Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система показателей себестоимости продукции

Поиск

Для управления себестоимостью необходимо располагать систе­мой показателей, отражающих ее уровень и динамику.

В настоящее время по-прежнему актуальна применявшаяся ранее система обобщающих показателей для планирования и оценки себес­тоимости продукции. Основные показатели этой системы — себесто­имость единицы продукции, себестоимость всей продукции, затраты на рубль продукции — используются в качестве обобщающих и в настоящее время.

Себестоимость единицы продукции в принятых натуральных еди­ницах измерения определяется путем распределения затрат на произ­водство, включаемых в себестоимость продукции, по отдельным ви­дам (группам) однородных изделий или продукции, которая может быть приведена к условно-однородному измерителю, например себес­тоимость одного киловатт-часа электроэнергии, себестоимость одной тонны условного топлива и др.

Себестоимость всей продукции организации (предприятия) — это совокупная себестоимость всех видов изделий, работ, услуг, вклю­чаемых в объем выпущенной (проданной) продукции. Этот показа­тель является универсальным, так как рассчитывается различными организациями независимо от типа производства и характера выпус­каемой продукции.

Показатель — затраты на рубль продукции (на 100 или 1000 руб. продукции) — используется для характеристики динамики себе­стоимости всей продукции, как сравнимой, так и впервые освоенной. Он исчисляется как отношение себестоимости всей произведенной или реализованной продукции к ее объему в продажных ценах (без косвенных налогов). Показатель также приобрел универсальное зна­чение, так как рассчитывается повсеместно. При этом к сравнимой относится продукция, производившаяся в предыдущем (базовом) пе­риоде.

Себестоимость как единицы, так и всей совокупности продукции в зависимости от этапов ее формирования в производственном процессе может быть операционной, цеховой, производственной, пол­ной.

Операционная себестоимость — это условно-переменные мате­риальные затраты и расходы на оплату труда. Цеховая себестои­мость складывается из операционной себестоимости и общепроиз­водственных расходов. Производственная себестоимость состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов. Полная себестоимость — это производственная себестоимость продукции и расходы на ее продажу.

В процессе экономического анализа используются и другие пока­затели себестоимости: по статьям, элементам и видам затрат, по от­дельным видам продукции, по цехам и участкам хозяйственной дея­тельности и др., а также специфические, отражающие отраслевые осо­бенности продукции.

На рис. 9.1 представлена схема основных направлений анализа обобщающих показателей себестоимости продукции, методика кото­рых будет рассмотрена в следующих параграфах.

9.1.3. Анализ динамики (выполнения плана) по показателю полной себестоимости продукции

Полная себестоимость всей выпущенной (реализованной) продук­ции — это обобщающий показатель универсального характера. С него и следует начинать анализ. Необходимо определить динамику (выполнение плана) по показателю, а также влияние факторов на полученные отклонения.

Следует иметь в виду, что себестоимость продукции в отчетном периоде не сопоставима с аналогичным показателем за предыдущий или плановый период по следующим параметрам:

Рис. 9.1. Схема основных направлений анализа себестоимости продукции

— объем и структура продукции

—цены на материальные ресурсы, тарифы на энергию и перевоз­
ки;

—уровень затрат производственных ресурсов1.

Расчет влияния этих факторов может быть осуществлен спосо­бом цепных подстановок. Условные обозначения и исходные величи­ны показателей приведены в табл. 9.1, а методика анализа и расчеты по факторам — в табл. 9.2.

Таблица 9.1

Исходные данные для факторного анализа показателя полной себестоимости продукции

 

 

Примечание. В табл. 9.1 и 9.2 приняты следующие обозначения пока­зателей: qt — количество г-х видов продукции в натуральном выраже­нии (/ = 1,..., п); ct - индивидуальные затраты на производство единицы 1-го вида продукции; рг - цена единицы /-го вида продукции; 0; 1 — подстрочные индексы, означающие принадлежность показателя соответ­ственно к базовому и отчетному периодам

Таблица 9.2 Расчет влияния факторов на изменение полной себестоимости продукци способом цепных подстановок

 

Факторы (условные Формула Номер Изменение полной себестоимости, тыс. руб.
обозначения)   формулы Расчет Результат
Изменение объема и структуры ассортимента продукции ( С) 9.1 31 800-29 000 +2800
В том числе: а) изменение объема продукции ( С9) 9.2 29 000 х (36 200: 30 000 - 1) +5993
б) изменение структуры ассортимента продукции ( Са) 9.3 31 800 - (29 000 х 36 200: 30 000) -3193
Изменение цен и тарифов на материальные ресурсы ( СЦмр) 9.4 +500 +500
Изменение затрат производственных ресурсов ( Сзр) 9.5 42 000 - 500- 31 800 +9700
Итого   9.6 42 000 - 29 000 +13000

 

В приведенном примере общее изменение себестоимости продук­ции в отчетном периоде по сравнению с базовым составило 13 000 тыс. руб. (42 000 - 29 000).

Факторами, способствовавшими удорожанию расходов, являются:

увеличение объема продукции — 5993 тыс. руб.;

• рост непосредственно затрат — 9700 тыс. руб. (данный перерасход свидетельствует об ухудшении использования производственных ресурсов на предприятии);

• удорожание цен и тарифов на материальные ресурсы —500 тыс. руб.

В целом в результате влияния всех перечисленных выше факторов себестоимость возросла на 16 193 тыс. руб. (5993 + 9700 + 500). Для оценки же принимается сумма перерасхода, равная 9700 тыс. руб., свиде­тельствующая об ухудшении использования ресурсов на предприятии.

Удешевлению себестоимости продукции на сумму 3193 тыс. руб. способствовали благоприятные изменения структуры ассортимента продукции. Это означает, что в общем объеме выпуска увеличилась доля изделий (работ, услуг), у которых индивидуальный базовый уро­вень затрат оказался ниже, чем средний базовый уровень затрат по всей продукции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.56.251 (0.01 с.)