Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическое сопровождение молодежной

Поиск

СУБКУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ

Евтушенко Е.А., студентка 3 курса

(г. Минск, УО «БГПУ им. М. Танка»)

Научный руководитель – Овсяник Н.В., кандидат психологических наук, доцент

 

Музыка, прежде всего современная, является неотъемлемой частью жизни подростков и молодежи. Именно они - основные потребители музыкальной продукции.

Как показывают психологические исследования, выхолощенные в моральном и эстетическом отношении, многие направления масскультуры отрицательно влияют на социализацию подростков, что требует активного вмешательства науки для социально-психологического изучения всех последствий влияния этой культуры на формирование психики современного подростка (В.Т.Афиногенов, Е.П.Крупник, Д.К.Кипарская и др.).

Серьезные деформации, сложившиеся в последние два десятилетия в сфере формирования идеалов, нравственно-ценностная дезориентация значительной части населения, особенно молодежи, диктует необходимость поиска путей конструктивных изменений, как на уровне личности, так и различных молодежных групп (Б.С.Волков, А.В.Мудрик, В.С.Мухина, А.В.Семенов, В.Э.Чудновский, Т.И.Шульга, Н.М.Шкурко, Д.И.Фельдштейн и др.). Подростковый возраст, в силу своих психофизиологических особенностей, характеризуется потребностью в интенсивных физических и психических нагрузках, поэтому-то современная ритмичная музыка в большей мере способствует реализации этой потребности. Кроме того, подростковый возраст характеризуется необходимостью в интенсивном общении (В.С.Мухина, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин). Следовательно, изучение особенностей сложившейся субкультуры подростков, молодежных музыкальных ценностных ориентации, изучение влияния современной музыки, имиджа музыкальных кумиров на подрастающее поколение — является актуальной проблемой психологии и смежных наук: педагогической психологии, имиджелогии, психологической эстетики и др.

С этих позиций, на наш взгляд, важным является анализ личности кумиров, объяснение их поступков с точки зрения психологической науки.

Для этого мы предприняли попытку проанализировать судьбу М. Джексона с позиций гештальтпсихологии, опираясь на книгу Ф. Перлза «Внутри и вне помойного ведра».

В первую очередь хотелось бы отметить, что книга Ф.Перлза является лишь отчасти теорией гештальтпсихологии. В первую очередь это своего рода дневник. В этом дневнике автор делится с читателями: подробностями своей жизни, трудностями, с которыми ему приходилось сталкиваться как в психологической практике, так и в личной жизни, путями и методами, посредством которых были преодолены «барьеры» на пути к счастливому осознаванию жизни. Где ты хозяин своей жизни, а не раб её.

Так вот, анализируя судьбу Майкла Джексона исходя из теоретических положений известного «мусорщика» (Перлза), необходимо в первую очередь обратить внимание на некоторую схожесть судеб анализируемого и поставщика теоретического материала. В данном случае я имею в виду неблагоприятную семейную атмосферу, которая сопровождала детство обоих. У каждого из них был жестокий, авторитарный родитель, частенько использующий физические наказания в качестве воспитывающего метода. У Перлза – мать, а у Джексона – отец. Нередки были и семейные конфликты (между родителями), оканчивающиеся драками и жестокими избиениями. Свидетелями этих склок были маленькие дети. В обоих случаях нередки были ситуации плохо скрываемого лицемерия одного из родителей.

У Майкла Джексона отец втайне от матери, организовывал выступления детей в самых злачных местах. Он запрещал детям, иметь какие бы то ни было контакты с поклонницами, при этом постоянно появлялся перед детьми в компании 1-ой или 2-ух фанаток группы, иногда в компании проституток. Поразительно в этой ситуации то, что мать Майкла, долгое время не знала, где и как происходят концерты с участием детей. Когда же она узнала, то ничего не изменилось. Как полагал Майкл в детстве – из чувства любви и уважения, как понял, повзрослев – из чувства страха. Ещё мать Майкла принадлежала к Свидетелям Иеговы и для неё были важны принципы брака, с той позиции, с какой они освещаются в этой вере. Дети, выступая в злачных местах, выслушивали мать, которая призывала к чистоте помыслов и поступков. Особенно сильно это влияло на Майкла.

Мать у знаменитости была строгой, но справедливой. Она была чутким человеком и огорчалась неудачам Майкла, порой сильнее, чем он сам. Она всегда очень резко реагировала на информацию несоответствующую действительности, т. е. на жёлтую прессу. Наиболее близкие отношения у Майкла сложились с младшей сестрой Ла Тойей. Возможно, этому способствовало совместное посещение собраний Свидетелей Иеговы. Впоследствии, Ла Тойя оказалась тем человеком, который не побоялся рассказать миру правду о жизни своей семьи, о пути Майкла на вершину славы. Пусть не всю… Что-то имеет право остаться за кадром.

«Желание пускать пыль в глаза, в основном, есть сверхкомпенсация. Не только компенсировать мою неуверенность, но сверхкомпенсировать, загипнотизировать вас в вере, что я есть нечто, действительно, исключительное. И не сомневайтесь в этом!» - пишет Ф. Перлз в книге «Внутри и вне помойного ведра». То же можно применить и в отношении нашей звезды. Постоянно унижаемый своим отцом, который, как уже в детстве заметил Майкл, был, прежде всего, занят подсчитыванием прибыли, денежных средств, заработанных на собственных детях, измерением успеха, количеством девушек, согласных при первой же встрече с кумирами отдаться им полностью и безвозмездно, он стремился стать выше, красивее, талантливее, изобретательней. Благодаря Майклу, мир познал возможность и удовольствие видеть песню. Может быть, он не первый кто придумал клип, но он первый, кто сделал короткое видео захватывающим, насыщенным и драматически сложным. Его клип «Триллер» - есть триллер, но такой триллер, где всё самое важное, меньше беготни и разговоров, больше динамики и эмоций. Сестра Джексона, Ла Тойя, в биографии своего брата пишет, что монстр с покрытым шрамами лбом и желтыми глазами — Джозеф, глава семьи Джексонов. Человек, которого Майкл в детстве со страхом и дрожью в голосе вынужден был называть папой. Приведу небольшой отрывок из биографии, написанной Ла Тойей, дословно «в различных клипах Майкла (а также и других моих братьев) отношения рушатся из-за предательства, интриг и преследований. А Майкл Джексон всегда избегает боли, потому, что он непобедим, невидим, недосягаем или непробиваем. Но, это, же фантазии каждого ребенка, с которым жестоко обращались в детстве. О многом говорит и то, что Майкл в своих песнях и видеоклипах, как правило, выступает спасителем». В этом же разговоре Майкл признался, что его песни, клипы, всё его творчество в большинстве своём есть отражение детских переживаний, как попытка самоутвердиться в жизни, сделать себя более значимым в собственных глазах и глазах окружающих, прежде всего в глазах отца.

Как биологические индивидуумы, мы являемся животными, как социальные существа - мы играем роли и игры. Для современного человека эта проблема выливается в различие и часто - в несовместимость между самоактуализацией и актуализацией образа себя. Человек пытается быть тем, чем он не является, имеет идеалы, которые не могут быть достигнуты, стремиться к совершенству, чтобы спастись от критики, открывает дорогу к бесконечной умственной пытке. Пропасть между некоей возможностью и ее актуализацией, с одной стороны, и извращением этой аутентичности, с другой, становится очевидной. К чему мною приводится этот отрывок из Перлза? Просто я хочу отметить, что на сцене, в своей творческой жизни Майкл играл одного человека – спасителя, храброго, бесстрашного спасителя. В то же самое время в жизни он был другим. Как утверждает Ла Тойя, Майкл предпочитал (и чувствовал себя увереннее) знать о человеке, с которым вынужден вести беседу, как можно больше. Иногда, по её же словам, складывалось впечатление, что певец жутко боится оказаться хоть сколь-нибудь обманутым (здоровый человек доверяет своим ощущениям больше, чем своим предрассудкам – Ф. Перлз). В то же время, он позволял себе, как следует из той же биографии, нечестности в отношении других, даже в отношении родственников (речь шла о наследстве, и описывалось, как Майкл, не будучи на похоронах, совместно с сестрой обшарил весь дом умершего дедушки и похитил некоторые вещи, которые должны были напоминать ему об умершем. Ла Тойя ничего не взяла тайком. Потом сожалела об этом, так как в процессе дележа наследства ей ничего толком не перепало).

Крайние полосы исполнения роли - это признание и притворство. В первом случае вы пользуетесь ролью как способом проявить свою сущность. Вас поддерживает ваш опыт, неподдельность ощущений, чувствительность. Вы - тип. В притворстве вы теряете такое самововлечение. Вы подделываете эмоции, которых нет, вы теряете уверенность в ваших способностях. Короче, вы - фальшивы. В случае Майкла Джексона, касаемо его творчества уместно говорить о признании. Он пользуется ролью, дабы проявить свою сущность. А сущность эта заключается в ненависти к отцу, который держал в страхе всю семью, в желании противостоять агрессии отца, быть сильнее, в желании изменить мир детства к лучшему, не допустить, как только это возможно с помощью творчества, ситуаций, подобно той, в которой прошло его детство.

Любой, чья интуиция остается нетронутой, непосредственно ощущает различие между подлинным страданием, вызванным горем, и исполнением, которое не вызывает у зрителя ничего, кроме любопытства. Исходя из живости эмоций страха, ужаса, отвращения, возникающих при просмотре клипов, созданных певцом, можно судить о подлинном их проявлении у создателя клипов, т. е. у Майкла Джексона. Возможно, конечно, что артист подавляет полное проявление этих эмоций, но они, несомненно, рвутся наружу. В противном случае, если бы эти эмоции, были, лишь наиграны, интерес к клипам и песням данного человека не был бы столь продолжительным. То, что не наполнено эмоциями, не является личностно-значимым, не может вызывать интерес на протяжении, сколь бы то ни было, длительного времени.

Границы контакта, признание различий - да. Стены, осуждение различия - нет. Граница контакта, например граница эго, является слишком запутанным предметом, пока не будет принята в своей простоте. Граница эта подобна прокрустову ложу. Это положение Перлза можно соотнести с постоянным стремлением Майкла Джексона быть самым великим артистом своего времени. Постоянные пластические операции – как один из многочисленных пунктов, необходимых в достижении совершенства.

Существует дифференциация между аутентичностью самоактуализации и искажением образа "я". Между тем, чем мы являемся как унаследованная возможность, и желанием стать тем, чем мы предполагаем быть. Между существующим и создаваемым достижением. Между произвольностью и надуманностью. Чем больше утрачивается аутентичность "я", тем больше мы заполняем эту дыру фантазиями. Чем меньше контакт и поддержка, получаемые эго от "я", тем больше фальшивости и сходства с папье-маше в характере эго. В нашем случае при частичной утрате аутентичности «я» изменения касались не только характера, но и внешности личности, теряющей эту самую аутентичность. Множество пластических операций, произведённых вследствие утери частей аутентичности, сделали Майкла Джексона похожим более на восковую фигуру, нежели на человека. Что касается характера: то можно отметить неуклонное стремление быть, во что бы то ни стало, всё время первым, исполнителем лучшим среди лучших.

В любой данный момент никто не может отличаться от того, кем он является в этот момент, включая желание быть отличным – Ф. Перлз. Но далеко не все помнят эту простую истину. Желая стать кем-то другим, человек может изменить внешность, изменить собственное поведение, окружение, место жительства, но он не может изменить прошлого. И если в этом прошлом, особенно это касается детства, было множество травмирующих факторов: бурные выяснения отношений между родителями, вплоть до рукоприкладства; физическое насилие, как метод воспитания; отсутствие уважительного отношения к личности ребёнка и другое, то просто так, по желанию человека, это никуда не исчезнет. Над этим необходимо работать. И чем раньше человек решиться проработать свои детские проблемы, тем полноценнее будет его взрослая жизнь. Вначале работу над собой и своими проблемами лучше проводить под руководством опытного психолога, постепенно переходя к самостоятельной работе над выявленными проблемами.

 

Список цитированных источников:

1. Биография М.Джексона. Режим доступа: http://www.english-easy.info/biographies/biographies_Michael_Joseph_Jackson.php#axzz1l26QJIYv. – Дата доступа: 10.12.2011.

2. Перлз, Ф. Внутри и вне помойного ведра/ Фредерик С. Перлз, Пауль Гудмен, Ральф Хефферлин // Практикум по гештальттерапии/: пер. с англ. - СПб., издательство "Петербург-XXI век", 1995.-448 с.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.74 (0.008 с.)