ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ



Соколова Т.В.,студентка 4 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Грищенко А.В., преподаватель

Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних навыков и знаний. Она обеспечивает единство и целостность человеческой личности. [3, с 75]

В младшем школьном возрасте память играет огромную роль в жизни ребёнка. Благодаря памяти школьник запоминает, сохраняет, узнаёт, воспроизводит огромное количество получаемой информации. Если ребенок с трудом запоминает материал и у него недостаточно развита память, то в дальнейшем это может послужить предпосылкой школьной неуспеваемости. [2, с.105].

Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью в большей степени опирается на процессы памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание) у детей данной категории имеют свои специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития.

Цель экспериментального исследования-изучение произвольной механической и словесно-логической памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

В эксперименте участвовало 10 учащихся (3 человека из 3 класса, 4 человека из 4 класса и 3 человека из 5 класса) из них 6 мальчиков и 4 девочки. Базой исследования являлось: УО ««Витебская государственная вспомогательная школа № 26». Констатирующий эксперимент состоял из 2 заданий.

Цель первого задания - выявление объёма произвольной механической памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью. Экспериментальным материалом служила методика «Заучивание 10 слов».

Ребёнку зачитывалось 10 слов, которые он должен был воспроизвести по памяти в любой последовательности. Применение наглядности не предусматривалось методикой, однако, важным условием было создание тишины при проведении исследования.

Цель второго задания - определение уровня сформированности словесно-логической памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью. Экспериментальным материалом служила методика «Опосредованное запоминание» (по А.Р. Лурия).

Детям предлагалось 6 слов для запоминания и 12 знакомых изображений предметов на карточках. До начала проведения методики ребёнку предлагалось рассмотреть карточки и сказать, что ему неизвестно. Затем ребёнку предлагалось запоминать слова, а чтоб их легче было запомнить – выбрать картинку, которая потом поможет вспомнить эти слова. Через 90 минут ребёнку по очереди предъявлялись карточки. Он в свою очередь должен был назвать слова, которые он запомнил, при этом объясняя, как карточка помогла ему запомнить слово.

Изучение произвольной механической памяти у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью с помощью методики «Заучивание 10 слов»показало, что общий объём воспроизведённых слов 3,4,5 классами к 1 повторению составил 40%, к 5 повторению – 40% , через 60 минут - 31%.

С первого раза учащиеся 3-4 классов воспроизвели в среднем 3 слова из 10 слов. А учащиеся 5 класса воспроизвели в среднем 5 слов из 10 слов. К пятому повторению учащиеся 3-4 классов воспроизвели в среднем 3 слова из 10 слов. Учащиеся 5 класса вспомнили в среднем 6 из 10 слов.

Существенным является факт воспроизведения лишнего материала, слов-привнесений. Например, Антон К. вместо слова «лес» привнёс слово «дерево», вместо слова «стул» - «кресло». Также следует отметить, что у некоторых детей наблюдалось снижение работоспособности, быстрая утомляемость и соответственно снижение количества запоминаемых слов с ростом предъявлений.

Учащиеся 3 класса выполнили задание на более низком уровне, чем другие классы. Общий объём запоминания материала учащимися 3 класса к пятому повторению составил 23,3 %, а через час 20 % . В среднем ученики воспроизвели 2 из 10 слов.

Общий объём запоминания материала учащимися 4 класса к пятому повторению составил 35%, а через час 25 %. В среднем ученики воспроизвели 3 слова из 10.

Рис. 1, 2 -Объем запоминаемого материала учащимися 3-го и 4-го классов.

 

Объём запоминания материала учащимися 5 класса к пятому повторению составил 63,3 %, а через час 50%. В среднем ученики воспроизвели 6 слов из 10 . Следует отметить, что учащиеся 5 класса испытывали меньше затруднений при выполнении задания, воспроизвели большее количество слов, чем учащиеся 3 и 4 классов.

Рис. 3 -Объем запоминаемого материала учащимися 5-го класса.

 

Общее количество припоминаемых слов у большинства учеников с интеллектуальной недостаточностью не превышает 50%, что свидетельствует о недостаточном объёме запоминания, снижении объёма механической памяти, недостаточном уровне развития кратковременной и долговременной памяти.

Изучение опосредованной словесно-логической памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью с помощью методики «Опосредованное запоминание» показало, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью 3-4 и 5 классов в большинстве случаев правильно устанавливают опосредованные связи между словами, выбирают нужную карточку. Однако, даже сделав правильный выбор, большинство детей затруднялись объяснить смысловую связь. Объяснения учащихся были просты, односложны, скупы. Подавляющее число учащихся на вопрос: «Как эта картинка помогла тебе запомнить это слово?» затруднялись с ответом, говорили «Не знаю».

Наибольшие трудности учащихся вызвал процесс припоминания названных слов с помощью картинок. Характерной особенностью исследования явилось то, что картинка не помогала учащимся вспомнить слово. В большинстве случаев дети ограничивались названием того, что было изображено на карточке.

Учащиеся 3 класса правильно устанавливали опосредованные связи, однако большинство учащихся затруднялись объяснить связи, ограничивались ответом: «Не знаю» (Саша Б., Катя Л.), либо давали односложные ответы: «Надо есть», «Спит» (Антон С.). Для данного класса наибольшие трудности вызвал процесс припоминания слов. Следует отметить, что в 3 классе двое учеников из трёх не вспомнили ни одного слова. Средняя производительность опосредованного запоминания у учащихся 3 класса составила 33, 3%.

Учащиеся 4 класса в большинстве случаев правильно устанавливали опосредованные связи, однако затруднялись объяснить смысловую связь, давали скупые объяснения: «Что ездит» (Костя Р.) В процессе припоминания слов через час один ученик из четырёх не воспроизвёл ни одного слова. Средняя производительность опосредованного запоминания у учащихся 4 класса составила 25%.

 

Рис. 4, 5-Объем воспроизведения слов учащимися 3-го и 4-го классов.

 

Учащиеся 5 класса испытывали меньше затруднений при выполнении задания, чем предыдущие классы, подобрали смысловые связи практически ко всем словам, старались дать развёрнутое объяснение связей: «Из стакана пьют молоко» (Лена Ж.), «Она (машина) едет по дороге» (Саша Н.). Средняя производительность опосредованного запоминания у учащихся 5 класса составила 44, 4%.

 

Рис. 6 - Объем воспроизведения слов учащимися 5-го класса.

 

Производительность опосредованного запоминания у учеников с интеллектуальной недостаточностью составила в среднем 2 единицы. По мере обучения опосредованное запоминание у детей с интеллектуальными нарушениями становится лучше, дети постепенно овладевают его приёмами

Таким образом, у детей с интеллектуальной недостаточностью процесс установления опосредованных связей затруднён, а сами связи непрочны, нарушены процессы смысловой памяти. Однако с возрастом у детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается положительная динамика развития мнемических процессов, что доказывает эффективность коррекционно-развивающего обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

 

Список цитированных источников:

1. Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка: (сборник трудов) / Л.С. Выготский. – М.: СМЫСЛ, 2005. – 512 с.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология памяти: Хрестоматия / Ю.Б. Гиппенрейтер, Г.Я. Романов. – М.: Изд-во ЧеРо, 2002. – 816 с.

3. Процко, Т.А. Особенности развития познавательной стороны психики у младших школьников с лёгкой степенью интеллектуальной недостаточности (умственной отсталости): учеб.пособие / Т.А. Процко. – МН.: БГПУ, 2006. – 54с.

4. Хайрушева, С.Ж. Формирование произвольной памяти у младших школьников с нарушением интеллекта в условиях специально организованного обучения / С.Ж. Хайрушева, Е.А. Лапп // Коррекционная педагогика. – 2007. - № 7. – С. 59-62

 

 

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.23.215.230 (0.007 с.)