ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные функции современной семьи



Супружеские конфликты.

Любая семья сталкивается в процессе своей жизнедеятельности с проблемными ситуациями, разрешение которых осуществляется в условиях противоречивости индивидуальных потребностей, мотивов и интересов ее членов.

Конфликт определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений субъектов взаимодействия.

Структура конфликта характеризуется конфликтной ситуацией (участники и объект конфликта) и инцидентом (открытое столкновение участников конфликта).

Конфликт может быть конструктивным и деструктивным.

Стратегии поведения участников конфликта,различающиеся по степени эффективности разрешения конфликта:

· доминирование (ориентация только на собственные интересы, игнорирование интересов партнера);

· уход (отказ от своих интересов, при этом непринятие интересов партнера);

· уступчивость (отказ от своих интересов в пользу интересов партнера);

· компромисс (поиск решения проблемы путем взаимных уступок);

· сотрудничество (поиск решения максимально позитивного для двух сторон)

Выделяются четыре основные формыпереработки конфликтов:

· телесную — через ощущение и восприятие;

· деятельностную — через разум и деятельность;

· социально-коммуникативную — через контакты, использование традиций;

· общения — через воображение и интуицию.

Эффективную переработку конфликта обеспечивают единство и согласованное взаимодействие всех четырех форм.

8.

Развод — это расторжение брака, т.е. юридическое прекращение его при жизни супругов.

Развод представляет собой ненормативный кризис семьи, главным содержанием которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением существования семейной системы, требующее реорганизации семьи как системы.

Развод существовал всегда, сколько существует институт брака:

У древних китайцев поводами к разводу служили: неповиновение родителям мужа, бесплодие, прелюбодеяние, болтливость.

В древней Греции получить развод было очень просто. Муж при свидетелях объявлял жене, что брак расторгнут, после чего она забирала свое приданое и возвращалась в родительский дом.

В Древней Индии брак рассматривался не как гражданский, а как божественный союз людей, развод был возможен только со стороны мужчин по вине жены. Жена могла потребовать развода в случае, если муж стал импотентом или совершил поступок, за который его исключили из касты.

ВИрландии до сих пор развода не существует. Таковы католические традиции.

В любой момент по произволу, не указывая оснований, может дать по закону ислама развод своей жене мусульманин. Правда, в этом случае он обязан возвратить приданое и дать средства на ее содержание в течение четырехмесячного срока, что, впрочем, он с легкостью мог обойти.

Мужу достаточно сказать: «Я с тобой развожусь», и – брак расторгнут. Причем произнести он может наедине и при свидетелях, дома и на улице. Женщина считалась разведенной, ибо этих слов считалось достаточно, чтобы расторгнуть брак. А вот она, со своей стороны, ни при каких обстоятельствах не может развестись с мужем.

Мусульманам разрешается трижды разводиться с женой и после развода снова на ней жениться. Но после третьего раза новая женитьба воспрещается.

В нашей стране действует принцип свободы расторжения брака любым из супругов при контроле государства.

Согласно исследованиям, основными причинами разводов в России являются (по степени значимости):

· материальные, бытовые проблемы;

· пьянство, наркомания одного из супругов;

· ослабление ценности семьи, как системы существования близких людей;

· супружеская неверность;

· психологическая несовместимость;

· однообразие и скука семейной жизни;

· новая любовь;

· отсутствие детей.

9.

В настоящее время отмечается рост разводов, что обусловлено следующимипричинами:

· изменение функций семьи: хозяйственной (экономической) стороны. Женщина может зарабатывать больше, чем мужчина, и становится более независимой;

· успехи в борьбе за равноправие полов (феминизм);

· отсутствие негативных стереотипов у разведенных;

· освобождение от классовых, религиозных и национальных предрассудков;

· дифференцированность жизненного цикла мужчины и женщины;

· усиление миграционных процессов;

· снижение влияния родителей на выбор супруга;

· большое количество «ранних», поспешных браков.

Факторы, увеличивающие вероятность распада брачно-семейных отношений:

1. конфликтные отношения в родительской семье (развод родителей одного из супругов);

2. совместное проживание с родителями одного из супругов или на их жилплощади;

3. поздний (ранний) возраст вступления в брак;

4. высокая личностная конфликтность одного или обоих супругов;

5. неравный уровень образования и социального статуса супругов;

6. профессиональная занятость женщины;

7. вынужденное раздельное проживание супругов (командировки, отсутствие жилья);

8. измены, сексуальная неудовлетворенность в браке;

9. бесплодие одного из супругов;

10. добрачная беременность;

11. рождение ребенка в 1 год брака;

12. употребление супругами алкоголя и наркотиков.

Динамика развода: периоды, фазы.

Развод включает 2 периода:

  • собственно развод;
  • постразводный период.

10.

Постразводный период связан с преодолением следствий развода.

Основное содержание постразводного периода составляет перестройка семейной системы и ее стабилизация.

В жизни семьи он проходит три фазы:

1) послеразводную (до одного года);

2) фазу перестройки (2—3 года);

3) фазу стабилизации (2—3 года).

Каждая характеризуется особенностями эмоциональных переживаний и типичными трудностями функционирования:

Послеразводная фаза — «разрушенный дом». Все члены семьи переживают кризис, наступающий после юридического оформления развода. Семья перестает функционировать.

Фаза перестройки-является поворотной в развитии отношений бывших супругов. Происходит трансформация «эмоционального» развода в сторону устойчивого доброжелательного (негативного/нейтрального) отношения к бывшему супругу. Активность направляется на поиск нового партнера как заместителя супруга в отношениях любви.

Фаза стабилизации –между бывшими супругами устанавливаются ровные партнерские отношения, устанавливается сотрудничество в воспитании детей. Теряют актуальность мотивы «мести» бывшему супругу. Появляется возможность создания новой семьи.

11.

12.

13.

14.

Определений семьи в научной литературе довольно много. Например, семья определяется как первичная ячейка общества, как малая группа совместно проживающих и ведущих общее хозяйство родственников и т.п.

Так как объектом психологического консультирования является семья как малая группа, которая получает профессиональную психологическую помощь со стороны специалистов, остановимся на следующем определении:

Семья – группа, удовлетворяющая потребности своих членов. Эти потребности наиболее успешно удовлетворяются во взаимодействии конкретных людей. Главная особенность семейного взаимодействия – объединять удовлетворение различных потребностей (Навайтис Г. 1999).

Психологическое консультирование семьи помогает согласовывать и удовлетворять потребности, связанные с семьей, оптимизировать семейную структуру и способствует развитию семьи.

Представим основные составляющие психологического консультирования семьи:

Семейное консультирование как вид психологической помощи семье развивается параллельно с семейной психотерапией. Более того, эти сферы часто смешиваются самими практикующими психологами. Разделение этих сфер деятельности могли бы послужить темой специальной работы. Мы ограничимся выделением отличительных признаков семейного консультирования и семейной психотерапии (табл. 1.).

Таблица 1

15.

16.

Психодинамическая модель.

Ни одна психологическая теория не оказала такого большого влияния на практику семейного консультирования, как психоанализ.

Основополагающие положения и понятия (например Эдипов комплекс) этой теории тесно связаны с отношениями в семье.

Однако, долгое время психоанализ рассматривался как система индивидуальной работы с клиентом. З.Фрейд (рис 1.) полагал, что даже в случае работы психоаналитика с семьей психоанализ следует проводить с каждым членом семьи отдельно: «Когда к сопротивлению жены прибавляется сопротивление мужа, все усилия напрасны, а терапия невозможна.

Идеи З.Фрейда относительно влияния раннего опыта эмоциональных отношений на поведение взрослого человека получили свое дальнейшее развитие в практике семейного консультирования.

Контекстовая теория семьи

Основные положения:

· Прошлое оказывает влияние на настоящее через лояльность семейным традициям. Ни одна семья не начинает свою жизнь с нуля, а привносит в нее наследство предыдущих поколений, некий контекст. Ни один человек не свободен от этого контекста и так или иначе выстраивает свою жизнь (сознательно или неосознанно) опираясь на опыт, приобретенный в родительской семье.

· Семейный контекст характеризуется балансом обязанностей (долгов) и прав (прав вернуть себе долги) членов семьи друг перед другом, который формируется через принятие и лучшее или худшее выполнение ролей, предлагаемых родительской семьей.

· Согласно обсуждаемой теории, истоки многих семейных проблем находятся в опыте детства, приобретенном в родительской семье. Этот опыт уже сам по себе является несбалансированным, а для того, чтобы это сделать, нужны усилия и самокритичные решения. Отношения родителей и детей отличаются асимметричностью, так как маленький ребенок прав имеет больше, чем обязанностей. Подобный дисбаланс необходим, он отражает обязанность родителей без вознаграждения заботиться о детях. Однако родители надеются на вознаграждение и стремятся к нему. На первых порах в качестве вознаграждения выступают определенные эмоции ребенка, которые и побуждаются. Позднее, по мере взросления ребенка, выдвигаются новые требования, которые должны вроде бы восстановить баланс. Родители требуют от ребенка стать взрослее, чем он есть. Проблемы возникают, когда на ребенка проектируются долги других людей. Тогда возникает опасность растратить внутренние ресурсы ребенка, а когда это случается, он вынужден покинуть систему семьи (бежать из дому, прервать отношения с родителями и т.п.) или из ряда вон выходящими способами (так как простые не действенны) восстановить баланс (пораниться, заболеть психосоматической болезнью и т. п.).

· Если ребенок растет в семье в атмосфере справедливости, беспристрастности у него формируется сбалансированное отношение к правам и обязанностям. Создавая свою семью, он привнесет в нее это сбалансированное отношение и освободит ее от собственных долгов перед родителями. Если же ребенок вышел из семьи с чувством невыполненного долга, то высока вероятность, что он будет выплачивать его совсем другому человеку (жене или мужу). Например, жена долг доброты, который не отдала матери, пытается выплатить своему мужу. А это лишь нарушает баланс обязанностей и прав в семье. Существует опасность того, что тот, кому выплачивается «долг» начинает коллекционировать свои заслуги, накапливать их с тем, чтобы предъявить более солидный счет.

· Роль психолога в данной модели консультирования – обратить внимание клиентов на контексты, которые приобретены в генетической семье и содействовать их сопоставлению. Психолог предлагает членам семьи оценивать обсуждаемые факты и явления с различных точек зрения, помогает понять мысли другого.

· Контекстовое консультирование семьи не имеет установленных временных границ, оно может длиться от нескольких недель до нескольких лет. Завершается, когда члены семьи выясняют влияние контекста и приходят к самостоятельному решению, что необходимо стремиться к балансу.

17.

18.

19.

20.

21.

Время беседы.

Должно быть удобным психологу и клиенту. Необходимо наличие часов на столе или стене, напоминающих о необходимости работать активно и динамично.

Продолжительность консультативной беседы может быть различной. В среднем оптимальным временем одной консультации считается 1 – 1,5 часа.

22.

23.

Воспитание (в широком социальном смысле), включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), рассматривается как социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека;

Воспитание (в узком смысле) - как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма).

Понятие «воспитание» имеет целый веер терминов, обозначающих явления, лежащие рядом или тесно связанные с воспитанием. Среди таких понятий прежде всего необходимо выделить: формирование, становление, социализация.

24.

К. Юнг в монографии «Значение бессознательного для индивидуального воспитания» выделяет 3 вида воспитания:

1. Воспитание через пример. Такое воспитание может проходить совершенно бессознательно, поскольку ребенок психологически более или менее тождествен родителям и в целом своему окружению. При этом в случае влияния дурного примера даже самый лучший метод сознательного воспитания оказывается совершенно бессильным.

2. Сознательное коллективное воспитание. Имеется ввиду не воспитание в группе (например, в школе), а воспитание согласно нормативам, правилам и методам. Эти три принципа имеют коллективную природу и применимы в отношении большинства индивидов. Такое воспитание производит не более того, что содержится в его собственных предпосылках, а именно индивидов, которые сформированы в соответствии с общими нормативами, правилами и методами.

Коллективное воспитание неизбежно, и его нельзя заменить никаким другим. Однако его нельзя превозносить в качестве исключительного принципа, потому что среди детей немало таких, которые нуждаются в третьей форме воспитания, а именно в индивидуальном воспитании.

3. Индивидуальное воспитание.Его главная цель - развитие человеческой индивидуальности в противоположность задаче коллективного воспитания, которое нивелирует и унифицирует индивида. Все дети и воспитуемые вообще, которые успешно сопротивляются коллективному воспитанию, нуждаются в индивидуальном подходе.

Изучение опыта семейного воспитания в различных типах семей позволило исследователям, в частности В.А. Кан-Калику, выявить и описать наиболее часто встречающиеся «барьеры» общения между родителями и детьми, затрудняющие воспитательный процесс (рис. 4.):

Барьер «занятости» Родители постоянно заняты: работой, домашними делами, друг другом и им некогда обратить внимание на собственных детей, которые просто им «мешают». Это вызывает отчуждение ребенка, ведет к отстранению детей от родителей.

Барьер «взрослости». Понять собственных детей родителям мешает их собственный возраст, так называемая «высота взрослости». Они не в состоянии войти во внутреннюю психологическую ситуацию ребенка, не понимают его интересов, потребностей.

Барьер «старого стереотипа». Родители не ощущают возрастной динамики развития личности ребенка. Они привыкли видеть своего ребенка маленьким, неприспособленным, которым постоянно нужно руководить, подсказывать, давать оценки, а ребенок уже вырос и требует совершенно другого уровня отношений. Данный психологический барьер нередко вызывает конфликты, неверные методы психологического воздействия (родители стремятся воздействовать, а надо взаимодействовать). Характер данного психологического барьера может быть разнообразным: вмешательство в выбор друзей своего ребенка, в выбор ребенком будущей профессии и т. д.

Барьер «воспитательных традиций». Родители стремятся механически внедрять и воспроизводить в собственной семье формы, методы и средства воспитания, сложившиеся в их семьях в период их детства, дублировать педагогику собственных родителей и не учитывают изменившуюся ситуацию воспитания, уровень развития детей, в результате чего возникает некоторое несоответствие между средствами педагогического воздействия в семье и изменившейся личностью ребенка.

Барьер «дидактизма». Родители постоянно поучают собственных детей. Каждый шаг ребенка фиксируется, оценивается, по поводу каждого движения даются рекомендации. В результате этого из семейного воспитания исчезает личностный аспект, что формирует у ребенка внутреннюю психологическую установку на постоянное ожидание поучений, и формируют эмоциональный дискомфорт.

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается установить благоприятный стиль общения в семье.

25.

Социализация — это «процесс вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщение его к системе социальных связей» (Я.Л. Коломинский, А.А. Реан).

Социализация — двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» (Андреева Г. М., 1980)

Сущность социализации состоит в том, что в ее процессе человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. В любом обществе социализация человека имеет свои особенности.

Стадии социализации:

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, за счет усвоения норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

o сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

o изменение себя, «стать как все»;

o конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Адаптация— усвоение детьми норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения. Индивидуализация— стремление каждого ребенка найти в себе нечто, выделяющее его среди других детей либо позитивно в различных видах самодеятельности, либо в шалостях и проказах. Интеграция— стремление ребенка обозначить свою неповторимость, индивидуальность.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, молодежи с большим количеством условий, влияющих на их развитие. Их принято называть факторами (рис. 2.), к которым можно отнести:

o мегафакторы — космос, планета, мир;

o макрофакторы — страна, этнос, общество, государство;

o мезофакторы — регион, тип поселения, средства массовой коммуникации, субкультура;

o микрофакторы — семья, группы сверстников, воспитательные организации, конфессии; микросоциум.

26.

Интегративные показатели детско-родительских отношений: родительское отношение, тип, стиль семейного воспитания:

Родительское отношение в психологии понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. (Варга А.Я., Столин В.В.,1983).

Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка очевидна.

Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:

1. Семья как основа чувства безопасности

Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений — их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

2. Модели родительского поведения

Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Похоже, что аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примеры). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.

3. Семья и приобретение жизненного опыта

Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.

Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и будут положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

4. Дисциплина и формирование поведения

Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка. В детстве именно у родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

27.

28.

Факторы, обеспечивающие предрасположенность семьи для попадания в группу риска по нарушениюправдетей:

1. тесное жилье и большая скученность проживающих;

2. низкие доходы сказываются на реализации права ребенка на образование и всестороннее индивидуальное развитие способностей;

3. низкий образовательный статус родителей также влияет на реализацию права ребенка на всестороннее развитие;

4. отсутствие отца — источника уверенности и авторитета создает предпосылки к формированию у ребенка таких черт характера, как агрессивность в отношении взрослых, недисциплинированность, асоциальность, которые могут провоцировать ответное поведение матери, не справляющейся с ребенком;

5. отмечается снижение среднего интеллектуального уровня при повышении числа детей в семье. Многодетные родители редко помогают детям преодолевать трудности в обучении.

Диагностика нарушений прав ребенка в семье проводится в три этапа:

1-й этап.Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы.

Дети, права которых в семье нарушаются, обычно испытывают те или иные сложности в адаптации. Им трудно учиться, они неорганизованны, агрессивны, неуравновешенны. Для них характерны частые смены настроения, неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и со взрослыми, воровство. Метод проведения диагностики — экспертная оценка. В роли экспертов выступают воспитатели.

2-й этап.Выявление родителей, нарушающих права своих детей, то есть применяющих к ним физическое или психическое насилие.

С этой целью проводится диагностика агрессивности родителей, чьи дети испытывают трудности в адаптации, а также выясняются методы воспитательного воздействия, принятые в семье.

3-й этап Изучение особенностей семейного воспитания и отношений между родителями в семьях, где нарушаются права детей.

Возрастные особенности поведения ребенка, подвергающегося жестокому обращению в семье:

Возраст 0-6 мес.:малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы, в 3-6 мес. - редкая улыбка.

Возраст 6 мес.-1,5 года:боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, испуг при попытке взрослых взять на руки, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, хныканье, замкнутость.

Возраст 1,5 – 3 года:боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении - от агрессивности до безучастности;

Возраст 3-6 лет: пассивная реакция на боль, отсутствие сопротивления, примирение со случившимся, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (проявление действий или поступков, характерных для более младшего возраста);

· болезненное отношение к замечаниям, критике; агрессивность, лживость, жестокость по отношению к животным, младшим; воровство, склонность к поджогам;

· несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, нервно-психические расстройства и т. п.

Младший школьный возраст (7-10 лет):стремление скрыть причину повреждений и травм, одиночество, замкнутость, стремление к уединению, отсутствие друзей или ухудшение взаимоотношений со сверстниками, боязнь идти домой после школы, низкая успеваемость;

· несвойственное возрасту, сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости и т. п.

Подростковый возраст (11-15 лет):депрессия, низкая самооценка, побеги из дома, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное поведение, жалобы на боли в животе и т. п.

Для всех возрастов:задержка физического и умственного развития, задержка речевого и моторного развития, плохая успеваемость, нервный тик, энурез, нарушение сна, тревожность, различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря веса, язва желудка, кожные заболевания, различные аллергии), длительные подавленные состояния, печальный или утомленный вид, опухшие веки, нарушение аппетита, постоянный голод или жажда, санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез, стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание окружающих и т. п.

29.

Одним из эффективных путей изменения отношений между родителем и ребенком в позитивную сторону являетсятренинг.

Термин «тренинг» (от английского train, training) имеет ряд значений — «воспитание, обучение, подготовка, тренировка».

Тренинг - совокупность активных методов практической психологии, используемых с целью формирования навыков самопознания и саморазвития личности.

Обучение выстраивается по схеме:

В искусственно созданных условиях родители и дети получают новый опыт взаимодействия, решения имеющихся проблем и предполагается, что данный опыт будет использоваться в повседневной жизни.

Специфические черты тренинга:

· нацеленность на психологическую помощь;

· создание атмосферы доверия и творческой свободы;

· объективная оценка чувств и эмоций участников относительно друг друга;

· развитие и открытие новых качеств своей личности;

· реализация творческого потенциала и достижение оптимального уровня жизнедеятельности.

Преимущества тренингов:

· отрабатываются лишь те навыки, которые необходимы человеку для достижения конкретных целей;

· сочетаются различные формы обучения (лекции, разбор ситуаций, деловые игры, упражнения на отработку навыков, нацеленные на решение конкретных проблем участника).

· позволяет проанализировать реальные результаты, помогают участникам увидеть себя со стороны, откорректировать свои ошибки, закрепить положительные достижения;

· происходит сплочение команды;

· участники получают комплект материалов тренинга, что позволит им через какое-то время освежить в памяти усвоенные знания.

30.

Детско-родительский тренинг

Одним из наиболее ярких представителей практики использования тренинга в коррекции детско-родительских отношений является Томас Гордон.

Принципы работы в детско-родительской группе сводятся к тому, что родители должны усвоить три основных умения:

· активно слушать (уметь слышать и возвращать то, что ребенок хочет сказать родителям);

· умение выражать собственные чувства и слова доступно для понимания ребенка;

· использовать принцип «Оба правы», для разрешения конфликтных ситуаций, т.е. умение договариваться с ребенком так, чтобы результатами договора были довольны оба его участника.

 

Работу по проведению детско-родительского тренинга можно разделить на следующие этапы:

1. Диагностический (диагностика взаимодействия родителей с детьми).

2. Организационный (создание группы, разъяснение и демонстрация правил общения в группе, создание атмосферы эмоциональной близости участников).

3. Развивающий (проведение специально организованных занятий в группе).

4. Аналитический (анализ эффективности групповой работы через: отчеты родителей, наблюдение за поведением участников тренинга во время занятий).

Структура тренингового занятия:

o Ритуал приветствия;

o Игры на развитие чувства сплоченности;

o Игры на развитие эмоциональной, коммуникативной сферы;

o Психологические этюды (игры – драматизации; моделирование ситуаций);

o Предметно-практическая деятельность (рисование; «головоломки» и др.);

o Ритуал прощания.

Для обеспечения наибольшей эффективности тренинговых занятий проводится предварительная работа, как с родителями, так и с детьми:

· Занятия детьми по развитию эмоциональной сферы, коммуникативных навыков;

· Психологические консультации для родителей с элементами тренинговых упражнений, направленные на формирование мотивации к изменению взаимоотношений с детьми, апробированию новых способов поведения.

· Занятия педагога-психолога с детско-родительской парой (1ребенок-1родитель), направленные на развитие способности сотрудничать друг с другом.

31.

32.

34.

Жизненный цикл семьи– это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика; жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий.

Семейные события – наиболее значимые для жизни семьи события, существенно влияющие на изменение семейной структуры. Совокупности семейных событий образуют основные этапы семейного цикла.

Как известно, молодые люди, только вступившие в брак, и супруги, прожившие вместе не одно десятилетие, по-разному относятся друг к другу, сталкиваются с различными проблемами и трудностями, что не может не сказаться на семейной атмосфере.

Жизненный цикл развития семьи определяется объективными событиями (рождение, смерть) и осуществляется в контексте возрастных изменений всех членов семьи. Возрастно-психологические изменения, касающиеся личности каждого члена семьи, коренным образом преобразуют жизнь последней: изменяются система потребностей и мотивов личности, способы ее поведения и деятельности, социальный статус членов семьи, а следовательно, стиль общения и характер функционирования семьи в целом.

Условно жизненный цикл семьи может быть разделен следующим образом:
1. Период ухаживания.
2. Фаза проживания супругов без детей (или стадия монады).
3. Семья с маленьким ребенком (или стадия триады)
4. Фаза стабилизации или зрелого брака
5. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом
6. Фаза «пустого гнезда»
7. Фаза, в которой кто-то из партеров остается один после смерти другого.
Каждая фаза жизненного цикла семьи ставит перед ее участниками определенные задачи. Функциональная семья – это та семья, которая успешно справляется с поставленными перед ней внешними и внутренними задачами. Дисфункциональная, соответственно – это та семья, которая с этими задачами не справляется. Обычно в этот момент люди и начинают искать помощи психолога, так как переход на новую фазу – это всегда кризис и люди не видят возможности приспособления к новой ситуации или даже не принимают ее.
Какие же проблемы и задачи могут возникнуть у семьи на каждом из циклов?

Основные функции современной семьи





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.057 с.)