Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогическая помощь детям-жертвам насилияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Защита детей и подростков от насилия и жестокости и предупреждение преступлений против них является чрезвычайно социально важной и актуальной задачей, решение которой носит междисциплинарный, комплексный характер (работа правоохранительной системы, органов опеки и попечительства, социальной и педагогической сфер, медицинской и психологической служб). Оказание помощи жертвам насилия направлено на снижение или максимально полное устранение возможных последствий перенесенного насилия и принятия мер по прекращению насильственных действий. Психологическая работа с жертвами насилия включает диагностические, профилактические и коррекционно-психотерапевтические мероприятия. Показаниями к оказанию психологической помощи детям, перенесшим насилие, являются самостоятельное обращение ребенка или подростка, направление ребенка родителями, опекунами, педагогами или представителями других организаций, приглашение пострадавшего самим психологом. Первый вариант является наиболее предпочтительным в связи с наличием осознаваемой проблемы и мотивации. В других случаях требуется дополнительная предварительная работа по снятию тревоги, беспокойства, страха и связанных с ними психологических защит. Для того чтобы определить спектр психологической помощи жертвам насилия, необходимо учитывать как внешние признаки насилия, так и особенности детей и подростков, подвергнувшихся насилию. Обычно учитываются следующие внешние признаки: безнадзорность, эмоциональное, физическое и сексуальное насилие. Первое проявляется неухоженности, неопрятности и внешней запущенности ребенка, его дистрофичности, постоянных простудных заболеваниях, несвоевременном лечении или отсутствии такового, затяжных инфекционных заболеваниях, частых травмах (Приложение). Второе выясняется, из жалоб ребенка, распросов его соседей, друзей, из которых формируется представление о нем как об объекте насмешек, обид, угроз, унижения, раздражения родителей. Третье проявляется в виде повреждений на теле, ссадин, синяков, порезов, ожогов, переломов и несвоевременности или отсутствии при этом медицинской помощи. В ходе психологической помощи учитывается, что в большинстве случает имеет место сочетание различных видов насилия и готовность к поведению жертвы. Насилие любого вида является тяжелой психологической травмой для ребенка, поэтому дети испытывают следующие эмоциональные переживания (по Virdginia child protection newsletter, spring, 1986): Чувство ответственности за насилие. Реакция ребенка: «Если бы я был хорошим, мои родители не делали бы друг другу и мне больно...» Чувство вины за постоянное насилие или жестокость могут испытывать дети при частом или непрекращающемся насилии. Постоянное возбуждение. Даже в спокойной обстановке от ребенка можно ожидать вспышки агрессивности. Переживания. Дети, отделенные от родителя, применяющего насилие, постоянно переживают потерю. Они могут сожалеть и об утрате жизненного уклада, и о потере положительного образа родителей, применявших насилие. Противоречивость. Дети не осознают, что можно не знать о чувствах другого человека или иметь противоположные чувства одновременно. Ребенок, который говорит: «Я не знаю, как к этому относиться», - чаще испытывает смешанные чувства, а не закрывается. Страх быть покинутым. Дети, отделенные от одного из родителей в результате акта насилия, могут испытывать глубокий страх, что второй родитель также может их покинуть или умереть. Поэтому часто ребенок отказывается даже на короткое время расставаться со вторым родителем. Чрезмерная потребность во внимании взрослых. Эта потребность может быть особенно проблематичной для родителей, которые пытаются справиться с собственной болью или уже принятыми решениями. На детей может обращаться негативное внимание, когда они воспроизводят насилие, свидетелями которого были. Боязнь телесных повреждений. Значительный процент детей, являющихся свидетелями насилия или испытывающих его на бёбе, могут беспокоиться о том, что родитель, применяющий насилие, откажется от ребенка, либо причинит ему вред, либо будет вымещать зло на нем в различных ситуациях. Стыд. Чувствительность к позору насилия может выражаться в форме стыда, в особенности для более старших детей. Беспокойство о будущем. Неуверенность в повседневной жизни заставляет детей думать, что жизнь будет непредсказуемой и в дальнейшем. Перечисленные переживания в разных возрастах могут иметь различные проявления: Возраст 0-6 мес.: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы, в 3-6 мес. - редкая улыбка. Возраст 6 мес.-1,5 года: боязнь взрослых, боязнь физического контакта со взрослыми, испуг при попытке взрослых взять на руки, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, хныканье, замкнутость, печаль. Возраст 1,5-3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении - от агрессивности до безучастности. Возраст 3-6 лет: пассивная реакция на боль, отсутствие сопротивления, примирение со случившимся, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (проявление действий или поступков, характерных для более младшего возраста); болезненное отношение к замечаниям, критике; агрессивность, лживость, жестокость по отношению к животным, младшим; воровство, склонность к поджогам; несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, нервно-психические расстройства и т. п. Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, одиночество, замкнутость, стремление к уединению, отсутствие друзей или ухудшение взаимоотношений со сверстниками, боязнь идти домой после школы, низкая успеваемость; несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости и т. п. Подростковый возраст: депрессия, низкая самооценка, побеги из дома, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное поведение, жалобы на боли в животе и т. п. Для всех возрастов: задержка физического и умственного развития, задержка речевого и моторного развития, плохая успеваемость, нервный тик, энурез, нарушение сна, тревожность, различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря веса, язва желудка, кожные заболевания, различные аллергии), длительные подавленные состояния, печальный или утомленный вид, опухшие веки, нарушение аппетита, постоянный голод или жажда, санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез, стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание окружающих и т. п. Особенности оказания помощи детям и подросткам пострадавшим от насилия: 1. Полное признание основных прав детей и подростков на жизнь, личную неприкосновенность, защиту, достойное существование; 2. Доверие к детям и подросткам, даже если они фантазируют по поводу ситуации насилия, т.к. нужны убедительные причины для возникновения таких фантазий: ведь ребенку непросто решиться на такой обман, следовательно он в любом случае нуждается в помощи. 3. Анонимность или конфиденциальность, что повышает вероятность общения жертв насилия за помощью. 4. Формирование чувства безопасности у жертв насилия, как основа эффективной помощи. Целью психологической помощи жертвам насилия в уменьшении отрицательного влияния пережитой ребенком травмы на его дальнейшее развитие, предотвращение отклонений в поведении, облегчение реадаптации в обществе. Задачи: - Оценка уровня психического здоровья жертвы насилия и определение показания к другим видам помощи (психотерапевтической, психиатрической, терапевтической и т.д.); - Изучение индивидуально-психологических особенностей ребенка с целью более адекватного их использования для решения возникших проблем; - Мобилизация скрытых психологических ресурсов ребенка, обеспечивающих самостоятельное решение проблем; - Осуществление коррекции личностных дисгармоний и социальной дезадаптации; - Выявление основных направлений дальнейшего развития личности; - Привлечение других членов семьи, родственников, сверстников доверенных и референтных лиц к оказанию психологической поддержки пострадавшего ребенка. Первым этапом работы психолога с детьми, пережившими насилие, является диагностика. Для оказания эффективной помощи необходима полная и всеобъемлющая информация о пострадавшем, его окружении, семье. Эту информацию можно получить из бесед и интервью с пострадавшими или их близкими. Ее достоверность зависит от степени их доверия к специалисту. Когда психолог встречается с ребенком, пережившим психологическую травму, то, как правило, уже знает или догадывается о случившемся, однако следует помнить, что детям трудно об этом говорить. Поэтому от психолога требуются определенные усилия для создания условий откровенного рассказа ребенка о пережитом. Ключевой момент работы с таким ребенком — выяснить смысл молчания (или отрицания), что дает возможность снять с ребенка ответственность за деятельность родителей, если они причастны к травме. Информация, получаемая в начале работы должна содержать сведения о самой жертве, родителях, близких родственниках, о семейной ситуации (состав, внутрисемейдые отношения, внешние связи семьи, микроклимат), о доверенных лицах, о насильнике (Приложение). Проводя психодиагностику, психолог выбирает те или иные методы исследования в зависимости от конкретного случая, ситуации, особенностей ребенка, вида насилия. Наиболее используемыми являются методики:
Следующим этапом работы является оказание психокоррекционной помощи клиентам. Она проводится в следующих направлениях: - Ребенок или подросток - жертвы насилия (индивидуальная и групповая работа); - Семья и близкое окружение (индивидуальная и групповая работа); - Школьный коллектив и группа сверстников (групповая работа); - Педколлективы, общественные организации, правоохранительные органы. Обязательным аспектом помощи детям и подросткам является разъяснение их основных прав: - Права на неприкосновенность; - Права на защиту своей чести; - Права доверять своим чувствам; - Права говорить «нет» взрослым; - Права рассказать о событии близкому человеку, если событие смущает или вызывает неприятие; - Права на получение помощи. Основными методами оказания психологической помощи жертвам насилия является психологическое консультирование и психотерапевтическая работа. При оказании психотерапевтической помощи обращается внимание на следующие обстоятельства: 1. Особенности личности и психического состояния ребенка или подростка до факта насилия. 2. Вид перенесенного насилия и способность ребенка осознавать его сущность. 3. Глубину и тяжесть переживания факта насилия: от безразличия до тяжелой депрессии и суицидальных попыток. Индивидyaльная психотерапия проводится с детьми и подростками, находящимися в кризисном состоянии. Ее основными задачами являются, преодоление отчужденности, нейтрализация аффективного состояния через создание атмосферы принятия, доверия, безопасности, также путем привлечения ресурсных состояний через использование гипносуггестивных методов. На первом этапе может применяться рациональная психотерапия, методы эриксоновского гипноза, гештальттерапии, нейролингвистического программирования. На втором этапе задачей является выявление основного психологического конфликта и отреагирования травматических переживаний. Для подростков это реализуется через осознание проблемы, для детей используется психодраматическое отыгрывание травматических ситуаций через арттерапию, телесно-ориентированные техники, игровую терапию. После такой терапии у клиента освобождается достаточно сил,которые следует направить на поднятие самооценки, формирование уважения и доверия к себе, уверенности в своих силах и конструирование новых способов поведения и решения конфликтов, выработки активности в борьбе со злом. На третьем этапе применяется терапия творческим самовыражением, сказкотерапия, ролевые игры, транзактный анализ и групповая психотерапия. Групповая психотерапия детей и подростков показана в случаях, когда контакт установлен и пострадавший может говорить о волнующих его темах. Это может произойти после индивидуальной психотерапии или «телефона доверия», когда снимается аффективная острая симптоматика. Обычно группа формируется из детей или подростков имеющих аналогичные проблемы. Разница в возрасте детей (имеется в виду психологический возраст) в группе не должна превышать 12 мес. Группа дошкольного и младшего школьного возраста должна включать детей разных полов (и мальчиков, и девочек). В таких группах могут участвовать дети в возрасте от 5 до 12 лет. Численность детей в группе (А.И. Захаров): - в возрасте 4—5 лет — 4 человека; - в возрасте 5—11 лет — 6 человек; - в возрасте 11—14 лет и старше — 8 человек. Все цифры достаточно условны и зависят от особенностей участников группы и объективных условий работы. В работе с детьми младшего возраста для снятия психологического напряжения и актуализации негативных переживаний наиболее эффективно применение игротерапии, сказкотерапии, психогимнастики. Игровая терапия — метод психотерапевтического с использованием игры. Игра используется в групповой психотерапии в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывания различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми (Приложение). Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Сказка обладает следующими коррекционными функциями: психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов, принятие в символической форме своей физической и психической активности. События сказки вызывают у человека эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Они дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сказок «со страшными» эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным. Используемые в работе сказки по действующим лицам и по сюжету можно разделить на несколько групп: сказки о животных; сказки о взаимоотношениях людей и животных; сказки бытовые; сказки-притчи; сказки-страшилки, истории о нечисти; заветные сказки; волшебные сказки и др. У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 3—5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей с животными. Начиная с пяти лет, ребенок отождествляет себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и пр. Чем старше ребенок, тем с большим удовольствием он слушает сказки, истории про людей, потому что в них содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена известная или только что прочитанная, понравившаяся детям сказка. Дети отвечают на ряд вопросов взрослого, который внимательно выслушивает ответы и сам участвует в обсуждении. Как вы думаете, о чем (про кого) эта сказка? Мне нравится больше всего... Угадайте, кто? Кто помог, а кто мешал, главному герою? На кого похож главный герой? Вычеркни отрицательных героев. (Детям раздаются рисунки с изображениями героев сказки.) Придумай новое название сказки? Как по-другому назвать сказку? Дополняя впечатления от только что прослушанной сказки, можно предложить детям краски. При этом взрослый использует такие методы, как: дорисовывание цветовых пятен и их озвучивание (детей просят завершить цветовое пятно, изображенное на листке бумаги, до воображаемого образа, затем рассказать о получившемся изображении); изображение (с использованием приема по изобразительной технике «монотипия») своего настроения после прослушивания сказки. К сказочной ситуации, которая задается ребенку, предъявляются определенные требования: она не должна содержать готового ответа (принцип свободы выбора); должна предлагать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки. Например, преодоление препятствий (особенно если у ребенка обозначилась нерешительность, страх проявить себя), взаимопомощь, взаимодействие (когда ребенку свойственен не проработанный эгоцентризм), самоорганизация и прогнозирование своих действий (в случае, если ребенок недостаточно внимателен и организован) и т. д.; ситуация и вопрос должны быть выстроены так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи (откуда и почему это взялось, как происходит, зачем). сказки должны иметь позитивное разрешение. Всегда должен быть найден и проигран приемлемый выход из сложной ситуации, даже если его нет в самой сказке. Не стоит давать ребенку заигрываться в роли агрессора. И наконец, после проигрывания сюжета должно последовать обсуждение того психологического опыта, который ребенок получил, находясь в роли. (Приложение) Психогимнастика — метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Поскольку детям трудно говорить о том, что с ними произошло, а также по многим другим причинам, рекомендуется «проработать» психологическую травму в игре. Эго могут быть физические упражнения, направленные на психологическую разрядку и релаксацию. Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет клиентам проявлять себя и общаться без помощи слов. Психогимнастика направлена на решение задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратных связей и т.д. Психогимнастические занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 3477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.195 (0.014 с.) |