К вопросу о совершенствовании действующего 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К вопросу о совершенствовании действующего



ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ

В БОРЬБЕ С НАРКОМАНИЕЙ

Шхамирова Э.Ю., студентка 2 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель Ястреб Д.С., старший преподаватель

 

Борьба с наркоманией, как социальным явлением, обусловлена сохранением большого числа наркозависимых в Республике Беларусь.

Наркомания - тяжелое заболевание, имеющее тенденцию к быстрому распространению. Она ведет к нравственной и социальной деградации личности и является причиной совершения различных правонарушений и преступлений. Наркомания, как социальное явление - это комплекс медицинских, социальных, правовых проблем, нерешенность которых может нанести и уже наносит большой ущерб здоровью населения, экономике, правопорядку.

Анализ состояния применения административно-правовых мер борьбы с наркоманией показывает, что эти меры еще не в полном объеме обеспечивают решение задач повышения активности борьбы с незаконным распространением и потреблением наркотических средств, недопущения и устранения социальных последствий данного деяния.

Нельзя игнорировать того, что в обозримой перспективе, наряду с существующими видами наркоманий, возможно появление новых видов наркоманий, основанных на использовании нетрадиционных препаратов и средств.

Основная цель настоящей статьи – определение возможностей совершенствования действующего законодательства и практики применения административно-правовых средств борьбы с этим явлением, а также разработка рекомендаций по предупреждению наркомании.

Проведенное исследование позволило автору сформулировать ряд положений и выводов, относительно такого социального явления, как наркомания и применения административно-правовых средств выявления нарушения антинаркотического законодательства.

1. Наркомания отрицательно влияет на экономическую, социально-политическую и нравственно-моральную сферы общественной жизни, причиняет существенный вред общественному порядку. Основными формами проявления наркомании являются приобретение, изготовление, сбыт, хранение, перевозка, пересылка и самое опасное - это употребление без назначения врача наркотических средств.

2. Разработка эффективных административно-правовых средств борьбы с наркоманией требует научного подхода к изучению причин и условий, способствующих его распространению.

Их можно определить как совокупность явлений и процессов, которые способствуют проявлениям наркомании. Они имеют место на уровне общества в целом, коллектива, семьи и отдельной личности. Они проявляются, прежде всего, в недостатках и противоречиях в социальной сфере, в экономической нестабильности, в сфере управленческо-организационного характера, в области идейного, нравственного и правового воспитания граждан, в организации деятельности правоохранительных и иных государственных органов и общественных организаций, ведущих борьбу с наркотизмом.

3. В целях нейтрализации причин и условий и повышения эффективности борьбы с лицами, нарушающими антинаркотическое законодательство, следует четко определить многоуровневую систему (комплекс социальных, профилактических и специальных мероприятий), направленную на решение более эффективными путями проблем борьбы с наркотизмом на уровне общества в целом, коллектива, семьи, отдельной личности. Создать действенный механизм руководства, координации, объединения усилий и согласованного участия правоохранительных органов, общественных организаций в борьбе с проявлениями наркотизма. Повсеместно внедрить в практику деятельности органов внутренних дел систему централизованного учета и контроля за лицами, нарушающими антинаркотическое законодательство, также совершенствовать профилактическую работу.

4. Важная роль в выявлении предупреждения и пресечения проявлений наркомании, устранении причин и условий, способствующих распространению этого явления принадлежит административно-правовым средствам. Нами они определены как способы административно-правового воздействия применяемые в борьбе с наркоманией. Будучи самостоятельной, система административно-правовых средств не однородна по характеру составляющих ее элементов. Одни административно-правовые средства (проверка документов, доставление, привод, медицинское освидетельствование, личный досмотр, досмотр вещей и др.), направлены на выявление признаков участия лица в незаконном обороте наркотиков, установлении его личности и иных доказательств его причастности к незаконному обороту наркотиков, создание необходимых условий для принятия решения в связи с выявленными фактами. Другие административно-правовые средства выражаются в действиях, направленных на выяснение обстоятельств, которые послужили причинами противоправного поведения в сфере незаконного оборота наркотиков, и мерах по предупреждению такого поведения в будущем (приглашение лица, допускающего нарушения антинаркотического законодательства, в орган внутренних дел и его опрос об обстоятельствах такого поведения).

5. Необходимость усиления борьбы с наркоманией требует совершенствования административно-правовых средств, используемых в этой борьбе. Представляется, что совершенствование должно осуществляться по следующим направлениям: повышения роли законодательства в установлении административно-правовых средств на научной основе с учетом объективных закономерностей развития общества; в создании наиболее эффективной системы административно-правовых средств борьбы с наркоманией путем введения в нее новых, наиболее эффективных средств, дополняющих арсенал имеющихся, восполняющих пробелы в правовом регулировании рассматриваемых общественных отношений, упразднения средств неэффективных, не оправдавших себя на практике; усовершенствования имеющихся, придания им свойств, способствующих повышению их ценности и социальной значимости, как регуляторов общественных отношений.

6. Признавая необходимость совершенствования системы административно-правовых средств борьбы с наркоманией, мы не разделяем мнения о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств только мерами уголовной ответственности, а также не поддерживаем освобождение от ответственности всех потребителей наркотических средств. Освобождать от ответственности всех без исключения потребителей наркотиков нельзя, к этой проблеме необходим дифференцированный подход. В противном случае вне контроля органов ведущих борьбу с наркоманией окажется большая группа участников незаконного оборота наркотиков, такая как потребители, что приведет к еще большей, латентности этого явления.

С другой стороны, всеобщее привлечение к ответственности потребителей наркотиков тоже не даст, по нашему мнению, положительных результатов. Наркоманы, стараясь уйти от ответственности, будут еще более тщательно скрывать свои действия от окружающих.

Должны быть привлечены к ответственности те наркоманы, которые не только сами потребляют наркотики, но и склоняют к этому других, или предоставляют помещение для их употребления, или участвуют в других незаконных действиях связанными с наркотическими средствами.


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………..  

ЧАСТЬ III. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.006 с.)