Участников уголовного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Участников уголовного процесса



Калина О.Л., студентка 3 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель Ястреб Д.С., старший преподаватель

Важность и необходимость особой юридической защиты несовершеннолетних (лиц в возрасте до 18 лет) связана с тем, что ребенок в связи с его умственной и физической незрелостью нуждается в помощи и поддержке взрослых. Кроме того, дети постоянно проверяют как свои возможности, так и возможности окружающего их мира, и кто как ни подготовленный взрослый в нужный час сможет подсказать, что можно, а что нельзя делать, какие права и обязанности появляются с взрослением, какая наступает ответственность за нарушение установленных в обществе правил.

Адвокатура как институт гражданского общества должна занять достойное место в защите прав и законных интересов несовершеннолетних правонарушителей и лиц, подвергшихся преступному посягательству, на всех этапах судопроизводства. Адвокат-участник процесса как защитник либо как представитель по делам несовершеннолетних обязан особенно тщательно подготовиться к делу. При этом иметь знания не только процессуального и материального права, но и уметь разбираться в вопросах детской психологии, патопсихологии. Следует искоренить практику, когда по делам несовершеннолетних в период предварительного расследования и судебного разбирательства происходит замена адвоката, иногда и неоднократно. Во-первых, нельзя говорить в таких случаях об эффективности защиты или представительской функции. Во-вторых, несовершеннолетний, в интересах которого эти адвокаты участвуют в деле, не сможет быть откровенным с разными адвокатами и вряд ли со всеми адвокатами у него может быть установлен необходимый психологический контакт. Несовершеннолетний в таких неблагоприятных психологических условиях не будет чувствовать себя защищенным.

Под защитой прав ребенка понимается: восстановление его нарушенных прав, создание условий, компенсирующих утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. Это означает, что в равной степени должны защищаться как права подозреваемого, обвиняемого несовершеннолетнего, так и права потерпевшего и свидетеля.

В настоящее время Уголовно–процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – УПК) содержит в себе главу, содержащую нормы, регулирующие особенности производства по отдельным категориям уголовных дел, которая как раз и акцентирует внимание на защите прав несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.

Законодателем учтены возрастные особенности и правовое положение лиц, не достигших совершеннолетия, их дееспособность, материальная ответственность и обязанности родителей, опекунов при защите интересов и прав детей.

Защита прав несовершеннолетних в уголовном процессе имеет свои особенности в правовом смысле, поскольку несовершеннолетние наделены более широкими правами в сравнении с другими субъектами при производстве следственных действий по уголовному делу - допроса, экспертизы, очных ставок, избрании меры пресечения.

Глава 45 УПК посвящена производству по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет. При этом статьи данной главы не заменяют, а дополняют общие правила судопроизводства, устанавливая дополнительные процессуальные гарантии, обеспечивающие достижение истины, охрану прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, а также повышение воспитательного и предупредительного воздействия каждого процесса. Необходимость такого выделения обусловливается главным образом особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью.

Повышенная юридическая охрана несовершеннолетних в законодательстве Республики Беларусь не зависит от их правового положения или тяжести содеянного. Охранительный режим выражается в закреплении в законе привилегий для всей возрастной группы несовершеннолетних. Это проявляется прежде всего в том, что для несовершеннолетнего предусмотрен режим двойного представительства интересов – защитником и законным представителем.

В соответствии со ст. 45 УПК, если подозреваемый или обвиняемый являются несовершеннолетними, то участие защитника обязательно с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в отношении лица, а также с момента фактического задержания, применения меры пресечения в виде заключения под стражу, признании лица подозреваемым или предъявления обвинения. При этом если защитник не приглашен самим подозреваемым, обвиняемым, их законными представителями, то органы уголовного преследования и суд обязаны обеспечить участие защитника в производстве по уголовному делу за счет средств государства. Отказ несовершеннолетнего от защитника не может быть принят органом, ведущим уголовный процесс (ч. 3 ст. 47 УПК).

Обязательное участие защитника по делам несовершеннолетних вызвано тем, что обвиняемый (подозреваемый) в силу своего возраста не в состоянии самостоятельно осуществлять защиту своих интересов. Оно направлено на создание действительного процессуального равноправия между сторонами защиты и обвинения, обеспечение состязательности.

Необеспечение несовершеннолетнего защитником с момента вынесения постановления о возбуждении против него уголовного дела, задержания, заключения под стражу, признания подозреваемым является нарушением уголовно-процессуального законодательства, и показания, данные несовершеннолетним без участия защитника, являются недопустимыми доказательствами, поскольку получены с грубым нарушением закона, и не могут быть положены в основу приговора (ч.ч. 4, 5 ст. 105 УПК).

Несоблюдение закона в данной части судом и рассмотрение уголовного дела в отношении несовершеннолетнего обвиняемого без участия защитника являются безусловным основанием к отмене постановленного по такому делу приговора, так как это существенное нарушение уголовно-процессуального закона (ст. 388 УПК).

Участие защитника по делу о преступлении несовершеннолетнего обязательно независимо от того, достиг ли последний совершеннолетия к моменту расследования и судебного разбирательства.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь установлено, что с момента допуска к участию в деле защитника по делам о преступлениях несовершеннолетних его участие является обязательным при производстве следственных действий, проводимых с участием несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого.

Независимо от количества преступлений, жертвами которых стали дети, несовершеннолетние нуждаются в особом отношении к ним в ходе производства по уголовному делу. Вопрос о наделении их особым правовым статусом в уголовном процессе является весьма актуальным: дети - это такие члены общества, которым государство в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка гарантирует особую охрану и защиту.

Участие же несовершеннолетнего в качестве потерпевшего в уголовном судопроизводстве является как раз тем особым обстоятельством, которое должно предусматривать особые меры по защите прав ребенка.

22 июля 2005 г. ООН приняла Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей - жертв и свидетелей преступлений, и рекомендовала государствам - членам ООН опираться на положения этих Руководящих принципов при разработке национального законодательства, процедур, политики и практики в отношении детей, ставших жертвами преступлений или свидетелями в рамках уголовного судопроизводства.

Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений приняты 22 июля 2005 г. Резолюцией 2005/20 на 36-м пленарном заседании Экономического и Социального Совета ООН.

Международная практика свидетельствует об исключительно гуманном и оберегающем отношении к пострадавшим от преступлений несовершеннолетним. Так, в соответствии с разделом X Руководящих принципов ООН, касающихся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений «Дети-жертвы и свидетели преступлений должны в первоочередном порядке пользоваться защитой своей личной жизни. Любая информация, касающаяся участия ребенка в процессе отправления правосудия, подлежит защите. Такая защита может обеспечиваться путем сохранения конфиденциальности и неразглашения информации, которая может вести к установлению личности ребенка, являющегося жертвой или свидетелем в процессе отправления правосудия».

В этой связи определение уголовно-процессуального статуса ребенка, ставшего жертвой преступления, и обеспечение гарантии соблюдения его прав и законных интересов в ходе производства по уголовному делу являются одним из важных направлений по реализации принципов, закрепленных в указанной Конвенции. Однако, к сожалению, в белорусском уголовном процессе вопрос об особом положении подростков, пострадавших от преступлений, регламентирован не должным образом.

Следует признать, что несовершеннолетние жертвы преступных посягательств практически не получают необходимой помощи и защиты, в том числе и в виде психологической реабилитации после преступного воздействия. Ведь если несовершеннолетнему преступнику гарантировано право на защиту на всех этапах уголовного судопроизводства, то потерпевший, как правило, остается наедине со своими проблемами – последствиями преступного посягательства.

Так, в частности, УПК Республики Беларусь содержит лишь две нормы (ст. ст. 221, 332), специально регулирующие участие несовершеннолетних потерпевших в уголовном судопроизводстве. Но даже они, как представляется, значительно в меньшей степени обеспечивают особый статус указанного участника уголовного процесса, чем нормы, которые регламентируют права и законные интересы несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых.

Определенный "перевес" интереса в пользу несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых) наблюдается не только у законодателя, но и в уголовно-процессуальной и криминалистической науке. Вопросам производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних уделяется, по сравнению с вопросами защиты прав и интересов несовершеннолетних потерпевших, намного больше внимания.

Между тем в большинстве цивилизованных и демократически развитых стран уже давно произошло переосмысление приоритетов уголовной юстиции; законодателем все больше внимания уделяется проблемам обеспечения прав и законных интересов законопослушных граждан, которые пострадали в результате преступлений (особенно, если это касается детей).

В силу изложенных обстоятельств, представляется целесообразным расширить уголовно-процессуальные права несовершеннолетних потерпевших и повысить гарантию их осуществления в ходе производства по уголовному делу. Для этого необходимо в уголовно-процессуальном законе регламентировать следующие положения:

1) Предусмотреть обязательное участие в уголовном судопроизводстве представителя несовершеннолетнего потерпевшего с момента составления следователем (дознавателем) постановления о признания подростка потерпевшим по уголовному делу.

2) Представителя несовершеннолетнего потерпевшего по уголовному делу наделить процессуальными правами в объеме, равном компетенции защитника обвиняемого, подозреваемого.

В качестве представителя несовершеннолетнего потерпевшего на досудебных стадиях уголовного судопроизводства допускать только лиц, обладающих статусом адвоката; а на судебных стадиях - по определению или постановлению суда допускать наряду с адвокатом и иное лицо, о допуске которого будет ходатайствовать несовершеннолетний потерпевший или его законный представитель.

Таким образом, каждый несовершеннолетний, нуждающийся в квалифицированной юридической помощи, должен иметь равный доступ к ней независимо от того, где он находится и каково его материальное положение. Особое внимание следует уделять защите несовершеннолетних не только в уголовном судопроизводстве, но и защите интересов детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оставшихся без попечения родителей.

 

СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ОДИНОКОГО МАТЕРИНСТВА

Кахнович А.В., студентка 5 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Качан Г.А., кандидат педагогических наук, доцент

Кризис экономических и политических отношений, ослабление государственных и общественных механизмов поддержки семьи требует изменения социальной политики в области защиты материнства и детства. Особо актуальной сегодня становится социально- педагогическая и психологическая помощь и поддержка одиноких матерей. По данным переписи населения 2009 г. в Республики Беларусь насчитывалось 1,3 млн. семей воспитывающих детей, при этом каждая 4-я семья является неполной. Примечателен тот факт, что неполных материнских семей с детьми школьного возраста в 13 раз больше чем отцовских. Все это актуализирует проблему одинокого материнства.

Материнство - биологическое и социальное отношение матери к ребенку (детям). Биологическое отношение определяется проис­хождением ребенка от матери (кровным родством). Оно связано с выполнением женщиной репродуктивной функции и является основой для юридического установления материнства[1. с. 61].

Следует отметить, что в научной литературе отсутствует единый подход к трактовке данного понятия. Так, Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен, как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины.

Представители феминистского подхода (Е.А.Каплан, Э.Оаклей) объявляют материнство существенной, хотя и необязательной, частью жизни женщины. Брутман В.И. определяет материнство как одну из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности.

Целью нашего исследования стало выявление проблем, с которыми сталкиваются одинокие матери при воспитании детей. В данном контексте требует уточнения понятие одинокое материнство.

В узком, юридическом смысле термин «одинокая мать» относится к тем женщинам, которые не состоят в законном браке и имеют «внебрачных» детей. Статус одинокой матери определяет отсутствие у ребенка отца, по данным основаниям одинокая мать получает государственное пособие.

В более широком смысле речь идет о категории матерей, воспитывающих детей в семьях без отца, в том числе разведенных и вдовых. Как правило, семьи одиноких матерей различного брачного статуса называются «неполными» или «материнскими» семьями.

В нашем исследовании под одиноким материнством мы будем понимать матерей одиночек, которые имеют детей, при отсутствии у ребенка отца, получающие государственное пособие.

Сам феномен одинокого материнства неоднороден. Одинокими матерями могут быть женщины никогда не выходившие замуж, разведенные, проживающие отдельно или у своих родителей, имеющие различный образовательный уровень.

На протяжении своей жизни семьи одиноких матерей неизбежно сталкиваются с самыми разнообразными социальными проблемами, оказываются в ситуациях, порождающих напряжение и кризисы. Любое "нормальное", "естественное" событие в жизни требует от одинокой матери принятия соответствующих решений, мобилизации необходимых ресурсов.

В такой семье мать вынуждена выполнять множество несвойственных ей чисто мужских функций и ролей, в результате чего дети получают одностороннее воспитание. У одиноких матерей нередко формируется сугубо отрицательный комплекс чувств к мужчинам, к брачной и семейной жизни, а, следовательно, и у детей могут сложиться деформированные и искаженные представления о супружестве и семье.

Многие одинокие матери не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами и кризисами, не способны изменить себя ради сохранения целостности семьи. Состояние затруднений жизнедеятельности является типичной для таких семей. Отсюда, проблема одиноких матерей с детьми - прежде всего, проблема одиночества, которая самым прямым образом связана с депрессивным состоянием.

Значительная часть семей одиноких матерей имеет душевые доходы ниже прожиточного минимума. Совокупный бюджет таких семей складывается из индивидуальных трудовых доходов самих женщин-матерей, пособий, пенсий, компенсационных выплат и льгот, определенных государством.

С целью изучения проблем одиноких материй и эффективности механизмов государственной поддержки неполных семей нами было проведено исследование на базе ГУО «СШ №44 г. Витебска». Всего в школе состоит на учете 187 неполных семей, из них 184 являются семьями с матерями, из которых 94 – семьи матерей- одиночек.

В исследовании приняло участие 25 одиноких матерей в возрасте от 26, до 36 лет, с одним или двумя детьми, занятые в различных сферах деятельности. Для проведения исследования мы использовали анкетирование. Результаты анкетного опроса показали, что 88%от общего числа респондентов сталкиваются с финансовыми проблемами, не хваткой средств для удовлетворения всех потребностей семьи. 24% опрошенных получают финансовую помощь от своих родителей, причем 8% из них указали на то, что не смогли бы прожить без этой поддержки.

Особенно остро среди всех проблем одинокого материнства стоит проблема функционирования семьи, как института воспитания и социализации. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе, который обычно деформирован. Матери вынуждены доказывать окружающим, себе, бывшему мужу, что могут справиться с воспитанием ребенка. Дети же из таких семей хотят быть "как все", то есть испытывают острую потребность в определенном социальном статусе. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Как следствие этого, у него с большим трудом формируются правильные представления о распределении семейных ролей, и в будущей семейной жизни он может не всегда адекватно повести себя в той или иной ситуации. Отсутствие второго родителя негативно влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. Сами же одинокие мамы не всегда успешно могут решать проблемы, возникающие в процессе воспитания и социализации детей. Это подтверждают и данные нашего исследования. Так, 84% респондентов хотели бы получить больше знаний о воспитании детей, о разрешении семейных конфликтов.

Перед одинокими матерями остро стоит проблема трудоустройства, решение которой затруднено из-за того, что женщине нужна хорошо оплачиваемая работа, расположенная близко от дома, с возможностью иметь свободный график, без командировок и ночных смен, с предоставлением пакета социальных гарантий. Одинокий родитель берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, чтобы обеспечить нормальную жизнь своей семье [2]. Вместе с тем есть большое число матерей- одиночек, которые не желают трудоустраиваться, существуют только за счет государственных пособий, выплачиваемых на детей.

Таким образом, феномен одинокого материнства неоднороден. Существует ряд специфических проблем, характерных для всех представителей категории одиноких матерей. Наиболее острыми проблемами одиноких матерей являются финансовые, проблемы занятости и проблемы связанные с воспитанием детей.

Список цитированных источников:

1. Холостова, Е.И. Глоссарий социальной работы / Автор-составитель Е.И. Холостова. - 2-е изд. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. - 220 с.

2. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье/ И.Ф. Дементьева // СОЦИС - 2001, № 3.

 

 

АНТИЦИПАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.034 с.)