Почему возникает насилие в школе? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почему возникает насилие в школе?



Стрессоры, вызывающие нервные состояния у педагогов и приводящие к проявлению насилия (с учетом убывания их частоты)

Стрессоры, вызываемые условиями учительского труда

- Быстрое переключение на работу по-новому.

- Материальные затруднения.

- Монотонная работа.

- Обязанности работать дома (подготовка к занятиям, проверка тетрадей).

- Отсутствие стимулов для качественной работы.

- Перегрузка внеурочной деятельностью.

- Перегрузка уроками.

Стрессоры, возникающие по личностным причинам

- Боязнь администрации школы, инспектуры.

- Дефицит знаний психологии школьников.

- Нехватка времени.

- Нехватка знаний по педагогической технологии.

- Ошибка в выборе профессии.

- Ошибки в общении с учениками, коллегами, администацией, родителями учащихся.

- «Сгорание» на работе.

- Чувство высокой ответственности за результаты работы.

Стрессоры, провоцируемые администацией школы

- Аттестация педагогического профессионализма.

- Внушение администрацией неполноценного профессионального труда учителям.

- Контроль за работой извне.

- Конфликты с администрацией.

- Оскорбления со стороны администрации.

- Оскорбления со стороны коллег.

Стрессоры- конфликты с учащимися

- Конфликты с родителями учащихся.

- Конфликты с учащимися.

- Низкая успеваемость школьников по предмету.

- Плохая дисциплина учащихся на уроках.

Стрессоры в общении с коллегами

- Конфликты, мотивированные негативными проявлениями в оценках деятельности и личностных качеств партнеров по работе.

- Конфликты немотивированные (психофизиологическая несовместимость, безотчетная неприязнь и т.д.).

- Напряженность, инспирированная группировками в коллективе.

- Одиночество из-за замкнутости или позиции «отвергаемого» в коллективе.

- Столкновения на почве антагонизма в педтехнологии.

Стрессовые состояния педагогов

Стрессовые состояния психические

- гневное самовыражение в словах, поступках

- депрессия

- дурные предчувствия

- озлобленность против учащихся

- озлобленность против учителей и администрации

- страх

- тревожность

- стыд

Стрессовые состояния нравственно-психические

- озлобленность против партнеров по педагогической деятельности, включая учащихся, учителей, проявляемая в поведении и поступках

- отвращение к коллегам, демонстрируемое в поведении и отношениях

- чувство неопределенности в месте работы, проживания

- чувство неустроенности в социальном плане

- утрата интереса к работе

Стрессовые состояния, пограничные с патологией

- навязчивые идеи физической расправы с виновниками стресса

- навязчивые мысли о суициде

- недомогание, разрушающее работоспособность

- потеря сна

- усталость, парализующая способность сопротивляться обстоятельствам

- ярость, сопровождающаяся потерей самообладания

 

Особую жестокость и извращенность принимают формы насилия в школах-интернатах, детских домах, приютах и др. Главной функцией учреждений подобного типа является защита прав, жизни и здоровья воспитанников. Однако система, которая должна защищать ребенка, сама зачастую культивирует насилие.

За последние годы получили широкую известность поистине трагические факты "жизнедеятельности" многих детских домов и школ- интернатов России, в которых по отношению к воспитанникам применялись различные виды насилия.

По сведениям благотворительного фонда "Дом детей-сирот", бывший директор вспомогательного интерната г.Ангарска в порядке наказания помещала больных детей в изолированную комнату без дневного света, вентиляции, отопления, мебели, где они содержались от нескольких часов до трех недель. Для усмирения она приказывала без каких- либо медицинских показаний делать детям болезненные уколы магнезии. В одном из интернатов Москвы директор создал "карцер", куда на несколько суток помещал провинившихся ребят. Это издевательство продолжалось в течение восьми лет. Известны случаи помещения в психиатрические больницы "неудобных", слишком шумных или независимых воспитанников, применения в целях "послушания" психотропных препаратов. На деле это означает искусственно вызванную лекарственными препаратами и тяжелыми условиями жизни задержку психического развития.

Получила распространение порочная практика постановки диагноза "олигофрения" и "задержка психического развития" педагогически запущенным детям, имеющим проблемы в учебе и поведении.

Группа польских и британских специалистов-психологов и педагогов, посетивших в 1991и 1993 годах 15 вспомогательных интернатов в Москве и Санкт-Петербурге, пришла к выводу: в интернатах находится большое количество детей (треть или две трети), диагноз которым "олигофрения" был поставлен неправильно. Как отметили в своем заключении специалисты из Польши и Великобритании, "сироты становятся жертвами системы, которая сдерживает их развитие, а потом отказывает им в основных человеческих правах".

Не секрет, что в большинстве сиротских учреждений воспитательный процесс держится на авторитаризме директора и воспитателей. Избиение воспитанников, издевательство, использование силы старшеклассников в усмирении малышей, случаи сексуального насилия, - вот неполная картина трагической жизни ребенка-сироты в подобных учреждениях. По данным Прокуратуры, рукоприкладство с нанесением тяжких телесных повреждений и долговременных издевательств, выявлено в каждом пятом сиротском учреждении Санкт-Петербурга и области.

В детских домах и интернатах, которые считаются лучшими и в которых дети не подвергаются открытым издевательствам, насилие также не является редкостью. Причем взрослые, прибегая к насилию, в силу правовой безграмотности не всегда отдают себе отчет в том, что нарушают элементарные права ребенка. Воспитанник же, с детства привыкший к насилию и издевательствам в семье, часто перестает воспринимать насилие как таковое.


2.3. Нормативно-правовые вопросы защиты детей и подростков от жестокого обращения

Конвенция ООН о правах ребенка, которая устанавливает тридцать восемь прав, в том числе ряд прав, связанных с процессом получения образования (24).

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жесто­кое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

- обеспечение в максимально возможной степени здорового раз­вития ребенка (ст. 6);

- защиту от произвольного или незаконного вмешательства в лич­ную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

- обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

-признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходи­мый для физического, умственного, духовного, нравственного и соци­ального развития (ст. 27);

- защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

- защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

- меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обра­щения (ст. 39).

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:

- за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136);

- за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157).

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающих­ся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человечес­кого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказа­ние педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанни­ка» (ст. 56).

Закон РФ «О защите прав детей» гласит:

- «жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены» (ст. 14).

С 1 марта 1996 г. введен в действие новый Семейный кодекс Рос­сийской Федерации. Принятие нового Семейного кодекса связано, в первую очередь, с коренными изменениями в политической и соци­ально-экономической жизни страны, непосредственно затрагивающими такие важные социальные институты общества, какими являются брак и семья. Регулирование семейных отношений приведено в соот­ветствии с Конституцией РФ, другими федеральными законами и прежде всего с новым Гражданским кодексом РФ. В нормах Семейного кодек­са получили свое отражение положения международных правовых актов в области прав человека, ратифицированных Российской Феде­рацией, а также положительный опыт реформирования семейного за­конодательства в зарубежных странах. Кодекс учел практику применения действующего законодательства, критику его отдельных положений, предложения, высказанные в процессе его подготовки за­конодательными и исполнительными органами субъектов РФ, практи­ческими работниками, учеными.

Кодекс охватывает все основные аспекты семейных отношений. Сюда входят личные неимущественные и имущественные отношения, отношения между разными членами семьи, отношения по поводу де­тей, оставшихся без попечения родителей, отношения с участием ино­странцев.

Одной из важных тенденций нового кодекса является стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект «родительской власти». Соответствующие нормы кодекса исходят из основополагающего принципа - правовое положе­ние ребенка в семье определяется с точки зрения интересов ребенка (а не прав и обязанностей родителей) и включает следующие основные права ребенка:

- жить и воспитываться в семье;

- знать своих родителей (насколько это возможно);

- право на заботу и на воспитание своими родителями (а при их отсутствии - другими ответственными за это лицами);

- на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уваже­ние его человеческого достоинства (ст. 54);

- на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55);,|

- на защиту своих прав и законных интересов (в том числе право самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечитель­ства, а по достижении 14 лет- в суд (ст. 56);

- выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жиз­ни (ст. 57);

- на имя и фамилию (ст. 58);

- на получение содержания и право собственности на принадле­жащее ему имущество (ст. 60).

Впервые в кодексе определены основы правовой защиты детей от насилия в семье. В этой связи установлено, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижаю­щее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуа­тацию детей (ст. 65). Усилены нормы, касающиеся лишения родитель­ских прав (ст. 69-72). Восстановление родительских прав допускается только при наличие согласия ребенка, достигшего 10 лет (ст. 72). Дальнейшее развитие получил институт судебного ограничения ро­дительских прав (ст. 73-76). Допускается также досудебное, немед­ленное отобрание ребенка у родителей в случаях непосредственной угрозы его жизни и здоровью в семье (ст. 77).

Кодекс подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных инте­ресов (ст. 61-69).

Принятие Семейного кодекса вызвало необходимость внесения ряда новых документов относительно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Среди них следует отметить Федеральный закон «О дополнитель­ных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, отставших без попечения родителей». Постановление Правительства РФ «Об ут­верждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социаль­ной помощи» и ряд других документов. В этих документах правовую основу получил приоритет усыновления над другими формами соци­ального устройства осиротевшего ребенка.

Одной из крупных законодательных мер явилось принятие Феде­рального закона от 21.12.96 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым предусмотрены существенные дополнительные льготы и преимущества в области образования, медицинского обслу­живания, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое поме­щение, а также права на труд.

Постановление Правительства РФ № 919 «Об организации центра­лизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» наце­лено не создание условий для устройства детей на воспитание в семье. Федеральный закон № 44-ФЗ от 16.04.01 г. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» устанавливает порядок и использование государственного банка данных о детях, ос­тавшихся без попечения родителей.

Получил необходимую нормативно-правовую базу институт «при­емная семья». Принято к исполнению Положение о приемной семье, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17.07.96 г. № 829. В нем определены порядок организации приемной семьи, условия передачи детей в такую семью, права и обязанности приемных родите­лей, гарантии прав ребенка, передаваемого на воспитание, материаль­ное обеспечение приемной семьи. Разработана и прилагается к Поло­жению форма договора, заключаемого между органами опеки и попечительства и приемными родителями, который служит правовой основой для образования приемной семьи.

В 2000 г. внесено изменение в Семейный кодекс РФ, которым в число возможных форм устройства детей-сирот включен детский дом семейного типа. Постановлением Правительства РФ от 19.03.01 г.№ 195 «О детском доме семейного типа» утверждены Правила организации детского дома семейного типа.

Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при же­лании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей. Он создается по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Федеральным законом от 13. 01. 96 г. № 12-ФС внесены принци­пиальные изменения и дополнения в Закон РФ 1992 г. «Об образова­нии», которые, в частности, касаются детей-сирот. Так, предусмотре­но, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, успешно сдавшие вступительные экзамены в государственные и му­ниципальные учреждения среднего и высшего образования, принима­ются в эти образовательные учреждения вне конкурса (ст. 16, п. 3).

Приняты различные нормативно-правовые документы, касающи­еся различных форм поддержки благосостояния детей и семей с несо­вершеннолетними детьми. Например, внесены изменения в федераль­ный закон «О государственных пособиях граждан, имеющих детей». Увеличен размер ежемесячного пособия на детей одинокой матери (Федеральный закон от 30.12.96 г. № 162-ФЗ).

Законодательно закреплено усиление ответственности родителей за детей. Так, Гражданским кодексом РФ (во II части введена с 1. 03. 96 г.) согласно ст. 1075 на родителя, лишенного родительских прав, суд может возложить ответственность за вред, причиненный его несовер­шеннолетним детям в течение 3-х лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причины вреда, явилось следстви­ем ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.

В субъектах Российской Федерации активно осуществляется зако­нодательная деятельность по следующим направлениям:

- охрана семьи, материнства и детства;

- социальная поддержка детей с особыми проблемами;

- социальная защита прав детей;

- трудоустройство несовершеннолетних.

В Национальной доктрине образования РФ, принятой Всероссий­ским совещанием работников образования (14—15.01.2000 г.) и одоб­ренной Правительством РФ определяются цели воспитания и обуче­ния, пути их достижения до 2025 г. Среди основных задач государства в сфере образования одной из приоритетных указано создание и реа­лизация условий для получения общего и профессионального обра­зования детьми-сиротами, детьми, оставшихся без попечения роди­телей. Разработка и реализация Программы развития воспитания в системе образования России.

Несмотря на довольно большое число нормативных актов, приня­тых за последние годы, и их разносторонность, сохраняется актуаль­ность совершенствования правовых норм, обеспечивающих права семей и детей-сирот, правового закрепления механизмов их реализации.

Необходимы законодательные документы, определяющие право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на государ­ственную социальную поддержку, усиление социальных выплат и льгот.

Введение Семейного кодекса не решило полностью проблему уст­ройства детей, лишенных родительского попечения, в семью. Сохраня­ет актуальность обращение по поводу насилия в семье со стороны роди­телей, лиц, их заменяющих, воспитателей в интернатных учреждениях.

Необходимо законодательно закрепить новые принципы и меха­низмы предоставления социальной помощи семьям с детьми, включая пособия на детей.

В законодательстве РФ сохраняются нормы, неадекватные слож­ным социально-экономическим условиям в стране и неспособные предотвратить их негативное воздействие на семью и ребенка, что ве­дет к увеличению размеров социального сиротства.

Законодательством не установлена в полной мере ответственность взрослых за нарушением прав ребенка на неприкосновенность его лич­ности, за посягательства на его честь и достоинства. Наблюдается рост проявления жестокого обращения с детьми. Некорректные приемы воспитания, психическое и физическое насилие встречаются и в семь­ях, и в учебно-воспитательных учреждениях.

Должны быть приняты акты, как полностью посвященные детям и семье, так и содержащие отдельные нормы, регулирующие отноше­ния, связанные с положением детей в семье и обществе.

Не приняты нормативно-правовые документы, касающиеся воп­росов:

- обеспечения правовых гарантий интересов несовершеннолетних, воспитывающихся в условиях «замещающей», в частности патронат-ной семьи;

- создания системы государственного социального обслуживания семьи и детей;

- квотирования рабочих мест для детей-сирот, предоставление на­логовых льгот и компенсационных выплат предприятиям, принимаю­щим на работу детей-сирот;

- создания системы ювенильной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних;

- защиты прав при разводах, процедуры передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семье и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.029 с.)