Функциональная диагностика как инструмент анализа банкротств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функциональная диагностика как инструмент анализа банкротств



14.1. Диагностический метод исследования — важнейший инструмент анализа банкротств и разработки плана санации предприятия

 

В условиях свободного рынка и острой международной конку­ренции возникает объективная потребность народного хозяйства и его основных субъектов — промышленных предприятий различ­ных организационно-правовых форм — в новых методических под­ходах, которые позволят выбрать единственно правильное управ­ленческое решение, осуществить его аналитическую подготовку на научной основе, сформулировать реальные антикризисные програм­мы и планы. Обеспечение высокого качества управления пред­приятием, т.е. эффективного и действенного управления сложной хозяйственной системой, состоящей из функционально взаимосвя­занных специализированных структурных подразделений, и исклю­чающего принятие несогласованных и ошибочных управленческих решений, в итоге ведущих к банкротству, сегодня приобретает пер­востепенное значение и особую актуальность. Решить эту пробле­му с помощью старых методов, разработанных еще в условиях планово-централизованной (социалистической) экономики, невоз­можно. Такими новыми универсальными подходами, связанными с аналитической подготовкой управленческого решения, являются углубленная (глобальная или общая) диагностика, экспресс-диаг­ностика и функциональная диагностика. Последняя служит, с од­ной стороны, основой общей и экспресс-диагностики, а с другой стороны, представляет собой новое, еще не разработанное направ­ление управленческого анализа, которое должно стать важнейшим инструментом анализа банкротств и разработки плана санации предприятия.

Цель управленческого анализа, построенного на принципах диаг­ностики, — это перевод управления производством на работу в режи­ме предупреждения принятия ошибочных решений.

В процессе производственно-хозяйственной деятельности у пред­приятия возникают дисфункции. Причин их возникновения может быть очень много, в том числе низкое качество управления, пло­хая организация производства и т.п. Диагностика предприятия при­звана идентифицировать состояние и признаки дисфункций. Поня­тие «диагностика» (от греч. diagnostikos) означает способность распознавать, т.е. это учение о методах и принципах распознавания болезней и постановки диагноза. Диагноз (от греч. diagnosis) — определение существа и особенностей болезни на основе всесто­роннего исследования больного.

До XX в. эти понятия использовались только в медицине..В силу ряда объективных причин диагностический метод в настоящее время используется и в других областях, в том числе и в экономике.

Углубленная (глобальная) диагностика включает в себя четыре основные части: экономическую диагностику, функциональную ди­агностику, диагностику внешней среды и стратегическую диагнос­тику.

Под экономической диагностикой подразумевается традицион­ный экономический анализ, например финансовый, являющийся основ­ным ее элементом.

Функциональная диагностика — это новое направление управ­ленческого анализа. Она представляет собой прежде всего методику анализа банкротств, построенную на диагностическом методе исследо­вания. Ранее в отечественной экономической науке диагностический метод не использовался. Особая острота и актуальность исследуемой проблемы заключается еще и в том, что диагностика, особенно функ­циональная, или диагностика специализированных функций промыш­ленного предприятия, является основой всей системы планирования и прогнозирования в новых рыночных условиях. Функциональная ди­агностика, или диагностика специализированных функций, — основа составления плана санации (при возникновении трудностей или дис­функций) как на кратко-, так и на долгосрочный периоды. Разработка методики проведения функциональной диагностики в свою очередь способствует решению задач, связанных с одной из важнейших функ­ций управления — планированием.

Диагностика промышленного предприятия (в дальнейшем — предприятия) и тем более функциональная диагностика направле­на:

• на определение дисфункций и трудностей, деформирующих фун­кционирование хозяйственного объекта;

• установление внутренних и внешних причин, ухудшающих дея­тельность предприятия, их анализ;

• построение программы действий, связанных с восстановлением функций и структурной перестройкой предприятия;

• осуществление практической реализации на новом качествен­ном уровне принятых управленческих решений в виде планов теку­щего, среднесрочного и перспективного развития производственно-коммерческой деятельности и контроля их выполнения.

В этом перечислении нашли отражение не только аналитиче­ские процедуры, но также планирование и регулирование, которые наряду с анализом также являются основными функциями управ­ления.

Таким образом, функциональная диагностика — это важнейшее средство повышения качества управления, так как она позволяет по­высить оперативность и действенность управленческих решений и избежать возможных ошибок.

Для лучшего понимания проблемы определим основные понятия диагностического метода.

Углубленная, или глобальная диагностика — это базовая модель, позволяющая рассматривать предприятие в глобальном аспекте по его функциям и организации. Она представляет собой совокупность методов, позволяющих понять и объяснить работу предприятия. Гло­бальная диагностика состоит из двух направлений: во-первых, позна­вательного, которое находит отражение в анализе, и, во-вторых, объяс­няющего, которое выражается в суждении или выводе консультанта-эксперта, проводившего анализ.

Углубленная диагностика строится на методах и принципах рас­познавания дисфункций и постановки диагноза анализируемому объек­ту в целях повышения эффективности и качества его функциониро­вания, повышения жизнеспособности в условиях свободной конку­ренции. Она включает в себя следующие направления:

1) экономическую диагностику;

2) функциональную диагностику, в которую входят: а) диагностика маркетинга;

б) производственная диагностика;

в) диагностика функции снабжения;

д) диагностика функции «управление — финансы» (административно-финансовой функции);

е) диагностика менеджмента и организации;

ж) диагностика персонал-менеджмента (диагностика управленияперсоналом, или социальная диагностика);

з) диагностику внешней среды;

4) диагностику стратегии (стратегическая диагностика).

На рис. 14.1 представлена схема проведения глобальной (углуб­ленной) диагностики.

 
 

На практике часто случается, что срочность или точность одной

 

 

проблемы не оправдывает углубленной диагностики. В этом случае используется экспресс-диагностика, которая позволяет в течение времени обозначить проблемы, выяснить их причины, продумать воз­можные варианты решения этих проблем и сформировать предложе­ния. Цель такой диагностики — выявить причины трудностей (дис­функций), а также сформулировать предложения по принятию мер, направленных на их устранение, и определить необходимые действия в порядке их срочности и важности. Иными словами, речь идет о том, чтобы разделить краткосрочные управленческие решения на такие составляющие, которые могут дать более или менее быстрый резуль­тат и структурные решения, последствия которых будут ощутимы лишь через определенный промежуток времени.

Функциональная диагностика — частичная диагностика какой-либо специализированной функции (или одновременно всех основ­ных функций). Она предназначена для решения проблем внутрен­него функционирования предприятия и улучшения результатов его деятельности.

В процессе производственно-хозяйственной деятельности у пред­приятия возникают дисфункции и трудности, осложняющие его функ­ционирование. Промышленное предприятие — это система, предпола­гающая по ряду объективных социально-экономических, научно-тех­нических, организационных, политических и других причин (факторов) возникновение дисфункций.

Предприятие по своей сути является противоречивой хозяйствен­ной единицей, где всегда происходит столкновение двух начал: развития капитала и развития людей, т.е. противоречие интересов людей и инте­ресов капитала, навязываемое конкуренцией. Кроме того, имеют место и другие противоречия, например противоречие между государством и предприятием, обусловленное фискальной системой, противоречия между людьми, группами людей на предприятии и т.п.

Появившиеся дисфункции и связанные с ними трудности функци­онирования начинают мешать слаженной работе предприятия, снижа­ют эффективность его деятельности. Руководство приглашает кон­сультанта-эксперта (аналитика), который приступает к диагностике предприятия. Отметим, что такого специалиста целесообразно при­глашать тогда, когда проблемы только возникают и еще не началось их обострение. В этом случае процесс восстановления будет менее болезненным и менее продолжительным.

Диагностике должны быть подвержены все специализирован­ные функции предприятия: маркетинг, производство, снабжение, пер­сонал и т.п. Но это не доминирующее правило. Аналитик на свое усмотрение, в зависимости от поставленных перед ним задач или по результатам предварительного ознакомления с объектом (на­пример, его финансовой отчетностью), может проводить диагности­ку не систематически, не по всем функциям, а только по тем из них, которые сегодня необходимо анализировать в связи с их наруше­нием. Например, только что предприятие было технически пере­оснащено и подвергнуто модернизации, пока нет сбоев и аномалий в технологическом процессе. В этом случае можно не осуществ­лять производственную диагностику, хотя какие-то ее аспекты все-таки придется затронуть, так как речь идет о взаимодействии функций, а производственная функция связана со всеми другими: маркетингом, снабжением, персоналом, внешней средой и т.п.

Когда речь идет о диагностике, то важнейшим ее инструментом является аудитный метод. При разработке диагностического метода он получил широкое распространение и дальнейшее развитие (аудит соответствия и эффективности).

Рассматривая ход проведения любого вида функциональной диаг­ностики, можно наблюдать, что одним из его этапов является аудит соответствия и эффективности (или аудит методов управления и контроля). Он отличается от финансового и бухгалтерского аудита тем, что его цели более разнообразны, так как направлены на то, что­бы помочь всем операционным центрам предприятия в принятии оптимальных управленческих решений. При этом следует решить вопрос: как осуществляется аудит соответствия и эффективности? Прежде всего необходимо убедиться, что во всех отношениях (ком­мерческом, техническом, финансовом, социальном) все процедуры и методы, используемые на данном предприятии, соответствуют предва­рительно установленным нормам и правилам. Такая работа и называ­ется аудитом соответствия. В случае неправильного применения или несоблюдения существующих процедур консультант-эксперт (ауди­тор) должен сформулировать рекомендации по улучшению существу­ющей практики на предприятии, где осуществляется функциональная диагностика.

Независимо от аудита соответствия необходимо проверять эффек­тивность упомянутых методов и процедур. Такой тип аудита называ­ется аудитом эффективности, что и объясняет введение совмещенно­го понятия «аудит соответствия и эффективности».

Практическая реализация такого аудита заключается в изуче­нии различных техник и методов, используемых предприятием для проведения своей политики относительно той или иной специали­зированной функции, выполнения их планов и контроля за резуль­татом (или, точнее, за проявлениями) деятельности той или иной специализированной функции предприятия. Если в качестве при­мера рассмотреть аудит методов управления и контроля марке­тинговым отделом (т.е. функции маркетинга), то при этом пос-

 

14.2. Методология и методика диагностики предприятия

 

Следовательно, рассматриваются вопросы, связанные с управлением рынками, товарами, продажными ценами, клиентами, распределени­ем, усилением продаж, продвижением товаров и рекламой, прода­жами, а также прогнозным и бюджетным управлением. Для того чтобы провести аудит соответствия и эффективности с позиций специализированных функций, разрабатывается опросный лист, со­ставленный таким образом, что при отрицательном ответе фикси­руется наличие дисфункции (аномалии, отклонения от нормы). Вы­деляются отрицательные ответы, проводится дополнительный ана­лиз причин выявленных дисфункций, намечаются пути санации.

Для осуществления диагностики предприятия нужно изучить понятие «конкурентное преимущество» с позиций функциональ­ной диагностики, т.е. нужно исследовать жизненный цикл конку­рентного преимущества в функциональном разрезе. При этом необходимо учитывать, что борьба предприятия за выживание в условиях конкуренции как раз и является борьбой за высокий уро­вень конкурентного преимущества в течение всего жизненного цикла. Диагностика специализированных функций, как нам пред­ставляется, должн*/а решить проблему повышения эффективности их функционирования и уровня конкурентного преимущества, ко­торое зарождается и развивается в различных функциональных отделах и службах предприятия.

В связи со сказанным выше следует уточнить понятие «функция». Слово «функция» (от лат. fungi) означает выполнить задание. Так, коммерческая функция заключается в продаже произведенной про­дукции, выполненных работ, оказанных услуг (товара); функция снаб­жения — в покупке сырьевых ресурсов, оборудования и технологий, необходимых для осуществления производственной функции; произ­водственная (техническая) функция — в производстве товаров; ад­министрация, бухгалтерский учет и финансы группируются в одну функцию — «управление — финансы», или административно-финан­совую функцию. Различные функции связаны между собой и реали­зуются в структурах, которые называются «организации». Таким об­разом, возникает потребность в анализе организационной структуры и диагностике менеджмента. Для реализации своих многочисленных задач предприятие должно обеспечить себя необходимыми людскими ресурсами — это деятельность по управлению персоналом, или соци­альная функция.

И наконец, под качественным управлением следует понимать хо­рошее или эффективное управление, выражающее превосходную сте­пень (или в сравнительном смысле), т.е. это так называемое «относи­тельное качество».

При технической диагностике понятие качества будет рассматри­ваться как «уровень качества» в количественном смысле, применяе­мом при статистическом приемочном контроле, и как «мера каче­ства», когда речь идет о точных технических оценках.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 901; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.254.0 (0.016 с.)