Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Почему возникает насилие в школе?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Стрессоры, вызывающие нервные состояния у педагогов и приводящие к проявлению насилия (с учетом убывания их частоты) Стрессоры, вызываемые условиями учительского труда - Быстрое переключение на работу по-новому. - Материальные затруднения. - Монотонная работа. - Обязанности работать дома (подготовка к занятиям, проверка тетрадей). - Отсутствие стимулов для качественной работы. - Перегрузка внеурочной деятельностью. - Перегрузка уроками. Стрессоры, возникающие по личностным причинам - Боязнь администрации школы, инспектуры. - Дефицит знаний психологии школьников. - Нехватка времени. - Нехватка знаний по педагогической технологии. - Ошибка в выборе профессии. - Ошибки в общении с учениками, коллегами, администацией, родителями учащихся. - «Сгорание» на работе. - Чувство высокой ответственности за результаты работы. Стрессоры, провоцируемые администацией школы - Аттестация педагогического профессионализма. - Внушение администрацией неполноценного профессионального труда учителям. - Контроль за работой извне. - Конфликты с администрацией. - Оскорбления со стороны администрации. - Оскорбления со стороны коллег. Стрессоры- конфликты с учащимися - Конфликты с родителями учащихся. - Конфликты с учащимися. - Низкая успеваемость школьников по предмету. - Плохая дисциплина учащихся на уроках. Стрессоры в общении с коллегами - Конфликты, мотивированные негативными проявлениями в оценках деятельности и личностных качеств партнеров по работе. - Конфликты немотивированные (психофизиологическая несовместимость, безотчетная неприязнь и т.д.). - Напряженность, инспирированная группировками в коллективе. - Одиночество из-за замкнутости или позиции «отвергаемого» в коллективе. - Столкновения на почве антагонизма в педтехнологии. Стрессовые состояния педагогов Стрессовые состояния психические - гневное самовыражение в словах, поступках - депрессия - дурные предчувствия - озлобленность против учащихся - озлобленность против учителей и администрации - страх - тревожность - стыд Стрессовые состояния нравственно-психические - озлобленность против партнеров по педагогической деятельности, включая учащихся, учителей, проявляемая в поведении и поступках - отвращение к коллегам, демонстрируемое в поведении и отношениях - чувство неопределенности в месте работы, проживания - чувство неустроенности в социальном плане - утрата интереса к работе Стрессовые состояния, пограничные с патологией - навязчивые идеи физической расправы с виновниками стресса - навязчивые мысли о суициде - недомогание, разрушающее работоспособность - потеря сна - усталость, парализующая способность сопротивляться обстоятельствам - ярость, сопровождающаяся потерей самообладания
Особую жестокость и извращенность принимают формы насилия в школах-интернатах, детских домах, приютах и др. Главной функцией учреждений подобного типа является защита прав, жизни и здоровья воспитанников. Однако система, которая должна защищать ребенка, сама зачастую культивирует насилие. За последние годы получили широкую известность поистине трагические факты "жизнедеятельности" многих детских домов и школ- интернатов России, в которых по отношению к воспитанникам применялись различные виды насилия. По сведениям благотворительного фонда "Дом детей-сирот", бывший директор вспомогательного интерната г.Ангарска в порядке наказания помещала больных детей в изолированную комнату без дневного света, вентиляции, отопления, мебели, где они содержались от нескольких часов до трех недель. Для усмирения она приказывала без каких- либо медицинских показаний делать детям болезненные уколы магнезии. В одном из интернатов Москвы директор создал "карцер", куда на несколько суток помещал провинившихся ребят. Это издевательство продолжалось в течение восьми лет. Известны случаи помещения в психиатрические больницы "неудобных", слишком шумных или независимых воспитанников, применения в целях "послушания" психотропных препаратов. На деле это означает искусственно вызванную лекарственными препаратами и тяжелыми условиями жизни задержку психического развития. Получила распространение порочная практика постановки диагноза "олигофрения" и "задержка психического развития" педагогически запущенным детям, имеющим проблемы в учебе и поведении. Группа польских и британских специалистов-психологов и педагогов, посетивших в 1991и 1993 годах 15 вспомогательных интернатов в Москве и Санкт-Петербурге, пришла к выводу: в интернатах находится большое количество детей (треть или две трети), диагноз которым "олигофрения" был поставлен неправильно. Как отметили в своем заключении специалисты из Польши и Великобритании, "сироты становятся жертвами системы, которая сдерживает их развитие, а потом отказывает им в основных человеческих правах". Не секрет, что в большинстве сиротских учреждений воспитательный процесс держится на авторитаризме директора и воспитателей. Избиение воспитанников, издевательство, использование силы старшеклассников в усмирении малышей, случаи сексуального насилия, - вот неполная картина трагической жизни ребенка-сироты в подобных учреждениях. По данным Прокуратуры, рукоприкладство с нанесением тяжких телесных повреждений и долговременных издевательств, выявлено в каждом пятом сиротском учреждении Санкт-Петербурга и области. В детских домах и интернатах, которые считаются лучшими и в которых дети не подвергаются открытым издевательствам, насилие также не является редкостью. Причем взрослые, прибегая к насилию, в силу правовой безграмотности не всегда отдают себе отчет в том, что нарушают элементарные права ребенка. Воспитанник же, с детства привыкший к насилию и издевательствам в семье, часто перестает воспринимать насилие как таковое. 2.3. Нормативно-правовые вопросы защиты детей и подростков от жестокого обращения Конвенция ООН о правах ребенка, которая устанавливает тридцать восемь прав, в том числе ряд прав, связанных с процессом получения образования (24). Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает: - обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6); - защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16); - обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24); -признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27); - защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34); - защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37); - меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39). Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность: - за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136); - за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157). Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56). Закон РФ «О защите прав детей» гласит: - «жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены» (ст. 14). С 1 марта 1996 г. введен в действие новый Семейный кодекс Российской Федерации. Принятие нового Семейного кодекса связано, в первую очередь, с коренными изменениями в политической и социально-экономической жизни страны, непосредственно затрагивающими такие важные социальные институты общества, какими являются брак и семья. Регулирование семейных отношений приведено в соответствии с Конституцией РФ, другими федеральными законами и прежде всего с новым Гражданским кодексом РФ. В нормах Семейного кодекса получили свое отражение положения международных правовых актов в области прав человека, ратифицированных Российской Федерацией, а также положительный опыт реформирования семейного законодательства в зарубежных странах. Кодекс учел практику применения действующего законодательства, критику его отдельных положений, предложения, высказанные в процессе его подготовки законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, практическими работниками, учеными. Кодекс охватывает все основные аспекты семейных отношений. Сюда входят личные неимущественные и имущественные отношения, отношения между разными членами семьи, отношения по поводу детей, оставшихся без попечения родителей, отношения с участием иностранцев. Одной из важных тенденций нового кодекса является стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект «родительской власти». Соответствующие нормы кодекса исходят из основополагающего принципа - правовое положение ребенка в семье определяется с точки зрения интересов ребенка (а не прав и обязанностей родителей) и включает следующие основные права ребенка: - жить и воспитываться в семье; - знать своих родителей (насколько это возможно); - право на заботу и на воспитание своими родителями (а при их отсутствии - другими ответственными за это лицами); - на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства (ст. 54); - на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55);,| - на защиту своих прав и законных интересов (в том числе право самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет- в суд (ст. 56); - выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни (ст. 57); - на имя и фамилию (ст. 58); - на получение содержания и право собственности на принадлежащее ему имущество (ст. 60). Впервые в кодексе определены основы правовой защиты детей от насилия в семье. В этой связи установлено, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей (ст. 65). Усилены нормы, касающиеся лишения родительских прав (ст. 69-72). Восстановление родительских прав допускается только при наличие согласия ребенка, достигшего 10 лет (ст. 72). Дальнейшее развитие получил институт судебного ограничения родительских прав (ст. 73-76). Допускается также досудебное, немедленное отобрание ребенка у родителей в случаях непосредственной угрозы его жизни и здоровью в семье (ст. 77). Кодекс подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов (ст. 61-69). Принятие Семейного кодекса вызвало необходимость внесения ряда новых документов относительно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Среди них следует отметить Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, отставших без попечения родителей». Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» и ряд других документов. В этих документах правовую основу получил приоритет усыновления над другими формами социального устройства осиротевшего ребенка. Одной из крупных законодательных мер явилось принятие Федерального закона от 21.12.96 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым предусмотрены существенные дополнительные льготы и преимущества в области образования, медицинского обслуживания, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, а также права на труд. Постановление Правительства РФ № 919 «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» нацелено не создание условий для устройства детей на воспитание в семье. Федеральный закон № 44-ФЗ от 16.04.01 г. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» устанавливает порядок и использование государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Получил необходимую нормативно-правовую базу институт «приемная семья». Принято к исполнению Положение о приемной семье, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17.07.96 г. № 829. В нем определены порядок организации приемной семьи, условия передачи детей в такую семью, права и обязанности приемных родителей, гарантии прав ребенка, передаваемого на воспитание, материальное обеспечение приемной семьи. Разработана и прилагается к Положению форма договора, заключаемого между органами опеки и попечительства и приемными родителями, который служит правовой основой для образования приемной семьи. В 2000 г. внесено изменение в Семейный кодекс РФ, которым в число возможных форм устройства детей-сирот включен детский дом семейного типа. Постановлением Правительства РФ от 19.03.01 г.№ 195 «О детском доме семейного типа» утверждены Правила организации детского дома семейного типа. Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей. Он создается по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Федеральным законом от 13. 01. 96 г. № 12-ФС внесены принципиальные изменения и дополнения в Закон РФ 1992 г. «Об образовании», которые, в частности, касаются детей-сирот. Так, предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, успешно сдавшие вступительные экзамены в государственные и муниципальные учреждения среднего и высшего образования, принимаются в эти образовательные учреждения вне конкурса (ст. 16, п. 3). Приняты различные нормативно-правовые документы, касающиеся различных форм поддержки благосостояния детей и семей с несовершеннолетними детьми. Например, внесены изменения в федеральный закон «О государственных пособиях граждан, имеющих детей». Увеличен размер ежемесячного пособия на детей одинокой матери (Федеральный закон от 30.12.96 г. № 162-ФЗ). Законодательно закреплено усиление ответственности родителей за детей. Так, Гражданским кодексом РФ (во II части введена с 1. 03. 96 г.) согласно ст. 1075 на родителя, лишенного родительских прав, суд может возложить ответственность за вред, причиненный его несовершеннолетним детям в течение 3-х лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причины вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей. В субъектах Российской Федерации активно осуществляется законодательная деятельность по следующим направлениям: - охрана семьи, материнства и детства; - социальная поддержка детей с особыми проблемами; - социальная защита прав детей; - трудоустройство несовершеннолетних. В Национальной доктрине образования РФ, принятой Всероссийским совещанием работников образования (14—15.01.2000 г.) и одобренной Правительством РФ определяются цели воспитания и обучения, пути их достижения до 2025 г. Среди основных задач государства в сфере образования одной из приоритетных указано создание и реализация условий для получения общего и профессионального образования детьми-сиротами, детьми, оставшихся без попечения родителей. Разработка и реализация Программы развития воспитания в системе образования России. Несмотря на довольно большое число нормативных актов, принятых за последние годы, и их разносторонность, сохраняется актуальность совершенствования правовых норм, обеспечивающих права семей и детей-сирот, правового закрепления механизмов их реализации. Необходимы законодательные документы, определяющие право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на государственную социальную поддержку, усиление социальных выплат и льгот. Введение Семейного кодекса не решило полностью проблему устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью. Сохраняет актуальность обращение по поводу насилия в семье со стороны родителей, лиц, их заменяющих, воспитателей в интернатных учреждениях. Необходимо законодательно закрепить новые принципы и механизмы предоставления социальной помощи семьям с детьми, включая пособия на детей. В законодательстве РФ сохраняются нормы, неадекватные сложным социально-экономическим условиям в стране и неспособные предотвратить их негативное воздействие на семью и ребенка, что ведет к увеличению размеров социального сиротства. Законодательством не установлена в полной мере ответственность взрослых за нарушением прав ребенка на неприкосновенность его личности, за посягательства на его честь и достоинства. Наблюдается рост проявления жестокого обращения с детьми. Некорректные приемы воспитания, психическое и физическое насилие встречаются и в семьях, и в учебно-воспитательных учреждениях. Должны быть приняты акты, как полностью посвященные детям и семье, так и содержащие отдельные нормы, регулирующие отношения, связанные с положением детей в семье и обществе. Не приняты нормативно-правовые документы, касающиеся вопросов: - обеспечения правовых гарантий интересов несовершеннолетних, воспитывающихся в условиях «замещающей», в частности патронат-ной семьи; - создания системы государственного социального обслуживания семьи и детей; - квотирования рабочих мест для детей-сирот, предоставление налоговых льгот и компенсационных выплат предприятиям, принимающим на работу детей-сирот; - создания системы ювенильной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних; - защиты прав при разводах, процедуры передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семье и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.49 (0.012 с.) |