Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическое сопровождение молодежнойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
СУБКУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ Евтушенко Е.А., студентка 3 курса (г. Минск, УО «БГПУ им. М. Танка») Научный руководитель – Овсяник Н.В., кандидат психологических наук, доцент
Музыка, прежде всего современная, является неотъемлемой частью жизни подростков и молодежи. Именно они - основные потребители музыкальной продукции. Как показывают психологические исследования, выхолощенные в моральном и эстетическом отношении, многие направления масскультуры отрицательно влияют на социализацию подростков, что требует активного вмешательства науки для социально-психологического изучения всех последствий влияния этой культуры на формирование психики современного подростка (В.Т.Афиногенов, Е.П.Крупник, Д.К.Кипарская и др.). Серьезные деформации, сложившиеся в последние два десятилетия в сфере формирования идеалов, нравственно-ценностная дезориентация значительной части населения, особенно молодежи, диктует необходимость поиска путей конструктивных изменений, как на уровне личности, так и различных молодежных групп (Б.С.Волков, А.В.Мудрик, В.С.Мухина, А.В.Семенов, В.Э.Чудновский, Т.И.Шульга, Н.М.Шкурко, Д.И.Фельдштейн и др.). Подростковый возраст, в силу своих психофизиологических особенностей, характеризуется потребностью в интенсивных физических и психических нагрузках, поэтому-то современная ритмичная музыка в большей мере способствует реализации этой потребности. Кроме того, подростковый возраст характеризуется необходимостью в интенсивном общении (В.С.Мухина, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин). Следовательно, изучение особенностей сложившейся субкультуры подростков, молодежных музыкальных ценностных ориентации, изучение влияния современной музыки, имиджа музыкальных кумиров на подрастающее поколение — является актуальной проблемой психологии и смежных наук: педагогической психологии, имиджелогии, психологической эстетики и др. С этих позиций, на наш взгляд, важным является анализ личности кумиров, объяснение их поступков с точки зрения психологической науки. Для этого мы предприняли попытку проанализировать судьбу М. Джексона с позиций гештальтпсихологии, опираясь на книгу Ф. Перлза «Внутри и вне помойного ведра». В первую очередь хотелось бы отметить, что книга Ф.Перлза является лишь отчасти теорией гештальтпсихологии. В первую очередь это своего рода дневник. В этом дневнике автор делится с читателями: подробностями своей жизни, трудностями, с которыми ему приходилось сталкиваться как в психологической практике, так и в личной жизни, путями и методами, посредством которых были преодолены «барьеры» на пути к счастливому осознаванию жизни. Где ты хозяин своей жизни, а не раб её. Так вот, анализируя судьбу Майкла Джексона исходя из теоретических положений известного «мусорщика» (Перлза), необходимо в первую очередь обратить внимание на некоторую схожесть судеб анализируемого и поставщика теоретического материала. В данном случае я имею в виду неблагоприятную семейную атмосферу, которая сопровождала детство обоих. У каждого из них был жестокий, авторитарный родитель, частенько использующий физические наказания в качестве воспитывающего метода. У Перлза – мать, а у Джексона – отец. Нередки были и семейные конфликты (между родителями), оканчивающиеся драками и жестокими избиениями. Свидетелями этих склок были маленькие дети. В обоих случаях нередки были ситуации плохо скрываемого лицемерия одного из родителей. У Майкла Джексона отец втайне от матери, организовывал выступления детей в самых злачных местах. Он запрещал детям, иметь какие бы то ни было контакты с поклонницами, при этом постоянно появлялся перед детьми в компании 1-ой или 2-ух фанаток группы, иногда в компании проституток. Поразительно в этой ситуации то, что мать Майкла, долгое время не знала, где и как происходят концерты с участием детей. Когда же она узнала, то ничего не изменилось. Как полагал Майкл в детстве – из чувства любви и уважения, как понял, повзрослев – из чувства страха. Ещё мать Майкла принадлежала к Свидетелям Иеговы и для неё были важны принципы брака, с той позиции, с какой они освещаются в этой вере. Дети, выступая в злачных местах, выслушивали мать, которая призывала к чистоте помыслов и поступков. Особенно сильно это влияло на Майкла. Мать у знаменитости была строгой, но справедливой. Она была чутким человеком и огорчалась неудачам Майкла, порой сильнее, чем он сам. Она всегда очень резко реагировала на информацию несоответствующую действительности, т. е. на жёлтую прессу. Наиболее близкие отношения у Майкла сложились с младшей сестрой Ла Тойей. Возможно, этому способствовало совместное посещение собраний Свидетелей Иеговы. Впоследствии, Ла Тойя оказалась тем человеком, который не побоялся рассказать миру правду о жизни своей семьи, о пути Майкла на вершину славы. Пусть не всю… Что-то имеет право остаться за кадром. «Желание пускать пыль в глаза, в основном, есть сверхкомпенсация. Не только компенсировать мою неуверенность, но сверхкомпенсировать, загипнотизировать вас в вере, что я есть нечто, действительно, исключительное. И не сомневайтесь в этом!» - пишет Ф. Перлз в книге «Внутри и вне помойного ведра». То же можно применить и в отношении нашей звезды. Постоянно унижаемый своим отцом, который, как уже в детстве заметил Майкл, был, прежде всего, занят подсчитыванием прибыли, денежных средств, заработанных на собственных детях, измерением успеха, количеством девушек, согласных при первой же встрече с кумирами отдаться им полностью и безвозмездно, он стремился стать выше, красивее, талантливее, изобретательней. Благодаря Майклу, мир познал возможность и удовольствие видеть песню. Может быть, он не первый кто придумал клип, но он первый, кто сделал короткое видео захватывающим, насыщенным и драматически сложным. Его клип «Триллер» - есть триллер, но такой триллер, где всё самое важное, меньше беготни и разговоров, больше динамики и эмоций. Сестра Джексона, Ла Тойя, в биографии своего брата пишет, что монстр с покрытым шрамами лбом и желтыми глазами — Джозеф, глава семьи Джексонов. Человек, которого Майкл в детстве со страхом и дрожью в голосе вынужден был называть папой. Приведу небольшой отрывок из биографии, написанной Ла Тойей, дословно «в различных клипах Майкла (а также и других моих братьев) отношения рушатся из-за предательства, интриг и преследований. А Майкл Джексон всегда избегает боли, потому, что он непобедим, невидим, недосягаем или непробиваем. Но, это, же фантазии каждого ребенка, с которым жестоко обращались в детстве. О многом говорит и то, что Майкл в своих песнях и видеоклипах, как правило, выступает спасителем». В этом же разговоре Майкл признался, что его песни, клипы, всё его творчество в большинстве своём есть отражение детских переживаний, как попытка самоутвердиться в жизни, сделать себя более значимым в собственных глазах и глазах окружающих, прежде всего в глазах отца. Как биологические индивидуумы, мы являемся животными, как социальные существа - мы играем роли и игры. Для современного человека эта проблема выливается в различие и часто - в несовместимость между самоактуализацией и актуализацией образа себя. Человек пытается быть тем, чем он не является, имеет идеалы, которые не могут быть достигнуты, стремиться к совершенству, чтобы спастись от критики, открывает дорогу к бесконечной умственной пытке. Пропасть между некоей возможностью и ее актуализацией, с одной стороны, и извращением этой аутентичности, с другой, становится очевидной. К чему мною приводится этот отрывок из Перлза? Просто я хочу отметить, что на сцене, в своей творческой жизни Майкл играл одного человека – спасителя, храброго, бесстрашного спасителя. В то же самое время в жизни он был другим. Как утверждает Ла Тойя, Майкл предпочитал (и чувствовал себя увереннее) знать о человеке, с которым вынужден вести беседу, как можно больше. Иногда, по её же словам, складывалось впечатление, что певец жутко боится оказаться хоть сколь-нибудь обманутым (здоровый человек доверяет своим ощущениям больше, чем своим предрассудкам – Ф. Перлз). В то же время, он позволял себе, как следует из той же биографии, нечестности в отношении других, даже в отношении родственников (речь шла о наследстве, и описывалось, как Майкл, не будучи на похоронах, совместно с сестрой обшарил весь дом умершего дедушки и похитил некоторые вещи, которые должны были напоминать ему об умершем. Ла Тойя ничего не взяла тайком. Потом сожалела об этом, так как в процессе дележа наследства ей ничего толком не перепало). Крайние полосы исполнения роли - это признание и притворство. В первом случае вы пользуетесь ролью как способом проявить свою сущность. Вас поддерживает ваш опыт, неподдельность ощущений, чувствительность. Вы - тип. В притворстве вы теряете такое самововлечение. Вы подделываете эмоции, которых нет, вы теряете уверенность в ваших способностях. Короче, вы - фальшивы. В случае Майкла Джексона, касаемо его творчества уместно говорить о признании. Он пользуется ролью, дабы проявить свою сущность. А сущность эта заключается в ненависти к отцу, который держал в страхе всю семью, в желании противостоять агрессии отца, быть сильнее, в желании изменить мир детства к лучшему, не допустить, как только это возможно с помощью творчества, ситуаций, подобно той, в которой прошло его детство. Любой, чья интуиция остается нетронутой, непосредственно ощущает различие между подлинным страданием, вызванным горем, и исполнением, которое не вызывает у зрителя ничего, кроме любопытства. Исходя из живости эмоций страха, ужаса, отвращения, возникающих при просмотре клипов, созданных певцом, можно судить о подлинном их проявлении у создателя клипов, т. е. у Майкла Джексона. Возможно, конечно, что артист подавляет полное проявление этих эмоций, но они, несомненно, рвутся наружу. В противном случае, если бы эти эмоции, были, лишь наиграны, интерес к клипам и песням данного человека не был бы столь продолжительным. То, что не наполнено эмоциями, не является личностно-значимым, не может вызывать интерес на протяжении, сколь бы то ни было, длительного времени. Границы контакта, признание различий - да. Стены, осуждение различия - нет. Граница контакта, например граница эго, является слишком запутанным предметом, пока не будет принята в своей простоте. Граница эта подобна прокрустову ложу. Это положение Перлза можно соотнести с постоянным стремлением Майкла Джексона быть самым великим артистом своего времени. Постоянные пластические операции – как один из многочисленных пунктов, необходимых в достижении совершенства. Существует дифференциация между аутентичностью самоактуализации и искажением образа "я". Между тем, чем мы являемся как унаследованная возможность, и желанием стать тем, чем мы предполагаем быть. Между существующим и создаваемым достижением. Между произвольностью и надуманностью. Чем больше утрачивается аутентичность "я", тем больше мы заполняем эту дыру фантазиями. Чем меньше контакт и поддержка, получаемые эго от "я", тем больше фальшивости и сходства с папье-маше в характере эго. В нашем случае при частичной утрате аутентичности «я» изменения касались не только характера, но и внешности личности, теряющей эту самую аутентичность. Множество пластических операций, произведённых вследствие утери частей аутентичности, сделали Майкла Джексона похожим более на восковую фигуру, нежели на человека. Что касается характера: то можно отметить неуклонное стремление быть, во что бы то ни стало, всё время первым, исполнителем лучшим среди лучших. В любой данный момент никто не может отличаться от того, кем он является в этот момент, включая желание быть отличным – Ф. Перлз. Но далеко не все помнят эту простую истину. Желая стать кем-то другим, человек может изменить внешность, изменить собственное поведение, окружение, место жительства, но он не может изменить прошлого. И если в этом прошлом, особенно это касается детства, было множество травмирующих факторов: бурные выяснения отношений между родителями, вплоть до рукоприкладства; физическое насилие, как метод воспитания; отсутствие уважительного отношения к личности ребёнка и другое, то просто так, по желанию человека, это никуда не исчезнет. Над этим необходимо работать. И чем раньше человек решиться проработать свои детские проблемы, тем полноценнее будет его взрослая жизнь. Вначале работу над собой и своими проблемами лучше проводить под руководством опытного психолога, постепенно переходя к самостоятельной работе над выявленными проблемами.
Список цитированных источников: 1. Биография М.Джексона. Режим доступа: http://www.english-easy.info/biographies/biographies_Michael_Joseph_Jackson.php#axzz1l26QJIYv. – Дата доступа: 10.12.2011. 2. Перлз, Ф. Внутри и вне помойного ведра/ Фредерик С. Перлз, Пауль Гудмен, Ральф Хефферлин // Практикум по гештальттерапии/: пер. с англ. - СПб., издательство "Петербург-XXI век", 1995.-448 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.74 (0.008 с.) |