Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие затрат, расходов, себестоимости, калькуляции

Поиск

Вопросы к экзамену

Понятие затрат, расходов, себестоимости, калькуляции

Расходы – это все, что тратит организация. Расходы могут быть отчет-ного периода и будущих периодов. Та часть расходов, которая имеет отно-шение к будущим отчетным периодам, капитализируется и показывается в активе баланса.

 

Затраты – это та часть расходов, которая относится к данному отчетно-му периоду.

 

В бухгалтерском учѐте используется ещѐ понятие «себестоимость про-дукции». Себестоимость – это величина затрат в денежном выражении и на производство конкретных видов продукции и на ее калькуляционную едини-цу. В определении себестоимости продукции подчеркивается, что она вклю-чает только те затраты, которые непосредственно связаны с производством и продажей продукции. Т.е. если продукция производится в течение несколь-ких отчѐтных периодов, то в еѐ себестоимость входят затраты отчѐтного пе-риода и затраты прошлых отчѐтных периодов.

 

В зависимости от состава затрат, формирующих себестоимость про-дукции, различают цеховую, производственную и полную (коммерческую) себестоимость.

 

Цеховая себестоимость включает все затраты конкретного внутрихо-зяйственного подразделения на производство данной продукции, в том чис-ле затраты на управление этим подразделением. Этот показатель необходим

в условиях хозрасчета.

 

Производственная себестоимость – это затраты на производство про-

 

дукции в целом на предприятии. При исчислении полной производственной себестоимости в еѐ состав включают общехозяйственные расходы. Неполная производственная себестоимость исчисляется без общехозяйственных расхо-дов.

 

Полная (коммерческая) себестоимость – это затраты на производствои продажу продукции. Она слагается из производственной себестоимости и расходов на продажу.

 

Для исчисления себестоимости произведенной продукции, выпол-ненных работ и оказанных услуг составляется калькуляция (от латинского

 

 


 

calkulatio – «исчисление»). Калькуляция – это расчетные процедуры по опре-делению затрат организации, приходящихся на единицу продукции. Понятие «калькуляция» – неотъемлемая часть более общего понятия «калькулирова-ние». Калькулирование – это совокупность методов учета затрат на произ-водство, приемов и способов исчисления себестоимости готовой продукции (работ, услуг). Калькуляция есть результат калькулирования.

 

При калькулировании следует различать: объекты учета затрат, объек-ты калькуляции, калькуляционные единицы.

 

Объекты учета затрат – это затраты, сгруппированные по отдельным видам производств, группам культур, отдельных культур и животных. В управленческом учете – это место возникновения затрат, центры затрат, цен-тры ответственности, носители затрат.

 

Объекты калькуляции – это отдельные изделия, виды продукции, неза-вершенное производство, работы, услуги, себестоимость которых определя-ется.

 

Продукция может быть нескольких видов: основной, сопряженной, по-бочной.

 

Основная продукция – продукция,для которой создано производство.Например, зерно в растениеводстве.

 

Сопряженная продукция возникает,если одно производство дает не-сколько видов основной продукции. Например, молоко и телята в скотовод-стве.

 

К побочной относится продукция, получаемая одновременно с основ-ной, т.е. продукция, сопутствующая выпуску основной продукции. Напри-мер, солома, капустный лист, навоз, перо, миражные яйца и т.д.

 

Все объекты калькуляции измеряются в калькуляционных единицах – центнер, голова, штука и т.д.

 

 

Классификация расходов организации согласно Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99

 

 

Классификация затрат

Затраты классифицируются по трем направлениям:

 

для исчисления себестоимости продукции;

для принятия управленческих решений;

для осуществления контроля и регулирования.

 

I. Для исчисления себестоимости продукции затраты классифицируют-ся по следующим признакам:

 

1. По отношению к себестоимости продукции затраты делят на вклю-чаемые и не включаемые в себестоимость продукции.

 

К затратам, включаемым в себестоимость продукции, относят стои-мость незавершѐнного производства на начало периода и те затраты отчѐтно-го периода, которые непосредственно относят на выпущенную продукцию. Не включается в себестоимость продукции стоимость незавершенного про-изводства на конец отчѐтного периода.

 

2. По способу включения в себестоимость продукции затраты делят на прямые и косвенные.

 

Прямые – это затраты, которые могут быть непосредственно отнесены на себестоимость продукции, например материалы.

 

Косвенные – это затраты, которые не могут быть прямо отнесены на себестоимость продукции и распределяются косвенно, например, общепро-изводственные расходы.

 

3. По экономическому содержанию затраты группируют по элементам затрат и статьям калькуляции:

 

а) по элементам затраты делят на:

материальные затраты;

 

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

 

амортизационные отчисления;

 

прочие затраты(почтово-телеграфные,телефонные,командировоч-ные и другие);

 

б) статьи калькуляции – это установленная организацией совокупность затрат для исчисления себестоимости всей продукции или отдельных ее ви-дов.

 

Согласно методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету за-трат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях (утвержденным приказом Ми-нистерства сельского хозяйства России № 792 от 06.06.2003 г.), выделяют следующие калькуляционные статьи производственных затрат:

 

– материальные ресурсы, используемые в производстве (семена и поса-дочный материал, удобрения, средства защиты растений и животных, корма, сырье для переработки, нефтепродукты, топливо и энергия на технологиче-ские цели, работы и услуги сторонних организаций);

 

– оплата труда (основная, дополнительная, натуральная, другие вы-платы);

 

– отчисления на социальные нужды;

 

– содержание основных средств (амортизация, ремонт и техническое обслуживание основных средств);

 

– работы и услуги вспомогательных производств;

– налоги, сборы и другие платежи;

– прочие затраты;

 

– потери от брака, падежа животных;

 

– общепроизводственные расходы;

 

– общехозяйственные расходы.

 

4. По экономической роли в процессе производства затраты делят на основные и накладные.

 

Основные – это затраты, непосредственно связанные с процессом про-изводства.

Накладные – это затраты, связанные с организацией, обслуживанием производства и управления им.

 

5. По составу различают одноэлементные и комплексные затраты. Одноэлементные (простые) – это затраты, состоящие из одного элемен-

 

та, например, зарплата.

 

Комплексные (сложные) – это затраты, состоящие из нескольких эле-ментов, например, общепроизводственные расходы включают зарплату, амортизацию и т.д.

 

6. По периодичности возникновения затраты делят на текущие, кото-рые имеют частую периодичность (например, материалы), и единовремен-ные, которые являются однократными (например, затраты связанные с пус-ком нового производства).

 

7. По участию в процессе производства различают производственные и внепроизводственные затраты (расходы периода).

 

Производственные затраты это затраты, которые непосредственно связаны с производством продукции и включаются в их себестоимость.

 

Внепроизводственные затраты – это затраты, которые непосредственно не связаны с производством продукции и не включаются в производствен-ную себестоимость. Это, например, расходы на продажу.

 

8. По отношению к процессу производства выделяют: затраты предме-тов труда, средств труда, затраты живого труда.

 

Предметы труда –это средства,из которых производят готовую про-дукцию.

 

Средства труда –объекты,с помощью которых изготавливают гото-вую продукцию.

 

Затраты труда –это заработная плата работникам за произведеннуюпродукцию и другую работу.

 

9. По эффективности различают производительные и непроизводитель-ные затраты. Производительными считаются затраты на производство про-дукции установленного качества при рациональной технологии и организа-ции производства. Непроизводительные затраты являются следствием недос-татков в технологии и организации производства. Это, например, брак.

 

10. По отражению в плане затраты делят на планируемые и не плани-руемые. Планируемые – это производительные затраты, не планируемые – непроизводительные.

 

11. По возможности нормирования затраты делят на нормируемые (ма-териалы) и ненормируемые (потери от простоев).

 

12. По временным периодам выделяют:

 

а) затраты предшествующих отчѐтных периодов – это незавершенное производство;

 

б) затраты отчѐтного периода – это расходы, осуществлѐнные в отчѐт-ном периоде;

 

в) расходы будущих периодов – это расходы, произведѐнные в отчѐт-

 

 


 

ном периоде, но относящиеся к будущим периодам. Например, расходы на подписку.

 

II. Для принятия управленческих решений затраты классифицируют последующим признакам:

 

1. В зависимости от объема производства – на переменные, условно-переменные и постоянные.

 

Переменные затраты – это затраты, которые прямо пропорционально зависят от объема производства, например, материалы.

 

Условно-переменные – это затраты, которые зависят от объема произ-водства, но эта зависимость не является пропорциональной, например, затра-ты на телефон состоят из абонентской платы (постоянная часть) и платы за междугородные разговоры (переменная часть).

 

Постоянные затраты – это затраты, которые не зависят от объѐма про-изводства. Это, например, амортизационные отчисления, зарплата управлен-ческого персонала;

 

2. Релевантные и нерелевантные затраты.

 

Релевантные затраты – это затраты, имеющие отношение к принимае-мому решению. Например: ехать в командировку на поезде или на машине;

 

3. Явные и альтернативные затраты.

 

Явные – это затраты, которые осуществляет организация в процессе производства и продажи продукции.

 

Альтернативные (вменѐнные) затраты – это затраты, которые возника-ют в условиях ограниченных ресурсов при выборе альтернативных вариан-тов. Они показывают упущенную выгоду;

 

4. Безвозвратные затраты – это затраты, которые уже возникли в ре-зультате принятого ранее решения;

 

5. Инкрементные и маргинальные затраты.

 

Инкрементные (приростные) затраты – это дополнительные затраты, которые возникают при производстве дополнительной продукции.

 

Маргинальные (предельные) затраты – это дополнительные затраты на единицу продукции.

 

III. Для осуществления контроля и регулирования затраты делят на:1. Регулируемые и нерегулируемые.

 

Регулируемые это затраты, величина которых зависит от руководите-ля соответствующего уровня управления, нерегулируемые – не зависит. Для руководителя организации все расходы являются регулируемыми;

 

2. Контролируемые и неконтролируемые.

 

Контролируемые – это затраты, которые могут контролироваться ра-ботником организации, неконтролируемые – не могут, например, налоги.

 

Общие положения по учету затрат и исчислению себестоимости услуг вспомогательных производств

Вспомогательными производства считаются такие производства, кото-рые обслуживают основные отрасли путѐм выполнения для них определен-ных работ или услуг.

 

Учѐт затрат во вспомогательных производствах ведѐтся на счѐте 23 – «Вспомогательные производства». Он имеет следующие субсчета:

 

23/1 – «Ремонтные мастерские»; 23/2 – «Ремонт зданий и сооружений»; 23/3 – «Машинно-тракторный парк»; 23/4 – «Автомобильный транспорт»;

 

23/5 – «Энергетические производства (хозяйства)»; 23/6 – «Водоснабжение»; 23/7 – «Гужевой транспорт»;

 

23/8 – «Прочие вспомогательные производства».

 

На каждый объект калькулирования открывают отдельный аналитиче-ский счѐт. Аналитический учѐт по счѐту 23 ведут в производственных отчѐ-тах по вспомогательным производствам (форма № 83-АПК), который откры-вается на каждый субсчѐт. Основанием для записи являются первичные до-кументы, которые группируются в соответствующих отчетах о движении ма-териальных ценностей (форма № 165-АПК), журналах и накопительных ве-домостях (формы № 301-АПК, 302-АПК, 303-АПК). Например: по 23/1 суб-счѐту ведут журнал учѐта затрат в ремонтной мастерской (форма 302-АПК), по 23/4 субсчѐту ведут накопительную ведомость учѐта затрат (форма № 301-АПК). Синтетический учѐт ведут в журнале-ордере № 10-АПК. Из журнала-ордера № 10-АПК данные переносятся в главную книгу, а затем в баланс. Схема учета затрат во вспомогательных производствах представлена на ри-сунке 2.1.

 

Счѐт 23 активный, калькуляционный. По дебету счѐта 23 собирают все затраты, относящиеся к вспомогательным производствам. По кредиту эти за-траты списывают по назначению. Как правило, затраты списывают ежеме-сячно в размере плановой себестоимости выполненных работ с доведением в конце года до фактической. Разница между плановой и фактической себе-стоимостью называется калькуляционной разницей. Она списывается туда, куда были списаны услуги по плановой себестоимости. Списание калькуля-ционной разницы производится дополнительной проводкой, если фактиче-ская себестоимость выше плановой, или методом «красное сторно», если фактическая себестоимость ниже плановой. После списания калькуляцион-ной разницы счет 23 закрывается и, если нет незавершенного производства, то сальдо не имеет. По производствам с равномерным характером работ и за-трат в течение года, ежемесячно по кредиту счѐта списываются фактические затраты.

 

В связи с тем, что вспомогательные производства выполняют работы и услуги для всех отраслей организации, счѐт 23 закрывается в первую оче-редь. Известно, что при закрытии счетов наибольшее число условностей приходится на долю счетов, которые закрываются первыми. Это связано с тем, что они не принимают на себя суммы корректировки последующих сче-тов. Счета, закрываемые в последнюю очередь, наоборот, учитывают кальку-ляционные разницы, списываемые со всех ранее закрытых счетов. Поэтому в первую очередь закрываются те счета, на которые не должны учитываться калькуляционные разницы с других счетов.

 

Аналитические счета внутри 23 счета тоже закрываются в определен-ной последовательности. Сначала закрываются счета, которые не имеют встречных услуг. Затем – которые имеют их минимум, а затем остальные.

 

По каждому виду вспомогательного производства также существует определѐнная последовательность учета затрат и калькуляции себестоимости услуг.

1. Сначала учитываются фактические затраты.

2. Отдельно учитываются цеховые расходы, которые распределяются

 

в течение года на конкретные аналитические счета по плановому проценту.

 

3. Определяются и списываются отклонения фактических цеховых расходов от расходов списанных в течение года по плановому про-центу.

4. Калькулируется фактическая себестоимость единицы работ и услуг.

5. Определяется калькуляционная разница на единицу работы.

 

6. Списывается калькуляционная разница на счета потребителей услуг. После закрытия аналитического счета он на себя калькуляционную

 

разницу с других счетов не принимает. Также при калькуляции не учитыва-ется внутренний оборот. Исходя из этих особенностей, себестоимость каль-куляционной единицы определяется по следующей формуле:

 

Фс = Фз – Пз – Пс ,  
Кф – Кз – Кс  

 

где: Фс – фактическая себестоимость единицы услуг; Фз – фактические затраты за год; Пз – плановая оценка услуг по закрытым счетам;

 

Пс – плановая оценка услуг по самообслуживанию; Кф – фактический объем услуг за год; Кз – фактический объем услуг по закрытым счетам;

Кс – фактический объем услуг по самообслуживанию.

 

 

Ремонтные мастерские

 

На каждый ремонтируемый объект инженер или механик составляет в двух экземплярах ведомость дефектов на ремонт машин (форма 267-АПК). Один экземпляр передается на склад запчастей, на основании которого по лимитно-заборным картам (форма 261-АПК) и накладным внутрихозяйствен-ного назначения (форма 264-АПК) отпускают запчасти, а согласно акту на списание производственного и хозяйственного инвентаря (форма № 263-АПК) списывают инструменты. Второй экземпляр остается в мастерской. По нему выписывают наряд на сдельную работу для бригады (форма № 130-АПК) и наряд на сдельную работу индивидуальный (форма № 131-АПК). Для учета отработанного времени работников ведется табель учѐта рабочего времени (форма № 140-АПК). Учет амортизации ведется в ведомости начисления амортизации и отчислений в ремонтный фонд по основным средствам (фор-ма № 110-АПК).

Документом по учѐту изготовленных изделий ремонтной мастерской является накладная (форма № 264-АПК). После капитального ремонта от-ремонтированные объекты принимаются в эксплуатацию согласно акту приема-сдачи отремонтированных и реконструированных объектов (форма № 102-АПК).

 

Данные первичных документов по учету затрат труда в конце месяца сначала группируются в журнале учета затрат в ремонтной мастерской (фор-ма № 302-АПК).

 

Данные первичных документов по учету материальных ценностей систематизируются в отчетах о движении материальных ценностей (форма № 165-АПК).

 

Затем данные из журнала учета затрат в ремонтной мастерской и отче-та о движении материальных ценностей переносятся в регистр аналитическо-го учѐта – производственный отчѐт (форма № 83-АПК). В данный регистр сразу же переносится информация из ведомости начисления амортизации и отчислений в ремонтный фонд по основным средствам.

 

Если мастерских несколько, то из производственного отчета ремонт-ной мастерской (форма № 83-АПК) информация переносится в сводный про-изводственный отчѐт. Сводный производственный отчет также является ре-гистром аналитического учѐта и ведется в целом по хозяйству.

 

В производственном отчѐте подразделений и в сводном производст-венном отчѐте на каждый объект учѐта открывается отдельная графа – от-дельный аналитический счѐт.

 

Синтетический учѐт ведѐтся в журнале-ордере №10-АПК.Записи в жур-нал-ордер производятся на основании производственного отчета. Из журнала-ордера № 10-АПК записи производятся в главную книгу, а затем в баланс.

 

Машинно-тракторный парк

 

Первичный учет затрат и работ машинно-тракторного парка ведут по сельскохозяйственным работам, выполняемым тракторами, комбайнами и другими самоходными машинами, в учетных листах тракториста-машиниста (форма № 133-АПК), по транспортным работам, выполняемых тракторами – в путевых листах трактора (форма № 134-АПК). Данные первичных доку-ментов по учету затрат в конце месяца сначала группируются в накопитель-ной ведомости учета затрат (форма № 301-АПК), где для каждого трактора, комбайна предназначена отдельная страница. На отдельных страницах ведо-мости учитывается амортизация и расходы по ремонту. Итоговые данные с накопительных ведомостей переносятся в производственный отчет (форма № 83-АПК), затем в журнал-ордер № 10-АПК и в главную книгу.

 

Автомобильный транспорт

 

Первичный учет затрат и работ автотранспорта ведут в путевых листах: при сдельной оплате труда заполняют путевой лист грузового автомобиля (форма № 4с), при повременной – путевой лист грузового автомобиля (форма № 4п) и путевой лист легкового автомобиля (форма № 3). При междугород-ных перевозках грузов заполняется форма № 4м. Для автобусов заполняется путевой лист автобуса необщего пользования (форма № 6-спец). Данные первичных документов по учету затрат в конце месяца сначала группируются в накопительной ведомости учета затрат (форма № 301-АПК), где на каждую машину предназначена отдельная страница. Итоговые данные с накопитель-ных ведомостей переносятся в производственный отчет (форма № 83-АПК), затем в журнал-ордер № 10-АПК и в главную книгу.

 

Гужевой транспорт

 

Первичный учет расхода кормов ведется в ведомости учета расхода кормов (форма № 175-АПК), материалы списываются по накладным внутри-хозяйственного назначения (форма № 264-АПК) и лимитно-заборным картам (форма № 261-АПК). Объем работ гужевого транспорта отражается в учет-ном листе труда и выполненных работ (групповом – форма № 131-АПК, ин-дивидуальном – форма № 132-АПК). На основании этих документов произ-водятся записи в накопительную ведомость учета затрат (форма № 301-АПК), затем информация переносится в производственный отчет (форма № 83-АПК), затем в журнал-ордер № 10-АПК и в главную книгу.

 

 

Общие положения по учёту затрат в обслуживающих производствах и хозяйствах

Обслуживающие производства и хозяйства – это такие производства и хозяйства, которые не связаны с производством продукции, выполнением ра-бот, оказанием услуг, явившихся целью создания данного предприятия. Ха-рактер их деятельности неоднороден. Одни выпускают продукцию (пекарни, столовые), другие оказывают услуги (бани, прачечные, парикмахерские), третьи занимаются социальным и бытовым обслуживанием (детсады, жи-лищно-коммунальное хозяйство, дома отдыха).

 

Учет затрат в обслуживающих производствах и хозяйствах ведется на счете 29 – «Обслуживающие производства и хозяйства». Он имеет следую-щие субсчета:

 

29/1 – «Жилищно-коммунальное хозяйство»; 29/2 – «Производства бытового обслуживания населения»; 29/3 – «Производства общественного питания»;

 

29/4 – «Детские дошкольные учреждения»; 29/5 – «Учреждения культурно-бытового назначения»; 29/6 – «Прочие производства и хозяйства»; 29/7 – «Некоммерческая деятельность».

 

На каждый объект калькулирования открывают отдельный аналитиче-ский счѐт.

 

Аналитический учѐт в разрезе субсчета ведется по каждому производству отдельно в ведомости аналитического учета затрат на производство (форма 84-АПК). Также по каждому производству составляют производственный отчет (форма 83-АПК). Синтетический учѐт ведут в журнале-ордере № 10-АПК.

 

Счѐт 29 активный, калькуляционный. По дебету счѐта 29 собирают все затраты, относящиеся к обслуживающим производствам. По кредиту учиты-ваются суммы фактической себестоимости произведенной продукции, вы-полненных работ и услуг, а также отражается списание затрат за счет соот-ветствующих источников (поступлений от населения, целевых поступлений, фондов, прибыли и т.д.). Счет 29 закрывается в последнюю очередь после закрытия 23, 97, 25, 26, 20 счетов. Остаток по счету 29 показывает незавер-шенное производство, но, как правило, его не бывает.

 

Корреспонденции счетов в разрезе статей затрат:

1. Израсходованы материальные ресурсы на промышленные произ-

водства:

 

1.1. продукты, сырье для переработки, нефтепродукты, топливо и энер-гия – Д 29 К 43, 10, на сумму без НДС;

 

1.2. работы и услуги сторонних организаций – Д 29 К 60, на сумму без

 

НДС.

2. Начислена зарплата работникам – Д 29 К 70.

3. Произведены отчисления на социальные нужды – Д 29 К 69.

4. Произведены расходы на содержание основных средств:

 

4.1. начислена амортизация основных средств – Д 29 К 02;

 

4.2. произведены расходы по ремонту и техобслуживанию основных средств – Д 29 К 23/1, 23/2.

 

5. Оказаны услуги вспомогательных производств – Д 29 К 23. 6. Произведены потери от брака – Д 29 К 28.

 

7. Начислена квартплата и плата за детские учреждения – Д76 К 29/1,

29/4.

 

8. Оказаны услуги по бытовому обслуживанию населения и услуги культурно-бытового назначения – Д 90 К 29/2, 29/5.

 

9. Оприходована продукция пекарни – Д 43/3 К 29/3. 10. Реализованы готовые блюда столовой:

 

Д 90 К 29/3 – списана себестоимость блюд; Д 50 К 90 – оплачены блюда в кассе;

 

Д 76 К 90 – отпущены блюда по абонементам; Д 99 К 90 – на сумму скидки по отпускной цене с блюд.

 

11. Использованы средства целевого финансирования некоммерческой деятельности – Д 86 К 29/7.

 

12. Списана часть затрат по содержанию обслуживающих производств и хозяйств за счет средств целевого финансирования – Д 86 К 29/1, 2, 3, 4, 5, 6.

 

13. Списана часть затрат по содержанию обслуживающих производств

 

и хозяйств за счет прибыли на основании решения собственников организа-

ции Д 84, 91/2, 99 К 29.

 

Учреждения культурно-бытового назначения

 

К учреждениям культурно-бытового назначения относят: санатории, пансионаты, профилактории, детские лагеря, музеи, клубы, дома культуры, стадионы. По каждому учреждению открывается отдельный аналитиче-ский счет. Учет затрат ведется по общепринятой номенклатуре статей за-трат (см. вопрос 1). Затраты покрываются за счет выручки, полученной от оказания услуг и прибыли организации.

 

Некоммерческая деятельность

 

К некоммерческой деятельности относится деятельность организаций, учредителями которых, как правило, являются сельскохозяйственные орга-низации. Это перерабатывающие, снабженческие, сбытовые, кредитные, страховые потребительские кооперативы. Главная особенность этих органи-заций в том, что источником их финансирования являются целевые поступ-ления средств от членов кооператива в виде вступительных вносов, ежегод-ных членских взносов, безвозмездной помощи и т.д. Прибыль некоммерче-ский организаций является дополнительным источником финансирования. Расходы учитываются по дебету 29/7 счета по общепринятой номенклатуре статей затрат (см. вопрос 1). Кредиту 29/7 счета производится списание рас-ходов за счет средств целевого финансирования.

 

 

Учёт брака

В промышленных, вспомогательных, обслуживающих производствах возможно допущение брака. Брак бывает исправимым и неисправимым.

 

Учет брака ведется на счете 28 – «Брак в производстве». На каждый вид брака открывается отдельный аналитический счет. Аналитический учѐт по счѐту 28 ведут в производственных отчѐтах (форма № 83-АПК). Основа-

 

 

нием для записи являются первичные документы. Синтетический учѐт ведут в журнале-ордере № 10-АПК.

 

Счѐт № 28 – активный, собирательно-распределительный. В дебет сче-та списывают все затраты, связанные с выявленным браком. По кредиту от-ражаются суммы, направленные на возмещение потерь от брака или списа-ние брака. На конец месяца счет сальдо не имеет.

Корреспонденции счетов по учету брака:

 

1. Списана стоимость неисправимого брака по плановой себестоимо-

сти – Д 28 К 20/3, 23/1, 23/2, 29/2, 29/3.

2. Произведены расходы по исправлению брака – Д 28 К10, 70, 69, 23 и

др.

 

3. Списана стоимость забракованной продукции по цене ее возможно-го использования – Д 20, 90/2 и др. К 28.

 

4. Удержана сумма брака с виновных лиц – Д 73/2 К 28.

 

5. Взысканы суммы с поставщиков за поставку недоброкачественного сырья – Д 76/2 К 28.

 

6. Списаны суммы невозмещенных потерь от брака на затраты произ-

водства – Д 20/3, 23/1, 23/2, 29/2, 29/3.

 

Основные понятия бюджета и бюджетирования

Бюджет — это план доходов и расходов в денежном выражении за определенный период времени. Он необходим для планирования, учета, контроля оценки эффективности деятельности предприятия.

Экономический эффект возможен тогда, когда деятельность предприятия имеет четко заданные параметры затрат и результаты деятельности. Бюджетирование — это, в свою очередь, процесс определения этих параметров. Когда имеют место определенные параметры, необходим учет и контроль их исполнения.

Бюджетирование — это более широкое понятие, чем планирование. Бюджетирование является интегрированной системой, обобщающей данные планирования, учета и контроля не только затрат и результатов, но и процессов, показателей, формирующих доходы и расходы предприятия.

Методы, используемые в бюджетировании:

1) при бюджетном планировании используют прогностические и статистические методы;

2) при бюджетном учете и контроле используют методы финансового и управленческого учета, стандарт-кост, директ-костинг, нормативный метод учета затрат, математические методы анализа.

 

 

Классификация бюджетов

Существует достаточно большое разнообразие бюджетов, которые группируют по определенным признакам:

1) по степени обобщения информации;

2) по периодичности представления;

3) по способу планирования;

4) по механизму исполнения.

По степени обобщения информации выделяют бюджеты: главный (генеральный), общий, частный.

Главный бюджет охватывает основную деятельность предприятия. Его цель — объединить и суммировать бюджеты структурных подразделений предприятия, для которых составляются частные бюджеты. К частным бюджетам относятся бюджет продаж, бюджет закупок, производственный бюджет.

Главный бюджет включает в себя операционный и финансовый бюджеты. Операционный бюджет — это текущий бюджет. Он показывает прогнозируемые объемы продаж и производства, который в результате сводится к прогнозированию прибыли и убытка.

Финансовый бюджет прогнозирует денежные потоки организации. Как правило, он оформляется в виде прогноза движения денежных средств на определенный планируемый период. Он составляется на основании операционного бюджета.

Бюджеты могут составляться как по подразделениям, так и по отдельным видам деятельности (например, бюджет социального развития, бюджет НИР).

Бюджет, скоординированный по всем программа, по всем структурным подразделениям и представляющий план работы предприятия в целом, называется общим бюджетом.

В зависимости от периода составления бюджеты подразделяют на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (2-3 года), долгосрочные (свыше 3 лет). Однако на предприятиях промышленности могут составляться месячные бюджеты.

 

По способу планировании бюджеты делят на дискретные и скользящие. Дискретный бюджет составляется на год, но с разбивкой по кварталам и месяцам. Если используется метод непрерывного планирования, то в таком случае формируется скользящий бюджет. Скользящие бюджеты наряду с данными текущего планирования включают информацию прошедших периодов.

По механизму исполнения выделяют статический и гибкий бюджеты. Статический бюджет рассчитан на конкретный уровень деловой активности предприятия, т. е. в нем доходы и расходы планируются исходя только и одного объема продажи продукции. Статический бюджет наиболее эффективен, когда деятельность предприятия стабильна., чаще всего для расходов, независящих от объемов продажи и производства (например, в отделах административного управления). Сравнение статического бюджета с фактически достигнутыми результатами производства в независимости от объема продажи продукции

Недостатком статического бюджета является то, что он имеет ограниченную гибкость, т. е. он не позволяет более детально проанализировать деятельность предприятия и поэтому плохо подходит для контроля затрат при изменении объема производства и продажи продукции.

Для более детального анализа используют гибкий бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а определенного его диапазона. Поэтому им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема продаж и определенные уровень затрат. Гибкий бюджет в большей степени приемлем для ситуаций, связанных с непредвиденными обстоятельствами. Он исходит из реальной ситуации и достаточно эффективен при изменении объема продаж и других показателей деятельности предприятия, но не в большом (узком) диапазоне. Гибкий бюджет можно использовать как при планировании, так и при анализе производственно-сбытовой деятельности. При планировании он помогает выбрать оптимальный объем продаж и производства, а при анализе — оценить фактические результаты.

На практике часто разрабатывают несколько бюджетов доходов и расходов для конкретных уровней объема продаж.

 

 

Операционный бюджет

Общий бюджет представляет собой скоординированный по подразделениям план работы для всей организации. Цель общего бюджета состоит в объединении и суммировании бюджетов различных подразделений предприятия называемых частными бюджетами.

Общий бюджет любой организации состоит из 2-х частей: операционная и финансовая.

· Операционный (текущий, периодический) бюджет показывает прогнозируемые объемы продаж и производства, которые трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого подразделения организации.

· Операционный бюджет включает в себя бюджет о прибылях и убытках, который в свою очередь формируется на основе таких бюджетов как бюджет продаж, производственный бюджет, бюджет ТМЗ и бюджет расходов.

Составление операционного бюджета начинается с разработки бюджета продаж. Объём продаж определяет высшее руководство организации, которое формирует своё решение в процессе консультаций с управляющим отделом сбыта. На основе бюджета продаж составляются бюджеты производства и себестоимости проданной продукции. Составление бюджета предполагает планирование не только денежных затрат, но и потребностей в ресурсах в натуральном выражении. Конечной целью работы над операционным бюджетом является разработка плана прибыли и убытка.

При составлении бюджета продаж необходимо учитывать влияние следующих факторов: деятельность конкурентов, стабильность поставщиков и покупателей, результативность рекламы, сезонные колебания спроса, ограничения со стороны государства, деловая политика, общее состояние экономики и т.д.

В бюджете продаж отражаются следующие показатели: виды продаваемой продукции, количество, цена за единицу, сумма на которую планируется осуществить продажи.

Подготовка бюджета продаж является отправной точкой во всем процессе составления общего бюджета, так как объем продаж и его товарная структура характеризуют уровень деятельности организации.

После установления плана продаж в натуральном выражении можно определить количество единиц продукции, которые необходимо произвести для выполнения бюджета продаж и поддержания запасов готовой продукции на запланированном уровне.

Для определения общих затрат на производство необходимо рассчитать себестоимость единицы продукции складывающейся из прямых и косвенных затрат.

Следующий этап подготовки общего бюджета это составление частных операционных бюджетов: бюджет закупки, бюдж



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 810; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.119 (0.013 с.)