Социальные знания и идеи в античности и средневековой Европе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные знания и идеи в античности и средневековой Европе.



Социальные знания и идеи в античности и средневековой Европе.

Реальное и утопическое в социальных воззрениях античных философов. Первое представление о строении общества дали античные философы Платон и Аристотель. Первых социологов античности называют социальными философам. Первым в истории трудом по <общей социологии> считают «Государство» Платона. В его философии присутствует значительный объем фантастических, мифологических представлений, кот. переплетаются с реальными знаниями об обществе и человеке.

Политические идеи в «Государстве

Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда и лежит в основе платоновской утопии.

Всё не так в мире идей. Разделение труда порождает необходимость различных добродетелей в каждой из профессий. Изначально это добродетели земледельца, строителя и ткача (вытекают из первичных по Платону потребностей в еде, доме и одежде). Затем с ростом государства-полиса возникают конфликты с другими государствами, формируется профессиональная общность воинов. Итак, два класса уже есть: производители и воины. Ну и третий, правители-философы, создают наилучшие законы для недопущения круговорота государственных форм — аналогия с «правлением знающих» Сократа. Так что политический идеал Платона — это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу — это справедливо. Неравенство сословий — это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего.

Фома Аквинский

Понятие об естественном и божественном законах.

Взяв у Аристотеля деление законов на естественные и положительные (писанные), Ф. Аквинский дополнил его делением на законы человеческие (определяющие порядок общественной жизни) и божественные. Из сочетания этих двух классификаций выводит четыре вида законов:

1) Вечный (божественный, естественный) - этот закон лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества. Божественный разум управляющий миром.

2) Естественный закон – отражение вечного закона человеческим разумом (стремление к самосохранению, продолжению рода).

3) Человеческий – действовавшее правило, рассматривал как выражение требований естественного закона и подкрепление его принуждением и санкцией.

4) Божественный – относил Библию.
Большое внимание Ф. Аквинский уделял обоснованию сословного неравенства. Согласно божественному и естественному законам низшее сословия должны повиноваться высшим. Главным средством борьбы против ересей Ф. Аквинский называл физическое уничтожение еретиков. Еретическому учению о двух богах, один из которых создавал мир зла, богатства и порабощения Ф. Аквинский противопоставляет католическое учение о могущественном дьяволе. Именно козни дьявола по учению церкви являются источником ересей, смут и несогласий.

Вечным законом Фома называет "сам божественный разум, управляющий миром"; этот закон лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества.

Естественный закон трактуется как отражение вечного закона человеческим разумом; к нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода.

Человеческий закон, под которым Фома разумел действовавшее право, он рассматривал как выражение требований естественного закона и подкрепление их принуждением, санкцией. Необходимость человеческого закона обосновывалась тем, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло; для обеспечения незыблемости требований естественного закона необходимо принуждение людей к добродетели путем применения силы и страха наказания.

Наконец, к божественному, или откровенному, закону Фома относил Библию.

 

Попыткой нахождения компромисса м\у верой и разумом в форме рационального обоснования теологических догм, явилось учение Фомы Аквинского. Он не отвергал полностью божественного предопределения, но ведущей идеей Фомы была идея признания свободы воли в действиях человека. Наиболее правильной формой правления для Аквинского является монархия. Деятельность монарха должна быть разумной и справедливой, но самым главным условием для него является признание верховенства церкви над светской властью.

 

Понятие «теории среднего уровня»

Любое эмпирическое социологическое исследование направлено на выявление или решение какой-либо конкретной проблемы в конкретном месте и в конкретное время. Поэтому полученная в ходе такого исследования информация накапливается и осмысляется в той или иной отраслевой (или специальной) социологической теории. Их сегодня все чаще называют теориями среднего уровня. Само это понятие ввел в научный оборот американский социолог Роберт Мертон. Краткое определение «теорий среднего уровня» Р. Мертон формулирует следующим образом: это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но также необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений. К числу теорий среднего уровня относятся:

1) те социологические концепции, которые разрабатываются на стыках наук (социология права, медицинская социология, экономическая социология, социология менеджмента и т. п.);

2) различные отрасли институциональной социологии – особого направления, связанного с исследованием устойчивых форм организации и регулирования общественной жизни (социология религии, социология образования, социология брака и семьи и т. п.);

3) социологические теории среднего уровня, связанные с изучением отдельных сфер общественной жизнедеятельности (аграрная социология, урбанистическая социология, социология чтения и т. п.).

Общая социология

 

Мимси

 

3.1 Структура социологической науки обусловлена: ▪социология решает научные проблемы, связанные с формированием знаний о соц. действительности, описании и понимании процессов соц. развития, разработкой соц. концепций, методологией, методов и приемов соц. исследования анализа; социология, изучает проблемы связанные с преобразованием соц. действительности, воздействия на соц. процессы.

Т.о. социологическое знание – это единство теории и практики.

Теоретическое исследование объясняет соц. реальность на уровне общих тенденций ее функционирования и развития. Ориентирует на выявление механизмов, действий законов форм их проявления.

Эмпирическое и социологическое исследования связаны с конкретной информацией относительно тех или иных процессов, в отличие от теоретических исследований, опирающихся на конкретные соц. методы: вопросы, наблюдения. Эмпирические исследования опираются на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные – ставят цели развития и совершенствования научных представлений об изучаемом предмете. Прикладные – посвящены разрешению какой-либо соц. проблемы.

Социология – наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, функционировании соц. систем, соц. общностей и соц. структур.

Объект социологии – определенная часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, которая существует независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействие с другими живыми организмами или человеком. Объект социологии, как и других общественных наук - социальная реальность. Предмет полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет выделяют одну или несколько сторон объекта и пытаются изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон.

Социологию следует причислять к наукам с двойным статусом: она принадлежит к социальным и гуманитарным дисциплинам. Двойной статус отражается в понимании сущности и предмета социологии. Когда хотят указать на принадлежность социологии к числу социальных наук, то говорят, что она представляет собой науку о поведении людей как представителей больших социальных групп, объективных закономерностях функционирования социальной структуры общества и входящих в нее социальных институтах. Когда стремятся подчеркнуть принадлежность социологии к области гуманитарного знания, то указывают на то, что социология изучает социокультурную сущность человека. Т.е., для социолога человеческое поведение обусловлено не природной генетикой и не физиологией, как для биологии или психологии, а культурным контекстом, то есть традициями, обычаями, культурными нормами и символами, ценностями и идеалами.

Для всех социальных наук характерно конкретное осмысление исследуемых проблем социальной жизни. Главное отличие социологии от др. социальных наук в том, что социология изучает общество в целом, как целостную неделимую систему, как особый организм. Данное обстоятельство определяет широту обхвата, объём социологического видения и глубину исследований.

1. С философией: это две самостоятельные науки с основополагающими принципами понимания мира. По философии - это единое мировоззрение с высокой степенью абстракционирования. Социология распадается на отдельные части, любое теоретическое положение подкрепляется фактическим материалом.

2. С историей: социология изучает современное общество - in fuctum. История - все общество на протяжении всего существования, после того как совершился (post fuctum). Там, где кончается история, начинается социология.

3. Экономика, право, психология, педагогика, демография и т.д.: социология дает этим наукам научно-обоснованную теорию о современном обществе и получает от них понятия, методы исследования и результаты, полученные ими.

специальные социологические теории, изучающие социальные законы и закономерности функционирования и развития социальных общностей, т. е. то, что образует непосредственно предмет социологии и связано с категориями «социальное», «социальные отношения», «социальное взаимодействие», «социальная сфера».

Специальные социологические теории образуют концептуальное ядро социологического знания. Во-первых, в них фактически разрабатываются собственно социологические категории, образующие своеобразную матрицу категориально-понятийного аппарата социологии. Во-вторых, как следствие этого, в специальных теориях формируется предмет социологии, имеющий не менее сложную структуру, чем предмет таких наук, как физика, биология, экономика и др. Наконец, в-третьих, как следствие двух предыдущих пунктов, в специальных теориях отражается специфика социологического знания как особого типа знания, несводимого ни к какому другому. В связи с этим специальные социологические теории (аналогично категориально-понятийному аппарату) связывают в единое целое все отрасли социологического знания, независимо от его объекта, функции и уровня, а отношения между обшей, специальной и отраслевой теориями строятся по типу обратной связи.

Социологическая наука, несмотря на сравнительно молодой возраст, представляет собой сложно структурированную область научного знания и включает три уровня:

§ общую социологическую теорию (общую социологию);

§ частные социологические теории (теории среднего уровня);

§ конкретные (эмпирические) социологические исследования.

Общая социологическая теория направлена на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума. На этом уровне осуществляется анализ основных категорий, понятий и законов социологии.

Частные социологические теории (теории среднего уровня) занимают промежуточное положение между фундаментальными теориями и конкретными социологическими исследованиями. Термин «теории среднего уровня» введен в науку американским социологом Робертом Мертоном (1910-2003). Такие теории занимаются изучением отдельных областей социальной жизни. В них условно можно выделить три раздела:

§ исследования социальных институтов (социологии семьи, образования, культуры, политики, религии и т.д.);

§ исследования социальных общностей (социологии малых групп, толпы, этносоциологии, территориальных образований и т.д.):

§ исследования социальных процессов (социологии конфликтов, процессов мобильности и миграции, массовых коммуникаций и т.д.).

Конкретные (эмпирические) социологические исследования определяют и обобщают социальные факты с помощью регистрации каких-то свершившихся событий. Системы фактов, полученные в результате конкретно-социологических исследований, составляют в конечном счете эмпирическую базу социологического знания.

По степени сложности анализа социальных процессов выделяют также макро- и микросоциологию.

Макросоциология исследует поведение в процессах взаимодействия крупномасштабных социальных общностей — этносов, наций, социальных институтов, государств и т.д. Макросоциологичсская проблематика рассматривалась в основном в теориях структурного функционализма и социального конфликта.

Микросоциология акцентирует внимание на индивидах, устанавливает особенности поведения во взаимодействиях между людьми, главным образом в малых группах (семье, трудовом коллективе, группе сверстников и т.п.). К этому направлению социологии относятся теория символического интеракционизма, теория обмена и др.

По цели исследования социология может подразделяться на два уровня — фундаментальную и прикладную.

Фундаментальная социология отвечает на вопросы: «что познается?» (определение объекта, предмета науки) и «как познается?» (основные методы социологии). Целью фундаментального исследования является получение нового знания, обогащение методологических основ самой науки.

Прикладная социология занимается решением вопросов преобразования социальной жизни, разработкой практических рекомендаций для социального управления, формированием социальной политики, прогнозированием, проектированием.

 

3.2 Понятийный аппарат социологии в парадигме современного социологического знания. Понятие (с философской точки зрения) является формой мышления, которая отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. По-другому, понятие – это слово (слова), в которое (которые) вкладывается определенное содержание (например, демократия, отчуждение, поэзия, экология и т.д.). Наиболее важные, ключевые, фундаментальные понятия науки называются категориями. Каждая наука имеет свои терминологию и понятийно-категориальный аппарат. Его усвоение и пользование им является свидетельством профессионализма в той или иной области (или в нескольких) знания.

Понятийно-категориальный аппарат социологии вбирает в себя понятия как собственно социологического содержания, так и других (особенно близких) научных дисциплин: психологии, политологии, философии, истории и др. Вместе с тем, используя понятия родственных научных дисциплин, социология (как и каждая другая наука) придает им своеобразие, определенную специфику в соответствии с содержанием своего объекта и предмета изучения. Сравните, например, термины “адаптация”, “власть”, “воспитание”, “голодание”, “группа”, “инфантилизм”, “конфликт”, “кризис”, “общение”, “движение”, “мораль”, “реабилитация”, “установка” и др. При совпадении сущностного содержания в философии, социологии, психологии, праве, политологии и т.д. они имеют свой подтекст, свои оттенки. Роль: понятийный аппарат позволяет, на наш взгляд, четко представить: а) логику его построения; б) иерархичность его построения, ступени обобщения теоретического и эмпирического уровня познания социальной реальности; в) увидеть рядоположенность понятий, используемых в фундаментальных и прикладных исследованиях.Этот аппарат, его составные элементы не конструируются произвольно, сами по себе: они отражают логику и содержание социальной реальности. Содержательный анализ начинается с того, составляет основу социологии жизни – реально функционирующее сознание, ибо ни один человек заранее не соотносится ни с социальной структурой, ни с социальными организациями или институтами - он включается в них в процессе реализации своего сознания, своей деятельности (поведения) в зависимости от условий окружающей его среды. В свою очередь, эти понятия, характеризующие структурные элементы сознания, поведения и среды, дают возможность перейти к еще более широким обобщениям, что находит свое продолжение в таких понятиях, как социальные отношения, социальные процессы и т.д. (см. схему 2), а затем завершение в понятиях экономической, политической и других социологии, которые отражают функционирование основных сфер общественной жизни – экономической, социальной, политической и духовной.

Интерпретация в социологии имеет теоретический, эмпирический и операциональный характер. Теоретическая интерпретация представляет собой процесс реконструирования схемы выведения общего понятия путем указания терминов меньшей степени общности, входящих в дефиницию эксплицируемого понятия. В практике социологических исследований при проведении теоретической интерпретации необходимо учитывать следующее. Многие понятия-интерпретанты (т.е. понятия, с помощью которых эксплицируется основное понятие) либо не имеют содержательных определений, либо имеют различные определения. В содержании каждого интерпретируемого понятия должна отражаться специфика объекта исследования. В программе прикладного исследования интерпретации подвергаются не отдельные понятия, а концептуальная схема исследования. Типичной ошибкой является фрагментарность процедуры, что затрудняет в дальнейшем реинтерпретацию. Поскольку задача прикладного исследования, как правило, связана с изучением сущностных характеристик явления и обусловливающих его факторов, постольку теоретическая интерпретация достигает своей цели лишь при условии формулировки понятийных индикаторов, т.е. понятий, которые не только эксплицируют общее понятие, но и позволяют разрабатывать методику замера. Необходимо учитывать, что и сама реконструкция пути получения понятий возможна лишь в главных, определяющих чертах. Эмпирическая интерпретация - выведение наблюдаемых признаков, репрезентирующих содержание понятий-интерпретантов (понятийных индикаторов). Например, если одним из понятийных индикаторов общественно-политической активности рабочих является отношение к профсоюзным собраниям, то эмпирическими индикаторами самого отношения к собраниям будут: а) посещаемость собраний, б) количество выступлений на них, в) конструктивность предложений, г) критичность выступлений, д) участие в реализации решений собрания. Операциональная интерпретация - совокупность операций, с помощью которых может быть произведен замер эмпирических признаков. Социолог, опирающийся в своей работе на опыт предыдущих исследователей, пользуется уже сложившимися в науке методиками замеров и индикаторами, имеющими чисто практический смысл. В этом случае он может использовать и операциональную интерпретацию понятий. Необходимо учитывать, что сама операция будет зависеть не только от квалификации социолога, но и от объекта исследования.Все три этапа научной И.П. применяются в единстве, их использование обеспечивает правильное построение методики социологического исследования, а в более широком плане - построение референтных и соизмеримых показателей.

Операционализация понятий – это перевод содержания общих понятий в единичные, эмпирически фиксируемые индикаторы. Без эмпирической интерпретации общих понятий невозможно эмпирическое исследование. Данная процедура, пожалуй, самая сложная на этапе разработки исследовательской программы. Ее реализация, по сути дела, означает разработку концептуальной схемы исследования и создание предпосылок для выдвижения гипотез. Суть операционализации любого понятия заключена в его эмпирическом истолковании, т.е. нахождении таких конкретизаций понятия, которые выражают важные характеристики объекта, доступные измерению социологическими методами. Признаки объекта, поддающиеся измерению, называются эмпирическими индикаторами. Операционализация понятия (скажем забастовки) означает построение системы эмпирических индикаторов, регистрация которых позволит судить о фактах ее наличия (отсутствия), вызревания (затухания), участия (неучастия) в ней, приятия (неприятия) ее рабочими, о ее законности (незаконности), о готовности (неготовности) к ней администрации, профсоюзной организации, разных категорий рабочих и т.д. и т.п.

Индикатор - это факт, используемый для социологического измерения.
Эмпирический индикатор позволяет:установить как и в какой форме надо подойти к сбору данных;правильно сформулировать вопросы в различных видах инструментария; определить структуру ответов на вопросы (шкалы, тесты). Теоретическое понятие более конкретного уровня является «понятийным индикатором» понятия более абстрактного уровня, а способы сбора эмпирической информации (вопросы анкет, интервью, шкалы, тесты и т. д.) или статистические показатели «эмпирическими индикаторами» понятийных индикаторов. Различие двух понятий в том, что в первом случае речь идет о логических референтах понятий, во втором подразумеваются эти референты с соответствующими значениями для изучаемых объектов.

 

3.3 Социологическое исследование это специфический вид систематической объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии. В более узком смысле социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе.

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.

Социальная ситуация -это совокупность социальных факторов, влияющих на чувства, представления и поведение индивида или группы в системе взаимодействия в определенный период времени.

Социальная проблема - это противоречие, осознаваемое субъектом деятельности как значимое для него несоответствие между целью этой деятельности и ее результатом.
В этом случае проблема возникает из-за отсутствия или недостатка у индивида средств достижения цели, вследствие чего не удовлетворяются те или иные его потребности.

Социальный факт - это события, которые произошли в жизни общества при определенных условиях и в конкретных исторических обстоятельствах. Эти события не зависят от того, наблюдали ли их субъекты познавательной деятельности. Они объективны и не зависят от изучающих и интерпретирующих их исследователей. В более широком смысле под этим термином понимают события, которые произошли в конкретной социальной ситуации и были включены в научные знания об обществе, найдя свое отражение в книгах, научных трудах и других письменных документах.

Процедура социологического исследования — наиболее общее, собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации. Процедурой называют последовательность всех познавательных и организационных действий, способ организации исследования.
Проведение социологического исследования — сложный и многоэтапный процесс. Логика организации и проведения исследования предполагает прохождение 6 этапов: 1) подготовительный: обсуждение с заказчиком исследования круга интересующих проблем, условий проведения исследования, научная формулировка темы. 2) методологический: разработка программы, составление макета анкеты, составление окончательного варианта анкеты, расчет выборочной совокупности. 3) полевой: подбор анкетеров, проведение опроса, сбор анкет. 4) обработка эмпирической информации: подготовка анкет к комп. обработке, комп. обработка анкет. 5) аналитический: интерпретация эмпирических данных, написание научного отчета, разработка рекомендаций. 6) внедренческий: работа по организации внедрения результатов в практику.

Эмпирическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных м\у собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике.

Функции: методологическая, методическая, познавательная, прогностическая. Прогностическая функция социологии - это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза, изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора - сложный вид научного исследования. Поэтому в социологической практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции, где выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Методологическая функция позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.
Методическая функция позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория—факты — теория.

Объект — носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта обществен­ной жизни, включенная в процесс научного познания. В качестве объекта вычленяют сферу социальной действительности, содержа­щую социальное противоречие проблемной ситуации. Объектом соц. исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в уз­ком – люди или объекты, способные дать социологу необходи­мую информацию. Идеализированный объект — модель исследуемого объекта, вво­димая на теоретическом уровне анализа. Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изуче­нию.

Ситуация интервью

Устан. 1-го контакта. Цель — создать благо­приятную атмосферу для разговора. Для «утепления» атмосферы интервьюер може т начать разго­вор с тем: о погоде, о том, как искал дорогу по ад­ресу респондента. (2) Закрепление контакта и первые вопросы по плану ин­тервью. На этом этапе продолжается общая разведка. Как и в анке­тных опросах, первые сведения — чисто фактуальные (обычные обязанности, описание условий жизни, быта). В этот период сле­дует подчерк., что получ. Информ. важна, интерес­на. (3)Переход к основным вопр. интервью должен сопровож­даться вводными словами, кот. подчерк. важность ­след. разговора. Поощрение к ответу на сложные вопросы достигается нехит­рыми приемами: внимательный взгляд, одобрительный кивок, поддакивание. (4) Завершение беседы. В закл. он может вер­нуться к некоторым вопросам, на которые получены неполные от­веты, Когда содержание интервью исчерпано, опрашиваемого про­сят дать некоторые сведения о себе, подчеркивая, что это надо для общей обработки данных. Интервьюер благодарит за бес еду Область применения- ориентировано на выявление индивидуальных мнений респондента, их особенностей. Ограничение, недостатки –существует эффект-интервьюера; трудность и трудоемкость опроса.. требования к подготовке интервьюера: Наиболее распространенной категорией интервьюеров являются преподаватели, учителя, домохозяйки. Типичный интервьюер сегодня — человек впол­не зрелый по летам и жизненному опыту. Ему присущи ответ­ственность и социальная активность. Он обладает опред. Ур. знаний, культуры, Интервьюер должен владеть навыками установл. контакта собеседниками, четкого и ясного изложения вопросов, уметь провести беседу в заинтересованном и доброжелательном тоне.На занятиях с интервьюерами проводится инструктаж, получение удостоверения интервьюера, список-задание с фамилиями и координатами респондентов, инструкцию и бланк с ответами. Когда дело закончено (проведены инструктаж и, если надо, обучение, люди потренировались в предстоящей работе), интервьюры выступают на исходные позиции. Как считают специалисты кажд. интервьюера д. б. своя папка-скоросшиватель, находятся все материалы, касающиеся опроса, а именно:

1) листы бланка интервью,2)карта района, где будет работать интервьюер, с пояснения­ми, как ему найти адреса нужных респондентов;3)рекомендательное письмо, все необходимые наглядные пособия;4)лист, на котором фиксируются детали договоренности с тем
или иным респондентом о сроках посещения его (ее)
интервьюером,5)набор ручек.На оборотной стороне 1-го листа кажд бланка интервью д.б. предусмотрено место для фиксирования причин и обстоятельств возможного отказа респондента от интервьюирова­ния, для описания обстановки, в которой протекает интервью, общей реакции респон­дента. Конт­роль качества работы интервьюеров обычно состоит в выборочном повторном опросе респондентов контролерами. Когда контролер вернулся из своего обхода и составил отчет, с интервьюерами про­водится еще один инструктаж: им объясняют допущенные ошиб­ки, напоминают об ответственности и дисциплине, нерадивых штрафуют или увольняют, передовиков вознаграждают .Каждый из видов опроса раздел-ся на: 1) по числу опрашиваемых (групповой и ин­дивидуальный) Групповой анкетный опрос шир. применяется по месту ра­боты и учебы. Анкеты ра здаются для заполнения в ауд., куда приглашаются вкл. в выборку респонд. Обычно один анкетер работает с группой из 15—20 чел. При этом обесп. 100% возврат анкет. Помещение, где про­водится опрос, должно быть психологически нейтральным (комна­та отдыха), свободным от мешающих факторов ( разговоры, музыка, телепередачи, присутствие посто­ронних людей и т.п.). 2) по месту проведения (дома, на работе и в целе­вых аудиториях — посетители клуба, пациенты в поликлинике и т.п.). Анкеты можно разделить по способу распростр. среди опрашиваемых: раздаточная (курьерская) анкета; почтовая (рассы­лаемая по почте); прессовая (публикуемая в газете или журнале).Виды опросов можно классифиц-вать по другим критериям: а) количественные (с применением статистики) и качественные (глубинное интервью, фокус-группа); б) пись­менные (анкеты, тесты) и устные (интервью); в) очные и заочные е) направленные и ненаправленные; ж) пробные (пилотажные, зондажные, экспресс-опросы) и основные (как главный способ сбора первичной инфор­мации); з) массовый опрос (для респондентов-неспециалистов) и экспертный опрос (для специалистов в той или иной области). социометрический опрос - изуч. межличностных отношений в малых группах. источник инф- малая группа. Область применения- при изучении структуры количества, выявление в нем микрогрупп или лидеров, на основе взаимооценок всех членов коллектива. Ограничение, недостатки – методические сложности при разработке инструментарию и проведения опроса; дает единовременную картину явлений характеризующих для данного кол-ва. Экспертный опрос — разновидность социологического опроса, в ходе которого респондентами выступает особый тип людей — эксперты. Это компетентные лица, имеющие глубокие знания о предмете или объекте исследования. Эксперт (лат. — опытный) — специалист, делающий заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса. Представитель любой сферы деятельности, кроме нашей соб­ственной, может, выступать для нас в качестве эксперта. Телефонный опрос — это специф. синтез анкети­р. и интервьюир., исполь. в рам­ках одного города или др. населенного пункта. Сегодня телефон и компьютер — два лидера среди тех. помощников социолога.1-й позволяет опрашивать большое количество респондентов, наход. за 1000 километров от офиса, в корот. сроки. 2-й в онлайн-режиме дает возмож­ность опросить еще большее число людей по минимальной себе­стоимости и при этом быстро обработать данные с помощью спе­циальных программ. Содержательный разговор «по душам», серьезный и обстоятель­ный.Требования к телефонному методу:1) предварительное изучение карты города, мест компактного проживания представителей разных социальных групп, располо­жения АТС; 2) разработка спец. инструмента, вкл. картог­рамму опроса, опросные бланки и кодировочные листы, дневник протокол опроса, обстоятельную инструкцию интервьюерам; 3) наличие телефонных справочников; 4) соблюдение заранее установленного шага (интервала) при
наборе номера телефонов одной АТС; *повышенная требовательность к честности;*обязательность контроля за деятельностью; *перепроверка полученных данных путем выборочных конт­рольных опросов опрошенных абонентов.

 

 

3.8 Искусство задавать вопросы – это сложное дело. Что же можно спрашивать в социологическом исследовании, а чего нельзя ни при каких условиях. Надо знать, какие именно, кому именно, в каком месте и в какое время. Именно от того, как составлена анкета, как сформулированы в ней вопросы, и даже от того, в каком порядке они заданы, зависит вероятность получить достоверную информацию от опрашиваемых людей. Надо помнить правило: «Содержание вопроса интересует прежде всего исследователя, а формы, язык, стиль – респондента».

Вопрос в социологическом исследовании несет в себе важные познавательные и прочие функции. У анкетного вопроса их три – индикаторная, коммуникативная и инструментальная. Индикаторная функция – состоит в том, что вопрос обеспечивает получение искомой информации, а не какой либо другой. Подобное требование может показаться тривиальным, если исходить опять таки из житейских представлений, будто человек, задающий вопрос, знает, о чем спрашивает. Ведь человек в чужом городе не будет опрашивать прохожих о смысле жизни, если ему нужно выяснить путь до ближайшей столовой. Способность вопроса изучать измеряемую характеристику, а не какую-либо другую, называется обоснованностью вопроса. Ее синонимами выступают понятия валидности и релеватности. Коммуникативная функция вопроса обусловлена природой социально-психологического общения. Любой вопрос появляется только тогда, когда имеется его адресат, от которого получают информацию. В опросе коммуникативная функция обеспечивает связь меж



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.130.130 (0.054 с.)