Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В Республике Беларусь и зарубежных странахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Преснякова Т.В., старший преподаватель Никифорова Н.С., студентка 3 курса (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Ценностью любого современного государства, если оно заинтересовано в сохранении своего народа и заботится о его будущем, традиционно считается семья, а главной ценностью семейной жизни являются дети [1]. Основой правового регулирования отношений, возникающих из усыновления, является принцип прав и законных интересов ребенка, подлежащего усыновлению. Предполагается, что усыновление будет отвечать интересам ребенка, если кандидаты в усыновители отвечают не только требованиям, предъявленным законодателем [2 ст.125], но и психологически совместимы с усыновляемым ребенком. Законодательство Республики Беларусь определяет усыновление как юридический акт, основанный на судебном решении, в результате которого усыновленные и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным и их потомству приравниваются во всех имущественных и личных неимущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению [1]. Усыновлению подлежат дети, единственный (один) или оба родителя которых: умерли, лишены родительских прав, дали согласие на усыновление ребенка, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, неизвестны [2 ст.120]. Усыновление братьев и сестер разными лицами, как правило, не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей. Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, а также несовершеннолетние лица, приобретшие в соответствии с законодательством Республики Беларусь полную дееспособность. Кодекс предусматривает ряд случаев, исключающих право лицу на усыновление. Разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет. При усыновлении ребенка отчимом (мачехой), а также по иным причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. Для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей, за исключением случаев, когда согласие не требуется, предусмотренных ст. 128 Кодекса о браке и семье. Также законодательством предусмотрено согласие ребенка, подлежащего усыновлению, который достиг десяти лет. Отличие законодательства Италии от белорусского в данной сфере заключается в том, что усыновителями могут быть семейные пары, состоящие в браке или прожившие вместе (предъявив соответствующие доказательства и свидетелей) не менее 3-х лет. Разница в возрасте между усыновителями и усыновляемым должна быть не меньше 18 и не больше 45 лет. Биологические родители не имеют права знать кто усыновил ребенка и где он находится после усыновления. Но ребенок должен знать о том, что он усыновлен и о существовании своих биологических родителей, а по достижению совершеннолетия имеет права их разыскивать. Но, если био-родители не желают быть "найденными", ребенок лишается этого права [3]. Турецкая Республика старается как и иные государства стимулировать в этом вопросе собственных граждан. Турецкие семьи имеют некоторые серьезные преференции перед иностранцами при усыновлении. Им позволено, в частности, выбирать из абсолютно здоровых детей, в то время как иностранцам предлагают лишь ребенка с некоторыми отклонениями по здоровью. Само усыновление детей в Турции бесплатно как для турецких граждан, так и для иностранцев. Последним лишь необходимо заплатить за услуги переводчика и нотариуса по оформлению всех необходимых документов. Сам список документов достаточно велик - более десятка различных бумаг. От свидетельства о рождении до справок из банка о финансовой состоятельности, из полиции об отсутствии судимостей и так далее. Однако самым серьезным испытанием для будущих зарубежных родителей станет обязательное требование местных органов опеки не менее года прожить в Турции с приемным малышом. Примерно столько времени требуется чиновникам на подготовку необходимых документов, а также проверку предоставленной соискателем информации. За этот год будущие родители должны обеспечивать ребенка всем необходимым. Лишь тогда органы опеки Турции подготовят все документы, а местный судья утвердит их, ребенка впишут в паспорт приемных родителей, и он сможет отправиться за пределы Турции. Вероятно, непростая процедура и отпугивает большинство иностранцев [4]. Южная Корея до недавнего времени была государством-экспортером детей-сирот. Правительство государства серьезно задумалось над тем, как подвигнуть своих граждан на усыновление детей. С этого момента власти стали материально стимулировать соотечественников, которые берут в семью приемное дитя. Негативную для страны тенденцию удалось переломить во многом благодаря введению дополнительных бюрократических ограничений, которые привели к сокращению усыновления иностранцами. Законы страны позволяют биологическим родителям напрямую договариваться с приемными родителями об условиях усыновления. Для этого необходимо только письменное согласие самих родителей, бабушек и дедушек. Ежегодно заключаются сотни таких "сделок", которые трудно отследить. Это естественно является существенным пробелом в законодательстве государства. Есть и причины другого характера, которые мешают корейским супружеским парам взять в семью приемного ребенка. До сих пор иностранцы усыновляют детей, многие из которых имеют физические недостатки или психические расстройства, поэтому на родине им довольно трудно подобрать приемных родителей. Кроме того, многие корейцы отказываются от усыновления из-за конфуцианских ценностей, которые придают особое значение кровным узам. Таким образом, развитие такой формы устройства детей – это не только решение проблемы сиротства, но и способ помочь многим людям стать родителями, поскольку родителями могут быть не только лица, биологически являвшиеся ими, но и те, кто воспитал, поставил на ноги, сделал все возможное, чтобы ребенок стал личностью. Во многих странах, таких как Финляндия, Франция, Дания, США и т.д., усыновление ребенка является теоретическим вопросом, т.к. детей-сирот практически нет. Это в основном обусловлено менталитетом данных народов, наличием желания и средств для воспитания усыновленного. Детей в данных странах сразу же усыновляют родственники био-родителей, либо усыновители в соответствии с очередностью [5]. Такие государства, как Россия, Армения, Южная Корея и др. являются государствами-экспортерами детей-сирот. На это во многом влияет политика государства, менталитет народа и другие факторы. В этих странах родителям, не отказавшихся от своих детей и воспитывающих их, нет такого достатка средств как в вышеуказанных странах на собственных детей, не говоря уже о том, чтобы усыновить ребенка. Таким образом, можно сделать вывод – такой важный вопрос, как усыновление детей, находит свое начало именно в политике государства, менталитете народа и других факторах. Этот вопрос является не сиюминутной реформой. При корректировке законодательства, гарантировании государством усыновителям льгот, изменении отношения людей к данной проблеме и произойдет устранение данной проблемы в нашем обществе. При рассмотрении данного вопроса белорусскому законодателю необходимо полагаться на практику зарубежных стран во избежание появления пробелов в законодательстве. Список цитированных источников: 1. Левшук, И.Н. Правовые аспекты усыновления в Республике Беларусь / И.Н. Левшук // Юридический журнал. - 2007. – № 4 (12). – c. 103-106. 2. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, 9 июля 1999 г., № 278-З: в редакции закона Республики Беларусь от 15.07.2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010. 3. http://conf.7ya.ru 4. http://www.rg.ru 5. http://blog.otkazniki-spb.ru
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Пробейголова А.Н., студентка 2 курса (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова») Научный руководитель – Ястреб Д.С., старший преподаватель
Институт дисциплинарной ответственности долгое время не имел законодательного закрепления. Первые статьи, которые отразили его на законодательном уровне, появились в Законе Республики Беларусь о профессионально-техническом образовании от 29 июля 2003 года №216-3. Так, статья 30 данного закона гласила: «В случае невыполнения обязанностей, предусмотренных Законом, к учащимся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; отчисление из учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического образования». Также Закон Республики Беларусь о профессионально-техническом образовании установил, что дисциплинарное взыскание применяется в порядке, установленном уставом и правилами внутреннего распорядка учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического образования и только после получения от учащегося письменного объяснения. Применение же мер дисциплинарного взыскания к учащимся в период их каникул и освобождения от занятий по уважительным причинам не допускается. На этом законодательное закрепление института дисциплинарной ответственности обучающихся до 2007 года приостановилось. 11 июля 2007 года был принят Закон Республики Беларусь о высшем образовании № 252-З, который также закрепил для студентов высших учебных заведений в случае невыполнения ими обязанностей, предусмотренных данным законом, применение следующих мер дисциплинарного воздействия: замечание; выговор; отчисление из высшего учебного заведения. Также, как и Закон Республики Беларусь о профессионально-техническом образовании, данный акт определил, что меры дисциплинарного воздействия применяются в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь, уставом и правилами внутреннего распорядка высшего учебного заведения. Применение мер дисциплинарного воздействия к студентам высших учебных заведений не допускается в период их каникул, академического отпуска, освобождения от занятий по уважительной причине. Однако до настоящего времени в законодательстве отсутствовало такое понятие, как «дисциплинарный проступок обучающегося», равно как и не был установлен порядок применения дисциплинарного взыскания. Вступивший же в силу 1 сентября 2011 года Кодекс Республики Беларусь об образовании восполняет данные упущения. П.1 ст.126 Кодекса об образовании гласит, что дисциплинарный проступок – это противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность). Также перечислены деяния, которые являются дисциплинарными проступками. К таковым относят: 1. опоздание или неявку без уважительных причин на учебные занятия (занятия); 2. нарушение дисциплины в ходе образовательного процесса; 3. несоблюдение в период прохождения практики (производственного обучения) режима рабочего времени, определенного правилами внутреннего трудового распорядка соответствующей организации; 4. неисполнение без уважительной причины законного требования педагогического работника; 5. оскорбление участников образовательного процесса; 6. распространение информации, наносящей вред здоровью обучающихся; 7. порча зданий, сооружений, оборудования или другого имущества учреждения образования; 8. несоблюдение (нарушение) требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности; 9. распитие алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, употребление наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в зданиях, общежитиях и на другой территории учреждения образования (организации, которая реализует образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) либо появление в данных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; 10. курение (потребления) табачных изделий в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования (организации, которая реализует образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой предоставлено право осуществлять образовательную деятельность); 11. иные противоправные действия (бездействия). Закреплен и возраст привлечения к дисциплинарной ответственности - 14 лет, а у лиц с особенностями психофизического развития – 17 лет. С обучающимися же, недостигшими установленного возраста, и с обучающимися с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями могут проводиться беседы, обсуждения на педагогическом совете и иные меры педагогического воздействия, не противоречащие законодательству. Статья 128 Кодекса Республики Беларусь об образовании закрепляет следующие меры дисциплинарного воздействия: замечание; выговор; отчисление. Однако законодательство указывает основания лишь для отчисления, как дисциплинарной ответственности. Это может быть длительное отсутствие (более тридцати дней) без уважительной причины на занятиях в течении одного учебного года, систематическое несоблюдение или ненадлежащее соблюдение обязанностей обучающимся, к которому ранее применялись меры дисциплинарного взыскания. В обновленном законодательстве указан круг лиц, к которым не может быть применено отчисление, как мера дисциплинарного взыскания: обучающемуся, который не завершил освоение содержания программы образования, или к обучающемуся, не достигшему 16 лет. Кодекс Республики Беларусь об образовании установил, что выбор меры дисциплинарной ответственности принадлежит руководителю образовательного учреждения, с учетом тяжести дисциплинарного проступка, причин и обстоятельств, при которых он был совершен, а также предшествующего поведения обучающегося. Дисциплинарная ответственность обучающихся же из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь устанавливается законодательством о прохождении соответствующей службы. Глава 15 Кодекса Республики Беларусь об образовании «Применение дисциплинарных взысканий к обучающимся» включила в себя нормы, способные обеспечить оперативное и полное установление обстоятельств совершения дисциплинарных проступков в сфере образования, применение справедливого дисциплинарного взыскания. Установлена презумпция невиновности обучающегося, то есть изначально лицо невиновно, пока его вина не будет доказана и пока не будет издан приказ руководителем учреждения образования о наложении на него дисциплинарной ответственности. Также обучающемуся не нужно доказывать свою невиновность, так как все сомнения по поводу его виновности толкуются в его пользу. Кодексом также закреплены права обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, и его законных представителей. Они имеют право знакомиться со всеми материалами, подтверждающими вину обучающегося, снимать с них копии, давать объяснения или отказаться от дачи объяснений, участвовать в разбирательствах, затрагивающих их интересы, получать юридическую помощь по действующему законодательству, ознакомиться с приказом о наложении дисциплинарной ответственности, получить его копию, а также обжаловать указанный приказ. Также детально регламентирован порядок привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности, что создает действенные дополнительные гарантии защиты их чести и достоинства, их конституционного права на образование. Так, поводом для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности могут послужить сообщения местных исполнительных и распорядительных органов, других государственных органов и организаций, докладные записки педагогических работников учреждения образования, а также лиц, которые осуществляют охрану помещений данного учреждения. До того как наложить на несовершеннолетнего обучающегося меры дисциплинарного воздействия, руководитель образовательного учреждения обязан сообщить одному из его законных представителей о возможности привлечения этого несовершеннолетнего обучающегося к дисциплинарной ответственности. Также следует запросить объяснения с обучающегося, которое тот имеет право предъявить в течение пяти календарных дней. Данное объяснение позволяет ему осознать причину совершения данного проступка. При отказе от дачи объяснения тремя лицами из числа работников учреждения образования или обучающихся, возраст которых достиг 18 лет, составляется акт. Данный отказ не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания. За один дисциплинарный проступок следует только одно дисциплинарное взыскание. Применение мер дисциплинарной ответственности происходит на основании материалов, которые должны содержать фактические доказательства совершения дисциплинарного проступка. Следует отметить такую особенность: отчисление несовершеннолетнего обучающегося из учреждения образования возможно лишь после уведомления комиссии по делам несовершеннолетних соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа. Что касается же сроков наложения дисциплинарного взыскания, то обучающийся может быть подвергнут ему не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени его болезни, каникул, отпуска. Однако привлечение к дисциплинарной ответственности не может быть совершено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка. Применение же дисциплинарного взыскания к несовершеннолетнему обучающемуся может быть применено не ранее семи календарных дней после направления уведомления одному из его законных представителей. Решение о наложении мер дисциплинарной ответственности принимается руководителем учреждения образования в виде приказа, который содержит в себе сведения об обучающемся, привлекаемом к дисциплинарной ответственности, форме вины (умысел или неосторожность), о совершенном дисциплинарном проступке, доказательстве вины и указание меры дисциплинарного воздействия. Обучающийся знакомится с указанным приказом под роспись в течение трех календарных дней (время болезни, каникул, отпуска не учитывается), но если он не ознакомлен с приказом, то считается, что он не подвергался мерам дисциплинарной ответственности. Отказ же от ознакомления с приказом оформляется актом, который подписывается тремя работниками из учреждения образования или обучающимися, достигшими 18 лет. При привлечении несовершеннолетнего обучающегося к дисциплинарной ответственности в пятидневный срок об этом уведомляется в письменной форме один из его законных представителей. Следует отметить, что сведения о применении меры дисциплинарного воздействия вносятся в личное дело обучающегося. Обучающийся, законный представитель несовершеннолетнего обучающегося или отчисленного лица, а также отчисленное лицо имеют право на обжалование ранее указанного решения в вышестоящую организацию или суд в течение одного месяца. Также обучающийся считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности, если в течение одного года со дня применения к нему мер дисциплинарного воздействия он не был повторно привлечен к дисциплинарной ответственности (дисциплинарное взыскание погашается автоматически без издания приказа). Но руководитель учреждения образования, который применял меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся, имеет право снять их досрочно по собственной инициативе либо просьбе обучающегося, что оформляется приказом. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что институт дисциплинарной ответственности является достаточно «молодым» институтом в области образования и подлежит дальнейшей разработке и регламентации.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЛИЦ СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП Пташник А.Ю., студентка 5 курса (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова») Научный руководитель – Бумаженко Н.И., кандидат педагогических наук, доцент Сегодня ни один человек не может себя чувствовать полностью защищенными от экономических, политических, социальных и других потрясений, которые ухудшают условия жизнедеятельности, негативно сказываются на реализации нравственного, духовного и трудового потенциала личности. Как следствие этого, актуальной становится проблема социальной защищенности всех членов общества, реализации целостной системы законодательно закрепленных экономических, юридических и социальных гарантий, прав и свобод, противодействующих дестабилизирующим факторам жизни человека и обеспечивающих охрану его жизненных интересов. Практическая реализация данной проблемы представляется возможной при достаточно развитой системе социальной защиты и социального обслуживания населения [1, с. 248]. Механизм социальной защиты пожилых людей реализуется на государственном и региональном уровнях. Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с денежными и социальными нормативами; социальное обслуживание и социальную помощь. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного. Социальная работа с пожилыми людьми осуществляется, исходя из особенностей этого возраста: пожилые люди не могут удовлетворительно реализовать не только свои социальные потребности и запросы, выражающиеся в приспособлении человека к обществу, но и первичные витальные, физиологические потребности [2, c. 103]. Особое место в работе отводится учреждениям социального обслуживания, где пожилые люди могут получить различные консультативно-информационные, социально-реабилитационные, посреднические и иные социальные услуги, социальное обслуживание на дому, материальную помощь в денежной и натуральной форме, временное место пребывания в учреждениях социального обслуживания. Социальное обслуживание пожилых людей осуществляется через стационарные, полустационарные и нестационарные формы. Так, социальное обслуживание на дому относится к нестационарным формам. Его главная цель – максимально продлить пребывание лиц пожилого возраста в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить права и законные интересы. Перечень возможных услуг предоставляемых отделениями социальной помощи на дому, включают: доставка продуктов питания, лекарств, промышленных товаров первой необходимости, содействие в уборке жилых помещений, оплата жилья и коммунальных услуг, помощь в написании писем и оформлении документов, сопровождение в поликлинику, морально-психологическая поддержка. К нестационарным формам социального обслуживания относятся также срочное обслуживание, социально-консультативная помощь, социально-психологическая помощь [3, c. 244].. Социально-консультативная помощь гражданам пожилого и старческого возраста направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Данный вид помощи ориентирован на их психологическую реабилитацию, активизацию усилий в решении собственных проблем, предусматривает выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи; профилактику различного рода социально-психологических отклонений; работу с семьями, в которых живут старые люди, организация их досуга. Срочная социальная помощь представляет собой оказание поддержки разного характера остро нуждающимся пожилым людям. Она включает разовое обеспечение горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью, предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи (по телефону доверия) и юридической помощи в пределах своей компетенции. К стационарным формам социального обслуживания относятся пансионаты для ветеранов труда и инвалидов, ветеранов ВОВ, отдельных профессиональных категорий престарелых; специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего типа. Стационарное социальное обслуживание направленно на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого и старческого возраста, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию отдыха и досуга пожилых и старых людей [4, c. 33]. В Витебской области функционируют 5 домов-интернатов общего типа и 9 домов-интернатов психоневрологического профиля и 1 специальный дом-интернат для бывших заключенных. В интернатных учреждениях области проживают 3 тысячи человек. Это самый высокий показатель из всех регионов. Граждане принимаются в дома-интернаты на полное или неполное государственное обеспечение, либо на полное платное содержание. Вопрос о направлении пожилого человека в интернатное учреждение находится в компетенции отделов защиты по месту прописки. Полустационарные формы социального обслуживания включают отделения дневного и ночного пребывания, реабилитационные центры, медико-социальные отделения. Полустационарное социальное обслуживание включает в себя социально бытовое, медицинское и культурное обслуживание пожилых и старых людей, организацию их питания, отдыха, обеспечения их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. Реализуют эту деятельность центры социального обслуживания населения. В Республике Беларусь особое распространение получили Территориальные центры социального обслуживания населения. Центры социального обслуживания населения имеют в своей структуре: отделение социальной помощи на дому; отделения дневного пребывания; отделение срочной помощи; отделение временного проживания. Отделения социальной помощи на дому оказывают следующие услуги: - доставка на дом продуктов питания и горячих обедов, товаров первой необходимости; - содействие в оплате жилья, коммунальных и других услуг; - сдача вещей и предметов домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт; - содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в лечебно-профилактические учреждения, посещение в стационарах; - содействие в прохождении медико-социальной экспертизы; - помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, в том числе льготных; - оказание помощи в вопросах пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат; - организация ремонта жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, а также доставка воды; - содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами, в посещении концертов, киносеансов, выставок; - помощь в написании писем, оформлении документов, в том числе при обмене и приватизации жилых помещений. Другая форма работы – отделения дневного пребывания. Смысл таких отделений в том, чтобы помочь пожилым людям преодолеть одиночество, замкнутость. Здесь можно получить доврачебную помощь, оздоровительные процедуры, бесплатное или льготное питание. Организуются различные виды трудотерапии. Клиенты дневного отделения совместно отмечают праздники, дни рождения и т.д. Главная задача отделения срочной социальной помощи состоит в оказании неотложной поддержки всем остронуждающимся. Основными направлениями этой деятельности являются: - обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктам питания; - оказание денежной и вещевой помощи; - направление в медико-социальные отделения; - оказание бытовой, юридической и психологической помощи; - содействие в прописке и трудоустройстве; - организация проката бытовой техники и хозяйственного инвентаря; - создание кассы взаимопомощи и др. Для тех, кто испытывает серьезные трудности в организации своего быта, ведении собственного хозяйства, по тем или иным причинам не желает проживать в домах-интернатах, в ряде регионов на базе Территориального центра социального обслуживания населения создаются специальные медико-социальные отделения, куда в первую очередь направляются одиноко проживающие пенсионеры, частично или полностью утратившие мобильность и способность к самообслуживанию [5, c.42]. С целью выявления эффективности социального обслуживания пожилых людей нами было проведено исследование на базе ТЦСОН Первомайского района г. Витебска среди респондентов в возрасте от 60 до 80 лет. Из них 80% составили женщины, 20% - мужчины. В результате исследования были получены следующие результаты. Для 34% респондентов актуальными являются проблемы связанные со здоровьем. Бытовые проблемы являются важнее остальных для 30% исследуемых, материальные – 20%, психологические и социально-культурные – 8%. Большинство опрошенных (44%) привыкли полагаться на родственников при решении своих проблем, 34% - самостоятельно справляются с трудностями, 22% - прибегают к помощи различных организаций. 62% опрошенных обращались за помощью в ТЦСОН, 28% никогда не сталкивались с данной организацией. Представленные цифры говорят о том, что территориальный центр социального обслуживания населения является востребованной организацией для пожилых людей. Большинство респондентов, прибегая к помощи Территориального центра социального обслуживания населения, чаще всего пользуются бытовыми услугами (20%), 18% - помощью материального порядка, 16% опрошенных обращались за различного рода консультированием, 14% - медико-социальные услуги, 8% - в организации отдыха и досуга. 28% опрошенных получали помощь в отделении срочной помощи, 24% - в отделении социальной помощи на дому, 18% - помощь материального порядка, 14% - в отделении дневного проживания, 6% - в отделении временного проживания, 28% - не прибегали к услугам Территориального центра социального обслуживания населения. Как показало исследование, 62% опрошенных уверенны в том, что сегодня население нуждается в организациях, оказывающих социальную помощь, 20% - затруднились ответить на предложенный вопрос, 18% - не видят необходимости в создании данных учреждений. 70% респондентов хотели бы узнать больше о ТЦСОН и видах оказываемых там услуг, 52% респондентов считают, что необходимо увеличить перечень оказываемых услуг в Территориальном центре социального обслуживания населения. Таким образом, на сегодняшний день пожилые люди нуждаются в организациях, оказывающих социальную помощь. Наиболее важными, как показало исследование, для данной категории населения являются бытовые проблемы, что говорит о необходимости усилить мероприятия направленные на оказание помощи именно в этой области. Поскольку большинство опрошенных респондентов привыкли полагаться на близких людей при решении возникающих проблем, то целесообразно привлекать родственников для организации полноценной поддержки и реабилитации пожилых людей.
Список цитированных источников: 1. Холостова, Е.И. Социальная работа: теория и практика: учебное пособие. / Е.И Холостова, А.С. Сорвина – Москва: ИНФРА-М, 2004. – 427 с. 2. Холостова, Е.И. Настольная книга специалиста: социальная работа с пожилыми людьми. / под ред. Е.И. Холостова. – Москва: Институт социальной работы, 1995. – 148 с. 3. Басов, Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. – Москва: Феникс, 2009. – 346 с. 4. Шелях, А.К., Павленок, А.П. Технологии социальной работы. – Москва: ИНФРА-М, 2001. – 400 с. 5. Холостова, Е.И. Социальная геронтология. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 320 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.76.183 (0.019 с.) |