Задачи анализа и источники информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи анализа и источники информации



 

Анализ деятельности предприятий (организаций) начинается с изучения объемов производства и продаж продукции (работ, услуг), так как производство и реализация являются важнейшими аспектами их функционирования. От объема, ассортимента, качества выпущен­ной и реализованной продукции зависят издержки, прибыль, рента­бельность, конкурентоспособность и рыночная активность организа­ции.

Цели управления производством и реализацией продукции связа­ны с решением таких основных вопросов, как:

• выбор продукции (работ и услуг), которую предприятие может роизводить;

• определение видов продукции, наиболее перспективных для предприятия, организация продвижения товара на рынке и рекламы;

• формирование портфеля заказов и обоснование планов по объему производства;

• поиск рынков сбыта и способов распространения продукции;

• оценка безубыточности объема продаж;

• принятие решения о мерах повышения качества и конкурентоспособности продукции;

• выбор ценовой политики предприятия.

Анализ призван обеспечить решение этих вопросов на основе обработанной и систематизированной информации. Цели анализа могут быть следующими:

1)оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности для подведения итогов работы и обоснованного ее стимулирования;

2)анализ производства и реализации продукции с целью оперативного воздействия на ход производственного процесса;

3)анализ выполнения производственной программы для прогнозирования возможных результатов.

Данные анализа могут быть использованы для принятия конкрет­ных управленческих решений:

• при формировании портфеля заказов;

• построении уточненного плана производства и увязке его с производственными мощностями;

• разработке сметы затрат на производство;

• формировании плана поставок материально-технических ресурсов и ввода в действие основных фондов и. производственных мощностей;

• оценке потребности в трудовых ресурсах. Основными задачами анализа являются:

• оценка выполнения плана и динамики показателей производства и реализации продукции, изменений в ее составе и качестве;

• выявление и определение влияния факторов на изменение показателей;

• определение внутрихозяйственных резервов увеличения производства и реализации продукции;

• разработка мероприятий по мобилизации выявленных резервов.

Источниками информации для анализа являются:

• бизнес-план организации, оперативные планы производства и отгрузки продукции;

• отчетность по форме № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», форме № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Главный блок фактической информации — это данные бухгалтер­ского учета. Они включают документы и регистры учета продукции: приемо-сдаточные накладные, ведомости выпуска продукции за месяц, карточки складского учета, накладные на отгрузку продукции, счета-фактуры и т.д.

Важными исходными документами для анализа являются хозяй­ственные договоры с покупателями продукции (работ, услуг). Они содержат информацию о номенклатуре, объеме, качестве, комплектно­сти, упаковке, цене, сумме договора, порядке и сроках отгрузки, порядке расчетов и доставки, сроках договора, санкциях за нарушение ус­ловий.

На основании договоров предприятия формируют портфель за­казов по объему и номенклатуре продукции и, исходя из своих производственных возможностей, планируют объемы производства продукции, составляют графики сдачи ее на склад и отгрузки поку­пателям.

Детальный план с расшифровкой объемов и сроков выпуска про­дукции называется производственной программой.

5.2t Показатели объемов производства и продаж, их формирование и взаимосвязь

Для характеристики объемов производства и продаж применяют следующие показатели: валовая продукция, товарная продукция и ре­ализованная продукция (объем продаж).

Валовая продукция (ВП) характеризует общий объем промыш­ленного производства предприятия за определенный период.

Товарная продукция (ТП) характеризует объем продукции, под­готовленный предприятием для передачи в народнохозяйственный оборот. Она отличается от валовой продукции тем, что в нее не включаются изменения остатков незавершенного производства, полу­фабрикатов и инструментов собственного производства, а также внут­рихозяйственный оборот.

Реализованная продукция (РП) характеризует объем продукции, отгруженной покупателям, выручка по которой признана в бухгал­терском учете1.

Все перечисленные показатели взаимосвязаны следующим обра­зом:

ВП = ТП + (НЗПН п - НЗПКП),

где НЗПН п, НЗПК п — остатки незавершенного производства, полу­фабрикатов и инструментов собственного производства соответствен­но на начало и конец периода;

РП = ТП + (ОГПН п - ОГПКП),

где ОГПН п, ОГПК п — остатки готовой продукции на складах соответ­ственно на начало и конец периода.

Для измерения объемов производства и продаж в экономическом анализе используются различные показатели:

1) стоимостные:

а) полностоимостные (оптовые цены предприятий);

б) элементностоимостные (нормативная заработная плата, нормативная стоимость отработки, нормативная чистая продукция, чистая продукция);

2)натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.);

3)условно-натуральные (тонны условного топлива, тонно-километры и т.д.);

4)трудовые (нормо-часы затрат труда).

5.3. Анализ объема производства продукции.

Влияние структурных сдвигов на объем

продукции

Анализ объема производства продукции начинается, как правило, с изучения степени выполнения плана и оценки динамики за анализиру­емый период показателей валовой и товарной продукции в стоимост­ном выражении [5,8]. При этом определяются абсолютные изменения показателей, темпы их роста и прироста, проценты выполнения плана за период.

Планирование и учет валовой, товарной и реализованной продук­ции осуществляются в оптовых ценах, принятых в плане, и действу­ющих оптовых ценах предприятий. В составе этих показателей учи­тываются не только затраты живого труда, затраченного на конкрет­ном предприятии, но и затраты овеществленного труда в виде стоимости потребленных материалов, покупаемых полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, энергии, части стой-мости аморти­зируемых нематериальных активов и основных фондов.

Оптовые цены предприятий включают не только себестоимость, но и прибыль. Соотношения затрат живого и овеществленного тру­да, а также доля прибыли в оптовой цене различных видов продук­ции не одинаковы. Виды продукции различаются по материалоем­кости, трудоемкости, рентабельности. Изменение структуры про­дукции в отчетном периоде вызывает изменения в стоимостных показателях ВП, ТП и РП, не соответствующие изменению физического объема продукции, а также трудозатратам работников организации.

В связи с этим наряду с перечисленными для оценки объема про­изводства продукции используются и другие показатели: нормативная трудоемкость (НТЕ), нормативная заработная плата (НЗП), норматив­ная стоимость обработки (НСО), нормативная чистая продукция (НЧП), чистая продукция (ЧП).

Показатель нормативной трудоемкости (НТЕ) характеризует количество живого труда, необходимое для изготовления продукции. Если число единиц каждого вида продукции обозначить </,, а норматив­ную трудоемкость единицы — tL, то сумма их произведений Xflu пред­ставит общую нормативную трудоемкость продукции за данный период. Таким образом, исчисленный показатель выражает объем затрачен­ного труда рабочими. Затраты нормированного времени на плановый и фактический выпуск продукции рассчитываются планово-производ­ственным отделом и имеются в расчетах текущих планов и ведомо­стях выпуска продукции.

Недостатком этого показателя является то, что он охватывает за­траты труда только основных рабочих и не учитывает затраты труда других категорий работников. Кроме того, он не отражает качествен­ные различия труда разной сложности.

Показатель нормативной заработной платы (НЗП) соизмеряет различные виды продукции и производственные операции по норматив­ной заработной плате, которая отражает не только количество, но и качество, а также сложность применяемого труда. Расход нормативной заработной платы производственных рабочих на выпуск продукции (НЗП) определяется по формуле

где qi — количество единиц выпущенной продукции i-го вида; 3,- — норматив заработной платы производственных рабочих на г'-е изде­лие.

Недостаток показателя нормативной заработной платы состоит в том, что нормируется только расход зарплаты производственных рабо­чих, определяемый технологической трудоемкостью изделий. Затраты труда всех других категорий работников не включаются в этот норма­тив из-за сложности их учета по изделиям. Следовательно, с помощью нормативной заработной платы нельзя полностью охарактеризовать объем производства.

Стоимостные показатели объема производства могут либо отра­жать величину прибыли, либо ее не включать.

Показатель нормативной стоимости обработки (НСО) состо­ит из нормативных затрат на заработную плату, общепроизводствен­ных и управленческих расходов. Применение данного показателя тре­бует предварительной разработки нормативов для каждого изделия, а также систематического их пересмотра. Данное обстоятельство пре­пятствует широкому применению НСО в промышленности. Этот по­казатель наиболее часто используется на предприятиях швейной, по­лиграфической, плодоовощной, обувной, шерстяной и некоторых дру­гих отраслей.

Рассмотрим на примере влияние изменений в структуре выпуска продукции на ее объем в стоимостном измерении.

Данные, приведенные в табл. 5.1, свидетельствуют, что план по всем показателям перевыполнен. Однако в процентном выполнении плана наблюдаются расхождения.

Таблица 5.1

Показатели выполнения годового плана по объему продукции [4]

 

Показатели План Отчет Откло­нение от плана Процент выпол­нения плана
А Б        
Реализация продукции в оптовых ценах предприятия, принятых в плане, тыс. руб.   51 000 52 530 +1530 103,0
Товарная продукция в оптовых ценах предприятия, принятых в плане, тыс. руб.   50 700 52 660 +1960 103,87
Нормативная чистая продукция (в стабильных нормативах), тыс. руб.   21 500 23 220 +1720 108,0
Материальные затраты (включая амортизацию) по стабильным нормативам в составе товарной продукции, тыс руб.   29 250 29 520 +270 100,92
Нормативная заработная плата (с отчислениями по единому социальному налогу), тыс. руб.   15 050 16 120 +1070 107,11
Нормативная прибыль, тыс. руб.       +650 110,08

 

Степень выполнения плана по объемам товарной (103,87%) и реа­лизованной (103%) продукции различна, это объясняется несовпадени­ем физических объемов выпущенной и реализованной продукции и проявляется в изменении остатков нереализованного товара.

Предусмотренный планом объем реализованной продукции выше плана по выпуску товарной продукции, следовательно, планом преду­сматривалось снижение остатков нереализованной продукции на ко­нец периода по сравнению с его началом. Фактически этого не про­изошло. Выполнение плана по объему реализованной продукции от­стает от плана выпуска на 0,87%, следовательно, имел место прирост остатков нереализованной продукции, и предприятие не полностью использовало возможности роста объема реализации.

План по объему товарной продукции в плановых оптовых ценах выполнен на 103,87%, а по объему нормативной чистой продукции — на 108%. Такое расхождение в процентах объясняется изменением по сравнению с планом структуры ассортимента выпущенной про­дукции в сторону повышения удельного веса изделий с более низким уровнем материальных затрат в оптовой цене, чем в среднем по всей продукции. Об этом же свидетельствует процент выполнения плана по такому показателю, как материальные затраты по стабиль­ным нормативам (100,92%).

При этих условиях вновь созданная коллективом предприятия стоимость увеличилась в большей степени, чем итоговый результат в оптовых ценах.

Повышение удельного веса изделий с низким уровнем матери­альных затрат в оптовой цене может быть вызвано двумя причина­ми:

1)ростом удельного веса более трудоемких изделий;

2)увеличением удельного веса изделий с более высоким процентом рентабельности, чем в среднем по всей продукции.

Показатель нормативной заработной платы отражает объем про­дукции по нормативной трудоемкости ее производства, он дает более точную характеристику трудовых затрат коллектива, чем НЧП, кото­рая включает прибыль.

Необходимо сравнить процент выполнения плана по объему НЧП и показателю НЗП. Разница в процентах выполнения плана по этим показателям обусловливается изменением по сравнению с планом удельного веса отдельных видов продукции с различным уровнем рентабельности. Так, данные табл. 5.1 показывают, что план по объе­му НЧП выполнен на 108%, а по НЗП — на 107,11 %. Такое расхож­дение в процентах объясняется увеличением по сравнению с планом удельного веса изделий, уровень рентабельности которых выше среднего уровня в целом по продукции. Об этом же свидетельствует и процент выполнения плана по такому показателю, как нормативная прибыль (110,08%).

Рассмотренная взаимосвязь между различными показателями, от­ражающими результат производства, позволяет определить направле­ние изменения структуры продукции и его влияния на объемы ТП и НЧП. Методика анализа показана в табл. 5.2 [12].

Таблица 5.2

Анализ влияния изменения структуры продукции на объем товарной продукции

 

    Про-      
    цент Процент-   Расчет влияния
Показа- выпол- ные раз- Фактор факторов на объем
тели стр. нения ницы   ТП в плановых ценах
    плана      
НЗП,   107,11 107,11 - Изменение 50700 тыс. руб. х7,11% _
тыс. руб.     - 100 = трудового 100%
      = +7,11 вклада кол-  
        лектива = +3605 тыс. руб.
        (изменение  
        физическо-  
        го объема  
        продукции)  
НЧП в со-   108,0 108 - Изменение 50700 тыс. руб. х 0,89% _
постави-     -107,11 = структуры 100%
мой оцен-     = +0,89 продукции  
ке, тыс.       во взаимо- = +451 тыс. руб.
руб.       связи с  
        уровнем  
        рентабель-  
        ности от-  
        дельных ее  
        видов  
ТП в оп-   103,87 103,87 - Изменение 50700 тыс. руб. х (-4,13%)
товых це-     - 108 = структуры 100%
нах, при-     = -4,13 продукции  
нятых       с точки зре- = -2094 тыс. руб.
в плане,       ния материа-  
тыс. руб.       лоемкости  
        отдельных  
        ее видов  
Итого   X + 3,87 X 52 660 тыс. руб. - 50 700
          тыс. руб. =+1960 тыс. руб.

 

Для расчета влияния факторов (в тыс. руб.) умножаем процентные разницы на объем ТП в оптовых ценах по плану (50 700 тыс. руб.) и делим на 100%.

Анализ влияния структурных изменений позволил выявить основные факторы, обусловившие степень выполнения плана по выпуску ТП. В данном случае за счет сверхплановых трудовых усилий коллектива по­лучен сверхплановый объем ТП в сумме 3605 тыс. руб. Этому же способствовали структурные изменения в составе продукции в сто­рону повышения удельного веса более рентабельных ее видов. В ре­зультате объем ТП увеличился на 451 тыс. руб. Вместе с тем имели место структурные сдвиги в сторону повышения удельного веса не-материалоемких изделий, поэтому выпуск товарной продукции сни­зился на 2094 тыс. руб.

Структурные сдвиги в составе продукции могут происходить как по не зависящим, так и по зависящим от деятельности организации причинам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.13 с.)