Анализ ассортимента продукции 

 

 



Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ ассортимента продукции



 

Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей на­селения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту (номенклатуре). Особо важное значение имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, креди­там и т.д.

Номенклатура — перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюз­ном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действу­ющем на территории СНГ.

Ассортимент — перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Он бывает полный, групповой и внутригрупповой.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и дру­гих ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Систему формирова­ния ассортимента составляют:

• определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

• оценка уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

• изучение жизненного цикла изделия, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

• оценка экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Оценка выполнения плана производства по ассортименту про­дукции обычно производится с помощью одноименного коэффици­ента, который рассчитывается путем деления общего фактическо­го выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана производ­ства по ассортименту, на общий ее плановый выпуск (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчиты-вается в выполнение плана по ассортименту). Из данных табл. 5.8 следует, что план по ассортименту продукции выполнен на 93,76% (902: 962 х 100) [7].

Таблица 5.8 Выполнение плана по ассортименту продукции

 

 

Изделие Объем производства продукции в плановых ценах, тыс. руб. Процент выполнения плана Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб.
плановый фактический
А Б В Г     121,5 94,1 78,9 114,6  
Итого     102,4  

 

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним причинам относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по не зависящим от него причинам. Внутренние причины связаны с недо­статками в организации производства, системе управления и мате­риального стимулирования, с плохим состоянием оборудования и его простоями, авариями, нехваткой электроэнергии, низкой культу­рой производства.

 

Анализ качества продукции

 

Под качеством продукции понимается совокупность полезных потребительских свойств продукта труда, обусловливающих его спо­собность удовлетворять определенные потребности человека и об­щества.

Улучшение качества продукции является одним из важных факто­ров роста эффективности производства, способствует повышению конкурентоспособности продукции, увеличению прибыли, формирует устойчивый рынок сбыта.

Качество продукции подтверждается сертификатами соответ­ствия. Сертификация дает возможность установить, что должным образом идентифицированные продукция, процесс, услуга соответ­ствуют конкретному стандарту или другому нормативному доку­менту.

Целями сертификации являются:

• защита потребителя от приобретения продукции, которая опасна для его жизни, здоровья и имущества;

• содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции.

При успешном прохождении сертификации предприятию-произво­дителю выдается сертификат соответствия, а также устанавливается право маркировать изделие и (или) упаковку знаком соответствия. С целью установления того, что сертифицированная продукция продол­жает соответствовать заданным требованиям, производится инспекци­онный контроль.

Показатели, характеризующие качество продукции, подразделяют­ся на обобщающие и индивидуальные (специфические).

К обобщающим показателям относятся:

• удельный вес новых изделий в общем объеме продукции;

• удельный вес продукции, впервые изготовленной в России, в общем объеме продукции;

• удельный вес продукции, сертифицированной в соответствии с международными стандартами качества, в общем ее объеме;

• удельный вес продукции, сертифицированной в соответствии с национальными стандартами, в общем ее объеме.

Индивидуальные показатели характеризуют отдельные свойства продукции. К ним относятся показатели:

• назначения, характеризующие полезный эффект от использования продукции по назначению;

• надежности (безотказность, сохраняемость, долговечность, ремонтопригодность);

• технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений (материалоемкость, трудоемкость, энергоемкость);

• эргономичности, отражающие удобство и комфорт потребления;

• безопасности, оценивающие степень безопасности при эксплуатации;

• эстетичности, отражающие рациональность формы и совершенство исполнения;

• экологичности; и т.д.

При анализе определяются обобщающие показатели качества и изучается их динамика. Повышение качества как отдельных видов продукции, так и рост удельного веса данной продукции в общем объеме реализации ведет к увеличению объема продаж в стоимост­ном выражении. Это объясняется тем, что высокий уровень качества продукции способствует росту спроса на нее и дает возможность повышения цены реализации.

Влияние изменения качества продукции на объем продаж (ВР) и прибыль от продаж (Ппр) рассчитывается следующим образом [8]:

ВР = V1 * (Ц1 - Цо); (5.1)

Ппр==V1* (Ц1 - Цо) – V1 * (С1 - Со), (5.2)

где V1 — объем реализации продукции повышенного качества; Ц) и Цо — цена изделия соответственно после и до изменения качества; С\ и Со — себестоимость единицы продукции соответственно после и до повышения качества.

Если выпущенная продукция оценивается сортностью, то можно рассчитать влияние ее изменения на объем продаж и прибыль от продаж. Расчет производится на основе формул (5.1) и (5.2), с уче­том того, что Ц] и 1До, Ci и Со — средневзвешенные цена и себе­стоимость единицы продукции соответственно при фактической и базовой структуре продукции по сортности.

Дальнейший анализ должен быть направлен на выявление причин выпуска изделий пониженных сортов и мест возникновения дефек­тов.

Косвенными характеристиками качества продукции служат нали­чие рекламаций от потребителей продукции и производственный брак.

При анализе изучают рекламации потребителей по следующим направлениям: видам изделий, характеру дефектов, вызвавших рекла­мации, количеству зарекламированных изделий и их удельному весу в общем объеме реализованной продукции, потерям по принятым рекламациям. Изучение рекламаций производится в динамике, разрабатываются организационно-технические мероприятия, направлен­ные на устранение дефектов.

Производственный брак отражает качество организации и вы­полнения производственного процесса по изготовлению продукции. Брак — это изделия или детали, не соответствующие по своим свой­ствам уровню требований, предусмотренных в ГОСТах, ТУ, и непри­годные для использования по прямому назначению.

По своему характеру брак подразделяется на исправимый и неис­правимый (окончательный). Исправимый брак — это такой брак, когда в результате устранения дефектов изделие может быть доведе­но до уровня, удовлетворяющего требованиям, предъявляемым к год­ной продукции. До этого момента бракованные изделия числятся в составе незавершенного производства. Неисправимым браком счи­тается брак, который исправить невозможно или экономически неце­лесообразно.

Брак различают также по месту выявления и причинам образова­ния. По месту выявления брак бывает внутренний, отслеженный на самом предприятии, и внешний, обнаруженный потребителями. Такое подразделение брака дает возможность правильно оценить работу отдела технического контроля (ОТК) предприятия, а также соответ­ствующих структурных подразделений.

Причины брака классифицируются с учетом отраслевых особен­ностей технологии и организации производства. Наиболее общими причинами для любых отраслей промышленности являются следу­ющие: низкий уровень квалификации рабочих, использование неисп­равного оборудования, инструментов и приспособлений; ошибки в технической документации; нарушение технологии производства, ис­пользование недоброкачественных материалов; недостаточность и не­исправность контрольно-измерительных приборов.

При оформлении первичной документации о браке пользуются классификаторами, содержащими шифр видов брака, его причин и виновников. Результаты проверки качества отмечаются в сопроводи­тельном документе (рабочем наряде или сменном задании), который предъявляется на контроль вместе с готовой продукцией. Неисправи­мый брак оформляется актом о браке, в котором указываются наи­менование изделия, а также операции, на которых образовался брак, характеристика брака с указанием шифра его вида, причины брака и виновников, суммы потерь, подлежащей взысканию с виновников.

Общий объем производственного брака определяется себестоимо­стью окончательно забракованных изделий и расходами на его ис­правление.

При выявленной отрицательной тенденции в затратах на производ­ственный брак требуется тщательный анализ брака в разрезе отдельных производств, причин и виновников брака, что осуществляется по данным оперативной отчетности. Необходимо подсчитать влияние производствен­ного брака на объем производства продукции. Обычно на практике это делается по упрощенной схеме: подсчитывается абсолютный размер брака путем сложения себестоимости окончательного брака и рас­ходов на его исправление, находится удельный вес (или процент) полученной суммы в производственной себестоимости товарной про­дукции, затем на полученный процент умножается объем товарной продукции и таким образом определяется размер недополученной продукции.

Повышение требований рынка к потребляемой продукции, а также усложнение процессов, происходящих в производстве, заставляют пред­приятие изменять подход к проблеме качества. В настоящее время недостаточно контролировать качество конечного продукта и отдель­ных составляющих производственного процесса. Необходимым ус­ловием выживания в конкурентной борьбе стало создание системы качества, охватывающей все стадии производства, которые оказывают влияние на качество готового изделия — от заключения контракта с поставщиками материалов до сбыта готовой продукции.

Система качества — это совокупность организационной струк­туры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управ­ления качеством продукции. Действие данной системы распростра­няется на все этапы жизненного цикла продукции, образуя «петлю качества». «Петля качества» [6] — это модель взаимозависимых ви­дов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения. Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности пред­приятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии «пет­ли качества»:

• маркетинг, поиск и изучение рынка;

• проектирование и (или) разработку технических требований к продукции;

• материально-техническое снабжение;

• подготовку и разработку производственных процессов;

• производство;

• контроль и испытания;

• упаковку и хранение;

• реализацию и распространение продукции;

• монтаж и эксплуатацию;

• техническую помощь в обслуживании;

• утилизацию после использования изделия.

Система качества должна обеспечивать управление им на всех стадиях «петли качества», участие всех работников в достижении качества конечной продукции, взаимосвязь деятельности по повыше­нию качества и снижению затрат, обязательность выявления дефек­тов и устранения вызвавших их причин.

5.8. Факторы и резервы роста производства и реализации продукции

Основными факторами, влияющими на производство и реализацию продукции, являются факторы, которые определяют экстенсивное и интенсивное развитие производства, а также внепроизводственные фак­торы. Классификация факторов представлена на рис. 5.1.

Для практики поиска резервов роста производства важное значе­ние имеет классификация их по факторам и условиям интенсифика­ции и повышения эффективности хозяйственной деятельности. В со­ответствии с такой классификацией предприятия планируют пути поиска и мобилизации резервов, т.е. составляют планы организаци­онно-технических мероприятий по выявлению и использованию ре­сурсов.

Классифицируют резервы по конечным результатам, на которые они воздействуют. Различают следующие резервы: повышения объема продукции, совершенствования структуры и ассортимента изделий; улучшения качества; снижения себестоимости продукции или по эле­ментам затрат, или по статьям затрат, или по центрам ответственно­сти; повышения прибыльности продукции, улучшения финансового состояния организации; увеличения уровня рентабельности. При свод­ном подсчете резервов важно исключить дублирование и двойной счет, для чего следует строго соблюдать определенные принципы их классификации. Например, резервы увеличения объема и повышения качества продукции, а также резервы снижения себестоимости одно­временно являются резервами повышения прибыли и уровня рента­бельности хозяйствования.

К факторам и резервам роста объема продаж в сфере обращения готовой продукции относятся:

• ликвидация сверхнормативных, излишних и ненужных запасов готовой продукции на складе; выявление позиций ассортимента продукции, не нашедших реализации вследствие плохого качества и не пользующихся спросом;

• ускорение темпов отгрузки и доставки продукции до получателей, сокращение сроков прохождения платежно-расчетных документов.

Резервы увеличения объема продаж рассчитываются по направле­ниям:

• возможного увеличения производства готовой продукции (комплектный резерв по факторам труда);

• возможного повышения стоимости продукции за счет ликвидации брака и улучшения ее качества;

• изменений в структуре производства и реализации продукции;

• уменьшения остатков нереализованной продукции;

• совершенствования стратегии ценообразования;

• совершенствования маркетинга.


Контрольные вопросы

 

1.Какими показателями характеризуются объем производства и реализации продукции?

2.Какие основные задачи решаются в процессе анализа объема производства продукции?

3.Какие факторы влияют на объем продаж?

4.Какие методы экономического анализа используются в процессе исследования объема производства и продаж?

5.С какой целью анализируется структура ассортимента продукции?

6.Какие методы используются при анализе выполнения плана по ассортименту продукции?

7.С какой целью осуществляется оперативный анализ производства и реализации продукции?

8.Какое влияние оказывает неритмичное производство на финансовые результаты деятельности организации?

9.Какими показателями характеризуется качество продукции?

10. Какие экстенсивные и интенсивные факторы и резервы роста объема производства вы знаете?


Литература

 

1.Анализ выполнения плана производства и его технико-экономического уровня/Под ред. Б.И. Майданчика и Г.В. Кулининой. М.: Изд-воМФИ, 1983.

2.Барнгольц СБ., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2003.

3.Бороненкова С.А. Управленческий анализ. М.: Финансы и статистика, 2002.

4.Калинина А.П. Анализ результатов производственной деятельности предприятий в условиях полного хозрасчета. Л., ЛФЭИ, 1989.

5.Ковалев ВВ., Волкова ОН. Анализ хозяйственной деятельности. М.: Проспект, 2000.

6.Окрепилов В.В. Управление качеством. СПб.: Наука, 2000.

7.Романова Л.Е. Анализ хозяйственной деятельности. М.: Юрайт, 2003.

8.Савицкая Г.В. Анализ хрзяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2002.

9.Савруков И.Т., Егоров A.M., Егорова Л.П. Экономика предприятия: Курс лекций. СПб.: Политехника, 1998.

 

10.Шеремет АД., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2001.

11.Экономический анализ/Под ред. Л.Т. Гиляровской. М.: ЮНИТИДАНА,2001.

12.Экономический анализ деятельности предприятий и объединений/Под ред. СБ. Барнгольц и Г.М. Тация. М.: Финансы и статистика, 1981.


Глава 6



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.147 с.)