Теоретические парадигмы и модели СР.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические парадигмы и модели СР.



П (образец, пример) – это теория и модель, концептуальная схема постановки проблемы принятая в качестве образца при решении исследовательских/практических задач. П- это дисциплинарная матрица.

Философия гуманизма в социальной работе появляется в конце XIX в. и связана с положениями соц. благотворительности. В основе этой доктрины экзистенциальные ценности человека, представление об удовлетворении его жизненных потребностей, когда общество стремится обеспечить минимальные прожиточные стандарты индивиду. Путем организационных мероприятий достигается регулирование соц. отношений, обеспечивается благосостояние общества. Гуманизм противопоставлен пуританской этике. В основе пуританской этики идеи социал-дарвинизма. Основные положения данной концепции связаны с представлениями о сильной личности, выживающей в жесткой конкуренции. Этические принципы направлены против помощи социально уязвимым слоям населения: больным, бедным, престарелым и другим категориям. Помощь и поддержка нуждающимся рассматривается как ослабление общества, как социальные действия, направленные на его разрушение. Однако общество вынуждено предпринимать шаги к реабилитации нуждающихся, где важнейшими стимулами для их самостоятельного существования должна быть система мер физического и экономического поощрения и наказания.

Философия позитивизма в СР сменяет модель гуманизма в 20-е г. XX столетия. В основе данной доктрины лежит абсолютизация знаний вообще и социальных знаний в частности. Знание выступает критерием объективности, оно позволяет людям изменять внешние обстоятельства, а научный метод дает реальное представление о макро-, мезо-, микропсихических и социально-экономических процессах. Бихевиоризм, фрейдизм, радикальная социология становятся основой идеологии позитивизма в данной парадигме. Согласно традиции, идущей от Э.Дюркгейма, научное познание позволяет не только определять, но и объяснять общественные факторы в их норме или патологии. Дальнейшее развитие эта традиция получает в работах Линкер, Варнока, Скиннера. Согласно Скиннеру, внешние воздействия среды определяют поведение человека. Поэтому изменение типологии клиента связывается прямо с изменением окружающей среды.

С позиций бихевиоризма происходит обоснование правил и законов поведения и воспитания людей в общности. Знание, полученное на основе изучения поведения человека в определенных ситуациях, дает основание не только выстраивать модели социализации индивидов, но и формировать научно-обоснованные этические представления. Фрейдизм открывает возможность анализировать с позиций сексуальных инстинктов, бессознательного, не только интропсихические процессы, но и общественные исторические явления и события.

Позитивистский сциентизм с его абсолютизацией научного знания сыграл как положительную, так и негативную роль для философии социальной работы. Привнесение научных методов в систему взглядов социальной работы позволило осознать, что она является не только практической деятельностью, но и определенной областью познания социальной реальности. Однако абсолютизация научного знания, отрицание автономности человека, его детерминированность социально-экономическими и социально-биологическими факторами привнесла в идеологию профессиональной деятельности приоритеты и ценности исследовательского инструментария, а не общечеловеческие и гуманистические ценности. Появляется понятие «синдром социального работника», когда протоколы, статистика, тестирование оказываются более весомыми аргументами при построении интервенций, чем беседа, опрос или интервьюирование.

Парадигма позитивизма сменяется парадигмой утопизма. Основой философии социальной работы делается либерализм и социал-реформизм. Философия обыденной жизни становится исходным положением теоретических концептов и практических подходов. Такие понятия, как «хорошая жизнь», «хорошее общество», «хороший человек», становятся доминантами понятийного сознания. Философия либерализма с ее установками на ценности личности в противовес коллективным ценностям, находит отражение не только в принципах и нормах профессиональной деятельности, но и в ее методах и техниках. С позиций философии утопизма, человек предстает социально уязвимым субъектом в результате возникших трудностей, связанных с объективными причинами, такими, как: отсутствием необходимого образования, низким экономическим статусом, негативным влиянием общественной среды и другими факторами. Позиция философии утопизма с ее изначальной установкой на презумпцию невиновности клиента приводит не только к смещению ценностных ориентации профессиональной социальной работы, но и смещает акценты стратегии ее развития от социальных реформ к социальным акциям.

Философия профессионализма обосновывает свои положения исходя из гуманистических и демократических идеалов и ценностей. Удовлетворение потребностей человека, развитие его потенциала и способностей, повышение благосостояния, развитие ресурсов с целью удовлетворения индивидуальных, коллективных, национальных и международных потребностей, достижение социальной справедливости — таковы основные доминанты философии социальной работы сегодня.

Философия СР базируется на следующих аспектах: географическом, политическом, социально-экономическом, культурном, духовном. В своей совокупности — в отдельности и все вместе — они определяют ценностные ориентиры, базисные подходы и этические принципы идеологии социальной работы.

Географический аспект. Деятельность осуществляется в определенных границах.

Политический аспект. Страны, где осуществляется деятельность социальных работников, имеют различные политические системы. Деятельность осуществляется в соответствии с принципами социальной работы, независимо от политической системы.

Когнитивная модель.Один из принципов организации СР согласно этой модели практики заключается в том, что социальные услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них. Для повышения эффективности и дейст­венности консультирования соц. раб. важно знать осо­бенности мышления клиента, имеющиеся у него установки и убежде­ния, которые, в конечном счете и направляют его социальные действия как по отношению к себе, так и по отношению к окружающим.

Когнитивная модель практики социаль­ной работы в процессе адаптации выделяет три основных этапа, или фазы:

1) реакция на внешний мир, обусловленная Я клиента, его целями и стремлениями;

2) стабилизация положения клиента в социальной среде; особенно это важно при рассмотрении социальных качеств клиента, кото­рые могут иметь отрицательный резонанс;

3) выявление потребностей клиента в соответствии с имеющимися целями и установками.

Социально-педагогическаямодель. В ее основе лежит поло­жение, что воспитание выступает частью процесса социального ста­новления человека как сознательного целенаправленного воздействия на индивида, социальную группу со стороны субъектов воспитатель­ной деятельности, ставящих своей целью выработку у воспитуемых определенных социальных качеств.

Ролевая теория.В рамках использования ролевой модели прак­тики СР проявляются некоторые компоненты социо­логического знания. Но в основном логика обоснования целесообраз­ности той или иной деятельности соц. раб. здесь бази­руется на психологическом знании. Прежде всего это выражается в том, как понимается роль личности, а она чаще всего трактуется пре­имущественно в психологическом или социально-психологическом планах.

Ролевую игру социальный работник может использовать для обучения клиента коррекции поведения, а также повышения его адап­тивности. Ролевая теория служит для социального работника одной из форм социального объяснения, а приобщение к таким социальным ролям, как семейные, профессиональные и родительские, обусловли­вают формирование личности и ее поведения.

Гуманистическая модель.Одним из принципов г. модели социальной работы является стремление соци­альных работников помочь клиентам на основе самопознания и пони­мания значимости своей личности понять самих себя и характер влия­ния на них окружающего мира. В рамках этой модели практики соци­альный работник прежде всего старается убедить клиента в своей ис­кренней заинтересованности в его проблемах, положительном отно­шении к нему, стремится сопереживать его эмоциональному отноше­нию к возникшей ситуации или к миру в целом.

Психолого-ориентированные моделисоциальной работы по­лучают распространение в связи с тем, что ее современная стратегия ориентирует социальных работников на то, чтобы помочь клиентам оптимизировать собственные усилия по изменению ситуации, возник­шей на личностном или социальном уровнях. В соответствии с этим становятся приоритетными те теории социальной работы, которые позволяют социальному работнику помогать клиентам формировать и использовать свои личностные и социальные ресурсы.

Анализ технологий современной социальной работы показыва­ет, что доминирующей в ней является психодинамическая модель,основанная на психодинамическом направлении теории социальной работы. «Живучесть» психодинамической модели во многом объясня­ется характером проникновения любой теории в практику социальной работы и закрепления ее в виде парадигмы социального знания.

Основные понятия этой теории, опирающиеся на психоанализ, вошли в ранг категорий теории социальной работы; психодинамиче­ская теория выполняет функцию как бы универсальной технологии, применяемой ко всем сферам социальной работы.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.01 с.)