Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По глубине анализа соц. Проблемы и масштаба охвата событий:↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Разведывательное исследование охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. Такое исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Аналитическое соц. исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность. Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. В зависимости от того, рассматривается предмет в статике или в динамике, могут быть выделены: Точечное исследование дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный «срез» объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени. Такие данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называются повторными. По сути дела они представляют собой средство сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики развития объекта. Особый вид повторного исследования – панельное - предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Эти исследования дают хорошую возможность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития. Основные методы сбора эмпирической инфо. Анализ документов – изучение содержания социологической инфо, на основе умственных операций, направленных на интерпретацию сведений содержащихся в документе. Источник инфо – документ. Область применения – для получения объективной инфо и основным достоинством является полнота и регулярность получения инфо. Ограничение, недостатки - специализация источников инфо по функциональному признаку часто не совпадающему с задачами исследований. Два основных метода анализа документов. Один из них традиционный (классический), а второй — формализованный, или, как его чаще всего называют, контент-анализ. Опрос –совокупность вопросов предлагаемых респонденту ответа, которые образуют необходимую инфо: анкетный:источник инфо – человек, группа людей, большие группы.Область применения – наиболее распространенная, т.к. в нем максимально воплощены замысел исследования, его цели и задачи. Ограничение, недостатки – проблемы выборки репрезентативности данных; трудоемкость преобразования индивидуальной инфо в совокупную; интервью: область применения – ориентировано на выявление индивидуальных мнений респондента, их особенностей. Ограничение, недостатки – существует эффект-интервьюера; трудность и трудоемкость опроса. социометрический опрос: изучение межличностных отношений в малых группах. Источник инфо – малая группа. Область применения – при изучении структуры количества, выявление в нем микрогрупп или лидеров, на основе взаимооценок всех членов коллектива. Ограничение, недостатки – методические сложности при разработке инструментарию и проведения опроса; дает единовременную картину явлений характеризующих для данного кол-ва; экспертный опрос: эксперты и их соц. опыт. Используется в ситуации неопределенности, когда знание скрыто от исследователя и находятся у отдельных компетентных специалистов – экспертов. Под наблюдением понимается метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных явлений, процессов, ситуаций, подвергающихся контролю и проверке. Недостатки метода наблюдения:sвмешательство исследователя в ход естественного процесса, т.к. присутствие исследователя всегда оказывает влияние на наблюдаемую ситуацию; sневозможность охвата исследователем всей совокупности явлений характеризующих изучаемый процесс; sсложность, а часто просто невозможность повторения наблюдения. Социологический эксперимент - это такой метод исследования, который позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности изучаемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых (управляемых) им новых факторов. Источник – организованные ситуации. Применение – когда необходимо проверить научные рекомендации на практике и получит новые знания в эксперимент. ситуации. Недостатки – сложность выделения экспериментальных переменных; сложность подбора в экспериментальные и контрольные группы. Телефонный опрос – это специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта. К помощи телефона, а точнее сказать, телефонных справочников ученые начали прибегать чуть ли не самого его появления. Метод Фокус-группа – групповое глубинное интервью, сфокусированное на исследуемой проблеме или объекте (товар, услуга, реклама), направленное на определение отношения участников к поставленной проблеме или причин восприятия того или иного объекта (товар, реклама), выявления мотивации тех или иных действий потребителей. Методологией принято обозначать совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных. Метод - основной способ сбора, обработки и анализа данных. Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика – понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедурой обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования.
3.4 Программа теоретико-прикладного и прикладного соц. иссл-я. Программа соц. исследования - это научный документ, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программа считается обязательным документом социологического исследования. Все стадии работы социолога отражены в его главном документе — программе соц. исследования. Программа относится к типу стратегических документов научного исследования, цель которых – представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования. Она содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса. Программа – это и начало одного и завершение другого этапа работы. Она всегда пополняется, уточняется, дорабатывается. Программа соц. исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов: методологическая часть - формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования; методическая часть - определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки. Организационная часть обеспечивает разработку четкой системы разделения труда между членами исследовательского коллектива, облегчает контроль за ходом исследования. Основные функции программы: 1. Теоретико-методологическая функция призвана определить требующую своего разрешения научную проблему и наметить основные принципы ее решения. 2. Методическая функция заключается в определении способов сбора эмпирических данных, описания и интерпретации ожидаемых результатов. 3. Организационная функция состоит в планировании деятельности исследовательского коллектива с определением видов предлагаемых результатов по каждому из намеченных этапов. Основные этапы составления программы исследования: • формулировка проблемы; • определение цели и задач исследования; • логический анализ основных понятий; • построение теоретической модели предмета исследования; • выдвижение гипотез и операционализация понятий; • разработка эмпирической схемы объекта исследования; • определение выборочной совокупности; • выбор методов и составление инструментария; • полевое обследование; • обработка и интерпретация полученных данных; • выводы и подготовка научного отчета. После завершения соц. опроса проводится, прежде всего, проверка анкет и бланков-интервью на точность и полноту заполнения. Если они заполнены - неправильно или не заполнены на 30%, то такие анкеты (бланки) выбраковываются и не подлежат обработке. Основные требования к программе: необходимость, эксплицитность (ясность, четкость), гибкость, логическая последовательность структуры. Необходимость программы. Беспрограммное исследование напоминает поиск методом проб и ошибок: расход энергии часто не оправдывает познавательный эффект. В ходе исследования обнаруживается, что понятия не "покрываются" эмпирическими данными, при отсутствии гипотез неясно, как обрабатывать материал. Попытки сформулировать эти вопросы на стадии анализа данных приводят к разочарованиям: материал был собран не полностью, выборка не удовлетворяла задачам работы, получены ответы не на те вопросы, которые планировались вначале. В конце работы исследователи приходят к выводу, что теперь они проделали бы все это совершенно иначе. Подобный вывод нередко возникает и при работе по тщательно сформулированной программе. Но здесь сомнения и новые вопросы имеют продуктивный характер, возникают более обоснованные гипотезы, требующие специальной, целенаправленной проверки по новой программе. Такая неудовлетворенность достигнутым результатом - плод творческого поиска, тогда как в первом случае она является итогом неиспользованных возможностей. Второе требование - эксплицитность программы. Все ее положения должны быть четкими, все элементы продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы. Интуитивный набросок программы не может заменить строгую обоснованность всех исходных посылок и правил процедуры. Кроме того, программа является документом, единым для всего научного коллектива, коль скоро серьезные исследования невозможно провести в одиночку и требуется участие многих специалистов. При отсутствии ясно выраженной программы участники исследования теряют общий язык, тратят время на увязывание и уточнение вопросов, которые бы не возникли, будь у них общая программа. Третье требование - логическая последовательность всех элементов программы. Нельзя начать с выбора принципиального плана, не представляя цели и задачи исследования. Бессмысленно пытаться формулировать частные гипотезы, не представляя объект в целом (хотя бы на уровне общих гипотез). Нельзя начинать отработку методов сбора данных, не имея принципиального плана исследования в целом и до того, как ключевые понятия подверглись эмпирической интерпретации. Короче говоря, все звенья программы связаны в логически стройную цепочку. Обрыв в одном звене немедленно влечет за собой ошибки в последующих операциях. Четвертое требование - гибкость программы. Гибкость программы подчеркивает связанность всех ее звеньев в динамике развития процесса исследования, обязывает систематически обозревать все разделы программы по мере того, как обнаруживаются ошибки в каком-то отдельном звене. Основные этапы составления программы исследования: • формулировка проблемы; • определение цели и задач исследования; • логический анализ основных понятий; • построение теоретической модели предмета исследования; • выдвижение гипотез и операционализация понятий; • разработка эмпирической схемы объекта исследования; • определение выборочной совокупности; • выбор методов и составление инструментария; • полевое обследование; • обработка и интерпретация полученных данных; • выводы и подготовка научного отчета. После завершения соц. опроса проводится, прежде всего, проверка анкет и бланков-интервью на точность и полноту заполнения. Если они заполнены - неправильно или не заполнены на 30%, то такие анкеты (бланки) выбраковываются и не подлежат обработке.
Методологический раздел: Непосредственным поводом к проведению соц. исследования является реально возникшее противоречие в развитии социальной системы между ее подсистемами или отдельными элементами этих подсистем. Вот такого рода противоречия и составляют сущность проблемы. Социальной проблемой наз. существующую в самой реальности, в окружающей нас жизни противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп либо социальных институтов. В процессе формулировки проблемы исследования социолог стремится точно выразить проблемную ситуацию и в то же время не давать чрезмерно широкие и абстрактных определений. Решение той или иной проблемы - социальной или научной - всегда направлено на достижение тех или иных конкретных целей и задач. Цель – модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), которая может быть достигнута только с помощью проведения исследования. Ориентация на поставленную в программе цель служит необходимым критерием эффективности процедур. В прикладном исследовании цель следует согласовать с заказчиком. Целью исследования может быть получение описательной информации о проблемной ситуации, сбор социальной статистики и др. Определение цели исследования обеспечивает нормативную функцию программы как официального документа, утверждающего взаимные обязательства заказчика и социолога по поводу конечного результата исследования. Задачи – конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы. Они служат средством реализации цели и носят инструментальный характер. Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели. Задачи исследования могут быть условно разделены на основные и дополнительные. Основные предполагают поиск ответа на центральный вопрос. Дополнительные задачи помогают выяснить сопутствующие главной проблеме исследования обстоятельства, факторы, причины. Объект — носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни, включенная в процесс научного познания. В качестве объекта вычленяют сферу социальной действительности, содержащую социальное противоречие проблемной ситуации. Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению. Интерпретация понятий – процедура истолкования, уточнения смысла понятий, лежащих в основе иссл-я. С формальной т. з. процедура представляется как понижение уровня общности понятий путем сведения к понятиям меньшей общности через термины, модели, образы и иные средства. Теоретическая интерпретация - процесс реконструирования схемы выведения общего понятия, путем указания терминов меньшей степени общности, входящих в содержание интерпретируемого понятия. Эмпирическая интерпретация – научная процедура, с помощью кот. в соц. действительности выделяются признаки соц. явлений, составляющие содержание данных понятий. Цель эмпир. интерпретации - последовательная конкретизация содержания понятий, дающая возможность выйти на такие проявления (косвенные, опосредованные), непосредственно недоступных восприятию изучаемых явлений, кот. поддаются фиксации и измерению. Главная задача – обеспечить переход к индикаторам, позволяющим получать социологическую информацию. Индикатор – факт, используемый для социологического измерения. Операционализация – научная процедура выделения в анализируемом понятии дополнительных понятий, раскрывающих структурные элементы ключевого понятия, а также факторы, обуславливающие развитие изучаемого процесса. Существует 2 уровня операционализации: структурная – осуществляется для выделения составных частей ключевого понятия, т. е. структурных элементов. Затем необходимо провести факторную операционализацию – процедура выявления факторов, обуславливающих непосредственно или косвенно развитие изучаемого объекта. Факторы могут быть объективными и субъективными. Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Их предварительное выдвижение может предопределить внутреннюю логику всего процесса исследования. Гипотезы — это явно или неявно выраженные предположения о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Гипотезы должны быть точными, конкретными, ясными и касаться только предмета исследования. В зависимости оттого, как сформулированы гипотезы, часто зависит то, какими будут методы исследования. Для формулирования гипотезы надо располагать некоторой предварительной инфо, основанной на результатах прошлых исследований или данных экономики, статистики, психологии. В зависимости от теоретического уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основные и выводные (гипотезы-следствия), т.е. они образуют иерархические цепочки, дублирующие теоретическую интерпретацию понятий. Методический раздел: Обязательной частью программы соц. исследования является выбор методов сбора, обработки и анализа социальной информации. Программа конкретного соц. исследования считается полноценной тогда, когда в ней не дано простое перечисление методов сбора первичной соц. информации, а показано, почему выбраны именно эти, а не другие методы; продемонстрирована связь методов сбора информации с целями, задачами и гипотезами исследования. При выборе методов также следует учитывать: 1) наличие кадров социологов; 2) ресурсное обеспечение; 3) от сроков проведения исследования; 4) от методов обработки и анализа социологических данных. Наряду с программой проведения конкретного соц. исследования для более четкого выделения отдельных процедур иссл-я социолог обязан разработать рабочий план, который включает в себя сетевой график проведения всех работ, связанных с исследованием. Рабочий план призван упорядочить основные этапы исследования в соответствии с его программой, календарными сроками, материальными и людскими затратами, необходимыми для достижения конечных целей исследования. Типичные ошибки и трудности в разработке программы: -сформулированные проблемы не отражают реальную ситуацию, состояние объекта, сущность проблемной ситуации. В то же время в про-му включены уже решенные ранее проблемы -цель ис-ия не связана с выделенной проблемой, сформулирована абстрактно, не отражает специфики объекта. Не определены задачи ис-ия -задачи про-мы оторваны от реальных возм-тей и средств ис-ия -в ходе разработки прог-мы не проведен анализ модели объекта в системе факторов -в ис-ии отсутствует гипотеза или ее формулировка достаточно расплывчата -Нет логического плана ис-ия И т.д.
3.5 Из лекции: Выборка- совокупность явлений или объектов на которых могут быть выявлены св-ва объекта в целом. Осн св-во выборки – репрезентативность, т.е. по выборочным параметрам состав обследуемых должен приближаться к соответствующим пропорциям генеральной сов-ти. Генеральная совокупность – объект иссл-я, кот. территориально и во времени локализован и на кот. распростр. выводы иссл-я. Любую генер. совок-ть характеризует некий явнозадаваемый признак или набор признаков, определенность этого признака позволяет четко установить – относится данный объект к генер-ой совокупности или нет. Обычно иссл-ль имеет возможность изучить лишь часть объектов. С этой целью формируется выборочная совок-ть – это часть объектов генер-ой совок-ти, отобранных по строго заданному плану, и выступ-их в качестве объектов наблюдения. В момент иссл-я выборочная совок-ть должна представлять собой микромодель генер-ой совок-ти, т. е. чтобы структура выборочной совок-ти максимально совпадала со структурой генер-ой совок-ти по основным контрольным признакам. Объём выборки — число случаев, включённых в выборочную совокупность. Из статистических соображений рекомендуется, чтобы число случаев составляло не менее 30—35. Элементы выборочной совок-ти, подлежащие изучению наз. еденицей анализа. Единицы отбора – элементы, отбираемые на каждом этапе выборки, по особому плану. Репрезентативность (представительность) выборки – свойство выборочной совок-ти, воспроизводить существенные для иссл-я характеристики генер-ой совок-ти. Мера подобия выборочной модели в структуре генер-ой совок-ти оценивается ошибкой выборки. Практически ошибка выборки определяется путем сравнения известных харак-к генер-ой совок-ти с выборочным средним. Приблизительная оценка надежности рез-ов выборочного иссл-я в зависимости от процента ошибки: повышенная – до 3%, обыкновенная – 3-10%, приближенная – 10-20%, ориентировочная – 20-40%, прикидочная – более 40%. Ошибки: случайные и систематические. Объем выборки – число единиц, входящих в выборочную совок-ть. При определении объема выборки необходимо стремиться к обеспечению необходимой репрезентативности. Точность выборки — это степень неопределенности, связанная с измеряемой характеристикой. Чем больше точность, тем выше стоимость, а проведение большинства исследований требует соблюдения разумного баланса затрат и результатов. Исследователь должен стремиться разработать максимально эффективный план выборочного наблюдения с учетом выделенного бюджета. Эффективность вероятностного метода выборки можно оценить, сравнив ее с эффективностью простой случайной выборки. НАДЕЖНОСТЬ – насколько применение шкалы дает согласующиеся результаты при повторных измерениях объекта. Систематические источники ошибок не влияют на надежность, они постоянно воздействую на измерения и не приводят к противоречивости ее результатов. Случайная ошибка, напротив, может приводить к противоречивым результатам и особенно – к уменьшению надежности. Надежность, таким образом, можно определить как степень отсутствия при измерении случайной ошибки - XR. Если XR = 0, измерение абсолютно надежное. Надежность оценивается определением доли систематической вариации в шкале. Это осуществляется установлением связи между оценками, полученными при использовании различных методик расчета. Если связь достаточно сильна, шкала дает согласующиеся и, следовательно, достаточно надежные результаты. К методам оценки надежности относится повторное тестирование, метод альтернативных форм и внутренней согласованности. Метод сбора единиц наблюдения делятся на: * сплошные наблюдения – исследование всех без исключения единиц наблюдения (перепись населения); * не сплошные – обследование части единиц, кот. входят в объект наблюдения. В социологии используют 2 основных метода: 1-метод основного массива – когда обследованию подвергается весь изучаемый массив 2-выборочный метод – обследование отобранных определенных единиц из генеральной совокупности, с целью получения её обобщающих характеристик - монографическое. обоснование выборки. Репрезентативность выборки — это показатель, заключающийся в том, что выборка должна полно и достоверно отображать признаки той совокупности, частью которой она является. Её также можно определять как свойство выборки наиболее полно представлять характеристики генеральной совокупности, существенные с точки зрения цели исследования. Ошибка репрезентации — это различие между характеристиками генеральной и выборочной совокупности. Количество респондентов, включенных в выборочную совокупность, должно составлять 10% от генеральной совокупности, но не превышать 2000—2500 человек (если величина генеральной совокупности 5000 человек и более Существует два основных подхода к обоснованию репрезентативности выборки: статистический и внестатистический. При статистическом подходе репрезентативность обеспечивается специальными вероятностными методами извлечения выборки. Для обобщения результатов исследования на генеральную совокупность применяются строгие индуктивные процедуры статистического вывода, оценивается ошибка выборки с заданной доверительной вероятностью. Внестатистическое обоснование репрезентативности предполагает теоретическое доказательство того, что выборка достаточно хорошо представляет генеральную совокупность. При использовании этого подхода статистическое оценивание ошибок выборки не производится. Типы выборки. 1) Случайная (вероятностная) – единицы ген.совокупн. имеют равную вероятность попасть в выборочную.К ней относят 4 разнов-ти: простой случайный отбор, стратификационный,систематический, гнездовой(кластерный, серийный). Для случ. Отбора надо: основа выборки – список, перечень всех единиц исходной совокупности. Простой случ отбор реализуется лотерейным методом(из пронумирован. Основы выборки (генсовокупности)отбираются единицы наблюдения в выборочную совокупность, а респонденты, чьи фамилии обозначены номерами, подлежат опросу,) Стратификационный отбор- - генеральную совокупность разделяют на относительно однородные части или слои (страты), для каждой страты определяют собственную основу выборки, из которой производят простой случайный отбор. Предполагаемый объем выборки при этом делится между стратами пропорционально их численности, что позволяет обеспечить для всех элементов генеральной совокупности одинаковую вероятность быть отобранным. Стратифицированный случайный отбор применяется, когда генеральная совокупность не является однородной, когда имеет сложную структуру, В тех случаях, когда стратификация производится по территориальному принципу, отбор иногда называют районированным. Систематический- из основы выборки, представляющей собой алфавитные списки, отбираются респонденты с помощью определ. Интервала. Гнездовой- единицы отбора не индивиды, а группы(гнёзда).(классы, семья). Совокупность расчленяют на естественные гнёзда. Они однородны, кажд. Элемент должен принадл. Только одному гнезду. 2) Неслучайные виды отбора: Стихийный отбор- не претендует на репрезентативность, а выборочная совокупность состоит для более доступных для анкетёра респондентов. К нему относят: 1)отбор «первого встречного» - те, кто попадается на улице. 2)Отбор себе подобных – те, кто находятся в окружении анкетёра(профессиональная, досуговая сфера). При стих. Отборе выборка формируется самими респондентами, оказавшимися в нужном месте и нужное время. Квотный отбор – целенаправленное формирование выборочной совокупности на основе имеющихся данных о структуре объекта.По составным параметрам выбор сов-ость конструируется по пропорционально генеральной, а для единиц отбора задаётся система квот. Гл. наличие статистич. Данных об основных параметров ген. Совок-ти. В соответствии с котор. Составляются квоты. Целевые выборки – основн. задача выявить информ. Богатые случаи для глубокого многостороннего изучения. На отбор решающего воздействия оказывают цели исследования. К целевым выборкам относят: Выборка типичных случаев предполагает выявление средних в статистическом отношении единиц наблюдения и осущ. На основе анализа демографич. Данных и предварительных соцопросов. Цель этого типа выборки - иллюстративная, она предполагает качественное описание типичного, т.е. описание типичного соц. Феномена с помощью качественных методов. Гомогенные выборки – в них респонденты имеют одинаковый социально демографические характеристики. Данный тип отбора применяют для реализации фокус-групповых методик исследов. Их цель описать определ. Группу с максим-ой полнотой. Цепная выборка по методу «снежного кома» применяется в экспертных опросах, при исслед. Маргинальных групп, когда поиск респондента затруднён. Процесс формирования выборки предполагает, что у нескольких респондентов, кот. подходят для цели исследов-я, выясняют, кто по их мнению, мог бы ещё принять участие в иссле-ии, как и где можно найти этих потнциальных респонд-в. Выборка м.б. 1)одноступенчатой и 2) многоступенчатой.1) – изгенеральной сов-ти сразу выбираются респонденты. многоступенчатый отбор - генеральную совокупность структурируют, разбивая ее на конечное число подсовокупностей. Образуется новая, конкретная и конечная, генеральная совокупность, элементами (единицами отбора) которой являются выделенные подсовокупности. Часть из них отбирается для продолжения исследования. Эта операция может повторяться несколько раз, пока не будут получены подсовокупности, доступные для непосредственного изучения, причем на разных ступенях могут использоваться разные методы отбора и репрезентации. Виды ошибок в выборочном исследовании.1) Статистические отклонения характеристик выборочного распределения от генерального,2) неконтролируемое отклонение от планируемых процедур, 3) ошибки из за неадекватного воспроизведения генерального распределения. Ошибка выборки - отклонение результатов, полученных с помощью выборочного наблюдения от истинных данных генеральной совокупности. Ошибка выборки бывает двух видов – статистическая и систематическая. Статистическая ошибка зависит от размера выборки. Чем больше размер выборки, тем она ниже. Например: Для простой случайной выборки размером 400 единиц максимальная статистическая ошибка (с 95% доверительной вероятностью) составляет 5%, для выборки в 600 единиц – 4%, для выборки в 1100 единиц – 3% Обычно, когда говорят об ошибке выборки, подразумевают именно статистическую ошибку. Систематическая ошибка зависит от организации выборочного обследования (смещение выборки в сторону одного из полюсов выборочного параметра), отсутствие из подразделения генеральной совокупности.Например:использование любых вероятностных выборок занижает долю людей с высоким доходом, ведущих активный образ жизни. Происходит это в силу того, что таких людей гораздо сложней застать в каком-либо определенном месте (например, дома). Проблема респондентов, отказывающихся отвечать на вопросы анкеты (доля «отказников» в Москве, для разных опросов, колеблется от 50% до 80%). В некоторых случаях, когда известны истинные распределения, систематическую ошибку можно нивелировать введением квот или перевзвешиванием данных, но в большинстве реальных исследований даже оценить ее бывает достаточно проблематично.
3.6 Под организацией социологического исследования понимается деятельность, обеспечивающая все необходимые условия для осуществления эффективного научного поиска. Организация деятельности исследовательской группы (ее управление) осуществляется, учитывая изложенные ниже наиболее общие организационные принципы: 1) продуманные подбор и расстановка кадров (обеспечение соответствия уровня квалификации исполнителей выполняемым видам работ);
Рабочий план социологического исследования — документ, фиксирующий последовательность и объем всех действий и ресурсных затрат, которые предполагается реализовать в ходе осуществления конкретного исследовательского проекта. Рабочий план входит в методический раздел программы социологического исследования. Рабочий план исследования имеет как минимум четыре основных раздела (блока), в которых подробно, с учетом календарного плана расписываются временные, финансовые и человеческие затраты, а также основные действия исследователя (руководителя) по формированию и реализации программы социологического исследования.
В первом разделе рабочего плана фиксируются действия и сроки, связанные с разработкой концепции, методологии и методики исследования, разработкой инструментария, проведением пилотажного исследования. В плане указываются процедуры подготовки рабочей группы для сбора первичной информации (например, анкетеров). Предусматривается время на внесение коррективов в программу и инструментарий сбора первичной информации по итогам пилотажного исследования, размножение инструментария (анкеты или бланка интервью и др.). На это отводится, как правило, около одной трети всего времени, необходимого для проведения исследования.
Второй раздел включает перечень и сроки исполнения всех организационных видов работ, которые призваны обеспечить четкое проведение полевого исследования, т.е. сбор первичной информации. Здесь предусматривается выбор места (территорий, населенных пунктов, регионов или определенных организаций — в соответствии с программой, целью и задачами исследования), времени для опроса, фиксируются сроки и процедуры по централизованному сбору заполненных анкет, бланков интервью или других видов первичных документов, полученных в ходе полевого исследования).
Третий раздел охватывает планирование операций по подготовке первичной информации к обработке, организации специального контроля за формированием массива первичной информации, предназначенного для обработки и дальнейшего математического анализа, в том числе планируется кодировка открытых вопросов, выбраковка непригодных анкет (так называемая чистка массива).
Четвертый раздел включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, обсуждением предварительного и итогового отчетов, выработкой рекомендаций.
В состав стратегического плана, нередко, включают сетевой график. В таком графикесхематично изображается (кружками, стрелками, цифрами или другими способами
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.255.58 (0.016 с.) |