Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовая охрана материнства в Республике БеларусьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Матвеева К.О., студентка 1 курса (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова») Научный руководитель – Ивашкевич Е.Ф., кандидат педагогических наук, доцент
В Республике Беларусь решение вопросов безопасного материнства, забота о женщине, повышение рождаемости гарантированы законодательно. Правовая охрана осуществляется Конституцией Республики Беларусь. В соответствии со статьей 32 Конституции республики Беларусь: «Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью. Супруги равноправны в семейных отношениях. Женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья» [1] В нашей стране осуществляются комплексные меры по укреплению статуса женщины, защите материнства и поддержки семьи, которые являются материальной и моральной поддержкой общества. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 357 от 11 августа 2011 года «Об утверждении национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 года» выделяют основные задачи, направленные на: 1. повышение статуса женщин в обществе, защите материнства и поддержки семьи; 2. улучшение репродуктивного здоровья населения, охрана материнства и детства; 3. укрепление духовно-нравственных основ семьи, возрождение и пропаганда семейных ценностей и традиций; 4. создание условий для сокращения социального сиротства, развитие семейных норм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [2] Важнейшим гарантом безопасного материнства и заботы о женщине в Республике Беларусь является Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 11 июля 2006 года: «Государство проявляет заботу о семье путем создания условий для экономичной самостоятельности и роста благосостояния семьи, льготной налоговой политики, выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей. В сфере социальной политики государство считает приоритетной задачей защиту брака, семьи, охрану материнства, отцовства и детства». В соответствии со статьями 64 и 65 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, основаниями возникновения прав и обязанностей семьи являются: 1. брак, зарегистрированный в государственных органах, регистрирующих акты гражданского состояния; 2. близкое родство, удостоверенное в установленном законом порядке; 3. усыновление; 4. установление материнства; 5. установление отцовства. «Семья обязана содействовать реализации прав и законных интересов членов семьи, на нее возлагается ответственность за воспитание и содержание детей, их защиту. За семьей признаются преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей. Обязанности семьи по отношению к детям определяются правами детей, установленными настоящим Кодексом и другими актами законодательства Республики Беларусь» [3] Достойный доход, гарантированная занятость и безопасные условия труда для женщин до и после рождения ребенка гарантируются Трудовым Кодексом Республики Беларусь от 12 ноября 2007 года: «Женщинам предоставляется отпуск по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 56 (в случаях осложненных родов или рождении двух или более детей – 70) календарных дней после родов с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов. Отпуск по уходу за ребенком по достижении им возраста трех лет включается в общий стаж, а также в стаж работы по специальности, профессии, должности, кроме дающего право на пенсию за работу с особыми условиями труда за выслугу лет. (Ст. 184 и 185); Запрещается привлечение к работе в ночное время беременных женщин. Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, а также от трех до четырнадцати лет, могут привлекаться к работе в ночное время, направляться в служебную командировку только с их письменного согласия. (Ст. 263); Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением снижаются нормы обслуживания либо они переводятся на другую работу, более легкую и исключающую воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. (Ст. 264); Матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, по ее (его) заявлению ежемесячно предоставляется один дополнительный свободный от работы день с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования. (Ст. 265); Женщинам, усыновившим (удочерившим) ребенка в возрасте до трех месяцев, предоставляется отпуск продолжительностью 70 календарных дней со дня усыновления (удочерения) с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию. (Ст. 265); Запрещается отказывать женщинам в заключении трудового договор и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет, а одиноким матерям – с наличием ребенка до четырнадцати лет (ребенка-инвалида – до восемнадцати лет). (Ст. 268)». В соответствии со статьей 271 Трудового Кодекса Республики Беларусь: «Отпуск по уходу за ребенком по достижении им возраста трех лет с выплатой ежемесячного государственного пособия предоставляется по усмотрению семьи работающим отцу, другим родственникам ребенка или опекуну, фактически осуществляющим уход за ребенком, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 185 данного Кодекса для женщин-матерей» [4] Работая с Конституцией, текстом указа Президента, Кодексом о браке и семье, Трудовым Кодексом Республики Беларусь мы сделали вывод о том, что в нашей стране делается все возможное для того, чтобы повысить уровень рождаемости, улучшить уровень жизни детей и их родителей; решить проблему суррогатного материнства, продажи детей и женщин в рабство. Республика Беларусь – молодое государство, которое заботится о своем будущем, создавая необходимые жизненные условия для населения страны.
Список цитированных источников: 1. Конституция Республики Беларусь. Мн., 2011. С. 9. 2. Указ Президента Республики Беларусь № 357 от 11.08.2011. 3. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. Мн., 2006. С.19, 44. 4. Трудовой Кодекс Республики Беларусь. Мн., 2007. С.104, 139-142. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Мишина Е.Д., аспирант (г. Минск, УО «Академия управления при Президенте РБ») Научный руководитель – Агейко О.В., кандидат психологических наук, доцент Последнее десятилетие образовательное пространство претерпевает существенные изменения. Меняются подходы, методы, средства, требования к процессу обучения. Эти же изменения непосредственно оказывают влияние и на учащихся, приобретающих профессию. Феномен студенчества заключается в его особом положении – на границе между детством и взрослостью. Поэтому студенчество имеет как черты детскости, так и взрослости. Указанные критерии вызывают неподдельный интерес у исследователей, занимающихся проблемами развития и формирования профессиональных навыков, умений, компетенций на фоне общих, диффузных, неоформленных черт личности, только начинающих свое направленное развитие. Особый интерес вызывает развитие профессиональной компетенции в приобретении врачебной профессии. Каждому из нас приходилось обращаться к врачу за помощью, и каждый из нас в большей или меньшей степени пытался оценить действия врача. Кто-то выходил из кабинета врача радостным и окрыленным, кому-то пришлось пережить неприятные моменты. Но, если попытаться разобраться в наших переживаниях, то мы сможем обнаружить, что оценка действий врача часто связана с той реакцией, которую обнаруживает врач по отношению к нам, как личностям. Внимательная, ободряющая беседа врача по поводу нашей проблемы или заболевания оставляет положительный эмоциональный след. Сухое констатирование факта болезни – рождает негативную реакцию. К, сожалению, ряд исследований [1, 2, 3], указывает на отсутствие у врачей ориентации на пациента. Врач в большинстве случаев работает с болезнью, диагнозом, но не с человеком, личностью, что негативно сказывается на формировании терапевтического альянса в диаде «врач-пациент», что в свою очередь влияет на успех терапии. Анализ анкетирования показал, что больше количество жалоб на работу лечебных учреждений относится к поведению врачей при их общении с больными и их родственниками, что указывает на некоторые особенности развития коммуникативной компетенции врача. Поэтому исследуя внешние и внутрисубъектные условия развития компетенции врачей, был поставлен ряд вопросов, требующих ответов – в чем кроется причина такого отношения, чем руководствуется врач, демонстрируя то или иное поведение, какие ценности регулируют в этот момент его деятельность, как, и когда формируются ценности, влияющие на деятельность и поведение врача? Для того, что бы ответить на поставленные вопросы, было проведено исследование ценностных ориентаций студентов медиков. В основу исследования положено следующее определение ценностных ориентаций. Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Известно, что формирование системы и иерархии ценностей у человека обусловлено влиянием социального окружения, т.е. первоначально – семьей, далее – общественной группой, в которую включена семья, затем социальными институтами, к которым принадлежит группа и т.д. также известно, что ценностные ориеие врача.х ответовй врачей, мы сиональной компетенции в приобретение врачебной профессии.ают неподдельный интерес ние и на формнтации могут меняться в течение жизни, определяя образ, стиль и концепцию жизни [2]. Во многом, эти изменения зависят от включенности человека в то или иное сообщество, т.е. изменив окружение, неизбежно будут меняться и ценностные ориентации. На данный момент в нашем исследовании нас интересует небольшой отрезок времени (по сравнению со всей жизнью), который, безусловно, влияет на формирование, а также изменение ценностных ориентаций – студенчество, а именно структура и иерархия ценностных ориентаций студентов-медиков. Студенческий возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающих влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для развития ценностных ориентаций предпосылок: овладение дивергентным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, приобретение определенного социального положения. Появление убеждений в этом возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей. Именно ценностные ориентации, сформированные в этот возрастной период, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым способствуют детерминации поведения. [1]. В исследовании принимали участие 2 группы испытуемых - студенты медицинского вуза 1-го и 6-го курсов, соответственно состоящие из 53 человек в возрасте 17-18 лет. Вторая группа – из 52 человек в возрасте 23-24 года. Сбор эмпирических данных проходил на территории медицинского университета, в обычной и привычной для студентов атмосфере. Все испытуемые находились в нормальном психофизическом состоянии и не страдали какими-либо физическими и психическими отклонениями. Предметом исследования является содержание, иерархия ценностных ориентаций студентов-медиков. Цель данного исследования - анализ ценностных ориентаций студентов-медиков посредством срезов разных возрастных групп. Исследователи поставили перед собой следующие задачи: - определить уровень значимости терминальных ценностей у студентов медиков 1-го и 6- курсов; - определить уровень значимости инструментальных ценностей у студентов-медиков 1-го и 6-го курсов; - проанализировать и сравнить уровни значимости терминальных и инструментальных ценностей у студентов-медиков 1-го и 6-го курсов. Для практического решения поставленных задач использовались следующие методики: методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича [3], методы статистической обработки данных. Анализ результатов ранжирования ценностей обнаружил практические одинаковые последовательности в обеих группах испытуемых. Установлено, что среди терминальных ценностей с большим отрывом (р<0.001) лидирует психическое и физическое здоровье. Второе место (р<0.001) делят между собой любовь и счастливая семейная жизнь. Средней значимостью (р<0.01) характеризуются такие ценности как наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе, активная деятельная жизнь, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, продуктивная жизнь, свобода, развитие, познание, жизненная мудрость и общественное признание. Аутсайдерами среди терминальных ценностей являются: красота природы и искусства, развлечения, счастье других и творчество. Данные ценности имеют наименьшую значимость (p<0.001) у студентов обоих курсов. Полученный результат может свидетельствовать о том, что для студентов-медиков творчество и социальные амбиции не имеют основополагающего приоритета, что в свою очередь не способствует процессам самосовершенствования. Достоверные отличия между группами обнаружены в ранжировании только двух терминальных ценностей. Общественное признание занимает более значимое место (p<0.001) в ряду ценностей студентов 1-го курса по сравнению со студентами 6 курса, у которых данная ценность фактически попадает в число наименее значимых. Счастье других также обладает большей ценностью (p<0.01) у студентов 1-го курса. Соответственно можно сделать вывод, что чем старше становятся студенты-медики, тем меньше всего их интересует счастье, благополучие и благодарность другого человека, что по своей сути противоречит гуманистической концепции медицины в целом. Инструментальные ценности распределились по значимости в обеих группах студентов следующим образом: в отличие от терминальных ценностей каких-либо очевидных лидеров здесь достоверно выявлено не было. Наибольшей значимостью (p<0.01) обладают несколько ценностей: образованность, жизнерадостность, воспитанность, независимость, твердая воля, широта взглядов и ответственность. Средняя значимость ((p<0.01) характерна для таких ценностей, как эффективность в делах, смелость в отстаивании взглядов, терпимость, аккуратность, честность, самоконтроль, чуткость и рационализм. Заканчивают ряд наименее значимые ценности (p<0.001), к которым относятся исполнительность, высокие запросы, непримиримость к недостаткам. В целом инструментальные ценности студентов-медиков соответствуют возрастным популяционным нормам. Достоверные различия между группами выявлены в распределении ценности «аккуратность», которая более значима (p<0.05) для студентов 6-го курса. В связи с большей профессиональной информированностью студентов старших курсов возрастает и стремление быть аккуратными, возможно это распространяется не только на одежду, тело, но и на отношения, знакомства и т.д. Результаты в целом с одной стороны соответствуют ценностно-смысловым ориентирам студенческой субкультуры, а с другой - отражают профессионально-личностную направленность испытуемых. Как следует из анализа данных, самым значимым для студентов-медиков является психическое и физическое здоровье, что соответствует их будущей профессиональной ориентации и деятельности. Далее по значимости следуют общечеловеческие ценности, распределение которых практически не отличается от таковых в популяции. Обращает на себя внимание, что творческие ценности имеют наименьшую значимость для студентов-медиков. Вероятно, это обусловлено с одной стороны, жесткими «школярными» условиями обучения в медвузе, а с другой – общей консервативной направленностью медицины, где творческое начало подавляется рутинной профессиональной деятельностью с четким регламентом. Таким образом, на основании проведенного исследования можно утверждать, что распределение ценностных ориентаций студентов-медиков в целом соответствует конвенциональным ценностным нормам и в то же время отражают специфику их профессиональных и педагогических условий, что непосредственно влияет на формирование и развитие компетенций врача в будущем. Список цитированных источников: 1. Гаврилюк, В.В., Трикоз, Н.А. / В.В.Гаврилюк, Н.А. Трикоз. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный переход). // Социологические исследования. – 2000, - № 12. 2. Дроздов, С.В. Динамика мотивационно-смысловых образований личности студента в процессе адаптации к учебе / С.В. Дроздов. – М., 2000. 3. Леонтьев, Д.А. / Д.А.Леонтьев. Методика исследования ценностных ориентаций. – М. Смысл, 1994.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.222 (0.01 с.) |