащимися углубленным изучением предметов и др. услуги) за рам­ками соответствующих образовательных программ и государствен­ных образовательных стандартов.

В случае задолженности у ребенка по двум и более предметам, У родителей есть возможность согласно ст. 17, п.4 (300) выбора формы продолжения образования:

1. повторное обучение (в том же классе);

2. в классе компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся;

3. обучение в форме семейного обучения.

Статья 15, п. 7 (ЗОО) предоставляет возможность родителям ознакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся, уставом ОУ, другими локальными актами ОУ.

Статья 19, п. 16 (ЗОО) регламентирует взаимоотношения между подростком и местными органами управления и образования. Так, по взаимному согласию с местными органами управления образования при достижении обучающимся 15 лет, ребенок может оставить ОУ до получения им основного общего образования.

В статье 50, п. 10 (ЗОО) содержатся нормы, регулирующие пере­вод детей в другие образовательные учреждения. По согласованию с органами управления образованием и заключению психолого-педаго­гической и медико-педагогической комиссий дети могут быть направ­лены в специальные (коррекционные) ОУ.

В статье 19, п. 7 (ЗОО) говорится о том, кто имеет право на государ­ственные пособия. Итак, пособия выделяют:

1. на детей малообеспеченным семьям;

2. многодетным и одиноким матерям (отцам);

3. инвалидам с детства;

4. на детей военнослужащих срочной службы;

5. на несовершеннолетних детей, в период розыска их родителей.

Статья 19, п. 8 (ЗОО) регламентирует вопрос дополнительных денеж­ных средств. При осуществлении воспитания и образования ребенка в семье родители могут получать дополнительные денежные средства:

- на получение профессиональной консультации педагогов и специалистов ОУ по проблемам обучения и воспитания ребенка;

- на определение ребенка в ГПД;

- на организацию досуга детей в школе и в учреждениях дополнительного образования;

- на информацию о квалификации педагогов;

- на защиту прав личности (в т. ч. тактичное отношение к себе и ребенку - со стороны всех работников ОУ) в вышестоящих организа­циях и суде;

- на участие в управлении ОУ:

1. избирать и быть избранным в Совет ОУ и другие органы;

2. участие в выработке и принятии Устава ОУ и других локальных актов;

3. привлечение дополнительных источников финансирования для уставной деятельности ОУ;

4. разрешение конфликтных ситуаций с детьми в ОУ.

Родители (законные представители) обучающихся (воспитанни­ков) обязаны согласно статье 18, п. 1 (300) заложить основы фи­зического, нравственного, интеллектуального развития ребенка в Раннем детском возрасте; согласно статье 52, п. 2 (300) выполнять

Устав ОУ и другие локальные акты ОУ, в т. ч. договор между ОУ и родителями (законными представителями) обучающихся (воспитан­ников); согласно статье 63, п. 1 Семейного кодекса обеспечить получение детьми основного общего образования до 18-летнего возраста и своевременно; согласно статье 17, п 5 Семейного ко­декса родители должны:

1. проводить медицинское обследование детей для правильного определения типа ОУ и формы получения образования; коррекции проблем образования;

2. информировать детей об их правах, обязанностях: нормах пове­дения в общественных местах;

3. обеспечивать детей школьно-письменными принадлежностями;

4. получать информацию из ОУ о результатах образования ребен­ка, особенно в случаях условного перевода за академическую задол­женность в следующий класс;

5. информировать ОУ о причинах отсутствия ребенка на уроках (в т. ч. по болезни);

6. в течение месяца принять меры к трудоустройству либо уст­ройству ребенка в другое ОУ в случае исключения его из ОУ за про­тивоправные действия, грубые и неоднократные нарушения Устава ОУ.

Статья 40, п. 7 Семейного кодекса регламентирует обязаннос­ти родителей при получении государственных пособий. Так, родители или законные представители детей имеют право распоряжаться посо­биями и использовать их по уходу за ребенком на:

1. содержание детей в школе-интернате;

2. приобретение необходимых школьно-письменных принадлеж­ностей для детей.

Родители не имеют права принуждать ребенка к труду, попрошай­ничеству в ущерб получения им основного общего образования. Ро­дители обязаны создать необходимые условия в семье для выполне­ния ребенком домашних заданий и получения им основного общего образования. Для чего им следует:

1. определить место для выполнения уроков;

2. оказывать посильную помощь ребенку в обучении;

3. организовать разумный режим дня школьника, в т. ч. выходных, праздничных и каникулярных дней;

4. исключить причинение вреда психическому, физическому здо­ровью детей, их нравственному развитию.

Статья 65 Семейного кодекса запрещает родителям пренебрежи­тельное жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители согласно статье 69 Семейного кодекса не имеют право на:

- отказ без уважительной причины взять своего ребенка домой из лечебного, воспитательного учреждения, учреждения социальной зашиты или из других аналогичных учреждений;

- принуждение или поощрение употребления ребенком табака, алкоголя, токсических, наркотических веществ;

- умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, либо против жизни или здоровья супруга;

- уклонения от содержания своих детей, (в т. ч. злостное уклонение от уплаты алиментов);

- принуждение или поощрение противоправных действий со сто­роны своих детей; вовлечение их в преступную деятельность;

-злоупотребление своими родительскими правами.

Статья 52, п. 44 определяет ответственность родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников) следующим образом: «родители (законные представители) обучающихся (воспитанников) несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования, ликвидацию обучающихся академической задол­женности в течение следующего учебного года».

Таким образом, ответственность родителей (законных предста­вителей) обучающихся (воспитанников) наступает в административ­ном, гражданском и уголовном порядке, если они нарушают статьи, которые изложены выше. Однако ненадлежащий контроль за выпол­нением законодательных актов и даже их полное игнорирование, отсутствие мер наказания за несоблюдение прав, обязанностей и от­ветственности родителей за обучение и воспитание детей - все это приводит к тяжелой ситуации увеличения «трудных» детей, «соци­альных» сирот, беспризорных и безнадзорных, наркоманов и токсикоманов.

Действующие законодательные нормы носят, в основном декларативный характер. Провозглашая достаточно широкий объем прав ребенка, законодатель не создал механизм их реализации. Причем проблемы кроются, как правило, не в отсутствии нужного закона, а в системе организации работы правоохранительных и правоприменительных органов (суды, прокуратура, судебные приставы, милиция, органы опеки и попечительства и т. п.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.01 с.)