Субъект, объект и функции СР.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъект, объект и функции СР.



Субъект, объект и функции СР.

Объект СР -это клиент социальной помощи, социальной адаптации и реабилитации, социальной диагностики и профилактики, социальной экспертизы и социальной терапии.

Субъект СР. — это тот, кто осуществляет социальную помощь. Это могут быть государственные организации, общественные организации и частные лица — специалисты в сфере СР различных квалификаций или добровольные помощники — волонтеры.

Основными функциями СР являются:

Диагностическая функция

прогностическая функция — программирование и прогнозирование влияния на объекты с.р. всех социальных институтов общества, выработка отдельной модели социального поведения этих объектов;

предупредительно-профилактическая функция — приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, организация социотерапевтической, социально-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридической и иной помощи нуждающимся, обеспечение защиты прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи. Предполагает не только оказание разнообразной помощи и поддержки оступившимся людям и слабо защищенным слоям населения, но и предупреждение всевозможных негативных последствий их поведения или деятельности.

правозащитная функция — использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения — как проживающего внутри страны, так и той его части, которая по тем или иным причинам оказалась за ее пределами;

социально-педагогическая функция — выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности и привлечение и работе с ними различных учреждений, организаций, общественных, творческих и других союзов, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой деятельности и проч.;

социально-психологическая функция — различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитации всем нуждающимся;

социально-медицинская функция — организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении основами первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами, организация работы по планированию семьи, формирование ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению, содействие подготовке молодежи к семейной жизни, развитие трудотерапии, способствование формированию здорового образа жизни;

социально-бытовая функция — способствование в оказании необходимой помощи различным категориям населения, в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта;

коммуникативная функция — установление контак­том с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организация обмена информацией, способствование включению различных институтов общества в деятельность соци­альных служб;

рекламно-пропагандистская функция — организация рекламы социальных услуг, пропаганда идей социальной за­щиты человека;

нравственно-гуманистическая функция— придание СР высоких гуманистических це­лей, создание условий для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе;

организационная функция — способствование организа­ции социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлечение к их работе общественности, направление деятельности социальных служб по оказанию различных видов помощи и социальных услуг насе­лению, в первую очередь слабо защищенным слоям и группам, отдельным личностям.

2. СР как научная теория, академическая дисциплина и вид социальной деятельности

СР как научная теория изучает сферу чел. деятельности, функция которой - выработка, систематизация знаний об определенной действительности – соц. сфере и спец. соц. деятельности. Последнюю можно интерпретировать как профессиональную и общественную деятельность гос., общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение соц. проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе. Анализ форм и методов СР, оптимизация методов и технологий решения соц. проблем - одна из задач СР как научной теории. Являясь общественной наукой, СР связана с техническими и с естественными науками. Проводимые в ее рамках исследования междисциплинарны с точки зрения взаимосвязей, с одной стороны, с естественными науками, с другой - с философией, социологией, психологией, педагогикой, правоведением и другими общественными науками. Особенность СР как научной теории состоит в исследовании единства знаний и умений. Она стремится соединять теоретические и прикладные знания. При этом последние в ней преобладают, что отличает СР от других научных дисциплин. В нормативных актах РФ сформулированы конкретные принципы, вытекающие из обобщения опыта СР. Многие ее методы междисциплинарны, что предопределяется универсальным характером СР и как вида деятельности, и как науки, и как учебной дисциплины. Поэтому ее методы делят на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др. Содержание методов СР во многом обусловлено спецификой объекта, на который направлена деятельность соц. раб. и социальных служб. Эти методы зависят от профессии соц. раб., его специализации, от структуры и содержания деятельности соц. и других служб.

СР как учебная дисциплина. С введением в 1991 г. в России профессии -специалист по СР - базовым в подготовке соц. раб. был учебный курс "Теория и методика (технология) социальной работы". Его основная цель состояла в том, чтобы дать студентам целостное представление о содержании социальной работы, ее направлениях, инструментарии, технологии (методике) и организации, научить их методам работы. В связи с разработкой и принятием Гос. стандарта по образованию в области СР данный учебный курс приобрел новый вид по содержанию и структуре. В цикле общепрофессиональных дисциплин он представлен предметами: введение в профессию; история СР в России; теория СР; этика СР; технология СР; СР за рубежом и др. В программу подготовки входит цикл спец. дисциплин, который содержит предметы собственно СР и разделы других дисциплин, изучаемых будущими соц. раб.. Подготовка соц. раб. включает несколько компонентов: федеральный (обязательный для всех вузов), региональный (вузовский) и дисциплины по выбору студентов.

СР как вид практической деятельности отличается от других видов деятельности спецификой объекта. СР - деятельность, направленная на решение соц. проблем личностей, слоев и групп, на создание условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей людей к соц. функционированию. СР представляет собой интегрированный, универсальный вид деятельности, цель которой - удовлетворить социально гарантированные групповые и личностные интересы и потребности различных (прежде всего, социально уязвимых) слоев населения. Как вид практической деятельности СР включает объект, субъект, содержание, средства, управление, функции и цели. В качестве ее объекта выступают отдельные личности и группы, нуждающиеся в посторонней помощи, социально слабо защищенные: старики; пенсионеры; инвалиды; дети-сироты; люди, попавшие в беду, испытывающие сильный стресс; матери и отцы, воспитывающие в одиночку детей; лица и группы с девиантным поведением (алкоголики, наркоманы, преступники, проститутки и др.); находящиеся в тюрьмах и вернувшиеся из них; безработные, обездоленные, беженцы и др. Субъектами СР выступают государство с его структурами, общественные, благотворительные, милосердные и другие организации и учреждения, соц. раб. как люди, занимающиеся соц. деятельностью в соответствующих службах или на общественных началах. Многообразны средства СР: это деловые связи, личные контакты, слова, приемы психотерапии, личное обаяние и такие средства, как телефон, спец. учетные бланки и т.д. Управление как компонент СР включает анализ и оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание социальных работников. Указанные компоненты в практике объединяются в целостную систему с помощью функций и целей. В общем плане целью практической СР выступает удовлетворение потребностей и интересов личностей и групп, оказание соответствующей помощи и поддержки.

Философские основы СР

Философия выступает методологической основой СР, т. к. определяет общие принципы и подходы к пониманию тех или иных проблем, стоящих перед человеком. Философия как наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир в целом и место в нем человека, она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Тем самым она определяет подходы в отношениях к человеку других людей и их объединений и отношение самого человека к ним, к своему существованию, формам жизнедеятельности и защиты. Вся деятельность соц. раб. связана с человеком, его взаимоотношениями с окружающим миром, т. е. направлена на совершенствование человеческих отношений. Фундаментальным основанием и духовно-нравственным измерением СР, таким образом, становится гуманизм. В этом – основной философский смысл СР.

Большое значение для понимания проблем СР имеет соц. философия. Для СР актуальны такие универсальные социокультурные категории: человек, социум, конфликт, социальное время и пространство, образ жизни и т. д.

Типы социальных конфликтов

Политические конфликты — это конфликты, причиной которых является борьба за распределение власти, доминирование, влияние и авторитет. Они возникают из различных интересов, соперничества и борьбы в процессе приобретения, распределения и реализации политико-государственной власти. Политические конфликты имеют прямое отношение к завоеванию ведущих позиций в институтах и структурах политической власти.

Основные виды политических конфликтов:

конфликт между ветвями власти;

конфликт внутри парламента;

конфликт между политическими партиями и движениями;

конфликт между различными звеньями управленческого аппарата и т. д.

Социально-экономические конфликты — это конфликты, причиной которых являются средства жизнеобеспечения, использование и перераспределение природных и иных материальных ресурсов, уровень заработной платы, использование профессионального и интеллектуального потенциала, уровень цен на товары и услуги, доступ и распределение духовных благ.

Национально-этнические конфликты — это конфликты, возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп.

Согласно классификации типологии Д. Катца различают:

конфликт между косвенно конкурирующими подгруппами;

конфликт между непосредственно конкурирующими подгруппами;

конфликт внутри иерархии по причине вознаграждения.

Причины девиации.

В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения такого поведения. Так, Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «аномия» (состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которое оно предлагает для их достижения. Другое направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры. В современной отечественной социологии несомненный интерес представляет позиция Я.И. Гилинского, считающего источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Общей закономерностью отклоняющегося поведения выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти взаимосвязи могут носить вид индукции нескольких форм социальной патологии, когда одно явление усиливает другое. К примеру, алкоголизм способствует усилению хулиганства. В других случаях, наоборот, установлена обратная корреляционная зависимость (уровни убийств и самоубийств).

Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурологических и многих других факторов. Особую остроту эта проблема приобрела сегодня в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Устоявшиеся способы деятельности не приносят желаемых результатов. Рассогласование между ожидаемым и реальностью повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы.

Преступность.

Социологические исследования преступности и ее причин берут начало в работах русского статистика К.Ф. Германа (1824 г.). Преступность - сложное социально-правовое явление, включающее в себя совокупность всех преступлений (уголовно наказуемых деяний), совершенных в конкретном обществе (государстве) за тот или иной период времени, и характеризующееся соответствующими количественными и качественными показателями.
По мере изучения проблем преступности все большее количество факторов, воздействующих на ее динамику, попадает в поле зрения исследователей. К ним можно отнести: социальное положение, род занятий, образование, нищету как самостоятельный фактор.
Алкоголизм.
Алкоголи́зм — заболевание, разновидность токсикомании, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него. Негативные последствия алкоголизма могут выражаться психическими и физическими расстройствами, а также нарушениями социальных отношений лица, страдающего этим заболеванием. Изучение различных аспектов потребления алкоголя и его последствий составляет большую сложность. По каким критериям можно судить об алкогольной ситуации и ее динамике? Как правило, используются три группы социологических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: во-первых, уровень потребления алкоголя на душу населения и структура потребления; во-вторых, характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртного; в-третьих, ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством. Показатель уровня потребления алкоголя имеет смысл только в сочетании с данными о структуре потребления. Следует учитывать и еще целый ряд характеристик, например, регулярность потребления, длительность, связь с приемом пищи. Важны и особенности распределения общего объема потребления алкоголя среди населения: численность и состав пьющих, непьющих, пьющих умеренно; распределения потребления алкоголя между мужчинами и женщинами, по возрастам и другим социально-демографическим признакам. Поведение при одинаковой степени опьянения и оценки этого поведения также существенно различаются в социокультурных и этнических группах. Все перечисленные характеристики входят в понятие модели алкогольного потребления. При оценке алкогольной ситуации выделяют три модели потребления алкоголя: винную, пивную и водочную. Эти модели сложились исторически и проявляются в традициях потребления алкоголя у разных народов.

Наркомания.
Наркомания (греческое оцепенение, сон + безумие, страсть, влечение) — хронические заболевания, вызываемые злоупотреблением лекарственными или лекарственными наркотическими средствами. Характеризуются возникновением патологического влечения к наркотическому средству (психической зависимости), изменением толерантности к наркотическому средству с тенденцией к увеличению доз и развитием физической зависимости, проявляющейся абстинентным синдромом, при прекращении его приема.

Борьбе с наркоманией могут способствовать меры социального, экономического, культурного характера, в том числе и те, которые применяются для искоренения алкоголизма. Но, учитывая специфику развития наркомании, в борьбе с этой формой отклоняющегося поведения следует использовать и специальные меры – медицинские, правовые и др.
Суицид.
Суицид – намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни.

При оценке конкретных суицидальных актов многое зависит от мотивов и обстоятельств, особенностей личности. Исследования свидетельствуют, что фактором, провоцируемом суицидное поведение, выступает специфическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование, социальное и семейное положение.

Отмечено, что вероятность проявления этой формы отклонений зависит и от возрастной группы. Самоубийства совершаются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет, сегодня самоубийцами становятся даже 10-12-летние дети. Мировая статистика свидетельствует, что суицидное поведение чаще проявляется в городах, среди одиноких и на крайних полюсах общественной иерархии.

Дюркгейм выделял 3 основных типа самоубийства, обусловленные различной силой влияния социальных норм на индивида: Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабого воздействия социальных (групповых) норм на ин дивида, остающегося наедине с самим собой и утрачивающего в результате смысл жизни. Альтруистическое самоубийство, наоборот, вызывается полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь, т.е. видящего её смысл вне её самой. Наконец, аномическое самоубийство обусловлено состоянием аномии в обществе, когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивида (как при эгоистическом самоубийстве), а вообще практически отсутствуют, когда в обществе наблюдается нормативный вакуум, т.е. аномия. Дюркгейм указывает и на 4 тип самоубийства – фаталистский, который должен служить симметричным антиподом аномического самоубийства, но не рассматривает его специально вследствие его незначительной распространенности.

26. Социологические, психологические и педагогические проблемы социализации человека

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Все механизмы социализации так или иначе касаются решения трех групп проблем: психологические, педагогические и социальные.Психологические проблемы свя­заны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На каждом этапе социализации эти проблемы имеют особое, специфическое со­держание, появляются разные способы их решения. Одно остается не­изменным: их значение для личности. Часто она не осознает существа этих проблем, но они глубоко «сидят» в каждом человеке, заставляя предпринимать действия, направленные на их решение.

Педагогические проблемы также проявляют себя на каж­дом этапе социализации. Их содержание связано с достижением челове­ком определенного уровня физического и сексуального развития. Про­блемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться: на юге они оказываются значительно более высокими, чем на севере. Социальные проблемы социализации могут затрагивать также во­просы формирования эталонов мужественности и женственности в раз­личных культурах, этносах, регионах.

Социальные проблемы социализации имеют своим содержа­нием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков. Эти проблемы касаются и ценностных ориентации личности, и ее мировоззрения, и духовного склада. Они также специфичны на каждом этапе социализации, поскольку имеют познавательный, морально-нравственный, ценностно-смысловой характер.

Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких про­блем она вполне способна их плодотворно решать — конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого. Значит, тогда человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации.

Однако нужно иметь в виду, что если какие-либо проблемы социали­зации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить про­цесс развития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой ситуации может заставить человека ставить перед собой новые цели, ме­нять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо хуже, ес­ли нерешенные или нерешаемые проблемы не будут осознаны личнос­тью и она не станет искать никаких поворотов в процессе социализации.

В этом случае может возникнуть явление, которое некоторые авто­ры применительно к такой личности определяют термином «жертва социализации». Дело в том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой — спо­собность человека определенным образом противостоять обществу в том случае, если оно (или его отдельные структуры) мешают удовле­творению его потребностей в социализации.

Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификация лично­сти с обществом, с другой — обособление в нем. Здесь и возможны две крайности, которые приводят личность к тому, что она становится «жертвой социализации». Во-первых, в случае полной идентификации с обществом и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и роле­вых ожиданий, неспособности хоть в чем-то ему противостоять лич­ность превращается в конформиста. Во-вторых, неприятие многих социальных требований принципиального для общества характера спо­собно превратить человека в борца против его устоев (что особенно ха­рактерно для тоталитарного или авторитарного режима). Острота этого противоречия сопряжена не только с характером общества, по и процес­са социализации, а также влиянием социальных факторов на личность.

Подведем итог. В приведенных выше рассуждениях о личности и ее социализации акцентировалось внимание на факторах, которые спо­собны сделать эффективным этот процесс. Между тем социализация предполагает высокую степень внутренней активности личности, необ­ходимость ее самореализации. Другими словами, много зависит от че­ловека, его умения управлять собственной деятельностью. Но этот про­цесс имеет место тогда, когда объективные условия жизни порождают определенные потребности и интересы, создают у личности те или иные стимулы деятельности. В этом и состоит существо перехода объ­ективной детерминации личностной деятельности в субъективную.

 

Содержание диагностической деятельности психолого-медико-педагогической комиссий (ПМНК)

Диагностика в условиях ПМПК имеет свои особенности, непосредственно вытекающие из цели и задач ПМПК. В контексте нашего руководства важно различать два основных аспекта диагностикидиагностику как процесс и диагностику как результат.

Диагностический процесс осуществляется в форме обследования ребенка разными специалистами ПМПК. Результатом диагностического процесса является диагностическое заключение. Вычленение диагностического процесса и диагностического заключения актуализирует вопросы процедуры обследования ребенка на ПМПК и процедуры составления и оформления заключения.

Диагностическое обследование ребенка направлено на определение причин, механизмов, проявлений и закономерностей (включая прогноз) дизонтогенетических вариантов развития детей и подростков с учетом биологических и социальных предпосылок и условий развития. Таким образом, диагностика как процесс выявляет внутреннюю структуру психического развития ребенка.

На основании выявленной структуры психического развития специалисты ПМПК проводят коллегиальное обсуждение, в результате которого вырабатывается обобщенное определение вида психического дизонтогенеза. Коллегиальное заключение, или коллегиальный диагноз, ПМПК отличается от частных диагнозов конкретных специалистов. Это — не медицинский диагноз, не психологическое или педагогическое заключение. Диагностика, как результат обследования ребенка в ПМПК, требует синтеза заключений всех специалистов. Для этого необходима приемлемая для цели ПМПК систематизация отклонений в развитии детей и подростков. На сегодняшний день в качестве рабочей систематизации можно рекомендовать специалистам ПМПК классификацию видов психического дизонтогенеза В.В. Лебединского.

Сам термин «дизонтогенез» представляется нам наиболее адекватным для целей ПМПК, так как он в буквальном смысле означает «различные формы нарушений онтогенеза». Фактически термин «дети и подростки с отклонениями в развитии», используемый в нормативно-правовых документах, тождественен определению «дети с различными формами нарушений онтогенеза», или — «с различными формами психического дизонтогенеза».Ребенок с отклонениями от нормального развития — в фокусе внимания ПМПК.

В.В. Лебединский выделяет шесть видов психического дизонтогенеза детей и подростков:

1) психическое недоразвитие;

2) задержанное психическое развитие;

3) поврежденное психическое развитие;

4) дефицитарное психическое развитие: аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха; аномалии развития в связи с недостаточностью двигательной сферы;

5) искаженное психическое развитие;

6) дисгармоническое психическое развитие.

 

Содержание и организация социально-профилактических мероприятий с населением

Социальная профилактика - это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата. Социальная профилактика основывается на ряде принципов:

- объективность заключается в непредвзятом рассмотрении соц. объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-либо интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;

- причинность обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;

- комплексный подход в изучении соц. проблем объясняется тем, что соц. сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных проявлениях, и выделение отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;

- научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.

Приведённое выше определение понятия “социальная профилактика” позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:

- выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;
- уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;

- предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;
- сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;

- cодействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.
В качестве первоочередных объектов социальной профилактики выступают следующие социальные группы и объединения:
1. Лица с физическими и психическими отклонениями и нарушениями (инвалиды, люди тяжело или хронически больные, люди, получившие серьёзные ранения или травмы).

2. Некоторые возрастные группы (дети, подростки, престарелые).

3. Группы “социального риска”, т.е. люди, чьё социальное и имущественное положение по тем или иным критериям и причинам не имеет стабильности и которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, личностной целостности, морального облика, биологической гибели.

4. Лица социально неустроенные (бездомные, безработные, беженцы).

5. Лица, находящиеся по тем или иным причинам в зависимости от государства (пациенты больничных стационаров, домов-интернатов, приютов, детских домов и заключённые).

6. Вновь формирующиеся социальные группы (предприниматели и фермеры).

Несмотря на то, что при работе с данными соц. группами могут и должны быть достигнуты те цели соц. профилактики, о которых говорилось выше, в каждом конкретном случае предполагается постановка и достижение собственных целей, обусловленных особенностями конкретного объекта деятельности. Так, при работе с лицами, находящимися в зависимости от государства одной из важнейших социально-профилактических целей является предотвращение и пресечение возможных нарушений прав этих людей со стороны персонала соответствующих учреждений, государственных органов и чиновников. Работа с теми соц. группами, которые можно рассматривать как сравнительно новые (фермеры и предприниматели) предполагает достижение такой цели, как формирование у них системы гуманистических и альтруистических ценностей.
Что касается социальных проблем, которые могут рассматриваться в качестве возможных целей соц. профилактики, то, прежде всего, надо указать на следующие:

1. Удовлетворение потребностей социально ущемлённых слоев населения.

2. Жизнедеятельность семей и групп “социального риска”.

3. Содержание и выполнение законодательных и нормативных актов по социальной защите населения.
4. Условия содержания и жизнедеятельности в учреждениях социального обслуживания, попечительства, наказания и перевоспитания.
Помимо вышеперечисленных, многие другие проблемы соц. жизни могут рассматриваться, при определённых условиях, как возможные объекты соц. профилактики - экологическое благополучие региона, состояние рынка труда, демографические и т.д.

Сложность и многообразие объектов соц. профилактики предполагают не менее сложную внутреннюю структуру этого вида деятельности. Рассматривая соц. профилактику как сознательную и социально организованную деятельность, можно выделить последовательный ряд её основных стадий:

1. Стадия предупреждения - основной задачей которой является принятие мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений. Это позволит ему избегать таких форм поведения и деятельности, которые могут осложнить процесс жизнедеятельности его самого и его ближайшего окружения. Так, воспитывая ребёнка в гуманистическом направлении, родители закладывают основу для формирования у него в будущем широкого и полноценного круга общения, возможностей легко сходиться с людьми и выстраивать эффективную систему взаимодействия с ними.

2. Стадия предотвращения - направлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности субъекта. Так, обучая ребёнка правилам поведения на дороге, родители, школа и общество получают возможность значительно снизить риск попадания его в дорожно-транспортное происшествие.
3. Стадия пресечения - используя социально приемлемые способы, блокировать формы деятельности и поведения субъекта, которые могут привести к возникновению негативных последствий как для него и его ближайшего окружения, так и для общества в целом. Именно на решение этой задачи направлена существующая в любом обществе система законодательных, морально-нравственных, педагогических, административных и других санкций, карающих за совершение определённых действий или не допускающих их повторения.

Последовательная реализация этих стадий социальной профилактики предполагает использование самых разнообразных приёмов и методов деятельности. На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих методов социальной профилактики.
1. Медико-социальные - направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п.

2. Организационно-административные - создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базу, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование и ряд других.

3. Правовые - разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п.
4. Педагогические - формирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методы образования, воспитания и просвещения.

5. Экономические - направлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п.

6. Политические - создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках.
Социальный эффект использования этих методов социальной профилактики на практике будет существенно выше при условии их комплексного использования, т.е. при разработке и реализации системы социально-профилактических мероприятий. В зависимости от того, какие цели будут преследовать эти мероприятия, можно выделить следующие их разновидности.
1. Нейтрализующие, направленные на пресечение каких-либо тенденций, возможностей и т.п. (например, арест и временная изоляция).

2. Компенсирующие, целью которых является восполнение понесённой субъектом утраты (назначение и выплаты пенсии по нетрудоспособности, по потере кормильца).

3. Предупреждающие, позволяющие не допустить возникновения обстоятельств, способствующих социальным или личностным отклонениям (изъятие ребёнка из семьи, ведущей девиантный образ жизни).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.180.223 (0.018 с.)