Молодежи к осознанному родительству 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Молодежи к осознанному родительству



 

Пойда О.В., аспирантка

(г. Могилев, УО «МГУ им. А.А. Кулешова»)

Научный руководитель – Комарова И.А., кандидат педагогических наук, доцент

 

Подготовка молодёжи к осознанному родительству сегодня предстаёт как значимая педагогическая проблема, имеющая ярко выраженную социальную направленность. Создание педагогически целесообразной и эффективной воспитательной системы невозможно без специально осуществляемой деятельности по её проектированию и моделированию. Важное место здесь принадлежит выбору тех технологий и методов, которые будут способствовать успешному достижению поставленных целей и реализации содержания образования. Особенно значимым это становится в высшей школе, когда вопросы семьи, брака и родительства становятся для молодых людей наиболее актуальными.

Мысль о необходимости подготовки молодых людей к родительству в рамках образовательного процесса учебных заведений мы можем встретить в трудах многих отечественных учёных XIX века (А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева и др.) Однако в начале XX века эти педагогические воззрения практически не были реализованы в профессиональной деятельности учебных заведений.

На наш взгляд, на современном этапе социального развития одним из способов преодоления кризисной ситуации в сфере родительства является создание и внедрение в учебно-воспитательную практику высших учебных заведений вариативных социально-педагогических технологий, способствующих подготовке молодых людей к осознанному родительству.

В отличие от сугубо педагогических технологий, социально-педагогические технологии направлены на решение современных социально-педагогических проблем, в ряду которых, по нашему мнению, стоит проблема подготовки студенческой молодёжи к осознанному родительству. Данная технология должна строиться на технологиях развивающего обучения (личностно ориентированной, технологии активизации эмоционально-познавательной деятельности учащихся, проблемной и диалоговой технологиях) и создаваться как система научно обоснованных компонентов и методик, способствующих установлению таких отношений, при которых создаются условия для развития личности.

По целевым ориентациям данная социально-педагогическая технология должна быть направлена:

- на воспитание мотивации к осознанному родительству (мотивационный компонент);

- воспитание эмоционального отношения к детям как объекту любви и заботы (эмотивный компонент);

- становление познавательного потенциала личности (когнитивный компонент);

- становление ценностных ориентаций (аксиологический компонент);

- формирование интереса к самопознанию и рефлексии, стимулирование нравственного развития личности (системно-деятельностный компонент).

Реализация предложенной социально-педагогической технологии, направленной на формирование осознанного родительства у студентов в образовательном пространстве современного вуза, может осуществляться путём обновления содержания образовательного компонента вуза, создания новых интегрированных курсов, введения спецкурсов и спецсеминаров, а также организации и совершенствования системы форм и методов, обеспечивающих подготовку студентов к будущему родительству.

Основными педагогическими методами, обеспечивающими формирование ценностного отношения к родительству у студенческой молодёжи, по нашему мнению, могут быть:

– метод мозгового штурма, который может выступать как методический приём при организации дискуссии, так и в качестве самостоятельного метода. Малые студенческие группы с помощью рабочих гипотез рассматривают самые разнообразные идеи, доказывают важность решения придуманной или взятой из реальной действительной ситуации. Основная цель метода − путём логической аргументации подвергнуть атаке сложившиеся на уровне стереотипа воззрения (типа «моих родителей никто не учил, а они меня как-то воспитали, поэтому и я так справлюсь»), в результате чего должно произойти преодоление культурной замкнутости и дисциплинарной ограниченности индивидуального сознания, переосмысление социальных установок.

– метод анализа конкретных ситуаций, когда учащимся предлагаются на рассмотрение конкретные ситуации, заимствованные из общественной жизни. Они должны проанализировать ситуацию и выработать варианты решения содержащейся в ситуации проблемы. К примеру, проблема усыновления детей: детские приюты не пустуют, а наши сограждане не спешат выступить приёмной семьёй, и особенно, для детей с ограниченными возможностями. Поэтому многие дети только благодаря «иностранному» усыновлению получают возможность если не излечиться, то получить максимум возможностей для собственного развития. Однако в последнее время часто поднимается вопрос об ограничении усыновления белорусских детей иностранными гражданами, т.к. в средствах массовой информации сообщают о том, что «в какой-либо зарубежной семье плохо обращались с усыновлённым в нашей стране ребёнком…». Как относиться к данной проблеме? Ведь многие наши дети даже в родительских семьях не защищены от насилия и жестокого обращения.

формированию у студентов опыта реализации приобретенных знаний в деятельности можно с помощью использования учебной игры (игровые методы), т.к. возможности включить студентов в реальное взаимодействие с ребёнком весьма ограничены. В них предлагаются жизненные ситуации, которые требуют действий, связанных с решением вполне конкретных, порой нестандартных задач. Вместе с тем многие моменты игры, будучи условными, позволяют проектировать варианты решения задачи, проявить своё творчество.

Особую эмоциональную окрашенность деятельности студентов придаёт необходимость принимать решения в сложных и часто неопределённых условиях, что задаётся игровой ситуацией. В этом проявляется направленность игры в будущее: в ней моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, умения и навыки, необходимые для выполнения родительской роли в будущем.

Игра всегда подразумевает взаимодействие, играть – значит вступать в контакт с другими. В этом плане она - своеобразный диалог между партнёрами. «Спрятавшись» за роль, студенты учатся культуре общения, соблюдению уважительного отношения к личности собеседника, выражая при этом интерес к мнению ребёнка, поощряя его к высказываниям мимикой, жестами, репликами. Учебная игра оказывается необычайно информативной, она позволяет знакомить студентов с многими тонкостями внутрисемейных отношений: например, овладеть способами предупреждения конфликтов, выработать тактику общения с ребёнком в различных ситуациях и т.д.

Способы педагогического воздействия не ограничены только вышеперечисленными. В то же время, используя различные технологии и методы, мы можем приблизиться к решению главной задачи – сделать наши семьи крепче, человека – счастливее, а общество стабильнее.

 

Список цитированных источников:

1. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998.

2. Педагогические технологии: учебное пособие / авт.-сост. Т.П. Сальникова. – М.: Сфера, 2007.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 917; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.144.71 (0.009 с.)