Международно-правовые основы противодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международно-правовые основы противодействия



ТОРГОВЛЕ ДЕТЬМИ, ДЕТСКОЙ ПРОСТИТУЦИИ

И ДЕТСКОЙ ПОРНОГРАФИИ

Бочкова А.А., студентка 6 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Янч В.В., кандидат философских наук, доцент

 

Целью исследования является анализ норм международного права, направленных на противодействие торговле детьми, детской проституции и детской порнографии. Актуальность проблемы обусловлена широким распространением в современном обществе торговли детьми как одной из форм рабства. Материалы, представленные в статье, основаны на изучении норм международного права, статистических данных, международного сотрудничества, направленного на противодействие данному преступлению.

Широкое распространение в современном мире получила практика нарушения прав детей, случаи жестокого обращения, пренебрежения их интересами, факты использование детского труда и сексуальной эксплуатации. Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) приводит данные, в соответствие с которыми более чем один миллион двести тысяч детей по всему миру становятся жертвами торговли детьми каждый год. Основными целями преступников являются принудительный детский труд и сексуальная эксплуатация в индустрии интимных услуг. Детей используют для производства порнографической продукции, оказания услуг в сфере секс-туризма. Одной из распространенных практик является использование детей для попрошайничества. Нередко дети становятся жертвами незаконного усыновления для заработка на трансплантации органов.

Примечателен тот факт, что проблема торговли детьми характерна не только для развивающихся стран Африки, Азии, Южной Америки, но и для высокоразвитых европейских стран. Об этом свидетельствуют данные исследований, проводимых под эгидой международных организаций.

Проблема торговли детьми является достаточно актуальной и для Республики Беларусь. По данным правоохранительных органов в Беларуси с 2002 года по настоящее время порядка трех тысяч человек стали её жертвами. Из них более четырехсот – несовершеннолетние. Чаще всего эти дети и подростки подвергались сексуальной эксплуатации за границей и в пределах республики. Также были выявлены случаи трудовой эксплуатации и использования их в порнографической индустрии.

По результатам совместных исследований, проводимых в странах Западной и Восточной Европе по проблеме торговли детьми с целью сексуальной эксплуатации в 2003 году, основной страной назначения для вывоза детей из Беларуси является прежде всего Россия. В исследовании также отмечаются единичные случаи вывоза детей в Чехию, Польшу, Турцию, Израиль [1].

Несмотря на противодействие правоохранительных органов, торговля детьми получает все более широкое распространение в мире. Данное преступление в значительной степени является латентным и поэтому остается недостаточно изученным. Это связано с двумя аспектами. Во-первых, торговля людьми, в том числе и несовершеннолетними, учитывая серьезную уголовную ответственность, хорошо законспирирована, как правило, тесно связана с другими видами преступной деятельности, в том числе и с коррупцией, имеющей место в государственных учреждениях. Во-вторых, очень часто дети, ставшие жертвами трудовой и сексуальной эксплуатации, расцениваются как отверженные, а то и как правонарушители, поэтому их родители не всегда обращаются за помощью, очень часто не желая «выносить сор из избы» и предавать дело огласке. В связи с этим проблема носит во многом скрытый характер.

Основной группой риска являются дети, которые воспитываются в неблагоприятных, неполных семьях и интернатах. Такие дети испытывают психологические трудности, чувство одиночества и ущербности, лишены родительской заботы и внимания, часто подвергаются насилию и унижению.

Активизация работы по противодействию торговле детьми вызывает ответную реакцию преступных групп, которые с каждым годом используют все более изощренные способы совершения преступлений. В связи с этим правоохранительные органы вынуждены постоянно прорабатывать новые методики расследования преступлений, а общественные организации - разрабатывать актуальные проекты по комплексному совершенствованию методов профилактики и противодействия торговле детьми. Внимания требуют также механизмы реабилитации и реинтеграции несовершеннолетних жертв в общество, возвращение их к полноценной жизни.

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, место рождения и иные обстоятельства. Особое внимание международное право уделяет защите прав детей, признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо находиться в семейном окружении, атмосфере счастья, любви, понимания и заботы.

Необходимость в особой защите ребенка предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года, Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), в Конвенции о правах ребенка, принятой и открытой для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.

В Декларации прав ребенка указано, что, «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения» [2]. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Все цивилизованные государства уважают и обеспечивают все права, предусмотренные международным правом за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств. Поэтому во всем мире принимаются все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

Тем не менее, несмотря на усилия международного сообщества, по-прежнему актуальна проблема противодействия торговле детьми, детской проституции и детской порнографии. В целях борьбы с этим видом преступлений Генеральной Ассамблеи ООН 25 мая 2000 года был принят факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (далее – Протокол) [3]. Принятие Протокола было обусловлено крайней обеспокоенностьюзначительными и растущими масштабами международной контрабандной перевозки детей для целей торговли детьми, детской проституции и детской порнографии; широко распространенной и продолжающейся практикой секс-туризма, особенно опасной для детей, поскольку она непосредственно стимулирует торговлю детьми, детскую проституцию и детскую порнографию. Существует ряд особо уязвимых групп детей, включая малолетних девочек, которые в большей степени подвергаются риску сексуальной эксплуатации. Доля малолетних девочек является несоразмерно высокой среди сексуально эксплуатируемых детей.

В соответствии со ст.2 Протокола:

a) торговля детьми означает любой акт или сделку, посредством которых ребенок передается любым лицом или любой группой лиц другому лицу или группе лиц за вознаграждение или любое иное возмещение;

б) детская проституция означает использование ребенка в деятельности сексуального характера за вознаграждение или любую иную форму возмещения;

c) детская порнография означает любое изображение какими бы то ни было средствами ребенка, совершающего реальные или смоделированные откровенно сексуальные действия, или любое изображение половых органов ребенка главным образом в сексуальных целях.

Ст.3 Протокола предусматривает, что каждое государство-участник обеспечивает, чтобы, как минимум, следующие деяния и виды деятельности были в полной мере охвачены его криминальным или уголовным правом, независимо о того, были ли эти преступления совершены на национальном или транснациональном уровне или в индивидуальном или организованном порядке:

a) в контексте торговли детьми, определяемой в статье 2;

б) предложение, передача или получение какими бы то ни было средствами ребенка с целью:

- сексуальной эксплуатации ребенка;

- передачи органов ребенка за вознаграждение;

- использования ребенка на принудительных работах;

- неправомерное склонение, в качестве посредничества, к согласию на усыновление ребенка в нарушение применимых международно-правовых актов, касающихся усыновления;

- предложение, получение, передача или предоставление ребенка для целей детской проституции, определяемой в статье 2;

- производство, распределение, распространение, импорт, экспорт, предложение, продажа или хранение в вышеупомянутых целях детской порнографии.

С учетом положений национального законодательства аналогичные положения применяются в отношении покушения на совершение любого из этих деяний, а также пособничества или соучастия в совершении любого из этих деяний. Каждое государство предусматривает надлежащие меры наказания за эти преступления, исходя из степени их тяжести.

Сегоднярастет доступность детской порнографии в Интернете. Поэтому в Вене еще в 1999 году была проведена Международная конференцию по борьбе с детской порнографией в Интернете. На конференции было принято решение, призывающее к криминализации во всем мире производства, распространения, экспорта, передачи, импорта, умышленного хранения детской порнографии и ее рекламы, подчеркивалось важное значение более тесного сотрудничества и партнерства между правительствами и индустрией Интернета.

Ликвидации торговли детьми, детской проституции и детской порнографии будет содействовать выработка всеобъемлющего подхода, учитывающего все способствующие этим явлениям факторы, включая недостаточное развитие, нищету, экономические диспропорции, социальное расслоение, наличие неблагополучных семей, низкий уровень образования, миграцию между городами и сельской местностью, дискриминацию по признаку пола, безответственное сексуальное поведение взрослых, вредные виды традиционной практики, вооруженные конфликты и контрабандную перевозку детей.

Для сокращения потребительского спроса на торговлю детьми, детскую проституцию и детскую порнографию необходимо повысить уровень информированности общества, а также усилить правоприменительные меры на международном и национальном уровнях, создать базу данных лиц и организаций, занимающихся этим преступным промыслом.

 

Список цитированных источников:

1. Проблема торговли детьми [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://rebenok.by/articles/borba/torgovlia/~id=16636/ Дата доступа: 14.11.2011.

2. Декларация прав ребенка [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml / Дата доступа: 15.11.2011.

3. Факультативный протокол № 2 к Конвенции ООН о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии от 25 мая 2000 года // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр» / НЦПИ Республики Беларусь. – Минск, 2011.


АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

Бошукова Е.В., старший преподаватель

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

В настоящее время модернизация социально-экономической, политической и правовой системы общества определяется объективными закономерностями инновационного развития государств и процессами сближения правовых систем. В связи с чем необходимо совершенствовать методических и методологических подходы к преподаванию юридических дисциплин. Поэтому потребность в интеграции новейших достижений теории и методологии, системы юридического образования и юридической практики требует профессионального обсуждения и исследования.

Концепция совершенствования высшего образования определяет основные требования к выпускнику юридического факультета: способность к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовность к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, компетентность, ответственность, конкурентоспособность на рынке труда.

Особенность юриспруденции как сферы профессиональной деятельности состоит в том, что теоретические знания и практические навыки, умения в ней тесно связаны.

Основная цель обучения состоит в усвоении теоретических знаний, выработке умений и навыков работы с нормативным материалом, анализа различных источников права и их применения при рассмотрении конкретных правовых споров.

При этом выделяют следующие приоритетные направления развития юридического образования:

- содержательная связь теоретического обучения и профессиональной деятельности будущего юриста;

- наличие базисного уровня обязательных для каждого студента знаний и умений, необходимых для его полноценной профессиональной деятельности;

- увеличение доли интеллектуального труда;

- включение студентов в разнообразные виды деятельности.

Выдвигаются новые требования - информационное образование, непосредственно связанное с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, тесная связь вузовских исследований с практикой.

Выполнение этих требований обеспечит выпускнику юридического факультета овладение содержанием общепрофессиональных и специальных дисциплин, понимание сущности правовых явлений, социальной значимости профессии юриста, практическую подготовку к деятельности юриста.

Достижение этих целей невозможно без внедрения новых эффективных технологий обучения. В этих условиях перед преподавателями ставится задача наиболее эффективной организации учебного процесса. Существенные изменения должна претерпеть методика преподавания.

Следует отметить, некоторые проблемы, связанные с общими особенностями преподавания правовых дисциплин.

Так в учебный процесс привлекаются специалисты без педагогического опыта - выпускники факультета, либо юристы-практики, не имеющие педагогического образования и не владеющие методикой преподавания учебной дисциплины, а осуществляющие свою преподавательскую деятельность на ситуативно-практическом уровне. Педагогические способности, а уж тем более методические умения и навыки, как правило, в расчет не берутся. Как следствие, отсутствие элементарных педагогических знаний у профессиональных юристов приводит к низкой эффективности преподавания.

Видятся проблемы и в особенностях преподавания юридических дисциплин в тесной связи с информационным образованием. Это требует от современного преподавателя мастерского владения методологией ведения учебного процесса, касающегося стремительно развивающихся новейших информационно-правовых отношений, владения современными обучающими средствами.

Не редко обучение строится по вполне традиционной схеме, в соответствии с которой студент юридического факультета пассивно воспринимает учебный материал, не имея достаточно полного представления о специфике юридической деятельности.

Однако основной целью обучения является не только обеспечение фундаментальной теоретической подготовки студента, а обучение его навыкам юридической аргументации, умению вести собственные размышления, давать оценку принятым решениям, сопоставлять, анализировать материал, составлять процессуальные документы.

Для того чтобы в ходе обучения студенты не замыкались на нескольких учебных пособиях, а научились сопоставлять различные точки зрения, мыслить самостоятельно, делать грамотные и аргументированные выводы, необходимо проводить обзор актуальных публикаций в юридических журналах, значимых трудов по праву.

Эффективное изучение правовых дисциплин возможно посредством грамотно построенных занятий, чередования теоретических семинаров и практических заданий (деловых игр, диспутов, дискуссий, обсуждений нормативных правовых актов, использование справочно-информационных программ и информационно-правовых баз).

Преимуществом данного подхода является получение знаний о роли и функциях деятельности юриста, развитие у студентов аналитических способностей, способности к независимому мышлению и принятию самостоятельных решений.

Особенно остро встает вопрос формирования у студентов умений и навыков. Проблема в том, чтобы ясно и четко определить, каким навыкам необходимо обучать студентов, когда и как обучать их профессиональной деятельности.

Обучение умениям и навыкам профессиональной деятельности студенты должны проходить в процессе всего обучения. При этом обучение навыкам должно предшествовать учебным практикам. На практике студенты лишь закрепляют те навыки, которыми должны уже овладеть. Как юридическая теория становится бесполезной, если нет умения применить ее на практике, так и юридические навыки без знаний теории также малополезны, потому что юрист должен уметь разбираться в конкретной ситуации в соответствии с определенными нормами.

Соединение теоретического обучения с практической деятельностью дополняет традиционное обучение юристов, позволяет студентам приобрести наиболее важные профессиональные навыки.

Необходимо подчеркнуть, что особое внимание должно быть уделено индивидуальной работе со студентами. Совершенно очевидно, что обучение практическим навыкам требует индивидуального обучения каждого студента, проведение занятий в форме традиционных семинаров не даст желаемого результата. Практические занятия позволят использовать эффективную интерактивную методику обучения.

Многие преподаватели данным видом учебной работы пренебрегают по причине загруженности. Между тем только при индивидуальном подходе можно выявить склонности и интересы того или иного студента к научной деятельности, подготовить его к участию в конкурсе научных студенческих работ, к научно-практической конференции.

Основным принципом обучения должен стать принцип «сотрудничества». Самостоятельная, творческая работа студента, осуществляемая под контролем преподавателя, предполагает более активную позицию в образовательном процессе как преподавателя, так и студента.

Таким образом, интеграция современных методических подходов к преподаванию юридических дисциплин направлена на усвоение теоретических знаний, формирование у студентов практических навыков и умений, навыков толкования правовых норм, анализа и обобщения правоприменительной практики, выявления ее недостатков и способов совершенствования.

Настало время по-новому оценить методику преподавания правовых дисциплин, необходимо переместить акценты с количества подготовленных юридических кадров высшей квалификации на качество их подготовки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.036 с.)