Соц.-демографические проблемы современного Российского общества: состояние и пути решения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соц.-демографические проблемы современного Российского общества: состояние и пути решения



И главная причина нынешнего демографического кризиса состоит в том, что в стране на протяжении последних 15 лет проводится социально-экономический и политический курс, абсолютно чуждый национально-государственным интересам страны и интересам российского народа.

А это означает, что решить проблемы демографии можно, только решив в комплексе основные социально-экономические проблемы страны. Иными словами - создав максимально благоприятные условия для жизни людей в России.
нынешние демографические проблемы в России:

- низкая рождаемость, которая давно уже не обеспечивает даже простого воспроизводства населения.
- это крайне высокая смертность россиян.

В-третьих - это низкая продолжительность жизни в нашей стране.

Все вместе это ведет к общему сокращению численности населения в России.

В настоящее время численность жителей страны ежегодно сокращается почти на 700 тысяч человек.
Среди других острых демографических проблем следует отметить следующие:

- заметное снижение доли детей и молодежи в структуре населения;

- рост доли граждан пенсионного возраста;

- более чем двукратный рост числа инвалидов за последние 13 лет;

- нарастание доли мигрантов, в том числе нелегальных.

В стране существует 13 тысяч населенных пунктов без жителей и почти столько же - где проживает менее 10 человек.
Такое положение имеет особую опасность для приграничных регионов на востоке страны, где плотность населения в сопредельных регионах соседних государств в 100 и более раз превышает плотность российского населения. А значит, мы рискуем попросту утратить данные территории.

Прежде всего в России не существует какого-либо одного метода решения демографической проблемы. Обеспечить рост численности нации можно только в комплексе, поднимая и экономику, и социальную сферу, а также качественно развивая инфраструктуру в стране.

Пути выхода из «демографической ямы»

Первое. Поскольку ухудшение состояния здоровья - одна из главных причин сверхсмертности россиян всех возрастов, нужна качественная модернизация всей системы здравоохранения в стране.

Второе. Это незамедлительное решение жилищной проблемы в масштабах всей страны. Нельзя не замечать, что отсутствие нормального жилья напрямую тормозит рождаемость, особенно среди молодежи. В стране должна быть создана эффективная система ипотеки, доступной для всех желающих приобрести свое жилье. Ее условия должны быть понятными людям и выгодными для них.

Третье. Это изменение системы распределения доходов всех граждан России. Главная задача - это значительный рост доходов каждой российской семьи. Фактически стране нужна новая социальная политика. Ведь бедность и нищета остаются злейшими врагами основной массы российских семей.

Четвертое. Это смена курса государственной экономической политики, препятствующей нормальному развитию нации.
Пятое. Нужно возродить в стране традиции здорового образа жизни. Ведь сегодня повсеместно наблюдается абсолютно обратная ситуация. Массовыми явлениями стали пьянство и алкоголизм, особенно на селе.

Шестое. Необходимо подавить преступность, восстановить нравственные устои общества и в первую очередь - ценность человеческой жизни. Так, самоубийств у нас совершается больше, чем даже умышленных убийств. Уровень суицидов в нашей стране более чем в два раза превышает среднемировые показатели. В стране продолжается настоящий беспредел на дорогах. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях гибнет число граждан, равное населению небольшого города.
Остаются крайне высокими гибель и травматизм людей на производстве, а также в быту. Крайне негативное влияние на морально-психологическое состояние общества оказывает неспособность государства подавить терроризм и организованную преступность, насаждение через средства массовой коммуникации культа силы и насилия.

Если реализовать представленные шесть основных позиций, то этого будет достаточно для коренного перелома в развитии демографической ситуации в нашей стране: от глубочайшего кризиса к нормализации положения и постепенному возрождению нации.

 

Социальные проекты и программы в системе СР

Проект СР понимается как система: сформулированных проектных целей; создаваемых для этих целей соц. учреждений, физических объектов, систем соц. защиты; разрабатываемых и утверждаемых соответствующих документов -- программ, планов, расчетов, смет и др.; рассчитываемых необходимых ресурсов -- материальных, финансовых, трудовых, временных; комплекс управленческих решений, мероприятий (мер) по достижению целей.

Для любого вида проекта характерен жизненный цикл, т.е. период времени с момента его появления до окончания практической реализации. Жизненный цикл проекта можно разделить на фазы, представляющие собой определенные микроциклы: замысел; анализ; проблемы; разработка концепции; разработка проекта; оценка результатов; подведение итогов.

Выполнение (реализация) соц. проекта требует определенной совокупности работ, которые делятся на основные и обеспечивающие. К основным работам относятся: предпроектный анализ; определение главной (главных) цели (целей); планирование социального проекта; разработка соц. проекта, результатом которой являются документы, решения, сметы и т.д.; принятие и утверждение соц. проекта; его выполнение (реализация) и внесение по ходу необходимых корректив; подведение итогов выполнения проекта. Рассмотрим каждую стадию.

Предпроектный анализ включает изучение (исследование, анализ, диагностику) соответствующей соц. проблемы, решение которой предполагается осуществить в «проектном» варианте, например с помощью разработки и реализации какой-то программы. Результаты анализа находят выражение в виде описания ситуации, характеристики условий, социальной «фотографии», паспорта и др. Главная цель определяется на основе предпроектного анализа и отражается в формулировке цели (целей).

Планирование соц. проекта состоит в определении конкретных разработчиков с установлением заданий и сроков предстоящей разработки проекта. Разработка соц. проекта состоит в определении перечня мер (мероприятий) и ответственных исполнителей, производстве необходимых расчетов по ресурсам, заключении договоров на выполнение работ, поставку материалов, оборудования и др. Результатом разработки являются, например, конкретная социальная программа или план, а также соответствующие расчеты на календарные периоды.

Принятие и утверждение соц. проекта происходит по специальной процедуре с фиксацией в официальном документе. Выполнение социального проекта, как правило, обеспечивается существующей структурой.

Работы, обеспечивающие соц. проект, группируются по следующим видам: информационные, аналитические, экспертные, организационные, координационные, правовые, финансовые, кадровые, мотивационные, материально-технические, снабженческие, коммерческие, учебно-обучающие, прогнозные, пропагандистские.

Важное условие в обеспечивающей организационно-управленческой работе -- назначение руководителя реализуемого социального проекта, который наделяется полномочиями, обязанностями и правами. Руководитель проекта может наделяться правом формирования «своей команды» (временного коллектива), выполняющей обеспечивающие работы.

Социальные программы

Программа - это разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий, имеющих определенное содержание, и направленный на достижение конечной цели. Социальные программы - один из видов программ. Каждый признак отражает ту или иную сторону программы - содержательную, уровневую, временную. Программы можно рассматривать как разновидность проектов. Различные соц. мероприятия могут не иметь между собой никаких связей и выполняются изолированно, но при их наличии мероприятия по разработке и реализации одного или нескольких соц. проектов объединяются в одну соц. программу.

В процессе управления возникают ситуации, когда то или иное направление деятельности необходимо выделить особо. Тогда оно приобретает форму целевой программы, которая «вписывается» в существующую оргструктуру управления или для ее реализации создается специальная структура или происходит то и другое. Целевая программа и система управления, обеспечивающая ее реализацию (выполнение), называется программно-целевым управлением (ПЦУ). Если у программы нет или слабо работает обеспечивающая структура, то она «зависает», т.е. ее выполнение проблематично. Это - одна из распространенных «программных болезней».

Соц. проекты: «Поддержка культуры и искусства»; «Поддержка благотворительного проекта Фонда «Надежда»»; «Книжки для слабовидящих и слепых детей» и т.д.

Соц. программы: "Социальное развитие села до 2013 года"; Программа "Юг России (2008 - 2013 годы)"; "Демографическое развитие Алтайского края" на 2010 - 2015 годы и т.д.

90. Критерии эффективности реализации соц. программ и соц. проектов

Оценка эффективности реализации гос. программ включает в себя определенные принципы и критерии, которые должны отражать концептуальные положения программно-целевого планирования и управления - управления по результатам.

Характерная черта управления по результатам - четкая привязка бюджетных средств к планируемым результатам в отличие от нормативного (затратного) бюджетирования.

Мировая практика позволяет выделить следующие достоинства программно – целевого планирования и бюджетирования, ориентированного на результат:

1. Обеспечивается финансирование тех общественных благ и услуг, количество, качество, стоимость, время и место предоставления которых в наибольшей мере отвечает потребностям общества и характеризуется наивысшими показателями социальной эффективности при заданных ресурсных ограничениях.

2. Появляется возможность критически осмыслить сложившиеся направления расходования средств и отказаться от многих видов расходов, осуществляемых без надлежащего социально-экономического обоснования необходимости этих расходов.

3. Выбор решений производится с учетом не только сиюминутных, но более отдаленных последствий; усиливается ответственность государственных министерств за конечный результат, под которым имеется в виду не просто предоставление определенного объема услуг или выполнение определенного объема работ, но и достижение определенных качественных показателей. Регулярная публикация отчетов о достигнутых результатах деятельности министерств позволяет обществу реально оценивать деятельность правительства.

4. Повышается обоснованность решений о государственных расходах. Существенно повышается информационная база принимаемых правительством бюджетных решений. В частности, благодаря наличию информации о том, как могут повлиять разные уровни финансирования программ на социальную и экономическую эффективность государственных расходов, появилась возможность сокращать расходы, не сокращая программы.

5. Появляется возможность реально оценивать финансовое состояние государства, благодаря более полной картине имеющихся в его распоряжении ресурсов. Это имеет особо важное значение для управления будущими рисками, прежде всего, риском того, что на будущие поколения будет возложен непомерный груз финансовых обязательств, образовавшихся в результате принятия неявных или неучтенных обязательств.

Переход на бюджетирование, ориентированное на результат, предполагает разработку системы показателей, которые позволили бы отслеживать и оценивать результаты произведенных бюджетных расходов в рамках программ, разработанных на основе принципов бюджетирования, ориентированного на результат.

Основные принципы оценки эффективности реализации государственных программ: независимость, объективность, обеспечение, максимальной социально-экономической эффективности, профессиональная компетентность, открытость и прозрачность.

Учитывая существующие принципы оценки эффективности реализации государственных программ определим основные критерии оценки эффективности государственных программ:

1. Целесообразность (релевантность) - соответствие цели проекта тем задачам, которыми предстояло заняться в рамках проекта, а также условиям физического и стратегического характера, в которых осуществлялся проект, включая анализ качества подготовки и структуры проекта – логику и завершенность процесса планирования проекта, а также внутреннюю логику и согласованность со структурой проекта.

2. Эффективность – насколько хорошо осуществлены мероприятия проекта. Факт того, что результаты были достигнуты за разумную цену, т.е. насколько хорошо вложенные средства были преобразованы в достигнутые результаты в качественном, количественном и временном исчислении, а также в качество достигнутых результатов: целевое распределение финансовых ресурсов, кадровое соответствие, техническое соответствие, временное соответствие по этапам и мероприятиям.

3. Результативность - анализ роли результатов в достижении цели проекта, и каким образом сделанные прогнозы отразились на достижениях проекта: достижение конечного результата программы, достижение непосредственных результатов программы.

4. Контролируемость проекта наличие четкого функционального, ресурсного и временного закрепления, наличие механизмов мониторинга и освещения в СМИ, наличие системы самооценки на различных этапах реализации программы.

5. Эффект от проекта(социально-экономический эффект) – значение проекта для более широкого окружения, и его вклад в расширение (секторных) задач, сведенных в общие задачи проекта, а также в достижение стоящих над всеми другими целей политики государства.

6. Устойчивость – оценка вероятности того, что преимущества и выгоды от проекта продолжат поступать после завершения внешнего финансирования, с конкретной ссылкой на факторы, связанные с правом собственности, принадлежащем бенефициарам, на фактор поддержки политики, на экономические и финансовые факторы, на аспекты социально-культурного характера, на фактор гендерного равенства, наличия должной технологии, экологических аспектов, а также на факторы институционального и управленческого потенциала.

Системы показателей и индикаторов для проведения оценки эффективности программ, на уровне которых конкретизируются критерии оценки, разрабатываются в процессе работы над программой, что позволяет избежать многих ошибок:

1. Декларативность цели программы и, как следствие, невозможность проведения оценки результативности и эффективности программы.

2. Отсутствие связи между декларируемой абстрактной целью и столь же декларативными задачами.

3. Показатели мониторинга программы, в случае наличия, не увязаны в логичную систему, что не позволяет делать выводы о ходе выполнения программы.

4. Процесс промежуточной и конечной оценки программы крайне трудоемкий, а, иногда, и невозможный, что не позволяет использовать опыт, накопленный в процессе реализации программы для разработки последующих программных документов.

Разработка принципов, критериев оценки эффективности государственных программ имеет особое значение для избежания растраты бюджетных средств и контроля эффективности программ социально – экономических развития Республики Казахстан.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.172.94 (0.025 с.)