Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ ассортимента продукцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту (номенклатуре). Особо важное значение имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д. Номенклатура — перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующем на территории СНГ. Ассортимент — перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Он бывает полный, групповой и внутригрупповой. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Систему формирования ассортимента составляют: • определение текущих и перспективных потребностей покупателей; • оценка уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции; • изучение жизненного цикла изделия, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий; • оценка экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции. Оценка выполнения плана производства по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана производства по ассортименту, на общий ее плановый выпуск (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчиты-вается в выполнение плана по ассортименту). Из данных табл. 5.8 следует, что план по ассортименту продукции выполнен на 93,76% (902: 962 х 100) [7]. Таблица 5.8 Выполнение плана по ассортименту продукции
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним причинам относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по не зависящим от него причинам. Внутренние причины связаны с недостатками в организации производства, системе управления и материального стимулирования, с плохим состоянием оборудования и его простоями, авариями, нехваткой электроэнергии, низкой культурой производства.
Анализ качества продукции
Под качеством продукции понимается совокупность полезных потребительских свойств продукта труда, обусловливающих его способность удовлетворять определенные потребности человека и общества. Улучшение качества продукции является одним из важных факторов роста эффективности производства, способствует повышению конкурентоспособности продукции, увеличению прибыли, формирует устойчивый рынок сбыта. Качество продукции подтверждается сертификатами соответствия. Сертификация дает возможность установить, что должным образом идентифицированные продукция, процесс, услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу. Целями сертификации являются: • защита потребителя от приобретения продукции, которая опасна для его жизни, здоровья и имущества; • содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции. При успешном прохождении сертификации предприятию-производителю выдается сертификат соответствия, а также устанавливается право маркировать изделие и (или) упаковку знаком соответствия. С целью установления того, что сертифицированная продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, производится инспекционный контроль. Показатели, характеризующие качество продукции, подразделяются на обобщающие и индивидуальные (специфические). К обобщающим показателям относятся: • удельный вес новых изделий в общем объеме продукции; • удельный вес продукции, впервые изготовленной в России, в общем объеме продукции; • удельный вес продукции, сертифицированной в соответствии с международными стандартами качества, в общем ее объеме; • удельный вес продукции, сертифицированной в соответствии с национальными стандартами, в общем ее объеме. Индивидуальные показатели характеризуют отдельные свойства продукции. К ним относятся показатели: • назначения, характеризующие полезный эффект от использования продукции по назначению; • надежности (безотказность, сохраняемость, долговечность, ремонтопригодность); • технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений (материалоемкость, трудоемкость, энергоемкость); • эргономичности, отражающие удобство и комфорт потребления; • безопасности, оценивающие степень безопасности при эксплуатации; • эстетичности, отражающие рациональность формы и совершенство исполнения; • экологичности; и т.д. При анализе определяются обобщающие показатели качества и изучается их динамика. Повышение качества как отдельных видов продукции, так и рост удельного веса данной продукции в общем объеме реализации ведет к увеличению объема продаж в стоимостном выражении. Это объясняется тем, что высокий уровень качества продукции способствует росту спроса на нее и дает возможность повышения цены реализации. Влияние изменения качества продукции на объем продаж (ВР) и прибыль от продаж (Ппр) рассчитывается следующим образом [8]: ВР = V1 * (Ц1 - Цо); (5.1) Ппр==V1* (Ц1 - Цо) – V1 * (С1 - Со), (5.2) где V1 — объем реализации продукции повышенного качества; Ц) и Цо — цена изделия соответственно после и до изменения качества; С\ и Со — себестоимость единицы продукции соответственно после и до повышения качества. Если выпущенная продукция оценивается сортностью, то можно рассчитать влияние ее изменения на объем продаж и прибыль от продаж. Расчет производится на основе формул (5.1) и (5.2), с учетом того, что Ц] и 1До, Ci и Со — средневзвешенные цена и себестоимость единицы продукции соответственно при фактической и базовой структуре продукции по сортности. Дальнейший анализ должен быть направлен на выявление причин выпуска изделий пониженных сортов и мест возникновения дефектов. Косвенными характеристиками качества продукции служат наличие рекламаций от потребителей продукции и производственный брак. При анализе изучают рекламации потребителей по следующим направлениям: видам изделий, характеру дефектов, вызвавших рекламации, количеству зарекламированных изделий и их удельному весу в общем объеме реализованной продукции, потерям по принятым рекламациям. Изучение рекламаций производится в динамике, разрабатываются организационно-технические мероприятия, направленные на устранение дефектов. Производственный брак отражает качество организации и выполнения производственного процесса по изготовлению продукции. Брак — это изделия или детали, не соответствующие по своим свойствам уровню требований, предусмотренных в ГОСТах, ТУ, и непригодные для использования по прямому назначению. По своему характеру брак подразделяется на исправимый и неисправимый (окончательный). Исправимый брак — это такой брак, когда в результате устранения дефектов изделие может быть доведено до уровня, удовлетворяющего требованиям, предъявляемым к годной продукции. До этого момента бракованные изделия числятся в составе незавершенного производства. Неисправимым браком считается брак, который исправить невозможно или экономически нецелесообразно. Брак различают также по месту выявления и причинам образования. По месту выявления брак бывает внутренний, отслеженный на самом предприятии, и внешний, обнаруженный потребителями. Такое подразделение брака дает возможность правильно оценить работу отдела технического контроля (ОТК) предприятия, а также соответствующих структурных подразделений. Причины брака классифицируются с учетом отраслевых особенностей технологии и организации производства. Наиболее общими причинами для любых отраслей промышленности являются следующие: низкий уровень квалификации рабочих, использование неисправного оборудования, инструментов и приспособлений; ошибки в технической документации; нарушение технологии производства, использование недоброкачественных материалов; недостаточность и неисправность контрольно-измерительных приборов. При оформлении первичной документации о браке пользуются классификаторами, содержащими шифр видов брака, его причин и виновников. Результаты проверки качества отмечаются в сопроводительном документе (рабочем наряде или сменном задании), который предъявляется на контроль вместе с готовой продукцией. Неисправимый брак оформляется актом о браке, в котором указываются наименование изделия, а также операции, на которых образовался брак, характеристика брака с указанием шифра его вида, причины брака и виновников, суммы потерь, подлежащей взысканию с виновников. Общий объем производственного брака определяется себестоимостью окончательно забракованных изделий и расходами на его исправление. При выявленной отрицательной тенденции в затратах на производственный брак требуется тщательный анализ брака в разрезе отдельных производств, причин и виновников брака, что осуществляется по данным оперативной отчетности. Необходимо подсчитать влияние производственного брака на объем производства продукции. Обычно на практике это делается по упрощенной схеме: подсчитывается абсолютный размер брака путем сложения себестоимости окончательного брака и расходов на его исправление, находится удельный вес (или процент) полученной суммы в производственной себестоимости товарной продукции, затем на полученный процент умножается объем товарной продукции и таким образом определяется размер недополученной продукции. Повышение требований рынка к потребляемой продукции, а также усложнение процессов, происходящих в производстве, заставляют предприятие изменять подход к проблеме качества. В настоящее время недостаточно контролировать качество конечного продукта и отдельных составляющих производственного процесса. Необходимым условием выживания в конкурентной борьбе стало создание системы качества, охватывающей все стадии производства, которые оказывают влияние на качество готового изделия — от заключения контракта с поставщиками материалов до сбыта готовой продукции. Система качества — это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции. Действие данной системы распространяется на все этапы жизненного цикла продукции, образуя «петлю качества». «Петля качества» [6] — это модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения. Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии «петли качества»: • маркетинг, поиск и изучение рынка; • проектирование и (или) разработку технических требований к продукции; • материально-техническое снабжение; • подготовку и разработку производственных процессов; • производство; • контроль и испытания; • упаковку и хранение; • реализацию и распространение продукции; • монтаж и эксплуатацию; • техническую помощь в обслуживании; • утилизацию после использования изделия. Система качества должна обеспечивать управление им на всех стадиях «петли качества», участие всех работников в достижении качества конечной продукции, взаимосвязь деятельности по повышению качества и снижению затрат, обязательность выявления дефектов и устранения вызвавших их причин. 5.8. Факторы и резервы роста производства и реализации продукции Основными факторами, влияющими на производство и реализацию продукции, являются факторы, которые определяют экстенсивное и интенсивное развитие производства, а также внепроизводственные факторы. Классификация факторов представлена на рис. 5.1. Для практики поиска резервов роста производства важное значение имеет классификация их по факторам и условиям интенсификации и повышения эффективности хозяйственной деятельности. В соответствии с такой классификацией предприятия планируют пути поиска и мобилизации резервов, т.е. составляют планы организационно-технических мероприятий по выявлению и использованию ресурсов. Классифицируют резервы по конечным результатам, на которые они воздействуют. Различают следующие резервы: повышения объема продукции, совершенствования структуры и ассортимента изделий; улучшения качества; снижения себестоимости продукции или по элементам затрат, или по статьям затрат, или по центрам ответственности; повышения прибыльности продукции, улучшения финансового состояния организации; увеличения уровня рентабельности. При сводном подсчете резервов важно исключить дублирование и двойной счет, для чего следует строго соблюдать определенные принципы их классификации. Например, резервы увеличения объема и повышения качества продукции, а также резервы снижения себестоимости одновременно являются резервами повышения прибыли и уровня рентабельности хозяйствования. К факторам и резервам роста объема продаж в сфере обращения готовой продукции относятся: • ликвидация сверхнормативных, излишних и ненужных запасов готовой продукции на складе; выявление позиций ассортимента продукции, не нашедших реализации вследствие плохого качества и не пользующихся спросом; • ускорение темпов отгрузки и доставки продукции до получателей, сокращение сроков прохождения платежно-расчетных документов. Резервы увеличения объема продаж рассчитываются по направлениям: • возможного увеличения производства готовой продукции (комплектный резерв по факторам труда); • возможного повышения стоимости продукции за счет ликвидации брака и улучшения ее качества; • изменений в структуре производства и реализации продукции; • уменьшения остатков нереализованной продукции; • совершенствования стратегии ценообразования; • совершенствования маркетинга. Контрольные вопросы
1.Какими показателями характеризуются объем производства и реализации продукции? 2.Какие основные задачи решаются в процессе анализа объема производства продукции? 3.Какие факторы влияют на объем продаж? 4.Какие методы экономического анализа используются в процессе исследования объема производства и продаж? 5.С какой целью анализируется структура ассортимента продукции? 6.Какие методы используются при анализе выполнения плана по ассортименту продукции? 7.С какой целью осуществляется оперативный анализ производства и реализации продукции? 8.Какое влияние оказывает неритмичное производство на финансовые результаты деятельности организации? 9.Какими показателями характеризуется качество продукции? 10. Какие экстенсивные и интенсивные факторы и резервы роста объема производства вы знаете? Литература
1.Анализ выполнения плана производства и его технико-экономического уровня/Под ред. Б.И. Майданчика и Г.В. Кулининой. М.: Изд-воМФИ, 1983. 2.Барнгольц СБ., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2003. 3.Бороненкова С.А. Управленческий анализ. М.: Финансы и статистика, 2002. 4.Калинина А.П. Анализ результатов производственной деятельности предприятий в условиях полного хозрасчета. Л., ЛФЭИ, 1989. 5.Ковалев ВВ., Волкова ОН. Анализ хозяйственной деятельности. М.: Проспект, 2000. 6.Окрепилов В.В. Управление качеством. СПб.: Наука, 2000. 7.Романова Л.Е. Анализ хозяйственной деятельности. М.: Юрайт, 2003. 8.Савицкая Г.В. Анализ хрзяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2002. 9.Савруков И.Т., Егоров A.M., Егорова Л.П. Экономика предприятия: Курс лекций. СПб.: Политехника, 1998.
10.Шеремет АД., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2001. 11.Экономический анализ/Под ред. Л.Т. Гиляровской. М.: ЮНИТИДАНА,2001. 12.Экономический анализ деятельности предприятий и объединений/Под ред. СБ. Барнгольц и Г.М. Тация. М.: Финансы и статистика, 1981. Глава 6
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.118.36 (0.01 с.) |