К вопросу о преподавании курса «правовое 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К вопросу о преподавании курса «правовое



РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

Шинкарев И.А., студент 4 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель Ястреб Д.С., старший преподаватель

Понятие национальной безопасности на сегодняшний день еще не исследовано в полной мере в науке. В течение длительного периода времени национальная безопасность в нашей стране отождествлялась с государственной безопасностью. Это объективно сужало ее прикладное пространство, за пределами которого оказывались безопасность народа, гражданского общества, интересов личности, семьи, различных социальных групп. Ныне же главными субъектами национальной безопасности признаны общество и человек, и последняя рассматривается через призму их интересов.

Исследование вопроса обеспечения национальной безопасности определяется необходимостью построения в Республике Беларусь демократического, правового, дееспособного, унитарного государства. Государство, в лице государственных органов, организаций, общественных объединений, а также отдельных граждан, должно четко и во время реагировать на угрозы, направленные против интересов национальной безопасности республики.

Правовое обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь является одним из важнейших направлений государственной деятельности. Беларусь как полноценное государство может существовать лишь в том случае, если в нем будет обеспечено необходимое нормативно-правовое регулирование в данной исключительно важной и ответственной сфере деятельности государства и общества. Это имеет особенно большое значение в настоящее время, когда страна сталкивается с нарастающим потоком угроз национальной безопасности, охватывающих практически все области и сферы деятельности: правовую, экономическую, промышленно-технологическую, научную и научно-техническую, экологическую, внутри и внешнеполитическую, оборонную, информационную, духовно-культурную, демографическую, миграционную и другие.

Обретение независимой государственности, стремительные и масштабные перемены в социально-политической структуре страны привели к росту нормотворческой активности и появлению системы государственно-правовых норм, регулирующих национальную безопасность. Концепция национальной безопасности: ввела понятие «национальной безопасности», такие категории, как «жизненно важные интересы личности, общества и государства», «угрозы национальной безопасности», «обеспечение национальной безопасности»; признает основными объектами безопасности «личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность»; закрепляет понятие «системы обеспечения национальной безопасности» Республики Беларусь и рассматривает в качестве элементов системы органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, а также граждан, принимающих участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Современные теоретические подходы к национальной безопасности, к сожалению, отличаются неопределенностью во взглядах на безопасность и недооценкой ряда методологических аспектов формирования стратегии национальной безопасности, исключающей единый алгоритм мышления, принятия стратегических решений и деятельности в сфере безопасности. Это отражается и в официальных государственных документах, которые не содержат точных определений основных целей, объектов, субъектов и методов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, зачастую ограничиваясь констатациями и декларациями.

Под национальной безопасностью Концепция понимает состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз.

Понимание национальной безопасности как сложного социально-политического феномена требует интеграции ее концепции в идеологию правового государства, что вызывает необходимость не только проведения научных исследований в этой области, но и преподавания дисциплины «Правовое регулирование национальной безопасности» в высших учебных заведениях страны. Подобный процесс начал стремительно развиваться и за рубежом. В связи с этим встает также вопрос о недопустимости отставания отечественного высшего юридического образования от современных мировых тенденций, и необходимости преподавания правового регулирования национальной безопасности в вузах нашей страны.

Курс «Правовое регулирование национальной безопасности» обеспечивает систематизацию знания юридических норм, регулирующих процессы, происходящие в этой сфере, дает студентам необходимый комплекс знаний для уверенной ориентации в правоотношениях национальной безопасности. Дисциплина может изучаться на четвертом или пятом курсе параллельно с другими юридическими дисциплинами. Ее изучение базируется на знаниях, полученных обучаемыми на занятиях по конституционному праву, административному и международному праву, уголовному праву и теории и истории государства и права.

Система учебного курса состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части курса рассматриваются единые для всей учебной дисциплины институты. Особенная часть посвящена регулированию отдельных сфер национальной безопасности: политической, экономическая, научно-техническая, информационной, социальной, экологической, экономической, военной, гуманитарной, демографической.

Основными формами изучения курса являются лекции и семинарские занятия. Большое значение придается самостоятельной работе студентов. В число самостоятельных работ входят: освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, написание контрольной работы и эссе.

Складывающаяся правоприменительная практика предъявляет повышенные требования к уровню знаний специалистов в любой сфере их применения. Тенденции профессиональной адаптации вчерашних выпускников высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в области «юриспруденции», таковы, что, с одной стороны, дипломированный юрист должен быть юридически грамотным, то есть усвоившим те азы теоретических и прикладных знаний, которые закладываются при изучении им дисциплин общетеоретического и специального профиля. С другой стороны, будущий юрист еще на студенческой скамье выбирает для себя ту сферу применения приобретаемых им знаний, которая, по его мнению, наиболее оптимально соответствует его мировоззренческим принципам и где он сможет себя максимально реализовать.

Изучение этой дисциплины имеет своей целью подготовку специалистов, способных самостоятельно и инициативно использовать полученные правовые знания для дальнейшей практической работы в области национальной безопасности и иных сферах, где необходимо целостное и компетентное профессиональное видение и владение вопросами права национальной безопасности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

· овладеть знаниями об основных государственно-правовых актах, регулирующих вопросы национальной безопасности;

· научиться применять полученные знания на практике, анализировать и осмысливать нормативно-правовой материал, регламентирующий правовые отношения в этой области;

· получить представление о правовых средствах и процедурах отражения угроз безопасности личности, общества и государства.

Таким образом, по нашему мнению, изучение курса «Правовое регулирование национальной безопасности» является необходимым элементом подготовки студентов по специальности «правоведение».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.01 с.)