Правовая охрана материнства в Республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая охрана материнства в Республике Беларусь



 

Матвеева К.О., студентка 1 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Ивашкевич Е.Ф., кандидат педагогических наук, доцент

 

В Республике Беларусь решение вопросов безопасного материнства, забота о женщине, повышение рождаемости гарантированы законодательно. Правовая охрана осуществляется Конституцией Республики Беларусь. В соответствии со статьей 32 Конституции республики Беларусь:

«Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

Женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью. Супруги равноправны в семейных отношениях.

Женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья» [1]

В нашей стране осуществляются комплексные меры по укреплению статуса женщины, защите материнства и поддержки семьи, которые являются материальной и моральной поддержкой общества.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 357 от 11 августа 2011 года «Об утверждении национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 года» выделяют основные задачи, направленные на:

1. повышение статуса женщин в обществе, защите материнства и поддержки семьи;

2. улучшение репродуктивного здоровья населения, охрана материнства и детства;

3. укрепление духовно-нравственных основ семьи, возрождение и пропаганда семейных ценностей и традиций;

4. создание условий для сокращения социального сиротства, развитие семейных норм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [2]

Важнейшим гарантом безопасного материнства и заботы о женщине в Республике Беларусь является Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 11 июля 2006 года:

«Государство проявляет заботу о семье путем создания условий для экономичной самостоятельности и роста благосостояния семьи, льготной налоговой политики, выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей.

В сфере социальной политики государство считает приоритетной задачей защиту брака, семьи, охрану материнства, отцовства и детства».

В соответствии со статьями 64 и 65 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, основаниями возникновения прав и обязанностей семьи являются:

1. брак, зарегистрированный в государственных органах, регистрирующих акты гражданского состояния;

2. близкое родство, удостоверенное в установленном законом порядке;

3. усыновление;

4. установление материнства;

5. установление отцовства.

«Семья обязана содействовать реализации прав и законных интересов членов семьи, на нее возлагается ответственность за воспитание и содержание детей, их защиту. За семьей признаются преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей. Обязанности семьи по отношению к детям определяются правами детей, установленными настоящим Кодексом и другими актами законодательства Республики Беларусь» [3]

Достойный доход, гарантированная занятость и безопасные условия труда для женщин до и после рождения ребенка гарантируются Трудовым Кодексом Республики Беларусь от 12 ноября 2007 года:

«Женщинам предоставляется отпуск по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 56 (в случаях осложненных родов или рождении двух или более детей – 70) календарных дней после родов с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

Отпуск по уходу за ребенком по достижении им возраста трех лет включается в общий стаж, а также в стаж работы по специальности, профессии, должности, кроме дающего право на пенсию за работу с особыми условиями труда за выслугу лет. (Ст. 184 и 185);

Запрещается привлечение к работе в ночное время беременных женщин. Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, а также от трех до четырнадцати лет, могут привлекаться к работе в ночное время, направляться в служебную командировку только с их письменного согласия. (Ст. 263);

Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением снижаются нормы обслуживания либо они переводятся на другую работу, более легкую и исключающую воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. (Ст. 264);

Матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, по ее (его) заявлению ежемесячно предоставляется один дополнительный свободный от работы день с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования. (Ст. 265);

Женщинам, усыновившим (удочерившим) ребенка в возрасте до трех месяцев, предоставляется отпуск продолжительностью 70 календарных дней со дня усыновления (удочерения) с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию. (Ст. 265);

Запрещается отказывать женщинам в заключении трудового договор и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет, а одиноким матерям – с наличием ребенка до четырнадцати лет (ребенка-инвалида – до восемнадцати лет). (Ст. 268)».

В соответствии со статьей 271 Трудового Кодекса Республики Беларусь:

«Отпуск по уходу за ребенком по достижении им возраста трех лет с выплатой ежемесячного государственного пособия предоставляется по усмотрению семьи работающим отцу, другим родственникам ребенка или опекуну, фактически осуществляющим уход за ребенком, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 185 данного Кодекса для женщин-матерей» [4]

Работая с Конституцией, текстом указа Президента, Кодексом о браке и семье, Трудовым Кодексом Республики Беларусь мы сделали вывод о том, что в нашей стране делается все возможное для того, чтобы повысить уровень рождаемости, улучшить уровень жизни детей и их родителей; решить проблему суррогатного материнства, продажи детей и женщин в рабство.

Республика Беларусь – молодое государство, которое заботится о своем будущем, создавая необходимые жизненные условия для населения страны.

 

Список цитированных источников:

1. Конституция Республики Беларусь. Мн., 2011. С. 9.

2. Указ Президента Республики Беларусь № 357 от 11.08.2011.

3. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. Мн., 2006. С.19, 44.

4. Трудовой Кодекс Республики Беларусь. Мн., 2007. С.104, 139-142.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

 

Мишина Е.Д., аспирант

(г. Минск, УО «Академия управления при Президенте РБ»)

Научный руководитель – Агейко О.В., кандидат психологических наук, доцент

Последнее десятилетие образовательное пространство претерпевает существенные изменения. Меняются подходы, методы, средства, требования к процессу обучения. Эти же изменения непосредственно оказывают влияние и на учащихся, приобретающих профессию.

Феномен студенчества заключается в его особом положении – на границе между детством и взрослостью. Поэтому студенчество имеет как черты детскости, так и взрослости. Указанные критерии вызывают неподдельный интерес у исследователей, занимающихся проблемами развития и формирования профессиональных навыков, умений, компетенций на фоне общих, диффузных, неоформленных черт личности, только начинающих свое направленное развитие.

Особый интерес вызывает развитие профессиональной компетенции в приобретении врачебной профессии. Каждому из нас приходилось обращаться к врачу за помощью, и каждый из нас в большей или меньшей степени пытался оценить действия врача. Кто-то выходил из кабинета врача радостным и окрыленным, кому-то пришлось пережить неприятные моменты. Но, если попытаться разобраться в наших переживаниях, то мы сможем обнаружить, что оценка действий врача часто связана с той реакцией, которую обнаруживает врач по отношению к нам, как личностям. Внимательная, ободряющая беседа врача по поводу нашей проблемы или заболевания оставляет положительный эмоциональный след. Сухое констатирование факта болезни – рождает негативную реакцию. К, сожалению, ряд исследований [1, 2, 3], указывает на отсутствие у врачей ориентации на пациента. Врач в большинстве случаев работает с болезнью, диагнозом, но не с человеком, личностью, что негативно сказывается на формировании терапевтического альянса в диаде «врач-пациент», что в свою очередь влияет на успех терапии. Анализ анкетирования показал, что больше количество жалоб на работу лечебных учреждений относится к поведению врачей при их общении с больными и их родственниками, что указывает на некоторые особенности развития коммуникативной компетенции врача.

Поэтому исследуя внешние и внутрисубъектные условия развития компетенции врачей, был поставлен ряд вопросов, требующих ответов – в чем кроется причина такого отношения, чем руководствуется врач, демонстрируя то или иное поведение, какие ценности регулируют в этот момент его деятельность, как, и когда формируются ценности, влияющие на деятельность и поведение врача?

Для того, что бы ответить на поставленные вопросы, было проведено исследование ценностных ориентаций студентов медиков. В основу исследования положено следующее определение ценностных ориентаций. Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

Известно, что формирование системы и иерархии ценностей у человека обусловлено влиянием социального окружения, т.е. первоначально – семьей, далее – общественной группой, в которую включена семья, затем социальными институтами, к которым принадлежит группа и т.д. также известно, что ценностные ориеие врача.х ответовй врачей, мы сиональной компетенции в приобретение врачебной профессии.ают неподдельный интерес ние и на формнтации могут меняться в течение жизни, определяя образ, стиль и концепцию жизни [2]. Во многом, эти изменения зависят от включенности человека в то или иное сообщество, т.е. изменив окружение, неизбежно будут меняться и ценностные ориентации. На данный момент в нашем исследовании нас интересует небольшой отрезок времени (по сравнению со всей жизнью), который, безусловно, влияет на формирование, а также изменение ценностных ориентаций – студенчество, а именно структура и иерархия ценностных ориентаций студентов-медиков.

Студенческий возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающих влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для развития ценностных ориентаций предпосылок: овладение дивергентным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, приобретение определенного социального положения. Появление убеждений в этом возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей. Именно ценностные ориентации, сформированные в этот возрастной период, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым способствуют детерминации поведения. [1].

В исследовании принимали участие 2 группы испытуемых - студенты медицинского вуза 1-го и 6-го курсов, соответственно состоящие из 53 человек в возрасте 17-18 лет. Вторая группа – из 52 человек в возрасте 23-24 года. Сбор эмпирических данных проходил на территории медицинского университета, в обычной и привычной для студентов атмосфере. Все испытуемые находились в нормальном психофизическом состоянии и не страдали какими-либо физическими и психическими отклонениями. Предметом исследования является содержание, иерархия ценностных ориентаций студентов-медиков. Цель данного исследования - анализ ценностных ориентаций студентов-медиков посредством срезов разных возрастных групп. Исследователи поставили перед собой следующие задачи:

- определить уровень значимости терминальных ценностей у студентов медиков 1-го и 6- курсов;

- определить уровень значимости инструментальных ценностей у студентов-медиков 1-го и 6-го курсов;

- проанализировать и сравнить уровни значимости терминальных и инструментальных ценностей у студентов-медиков 1-го и 6-го курсов.

Для практического решения поставленных задач использовались следующие методики: методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича [3], методы статистической обработки данных.

Анализ результатов ранжирования ценностей обнаружил практические одинаковые последовательности в обеих группах испытуемых. Установлено, что среди терминальных ценностей с большим отрывом (р<0.001) лидирует психическое и физическое здоровье. Второе место (р<0.001) делят между собой любовь и счастливая семейная жизнь. Средней значимостью (р<0.01) характеризуются такие ценности как наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе, активная деятельная жизнь, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, продуктивная жизнь, свобода, развитие, познание, жизненная мудрость и общественное признание. Аутсайдерами среди терминальных ценностей являются: красота природы и искусства, развлечения, счастье других и творчество. Данные ценности имеют наименьшую значимость (p<0.001) у студентов обоих курсов.

Полученный результат может свидетельствовать о том, что для студентов-медиков творчество и социальные амбиции не имеют основополагающего приоритета, что в свою очередь не способствует процессам самосовершенствования.

Достоверные отличия между группами обнаружены в ранжировании только двух терминальных ценностей. Общественное признание занимает более значимое место (p<0.001) в ряду ценностей студентов 1-го курса по сравнению со студентами 6 курса, у которых данная ценность фактически попадает в число наименее значимых. Счастье других также обладает большей ценностью (p<0.01) у студентов 1-го курса.

Соответственно можно сделать вывод, что чем старше становятся студенты-медики, тем меньше всего их интересует счастье, благополучие и благодарность другого человека, что по своей сути противоречит гуманистической концепции медицины в целом.

Инструментальные ценности распределились по значимости в обеих группах студентов следующим образом: в отличие от терминальных ценностей каких-либо очевидных лидеров здесь достоверно выявлено не было. Наибольшей значимостью (p<0.01) обладают несколько ценностей: образованность, жизнерадостность, воспитанность, независимость, твердая воля, широта взглядов и ответственность. Средняя значимость ((p<0.01) характерна для таких ценностей, как эффективность в делах, смелость в отстаивании взглядов, терпимость, аккуратность, честность, самоконтроль, чуткость и рационализм. Заканчивают ряд наименее значимые ценности (p<0.001), к которым относятся исполнительность, высокие запросы, непримиримость к недостаткам.

В целом инструментальные ценности студентов-медиков соответствуют возрастным популяционным нормам.

Достоверные различия между группами выявлены в распределении ценности «аккуратность», которая более значима (p<0.05) для студентов 6-го курса.

В связи с большей профессиональной информированностью студентов старших курсов возрастает и стремление быть аккуратными, возможно это распространяется не только на одежду, тело, но и на отношения, знакомства и т.д.

Результаты в целом с одной стороны соответствуют ценностно-смысловым ориентирам студенческой субкультуры, а с другой - отражают профессионально-личностную направленность испытуемых. Как следует из анализа данных, самым значимым для студентов-медиков является психическое и физическое здоровье, что соответствует их будущей профессиональной ориентации и деятельности. Далее по значимости следуют общечеловеческие ценности, распределение которых практически не отличается от таковых в популяции. Обращает на себя внимание, что творческие ценности имеют наименьшую значимость для студентов-медиков. Вероятно, это обусловлено с одной стороны, жесткими «школярными» условиями обучения в медвузе, а с другой – общей консервативной направленностью медицины, где творческое начало подавляется рутинной профессиональной деятельностью с четким регламентом.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно утверждать, что распределение ценностных ориентаций студентов-медиков в целом соответствует конвенциональным ценностным нормам и в то же время отражают специфику их профессиональных и педагогических условий, что непосредственно влияет на формирование и развитие компетенций врача в будущем.

Список цитированных источников:

1. Гаврилюк, В.В., Трикоз, Н.А. / В.В.Гаврилюк, Н.А. Трикоз. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный переход). // Социологические исследования. – 2000, - № 12.

2. Дроздов, С.В. Динамика мотивационно-смысловых образований личности студента в процессе адаптации к учебе / С.В. Дроздов. – М., 2000.

3. Леонтьев, Д.А. / Д.А.Леонтьев. Методика исследования ценностных ориентаций. – М. Смысл, 1994.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.035 с.)