Ставропольский государственный педагогический институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ставропольский государственный педагогический институт



Ставропольский государственный педагогический институт

Ардашева С.В., Борозинец Н.М., Евмененко Е.В., Козловская Г.Ю.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ

СТАВРОПОЛЬ, 2003


Печатается по решению Министерства образования Ставропольского края

 

 

Рецензент: кандидат педагогических наук, главный специалист отдела дошкольного и специального образования министерства образования Ставропольского края Палиева Н.А.

 

 

Ардашева С.В., Борозинец Н.М., Евмененко Е.В., Козловская Г.Ю.

Психолого-педагогические проблемы насилия над детьми: учебно-методическое пособие. –Ставрополь, 2003. –с.

 

 

В пособии рассмотрены теоретические аспекты проблемы насилия и его влияние на формирование личности детей разного возраста, проанализирована проблема насилия в образовательных системах и представлена система правовой и психологической помощи детям-жертвам насилия и их ближайшему окружению. Представлен практический материал, который может быть использован в психолого-педагогической деятельности специалистов.

Данное пособие предназначено для психологов, педагогов, руководителей образовательных учреждений, студентов психолого-педагогических специальностей.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  
Глава 1. Насилие и его влияние на развивающуюся личность  
1.1. Феноменология насилия в отечественной и зарубежной науке и практике……………………………………………………………………...  
1.2. Влияние насилия на формирование личности………………………..    
1.3. Психологические механизмы защиты личности……………………..    
   
Глава 2. Насилие в образовательных системах  
2.1 Насилие в семье…………………………………………………………    
2.2. Насилие в образовательных учреждениях……………………………    
2.3. Нормативно-правовые вопросы защиты детей и подростков от жестокого обращения……………………………………………………….  
2.4. Психолого-педагогическая помощь детям-жертвам насилия……….    
   
Библиография………………………………….………………….......  
   
Приложения..……………………………………………………….......  

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время среди множества проблем, находящихся на стыке юридических, медицинских, психологических, педагогических дисциплин, проблема насилия является одной из наиболее актуальных. С одной стороны, это связано с социокультурными, экономическими, политическими изменениями, происходящими в обществе, а с другой – с неоднозначностью трактовки сущности и содержания феномена насилия, с трудностями выявления причин, признаков и последствий влияния насилия на развитие личности и ее поведение.

В традиционном понимании насилие представляет собой физическое или сексуальное злоупотребление, однако психологическое давление на личность, ущемление ее прав и интересов, ограничение потребностей и возможностей также следует рассматривать как акты насилия.

Большинство исследователей едины во мнении, что наиболее тяжелыми являются последствия насилия, перенесенного в детском возрасте, но чаще всего именно дети и оказываются его жертвами. Это во многом объясняется возрастающим уровнем агрессии в обществе, нагнетаемой реалиями современной жизни, средствами массовой информации, снижением духовной культуры населения и уязвимостью ребенка в связи с несовершенством правовой, медицинской и психолого-педагогической помощи и защиты в кризисных ситуациях.

В данном пособии предпринята попытка обобщения и систематизации научного и практического материала по проблемам выявления, профилактики и оказания психологической помощи детям, подвергшимся насилию.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты понятия, сущности различных видов насилия, их признаки и влияние на формирование личности детей разного возраста. Раскрыты психологические механизмы защиты от насилия и вопросы правовой защиты детства.

Во второй главе проанализирована проблема насилия в образовательных системах (семья, детский сад, школа, специальные образовательные учреждения) и представлена система психологического сопровождения детей- жертв насилия и их ближайшего окружения.

В приложении представлен практический материал, который может быть использован в психолого-педагогической деятельности специалистов.

Данное пособие предназначено для психологов, педагогов, руководителей образовательных учреждений, студентов психолого-педагогических специальностей.


Глава 1. Насилие и его влияние на развивающуюся личность

В детских домах и интернатах, которые считаются лучшими и в которых дети не подвергаются открытым издевательствам, насилие также не является редкостью. Причем взрослые, прибегая к насилию, в силу правовой безграмотности не всегда отдают себе отчет в том, что нарушают элементарные права ребенка. Воспитанник же, с детства привыкший к насилию и издевательствам в семье, часто перестает воспринимать насилие как таковое.

Одно из самых опасных последствий примененного к ребенку насилия, кроме нанесенной ему физической и психической травмы, состоит в том, что в сознании ребенка прочно закрепляется возможность применения насилия.

Поэтому одной из самых важных задач работы с педагогическими коллективами является правовое просвещение воспитателей и администрации, понимание ими сущности и последствий насилия. Глубокое знание педагогами законов, закрепляющих права и социальные гарантии детей-сирот, соблюдение этих законов - это залог успешного физического и психического развития воспитанников

Насилие, совершенное по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. Необходимо сразу оговориться. Слово "насилие" не совсем удачно для обозначения того, о чем здесь будет говориться. Вообще-то психологи, когда сталкиваются с такими проблемами, используют непереводимое английское слово abuse - абьюз. Это слово было образовано из слияния двух слов и дословно означает "ненормальное использование" или "тобой злоупотребили". У нас в русском языке сравнительно недавно появилось словосочетание, которое, будучи ненормативной лексикой, тем не менее, практически буквально отражает основной смысл: "тебя поимели". Это значит, что тебя использовали, хотя ты был с этим не согласен, против твоего желания. Слово же "насилие" обычно обозначает лишь крайнюю степень выраженности абьюза, причем сопряженную с физическим воздействием.

Абьюз включает в себя весь спектр ненормального использования, начиная от оскорбления или издевательства и кончая крайним физическим и сексуальным насилием. В дальнейшем я буду употреблять слово "насилие" в ньюансировке слова "абьюз".

В отечественной литературе чаще встречается ряд смежных понятий, имеющих сходное значение, но, тем не менее, различные между собой: насилие, жестокость и агрессия.

Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт

Понятия жестокости и насилия – более узкие и входят в понятие агрессия.

Жестокость – это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению.

Насилие – это нарушение чужого поведения (Философский словарь).

И.М.Кинард (1994) отмечает, что каждый ребе­нок чаще всего страдает от нескольких форм насилия. Классифи­кация множественных форм плохого обращения остается спорным вопросом в данной проблеме. Хотя исследователи предпочитают иметь дело с различиями, которые могут легко определяться, на практике редко встречаются формы жестокого обращения к ребенку в чистом виде, как это было бы желательно для исследования. Ребенок может переживать более чем одну форму плохого обращения в конкретном случае насилия или может переживать различные формы плохого обращения в разное время.

Психологи (Н.А.Асанова, А.Б.Орлов, Е.МЧерепанова, С.В.Ильина и др) выделяют следующие виды насилия.

Определяют 4 типа жестокого обращения с ребенком [8]:

1. Физическое насилие

2. Пренебрежение

3. Сексуальное насилие

4. Психологическое жестокое обращение

Определения видов жестокого обращения с детьми

Насилие может быть двух типов явное и скрытое (косвенное). По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице – со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.

1. Физическое жестокое обращение – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет. Физическое насилие также трактуется как действия или отсутствие действий со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое или умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения. Например, телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, грубые хватания, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа, пистолета и т.д.

В подростковом возрасте, периоде взрослости, в семейной жизни лица, подвергавшиеся физическому насилию в детстве, могут быть жестоки с окружающими. Очень важным отличием жертв во взрослом возрасте является неспособность справляться с проблемами, а также искать и получать помощь от окружающих людей. Когда ребенок-жертва не получает помощи от собственных родителей, это подрывает его способности к поиску помощи и взаимоотношениям с людьми в будущем.

2. Сексуальное насилие над детьми – это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения. Сюда относятся любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Сексуальное насилие характеризуется как одна из форм жестокого обращения с ребенком. В литературе отмечается, что не существует единого определения этого понятия по целому ряду причин, в том числе в силу трудности определения границ насилия, а также из-за часто встречающихся сочетаний разных видов насилия, в которые входит и сексуальное.

В этом случае сексуальное насилие сопровождается, например, побоями и угрозами, что означает также физическое и психологическое насилие (1).

Сексуальное насилие является частным случаем злоупотребления. В большинстве стран насилие над ребенком преследуется по закону, поэтому четкое определение понятие сексуального насилия имеет еще и юридический смысл. Виды сексуального насилия:

· ласка, эротизированная забота;

· демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;

· изнасилование с применением силы, орально-генитальный контакт;

· инцест

· сексуальное соблазнение

· сексуальное нападение

· изнасилование

· иксплуатация ребенка для порнографии и проституции (порнографические фотографии с детьми);

· Приглашение или поощрение к прикосновениям для сексуального удовлетворения.

2. Пренебрежение – это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

3. Психологическое насилие:

o Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

Психологическое жестокое обращение – хронические паттерны поведения, включающее эмоционально дурное обращение с детьми, а именно:

· обвинение в адрес ребенка (брань, крики);

· принижение его успехов, унижение его достоинства;

· отвержение ребенка;

· длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

· принуждение к одиночеству;

· совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

· похищение ребенка;

· причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

· экономическое насилие

Американские специалисты, сотрудники американской некоммерческой организации "Project Harmony", в 1998 г проведшие исследование на территории Республики Карелия в рамках проекта "Предотвращение насилия в семье", так определили понятия " насилие" и "жестокое обращение с ребенком":

Над ребенком совершено насилие, если:

· его истязали,

· ему нанесли побои,

· его здоровью причинили вред,

· нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу.

· ребенка запугивали, если:

· ему внушали страх с помощью действий, жестов, взглядов,

· использовали для запугивания свой рост, возраст,

· на него кричали,

· угрожали насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).

К жестокому обращению также относится использование при этом силы общественных институтов:

· религиозной организации,

· суда,

· милиции,

· школы,

· спецшколы для детей,

· приюта,

· родственников,

· психиатрической больницы и так далее.

Над ребенком совершают насилие, если используют для этого изоляцию:

· контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и

· сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:

· унижают его достоинство,

· используют обидные прозвища,

· используют его в качестве доверенного лица,

· при общении с ребенком проявляют непоследовательность,

· ребенка стыдят,

· используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому)

Над ребенком совершено экономическое насилие, если:

· не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.

· взрослыми растрачиваются семейные деньги.

· ребенок используется как средство экономического торга при разводе.

· к ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:

· угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в другое учреждение),

· угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам.

К ребенку взрослые относятся жестоко, если:

· используют свои привилегии:

· обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным,

· отказываются сообщать

· ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе:

· о посещениях его родителями, опекунами,

· ребенка перебивают во время разговоров.

В связи со скрытностью, латентностью явления насилия во время диагностики приходится иметь дело с большим количеством симптомов и поведенческих индикаторов.

У ребенка, подвергшегося насилию, могут наблюдаться следующие симптомы:

1. Физические: членовредительство, повреждение костей или мягких тканей, субдуральная гематома с переломом черепа или без перелома, кровоизлияние сетчатки глаза, ушибы тела, ягодиц или головы, определенный тип ожогов (множественные от сигарет, от утюга и другие), разрыв печени или селезенки из-за абдоминальной травмы, следы укусов, радиологические знаки (смещение суставов и другие).

2. Психологические: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание [8].

3. Ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими проявлениями насилия.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка

Возраст 0 – 6 месяцев:

· малоподвижность

· безразличие к окружающему миру

· отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы

· редкая улыбка в возрасте 3 – 6 месяцев

Возраст 6 месяцев – 1, 5 года:

· боязнь родителей

· боязнь физического контакта со взрослыми

· постоянная беспричинная настороженность

· плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль

· испуг, или подавленность при попытке взрослых взять на руки

Возраст 1, 5 – 3 года:

· боязнь взрослых

· редкие проявления радости, плаксивость

· реакция испуга на плач других детей

· крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности

Возраст 3 года – 6 лет

· примирение со случившимся, отсутствие сопротивления

· пассивная реакция на боль

· болезненное отношение к замечаниям, критике

· заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость

· псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых)

· негативизм, агрессивность

· лживость, воровство

· жестокость по отношению к животным

· склонность к поджогам

Младший школьный возраст:

· Стремление скрыть причину повреждений и травм

· одиночество, отсутствие друзей

· боязнь идти домой после школы

· Странные пищевые пристрастия: штукатурка, кал, листочки, улитки, жучки и т. д.

Подростковый возраст:

· побеги из дома

· суицидальные попытки

· делинквентное поведение

· употребления алкоголя, наркотиков.

Диагностические критерии для сексуального насилия

Выделение и фиксация специфических признаков, имевшего место сексуального насилия над ребенком приобретает большое значение для распознавания факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве. Существует много причин, по которым ребенок не может прямо сказать о случившемся насилии. В этом случае, подозрения, возникающие у матери или других лиц, подтверждаются рядом признаков.

Эти признаки подробно перечислены в специально разработанном пособии, предназначенном для медиков и психологов, работающих с указанной проблемой. В пособии приводится более 30 признаков – индикаторов. К ним относятся

ФИЗИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ (разнообразные повреждения половых органов, травмы, расширение ануса, потертости, ранняя беременность подростков, инфекционные болезни, передающиеся половым путем, проблемы с приемом пищи, повторяющиеся физические расстройства, боль в животе, горле, рвота без видимых причин).

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ (В соответствии с возрастом)

Года

1. Чрезмерная мастурбация. Частая демонстрация гениталий.

2. Сексуальные игры навязчивого характера, хотят сделать что-нибудь маленькой сестре или брату.

3. Поведение ребенка становится сексуальным

4. Периодические ночные кошмары

5. Энкопрез и энурез

6. Нарушения сна

7. Боязнь оставаться наедине с взрослым, братом, сестрой или идти в детский сад.

8. Регрессивное поведение.

Лет

1. Чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий.

2. Сексуальные игры навязчивого характера, хочет сделать что-нибудь младшей сестре или брату.

3. Агрессивное сексуальное поведение с детьми

4. Псевдовзрослое поведение

5. Некоторая враждебность и агрессивность поведения, уменьшающаяся при взрослении

6. Ребенок ни на что не жалуется во время осмотра (ребенок боится).

7. Нарушения сна

8. Боязнь оставаться наедине с взрослыми и сверстниками, нежелание идти в детский сад.

9. Устраивает поджоги.

10. Регрессивное поведение

11. Соматические жалобы.

Лет

1. Сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками

2. Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам.

3. Нерегулярное посещение школы или приходит рано и уходит поздно

4. Внезапное ухудшение успеваемости

5. Не может найти друзей

6. Никому не верит

7. Не может сконцентрировать внимание

Лет

1. Сексуальные игры навязчивого характера

2. Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам

3. Нерегулярное посещение школы

Лет

1. Социальный уход

2. Агрессия по отношению к сверстникам

3. Нерегулярное посещение школы и несвоевременный приход и уход.

4. Внезапное ухудшение успеваемости

5. Никому не верит

6. Не может сконцентрировать внимание

7. Часто прогуливает школу.

8. Приходит в школу рано – уходит очень поздно.

9. Начальные признаки клинической депрессии.

Лет

1. Симптомы клинической депрессии

o нарушения сна

o суицидальные наклонности

o изоляция от окружающих

1. Побеги из дома

2. Промискуитет

3. Асоциальное поведение

4. Не участвует в школьных мероприятиях

5. Аддиктивное поведение (никотин, алкоголь, наркотики)

6. Совершение преступлений.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие:

· нежелание утешить ребенка, который в этом нуждается;

· оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

· постоянное сверхкритичное отношение к нему;

· негативная характеристика ребенка;

· отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;

· перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

· открытое признание в нелюбви и ненависти к ребенку [11].

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить физическое насилие:

1. Необъяснимая отсрочка в обращении родителей ребенка за помощью в лечебное учреждение в связи с повреждением.

2. В сообщаемой истории имеются противоречия.

3. История несовместима с физическими находками (полученные физические повреждения не соответствуют истории, рассказанной ребенком или ухаживающим за ним лицом).

4. Существует история повторных подозрительных повреждений.

5. Родитель переносит ответственность за повреждение на себя или другое лицо.

6. Родитель объясняет, что ребенок сам причинил себе повреждение.

7. Ребенок многократно помещался в различные педиатрические учреждения для лечения повреждений.

8. Ребенок обвиняет родителя или опекуна в причинении ему повреждения.

9. У родителя отмечается предшествующая история повреждений в детстве.

10. Родитель демонстрирует нереалистические и преждевременные надежды в отношении своего ребенка.

Н.А. Асанова приводит определение злоупотребления и плохого обращения с детьми.

Понятие злоупотребления распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, чей родитель или другое лицо, юридически ответственное за заботу о нем:

1. Причиняет или позволяет причинить ребенку серьезные физические повреждения,

2. Создает или позволяет создавать существенный риск причинения серьезного повреждения ребенку,

3. Совершает или допускает совершение против ребенка сексуального злоупотребления в соответствии с уголовным законодательством [8].

Понятие плохого обращения распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, которому преднамеренно причинен серьезный физический ущерб вследствие недостаточного осуществления со стороны родителя или иного лица, его заменяющего, минимальной степени заботы:

o недостаточное удовлетворение ребенка пищей, одеждой, образованием, медицинской помощью, если материально он способен сделать это;

o недостаточное обеспечение ребенка собственным надзором и опекой;

o причинение или позволение причинения вреда, а также существование риска этого, включая применение чрезмерных телесных наказаний;

o использование наркотиков или применение наркотических средств;

o использование алкогольных напитков до такой степени, что он теряет самоконтроль над своими действиями;

o любые другие действия подобного рода, требующие вмешательства суда [8].

1. Ребенок, подвергшийся плохому обращению, – ребенок до 18-летнего возраста, который был покинут родителями или другими лицами, юридически ответственными за заботу о нем.

Наличие у ребенка симптомов или поведенческих индикаторов, перечисленных в данном разделе, позволяет нам поставить один из двух диагнозов: плохое обращение с ребенком (педагогическая запущенность) или злоупотребление ребенком.

Многочисленные теории пытались объяснить жестокое обра­щение с детьми их родителями, определить психологические и психосоциальные факторы риска насилия над детьми. Они всег­да связаны со взаимодействием в семье, с агрессией, направлен­ной на ребенка. Как правило, они появляются в стрессовых ситуа­циях и обстоятельствах. Насилие, как правило, — результат комп­лекса различных причин, в которых задействованы различные психологические и часто встречающиеся факторы, но степень их влияния при тех или иных формах насилия различна.

Существующие в психологической науке модели причин (факторов) насилия в семье традиционно подразделяются (см.: Д. Иваниек, К. Брон, Р. Лэнг, Э. Миллер, и др.) на:

а) психопатические, центрированные на предрасположенностях к насилию родителей (алкоголь, наркотики, низкая самооценка, аэмпатичность, коммуникативная некомпетентность, социальная изолированность, социальные, психологические и психиатрические проблемы, депрессивность, отсутствие самоконтроля, суицидальные наклонности, агрессивность, ранняя беременность матери, потеря ребенка и т.п.) и детей (недоношенность, болезненность, нежеланность, физические и психические недостатки и т.п.);

б) социальные, объясняющие насилие внешние (социальные) факторы и условия (бедность, низкий уровень дохода, безработица, социальная изоляция и закрытость семьи, перенаселенность, низкий образовательный и культурный уровень и т.п.);

в) психосоциальные, стремящиеся интегрировать психологические и социальные факторы насилия; в данных моделях факторы насилия подразделяются на структурные, ситуативные и коммуникативные, причем именно последние являются ключевыми и определяющими проявления насилия в семье: особенности межличностных взаимодействий являются либо “ингибитором”, либо “катализатором” действия структурных и ситуативных факторов насилия, в последнем случае происходит эскалация насилия или “принудительная спираль насилия” (Паттерсон).

В зарубежных исследованиях, подробно освещенных Н.А. Асановой, особо выделяются факторы риска жестокого обращения со стороны взрослых факторы риска подвергнуться насилия для ребенка. Авторы ранних исследований "синдрома избиваемого ребен­ка" (E.Merrill, 1962; B.Steele, C.Pollock,1968) пытались опреде­лить поведенческие характеристики и личностные черты родите­лей, избивающих своих детей. Такие родители характеризова­лись как импульсивные (E.Elmer, 1965), незрелые (M.Cohen et al., 1966), ригидные, родители-тираны или хронически агрессивные (E.Merrill, 1962), зависимые и нарциссические (С.Pollock, B.Steele, 1972), отгороженные от семьи и друзей (B.Steele, С.Pollock, 1968) и испытывающие супружеские трудности (С.Н. Kempe et al., 1962).

Более точные данные о личностных особенностях и психо­патологии родителей, избивающих своих детей, получены из наблюдений при их психиатрическом лечении и во время взаимо­действия с детьми. В.Стил (B.Steele, 1968) подчеркивал важность родительской идентификации с грубой, отвергающей матерью, что является постоянным при злоупотреблении детьми. Большин­ство родителей, жестоко обращающихся с детьми, часто пережи­вали физическое жестокое обращение, отвержение, депривацию и пренебрежение со стороны родителей в период своего детства.

Д.Рапопорт и А.Руберкуэ (D.Rapoport, A.Roubergue, 1988) на основании стационарного обследования 150 детей, пережив­ших жестокое обращение, пришли к выводу, что 60% родителей "забитых детей" имели различные психиатрические расстройства (депрессии, тяжелые тревожные расстройства, острые бредовые реакции, алкоголизм и другие), социально-экономические и связанные с ними проблемы, а также тяжелую депривацию в собственной истории жизни в детском возрасте. 15% родителей, не имевших явных психических расстройств, тем не менее нуждались в медико-психологической помощи.

Во многих исследованиях прослежена сильная связь между физическим насилием и алкоголизмом, наркоманией. Показа­тельно, что инцест наблюдался в семьях, среди которых было 35% алкоголиков (J.Garbarino, D.Sherman, 1980; J.M.Leventhal, 1982; M.S.Kasim et. al., 1994). Авторами отмечено, что такие родители имеют низкую самооценку. Они теряют уверенность в своих родительских способностях, чувствуют себя неудачника­ми. Матери боятся быть покинутыми. Отец с отрицательным чувством самооценки может проявлять насилие в ярости, чувст­вуя себя отвергнутым.

Б.Стил и С.Поллок (B.Steele, С.Pollock, 1968) описали тенден­цию подобных родителей прибегать к таким защитным механиз­мам, как отрицание, перемещение, идентификация с агрессором и обратное чувство.

Р.Гальдсон (R.Galdson, 1971) подчеркивал важность неразре­шенной сексуальной виновности в матери, идущей от бессозна­тельных эдиповых конфликтов, ассоциирующейся с представле­нием ребенка, который в последующем подвергся злоупотреб­лению. Г.Фейнстейн с соавт. (Н. Feinstein et al., 1964) изучали поведение женщин с инфантицидными импульсами в процессе групповой терапии. Эти женщины испытывали глубокую обиду по отношению к своим родителям за неспособность удовлетво­рить их основные потребности, проявляли ненависть к мужчинам, что могло быть связано с яростным соперничеством со своими

братьями. Они также обнаруживали фобическую и депрессив­ную симптоматологию.

А.Г.Грин (А.Н.Green, 1976) проводил углубленный опрос 60 матерей, физически жестоко обращавшихся со своими деть­ми, которые сравнивались с двумя контрольными группами, состоявшими из 30 матерей, пренебрегавших детьми, и 30 нор­мальных матерей. 20% матерей, физически злоупотреблявших детьми, участвовали в последующих интервью или психотера­пии. Матери детей, подвергавшихся физическому злоупотреб­лению, отличались от контрольных групп тем, что чаще воспри­нимали своих детей как трудных и нуждающихся, своих родителей и супругов — как эмоционально бесполезных, чаще испытывали полный недостаток помощи в воспитании ребенка, а также переживали отвержение, критику и наказания со стороны собственных родителей в детстве. У матерей, физически жестоко обращавшихся с детьми, преобладали такие личностные характе­ристики, как недостаточный контроль импульсивности, низкое самоуважение, высокий нарциссизм, изменчивость и нестабиль­ность идентификации; доминировали враждебные принятия "плохой" само- и объектной идентификации раннего детства. Значимые психодинамические элементы проявились в форме отрицания и отвержения своих собственных негативных атрибу­тов на детей ("козел отпущения") и проявления агрессии к ребенку.

Работы последних лет (K.Cigno, 1995; Т.W.Wind, L.Silvern, 1994) показали, что депрессия родителей, как и низкая самооцен­ка, может способствовать жестокому обращению с детьми, выступая как фактор риска насилия, являясь в то же время резуль­татом перенесенного ранее насилия.

Роль ребенка в вопросе о физическом жестоком обращении представляет существенный интерес. Обычно только единствен­ный ребенок в семье избирается "козлом отпущения" и злоупот­ребления. Этот ребенок расценивается как наиболее трудный или обременительный. Период младенчества и раннего детства, во время которого ребенок наиболее беспомощен и зависим от воспитателей, бывает самым стрессовым временем для большин­ства родителей и, особенно для тех, кто "склонен к злоупотреб­лению". Согласно фактологическим данным, большинство случаев физического жестокого обращения с детьми случалось в первые два года жизни.[Чрезмерный, непрекращающийся крик и раздражительность младенца могут оказывать негативный эффект на взаимосвязь между родителем и ребенком. Г.А.Мосс и К.С.Робсон (Н.А. Moss, K.S.Robson, 1970) отметили, что непре­кращающийся крик и беспокойство ребенка часто приводят к уменьшению привязанности матери к нему; С.М.Бэлл, М.Д.Эйнсуорт (S.M. Bell, M.D. Ainsworth, 1970) отметили, что если матери не могли переносить крик своих младенцев, они уходили от ребенка, оставив его одного. С другой стороны, младенцы, которые относительно безответны, пассивны, сонли­вы и отстают в развитии, могут в равной мере фрустрировать матерей и способствовать проявлениям физического жестокого обращения с их стороны.

Дети с физическими и психическими отклонениями также уязвимы для злоупотребления. Дети-инвалиды с видимыми физи­ческими дефектами, врожденными аномалиями, умственной отсталостью или хроническими психическими заболеваниями не только обременительны для родителей, но действительно рассмат­риваются как постоянное уязвление самолюбия. В некоторых исследованиях отмечается, что в обычной популяции детей распространенность умственной отсталости составляет 2 — 3%, а в популяции детей, подвергающихся жестокому обращению, эти цифры доходят до 20 — 40% (K.Cigno, P.Burke,1995; Т.W.Wind, L.Silvern, 1994).

Младенцы, родившиеся преждевременно и имеющие низкий вес при рождении, также занимают большое место в статистике физического жестокого обращения (E.Elmer, G.S.Gregg, 1967; M.Klein,L.Stern, 1971;B.Simons etal., 1966). Это можно объяснить тем, что такие младенцы обычно рассматриваются как "непри­влекательные" и, как правило, более раздражительны, чем их нормальные сверстники. У них чаще отмечаются различные медицинские проблемы и задержки развития. Они часто требуют специальной техники кормления в связи с нарушениями пита­ния. Их социальная неотзывчивость может быть особенно фрустрирующей для "склонных к злоупотреблению" родителей с большими надеждами в отношении своих детей. Длительная разлука между матерью и ребенком в ранний послеродовой период также препятствует нормальному развитию привязан­ности и материнских "уз" (M.H.Klans, J.H.Kennell, 1970). Исследования показали, что матери, находившиеся в большем контакте с детьми, проявляли лучшую заботу о детях и поведение, направленное на связь с ребенком, чем те, кто был лишен этого контакта (J.H.Kennell et al., 1974). Отмечено, что недоношенные дети, взятые из интенсивной терапии, на первом году жизни в восемь раз чаще подвергаются физическому насилию, чем родившиеся в срок (K.Cigno, P.Burke, 1995).

Ребенок может способствовать физическому насилию своей агрессивностью, гиперактивностью и импульсивным поведе­нием, являющимися, однако, общим результатом плохого обра­щения. Гиперактивные дети более импульсивны и менее охотно выполняют правила. Это фрустрирует родителей, склоняет к насилию и фактически может привести к нему. Ребенок подражает насильственному поведению своих родителей, проявляя тот же самый тип агрессивности и возбудимости, чтобы предотвратить жестокое обращение по отношению к себе, и та­ким образом создается порочный круг плохого поведения и зло­употребления. Тот факт, что многие дети, подвергшиеся физическому злоупотреблению, оставшиеся без попечения родителей, сами "подстрекают" такое плохое обращение к ним и становятся "козлами отпущения" в воспитательных учрежде­ниях, свидетельствует об их провоцируемости.

Нередко возникают сложности определения того, является ли плохое поведение результатом насилия или способствующим ему фактором. По данным национального исследования США, проведенного в 1988 г., оказалось, что почти у 25% детей были трудности поведения в течение года до насилия. Но это же явля­ется и симптомом плохого родительского обращения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.32 (0.159 с.)