Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор проблемы эмпирического исследования в СР и ее решение, социальные конфликты.

Поиск

Исследовательская проблема заключается в недостатке теоретических знаний о реальной соц. ситуации, в результате чего невозможно использовать уже имеющиеся знания.

Соц. проблема – соц. противоречие между различными сторонами жизнедеятельности общества, соц. групп и т.п.

Проблема содержится в объекте исследования и отражена в названии выбранной темы. Методика формирования проблемы, представляет собой систему методов, с помощью которой происходит сущностный анализ объективного и субъективного содержания программы эмпирического социологического исследования.

Социальное содержание проблемы выражает объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию. Например, есть СР в школе с детьми, имеющими нарушение зрения. СР в этом объекте содержит противоречие между соц. раб. и клиентом. Потребности соц. раб. и клиента, как и деятельность, не совпадают. Различия объективно порождают противоречие внутри их отношений. Так возникает проблемная ситуация, существующая независимо от сознания социолога. Кроме объективного соц. содержания в проблеме есть осознание социологом потребности определенных практических и теоретических действий, направленных на исследование проблемной ситуации. Социальное содержание проблемы, независимо от сознания социолога, побуждает его к деятельности. Осознание социального содержания проблемы исследования объекта позволяет выделить из объекта предмет исследования. Предмет исследования - наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для решения проблемы исследования.

Постановка научной проблемы - это часто выход за пределы изученного в сферу того, что должно быть изучено.

Формулировка проблемы - это метод для разработки системы целей и задач, а на их основе создание организационно-технического плана исследования. Кроме нормативной стороны, методика определения проблемы содержит инструментальную и процедурную грани. Инструментальной частью определения проблемы может быть не только анализ документов, как средство выявления содержания социального противоречия и противоречия в теории, интересующих социолога как ожидаемый предмет исследования. Для определения проблемы в случае недостатка информации, полученной анализом документов, может использоваться наблюдение, его инструментарий, опрос, его средства, используемые для извлечения информации из объекта и предмета. П роцедурная часть методов определения проблемы в процессе написания программы эмпирического исследования состоит из подготовительной, оперативно-процедурной и результирующей сфер применения навыков в работе с инструментами. Допустим, мы выбрали анализ документов как основной метод сбора предварительной информации об объекте и предмете нашего проектируемого эмпирического исследования. Тогда, на подготовительной стадии необходимо составить перечень (список) всех документов, в кото­рых может быть информация по интересующей нас проблеме. Этот перечень является для нас руководством к действию накануне формулировки проблемы. Мы берем этот перечень документов за основу нашей работы, которая должна помочь нам сформулировать проблему. Можно использовать содержательный (классический) анализ докумен­тов и контент-анализ. В оперативно-процедурной части в таком случае мы получаем результаты этого анализа документов в тех формах, которые нами были предусмотрены в качестве средства фиксации результатов нашего анализа. На основе результатов ана­лиза документов мы формулируем проблему.D:\инернет\Вопросы к госэкзамену.doc - вопросы

Социальный конфликт — это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Причинами социального конфликта могут быть самые разнообразные факторы, в основе которых лежат противоречия (реальные или мнимые) потребностей, интересов, ценностей и целей социальных субъектов.

Субъект — это «активная сторона», способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами. Участник конфликта может сознательно, или не вполне сознавая цели и задачи противостояния, принять участие в конфликте, а может быть случайно или помимо его (участника) воли вовлеченным в конфликт. Следовательно, субъект конфликта, вступая в противоборство, сознательно преследует и отстаивает свои цели и интересы.

Одним из непременных элементов конфликта является объект, из-за которого создается конфликтная ситуация. Объект — это конкретная причина, мотивация, движущие силы конфликта.

Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии развития: предконфликтную, собственно конфликт, стадию разрешения конфликта, послеконфликтную стадию.

Конфликту предшествует предконфликтная ситуация. Это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Но противоречия не всегда влекут за собой конфликт. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые противоположности интересов, целей, ценностей и т. д., ведут к обострению социальной напряженности и конфликтам. Конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но сама по себе конфликтная ситуация может существовать длительный период времени и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.

Инцидент — это формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон.

Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Конфликтологи выделяют несколько конфликтного поведения:

а) активно-конфликтное поведение (вызов);

б) пассивно-конфликтное поведение (ответ на:

в) конфликтно-компромиссное поведение;

г) компромиссное поведение.

В зависимости от конфликтной установки и форм конфликтного поведения сторон конфликт приобретает свою собственную логику развития.

По проблемам классификации социальных конфликтов среди исследователей нет единой точки зрения. Так, в зависимости от конфликтующих субъектов различают личностные (внутри-личностные), межличностные, личностно-групповые, группо-групповые (в т.ч. корпоративные, межколлективные, межпартийные, классовые, межэтнические, межрегиональные и др.), социально-институциональные, межгосударственные, глобальные и иные.

В зависимости от форм, методов и интенсивности противодействия социальные конфликты подразделяют на насильственные и ненасильственные, более интенсивные и менее интенсивные, открытые и закрытые (латентные); в зависимости от времени протекания выделяют затяжные и быстротечные конфликты; в зависимости от масштабов распространения — локальные и широкомасштабные конфликты.

В зависимости от целей конфликта и его последствий конфликты подразделяют на позитивные и негативные, конструктивные и деструктивные.

Разрешение и предупреждение социальных конфликтов — задача не только политиков и управленцев, но и социальных работников.

В процессе социальной работы специалист имеет дело с достаточно сложными конфликтными ситуациями. Клиент находится в состоянии внутриличностного конфликта, деструктивных отношениях с окружающими. Знания по проблемам теории и практики конфликта позволяют специалисту выяснить содержание, причины, динамику конфликта; определить возможные модели его развития; выбрать наиболее оптимальную модель для его разрешения и поведения субъектов; соответственно оптимизировать ситуацию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.76.163 (0.007 с.)