Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и функции социологии как науки

Поиск

С – наука, изучающая общество и окружающую его соц. реальность во всем ее многообразности и тех потенциальных возможностях, которые заложены в нее. Объект С – соц. реальность: весь комплекс отношений между людьми, соц. группами, общностями и обществами и т.п. Предмет С – противоречивый набор знаний, концепций, теорий, развивающиеся по собственной логике развития, в результате чего развиваются конкретные соц. знания. Базовые принципы развития соц. реальности: изменчивость, неопределенность и необратимость изменений. Структура: 1. теоретико-методологический: вкл. набор различных методов, способов, приемов познания соц. реальности. С их помощью как отдельные люди, так и соц. группы (социологи, политологи) проникают в глубину соц. реальности, изучают ее и формируют весь массив знаний. 2. специально-теоретический: профессиональные обществоведы синтезируют все накопленные знания об обществе для создания объяснит., понимающих соц. реальность, концепций и теорий. С помощью этих теорий они пытаются объяснить соц. механизмы, всю соц. реальность. 3. социоинженерный: представляет собой целенаправленное изменение соц. реальности, создание в ней специф. соц. механизмов, соц. институтов, соц. связей и отношений для достижения социальнозначимых целей и решения задач, стоящих перед обществом. 4. социотехнологический: здесь накапливаются, совершенствуются и развиваются разл. соц. технологии. Технология – логическая цепь методов и способов воздействия на соц. реальность, когда в конце воздействия появляется ожидаемый результат.

Также выделяют 3 уровня: 1. микросоциология – изучение социума на микроуровне, т.е. микросоциал. объекты, явления, процессы (социология личности, малых групп, человеческой повседневности). 2. теории среднего уровня ( Мертон) – «отраслевая социология» - политика, религия, культура.

3. макросоциология – изучение общества в целом (как единый организм), различных аспектов международ. отношений, изучение глобал. соц. процессов и проблем современности.

Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Исследователи, работающие в этом ключе, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главный предмет их исследований – поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.

Макросоциологию интересуют крупномасштабные социальные системы и процессы, происходящие в течение длительного времени. Основное внимание она уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели, или структуры, представляют собой такие социальные институты, как семья, образование, религия, а также экономический и политический строй. Люди, вовлеченные в данную систему социальных структур, испытывают на себе их глубокое влияние. Макросоциологи изучают взаимосвязи между различными частями общества и динамику их изменений.

Сущность и место специальных теорий в структуре социологического знания. Частных ( специальных ) теорий в каждой дисциплине насчитываются десятки и сотни. Деление теорий на общие и отраслевые даст возможность выявить различие между общей и отраслевой социологией по объекту («общество в целом» и его «части») либо по типу теорий — общие служат основанием для формирования социологической парадигмы, а специальные образуют переходный мостик между социологией и другими науками.

Развиваясь, специальные социологические теории, которые американский социолог Роберт Мертон характеризует как «теории среднего уровня», имея в виду то, что они занимают промежуточное положение между конкретными исследованиями и обще- социологическими теориями, дают возможность предметного анализа различных областей и сфер жизнедеятельности людей, социальных групп и институтов.

Теории среднего уровня относительно самостоятельны и вместе с тем тесно связаны как с эмпирическими исследованиями (которые поставляют необходимый «сырой» материал для их создания и развития), так и с общесоциологическими теоретическими построениями, которые дают возможность использовать наиболее общие теоретические разработки, модели и методы исследований. Это промежуточное положение теорий среднего уровня позволяет им сыграть роль мостика между «высокой» теорией и эмпирическими данными, полученными в результате исследования конкретных явлений и процессов.

Все теории среднего уровня можно условно подразделить на три группы.

Теории социальных институтов, изучающие сложные социальные зависимости и отношения. Примерами таких теорий являются социология семьи, социология армии, социология политики, социология труда и т.д.

Теории социальных общностей, рассматривающие структурные единицы общества — от малой группы до социального класса. Например, социология малых групп, социология классов, социология организаций, социология толпы и др.

Теории специальных социальных процессов, изучающие социальные изменения и процессы. Сюда относятся социология конфликтов, социология процессов коммуникации, социология урбанизации и т.д.

Специальные социологические теории характеризуются более высоким уровнем абстракции, чем отраслевые, и позволяют рассмотреть один и тот же объект, ту или иную социальную общность под определенным углом зрения, выделить тот или иной интересующий социолога «срез» изучаемого объекта, его «уровень», «сторону».

С как наука подразделяется на 2 уровня: 1. теоретический – возникают, развиваются различные теории и концепции, которые теоретически пытаются объяснить развитие общества и соц. реальности. Здесь возникает противоречивая, многообразная модель общества и соц. реальности. 2. эмпирический (опытный) – постоянное практическое изучение общества и соц. реальности. Проводятся различные практические исследования для подтверждения или опровержения определенной теории и для постоянного получения практических знаний об обществе и соц. реальности для их осмысления. Специфика Эмпирического уровня познания. На эмпирическом (опытном) уровне познания используются главным образом методы, опирающиеся на чувственно-наглядные приемы и способы познания, такие, как систематическое наблюдение, сравнение, аналогия и т.д. Здесь накапливается первичный опытный материал, который требует дальнейшей обработки и обобщения. На данном уровне познание имеет дело с фактами и их описанием. Вся научная информация основана на наблюдениях и подвергается объективной проверке. Непосредственные наблюдения ограничиваются только ощущениями, полученными от пяти органов чувств. Эти данные можно проверить, поскольку наши органы чувств могут обманываться и предоставлять нам неверную информацию.

Соотношение теоретического и эмпирического в социологии отображается следующей схемой. В социологии, как ни в одной науке, большое значение имеет эмпирическая основа, то есть факты, которые могут быть зафиксированы человеческими чувствами. Интуиция и логика в данном случае подчинены эмпирическим наблюдениям. Эмпирическое наблюдение дает знание о так называемых переменных. Переменной величиной может быть что угодно, в зависимости от объекта наблюдения. Взаимосвязь между независимой (например, возраст) и зависимой (например, болезни) называется гипотезой (например, чем старше человек, тем больше он болеет). Совокупность взаимосвязанных гипотез формирует теорию. Теория, таким образом, выступает продуктом обобщения наблюдаемых явлений, выявления общих закономерностей (периодически повторяющихся тенденций). Значение закономерностей велико, так как конечная цель социологии, как и любой науки, - прогнозирование, выработка информации, полезной для практического применения.

С одной стороны, извлекаемые из теории предположения могут быть преобразованы в исследовательские гипотезы, таким образом, теория направляет исследование. С другой, - в результате исследования формируются теоретические обобщения.

функции социологии:

Фундаментальные — Познавательная: 1) дескриптивная (описательная) 2) диагностическая 3) прогностическая (попытка предвидеть) 4) моделирования социальных объектов
Прикладные — Прогнозная — Социального проектирования и конструирования — Организационно-технологическая — Управленческая — Инструментальная

Функции социологии:

Теоретико-познавательная. Подразумевает, что социология - область научного знания, т.е. отлична от обыденного знания, теологических представлений, идеологии и представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования.

Практически-преобразовательная (в т.ч. организационно управленческая, прогностическая, адаптационная). Подразумевает использование социологического знания в различных областях соц. практики, в т.ч. во взаимном приспособлении индивида и соц. среды.

Мировоззренческая. Подразумевает, что соц. знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.

 

2.2 Социальная система как единство элементов, отношений и связей между ними.

Социальная система может быть представлена в трех аспектах. Первый аспект — как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня и т.д.); второй — как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; третий — как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы. Первый аспект связан с понятием социальной организации, второй— с понятием социальной организации, третий — с понятием культуры. Социальная система, таким образом, выступает как органическое единство трех сторон — социальной общности, социальной организации и культуры.

Обычно под системой понимается определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. В частности, любая социальная группа представляет собой сложную систему, не говоря уже об обществе и т.п.

Под социальной структурой обычно понимаются устойчивая связь элементов в социальной системе.

Существенными чертами любой системы являются целостность и взаимосвязанность (интеграция) всех элементов ее структуры. Еще древнегреческие философы обратили внимание на то, что целое «больше суммы входящих в него частей». Это означает, что каждое целое обладает новыми качествами, которые механически не сводимы к сумме его элементов. Элементами социальной системы являются люди и их деятельность, которую они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные сообщности в условиях данной социальной среды. В процессе этого взаимодействия люди и социальная среда оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает воздействие на других индивидов и среду. В результате данная общность становится системой, целостностью с качествами, которых нет ни в одной из включенных в нее элементов в отдельности.

 

современные исследователи Г.Ленски и Дж.Ленски (1970) составили следующий перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества.

Коммуникация между членами общества. В любом обществе имеется общий разговорный язык.

Производство товаров и услуг, необходимых для выживания членов общества.

Распределение этих товаров и услуг.

Защита членов общества от физической опасности (штормов, наводнений и холода), от других биологических организмов (например, насекомых-вредителей) и врагов.

Замена выбывающих членов общества путем биологического размножения и посредством усвоения индивидами определенной культуры в процессе социализации.

Контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.

(лекция) Системный подход рассматривает общество как специфическое образование – систему. Условно выделяют 3 типа систем: простые (состоят из 2-3 элементов); сложные (много элементов, более сложные связи и отношения между ними); сверхсложные (огромное количество различных элементов и сложные комбинации связей между ними) – к ним относятся человек и общество.

Человеческое общество может быть представлено как система исходя из самых различных оснований. Например: есть деление общества на 3 сферы – материальная, духовная и сфера воспроизводства человека(социализация, воспитание). Так же общество делиться на области обществ. жизни: политика, экономика, религия, мораль и т.п..

Общество рассматривается как целостная система элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Это означает, что на уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое, интегральное, системное качество, не сводимое к характеристике отдельных людей или их суммы. Системное качество - это особое качественное состояние, некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична и которой нет ни у одного из включенных в общество элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств общество как социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

Человеческое общество состоит из множества различных элементов, которые связаны отношениями между собой. Вся совокупность данных связей и отношений образует структуру общества, которая порождает «системные свойства или системные качества». Каждый элемент общества сам является системой (полит, эк. система) с присущими ему свойствами и качествами. Но когда эти элементы соединяются в единое целое, они порождают качества и свойства, не присущие не одному из них в отдельности – это системные качества, т. е. само понятие «социальность» несет в себе представление о том, что это комплекс особых специфических свойств и качеств в соц. системе.

Любая соц. система имеет не только свои качества и свойства, но и ряд функций – соц. системы в процессе своей эволюции обязательно предполагают наличие у себя 2 групп законов: - законы функционирования, которые направлены на постоянное воспроизводство данной системы; - закон развития, предполагающий, что каждая соц. система имеет свой путь в истории.

Существует граница социальной группы как специфическое качество людей, по наличию которого эту группу отличают от др. (например, людей одной профессии). Граница общности как социальной системы определяется по качеству устойчивых в ней отношений и связей между ее социальными образованьями. Понимание Г.соц.сист. как и любой др., всегда относительно рассматривается в зависимости от выделяемых качественных признаков индивида или общности. Один и тот же индивид входит в состав нескольких групп в соответствии с многообразием его социальных ролей. Г.с.с. определяется той функцией, с точки зрения которой анализируется специфика ее существования и развития. От состояния Г.с.с. зависят характеристики социального взаимодействия данной системы с др. социальными системами, ее функционирование, развитие или разрушение

 

2.3 Соц. структура – наличие разнообразных компонентов и подсистем в соц. системе, которые связаны между собой различными связями и отношениями. Совокупность этих связей и отношений порождает системные свойства и качества, которые отличают соц. систему от других систем (ее можно представить в виде пирамиды, где есть элита, средние слои, низы). Подходы к описанию или изучению соц стр-ры общества: 1. структурно-функциональный анализ, при котором соц стр-ра - система ролей, статусов и социальных институтов. 2. марксистский, детерминистский подход, при котором социальная структура - это классовая структура.

Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни. Создатель совр теории стратификации П.А.Сорокин («Социальная и культурная динамика», «Социальная мобильность»).

В социологии существует несколько подходов к изучению социальной стратификации:
1) «самооценочный», когда социолог предоставляет право респонденту отнести самого себя к группе населения;
2) метод «оценки», при котором опрашиваемым предлагают оценить социальное положение друг друга;
3) здесь социолог оперирует определенным критерием социальной дифференциации. Западные социологи в ХХ в. используют разные подходы к социальной стратификации:
1) субъективный — самооценочный, когда опрашиваемые сами определяют свою социальную принадлежность;
2) субъективный репутационный, когда опрашиваемые определяют социальную принадлежность друг друга;
3) объективный (наиболее распространенный) — как правило, со статусным критерием. Большинство западных социологов, структурируя общества развитых стран, делят их на высший, средний и рабочий классы, в некоторых странах еще и крестьянство (например, Франция, Япония, страны «третьего мира»).
Принцип стратификации социальных групп

Расположение социальных групп (сверху - вниз) формируется по принципу неравного доступа к четырем основным благам:

· доход;

· власть;

· образование;

· престиж.

Доход - количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид (индивидуальный доход) или семья (семейный доход). Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство. Богатство - накопленные доходы, то есть количество наличных или овеществленных денег. Во втором случае они называются движимым (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т.п.) и недвижимым (дом, произведения искусства, сокровища) имуществом. Престиж - уважение, каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятия. Профессия юриста престижнее профессии сталевара или сантехника. Должность президента коммерческого банка престижнее должности кассира. Все профессии, занятия и должности, существующие в данном обществе, можно расположить графически сверху вниз на лестнице профессионального престижа.

Критериями статуса, кот занимает чел на стратификац лестнице могут служить богатство, род занятия и власть. Соответственно этому выделяются три формы стратификации – эконом-я, професс-я и полит. Подробно Сорокин анализировал эконом стратификацию. Во всех обществах уровень благосостояния и дохода меняется во времени. Если неравенство в обществе очень сильное, доходы богатых намного превышают доходы бедняков, то профиль пирамиды высокий, и наоборот. Таким образом, с течением времени происходит то уменьшение, то увеличение высоты экономической пирамиды. Это явление и называется флуктуацией.

Одной из форм соц стратификации является политическая стратификация. Наиболее важное ее измерение - власть.

Полит власть - это подчинение отдельных индивидов и групп людей (больших и малых) единой воле с целью поддержания целостности и стабильности общества.

Одной из важных характер-к власти явл ее эффективность, кот во многом зависит от ее легитимности. Вебер различал три типа легитимности: харизматическую, традиционную и легальную (признание добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений).

Четыре главных типа стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три - закрытые общества(жесткая соц структура, препятствующая перемещениям людей не только вверх по соц лестнице, но и вниз.), последний тип – открытые(равные возможности)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - возможность и способность успешно переключаться на другую деятельность или менять вид труда. Профессиональная мобильность предполагает владение системой обобщенных профессиональных приемов и умение эффективно их применять для выполнения каких-либо заданий в смежных отраслях производства и сравнительно легко переходить от одной деятельности к другой. Профессиональная мобильность предполагает также высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, готовность к оперативному отбору и реализации оптимальных способов выполнения различных заданий в области своей профессии. В условиях быстрых изменений техники и технологии производства профессиональная мобильность выступает важным компонентом квалификационной структуры специалиста. Профессиональная мобильность преподавателя вуза может выразиться в его способности успешно проводить различные виды занятий (лекции, семинары, практические занятия и т. д.) или вести преподавание смежных дисциплин.

 

Совокупность социальных перемещений людей в обществе(изменений своего статуса) - социальная мобильность. Движение вверх и вниз - вертикальная мобильность, она бывает двух типов: нисходящей (сверху вниз) и восходящей (снизу вверх). Горизонтальная мобильность - перемещение, при котором индивид меняет социальное положение или профессию на равноценные. Особую разновидность представляет межпоколенная мобильность. Она относится к изменению статуса детей по сравнению со статусом родителей. Также есть групповая и индивид-я мобильность. Каналы соц циркуляции: армия, церковь, школа, семья, собственность, образование

Маркс различал 3 вида групповой мобильности: обуржуазивание (проникновение рабочих в ряды буржуазии), пролетаризацию(процесс разорения мелкой буржуазии) и пауперизацию(обнищание пролетариата).

Люмпены - все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и др.). Люмпенизация - Это 1.Процесс перехода высших и средних слоев рабочего класса (а иногда и представителей других классов) в нижний слой рабочего класса.

2. Процесс превращения личности в люмпена, движение в рамках дуальной оппозиции: получение доходов, средств к жизни в своей исторически сложившейся группе, социальном слое - способность рассматривать любую группу, любые культурные ценности как возможное средство существования, как условие иждивенчества.

3. Социально-регрессивное явление, характерное, как правило, для общества катастрофного типа и заключающееся в полном выпадении людей из социальной жизни и одновременным формированием обширного "социального дна", состоящего из обездоленных, обнищавших слоев населения.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ -социально-психологическое состояние, связанное с резким изменением внешних условий жизни и сложностью адаптации к ним. Маргинальность является своеобразной психологической "неприкаянностью", когда личность лишается прежних жизненных ориентиров, приобретая новую социальную среду, но не успевает приспособится к ней, не имеет соответствующей этой среде внутренней мотивации, мировоззрения и мировосприятия.
Как правило, маргинал - это человек, вышедший из социально преуспевающего слоя, но в силу каких-то причин, вынужденный порвать со свои кругом и примкнувший к социально неблагополучной среде. Часто это бывшие интеллигенты, люди творческих профессий, оказавшиеся в компании спившихся бомжей и бродяг. Понятие маргинальности служит для обозначения пограничности,
промежуточности по отношению к какой-либо социальной общности:
классовой, национальной или культурной. Маргинальность в ее типичной форме – это утрата объективной принадлежности ктому или иному классу, сословию, группе без последующего вхождения в другуюподобную общность. Главным признаком маргинальности служит разрыв связей(социальных, культурных, поселенческих) с прежней средой. Постепенно значение термина " маргинальность " стало расширяться и ныне оно служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к любым социальным общностям. Классический тип маргинала – вчерашний крестьянин в городе – уже не крестьянин и еще не рабочий. При классическом (позитивном) варианте маргинальность постепенно преодолевается путем включения маргиналов в новую среду и приобретения новых черт. Другой вариант маргинализации (негативный) состоит в том, что состояние переходности и периферийности консервируется и сохраняется надолго, а маргиналы несут в себе черты деклассированного, люмпенского, паразитического поведения. Такого рода маргинальность объявлялась результатом вертикальной мобильности с отрицательным знаком, т.е. последствием перемещений сверху вниз, нисходящей мобильности.

 

2.4 Большой проблемой в развитии общества является проблема его стабильности или относительной стабильности. Принципиальное нарушение стабильности чаще ведет к гибели общества, но само развитие общества предполагает в своем процессе переход от более стабильного к менее стабильному состоянию, т. е. сам путь развития общества предполагает постоянное нарушение стабильности – понятие «равновесность и неравновесность».

Характер развития соц. систем – еще одна важная проблема в социологии:

  1. циклические представления о развитии мира и общества (в античности)
  2. линейное историческое развитие (возн. после появления мировых религий) – осн. принцип в том, что, зная данные соц. системы на ее начальном этапе развития можно просчитать какими данными будет обладать система в любой точке развития.
  3. спиралевидная модель (Гегель)– синтез циклич. и линейной – в концентриров. Виде у Гегеля обозначается в термине «снятие»: отрицаются предшествующее состояния развития; сохраняется положительное содержание, накопленное ранее; развитие переходит на новый уровень.

Новый подход, изучающий самоорганизацию сверхсложных систем – «синергетика»(линейный хар-р): соц. система в условиях внешней среды (прир. и соц.) постоянно получает вызовы – в опасном и враждебном мире соц. система самоорганизуется для дальнейшего существования. Синергетика выделяет несколько моментов в соц. развитии:

- любая соц. система потенциальна, есть ряд таких состояний более или менее устойчивых, в которые она может перейти и существовать в них.

- повышается роль случайности в развитии соц. систем, причем большие причины могут порождать малые следствия и наоборот.

- в сложных соц. системах и окр. Их среде всегда возникает ситуация сочетания хауса и порядка (есть виды хауса, которые просто необходимы системе для перехода в другое состояние).

- при переходе в другое состояние соц. система проходит пик своего неустойчивого развития – точка бифуркации – в этот момент соц. система должна выбрать свой путь развития из множества потенциальных возможностей, угадать нужную невозможно.

- само развитие соц. систем понимается как принципиально кризисное.

Социальная система – это открытая система, ее развитие носит нелинейный характер. Г.Г. Малинецкий определяет нелинейность как «парадоксальное, антиинтуитивное поведение изучаемых объектов, когда совместные действия нескольких причин или факторов могут дать новое качество, когда результат их действия нельзя вычислить как сумму резуль-татов этих причин по отдельности».В случае нелинейных систем вдали от состояния равновесия элементы системы оказываются способными к отказу от некоторых степеней свободы ради объединения в целостные когерентные образования, что ведет к возникновению порядка из хаоса. Данный эффект оттока энтропии получил название диссипации и само открытие диссипативных структур, доказательство теоремы о минимуме производства энтропии в открытых системах

Развитию соц. систем сопутствует 3 типа состояния:

1 .критическая ситуация – в какой-либо подсистеме возникают диспропорции(не угрожающие всей системе), которые можно устранить внутр. ресурсами системы, но она может перерасти и в кризис.

2. системный кризис – проблемы в нескольких подсистемах, которые угрожают всей системе. Проявляется 1-ый критический порог: возникший кризис может быть кризис роста, но может быть выбран вариант дальнейшего развития, который приведет ко 2-му порогу и катастрофе.

3. соц. катастрофа – распад соц. системы, которая больше не вернется к прежним состояниям. Т.О. в развитии соц. систем постоянно возникают ситуации выбора, которые могут привести к кризису или катастрофе – возникает соц. напряженность внутри системы, которая способствует быстрому реагированию на вызовы.

Многовариативность развития предполагает, что в процессе эволюции общества возникают опред. ситуации выбора, когда соц. система переходит на новый вариант своего развития, а вариантов всегда несколько, поэтому переход нужно делать осмысленно, что приведет общество к конструктивному развитию, но может привести и к деструктиву в силу каких-либо причин(слабость соц. интеллекта, низкий уровень рефлексии и т. п.). Проблема соц. выбора связана с проблемой соц. рефлексии(познанием общества самого себе). Если уровень рефлексии низок, то развитие общества принимает стихийный характер, который может привести к самоистреблению. Факторы, влияющие на эволюцию обществ: 1.природный фактор (самый определяющий) – природноклиматич. Фактор влиял на хозяйств. Деятельность, полит. и соц. устройство, культуру обществ; 2. внешнесоциальный – соц. окружение, влияющее на развитие данного социума; 3. внутрисоц. – определяющий изнутри – соотношение полит, эк, соц. и др. сфер жизни определяет направленность развития общества, его внутренние противоречия, кризисы и варианты развития.

Важны и действия законов конвергенции и дивергенции: развитие данного общества взаимозависимо от человеческого единого сообщества. Конвергенция – возникновение целого ряда общих черт в развитии разных соц. систем, это объективный процесс, источником которого является: единая человеческая природа, общие особенности соц. организации (необходимость управления, соц. контроля и т.п.), совместное сосуществование различных обществ возможно только благодаря возникновению между ними конвенций – договоренностей по конкретным процессам, фактам. Дивергенция – накопление различий, так как соц. системы развиваются по уникальным траекториям, переживая свои кризисы. Эти две базовые тенденции развития соц. систем предполагают неопредел-ть и неоднозначность направления эволюций соц. систем (проблема прогнозирования, соц. контроля).

Ситуация выбора – постоянно возникает в соц. системах и определяется не только набором внутр. и внеш. Объективных факторов, но и во многом зависит от людей(свои интересы, опред. Знания, методы). Этот субъективный фактор во многом определяет ход развития системы – часто все зависит от личного выбора политика или полководца! Поэтому любой субъективный выбор имеет соц. цену!

СОЦИАЛЬНЫЙ ВЫБОР (social choice) Итог изучения индивидуальных мнений, в результате которого формируются групповой выбор или внутригрупповой разброс мнений. Теория общественного выбора была недолгое время весьма популярна в средневековой Европе, а затем вновь в 1785–03 и 1873–76 гг. В 1299 г. Рамон Лалл предложил избирать победителя выборов путем попарного сравнения кандидатов. В 1435 г. Николас Кузанус (Cusanus) предложил для выбора императора Священной Римской империи метод, получивший название подсчет Борды (Borda) или подсчет порядка рядов. В 1785 г. Кондорсе (Condorcet) впервые обнаружил, что правило большинства может совершать цикл (cycle), и поэтому возможно одновременно большинство "А" над "В", "В" над "С" и "С" над "А". Когда существует такой цикл правила большинства (Мажоритарный принцип), концепции "воли народа" становятся бессмысленными, т.к. любая вероятность неосуществима из-за большинства голосов, по меньшей мере в отношении одной из нескольких вероятностей. Идеи Кондорсе широко обсуждались в научных кругах Франции до 1803 г., однако признания не нашли и были вновь "открыты" в результате независимых исследований Ч. Л. Доджсона (Льюса Кэрролла) (Dodgson) в 1870-х гг. и Дункана Блэка (Black) в 1950-х гг. Общественный выбор в современном понимании обоснован Блэком и Кеннетом Эрроу. Предложенная ими в 1951 г. теорема невозможности (impossibility theorem) использует циклы правила большинства для доказательства того, что всякая процедура выбора, соответствующая минимальным условиям – честность и рациональность, является потенциально диктаторской. Начиная с 1951 г. теория общественного выбора существенно укрепила свои позиции. Большинство посвященных ей трудов было настолько математически бескомпромиссным, что ни политики, ни политологи не понимали ее, а теоретики не удосуживались разъяснить свою позицию. Однако основные выводы имеют значение как для политической теории, так и для политической практики. Среди них три особенно важных: слабое правило Парето (Pareto) (если все предпочитают "А" по сравнению к "В", общество должно выбрать "А") несовместимо с либертарианством (libertarianism); никакая честная и заранее спланированная процедура голосования не гарантирует от манипуляций (manipulation); если мнение многомерно, существует, видимо, глобальный цикл правила большинства, включающий в себя все возможные варианты, даже такие, когда одни единогласно проигрывают другим. Проблема общественного выбора только сейчас начинает проникать в политические дискуссии о пропорциональном представительстве (proportional representation).

 

2.5 Соц конфликт - столкновение интересов различных социальных групп, частный случай проявления социального противоречия, одна из его форм, характеризующаяся наличием выраженного противостояния общественных сил или проблемы, которая является ядром конфликта, а также осознанием конфликтной ситуации своих противоположных интересов и целей деятельности.

Основные социолог-е концепции соц конфликта. 1. Концепция позитивно-функционального конфликта Л.Козера: обществу присущи неизбежное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетворенность его членов и проистекающая отсюда напряженность между индивидами и группами, обусловленная их чувственно-эмоциональным, психическим расстройством, которое периодически находит выход в их взаимных коллизиях.Так как конфликт между группами способствует укреплению внутригрупповой солидарности и сохранению группы, то лидеры группы сознательно прибегают к поискам внешнего врага и разжигают мнимый конфликт. 2. конфликтная модель общества Р .Дарендорфа: любое общество постоянно подвержено изменению; в каждый момент общество переживает соц конфликт; каждый элемент общества способствует его изменению; любое общество опирается на принуждение одних его членов другими. Поэтому для общества характерно неравенство социальных позиций, а отсюда проистекают различия их интересов и устремлений, что вызывает взаимные трения и как результат структурные изменения са



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.104.36 (0.014 с.)