Система формирования экономических показателей как база комплексного анализа



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система формирования экономических показателей как база комплексного анализа



Производственные и хозяйственные процессы (снабжение, произ­водство, сбыт), которые в совокупности составляют производственно-хозяйственную деятельность коммерческой организации, должны иметь конкретное числовое выражение. Количественная и качественная характеристики этих процессов даются с помощью системы анали­тических показателей.

Аналитические показатели отражают объем, уровень и экономичес­кую эффективность производственных, финансовых и хозяйственных процессов деятельности организации как в целом, так и по отдельным направлениям.

Аналитические показатели могут быть получены непосредствен­но из плановых, учетных, отчетных источников информации, а также в результате их сочетания, преобразования и обработки.

Необходимо различать содержание показателей и их числовое зна­чение.

В содержании показателей выражается экономическая сущность изучаемых процессов, а в числовом значении — их конкретное изме­рение. Например, содержанием показателя «выручка от продаж» яв­ляется объем продукции, отгруженной покупателям (либо объем выполненных и сданных заказчикам работ, либо объем оказанных услуг), а числовыми значениями — сумма этой выручки, данные о ее динамике, проценты выполнения плана и т.д.

Аналитические показатели классифицируются следующим образом:

1) по содержанию;

2) способу выражения;

3) широте использования;

4) характеру применения.

1. По содержанию показатели делятся на две группы.

1.1.Количественные показатели. Они характеризуют размер, величину хозяйственных процессов и изменения, происходящие в них. К таким показателям относятся, например, выручка от продаж, численность работников, количество машин, станков и т.д.

1.2.Качественные показатели. Они отражают существенные особенности хозяйственных процессов, их экономическую эффективность и целесообразность. К ним относятся, например, себестоимость продукции, производительность труда, рентабельность.

Качественные и количественные показатели не изучаются отдель­но, так как они взаимосвязаны и взаимозависимы. Так, объем продук­ции (количественный показатель) может быть представлен как про­изведение среднесписочной численности рабочих (количественный показатель) и средней выработки одного рабочего (качественный показатель). Можно привести и другой пример: увеличение объема выпуска продукции (количественный показатель) при прочих равных условиях ведет к снижению себестоимости (качественный показа­тель) за счет уменьшения доли условно-постоянных расходов на еди­ницу продукции.

2. По способу выражения показатели можно разделить на две группы.

2.1. Абсолютные (объемные) показатели. Они отражают опреде­ленную совокупность производственных, финансовых и хозяйствен­ных процессов, характеризующую одновременно их объем, структуру и качественные особенности.

В зависимости от применяемых измерителей абсолютные показа­тели могут быть натуральными, трудовыми, стоимостными (денежны­ми). Так, объем выпуска продукции может быть измерен в натураль­ных (тонны, кубометры, килограммы, метры, штуки), трудовых (нормо-часы), денежных единицах.

В зависимости от порядка исчисления абсолютные показатели могут быть интервальными, моментными, среднехронологическими.

Интервальные показатели характеризуют величину процесса или его результат за определенный отрезок времени — день, месяц, квар­тал, год, например выручка от продаж за сентябрь отчетного года.

Моментные показатели отражают величину хозяйственных ресур­сов на определенную дату, например остаток по счету 10 «Материа­лы» на балансовую дату.

Среднехронологические показатели отражают средний размер ресур­сов за определенный период времени, например среднесписочная числен­ность персонала за год, среднегодовая стоимость основных фондов.

2.2. Относительные показатели. Они получаются как частное от деления двух взаимосвязанных абсолютных показателей и предназна­чены для характеристики структуры изучаемых явлений, их эффек­тивности и интенсивности изменения во времени.

В зависимости от характера вводимых в расчет абсолютных пока­зателей относительные показатели могут быть коэффициентами, удель­ными и структурными показателями.

Коэффициенты определяются как частное от деления двух абсо­лютных показателей одинакового измерения, например:

Коэффициент фондоотдачи

выручка (нетто) от продаж за период, тыс. руб.

средняя стоимость основных производственных фондов за период, тыс. руб.

 

материальные затраты за период, тыс. руб.

коэффициент материалоемкости

х 100.

(материальные = затраты в копейках

выручка (нетто) от продаж за период, тыс. руб.

на один рубль выручки от продаж), %

Удельные показатели определяются как частное от деления двух абсолютных показателей различного измерения, например:

 

средняя выработка на единицу среднесписочной численности персонала

выручка (нетто) от продаж за период, тыс. руб.

среднесписочная численность персонала за период, человек

 

Структурные показатели определяются как частное от деления структурного компонента на всю совокупность, например:

удельный вес оборотных активов в общей стоимости активов организации, %

стоимость оборотных активов на балансовую

дату (стр. 290 Бухгалтерского баланса),

тыс. руб.

. X 100

стоимость всех активов организации

на балансовую дату (стр. 300 Бухгалтерского баланса), тыс. руб.

3. По широте использования показатели подразделяются следующим образом.

3.1.Показатели, применяемые при анализе деятельности организаций всех отраслей национальной экономики. К ним относятся выручка от продаж, средняя выработка на единицу персонала, фонд заработной платы, бухгалтерская и чистая прибыль, рентабельность собственного капитала и др.

3.2.Показатели, являющиеся специфическими для отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, торговли и т.д. Так, сортность, надежность продукции характерны для промышленности, влажность зерна, жирность молока — для сельского хозяйства и т.д.

4. По характеру использования показатели подразделяются следу­ющим образом.

4.1.Показатели — характеристики хозяйственных процессов. Они отвечают на следующие вопросы: какова структура хозяйственных процессов, в какой степени выполнены показатели бизнес-плана, ка­
кова динамика процессов, какие достигнуты по ним результаты?

4.2.Показатели-факторы, которые оказали влияние на достигнутые результаты. В данном случае аналитические показатели отражают условия и причины, в результате которых происходили те или иные изменения в производственных, финансовых и хозяйственных процессах.

Так, индекс динамики выручки от продаж (IV) — характеристика хозяйственного процесса, а индекс динамики объема продаж (Iq) и индекс цен реализуемой продукции (1p) — факторы:

IV= Iq*1p

Или

Все аналитические показатели взаимосвязаны и взаимообусловле­ны, только используя их систему, можно достичь при проведении эко­номического анализа поставленной цели. В экономической литературе встречаются многочисленные классификации экономических показателей и различные схемы их формирования и взаимосвязи. На наш взгляд, наиболее удачной является схема формирования экономических показателей, используемых в качестве базы для проведения комплексного анализа (рис. 2.1), которая представлена в работах А.Д. Шеремета, Р.С. Сайфулина, Е.В. Нега-шева [5,

 

Система экономических показателей содержит 11 групп показате­лей. Ее основу составляют показатели технико-организационного уровня производства (группа 1), которые характеризуют уровень тех­ники и технологии, прогрессивность технологических процессов, тех­ническую и энергетическую вооруженность труда, уровень концент­рации, специализации и кооперирования производства, длительность производственного цикла, уровень организации производства.

Технические, организационные и социальные условия влияют на эффективность использования производственных ресурсов: средств труда (группа 2), предметов труда (группа 3), трудовых ресурсов (группа 4).

От эффективности использования производственных ресурсов зависят объем выпущенной и реализованной продукции (группа 5), сумма затрат на производство и себестоимость продукции (группа 6), величина капитала, направленного на формирование внеоборотных и оборотных активов (группа 7).

На основании соотношения показателей объема выпуска продукции и ее себестоимости определяется величина прибыли и уровень рента-

 

Содержание и этапы комплексного экономического анализа

 

бельности продукции (группа 8). Сопоставив показатели объема вы­пуска продукции и величину капитала, направленного на формирова­ние внеоборотных и оборотных активов, можно определить эффектив­ность использования капитала (отдачу внеоборотных и оборачивае­мость оборотных активов, группа 9). Показатели названных выше девяти групп влияют на величину финансовых результатов, на основе кото­рых рассчитываются показатели рентабельности капитала (группа 10). Финансовое состояние коммерческой организации определяется на основе соотношения активов и источников их формирования (груп­па 11).

Успешное проведение аналитической работы зависит от уровня ее организации. Внутренняя аналитическая работа в фирме должна быть организована как цельная и продуманная система. Она должна вклю­чать производственный и финансовый, ретроспективный, оперативный и перспективный, комплексный и тематический анализ, а также ис­пользование результатов внешнего анализа деятельности других ком­мерческих организаций-конкурентов, поставщиков, покупателей, заем­щиков. Экономический анализ может быть организован по-разному:

• в крупных фирмах — специализированные подразделения —группы при финансовом директоре (отделы или лаборатории);

• в средних фирмах — группа или хотя бы один специалист по финансовым вопросам (финансовый менеджер или заместитель директора по финансовым вопросам);

• в малых фирмах — главный бухгалтер.

Аналитическое исследование, его результаты и их использование в управлении производством должны соответствовать определен­ным принципам. Эти принципы накладывают свой отпечаток на само аналитическое исследование и должны обязательно выполняться при организации, проведении и практическом использовании результатов анализа.

Рассмотрим важнейшие принципы экономического анализа [18].

1. Анализ должен носить научный характер, т.е. базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, основываться на пе­редовых достижениях науки и техники, новейших методах экономи­ческих исследований.

Анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует охвата всех структурных подразделений и всех сторон деятельности организации, а также изучения причинно-следственных взаимозависимостей.

Анализ должен проводится на основе системного подхода, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и с внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его отдельных элементов.

Анализ должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен базироваться на достоверной, проверенной информации, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами.

Анализ должен быть действенным, активно влиять на процессы производства и продаж, а также их результаты, т.е. своевременно выявлять недостатки, просчеты, упущения в работе, что даст возможность руководству организации своевременно принять необходимые меры по их устранению.

Анализ должен проводиться систематически, а не от случая к случаю.

Анализ должен быть оперативным. Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ и на его основе принимать управленческие решения.

Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект.

Аналитическая работа складывается из нескольких этапов, осуще­ствляемых в приведенной последовательности:

определение целевой установки и объекта анализа;

общее ознакомление с объектом и разработка предварительного плана анализа: определение источников информации, выбор методики анализа;

подбор информации, предварительная проверка ее достоверности и качества;

изучение информации, применение конкретной методики анализа, выполнение расчетов;

подведение итогов: обобщение результатов и их экономическая интерпретация, т.е. составление заключения;

формирование управленческих решений (экономических, технических, организационных), направленных на мобилизацию внутренних резервов, ликвидацию выявленных недостатков и предотвращение их в дальнейшем.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.27.11 (0.006 с.)