Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Задачи анализа и источники информацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Анализ деятельности предприятий (организаций) начинается с изучения объемов производства и продаж продукции (работ, услуг), так как производство и реализация являются важнейшими аспектами их функционирования. От объема, ассортимента, качества выпущенной и реализованной продукции зависят издержки, прибыль, рентабельность, конкурентоспособность и рыночная активность организации. Цели управления производством и реализацией продукции связаны с решением таких основных вопросов, как: • выбор продукции (работ и услуг), которую предприятие может роизводить; • определение видов продукции, наиболее перспективных для предприятия, организация продвижения товара на рынке и рекламы; • формирование портфеля заказов и обоснование планов по объему производства; • поиск рынков сбыта и способов распространения продукции; • оценка безубыточности объема продаж; • принятие решения о мерах повышения качества и конкурентоспособности продукции; • выбор ценовой политики предприятия. Анализ призван обеспечить решение этих вопросов на основе обработанной и систематизированной информации. Цели анализа могут быть следующими: 1)оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности для подведения итогов работы и обоснованного ее стимулирования; 2)анализ производства и реализации продукции с целью оперативного воздействия на ход производственного процесса; 3)анализ выполнения производственной программы для прогнозирования возможных результатов. Данные анализа могут быть использованы для принятия конкретных управленческих решений: • при формировании портфеля заказов; • построении уточненного плана производства и увязке его с производственными мощностями; • разработке сметы затрат на производство; • формировании плана поставок материально-технических ресурсов и ввода в действие основных фондов и. производственных мощностей; • оценке потребности в трудовых ресурсах. Основными задачами анализа являются: • оценка выполнения плана и динамики показателей производства и реализации продукции, изменений в ее составе и качестве; • выявление и определение влияния факторов на изменение показателей; • определение внутрихозяйственных резервов увеличения производства и реализации продукции; • разработка мероприятий по мобилизации выявленных резервов. Источниками информации для анализа являются: • бизнес-план организации, оперативные планы производства и отгрузки продукции; • отчетность по форме № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», форме № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Главный блок фактической информации — это данные бухгалтерского учета. Они включают документы и регистры учета продукции: приемо-сдаточные накладные, ведомости выпуска продукции за месяц, карточки складского учета, накладные на отгрузку продукции, счета-фактуры и т.д. Важными исходными документами для анализа являются хозяйственные договоры с покупателями продукции (работ, услуг). Они содержат информацию о номенклатуре, объеме, качестве, комплектности, упаковке, цене, сумме договора, порядке и сроках отгрузки, порядке расчетов и доставки, сроках договора, санкциях за нарушение условий. На основании договоров предприятия формируют портфель заказов по объему и номенклатуре продукции и, исходя из своих производственных возможностей, планируют объемы производства продукции, составляют графики сдачи ее на склад и отгрузки покупателям. Детальный план с расшифровкой объемов и сроков выпуска продукции называется производственной программой. 5.2t Показатели объемов производства и продаж, их формирование и взаимосвязь Для характеристики объемов производства и продаж применяют следующие показатели: валовая продукция, товарная продукция и реализованная продукция (объем продаж). Валовая продукция (ВП) характеризует общий объем промышленного производства предприятия за определенный период. Товарная продукция (ТП) характеризует объем продукции, подготовленный предприятием для передачи в народнохозяйственный оборот. Она отличается от валовой продукции тем, что в нее не включаются изменения остатков незавершенного производства, полуфабрикатов и инструментов собственного производства, а также внутрихозяйственный оборот. Реализованная продукция (РП) характеризует объем продукции, отгруженной покупателям, выручка по которой признана в бухгалтерском учете1. Все перечисленные показатели взаимосвязаны следующим образом: ВП = ТП + (НЗПН п - НЗПКП), где НЗПН п, НЗПК п — остатки незавершенного производства, полуфабрикатов и инструментов собственного производства соответственно на начало и конец периода; РП = ТП + (ОГПН п - ОГПКП), где ОГПН п, ОГПК п — остатки готовой продукции на складах соответственно на начало и конец периода. Для измерения объемов производства и продаж в экономическом анализе используются различные показатели: 1) стоимостные: а) полностоимостные (оптовые цены предприятий); б) элементностоимостные (нормативная заработная плата, нормативная стоимость отработки, нормативная чистая продукция, чистая продукция); 2)натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.); 3)условно-натуральные (тонны условного топлива, тонно-километры и т.д.); 4)трудовые (нормо-часы затрат труда). 5.3. Анализ объема производства продукции. Влияние структурных сдвигов на объем продукции Анализ объема производства продукции начинается, как правило, с изучения степени выполнения плана и оценки динамики за анализируемый период показателей валовой и товарной продукции в стоимостном выражении [5,8]. При этом определяются абсолютные изменения показателей, темпы их роста и прироста, проценты выполнения плана за период. Планирование и учет валовой, товарной и реализованной продукции осуществляются в оптовых ценах, принятых в плане, и действующих оптовых ценах предприятий. В составе этих показателей учитываются не только затраты живого труда, затраченного на конкретном предприятии, но и затраты овеществленного труда в виде стоимости потребленных материалов, покупаемых полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, энергии, части стой-мости амортизируемых нематериальных активов и основных фондов. Оптовые цены предприятий включают не только себестоимость, но и прибыль. Соотношения затрат живого и овеществленного труда, а также доля прибыли в оптовой цене различных видов продукции не одинаковы. Виды продукции различаются по материалоемкости, трудоемкости, рентабельности. Изменение структуры продукции в отчетном периоде вызывает изменения в стоимостных показателях ВП, ТП и РП, не соответствующие изменению физического объема продукции, а также трудозатратам работников организации. В связи с этим наряду с перечисленными для оценки объема производства продукции используются и другие показатели: нормативная трудоемкость (НТЕ), нормативная заработная плата (НЗП), нормативная стоимость обработки (НСО), нормативная чистая продукция (НЧП), чистая продукция (ЧП). Показатель нормативной трудоемкости (НТЕ) характеризует количество живого труда, необходимое для изготовления продукции. Если число единиц каждого вида продукции обозначить </,, а нормативную трудоемкость единицы — tL, то сумма их произведений Xflu представит общую нормативную трудоемкость продукции за данный период. Таким образом, исчисленный показатель выражает объем затраченного труда рабочими. Затраты нормированного времени на плановый и фактический выпуск продукции рассчитываются планово-производственным отделом и имеются в расчетах текущих планов и ведомостях выпуска продукции. Недостатком этого показателя является то, что он охватывает затраты труда только основных рабочих и не учитывает затраты труда других категорий работников. Кроме того, он не отражает качественные различия труда разной сложности. Показатель нормативной заработной платы (НЗП) соизмеряет различные виды продукции и производственные операции по нормативной заработной плате, которая отражает не только количество, но и качество, а также сложность применяемого труда. Расход нормативной заработной платы производственных рабочих на выпуск продукции (НЗП) определяется по формуле где qi — количество единиц выпущенной продукции i-го вида; 3,- — норматив заработной платы производственных рабочих на г'-е изделие. Недостаток показателя нормативной заработной платы состоит в том, что нормируется только расход зарплаты производственных рабочих, определяемый технологической трудоемкостью изделий. Затраты труда всех других категорий работников не включаются в этот норматив из-за сложности их учета по изделиям. Следовательно, с помощью нормативной заработной платы нельзя полностью охарактеризовать объем производства. Стоимостные показатели объема производства могут либо отражать величину прибыли, либо ее не включать. Показатель нормативной стоимости обработки (НСО) состоит из нормативных затрат на заработную плату, общепроизводственных и управленческих расходов. Применение данного показателя требует предварительной разработки нормативов для каждого изделия, а также систематического их пересмотра. Данное обстоятельство препятствует широкому применению НСО в промышленности. Этот показатель наиболее часто используется на предприятиях швейной, полиграфической, плодоовощной, обувной, шерстяной и некоторых других отраслей. Рассмотрим на примере влияние изменений в структуре выпуска продукции на ее объем в стоимостном измерении. Данные, приведенные в табл. 5.1, свидетельствуют, что план по всем показателям перевыполнен. Однако в процентном выполнении плана наблюдаются расхождения. Таблица 5.1 Показатели выполнения годового плана по объему продукции [4]
Степень выполнения плана по объемам товарной (103,87%) и реализованной (103%) продукции различна, это объясняется несовпадением физических объемов выпущенной и реализованной продукции и проявляется в изменении остатков нереализованного товара. Предусмотренный планом объем реализованной продукции выше плана по выпуску товарной продукции, следовательно, планом предусматривалось снижение остатков нереализованной продукции на конец периода по сравнению с его началом. Фактически этого не произошло. Выполнение плана по объему реализованной продукции отстает от плана выпуска на 0,87%, следовательно, имел место прирост остатков нереализованной продукции, и предприятие не полностью использовало возможности роста объема реализации. План по объему товарной продукции в плановых оптовых ценах выполнен на 103,87%, а по объему нормативной чистой продукции — на 108%. Такое расхождение в процентах объясняется изменением по сравнению с планом структуры ассортимента выпущенной продукции в сторону повышения удельного веса изделий с более низким уровнем материальных затрат в оптовой цене, чем в среднем по всей продукции. Об этом же свидетельствует процент выполнения плана по такому показателю, как материальные затраты по стабильным нормативам (100,92%). При этих условиях вновь созданная коллективом предприятия стоимость увеличилась в большей степени, чем итоговый результат в оптовых ценах. Повышение удельного веса изделий с низким уровнем материальных затрат в оптовой цене может быть вызвано двумя причинами: 1)ростом удельного веса более трудоемких изделий; 2)увеличением удельного веса изделий с более высоким процентом рентабельности, чем в среднем по всей продукции. Показатель нормативной заработной платы отражает объем продукции по нормативной трудоемкости ее производства, он дает более точную характеристику трудовых затрат коллектива, чем НЧП, которая включает прибыль. Необходимо сравнить процент выполнения плана по объему НЧП и показателю НЗП. Разница в процентах выполнения плана по этим показателям обусловливается изменением по сравнению с планом удельного веса отдельных видов продукции с различным уровнем рентабельности. Так, данные табл. 5.1 показывают, что план по объему НЧП выполнен на 108%, а по НЗП — на 107,11 %. Такое расхождение в процентах объясняется увеличением по сравнению с планом удельного веса изделий, уровень рентабельности которых выше среднего уровня в целом по продукции. Об этом же свидетельствует и процент выполнения плана по такому показателю, как нормативная прибыль (110,08%). Рассмотренная взаимосвязь между различными показателями, отражающими результат производства, позволяет определить направление изменения структуры продукции и его влияния на объемы ТП и НЧП. Методика анализа показана в табл. 5.2 [12]. Таблица 5.2 Анализ влияния изменения структуры продукции на объем товарной продукции
Для расчета влияния факторов (в тыс. руб.) умножаем процентные разницы на объем ТП в оптовых ценах по плану (50 700 тыс. руб.) и делим на 100%. Анализ влияния структурных изменений позволил выявить основные факторы, обусловившие степень выполнения плана по выпуску ТП. В данном случае за счет сверхплановых трудовых усилий коллектива получен сверхплановый объем ТП в сумме 3605 тыс. руб. Этому же способствовали структурные изменения в составе продукции в сторону повышения удельного веса более рентабельных ее видов. В результате объем ТП увеличился на 451 тыс. руб. Вместе с тем имели место структурные сдвиги в сторону повышения удельного веса не-материалоемких изделий, поэтому выпуск товарной продукции снизился на 2094 тыс. руб. Структурные сдвиги в составе продукции могут происходить как по не зависящим, так и по зависящим от деятельности организации причинам.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.6 (0.011 с.) |