Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Молодежи к осознанному родительствуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Пойда О.В., аспирантка (г. Могилев, УО «МГУ им. А.А. Кулешова») Научный руководитель – Комарова И.А., кандидат педагогических наук, доцент
Подготовка молодёжи к осознанному родительству сегодня предстаёт как значимая педагогическая проблема, имеющая ярко выраженную социальную направленность. Создание педагогически целесообразной и эффективной воспитательной системы невозможно без специально осуществляемой деятельности по её проектированию и моделированию. Важное место здесь принадлежит выбору тех технологий и методов, которые будут способствовать успешному достижению поставленных целей и реализации содержания образования. Особенно значимым это становится в высшей школе, когда вопросы семьи, брака и родительства становятся для молодых людей наиболее актуальными. Мысль о необходимости подготовки молодых людей к родительству в рамках образовательного процесса учебных заведений мы можем встретить в трудах многих отечественных учёных XIX века (А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева и др.) Однако в начале XX века эти педагогические воззрения практически не были реализованы в профессиональной деятельности учебных заведений. На наш взгляд, на современном этапе социального развития одним из способов преодоления кризисной ситуации в сфере родительства является создание и внедрение в учебно-воспитательную практику высших учебных заведений вариативных социально-педагогических технологий, способствующих подготовке молодых людей к осознанному родительству. В отличие от сугубо педагогических технологий, социально-педагогические технологии направлены на решение современных социально-педагогических проблем, в ряду которых, по нашему мнению, стоит проблема подготовки студенческой молодёжи к осознанному родительству. Данная технология должна строиться на технологиях развивающего обучения (личностно ориентированной, технологии активизации эмоционально-познавательной деятельности учащихся, проблемной и диалоговой технологиях) и создаваться как система научно обоснованных компонентов и методик, способствующих установлению таких отношений, при которых создаются условия для развития личности. По целевым ориентациям данная социально-педагогическая технология должна быть направлена: - на воспитание мотивации к осознанному родительству (мотивационный компонент); - воспитание эмоционального отношения к детям как объекту любви и заботы (эмотивный компонент); - становление познавательного потенциала личности (когнитивный компонент); - становление ценностных ориентаций (аксиологический компонент); - формирование интереса к самопознанию и рефлексии, стимулирование нравственного развития личности (системно-деятельностный компонент). Реализация предложенной социально-педагогической технологии, направленной на формирование осознанного родительства у студентов в образовательном пространстве современного вуза, может осуществляться путём обновления содержания образовательного компонента вуза, создания новых интегрированных курсов, введения спецкурсов и спецсеминаров, а также организации и совершенствования системы форм и методов, обеспечивающих подготовку студентов к будущему родительству. Основными педагогическими методами, обеспечивающими формирование ценностного отношения к родительству у студенческой молодёжи, по нашему мнению, могут быть: – метод мозгового штурма, который может выступать как методический приём при организации дискуссии, так и в качестве самостоятельного метода. Малые студенческие группы с помощью рабочих гипотез рассматривают самые разнообразные идеи, доказывают важность решения придуманной или взятой из реальной действительной ситуации. Основная цель метода − путём логической аргументации подвергнуть атаке сложившиеся на уровне стереотипа воззрения (типа «моих родителей никто не учил, а они меня как-то воспитали, поэтому и я так справлюсь»), в результате чего должно произойти преодоление культурной замкнутости и дисциплинарной ограниченности индивидуального сознания, переосмысление социальных установок. – метод анализа конкретных ситуаций, когда учащимся предлагаются на рассмотрение конкретные ситуации, заимствованные из общественной жизни. Они должны проанализировать ситуацию и выработать варианты решения содержащейся в ситуации проблемы. К примеру, проблема усыновления детей: детские приюты не пустуют, а наши сограждане не спешат выступить приёмной семьёй, и особенно, для детей с ограниченными возможностями. Поэтому многие дети только благодаря «иностранному» усыновлению получают возможность если не излечиться, то получить максимум возможностей для собственного развития. Однако в последнее время часто поднимается вопрос об ограничении усыновления белорусских детей иностранными гражданами, т.к. в средствах массовой информации сообщают о том, что «в какой-либо зарубежной семье плохо обращались с усыновлённым в нашей стране ребёнком…». Как относиться к данной проблеме? Ведь многие наши дети даже в родительских семьях не защищены от насилия и жестокого обращения. – формированию у студентов опыта реализации приобретенных знаний в деятельности можно с помощью использования учебной игры (игровые методы), т.к. возможности включить студентов в реальное взаимодействие с ребёнком весьма ограничены. В них предлагаются жизненные ситуации, которые требуют действий, связанных с решением вполне конкретных, порой нестандартных задач. Вместе с тем многие моменты игры, будучи условными, позволяют проектировать варианты решения задачи, проявить своё творчество. Особую эмоциональную окрашенность деятельности студентов придаёт необходимость принимать решения в сложных и часто неопределённых условиях, что задаётся игровой ситуацией. В этом проявляется направленность игры в будущее: в ней моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, умения и навыки, необходимые для выполнения родительской роли в будущем. Игра всегда подразумевает взаимодействие, играть – значит вступать в контакт с другими. В этом плане она - своеобразный диалог между партнёрами. «Спрятавшись» за роль, студенты учатся культуре общения, соблюдению уважительного отношения к личности собеседника, выражая при этом интерес к мнению ребёнка, поощряя его к высказываниям мимикой, жестами, репликами. Учебная игра оказывается необычайно информативной, она позволяет знакомить студентов с многими тонкостями внутрисемейных отношений: например, овладеть способами предупреждения конфликтов, выработать тактику общения с ребёнком в различных ситуациях и т.д. Способы педагогического воздействия не ограничены только вышеперечисленными. В то же время, используя различные технологии и методы, мы можем приблизиться к решению главной задачи – сделать наши семьи крепче, человека – счастливее, а общество стабильнее.
Список цитированных источников: 1. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. 2. Педагогические технологии: учебное пособие / авт.-сост. Т.П. Сальникова. – М.: Сфера, 2007.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 956; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.252 (0.007 с.) |