Феноменология насилия в отечественной и зарубежной науке и практике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феноменология насилия в отечественной и зарубежной науке и практике



Обновление содержания образования, помимо осуществления технологических и организационных преобразований, невозможно без перестройки такого компонента педагогического процесса, как взаимоотношения, складывающиеся между субъектами педагогического процесса – взрослыми и детьми. К сожалению, декларируя принципы личностно-ориентированной педагогики, на практике мы чаще встречаемся с подавлением личности ребенка в самых различных сферах и проявлениях, которое имеет самые серьезные последствия.

Почему тема насилия в последнее время стала столь популярной и почему ее не существовало ранее? Может, проблемы такой не было?

Жестокое обращение с детьми и их эксплуатация известны давно. Углубляясь в историю, мы находим все больше и больше потрясающих душу примеров насилия над детьми — жестоких избиений, сексуальных злоупотреблений и даже убийств. Однако существует очень мало доказательств того, что какие-либо психи­ческие расстройства у детей — жертв насилия распознавались до конца XIX века или что существовала какая-либо психотера­певтическая методология до начала 1990-х годов. Это связано с позицией по отношению к детям, которая превалировала до середины 1800-х годов. Дж.Л.Десперт (J.L.Despert, 1965) пишет, что дети были движимостью, собственностью, в связи с чем их родитель (владелец) обладал абсолютным контролем над их жизнью и смертью; они могли даже продаваться.

О детях с тяжелыми психическими нарушениями говорилось без сострадания. Их называли злыми, плохими, безнравствен­ными, одержимыми, неисправимыми — с явным ощущением бре­мени от необходимости как-то заботиться о них. Среда не рас­сматривалась как этиологический фактор психопатологии у детей.

Дж.Л.Десперт (1965) отмечает, что во времена Древней Греции и Рима, в добиблейские и парабиблейские времена детей приносили в жертву ритуально; их сжигали на костре; в случае неполноценности ребенка его выгоняли; иногда дети были ору­дием кровной мести (убийство перворожденного). Права матерей о заботе и защите своего потомства не распознавались. В средние века жизнь ребенка также ничего не стоила. Довольно широко было распространено детоубийство (инфантицид). Духовенство влияло на позиции по отношению к ребенку и его внутренней жизни. Его рассматривали как нежелательный результат половых отношений; бремя первородного греха и вины лежало на младен­це. Дети становились шутами, их называли "сумасшедшими в толпе". Демонология чрезвычайно отражалась на отношении к ним. Неимоверная жестокость творилась именем религии. Детей избивали за малейшую провинность, чтобы "изгнать дьявола называя их "одержимыми". Заброшенность, телесные наказания детей и продажа их в рабство или крепостную зависимость хорошо отражены в истории. Как правило, заброшенные дети, оставшиеся без родителей, становились крепостными. Такие дети участвовали в детском крестовом походе, в котором они все были истреблены (B.A.Ruttenberg, 1990).

Н.А. Асанова, проводя исторический анализ проблемы, указывает, что в эпоху Возрождения семейное функционирование приобре­ло более зрелые формы — родители лишились патриархального права на жизнь и смерть своего ребенка. В некоторых прогрессив­ных работах дети уже стали распознаваться как личности, а не только как "миниатюра" взрослых; стали уделять внимание образованию детей. Подчеркивались альтернативные дисципли­нарные воздействия — проявления любви и собственный при­мер, а не только принуждение, страх и физические наказания. Однако и в эпоху Ренессанса еще не упоминалось о психических расстройствах у детей.

В колониальной Америке от детей требовались полное пови­новение и покорность. Строгие правила поведения устанавли­вались для них в соответствии с господством гедонизма. Однако за всеми этими строгостями не было теплоты и нежности. Сущест­вовал обычай нанимать кормилиц, чтобы не заботиться о груд­ных детях и младенцах, что называлось "сдать ребенка в аренду". Практика "аренды" детей сохранилась в США до середины XX века (К.Флейк-Хобсон с соавт., 1993).

Даже в XVIII и XIX веках в Европе бедных детей отдавали в зависимость в работные дома. В романах Чарльза Диккенса описываются ужасные условия, в которых работали дети. Дети должны были работать наравне со взрослыми. В начале XIX века было в порядке вещей, когда 5 — 6-летние дети работали по 14 — 16 часов в день. Хозяин использовал длинные острые колья, чтобы маленькие полусонные работники не заснули и не упали с лестницы. Описания Ч.Диккенса привлекли внимание к бедст­венному положению детей, к отношению к ним как к движимос­ти, к жесточайшей эксплуатации осиротевших детей, что стимули­ровало общественную реакцию к прекращению этих злоупотреб­лений. Впервые общество обратило внимание на эксплуатацию детей-инвалидов, особенно слепых, глухих, немых.

В истории научной мысли 20-го века тема насилия - одна из концептуальных и парадигмальных. По мнению М.В. Старикова (2001), свою роль здесь сыграли, прежде всего, геополитические факторы. Жестокость и губительность двух мировых войн, потрясших человечество и унесших миллионы человеческих жизней; многочисленные региональные конфликты; ужасающий террор и репресии тоталитарных режимов и, наконец, рост преступности и криминализация демократических обществ, основанных на морали потребления и конкуренции. Всё это способствовало легитимации насилия как в общественно-политических практиках и структурах, так и в сознании индивидов, включённых в эти самые структуры и практики, в том числе и образовательные. Помимо геополитических факторов нельзя не отметить факторы социокультурные или даже скорее культурфилософские. Пересмотр роли и места насилия в системе культуры связан с достижениями целой плеяды выдающихся исследователей во всех областях познания. В психиатрии - это фигуры Чезаре Ломброзо и Рихарда Крафт-Эббинга; в психологии - это, безусловно, Зигмунд Фрейд и его психоанализ; не чужды этой проблеме Ясперс, Фромм, Гроф, и многие другие. Но, пожалуй, самая ранняя мыслительная традиция, в поле зрения которой впервые попадает эта проблема, это традиция, берущая своё начало в трудах Маркиза Де Сада и Фридриха Ницше, унаследованная экзистенциализмом и современным французским постмодернизмом. (Ж.Батай, Ж.Делёз, Ф.Гватари, П.Клоссовски, М.Бланшо, Р.Барт, М.Фуко и др.).

Исторически мы отслеживаем элемент насилия в образовании начиная ещё с допетровских времён. А проще говоря, с самого начала возникновения и внедрения образования на Руси. В те далёкие времена насилие в образовании реализовывалось прямо и непосредственно в качестве телесных наказаний. Именно тогда впервые появляются основные его формы такие как битье розгами, стояние на горохе (что и поныне сохраняет своё влияние в детских дошкольных учреждениях в качестве стояния в углу), таскание за чуб, а так же всевозможные оплеухи и затрещины (воспитание Балу из мультика про Маугли), запирание в тёмную комнату (обскурантизм) и др. М.В. Стариков указывает, что такое положение дел сохранялось на Руси вплоть до прихода советской власти и возникновения структуры советского образования, идеологами которого стали Макаренко, Ушинский и Сухомлинский. В основе его в свою очередь лежали постулаты коммунистической идеологии, выдвигающей на первый план сознательность, сменившую "буржуазное" принуждение, несшее на себе печать классового неравенства и эксплуатации. В ситуации провозглашённого равенства, наказание не является следствием принуждения, а возникает как ответ на несознательность гражданина, помещённого в пространстве определённом правами и обязанностями, предписанными волей государства.

За последние годы значительно увеличилось количество детей, страдающих от жестокого обращения взрослых. Ежегодно около 150 тысяч детей убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения родителей и невыносимой обстановки дома. Медики часто сталкиваются с детскими травмами, которые являются результатом плохого обращения с детьми в семье. В медицине существует термин: "синдром избитого ребенка".

Статистика свидетельствует, что виновниками плохого обращения с детьми чаще всего являются родители (94,2%), из них 85%- родные родители. Из них 60%- женщины, 39%- мужчины. Число родителей или лиц, их замещающих, плохо ухаживающих за ребенком составляет 88%, совершающих физическое насилие -87%. Родные матери виновны в плохом обращении и уходе почти в 2 раза больше, чем отцы (75% против 41%).Ученые считают, что причиной жестокого обращения с детьми являются личные качества родителей, проблемы их собственного развития. Среди мотивов жестокого отношения могут быть:

1. Бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому подвергались когда-то сами;

2. Потребность найти выход для подавленных чувств.

3. Потребность обладать и иметь в своем собственном распоряжении живой объект для манипулирования.

4. Самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического приложения родительских педагогических принципов на своего собственного ребенка.

5. Страх появления того, что было подавлено, того, на что наталкиваются в своих собственных детях, того, что должно быть уничтожено в самом зародыше.

6. Реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.

По данным научных исследований, насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье. Около 30 процентов от общего числа умышленных убийств совершается в семье. Половине всех преступлений, связанных с бытовыми мотивами (ревностью, алкоголизмом, хулиганством), предшествуют длительные семейные конфликты.

Данные социологических опросов показывают, что 40 процентов жертв насилия, в том числе детей и подростков, не обращаются в правоохранительные органы из-за неверия в их возможность раскрыть преступление, наказать виновного, а также из-за полной незащищенности и, как правило, материальной и иной зависимости жертвы от истязателя.

Что касается детей - жертв насилия в семье, то они находятся еще и в правовой зависимости от тех, кто совершает в отношении них насильственные действия. Их истязателями, как правило, являются родители, по закону обязанные представлять и защищать их права и законные интересы. Ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для многих из этих детей исходом является смерть. Более 50 тысяч детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тысяч несовершеннолетних находятся в розыске.

По исследованиям Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского жестокое обращение в семье терпят в основном дети 6 - 7 лет; 60 - 70 процентов таких детей, постоянно избиваемых своими родителями, отчимами (мачехами), сожителями матери (отца), отстают в развитии, страдают различными физическими и психо-эмоциональными расстройствами. Многие дети являются жертвами "пьяной педагогики", которая подчас приводит к трагическим для ребенка последствиям. Нередко родители не только сами пьянствуют, но и привлекают к этому своих детей, совместно с ними употребляют спиртные напитки или одурманивающие вещества.

Как правило, насилию подвергаются дети в дезадаптированных семьях, где обострены социальные проблемы. Чаще всего это - неполные семьи, где родители - алкоголики, наркоманы, религиозные фанатики, несовершеннолетние до 17 лет, беженцы или безработные, с физическими недостатками (глухие, слепые), умственно отсталые или с психическими заболеваниями.

Десять процентов детей, переживших насилие в подобных семьях, погибают, у остальных развиваются физические и психические отклонения. Основная часть детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подвергалась в семьях различным видам насилия.

К сожалению, значительная часть этих детей продолжает подвергаться насилию и в интернатных учреждениях. Главной функцией учреждений подобного типа является защита прав, жизни и здоровья воспитанников. Однако система, которая должна защищать ребенка, сама зачастую культивирует насилие.

За последние годы получили широкую известность поистине трагические факты "жизнедеятельности" многих детских домов и школ- интернатов России, в которых по отношению к воспитанникам применялись различные виды насилия.

В детских домах и интернатах, которые считаются лучшими и в которых дети не подвергаются открытым издевательствам, насилие также не является редкостью. Причем взрослые, прибегая к насилию, в силу правовой безграмотности не всегда отдают себе отчет в том, что нарушают элементарные права ребенка. Воспитанник же, с детства привыкший к насилию и издевательствам в семье, часто перестает воспринимать насилие как таковое.

Одно из самых опасных последствий примененного к ребенку насилия, кроме нанесенной ему физической и психической травмы, состоит в том, что в сознании ребенка прочно закрепляется возможность применения насилия.

Поэтому одной из самых важных задач работы с педагогическими коллективами является правовое просвещение воспитателей и администрации, понимание ими сущности и последствий насилия. Глубокое знание педагогами законов, закрепляющих права и социальные гарантии детей-сирот, соблюдение этих законов - это залог успешного физического и психического развития воспитанников

Насилие, совершенное по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. Необходимо сразу оговориться. Слово "насилие" не совсем удачно для обозначения того, о чем здесь будет говориться. Вообще-то психологи, когда сталкиваются с такими проблемами, используют непереводимое английское слово abuse - абьюз. Это слово было образовано из слияния двух слов и дословно означает "ненормальное использование" или "тобой злоупотребили". У нас в русском языке сравнительно недавно появилось словосочетание, которое, будучи ненормативной лексикой, тем не менее, практически буквально отражает основной смысл: "тебя поимели". Это значит, что тебя использовали, хотя ты был с этим не согласен, против твоего желания. Слово же "насилие" обычно обозначает лишь крайнюю степень выраженности абьюза, причем сопряженную с физическим воздействием.

Абьюз включает в себя весь спектр ненормального использования, начиная от оскорбления или издевательства и кончая крайним физическим и сексуальным насилием. В дальнейшем я буду употреблять слово "насилие" в ньюансировке слова "абьюз".

В отечественной литературе чаще встречается ряд смежных понятий, имеющих сходное значение, но, тем не менее, различные между собой: насилие, жестокость и агрессия.

Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт

Понятия жестокости и насилия – более узкие и входят в понятие агрессия.

Жестокость – это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению.

Насилие – это нарушение чужого поведения (Философский словарь).

И.М.Кинард (1994) отмечает, что каждый ребе­нок чаще всего страдает от нескольких форм насилия. Классифи­кация множественных форм плохого обращения остается спорным вопросом в данной проблеме. Хотя исследователи предпочитают иметь дело с различиями, которые могут легко определяться, на практике редко встречаются формы жестокого обращения к ребенку в чистом виде, как это было бы желательно для исследования. Ребенок может переживать более чем одну форму плохого обращения в конкретном случае насилия или может переживать различные формы плохого обращения в разное время.

Психологи (Н.А.Асанова, А.Б.Орлов, Е.МЧерепанова, С.В.Ильина и др) выделяют следующие виды насилия.

Определяют 4 типа жестокого обращения с ребенком [8]:

1. Физическое насилие

2. Пренебрежение

3. Сексуальное насилие

4. Психологическое жестокое обращение

Определения видов жестокого обращения с детьми

Насилие может быть двух типов явное и скрытое (косвенное). По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице – со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.

1. Физическое жестокое обращение – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет. Физическое насилие также трактуется как действия или отсутствие действий со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое или умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения. Например, телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, грубые хватания, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа, пистолета и т.д.

В подростковом возрасте, периоде взрослости, в семейной жизни лица, подвергавшиеся физическому насилию в детстве, могут быть жестоки с окружающими. Очень важным отличием жертв во взрослом возрасте является неспособность справляться с проблемами, а также искать и получать помощь от окружающих людей. Когда ребенок-жертва не получает помощи от собственных родителей, это подрывает его способности к поиску помощи и взаимоотношениям с людьми в будущем.

2. Сексуальное насилие над детьми – это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения. Сюда относятся любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Сексуальное насилие характеризуется как одна из форм жестокого обращения с ребенком. В литературе отмечается, что не существует единого определения этого понятия по целому ряду причин, в том числе в силу трудности определения границ насилия, а также из-за часто встречающихся сочетаний разных видов насилия, в которые входит и сексуальное.

В этом случае сексуальное насилие сопровождается, например, побоями и угрозами, что означает также физическое и психологическое насилие (1).

Сексуальное насилие является частным случаем злоупотребления. В большинстве стран насилие над ребенком преследуется по закону, поэтому четкое определение понятие сексуального насилия имеет еще и юридический смысл. Виды сексуального насилия:

· ласка, эротизированная забота;

· демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;

· изнасилование с применением силы, орально-генитальный контакт;

· инцест

· сексуальное соблазнение

· сексуальное нападение

· изнасилование

· иксплуатация ребенка для порнографии и проституции (порнографические фотографии с детьми);

· Приглашение или поощрение к прикосновениям для сексуального удовлетворения.

2. Пренебрежение – это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

3. Психологическое насилие:

o Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

Психологическое жестокое обращение – хронические паттерны поведения, включающее эмоционально дурное обращение с детьми, а именно:

· обвинение в адрес ребенка (брань, крики);

· принижение его успехов, унижение его достоинства;

· отвержение ребенка;

· длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

· принуждение к одиночеству;

· совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

· похищение ребенка;

· причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

· экономическое насилие

Американские специалисты, сотрудники американской некоммерческой организации "Project Harmony", в 1998 г проведшие исследование на территории Республики Карелия в рамках проекта "Предотвращение насилия в семье", так определили понятия " насилие" и "жестокое обращение с ребенком":

Над ребенком совершено насилие, если:

· его истязали,

· ему нанесли побои,

· его здоровью причинили вред,

· нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу.

· ребенка запугивали, если:

· ему внушали страх с помощью действий, жестов, взглядов,

· использовали для запугивания свой рост, возраст,

· на него кричали,

· угрожали насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).

К жестокому обращению также относится использование при этом силы общественных институтов:

· религиозной организации,

· суда,

· милиции,

· школы,

· спецшколы для детей,

· приюта,

· родственников,

· психиатрической больницы и так далее.

Над ребенком совершают насилие, если используют для этого изоляцию:

· контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и

· сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:

· унижают его достоинство,

· используют обидные прозвища,

· используют его в качестве доверенного лица,

· при общении с ребенком проявляют непоследовательность,

· ребенка стыдят,

· используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому)

Над ребенком совершено экономическое насилие, если:

· не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.

· взрослыми растрачиваются семейные деньги.

· ребенок используется как средство экономического торга при разводе.

· к ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:

· угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в другое учреждение),

· угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам.

К ребенку взрослые относятся жестоко, если:

· используют свои привилегии:

· обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным,

· отказываются сообщать

· ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе:

· о посещениях его родителями, опекунами,

· ребенка перебивают во время разговоров.

В связи со скрытностью, латентностью явления насилия во время диагностики приходится иметь дело с большим количеством симптомов и поведенческих индикаторов.

У ребенка, подвергшегося насилию, могут наблюдаться следующие симптомы:

1. Физические: членовредительство, повреждение костей или мягких тканей, субдуральная гематома с переломом черепа или без перелома, кровоизлияние сетчатки глаза, ушибы тела, ягодиц или головы, определенный тип ожогов (множественные от сигарет, от утюга и другие), разрыв печени или селезенки из-за абдоминальной травмы, следы укусов, радиологические знаки (смещение суставов и другие).

2. Психологические: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание [8].

3. Ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими проявлениями насилия.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка

Возраст 0 – 6 месяцев:

· малоподвижность

· безразличие к окружающему миру

· отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы

· редкая улыбка в возрасте 3 – 6 месяцев

Возраст 6 месяцев – 1, 5 года:

· боязнь родителей

· боязнь физического контакта со взрослыми

· постоянная беспричинная настороженность

· плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль

· испуг, или подавленность при попытке взрослых взять на руки

Возраст 1, 5 – 3 года:

· боязнь взрослых

· редкие проявления радости, плаксивость

· реакция испуга на плач других детей

· крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности

Возраст 3 года – 6 лет

· примирение со случившимся, отсутствие сопротивления

· пассивная реакция на боль

· болезненное отношение к замечаниям, критике

· заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость

· псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых)

· негативизм, агрессивность

· лживость, воровство

· жестокость по отношению к животным

· склонность к поджогам

Младший школьный возраст:

· Стремление скрыть причину повреждений и травм

· одиночество, отсутствие друзей

· боязнь идти домой после школы

· Странные пищевые пристрастия: штукатурка, кал, листочки, улитки, жучки и т. д.

Подростковый возраст:

· побеги из дома

· суицидальные попытки

· делинквентное поведение

· употребления алкоголя, наркотиков.

Диагностические критерии для сексуального насилия

Выделение и фиксация специфических признаков, имевшего место сексуального насилия над ребенком приобретает большое значение для распознавания факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве. Существует много причин, по которым ребенок не может прямо сказать о случившемся насилии. В этом случае, подозрения, возникающие у матери или других лиц, подтверждаются рядом признаков.

Эти признаки подробно перечислены в специально разработанном пособии, предназначенном для медиков и психологов, работающих с указанной проблемой. В пособии приводится более 30 признаков – индикаторов. К ним относятся

ФИЗИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ (разнообразные повреждения половых органов, травмы, расширение ануса, потертости, ранняя беременность подростков, инфекционные болезни, передающиеся половым путем, проблемы с приемом пищи, повторяющиеся физические расстройства, боль в животе, горле, рвота без видимых причин).

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ (В соответствии с возрастом)

Года

1. Чрезмерная мастурбация. Частая демонстрация гениталий.

2. Сексуальные игры навязчивого характера, хотят сделать что-нибудь маленькой сестре или брату.

3. Поведение ребенка становится сексуальным

4. Периодические ночные кошмары

5. Энкопрез и энурез

6. Нарушения сна

7. Боязнь оставаться наедине с взрослым, братом, сестрой или идти в детский сад.

8. Регрессивное поведение.

Лет

1. Чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий.

2. Сексуальные игры навязчивого характера, хочет сделать что-нибудь младшей сестре или брату.

3. Агрессивное сексуальное поведение с детьми

4. Псевдовзрослое поведение

5. Некоторая враждебность и агрессивность поведения, уменьшающаяся при взрослении

6. Ребенок ни на что не жалуется во время осмотра (ребенок боится).

7. Нарушения сна

8. Боязнь оставаться наедине с взрослыми и сверстниками, нежелание идти в детский сад.

9. Устраивает поджоги.

10. Регрессивное поведение

11. Соматические жалобы.

Лет

1. Сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками

2. Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам.

3. Нерегулярное посещение школы или приходит рано и уходит поздно

4. Внезапное ухудшение успеваемости

5. Не может найти друзей

6. Никому не верит

7. Не может сконцентрировать внимание

Лет

1. Сексуальные игры навязчивого характера

2. Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам

3. Нерегулярное посещение школы

Лет

1. Социальный уход

2. Агрессия по отношению к сверстникам

3. Нерегулярное посещение школы и несвоевременный приход и уход.

4. Внезапное ухудшение успеваемости

5. Никому не верит

6. Не может сконцентрировать внимание

7. Часто прогуливает школу.

8. Приходит в школу рано – уходит очень поздно.

9. Начальные признаки клинической депрессии.

Лет

1. Симптомы клинической депрессии

o нарушения сна

o суицидальные наклонности

o изоляция от окружающих

1. Побеги из дома

2. Промискуитет

3. Асоциальное поведение

4. Не участвует в школьных мероприятиях

5. Аддиктивное поведение (никотин, алкоголь, наркотики)

6. Совершение преступлений.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие:

· нежелание утешить ребенка, который в этом нуждается;

· оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

· постоянное сверхкритичное отношение к нему;

· негативная характеристика ребенка;

· отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;

· перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

· открытое признание в нелюбви и ненависти к ребенку [11].

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить физическое насилие:

1. Необъяснимая отсрочка в обращении родителей ребенка за помощью в лечебное учреждение в связи с повреждением.

2. В сообщаемой истории имеются противоречия.

3. История несовместима с физическими находками (полученные физические повреждения не соответствуют истории, рассказанной ребенком или ухаживающим за ним лицом).

4. Существует история повторных подозрительных повреждений.

5. Родитель переносит ответственность за повреждение на себя или другое лицо.

6. Родитель объясняет, что ребенок сам причинил себе повреждение.

7. Ребенок многократно помещался в различные педиатрические учреждения для лечения повреждений.

8. Ребенок обвиняет родителя или опекуна в причинении ему повреждения.

9. У родителя отмечается предшествующая история повреждений в детстве.

10. Родитель демонстрирует нереалистические и преждевременные надежды в отношении своего ребенка.

Н.А. Асанова приводит определение злоупотребления и плохого обращения с детьми.

Понятие злоупотребления распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, чей родитель или другое лицо, юридически ответственное за заботу о нем:

1. Причиняет или позволяет причинить ребенку серьезные физические повреждения,

2. Создает или позволяет создавать существенный риск причинения серьезного повреждения ребенку,

3. Совершает или допускает совершение против ребенка сексуального злоупотребления в соответствии с уголовным законодательством [8].

Понятие плохого обращения распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, которому преднамеренно причинен серьезный физический ущерб вследствие недостаточного осуществления со стороны родителя или иного лица, его заменяющего, минимальной степени заботы:

o недостаточное удовлетворение ребенка пищей, одеждой, образованием, медицинской помощью, если материально он способен сделать это;

o недостаточное обеспечение ребенка собственным надзором и опекой;

o причинение или позволение причинения вреда, а также существование риска этого, включая применение чрезмерных телесных наказаний;

o использование наркотиков или применение наркотических средств;

o использование алкогольных напитков до такой степени, что он теряет самоконтроль над своими действиями;

o любые другие действия подобного рода, требующие вмешательства суда [8].

1. Ребенок, подвергшийся плохому обращению, – ребенок до 18-летнего возраста, который был покинут родителями или другими лицами, юридически ответственными за заботу о нем.

Наличие у ребенка симптомов или поведенческих индикаторов, перечисленных в данном разделе, позволяет нам поставить один из двух диагнозов: плохое обращение с ребенком (педагогическая запущенность) или злоупотребление ребенком.

Многочисленные теории пытались объяснить жестокое обра­щение с детьми их родителями, определить психологические и психосоциальные факторы риска насилия над детьми. Они всег­да связаны со взаимодействием в семье, с агрессией, направлен­ной на ребенка. Как правило, они появляются в стрессовых ситуа­циях и обстоятельствах. Насилие, как правило, — результат комп­лекса различных причин, в которых задействованы различные психологические и часто встречающиеся факторы, но степень их влияния при тех или иных формах насилия различна.

Существующие в психологической науке модели причин (факторов) насилия в семье традиционно подразделяются (см.: Д. Иваниек, К. Брон, Р. Лэнг, Э. Миллер, и др.) на:

а) психопатические, центрированные на предрасположенностях к насилию родителей (алкоголь, наркотики, низкая самооценка, аэмпатичность, коммуникативная некомпетентность, социальная изолированность, социальные, психологические и психиатрические проблемы, депрессивность, отсутствие самоконтроля, суицидальные наклонности, агрессивность, ранняя беременность матери, потеря ребенка и т.п.) и детей (недоношенность, болезненность, нежеланность, физические и психические недостатки и т.п.);

б) социальные, объясняющие насилие внешние (социальные) факторы и условия (бедность, низкий уровень дохода, безработица, социальная изоляция и закрытость семьи, перенаселенность, низкий образовательный и культурный уровень и т.п.);

в) психосоциальные, стремящиеся интегрировать психологические и социальные факторы насилия; в данных моделях факторы насилия подразделяются на структурные, ситуативные и коммуникативные, причем именно последние являются ключевыми и определяющими проявления насилия в семье: особенности межличностных взаимодействий являются либо “ингибитором”, либо “катализатором” действия структурных и ситуативных факторов насилия, в последнем случае происходит эскалация насилия или “принудительная спираль насилия” (Паттерсон).

В зарубежных исследованиях, подробно освещенных Н.А. Асановой, особо выделяются факторы риска жестокого обращения со стороны взрослых факторы риска подвергнуться насилия для ребенка. Авторы ранних исследований "синдрома избиваемого ребен­ка" (E.Merrill, 1962; B.Steele, C.Pollock,1968) пытались опреде­лить поведенческие характеристики и личностные черты родите­лей, избивающих своих детей. Такие родители характеризова­лись как импульсивные (E.Elmer, 1965), незрелые (M.Cohen et al., 1966), ригидные, родители-тираны или хронически агрессивные (E.Merrill, 1962), зависимые и нарциссические (С.Pollock, B.Steele, 1972), отгороженные от семьи и друзей (B.Steele, С.Pollock, 1968) и испытывающие супружеские трудности (С.Н. Kempe et al., 1962).

Более точные данные о личностных особенностях и психо­патологии родителей, избивающих своих детей, получены из наблюдений при их психиатрическом лечении и во время взаимо­действия с детьми. В.Стил (B.Steele, 1968) подчеркивал важность родительской идентификации с грубой, отвергающей матерью, что является постоянным при злоупотреблении детьми. Большин­ство родителей, жестоко обращающихся с детьми, часто пережи­вали физическое жестокое обращение, отвержение, депривацию и пренебрежение со стороны родителей в период своего детства.

Д.Рапопорт и А.Руберкуэ (D.Rapoport, A.Roubergue, 1988) на основании стационарного обследования 150 детей, пережив­ших жестокое обращение, пришли к выводу, что 60% родителей "забитых детей" имели различные психиатрические расстройства (депрессии, тяжелые тревожные расстройства, острые бредовые реакции, алкоголизм и другие), социально-экономические и связанные с ними проблемы, а также тяжелую депривацию в собственной истории жизни в детском возрасте. 15% родителей, не имевших явных психических расстройств, тем не менее нуждались в медико-психологической помощи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.188 с.)