Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы института семьи в Республике БеларусьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Ивашкевич Ю.М., студентка 3 курса (г. Минск, Белорусский государственный университет) Научный руководитель – Русакович А.В., кандидат исторических наук, доцент
Институт семьи в Беларуси в настоящее время вызывает определенное беспокойство. Это вызвано, прежде всего, низкими репродуктивными установками у молодых людей, которые считают относительно ранее наличие детей в семье важнейшим фактором бедности, ограничения профессионального роста, активной социальной жизни, отказа от многих потенциальных возможностей. Большинство вступивших в брак не имеют своего жилья. В связи с этим, только у 70% молодых семейных пар ожидаемое число детей соответствует желаемому, а в 2007 г. средний возраст матери при рождении ребенка составил 26,6 лет (при рождении первого ребенка – 24,2, последующих детей – 29,6 лет). Высока доля рождения детей вне зарегистрированного брака – в настоящее время это каждый четвертый-пятый ребенок. Причем, 41,1% - у матерей моложе 20 лет (от всех родившихся у матерей этого возраста), 28,5% - у женщин 35-39 лет, 35,15 – у матерей 40-44 лет. Низкий уровень рождаемости связан также с массовым распространением однодетной семьи и, следовательно, высокой долей первенцев среди родившихся детей. В 2007 г. в Беларуси их доля составила 57,7%, тогда как в США первенцы составляют 40% всех родившихся, в Швеции – 45%, в России – около 60%. Однако есть в этом процессе и положительная тенденция для нашей страны. В 2007 г. на 11,3% увеличилось количество детей, рожденных вторыми, на 15,4% - третьими. Практически такая же доля их наблюдается в России, Украине, Польше, Румынии, Франции. В таких странах, как ФРГ, Греция, Чехия, Швейцария, Ирландия этот показатель выше. Суммарный коэффициент рождаемости по Беларуси наиболее высокий в Брестской и Гродненской областях, где он выше 1,4 ребенка на одну женщину. Самые низкие показатели – в городе Минске (1,11) и Витебской области (1,21). Региональная дифференциация обусловлена прежде всего уровнем экономического развития регионов, развитостью социальной инфраструктуры, культурно-религиозными особенностями и традициями. Значительной проблемой является высокий уровень разводов, что приводит к воспитанию детей в неполных семьях, в которых возникает целый ряд экономических, морально-психологических и социальных проблем, неблагоприятно влияющих на здоровье членов семьи. Возрастает в последнее время и смертность мужчин в возрасте от 20 до 49 лет. В 2007 г. она превысила смертность женщин в 3,7-4 раза. Не всегда существует возможность достойного материального обеспечения детей. Так, по данным Детского Фонда ООН (Юнисеф) среди домохозяйств из двух человек (в том числе одного родителя и ребенка) 57,9% имеют в своем составе экономически активных членов, среди состоящих из 3-х человек – 94%. В 2007 г. за чертой малообеспеченности находилось 207,4 тыс. домохозяйств, в настоящее время этот показатель возрос. Таким образом, для одиноких родителей одной из самых актуальных задач является наличие работы и сохранение работоспособности. Уровень заболеваемости зависит от многих разнообразных факторов: распространенного образа жизни, общей и санитарно-гигиенической культуры, демографической ситуации, экологического состояния окружающей среды, условий работы и проживания, эффективности учреждений здравоохранения, достижений медицинской науки. К сожалению, в начале XXI века наблюдается рост первичной заболеваемости, среди которой наиболее удельный вес занимают болезни органов дыхания (51,3%), особенно возросли психические расстройства, новообразования, болезни системы кровообращения, костно-мышечной системы, инфекционные и паразитарные травмы и отравления и др. Социально острой проблемой для Беларуси продолжает оставаться пьянство, алкоголизм и наркомания. За 2000-2006 гг. заболеваемость алкоголизмом и алкогольными психозами выросла у мужчин на 75,6%, а у женщин – увеличилась на 41,4%, токсикоманией – с 215 больных на 100 тыс. населения в 2000 году до 572 больных в 2006 году. Таким образом, основными факторами, отрицательно влияющими на здоровье населения, являются психоэмоциональные перегрузки, нестабильность экономической ситуации, возрастающая алкоголизация населения, экологическое неблагополучие, рост цен на продовольствие и лекарственные препараты и др. Следует отметить, что остается проблема обеспеченности детскими дошкольными учреждениями, особенно в сельской местности, значительно уменьшилось число внешкольных учреждений, обеспечивающих воспитание и обучение детей. Подводя итоги выше сказанному, хотелось бы отметить, что к объективным и субъективным причинам неблагополучия семьи, прежде всего, относятся нестабильный экономический уровень жизни населения; наличие правовых пробелов в законодательстве в области брака и семьи; низкая обеспеченность молодых семей жильем; недостаточная престижность в стране института брака; негативные тенденции в социуме, выражающиеся в росте алкоголизма, наркомании, правонарушений; индивидуализация жизни как социально-психологическая тенденция; нерациональное распределение между супругами домашних обязанностей и участия в воспитании детей, низкий уровень личностных установок и знаний о брачно-семейных отношениях, отсутствие общей семейной цели и цели в воспитании детей; наличие вредных привычек, состояние физического и психологического здоровья родителей и детей.
МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Искарадова В.С., студентка 5 курса (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова») Научный руководитель – Циркунова Н.И., старший преподаватель
Проблема мотивов выбора профессии всё больше и больше привлекает к себе наше внимание. Что понимать под мотивами деятельности человека: свойство ли это или состояние личности, внутреннее или внешнее побуждение к действию, или же мотив представляет собой единство перечисленных факторов? [1, с. 121] Чаще всего в психологической литературе встречается следующее определение мотива.Мотив – это совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих деятельность личности и определяющих её направленность [1, с. 204]. Вопрос мотивов выбора профессии по праву занимает центральное место в решении проблемы профессиональной ориентации. Для выявления мотивов выбора профессии нами была составлена анкета и проведено исследование на базе Витебского государственного университета им. П.М. Машерова, и на базе Витебского государственного медицинского университета. В качестве респондентов выступили студенты – психологи 1 – го, 3-го и 5-го курсов и студенты-медики 1-го, 3-го и 6-го курсов. Результаты нашего исследования по выявлению мотивов выбора профессии оказались следующими. Для студентов-психологов доминирующими мотивами выбора профессии явились: желание помочь людям справиться с психологическими тяготами жизни, сделать их счастливее; стремление овладеть престижной профессией; интерес к проблемам психологии; надежда обрести оптимальные условия для саморазвития, личностного роста; романтика профессии; стремление разрешить личные психологические проблемы, помочь себе. Следует отметить следующую особенность, что у студентов 1-го курса ведущими мотивами выбора профессии явились: интерес к проблемам психологии 18%; надежда обрести оптимальные условия для саморазвития, личностного роста 11%. Для 3-го курса - интерес к проблемам психологии 24%; надежда обрести оптимальные условия для саморазвития, личностного роста 19%; стремление овладеть престижной профессией 14%; стремление разрешить личные психологические проблемы, помочь себе 14%. Для студентов 5-го курса - стремление овладеть престижной профессией 31%; желание помочь людям справиться с психологическими тяготами жизни, сделать их счастливее 13%. Незначительное количество опрошенных, указали, что выбор профессии оказался случайным или связан с романтикой профессии; стремлением разрешить личные психологические проблемы, помочь себе. В ходе проведённого нами исследования, такая же картина по мотивам выбора профессии обнаружилась и у студентов-медиков. Ведущими мотивами выбора профессии у них явились: стремление овладеть престижной профессией; интерес к проблемам медицины; желание помочь людям справиться с их болезнями; надежда обрести оптимальные условия для саморазвития, личностного роста. У студентов первого курса, доминирующими оказались мотивы: желание помочь людям справиться с болезнями 39%; интерес к проблемам медицины 34%. Ведущие мотивы у студентов 3-го курса: желание помочь людям справиться с болезнями 46%; интерес к проблемам медицины 45%; стремление овладеть престижной профессией 29%. Для студентов 6-го курса: желание помочь людям справиться с болезнями 42%; интерес к проблемам медицины 40%, стремление овладеть престижной профессией 25%. Для нашего исследования важным было выявить удовлетворённость содержанием обучения студентов – психологов и студентов – медиков. Удовлетворены содержанием обучения на факультете 95% студентов-психологов 1-го курса, не удовлетворены - 5%. Не удовлетворены 58% студентов-психологов 3-го курса, удовлетворены 42%. Не удовлетворены содержанием обучения на факультете 72% студентов-психологов 5-го курса, удовлетворены лишь 28%. Удовлетворены содержанием обучения на факультете 83% студентов-медиков 1-го курса, не удовлетворены - 17%. Удовлетворено 82% студентов-медиков 3-го курса, не удовлетворены 18%. Не удовлетворены содержанием обучения на факультете 52% студентов-медиков 6-го курса, удовлетворены 48%. Как мы видим, независимо от специальности, более удовлетворены содержанием обучения студенты 1 и 3 курсов, не удовлетворены студенты выпускных курсов. Результаты нашего исследования обнаружили связь между мотивами выбора профессии и степенью удовлетворенности содержанием обучения в ВУЗе. Мотивами выбора профессии студентами-психологами, удовлетворёнными содержанием обучения в ВУЗе являются: интерес к проблемам психологии (студенты 1-го и 3-го курса); надежда обрести оптимальные условия для саморазвития, личностного роста (студенты 3-го курса); стремление овладеть престижной профессией (студенты 5-го курса). Мотивами выбора профессии студентами не удовлетворённымисодержанием обучения в ВУЗе являются: стремление разрешить личные психологические проблемы, помочь себе (студенты 3-го и 5-го курса); так сложились обстоятельства (студенты 1-го курса). Мотивами выбора профессии студентами-медиками удовлетворёнными содержанием обучения в ВУЗе являются: интерес к проблемам медицины (студенты 1-го, 3-го и 6-го курса); надежда обрести оптимальные условия для саморазвития, личностного роста (студенты 3-го и 6-го курс). Мотивами выбора профессии студентами, неудовлетворёнными содержанием обучения в ВУЗе являются: стремление справиться со своими заболеваниями, помочь себе (студенты 3-го и 6-го курса); так сложились обстоятельства (студенты 1-го курса). Мы считаем, что у студентов, удовлетворённых содержанием обучения, сформировано более чёткое представление о собственном профессиональном Я, оно полнее и адекватнее. И скорее всего ожидания таких студентов к концу их обучения будут оправданы, в отличие от студентов не удовлетворённых содержанием обучения на факультете. Можно предположить о том, что студенты, не удовлетворённые содержанием обучения, не ориентированы на психологическую и медицинскую деятельность, и при возможности изменили бы выбор на другую профессию. Однако необходимо отметить тот факт, что студенты – психологи 5-го курса и студенты – медики 6-го курса не удовлетворены содержанием обучения, и поскольку это представление за время обучения не изменилось, то это должно быть поводом для размышления о содержании и качестве учебного процесса. Мотивы выбора профессии оказывают своё влияние не только на профессиональное самоопределение, но и на её устойчивость. Критериями устойчивости, как указывает в своём исследовании Н.В Кузьмина [2, с. 92] является поступление в данное учебное заведение в случае повторного выбора профессии. Повторно осуществили бы выбор профессии 79% студентов-психологов 1-го курса, 58% - студентов 3-го курса, 33% - студентов 5-го курса. Не повторили бы свой выбор 21% студентов-психологов 1-го курса, 42% студентов 3-го курса и 67% - 5-го курса. Таким образом, мы видим, что выбор профессии наиболее устойчив у студентов 1-го и 3-го курсов. Схожая тенденция наблюдается и у студентов-медиков: Повторно осуществили бы выбор профессии 90% студентов 1-го курса, 86% - студентов 3-го курса, 38% - студентов 6 –го курса. Не повторили бы выбор профессии 10%- студентов 1-го курса; 14% - студентов 3-го курса; 62% - студентов 6-го курса. Можно отметить, что выбор профессии устойчив у большинства наших испытуемых. Наиболее устойчив он у студентов 1-го и 3-го курсов. Это свидетельствует о том, что выбор профессии был осознан. Но необходимо отметить, что у студентов – психологов 5-го курса и у студентов – медиков 6-го наблюдается обратная тенденция. Возможно, это связано с тем, что студенты старших курсов реальнее осознают свою роль как специалиста и предъявляют повышенные требования к своим знаниям, умениям и навыкам.Также можно предположить о том, что на протяжении обучения студенты разочаровались в своём выборе профессии. Как отмечает Э. Ф.Зеер на основе мотивов выбора профессии у студентов формируются и мотивы будущей профессиональной деятельности. [3, с. 248] Об особенностях мотивации последующей трудовой деятельности можно судить на основе анализа того, какие критерии являются наиболее значимыми для будущей профессии. Студенты-психологи не зависимо от курса считают, что их профессия очень важна для общества (32%); интересна сама по себе (32%); высоко оплачивается (27%); делает человека самостоятельным и независимым (12%); создаёт условия для творчества (5%); большой отпуск (5%); способствует достижению видного положения в обществе (5%). В свою очередь, студенты-медики также указали на то, что выбранная ими профессия очень важна для общества (52%); интересна сама по себе (19%); делает человека самостоятельным и независимым (17%); высоко оплачивается (10%); способствует достижению видного положения в обществе (2%). Мы видим, что на медицинском и психологическом факультетах предпочтение отдается мотиву, который основывается на полезности выбранной профессии для общества. Студенты осознают необходимость приносить пользу людям, связанную с общественной установкой на значимость профессиональной деятельности. Важным для них является удовлетворение потребности в самореализации и получение определенных материальных благ. Как утверждает И. В. Вачков, на выбор профессии влияют различные факторы. У студентов-психологов, независимо от курса обучения основными факторами выбора профессии являются:фактор «собственное решение (60,3%), что свидетельствует о правильности выбора профессии, фактор «газеты, радио, телевидение» (7%). На фактор «пожелание родителей» указали (6,3%) опрошенных; «личный пример человека, работающего в этой области» (9%). Стоит отметить, что около (9%) испытуемым «было совершенно безразлично, куда идти». У студентов-медиков, можно отметить похожую картину основных факторов выбора профессии. Итак, независимо от курса обучения основным, наиболее важным фактором выбора профессии являетсяфактор «собственное решение» (44,6%), что свидетельствует о правильности выбора профессии. Немаловажным при выборе профессии оказался фактор «газеты, радио, телевидение» (5,6%). На фактор «пожелание родителей» указали (6,6%) опрошенных; «личный пример человека, работающего в этой области» (18,3%). Стоит отметить, что около (10%) испытуемым «было совершенно безразлично, куда идти. По полученным нами данным, 75% испытуемых положительно относятся к профессии психолога, 25%- отрицательно. У студентов – медиков независимо от курса обучения, положительное отношение к профессии врача наблюдается у 69%, отрицательное – у 31%. Это говорит о том, что испытуемые на протяжении своего обучения не разочаровались в выбранной профессии, поскольку в основном у всех студентов выбор профессии – это собственное решение, у них отмечается интерес к психологии и медицине. И в будущем они намерены посвятить себя профессии. В ходе исследования, мы увидели, что положительное отношение к избранной профессии оказывает влияние на уверенность студентов в получении к концу обучения необходимых знаний, умений и навыков для успешной деятельности. Необходимо отметить тот факт, что 47% студентов-психологов считают, что к концу обучения смогут получить необходимые знания, умения и навыки для успешной профессиональной деятельности. Однако 53% отметили, что к концу обучения необходимые знания, умения и навыки для успешной профессиональной деятельности они получить не смогут. Возможно, это связано с тем, что 90 % студентов, независимо от курса обучения хотели бы иметь более практикоориентированную подготовку. В свою очередь, 82% студентов – медиков также считают, что к концу обучения смогут получить необходимые знания, умения и навыки для успешной профессиональной деятельности. Около 28% студентов считают, что к концу обучения не смогут получить необходимые знания, умения и навыки для успешной профессиональной деятельности. Это также может быть связано с тем, что многие студенты хотели бы иметь больше клинических предметов, больше практической деятельности. Результаты проведённого исследования показывают важность своевременного выявления компонентов профессиональной деятельности студентов: мотивов выбора профессии, отношения к профессии, удовлетворённость своим профессиональным выбором и уровнем получаемых знаний. Таким образом, мотивы выбора профессии влияют на отношение к профессии, на удовлетворенность образованием и профессиональным выбором.
Список цитированных источников: 1. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - Т.2– М.:Педагогика,2003 -859с. 2. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя / Н.В. Кузьмина. - М., 1990. - 356 с. 3. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования / Э.Ф. Зеер.- Екатеринбург, 2003. - 244 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 761; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.162.226 (0.01 с.) |