Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Результаты социолог. Исследований и вариативность моделей СР, методы разрешения соц. КонфликтовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В начале написания программы ЭСИ социолог определяет цель, как модель ожидаемого конечного результата. Наряду с новым знанием об объекте и предмете исследования социолог ожидает, что полученное новое знание повысит эффективность соц. управления и самоуправления, т.е. ожидает, что механизм управляющего устройства, находящийся внутри объекта управления, будет работать более оптимально. Т.О. Цель имеет теоретическое ожидание (новое знание), и практическое ожидание (инновационное внедрение в управление объектом). Результаты обработки социологических фактов, полученные различными методами и представленные в виде наиболее правдоподобных моделей -основание применения методов прогнозирования. Различают два вида прогноза: социальный и социологический. Предмет конкретного социологического исследования требует применения методики прогнозирования, которая опирается не на теоретическую модель, а на математическую модель, полученную в результате сбора и обработки социологических фактов. Практическое ожидание эффекта от внедрения нового знания достигается за счет инноваций (практических рекомендаций по совершенствованию механизма управления объектом, который разрабатывает социолог). Цель использования результатов ЭСИ - логическое следствие цели, которая определяет их подготовку и проведение. Другими словами, если осуществление самого исследования можно рассматривать как определённую систему научно-исследовательских процедур, направленных на получение достоверной информации и разработку на её основе практических рекомендаций, то использование результатов этого исследования будет представлять процесс реализации тех научно обоснованных мер, которые содержатся в данных рекомендациях. Мы сначала изучаем реальное состояние объекта (дескриптивная модель), определяем то состояние объекта, которое должно быть (нормативная модель). Решая проблему, которую мы поставим перед собой, мы собираем и анализируем социологические факты, проверяем гипотезы. На основе испытания гипотез, мы принимаем решения о практических рекомендациях, которые подлежат пробному испытанию, прежде чем мы внедрим их на практике. Анализируя поведение данной модели, мы осуществляем прогноз возможных проблемных ситуаций, то есть какие могут возникнуть проблемы при использовании инноваций. Если практические выводы себя оправдали, мы определяем организационный регламент нововведений, распределяем конкретные процедуры, планируем применение конкретных процедур, операций и осуществляем внедрение инноваций. Своё новое знание мы должны превратить в инструмент прогнозирования, то есть соотнести с нормативным знанием. Другими словами, мы сравниваем реальное состояние объекта с тем, чего мы хотим добиться, и определяем пути реализации инновационных идей. При обработке данных мы используем математические методы. Мы связываем понятия признака и числа, то есть за каждым числом у нас в нашей программе обработки подразумевается определённое свойство объекта. Методы разрешения социальных конфликтов К числу условий, благоприятно влияющих на реализацию и разрешение конфликтов, относят равновесное соотношение сил противоборствующих сторон и признание ими процедуры переговоров как способа выработки взаимоприемлемых решений. Однако положительный результат возможен лишь в том случае, если субъекты конфликта проявят склонность к компромиссам. Компромисс наилучшим образом характеризует сущность мирного регулирования конфликта, поскольку ориентирован на исключение из него насильственных форм и снижение интенсивности, поскольку компромисс – это однозначное признание справедливости чужих аргументов; нахождение решения, приемлемого для всех. Компромиссы хороши тогда, когда они позволяют реализовать цели, разделяемые многими, не нарушая при этом принципы, стоящими над частными или узкогрупповыми целями – интересами. Понятие консенсуса употребляется в 2-х смыслах: 1. как способ принятия решения, при котором учитывается мнение большинства лиц, участвующих в его принятии. 2. в количественном контексте консенсус принимается как гражданское согласие Группы консенсусов можно выделить по специальным основаниям: 1) по продолжительности- долговременные и кратковременные 2) по характеру перспективных ориентаций (стратегические и тактические) 3) по целевым установкам (принципиальные и конъюнктурные) Конфликтующие группы могут выбирать следующие программы поведения: 1) достижение своих целей за счет другой группы и тем самым доведение конфликта до более высокой степени напряженности; 2) снизить уровень напряженности, но сохранить саму конфликтную ситуацию, переведя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположной стороне; 3) искать способы полного разрешения конфликта. Если выбрана третья программа поведения, наступает третья стадия в развитии конфликта - стадия разрешения. Конфликтологии рассматриваются в качестве приоритетных четыре возможных средства воздействия на участников конфликта, которые бы привели к разрешению конфликта: 1. Средства убеждения. Они возможны, если противник готов действовать иначе, поскольку пришел к убеждению, что это полезно для него самого, не принимая во внимание случайностей, возникающих внутри группы или навязанных изменением внешней ситуации, а также не обращая внимания на то, что его заставляют брать на себя какие-то обязательства по изменению своих действий. Преимущества подобного способа в его гибкости и доверительном характере. 2. Навязывание норм. Нормы навязываются соперникам извне, ссылаясь на интересы общественных взаимосвязей. Это институциональный путь, опирающийся на обычаи и традиции. Его главное преимущество в генерализуемости и возможности предсказания поведения соперников. Основной недостаток - отсутствие достаточной гибкости. 3. Материальное стимулирование - используется в зависимости от ситуации. Обычно применяется в том случае, когда конфликт зашел слишком далеко. Соперники согласны на частичное достижение цели и хотят хоть как-то компенсировать свои потери. Посредством стимулирования можно выработать минимум доверия, в основе которого можно выработать более или менее приемлемое решение конфликта. Преимущество этого способа - в его гибкости. Недостаток - в его малом практическом применении, относительная безрезультативность и слабая нормативность. 4. Использование власти - применяется только ситуативно и только посредством негативных санкций (запугивание или фактическое применение силы). В действительности применяется в сочетании с предыдущими способами, которые все перемешиваются между собой.
Методы исследований в СР и статистика. Количественные и качественные методы в социологии Методы социологического исследования: Количественные а) Наблюдение. Под наблюдением в социологии подразумевают целенаправленное и систематизированное восприятие социального явления, черты которого, соответствующим образом классифицированные и закодированные, регистрируются исследователем. В широком смысле любое научное знание начинается с наблюдения -- непосредственного восприятия живой действительности. В одних случаях мы наблюдаем сами, в других -- пользуемся данными наблюдений иных лиц. В отличие от обыденного научное наблюдение отличается тем, что (а) оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам; (б) наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре; (в) все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе; (г) информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость. б) Опрос. К методу опроса исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентациях, информированности и т. п. Во всех подобных случаях именно люди, участники изучаемых социальных процессов, выступают в роли уникального источника информации, который не может быть заменен никаким другим. Методом опроса может быть получена информация и о поведении людей, в) Анкетирование. - вопросно-ответная форма организации текста. Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Чтобы анкета успешно выполнила свои функции - предоставила в распоряжение исследователя достоверную информацию, - надо соблюдать правила научного метода при ее конструировании и знать особенности различных типов вопросов. Вопросы бывают открытые или закрытые. Закрытые вопросы, в свою очередь, делятся на альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом только одного варианта ответа. Неальтернативные вопросы допускают выбор респондентом нескольких вариантов ответов. Вступительные вопросы выполняют две функции: заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу. Поэтому в начале текста ни в коем случае не должны появляться трудные или беспокоящие вопросы. Наиболее удобны для этой цели вопросы сугубо событийного содержания. Заключительные вопросы по содержанию темы должны быть относительно нетрудными, так как надо учесть, что, работая с анкетой, люди постепенно утомляются. Здесь хороши шкалы оценок и другая информация в закрытых вариантах. Открытые вопросы, требующие пространных комментариев, располагают ближе к середине анкеты; как контроль они разрешаются и в конце, но не более одного-двух. Вопросы-фильтры относятся к классу неосновных вопросов социологической анкеты, поскольку в их задачу входит не выяснение содержания изучаемого социального явления, а установление основного адресата вопроса. Необходимость в них возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только некоторую ее часть. Для того чтобы отделить интересующую исследователя часть респондентов от всех других, и задаются вопросы-фильтры. Пилотажное анкетирование. В обычном "пилотаже" исследователь сначала тщательно анализирует сконструированный опросный лист по всем тем критериям, которые нам уже известны, затем размножает его в 30--50 экземплярах, которые и испытываются на опытной группе респондентов. Эта группа представляет микромодель планируемой выборки с выделением крайних значений ее параметров: полярных уровней образования, мужчин и женщин, других особенностей, существенных для представительности выборки. в) Эксперимент.Эксперимент - это опытное исследование воздействия отдельного фактора (или нескольких факторов) на интересующую исследователя переменную. Социальный эксперимент выполняет две основные функции: достижение эффекта в практически-преобразовательной деятельности и проверка научной гипотезы. В последнем случае процедура экспериментирования целиком сосредоточена на познавательном результате. Эксперимент выступает в качестве самого сильного способа проверки объяснительной гипотезы. г) Анализ документов. В социологии термин «документ» используется в предельно широком значении - как любой носитель информации о социальных явлениях и процессах. Отсюда и определенная вторичность этого метода: здесь исследователь не имеет прямого контакта с той реальностью, которую изучает. Любой документ - всегда кодированная информация, вбирающая цели и намерения коммуникатора, его видение, интерпретацию реальности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.88 (0.008 с.) |