Исследование проявлений жестокости в детско-родительских отношениях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование проявлений жестокости в детско-родительских отношениях



Опросник № 1 (для ребенка)

1. Когда ты не слушаешься родителей, они чаще всего:

а) кричат на тебя;

б) пытаются уговорить, убедить;

в) обижаются и ждут твоей реакции;

г) дают подзатыльник;

д) не обращают на тебя внимания;

е) пугают избиением, ремнем;

ж) могут ударить, избить;

з) пытаются объяснить, что ты не прав;

и) другое ________________ _________ ___________________________________

2.Часто ли в стрессовом состоянии родители метут проявить аг­рессию («разрядиться») на тебе?

а) да, часто;

б) иногда;

в) трудно сказать;

г) никогда;

д) другое ____________________________________________________________

3. Укажи причины, которые, на твой взгляд, наиболее часто вы­зывают гнев родителей:

а) стремление тебя воспитать;

б) «разрядка» их стрессовой ситуации (не зависящей от твоего поведения),

в) ссора родителей;

г) когда ты чего-то просишь, требуешь;

д) когда огорчаешь родителей;

е) желание убедить тебя в своей точке зрения;

ж) не можешь объяснить;

з) другое ____________________________________________________________

4. Как часто появляется у родителей желание похвалить тебя, об­нять, поцеловать:

а) часто;

б) редко;

в) никогда;

г) трудно сказать;

д) другое ____________________________________________________________ или же, наоборот, избить тебя, выгнать из дома, запереть в тем­ной комнате и т.п.:

а) часто;

б) редко;

в) никогда;

г) трудно сказать;

д) другое.

5. При тяжелых провинностях какой вид наказания выбирает

мать: _________________________________отец:_______________________________

6. Сколько тебе лет ___________________________________________________

7. Сколько лет твоим маме __________________ папе ______________________

8. Сколько детей в семье ______________(укажи их возраст) ________________

9. Опиши ситуацию праздника, радости в доме: ___________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!

 

 

Опросник № 2 (для родителей)

1. Когда ребенок вас не слушается, вы обычно:

а) кричите на него;

б) разговариваете, уговариваете;

в) не реагируете на его оправдания, молчите;

г) можете избить;

д) даете подзатыльник;

е) пытаетесь объяснить, что он не прав;

ж) другое (что именно)

2. Часто ли в стрессовом состоянии вы можете «разрядиться» - на своем ребенке?

а) да, часто;

б) иногда;

в) трудно сказать;

г) никогда;

д) другое (что именно) ________________________________________________

3. Укажите причину, когда вам приходится кричать, угрожать, бить ребенка:

а) стремление воспитать;

б) «разрядка» стрессовой ситуации, не зависящей от ребенка;

в) ссора с супругой (супругом);

г) когда он чего-то требует, просит;

д) когда огорчает;

е) избиение ради избиения;

ж) желание убедить его в своей точке зрения;

з) не могу объяснить;

и) другое (что именно)

4. Появлялось ли иногда у вас желание избить ребенка, выгнать его из дома, запереть в темной комнате (подчеркните)?

а) да;

б) нет;

в) иногда;

г) трудно сказать;

д) другое (что именно) ________________________________________________

5. Какой вид наказания вы выбираете при тяжелых провинно­стях ребенка?

6. Укажите, пожалуйста:

­ сколько вам лет

­ сколько детей в семье укажите их возраст

7. Когда вы сами были ребенком и не слушались родителей, они чаще:

а) кричали;

б) пытались убедить, уговорить;

в) молчали;

г) использовали подзатыльники;

д) били;

е) пугали избиением;

ж) другое ___________________________________________________________

8. Опишите ситуацию радости, праздника в доме:_________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!


Приложение

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ

(М.А. Панфилова)

Требования к составлению плана занятий:

1. Учитывается принцип постепенного погружения и выхо­да из травмирующей ситуации (внутри упражнения, внутри за­нятия, внутри занятия, внутри коррекционной работы).

2. Начало и конец занятия должны быть ритуальными, что­бы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершеннос­ти занятия.

3. В занятия включаются игры (упражнения, приемы), ко­торые соответствуют задачам коррекционного этапа, этапа за­нятия, индивидуальным запросам каждого ребенка.

4. При реализации недирективного, гибкого подхода к за­нятиям используются дополнительные, альтернативные игры, приемы, упражнения.

I. ориентировочные занятия

Занятие 1. «МУЗЫКАНТЫ»

Коррекционные задачи:

· раскрепощение участников;

· объединение их в группу.

1. «Петушок» зовет всех играть (кукла драматизации «пе­тушок» поет веселую песню приглашение):

Всех ребят зову,

Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку.

Очень я играть люблю,

Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку.

Будем вместе мы играть,

Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку.

Будем сказки сочинять,

Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку.

(Можно использовать аудиозапись.)

2. Знакомство с участниками игры с помощью кукол дра­матизации (петушок, заяц, лисичка, белочка, ежик). Дети рас­сказывают куклам и участникам игры о любимых игрушках, занятиях, лакомствах.

3. Игра «Съедобное - несъедобное» (объединение участников).

4. Предметная игра с музыкальными инструментами: ме­таллофоном, гармошкой, детским пианино, бубном.

5. Игра в оркестр.

6. Танцы с куклами, хоровод.

7. «Петушок» расстается с друзьями (медленно поет песню -прощание):

Вот закончилась игра,

Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку.

Расставаться нам пора,

Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку.

Буду встречи с вами ждать,

Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку.

Буду всех вас вспоминать,

Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку.

(Можно использовать аудиозапись.)

Занятие 2 «ТРАНСПОРТ»

Коррекционные задачи:

· раскрепощение участников;

· объединение их в группу.

1. «Петушок» называет тему занятия, предлагает игрушки автомобили (введение в игру).

2. Предметная игра с автомобилями.

3. Беседа о любимых машинах (дома, в детском саду и т.д.).

4. Совместная игра «Дорога». Роли распределяются по же­ланию детей — одни управляют машинами, другие участвуют в игре, исполняя роли светофора, шлагбаума, моста, здания, де­рева и т.п.

5. Подвижная игра «Воробушки и автомобили» (раскрепо­щение).

6. Подвижная игра «Паровозик» (объединение).

7. «Петушок» завершает игру.

II. терапевтические занятия

Занятие 3. «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

Коррекционные задачи:

· развитие мимики, пантомимики у детей;

· развитие адекватных форм проявления эмоций.

1. «Петушок» называет тему занятия, вспоминает «Сказку о рыбаке и рыбке» (введение в игру).

2.Игра «Кто позвал?» (закрепление знания имен участников).

3. Этюды: «Старуха», «Сердитая старуха», «Грустная ста­руха» (мимика, пантомимика).

4. Этюды: «Старик», «Грустный старик», «Радостный ста­рик», «Удивленный старик», «Испуганный старик» (мимика, пантомимика).

5. Театрализованная игра «Сказка о рыбаке и рыбке». Взрос­лый пересказывает краткое содержание сказки. Дети исполня­ют роли героев сказки (мимика, пантомимика).

6. Подвижная игра «Поймай рыбку».

7. Подвижная игра «Золотая рыбка» (под медленную музы­ку с морскими звуками все дети танцуют).

8. «Петушок» завершает игру.

Занятие 4 «ВОРОБЬИНАЯ СЕМЬЯ»

Коррекционные задачи:

· развитие вербальных форм проявления эмоций (интона­ции);

· актуализация семейных переживаний: конфликт, пере­мирие, родительская ласка.

1. «Петушок» называет тему занятия, предлагает поиграть (введение в игру). (

2. Игра «Летает - не летает» (объединение участников).

3. Этюды: «Воробей-сын», «Хвастливый воробей», «Зади­ристый воробей» (мимика, пантомимика, интонации).

4. Этюды: «Воробей-папа», «Сердитый воробей», «Добрый воробей» (мимика, пантомимика, интонации).

5. Этюды: «Воробьиха-мама», «Грустная воробьиха», «Лас­ковая воробьиха» (мимика, пантомимика, интонации).

6. Театрализованная игра «Воробьиные шалости». Взрослый рассказывает сказку (см. текст в описании игр). Дети исполня­ют роли героев сказки (мимика, пантомимика, интонации).

7. Игра «Воробьиные драки» (раскрепощение, реализация агрессивных потребностей).

8. Игра-сказка «Дождь в лесу» (расслабление).

9. «Петушок» завершает игру.

Занятие 5. «ТРИ ПОРОСЕНКА»

Коррекционные задачи:

· актуализация эмоций;

· коррекция страхов (метод беседы, арттерапия);

· развитие творчества.

1. «Петушок» называет тему занятия, вспоминает сказку «Три поросенка» (введение в игру).

2. Игра «Займи свой домик».

3. Этюды: «Поросенок», «Испуганный поросенок», «Весе­лый поросенок» (мимика, пантомимика, интонации).

4. Этюды: «Волк», «Веселый волк», «Испуганный волк» (мимика, пантомимика, интонации).

5. Театрализованная игра «Три поросенка» Взрослый рас­сказывает последнюю часть сказки. Дети исполняют роли геро­ев сказки (мимика, пантомимика, интонации).

6. Беседа «Кто кого или чего боится?»

7. Рисование на тему «Кого или чего я боюсь?» После рисо­вания дается задание — наказать свой страх.

8. Придумывание детьми смешного продолжения сказки.

9. «Петушок» завершает игру.

Занятие 6. «ПЧЕЛКА»

Коррекционные задачи:

· разрядка агрессивных импульсов;

· коррекция страха темноты;

· релаксация.

1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру).

2. Игра «Съедобное - несъедобное» (объединение участни­ков).3. Этюд «Веселаяпчелка».

4. Подвижная игра с вербальной активностью «Пчелкины j песни».

5. Подвижная игра «Пчелкины шалости».

6. Театрализованная игра «Пчелка в темноте» (снятие стра- j ха темноты, страха замкнутого пространства).

7. Игра «Летает - не летает».

8. Этюд на расслабление «Пчелка спит» (используется му-1 зыка с природными звуками).

9. «Петушок» завершает игру.

Занятие 7. «КОШКИ»

Коррекционные задачи:

· разрядка агрессивных импульсов;

· коррекция страха темноты;

· релаксация.

1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру).

2. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа».

3. Этюды: «Удивление», «Страх».

4. Игра «Злые - добрые кошки».

5. Рисование на тему «Кого или чего я уже не боюсь».

После того как дети изобразят свои страхи, им предлагается сделать рисунки смешными и наказать страх.

6. Подвижная игра «Смелые мышки».

7. Придумывание историй про шаловливых котят.

8. «Петушок» завершает игру.

Занятие 8 «СМЕШНЫЕ КЛОУНЫ»

Коррекционные задачи:

· коррекция страхов;

· разрядка вербальной агрессии;

· релаксация.

1. «Петушок» вызывает тему занятия (введение в игру).

2. Сочинение детьми волшебной истории про сказочных зло­деев, создание смешных небылиц.

3. Инсценировка «Общей веселой истории».

4. Рисование пальцами «смешных злодеев». Используется материал: гуашь с зубной пастой, большие листы бумаги.

5. Игра «Веселые клоуны» (развитие воли, воображения).

6. Игра «Клоуны ругаются» (вербальная активность).

7. Подвижная игра «Паровозик с клоунами».

8. Этюд на расслабление «Отдых в лесу» (используется му­зыка с природными звуками).

9. «Петушок» завершает игру.

Занятие 9. «КАПРИЗНАЯ ЛОШАДКА»

Коррекционные задачи:

· разрядка агрессивных импульсов;

· актуализация упрямства;

· коррекция упрямства,

1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру).

2. Этюды: «Капризная лошадка», «Шаловливая лошадка».

3. Этюд «Упрямая лошадка».

4. Театрализованная игра «Брыкающаяся лошадка» (мими­ка, пантомимика, интонации).

5. Беседа «Когда я был упрямым».

6. Игра «Упрямый, капризный ребенок».

7. Рисование пальцами на тему «Наши капризки-упрямки». После рисования дается задание прогнать свои упрямки.

8. Игра «Упрямая подушка».

9. «Петушок» завершает игру.

Занятие 10. «ЖАДНЫЕ МЕДВЕЖАТА»

Коррекционные задачи:

· актуализация жадности;

· коррекция жадности;

· релаксация.

1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру).

2. Этюд «Жадный».

3. Театрализованная игра «Два жадных медвежонка».

4. Беседа о жадности.

5. Театрализованная игра «Два щедрых медвежонка».6. Соревновательная игра «Апельсин».

7. Релаксационный комплекс «Подснежник».

8. «Петушок» завершает игру.

III. обучающие занятия

Занятие 11 «МИР НАОБОРОТ»

Коррекционные задачи:

· объединение взрослых и детей в совместных играх;

· раскрепощение детей и взрослых (разрядка агрессивных импульсов);

· переформирование стереотипов восприятия у детей - взрослых, у взрослых - детей.

1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру).

2. Игра «Съедобное - несъедобное» (объединение).

3. Театрализованная игра «Мир наоборот» (снятие автори­тарности со взрослого образа).

4. Подвижная игра «Жужа» (разрядка агрессивных импуль­сов).

5. Игра «Иголочка и ниточка» (ведущие — дети).

6. Игра «Да» и «Нет» не говори» (развитие волевых качеств).

7. Соревновательная игра «Волшебные картинки» (склады­вание разрезных картинок).

8. Релаксационный комплекс

9. «Петушок» завершает игру.

Занятие 12. «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

Коррекционные задачи:

· формирование навыков общения у детей со взрослыми, у взрослых — с детьми;

· актуализация потребностей в совместных детско-родительских играх;

· развитие взаимной эмпатии у детей и взрослых.

1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру).

2. Игра «Летает - не летает» (объединение).

3. Игра «Колечко» (объединение, развитие воли).

4. Соревновательная игра «Найди свой цветок» (развитие зрительного внимания, памяти).

5. Развлекательная игра «Найди своего ребенка».

6. Детско-родительская игра «Цветик-семицветик» (разви­тие сотрудничества, взаимной эмпатии).

7. Танцы с детьми.

8. «Петушок» завершает игру.

9. «Петушок» награждает детей и взрослых памятными ме­далями.

На каждом занятии курса игровой терапии для снятия аг­рессии рекомендуется использовать барабан, а для психической разгрузки—«Минуту шалости».

В процессе игровой терапии психолог наблюдает за детьми и фиксирует в протоколах особенности их поведения, эмоцио­нальные реакции, включенность в игры, отношение к детям, к занятиям, проблемы ребенка.

Описание игр для детей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 807; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.200 (0.078 с.)