Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическая помощь детям-жертвам насилия

Поиск

Защита детей и подростков от насилия и жестокости и предупреждение преступлений против них является чрезвычайно социально важной и актуальной задачей, решение которой носит междисциплинарный, комплексный характер (работа правоохранительной системы, органов опеки и попечительства, социальной и педагогической сфер, медицинской и психологической служб). Оказание помощи жертвам насилия направлено на снижение или максимально полное устранение возможных последствий перенесенного насилия и принятия мер по прекращению насильственных действий. Психологическая работа с жертвами насилия включает диагностические, профилакти­ческие и коррекционно-психотерапевтические мероприятия.

Показаниями к оказанию психологической помощи детям, перенесшим насилие, являются самостоятельное обращение ребен­ка или подростка, направление ребенка родителями, опекунами, педагогами или представителями других организаций, приглашение пострадавшего самим психоло­гом. Первый вариант является наиболее предпочтительным в связи с наличием осознаваемой проблемы и мотивации. В других случаях требуется дополнительная предварительная работа по снятию тревоги, беспокойства, страха и связанных с ни­ми психологических защит.

Для того чтобы определить спектр психологической помощи жертвам насилия, необходимо учитывать как внешние признаки насилия, так и особенности детей и подростков, подвергнувшихся насилию. Обычно учитываются следующие внешние признаки: безнадзорность, эмоциональное, физическое и сексуальное на­силие. Первое проявляется неухоженности, неопрятности и внешней запущенности ребенка, его дистрофичности, постоянных простудных заболеваниях, несвоевремен­ном лечении или отсутствии такового, затяжных инфекционных заболеваниях, час­тых травмах (Приложение). Второе выясняется, из жалоб ребенка, распросов его соседей, друзей, из которых формируется представление о нем как об объекте насмешек, обид, угроз, унижения, раздражения родителей. Третье проявляется в виде повреждений на теле, ссадин, синяков, порезов, ожогов, переломов и несвоевременности или отсутствии при этом медицинской помощи. В ходе психологической помощи учитывается, что в большин­стве случает имеет место сочетание различных видов насилия и готовность к пове­дению жертвы.

Насилие любого вида является тяжелой психологической травмой для ребенка, поэтому дети испытывают следующие эмоциональные переживания (по Virdginia child protection newsletter, spring, 1986):

Чувство ответственности за насилие. Реакция ребенка: «Если бы я был хорошим, мои родители не делали бы друг другу и мне больно...»

Чувство вины за постоянное насилие или жестокость могут ис­пытывать дети при частом или непрекращающемся насилии.

Постоянное возбуждение. Даже в спокойной обстановке от ре­бенка можно ожидать вспышки агрессивности.

Переживания. Дети, отделенные от родителя, применяющего насилие, постоянно переживают потерю. Они могут сожалеть и об утрате жизненного уклада, и о потере положительного образа роди­телей, применявших насилие.

Противоречивость. Дети не осознают, что можно не знать о чув­ствах другого человека или иметь противоположные чувства одно­временно. Ребенок, который говорит: «Я не знаю, как к этому отно­ситься», - чаще испытывает смешанные чувства, а не закрывается.

Страх быть покинутым. Дети, отделенные от одного из родите­лей в результате акта насилия, могут испытывать глубокий страх, что второй родитель также может их покинуть или умереть. Поэто­му часто ребенок отказывается даже на короткое время расставать­ся со вторым родителем.

Чрезмерная потребность во внимании взрослых. Эта потреб­ность может быть особенно проблематичной для родителей, кото­рые пытаются справиться с собственной болью или уже принятыми решениями. На детей может обращаться негативное внимание, ког­да они воспроизводят насилие, свидетелями которого были.

Боязнь телесных повреждений. Значительный процент детей, являющихся свидетелями насилия или испытывающих его на бёбе, могут беспокоиться о том, что родитель, применяющий насилие, от­кажется от ребенка, либо причинит ему вред, либо будет вымещать зло на нем в различных ситуациях.

Стыд. Чувствительность к позору насилия может выражаться в форме стыда, в особенности для более старших детей.

Беспокойство о будущем. Неуверенность в повседневной жизни заставляет детей думать, что жизнь будет непредсказуе­мой и в дальнейшем.

Перечисленные переживания в разных возрастах могут иметь различные проявления:

Возраст 0-6 мес.: малоподвижность, безразличие к окружаю­щему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы, в 3-6 мес. - редкая улыбка.

Возраст 6 мес.-1,5 года: боязнь взрослых, боязнь физическо­го контакта со взрослыми, испуг при попытке взрослых взять на руки, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, хныканье, замкнутость, печаль.

Возраст 1,5-3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радо­сти, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении - от агрессивности до безучастности.

Возраст 3-6 лет: пассивная реакция на боль, отсутствие сопро­тивления, примирение со случившимся, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (проявление действий или поступков, характерных для более младшего возраста); болезненное отношение к замечаниям, критике; агрессив­ность, лживость, жестокость по отношению к животным, младшим; воровство, склонность к поджогам; несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, нервно-психические расстройства и т. п.

Младший школьный возраст: стремление скрыть причину по­вреждений и травм, одиночество, замкнутость, стремление к уеди­нению, отсутствие друзей или ухудшение взаимоотношений со сверстниками, боязнь идти домой после школы, низкая успевае­мость; несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости и т. п.

Подростковый возраст: депрессия, низкая самооценка, побе­ги из дома, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков, угрозы или попытки само­убийства, сексуализированное поведение, жалобы на боли в жи­воте и т. п.

Для всех возрастов: задержка физического и умственного раз­вития, задержка речевого и моторного развития, плохая успевае­мость, нервный тик, энурез, нарушение сна, тревожность, различ­ные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря веса, язва желудка, кожные заболевания, различные аллергии), дли­тельные подавленные состояния, печальный или утомленный вид, опухшие веки, нарушение аппетита, постоянный голод или жажда, санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез, стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, при­влечь к себе внимание окружающих и т. п.

Особенности оказания помощи детям и подросткам по­страдавшим от насилия:

1. Полное признание основных прав детей и подростков на жизнь, личную непри­косновенность, защиту, достойное существование;

2. Доверие к детям и подросткам, даже если они фантазируют по поводу ситуации насилия, т.к. нужны убедительные причины для возникновения таких фантазий: ведь ребенку непросто решиться на такой обман, следовательно он в любом случае нуждается в помощи.

3. Анонимность или конфиденциальность, что повышает вероятность общения жертв насилия за помощью.

4. Формирование чувства безопасности у жертв насилия, как основа эффективной помощи.

Целью психологической помощи жертвам насилия в уменьшении отрицатель­ного влияния пережитой ребенком травмы на его дальнейшее развитие, предотвра­щение отклонений в поведении, облегчение реадаптации в обществе.

Задачи:

- Оценка уровня психического здоровья жертвы насилия и определение показания к другим видам помощи (психотерапевтической, психиатрической, терапевтиче­ской и т.д.);

- Изучение индивидуально-психологических особенностей ребенка с целью более адекватного их использования для решения возникших проблем;

- Мобилизация скрытых психологических ресурсов ребенка, обеспечивающих са­мостоятельное решение проблем;

- Осуществление коррекции личностных дисгармоний и социальной дезадаптации;

- Выявление основных направлений дальнейшего развития личности;

- Привлечение других членов семьи, родственников, сверстников доверенных и референтных лиц к оказанию психологической поддержки пострадавшего ребенка.

Первым этапом работы психолога с детьми, пережившими насилие, является диагностика. Для оказания эффективной помощи необходима полная и всеобъемлющая информация о пострадавшем, его окружении, семье. Эту информацию можно полу­чить из бесед и интервью с пострадавшими или их близкими. Ее достоверность за­висит от степени их доверия к специалисту. Когда психолог встречается с ребенком, пережившим психологическую травму, то, как правило, уже знает или догадывается о случившемся, однако следует помнить, что детям трудно об этом говорить. Поэтому от психолога требуются определенные усилия для создания условий откровенного рассказа ребенка о пережитом. Ключевой момент работы с таким ребенком — выяснить смысл молчания (или отрицания), что дает возможность снять с ребенка ответственность за деятельность родителей, если они причастны к травме.

Информация, получаемая в начале работы должна содержать сведения о самой жертве, родителях, близких родственниках, о семейной ситуации (состав, внутрисемейдые отношения, внешние связи семьи, микроклимат), о доверенных ли­цах, о насильнике (Приложение).

Проводя психодиагностику, психолог выбирает те или иные ме­тоды исследования в зависимости от конкретного случая, ситуации, особенностей ребенка, вида насилия. Наиболее используемыми являются методики:

Цель применения методики Дошкольный и младший школьный возраст Подростковый и юношеский возраст
Выявление особенностей личности и наличия психопатических проявлений Рисуночные тесты «Несуществующее животное», «Неоконченные предложения» Психодиагностический опросник А.Е. Личко
Определение психоэмоционального состоя­ния, потребностей и других индивидуальных характе­ристик Цветовой тест Г. Люшера
Исследование типа поведения и характера локализации ответственности.   Шкала уровня субъективного контроля Д. Poттepa
Опреде­ление зон психологического конфликта, сфер наибольшей тревоги, враждебности. Рисуночные тесты «Несуществующее животное», «Неоконченные предложения» «Дом-дерево-человек», «Кинетический рисунок семьи»
Определение степени психологического напряжения Тест «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой), Тест тревожности (Р.Тэммл и др.) Методики самоотчета и аутомониторинга.

Следующим этапом работы является оказание психокоррекционной помощи клиентам. Она проводится в следующих направлениях:

- Ребенок или подросток - жертвы насилия (индивидуальная и групповая ра­бота);

- Семья и близкое окружение (индивидуальная и групповая работа);

- Школьный коллектив и группа сверстников (групповая работа);

- Педколлективы, общественные организации, правоохранительные органы.

Обязательным аспектом помощи детям и подросткам является разъяснение их основных прав:

- Права на неприкосновенность;

- Права на защиту своей чести;

- Права доверять своим чувствам;

- Права говорить «нет» взрослым;

- Права рассказать о событии близкому человеку, если событие смущает или вы­зывает неприятие;

- Права на получение помощи.

Основными методами оказания психологической помощи жертвам насилия является психологическое консультирование и психотерапевтическая работа.

При оказании психотерапевтической помощи обращается внимание на следующие обстоятельства:

1. Особенности личности и психического состояния ребенка или подростка до факта насилия.

2. Вид перенесенного насилия и способность ребенка осознавать его сущ­ность.

3. Глубину и тяжесть переживания факта насилия: от безразличия до тяжелой депрессии и суицидальных попыток.

Индивидyaльная психотерапия проводится с детьми и подростками, находя­щимися в кризисном состоянии. Ее основными задачами являются, преодоление от­чужденности, нейтрализация аффективного состояния через создание атмосферы принятия, доверия, безопасности, также путем привлечения ресурсных состояний через использование гипносуггестивных методов. На первом этапе может приме­няться рациональная психотерапия, методы эриксоновского гипноза, гештальттерапии, нейролингвистического программирования. На втором этапе задачей являет­ся выявление основного психологического конфликта и отреагирования травматиче­ских переживаний. Для подростков это реализуется через осознание проблемы, для детей используется психодраматическое отыгрывание травматических ситуаций че­рез арттерапию, телесно-ориентированные техники, игровую терапию. После такой терапии у клиента освобождается достаточно сил,которые следует направить на поднятие самооценки, формирование уважения и доверия к себе, уверенности в сво­их силах и конструирование новых способов поведения и решения конфликтов, вы­работки активности в борьбе со злом. На третьем этапе применяется терапия твор­ческим самовыражением, сказкотерапия, ролевые игры, транзактный анализ и груп­повая психотерапия.

Групповая психотерапия детей и подростков показана в случаях, когда кон­такт установлен и пострадавший может говорить о волнующих его темах. Это мо­жет произойти после индивидуальной психотерапии или «телефона доверия», когда снимается аффективная острая симптоматика. Обычно группа формируется из детей или под­ростков имеющих аналогичные проблемы. Разница в возрасте детей (имеется в виду психологический возраст) в группе не должна превы­шать 12 мес. Группа дошкольного и младшего школьного возраста должна включать детей разных полов (и мальчи­ков, и девочек). В таких группах могут уча­ствовать дети в возрасте от 5 до 12 лет.

Численность детей в группе (А.И. Захаров):

- в возрасте 4—5 лет — 4 человека;

- в возрасте 5—11 лет — 6 человек;

- в возрасте 11—14 лет и старше — 8 человек.

Все цифры достаточно условны и зависят от особенностей участников группы и объективных условий работы.

В работе с детьми младшего возраста для снятия психологического напряжения и актуализации негативных переживаний наиболее эффективно применение игротерапии, сказкотерапии, психогимнастики.

Игровая терапия — метод психотерапевтического с использованием игры. Игра используется в групповой психотерапии в виде специальных уп­ражнений, заданий на невербальные коммуникации, ра­зыгрывания различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающи­ми, повышает самооценку, позволяет проверить себя в раз­личных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, не­уверенность в себе, расширяет способности детей к обще­нию, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного само­выражения с одновременным принятием его чувств взрос­лыми (Приложение).

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную фор­му для интеграции личности, развития творческих способ­ностей, расширение сознания, совершенствования взаимо­действий с окружающим миром. Сказка обладает следующими коррекционными функциями: психологическая подготовка к напряженным эмоциональ­ным ситуациям; символическое отреагирование физиологи­ческих и эмоциональных стрессов, принятие в символичес­кой форме своей физической и психической активности.

События сказки вызывают у человека эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Они дает возможность отреагировать значи­мые эмоции, выявить внутренние конфликты и затрудне­ния. Во время прослушивания страшных сказок или сказок «со страшными» эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и на­сыщенным.

Используемые в работе сказки по действующим лицам и по сюжету можно разделить на несколько групп:

­ сказки о животных;

­ сказки о взаимоотношениях людей и животных;

­ сказки бытовые;

­ сказки-притчи;

­ сказки-страшилки, истории о нечисти;

­ заветные сказки;

­ волшебные сказки и др.

У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 3—5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей с животными. Начиная с пяти лет, ребенок отождествляет себя пре­имущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и пр. Чем старше ребенок, тем с большим удовольствием он слушает сказки, истории про людей, потому что в них содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпо­читает волшебные сказки.

Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена известная или только что прочитанная, понравившаяся детям сказка. Дети отвечают на ряд воп­росов взрослого, который внимательно выслушивает отве­ты и сам участвует в обсуждении.

­ Как вы думаете, о чем (про кого) эта сказка?

­ Мне нравится больше всего... Угадайте, кто?

­ Кто помог, а кто мешал, главному герою?

­ На кого похож главный герой?

­ Вычеркни отрицательных героев. (Детям раздаются рисунки с изображениями героев сказки.)

­ Придумай новое название сказки?

­ Как по-другому назвать сказку?

Дополняя впечатления от только что прослушанной сказки, можно предложить детям краски. При этом взрос­лый использует такие методы, как:

­ дорисовывание цветовых пятен и их озвучивание (детей просят завершить цветовое пятно, изображенное на листке бумаги, до воображаемого образа, затем рассказать о получившемся изображении);

­ изображение (с использованием приема по изобра­зительной технике «монотипия») своего настроения пос­ле прослушивания сказки.

К сказочной ситуации, которая задается ребенку, предъявляются определенные требования:

­ она не должна содержать готового ответа (принцип свободы выбора);

­ должна предлагать актуальную для ребенка пробле­му, «зашифрованную» в образном ряде сказки. На­пример, преодоление препятствий (особенно если у ребенка обозначилась нерешительность, страх про­явить себя), взаимопомощь, взаимодействие (когда ребенку свойственен не проработанный эгоцент­ризм), самоорганизация и прогнозирование своих действий (в случае, если ребенок недостаточно вни­мателен и организован) и т. д.;

­ ситуация и вопрос должны быть выстроены так, что­бы побудить ребенка самостоятельно строить и про­слеживать причинно-следственные связи (откуда и почему это взялось, как происходит, зачем).

­ сказки должны иметь позитивное разрешение. Всегда должен быть найден и проигран приемлемый выход из сложной ситуации, даже если его нет в самой сказке. Не стоит давать ребенку заигрываться в роли агрессора. И наконец, после проигрывания сюжета должно последовать обсуждение того психологического опыта, который ребенок получил, находясь в роли. (Приложение)

Психогимнастика — метод, при котором участники про­являют себя и общаются без помощи слов. Поскольку детям трудно говорить о том, что с ними произошло, а также по многим другим причинам, рекомендуется «проработать» психологическую травму в игре. Эго могут быть физические упражнения, направленные на психологическую разрядку и релаксацию. Психогимнастика как невербальный метод групповой ра­боты предполагает выражение переживаний, эмоциональ­ных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет клиентам проявлять себя и общаться без помощи слов. Психогимнастика на­правлена на решение задач групповой психокоррекции: ус­тановление контакта, снятие напряжения, отработку обрат­ных связей и т.д.

Психогимнастические занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 3477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.1.100 (0.01 с.)