Причины правонарушений несовершеннолетних 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины правонарушений несовершеннолетних



Романенко Е.А., студентка 2 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Королькова Л.В., преподаватель

В соответствии с законодательством Республики Беларусь, лица в возрасте от 14 до 18 лет, совершающие преступления, относятся к группе несовершеннолетних преступников. Криминализация детей и подростков — это криминализация будущего в стране. Наиболее часто они совершают кражи, угон транспортных средств, хулиганство, преступления против личности, осваивают такие виды преступлений, как торговля оружием, наркотиками, компьютерные преступления. Около 70 % преступлений совершаются в группах, в том числе в группах с взрослыми, которые передают подросткам свой криминальный опыт. В Витебской области за 2011 год было выявлено 1841 правонарушение совершенное несовершеннолетними, за 2010 год 1674, среди которых больше всего это распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде [5, с. 125].

Наблюдается рост числа преступности среди несовершеннолетних. Вовлечение в асоциальный образ жизни порождает у взрослеющих подростков привычку к противоправным действиям, пренебрежение к честному труду и формирует идеологию круговой поруки. Нахождение в криминальной среде в течение 5-10 лет практически определяет жизненный круг подростка, поэтому так важна профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

1. Отсутствие положительных примеров для подражания, идеалов, к которым подростки могли бы стремиться. В связи с отсутствием своих принципов поведения, подростки перенимают их у более сильной и очень часто негативной личности.

2. Ослабление родственных, семейных и иных связей, что существенно снижает возможности социального контроля.

3. Деформация духовной жизни подрастающего поколения с помощью некоторых СМИ, бытовых контактов и т. д., стандартов повседневного поведения, не совместимых с ценностями общества (культ силы, наркотиков, жестокости как «нормы» жизни современного подростка, феномен безнравственности (проституция, вымогательство, сводничество).

Телевидение стало «оружием» массового поражения. В Библии сказано: «Не многих пускай в дом твой». Заметна прямая связь между насилием на экране и ростом числа насильственных преступлений среди несовершеннолетних. Многие родители самоустранились от воспитания детей, передав свои функции улице. Телевизор в семьях заменил живое общение родителей с детьми. Любимыми местами времяпрепровождения подростков стали чердаки, подвалы, где они предоставлены сами себе, бесконтрольны в своих развлечениях.

4. Для подростков из малообеспеченных и неблагополучных семей кражи могут быть источником доходов, а в некоторых случаях ребята, неуспешные в школе, спорте, творческой деятельности, видят способ самоутверждения в криминальной среде в виду осознания невозможности реализовать себя в обществе иным способом.

Потребности и интересы подростка смещены в сторону материализма. Смысл жизни утрачен или не найден. Это толкает подростков на противоправные поступки. Недостаток у подростков социального опыта, возрастные особенности (повышенная внушаемость, склонность к подражанию, юношеский негативизм, отсутствие жизненных ориентации и установок).

5 Завышенная самооценка, безответственность, недостаточный самоконтроль и самоанализ, стремление самоутвердиться любым способом, слабо развитая эмпатия, злобность, агрессивность, нестабильность, употребление спиртных напитков, психоактивных веществ, бродяжничество, отсутствие интереса к учебе и труду.

6. Неготовность родителей защищать детей от дурного влияния и обеспечивать необходимый уровень интеллектуального и нравственного развития.Значение семьи в жизни ребенка трудно переоценить, здесь закладываются основы характера, исходные жизненные установки, духовные и моральные ценности, усваиваются правила поведения и приличия.

7. Определяющую роль играет нравственная позиция родителей. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий правонарушитель воспитывался в такой семье, в которой он постоянно сталкивался с систематическими пьянками родителей, их скандалами, развратом, проявлением жестокости, совершением взрослыми преступлений [1, c. 97].

8. Около 2/3 подростков-правонарушителей воспитывались в семьях, в которых источники отрицательного влияния носили скрытый характер, чаще всего обусловленный потребительской психологией родителей. Если детям ни в чем не отказывают, покупают все, что они просят, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, то они вырастают потребителями, жаждущими все новых и новых удовольствий и благ. Привыкнув жить за чужой счет, они стремятся удовлетворить свои прихоти любой ценой. Отсутствие привычки к самоограничению нередко толкает детей на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний потребительского характера.

Прямой противоположностью указанной позиции является излишняя суровость по отношению к детям, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказания, унижающие детей и оскорбляющие их человеческое достоинство. Результаты не заставляют себя долго ждать: впоследствии у детей может возникнуть неприязнь к родителям, в результате чего они выдут из-под их влияния и контроля и начнут совершать поступки «назло» родителям, в том числе и правонарушения.

С данными недостатками семейного воспитания нередко сочетается самоограничение родителями объема своих обязанностей, чаще всего это проявляется в безнадзорности, т. е. в отсутствии контроля над использованием детьми свободного времени и над характером их дружеских связей. Конечно, дети нуждаются в самостоятельности, и родители должны заботиться о ее развитии и проявлении в жизни. Воспитание подростка не терпит назойливой опеки, но при этом родители не должны полностью отрываться от его жизни. Не контролируя подростка, взрослые лишают себя возможности своевременно помочь ему в трудную минуту. Он же, не ощущая над собой контроля, испытывает иллюзию полной свободы.

9. Весьма четко прослеживается в генезисе преступного поведения отри­цательная значимость таких признаков, характеризующих личность, как низкий культурный и образовательный уровень учащихся - правонарушителей. Результаты исследований указывают на некоторое повышение за последние годы общего образовательного уровня у подростков-правонарушителей, что обусловливается введением в нашей стране всеобщего среднего образования. В то же время, по-прежнему отмечается устойчивое отставание в образо­вательном и культурном уровне правонарушителей от своих сверстников.Несоответствие образовательного и культурного уровней возрасту учащегося, что обычно связано с нежеланием учиться, обусловливает неразвитость интересов и утилитарность потребностей учащихся.

10. Положение усугубляется еще и тем, что несовершеннолетние правонарушители обычно с недоверием воспринимают информацию воспитательного характера, исходящую от официальных лиц и коллективов, нередко трактуют ее ошибочно, стремясь найти в ней лишь то, что в какой-то мере может оправдать их поведение и укрепить статус в неформальных группах микроокружения. Постепенно отрываясь от учебного коллектива, такие учащиеся ищут занятия вне школы, в кругу случайных уличных знакомых и сравнительно легко попадают под пагубное влияние антиобщественных элементов. "Вредное влияние микросреды, – пишет болгарский психолог В.Момов, - часто оказывается сильнее по сравнению с более далеким и опосредованным влиянием макро­среды [1, c. 38].

Именно это - одно из слабейших мест социализации человека на современном этапе развития общества. Следует согласиться с Л.М. Зюбиным, который полагает, что в силу особенностей общения и ориентации трудновоспитуемых подростков личные связи и неформальные группы необходимо устранить, пресечь или нейтрализовать источники вредного влияния и факторы, способствующие неблагоприятному формированию личности учащегося. Поскольку среди учеников, совершивших преступления и иные правонарушения, подавляющее большинство составляют трудновоспитуемые и неуспевающие подростки, педагогическим коллективам и общественным организациям учебных заведений следует больше внимания уделять этому контингенту учащихся.

11. Возрастание роли малых неформальных групп многие исследователи объясняют изменением способов общения, экстенсивным характером лич­ностных контактов, составляющих неотъемлемую часть повседневного быта и широко распространенных в различных группах населения, особенно среди несовершеннолетних и молодежи. Изложенное, однако, не противоречит положениям криминологии о разлагающем влиянии малых преступных групп на формирование личности правонарушителей, особенно из числа несовершеннолетних и молодежи. Важно при этом учитывать, что преступные группирования, возникающие на почве неформальных связей и отношений, в условиях нашего общества не являются какой-либо социальной общностью, входящей в другие структурные или социальные образования. Преступная деятельность членов таких групп приводит их к вынужденной изоляции встречает противодействие со стороны общества, что в свою очередь облегчает действия по их обнаружению, разобщению и ликвидации.

Другие точки зрения высказывались еще в 70-е годы Букиным В.Р., который например, указывает, что неформальные малые группы в современных условиях становятся организующими и регулирующими факторами общественных психологических процессов. По мнению известного американского социолога Теодора Миллза, изучение и познание социальной микроструктуры малых групп представляет собой важнейший «источник путей умозаключений о социальных системах вообще».С такой трактовкой роли микросоциальных образований нельзя согласиться, поскольку малые, группы в данном случае рассматриваются изолированно, в отрыве от микроструктуры общества, что приводит к субъективному неоправданно преувеличенному значению психологических факторов межличностного общения. Не следует забывать, что указанные группы как таковые не создают социальных норм и не определяют характер общественных отношений [1, c. 72].

Поэтому обязательно нужно проводить профилактические мероприятия с несовершеннолетними:

– проводить культурно-массовые мероприятия, устраивать концерты, показательные выступления);

– на общественных началах в социальных центрах организовывать различные секции, кружки;

– подросток должен знать о самой проблеме, и для этого в учебных заведениях нужно: показать подростку «мир по ту сторону жизни». Проводить выездные экскурсии в места лишения свободы. После увиденного, подросток не захочет оказаться там вновь;

– средства массовой информации должны рассказывать подростку о его важности и необходимости в нашем обществе.

Практика показывает, что многие правонарушения подростков стали возможными только вследствие их безнадзорности, отсутствия надлежащего контроля в семье. На становление личности несовершеннолетнего преступника влияют семьи. В большинстве своем несовершеннолетние правонарушители не являются злодеями, они — жертвы семейного и общественного воспитания, и наша общая задача — помочь им найти достойный путь в жизни. несовершеннолетний преступник стал преступником, именно потому, что он в свое время не ощутил поддержку родителей, общества, государства. Именно, исходя, из этого и должна строится профилактика отклоняющегося поведения подростков, которая могла бы ему помочь приспособиться к социальной среде.

 

Список цитированных источников:

1. Абубзкиров, Ф.М. Уголовно-правовые и криминологические проблемы проти­водействия организованной преступности несовершеннолетних: Автореферат канд. дисс. - М.: Академия МВД РФ, 1995. - 20 с.

2. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Новый юрист, 1998. – 205 с.

3. Ермаков, В.Д. Преступность несовершеннолетних // Криминология: Учебник для юридических вузов. - М.: Норма-М-Инфра, 1999. – 198 с.

4. Криминологи о неформальных молодежных объединениях. М., 1990. – 275 с.

5. Сведения из Лиозненского РОВД Витебская обл., г. п. Лиозно.

 

 

СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.1 с.)