Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возможности использования метода проектовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Морозова Л.Е., старший преподаватель Луканская Ю.А., студентка 5 курса (г. Минск, УО «БГПУ им. М. Танка»)
Актуальность проблемы формирования культуры отношения к природе, начиная с раннего детства, обуславливает необходимость поиска педагогических средств, способных обеспечить переход новых поколений к гармоничному взаимодействию с природой. Современная экологическая культура базируется на принципах самоценности любой жизни, будь то жизнь человека, животного или растения [1]. Анализ состояния теории и практики экологического образования показал перспективность использования метода проектов, как способа организации деятельности детей, построенной на их активном участии в планировании и организации проекта. Историко-педагогический анализ научной разработанности метода проектов (П.А. Агутов, И.А. Зимняя, Г.И. Ильин, Н.В. Матяш, В.А. Голяков, Л.П. Петуховой, А. Фураевой, Н.П. Шипицина и др.); анализ психолого-педагогических концепций, философских подходов к воспитанию экологической культуры и методических основ экологического воспитания (Б.Т. Лихачев, Н.С. Дежникова, Н.Ф. Виноградов, С.Н. Николаева и др.) анализ литературы по педагогической, возрастной и специальной психологии показал потребность теории и практики экологического воспитания в эффективных технологиях формирования экологической культуры личности дошкольника, невостребованность потенциала метода проектов в решении этой проблемы и широкие возможности использования данного метода в развитии ребенка с нарушениями зрения [1]. Данный метод ориентирует весь воспитательно-образовательный процесс на ребенка, т. к. опирается на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности. Эти особенности технологии делают возможным ее использование в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения. При использовании данной технологии педагог учитывает опыт ребенка, его возможности и интересы; обучает в действии; побуждает к совместному, а далее и к самостоятельному наблюдению и экспериментированию; чередует индивидуальную и коллективную работу; содействует развитию сотрудничества и сотворчества, что значительно повышает эффективность процесса обучения, воспитания и развития детей со зрительной депривацией, повышает их познавательную активность, благотворно сказывается на развитии их эмоциональной сферы [3]. Это и определило актуальность данного исследования, цель которого: выявить потенциал метода проектов в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и условия его эффективной реализации. Гипотеза исследования состояла в том, что применение метода проектов обеспечит повышение эффективности процесса экологического воспитания дошкольников с нарушениями зрения если: · применение метода проектов как способа организации поэтапной практической деятельности детей с нарушениями зрения по выявлению и достижению экологических целей будет ориентировано на гармонизацию их взаимоотношений с окружающим миром (с учетом их возможностей и особенностей), на формирование экологически развитых эмоционально-чувственной, интеллектуальной и деятельной сфер личности; · содержание экологической проектной деятельности дошкольников с нарушениями зрения будет заключаться в создании и реализации детьми различных видов экологических проектов: исследовательских (как правило, это мини-пректы), игровых, сказочных, практических, познавательных, творческих и др., направленных на систематическое и доступное для них взаимодействие с объектами окружающей социоприродной среды; · будут созданы необходимые педагогические условия эффективного применения метода проектов в экологическом воспитании дошкольников с нарушениями зрения с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, способностей и потребностей [4]. В ходе экспериментального исследования анализировались практика экологического воспитания дошкольников с нарушениями зрения, реализуемые в специальных дошкольных учреждениях программы экологического воспитания, уровень экологической воспитанности детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста. Проведенный нами анализ практики экологического воспитания дошкольников с нарушениями зрения показал, что метод проектов вызывает у педагогов интерес, однако его использование в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, практически отсутствует. В ходе констатирующего эксперимента анализировался уровень экологической воспитанности старших дошкольников с нарушениями зрения («экологические знания» и «отношения»). Диагностика экологических знаний осуществлялась при помощи разработанных нами заданий, переведенных в компьютерный вариант в виде программы «МY Test». Преимуществом разработанных тестов является возможность увеличить предлагаемые изображения, сделать их ярче или отконтурировать нужные детали и т.д. (учитывая особенности восприятия дошкольников). Другим преимуществом данной программы является возможность повысить познавательный интерес дошкольников с нарушениями зрения к предстоящей деятельности, их активность, и третьим преимуществом является возможность четко и точно фиксировать результаты исследования, быстро и более точно определять уровень экологической воспитанности испытуемых. Диагностика «отношения» осуществлялась с помощью стандартизированных схем наблюдения за поведением детей в разных видах деятельности: в сюжетно-ролевой игре, практической деятельности по созданию и поддержанию условий для живых объектов, в процессе создания изопродукции на основе впечатлений от природы, общения с природой, речевой деятельности, самостоятельном наблюдении [2]. В эксперименте принимали участие 15 дошкольников старшей группы с нарушениями зрения, составляющие экспериментальную группу. Для проверки эффективности использования метода проектов в экологическом воспитании дошкольников экспериментальной группы была выделена контрольная группа из 15 детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста. Анализ практики экологического воспитания дошкольного учреждения показал, что данный вид педагогической деятельности организуется и проводится на должном уровне. Однако в экологическом опыте дошкольников с нарушениями зрения очевиден дефицит опыта непосредственного общения с природой, практической экологической деятельности, позитивного наблюдения, самостоятельного принятия решений в ситуации выбора. Оценка результатов экспериментального исследования позволила распределить дошкольников с нарушениями зрения по уровням экологической воспитанности: На низком уровне находятся 20% детей экспериментальной группы и 5% контрольной. Эти дети имеют знания только о некоторых сторонах объектов природы, часто допускают ошибки при выполнении заданий, не всегда аргументируют свой выбор, затрудняются отвечать на поставленные вопросы, не проявляют интереса к явлениям и событиям в природе и не выражают своего отношения к явлениям и объектам природы. На среднем уровне находятся дети, имеющие знания о наиболее существенных сторонах объектов природы (50% детей экспериментальной группы и 15% контрольной группы). Они знают характерные признаки, но допускают неточности в ответах, не всегда отвечают на поставленные вопросы, проявляют некоторый интерес к явлениям и событиям в природе, их внимание сосредоточено на внешних качествах явлений, что влечет за собой оценочные суждения. Дети с уровнем выше среднего (23% детей экспериментальной группы и 45% контрольной) устанавливают закономерные взаимосвязи в природе, иногда допускают ошибки при ответах. Часто их ответы бывают слишком краткими. Дети проявляют интерес и эмоциональное отношение к объектам природы, выражая иногда обеспокоенность и готовность к оказанию помощи. Дети с высоким уровнем сформированности экологических знаний (7% экспериментальной и 45% контрольной группы) устанавливают системные связи без особого труда, связно и последовательно отвечают на поставленные вопросы. Проявляют ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе, эмоционально выражают свое отношение к объектам живой природы, проявляя гуманистическую направленность. Из результатов исследования видно, что дошкольники экспериментальной группы имеют более низкий уровень экологической воспитанности по сравнению с дошкольниками контрольной группы. Причинами сложившегося положения могут быть: - особенности восприятия окружающего мира (замедленность, фрагментарность, схематизм); - снижение познавательной активности, самостоятельности дошкольников с нарушениями зрения; - нарушения чувствительности, при которых обычные по силе ощущения и восприятие сопровождаются неадекватно ослабленной эмоциональной окраской. Специальное внимание в ходе исследования было уделено выявлению условий эффективного применения метода проектов в экологическом воспитании дошкольников с нарушениями зрения с целью дальнейшего учета их при проведении формирующего эксперимента: - соблюдение технологической цепочки последовательных действий (анализа ситуации, целеполагания и оформления проектного замысла, планирования и создания условий для достижения цели, реализации проекта, оценки результативности деятельности и прогнозирования перспектив развития проектов); - соответствие содержания и видов проектов возрастным особенностям и возможностям дошкольников с нарушениями зрения, стимулирование познавательной активности и самодеятельности детей; - обеспечение педагогического сопровождения экологической проектной деятельности дошкольников с нарушениями зрения с учетом их возможностей, способностей и интересов.
Список цитированных источников: 1. Морозова, Л.Е. Современные подходы к формированию экологической культуры дошкольников с нарушениями зрения / Л.Е.Морозова // Дефектологическое образование в РБ: состояние и перспективы: материалы Республеканских науч.-практ. Конф., г. Минск, 29-30 мая 2001 / Бел. гос. Пед. ун-т им. М. Танка – Минск: БГПУ, 2001.-245 с. 2. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.-2001.с.184 3. Петрикевич, А.А. Метод проектов в образовании дошкольников / А.А. Петрикевич. – Мозырь: 2008 (3с.) 4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат - М., 2000
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.93.61 (0.007 с.) |