Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие затрат, расходов, себестоимости, калькуляции↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы к экзамену Понятие затрат, расходов, себестоимости, калькуляции Расходы – это все, что тратит организация. Расходы могут быть отчет-ного периода и будущих периодов. Та часть расходов, которая имеет отно-шение к будущим отчетным периодам, капитализируется и показывается в активе баланса.
Затраты – это та часть расходов, которая относится к данному отчетно-му периоду.
В бухгалтерском учѐте используется ещѐ понятие «себестоимость про-дукции». Себестоимость – это величина затрат в денежном выражении и на производство конкретных видов продукции и на ее калькуляционную едини-цу. В определении себестоимости продукции подчеркивается, что она вклю-чает только те затраты, которые непосредственно связаны с производством и продажей продукции. Т.е. если продукция производится в течение несколь-ких отчѐтных периодов, то в еѐ себестоимость входят затраты отчѐтного пе-риода и затраты прошлых отчѐтных периодов.
В зависимости от состава затрат, формирующих себестоимость про-дукции, различают цеховую, производственную и полную (коммерческую) себестоимость.
Цеховая себестоимость включает все затраты конкретного внутрихо-зяйственного подразделения на производство данной продукции, в том чис-ле затраты на управление этим подразделением. Этот показатель необходим в условиях хозрасчета.
Производственная себестоимость – это затраты на производство про-
дукции в целом на предприятии. При исчислении полной производственной себестоимости в еѐ состав включают общехозяйственные расходы. Неполная производственная себестоимость исчисляется без общехозяйственных расхо-дов.
Полная (коммерческая) себестоимость – это затраты на производствои продажу продукции. Она слагается из производственной себестоимости и расходов на продажу.
Для исчисления себестоимости произведенной продукции, выпол-ненных работ и оказанных услуг составляется калькуляция (от латинского
calkulatio – «исчисление»). Калькуляция – это расчетные процедуры по опре-делению затрат организации, приходящихся на единицу продукции. Понятие «калькуляция» – неотъемлемая часть более общего понятия «калькулирова-ние». Калькулирование – это совокупность методов учета затрат на произ-водство, приемов и способов исчисления себестоимости готовой продукции (работ, услуг). Калькуляция есть результат калькулирования.
При калькулировании следует различать: объекты учета затрат, объек-ты калькуляции, калькуляционные единицы.
Объекты учета затрат – это затраты, сгруппированные по отдельным видам производств, группам культур, отдельных культур и животных. В управленческом учете – это место возникновения затрат, центры затрат, цен-тры ответственности, носители затрат.
Объекты калькуляции – это отдельные изделия, виды продукции, неза-вершенное производство, работы, услуги, себестоимость которых определя-ется.
Продукция может быть нескольких видов: основной, сопряженной, по-бочной.
Основная продукция – продукция,для которой создано производство.Например, зерно в растениеводстве.
Сопряженная продукция возникает,если одно производство дает не-сколько видов основной продукции. Например, молоко и телята в скотовод-стве.
К побочной относится продукция, получаемая одновременно с основ-ной, т.е. продукция, сопутствующая выпуску основной продукции. Напри-мер, солома, капустный лист, навоз, перо, миражные яйца и т.д.
Все объекты калькуляции измеряются в калькуляционных единицах – центнер, голова, штука и т.д.
Классификация расходов организации согласно Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99
Классификация затрат Затраты классифицируются по трем направлениям:
– для исчисления себестоимости продукции; – для принятия управленческих решений; – для осуществления контроля и регулирования.
I. Для исчисления себестоимости продукции затраты классифицируют-ся по следующим признакам:
1. По отношению к себестоимости продукции затраты делят на вклю-чаемые и не включаемые в себестоимость продукции.
К затратам, включаемым в себестоимость продукции, относят стои-мость незавершѐнного производства на начало периода и те затраты отчѐтно-го периода, которые непосредственно относят на выпущенную продукцию. Не включается в себестоимость продукции стоимость незавершенного про-изводства на конец отчѐтного периода.
2. По способу включения в себестоимость продукции затраты делят на прямые и косвенные.
Прямые – это затраты, которые могут быть непосредственно отнесены на себестоимость продукции, например материалы.
Косвенные – это затраты, которые не могут быть прямо отнесены на себестоимость продукции и распределяются косвенно, например, общепро-изводственные расходы.
3. По экономическому содержанию затраты группируют по элементам затрат и статьям калькуляции:
а) по элементам затраты делят на: – материальные затраты;
– затраты на оплату труда; – отчисления на социальные нужды;
– амортизационные отчисления;
– прочие затраты(почтово-телеграфные,телефонные,командировоч-ные и другие);
б) статьи калькуляции – это установленная организацией совокупность затрат для исчисления себестоимости всей продукции или отдельных ее ви-дов.
Согласно методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету за-трат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях (утвержденным приказом Ми-нистерства сельского хозяйства России № 792 от 06.06.2003 г.), выделяют следующие калькуляционные статьи производственных затрат:
– материальные ресурсы, используемые в производстве (семена и поса-дочный материал, удобрения, средства защиты растений и животных, корма, сырье для переработки, нефтепродукты, топливо и энергия на технологиче-ские цели, работы и услуги сторонних организаций);
– оплата труда (основная, дополнительная, натуральная, другие вы-платы);
– отчисления на социальные нужды;
– содержание основных средств (амортизация, ремонт и техническое обслуживание основных средств);
– работы и услуги вспомогательных производств; – налоги, сборы и другие платежи; – прочие затраты;
– потери от брака, падежа животных;
– общепроизводственные расходы;
– общехозяйственные расходы.
4. По экономической роли в процессе производства затраты делят на основные и накладные.
Основные – это затраты, непосредственно связанные с процессом про-изводства. Накладные – это затраты, связанные с организацией, обслуживанием производства и управления им.
5. По составу различают одноэлементные и комплексные затраты. Одноэлементные (простые) – это затраты, состоящие из одного элемен-
та, например, зарплата.
Комплексные (сложные) – это затраты, состоящие из нескольких эле-ментов, например, общепроизводственные расходы включают зарплату, амортизацию и т.д.
6. По периодичности возникновения затраты делят на текущие, кото-рые имеют частую периодичность (например, материалы), и единовремен-ные, которые являются однократными (например, затраты связанные с пус-ком нового производства).
7. По участию в процессе производства различают производственные и внепроизводственные затраты (расходы периода).
Производственные затраты – это затраты, которые непосредственно связаны с производством продукции и включаются в их себестоимость.
Внепроизводственные затраты – это затраты, которые непосредственно не связаны с производством продукции и не включаются в производствен-ную себестоимость. Это, например, расходы на продажу.
8. По отношению к процессу производства выделяют: затраты предме-тов труда, средств труда, затраты живого труда.
Предметы труда –это средства,из которых производят готовую про-дукцию.
Средства труда –объекты,с помощью которых изготавливают гото-вую продукцию.
Затраты труда –это заработная плата работникам за произведеннуюпродукцию и другую работу.
9. По эффективности различают производительные и непроизводитель-ные затраты. Производительными считаются затраты на производство про-дукции установленного качества при рациональной технологии и организа-ции производства. Непроизводительные затраты являются следствием недос-татков в технологии и организации производства. Это, например, брак.
10. По отражению в плане затраты делят на планируемые и не плани-руемые. Планируемые – это производительные затраты, не планируемые – непроизводительные.
11. По возможности нормирования затраты делят на нормируемые (ма-териалы) и ненормируемые (потери от простоев).
12. По временным периодам выделяют:
а) затраты предшествующих отчѐтных периодов – это незавершенное производство;
б) затраты отчѐтного периода – это расходы, осуществлѐнные в отчѐт-ном периоде;
в) расходы будущих периодов – это расходы, произведѐнные в отчѐт-
ном периоде, но относящиеся к будущим периодам. Например, расходы на подписку.
II. Для принятия управленческих решений затраты классифицируют последующим признакам:
1. В зависимости от объема производства – на переменные, условно-переменные и постоянные.
Переменные затраты – это затраты, которые прямо пропорционально зависят от объема производства, например, материалы.
Условно-переменные – это затраты, которые зависят от объема произ-водства, но эта зависимость не является пропорциональной, например, затра-ты на телефон состоят из абонентской платы (постоянная часть) и платы за междугородные разговоры (переменная часть).
Постоянные затраты – это затраты, которые не зависят от объѐма про-изводства. Это, например, амортизационные отчисления, зарплата управлен-ческого персонала;
2. Релевантные и нерелевантные затраты.
Релевантные затраты – это затраты, имеющие отношение к принимае-мому решению. Например: ехать в командировку на поезде или на машине;
3. Явные и альтернативные затраты.
Явные – это затраты, которые осуществляет организация в процессе производства и продажи продукции.
Альтернативные (вменѐнные) затраты – это затраты, которые возника-ют в условиях ограниченных ресурсов при выборе альтернативных вариан-тов. Они показывают упущенную выгоду;
4. Безвозвратные затраты – это затраты, которые уже возникли в ре-зультате принятого ранее решения;
5. Инкрементные и маргинальные затраты.
Инкрементные (приростные) затраты – это дополнительные затраты, которые возникают при производстве дополнительной продукции.
Маргинальные (предельные) затраты – это дополнительные затраты на единицу продукции.
III. Для осуществления контроля и регулирования затраты делят на:1. Регулируемые и нерегулируемые.
Регулируемые – это затраты, величина которых зависит от руководите-ля соответствующего уровня управления, нерегулируемые – не зависит. Для руководителя организации все расходы являются регулируемыми;
2. Контролируемые и неконтролируемые.
Контролируемые – это затраты, которые могут контролироваться ра-ботником организации, неконтролируемые – не могут, например, налоги.
Общие положения по учету затрат и исчислению себестоимости услуг вспомогательных производств Вспомогательными производства считаются такие производства, кото-рые обслуживают основные отрасли путѐм выполнения для них определен-ных работ или услуг.
Учѐт затрат во вспомогательных производствах ведѐтся на счѐте 23 – «Вспомогательные производства». Он имеет следующие субсчета:
23/1 – «Ремонтные мастерские»; 23/2 – «Ремонт зданий и сооружений»; 23/3 – «Машинно-тракторный парк»; 23/4 – «Автомобильный транспорт»;
23/5 – «Энергетические производства (хозяйства)»; 23/6 – «Водоснабжение»; 23/7 – «Гужевой транспорт»;
23/8 – «Прочие вспомогательные производства».
На каждый объект калькулирования открывают отдельный аналитиче-ский счѐт. Аналитический учѐт по счѐту 23 ведут в производственных отчѐ-тах по вспомогательным производствам (форма № 83-АПК), который откры-вается на каждый субсчѐт. Основанием для записи являются первичные до-кументы, которые группируются в соответствующих отчетах о движении ма-териальных ценностей (форма № 165-АПК), журналах и накопительных ве-домостях (формы № 301-АПК, 302-АПК, 303-АПК). Например: по 23/1 суб-счѐту ведут журнал учѐта затрат в ремонтной мастерской (форма 302-АПК), по 23/4 субсчѐту ведут накопительную ведомость учѐта затрат (форма № 301-АПК). Синтетический учѐт ведут в журнале-ордере № 10-АПК. Из журнала-ордера № 10-АПК данные переносятся в главную книгу, а затем в баланс. Схема учета затрат во вспомогательных производствах представлена на ри-сунке 2.1.
Счѐт 23 активный, калькуляционный. По дебету счѐта 23 собирают все затраты, относящиеся к вспомогательным производствам. По кредиту эти за-траты списывают по назначению. Как правило, затраты списывают ежеме-сячно в размере плановой себестоимости выполненных работ с доведением в конце года до фактической. Разница между плановой и фактической себе-стоимостью называется калькуляционной разницей. Она списывается туда, куда были списаны услуги по плановой себестоимости. Списание калькуля-ционной разницы производится дополнительной проводкой, если фактиче-ская себестоимость выше плановой, или методом «красное сторно», если фактическая себестоимость ниже плановой. После списания калькуляцион-ной разницы счет 23 закрывается и, если нет незавершенного производства, то сальдо не имеет. По производствам с равномерным характером работ и за-трат в течение года, ежемесячно по кредиту счѐта списываются фактические затраты.
В связи с тем, что вспомогательные производства выполняют работы и услуги для всех отраслей организации, счѐт 23 закрывается в первую оче-редь. Известно, что при закрытии счетов наибольшее число условностей приходится на долю счетов, которые закрываются первыми. Это связано с тем, что они не принимают на себя суммы корректировки последующих сче-тов. Счета, закрываемые в последнюю очередь, наоборот, учитывают кальку-ляционные разницы, списываемые со всех ранее закрытых счетов. Поэтому в первую очередь закрываются те счета, на которые не должны учитываться калькуляционные разницы с других счетов.
Аналитические счета внутри 23 счета тоже закрываются в определен-ной последовательности. Сначала закрываются счета, которые не имеют встречных услуг. Затем – которые имеют их минимум, а затем остальные.
По каждому виду вспомогательного производства также существует определѐнная последовательность учета затрат и калькуляции себестоимости услуг. 1. Сначала учитываются фактические затраты. 2. Отдельно учитываются цеховые расходы, которые распределяются
в течение года на конкретные аналитические счета по плановому проценту.
3. Определяются и списываются отклонения фактических цеховых расходов от расходов списанных в течение года по плановому про-центу. 4. Калькулируется фактическая себестоимость единицы работ и услуг. 5. Определяется калькуляционная разница на единицу работы.
6. Списывается калькуляционная разница на счета потребителей услуг. После закрытия аналитического счета он на себя калькуляционную
разницу с других счетов не принимает. Также при калькуляции не учитыва-ется внутренний оборот. Исходя из этих особенностей, себестоимость каль-куляционной единицы определяется по следующей формуле:
где: Фс – фактическая себестоимость единицы услуг; Фз – фактические затраты за год; Пз – плановая оценка услуг по закрытым счетам;
Пс – плановая оценка услуг по самообслуживанию; Кф – фактический объем услуг за год; Кз – фактический объем услуг по закрытым счетам; Кс – фактический объем услуг по самообслуживанию.
Ремонтные мастерские
На каждый ремонтируемый объект инженер или механик составляет в двух экземплярах ведомость дефектов на ремонт машин (форма 267-АПК). Один экземпляр передается на склад запчастей, на основании которого по лимитно-заборным картам (форма 261-АПК) и накладным внутрихозяйствен-ного назначения (форма 264-АПК) отпускают запчасти, а согласно акту на списание производственного и хозяйственного инвентаря (форма № 263-АПК) списывают инструменты. Второй экземпляр остается в мастерской. По нему выписывают наряд на сдельную работу для бригады (форма № 130-АПК) и наряд на сдельную работу индивидуальный (форма № 131-АПК). Для учета отработанного времени работников ведется табель учѐта рабочего времени (форма № 140-АПК). Учет амортизации ведется в ведомости начисления амортизации и отчислений в ремонтный фонд по основным средствам (фор-ма № 110-АПК). Документом по учѐту изготовленных изделий ремонтной мастерской является накладная (форма № 264-АПК). После капитального ремонта от-ремонтированные объекты принимаются в эксплуатацию согласно акту приема-сдачи отремонтированных и реконструированных объектов (форма № 102-АПК).
Данные первичных документов по учету затрат труда в конце месяца сначала группируются в журнале учета затрат в ремонтной мастерской (фор-ма № 302-АПК).
Данные первичных документов по учету материальных ценностей систематизируются в отчетах о движении материальных ценностей (форма № 165-АПК).
Затем данные из журнала учета затрат в ремонтной мастерской и отче-та о движении материальных ценностей переносятся в регистр аналитическо-го учѐта – производственный отчѐт (форма № 83-АПК). В данный регистр сразу же переносится информация из ведомости начисления амортизации и отчислений в ремонтный фонд по основным средствам.
Если мастерских несколько, то из производственного отчета ремонт-ной мастерской (форма № 83-АПК) информация переносится в сводный про-изводственный отчѐт. Сводный производственный отчет также является ре-гистром аналитического учѐта и ведется в целом по хозяйству.
В производственном отчѐте подразделений и в сводном производст-венном отчѐте на каждый объект учѐта открывается отдельная графа – от-дельный аналитический счѐт.
Синтетический учѐт ведѐтся в журнале-ордере №10-АПК.Записи в жур-нал-ордер производятся на основании производственного отчета. Из журнала-ордера № 10-АПК записи производятся в главную книгу, а затем в баланс.
Машинно-тракторный парк
Первичный учет затрат и работ машинно-тракторного парка ведут по сельскохозяйственным работам, выполняемым тракторами, комбайнами и другими самоходными машинами, в учетных листах тракториста-машиниста (форма № 133-АПК), по транспортным работам, выполняемых тракторами – в путевых листах трактора (форма № 134-АПК). Данные первичных доку-ментов по учету затрат в конце месяца сначала группируются в накопитель-ной ведомости учета затрат (форма № 301-АПК), где для каждого трактора, комбайна предназначена отдельная страница. На отдельных страницах ведо-мости учитывается амортизация и расходы по ремонту. Итоговые данные с накопительных ведомостей переносятся в производственный отчет (форма № 83-АПК), затем в журнал-ордер № 10-АПК и в главную книгу.
Автомобильный транспорт
Первичный учет затрат и работ автотранспорта ведут в путевых листах: при сдельной оплате труда заполняют путевой лист грузового автомобиля (форма № 4с), при повременной – путевой лист грузового автомобиля (форма № 4п) и путевой лист легкового автомобиля (форма № 3). При междугород-ных перевозках грузов заполняется форма № 4м. Для автобусов заполняется путевой лист автобуса необщего пользования (форма № 6-спец). Данные первичных документов по учету затрат в конце месяца сначала группируются в накопительной ведомости учета затрат (форма № 301-АПК), где на каждую машину предназначена отдельная страница. Итоговые данные с накопитель-ных ведомостей переносятся в производственный отчет (форма № 83-АПК), затем в журнал-ордер № 10-АПК и в главную книгу.
Гужевой транспорт
Первичный учет расхода кормов ведется в ведомости учета расхода кормов (форма № 175-АПК), материалы списываются по накладным внутри-хозяйственного назначения (форма № 264-АПК) и лимитно-заборным картам (форма № 261-АПК). Объем работ гужевого транспорта отражается в учет-ном листе труда и выполненных работ (групповом – форма № 131-АПК, ин-дивидуальном – форма № 132-АПК). На основании этих документов произ-водятся записи в накопительную ведомость учета затрат (форма № 301-АПК), затем информация переносится в производственный отчет (форма № 83-АПК), затем в журнал-ордер № 10-АПК и в главную книгу.
Общие положения по учёту затрат в обслуживающих производствах и хозяйствах Обслуживающие производства и хозяйства – это такие производства и хозяйства, которые не связаны с производством продукции, выполнением ра-бот, оказанием услуг, явившихся целью создания данного предприятия. Ха-рактер их деятельности неоднороден. Одни выпускают продукцию (пекарни, столовые), другие оказывают услуги (бани, прачечные, парикмахерские), третьи занимаются социальным и бытовым обслуживанием (детсады, жи-лищно-коммунальное хозяйство, дома отдыха).
Учет затрат в обслуживающих производствах и хозяйствах ведется на счете 29 – «Обслуживающие производства и хозяйства». Он имеет следую-щие субсчета:
29/1 – «Жилищно-коммунальное хозяйство»; 29/2 – «Производства бытового обслуживания населения»; 29/3 – «Производства общественного питания»;
29/4 – «Детские дошкольные учреждения»; 29/5 – «Учреждения культурно-бытового назначения»; 29/6 – «Прочие производства и хозяйства»; 29/7 – «Некоммерческая деятельность».
На каждый объект калькулирования открывают отдельный аналитиче-ский счѐт.
Аналитический учѐт в разрезе субсчета ведется по каждому производству отдельно в ведомости аналитического учета затрат на производство (форма 84-АПК). Также по каждому производству составляют производственный отчет (форма 83-АПК). Синтетический учѐт ведут в журнале-ордере № 10-АПК.
Счѐт 29 активный, калькуляционный. По дебету счѐта 29 собирают все затраты, относящиеся к обслуживающим производствам. По кредиту учиты-ваются суммы фактической себестоимости произведенной продукции, вы-полненных работ и услуг, а также отражается списание затрат за счет соот-ветствующих источников (поступлений от населения, целевых поступлений, фондов, прибыли и т.д.). Счет 29 закрывается в последнюю очередь после закрытия 23, 97, 25, 26, 20 счетов. Остаток по счету 29 показывает незавер-шенное производство, но, как правило, его не бывает.
Корреспонденции счетов в разрезе статей затрат: 1. Израсходованы материальные ресурсы на промышленные произ- водства:
1.1. продукты, сырье для переработки, нефтепродукты, топливо и энер-гия – Д 29 К 43, 10, на сумму без НДС;
1.2. работы и услуги сторонних организаций – Д 29 К 60, на сумму без
НДС. 2. Начислена зарплата работникам – Д 29 К 70. 3. Произведены отчисления на социальные нужды – Д 29 К 69. 4. Произведены расходы на содержание основных средств:
4.1. начислена амортизация основных средств – Д 29 К 02;
4.2. произведены расходы по ремонту и техобслуживанию основных средств – Д 29 К 23/1, 23/2.
5. Оказаны услуги вспомогательных производств – Д 29 К 23. 6. Произведены потери от брака – Д 29 К 28.
7. Начислена квартплата и плата за детские учреждения – Д76 К 29/1, 29/4.
8. Оказаны услуги по бытовому обслуживанию населения и услуги культурно-бытового назначения – Д 90 К 29/2, 29/5.
9. Оприходована продукция пекарни – Д 43/3 К 29/3. 10. Реализованы готовые блюда столовой:
Д 90 К 29/3 – списана себестоимость блюд; Д 50 К 90 – оплачены блюда в кассе;
Д 76 К 90 – отпущены блюда по абонементам; Д 99 К 90 – на сумму скидки по отпускной цене с блюд.
11. Использованы средства целевого финансирования некоммерческой деятельности – Д 86 К 29/7.
12. Списана часть затрат по содержанию обслуживающих производств и хозяйств за счет средств целевого финансирования – Д 86 К 29/1, 2, 3, 4, 5, 6.
13. Списана часть затрат по содержанию обслуживающих производств
и хозяйств за счет прибыли на основании решения собственников организа- ции Д 84, 91/2, 99 К 29.
Учреждения культурно-бытового назначения
К учреждениям культурно-бытового назначения относят: санатории, пансионаты, профилактории, детские лагеря, музеи, клубы, дома культуры, стадионы. По каждому учреждению открывается отдельный аналитиче-ский счет. Учет затрат ведется по общепринятой номенклатуре статей за-трат (см. вопрос 1). Затраты покрываются за счет выручки, полученной от оказания услуг и прибыли организации.
Некоммерческая деятельность
К некоммерческой деятельности относится деятельность организаций, учредителями которых, как правило, являются сельскохозяйственные орга-низации. Это перерабатывающие, снабженческие, сбытовые, кредитные, страховые потребительские кооперативы. Главная особенность этих органи-заций в том, что источником их финансирования являются целевые поступ-ления средств от членов кооператива в виде вступительных вносов, ежегод-ных членских взносов, безвозмездной помощи и т.д. Прибыль некоммерче-ский организаций является дополнительным источником финансирования. Расходы учитываются по дебету 29/7 счета по общепринятой номенклатуре статей затрат (см. вопрос 1). Кредиту 29/7 счета производится списание рас-ходов за счет средств целевого финансирования.
Учёт брака В промышленных, вспомогательных, обслуживающих производствах возможно допущение брака. Брак бывает исправимым и неисправимым.
Учет брака ведется на счете 28 – «Брак в производстве». На каждый вид брака открывается отдельный аналитический счет. Аналитический учѐт по счѐту 28 ведут в производственных отчѐтах (форма № 83-АПК). Основа-
нием для записи являются первичные документы. Синтетический учѐт ведут в журнале-ордере № 10-АПК.
Счѐт № 28 – активный, собирательно-распределительный. В дебет сче-та списывают все затраты, связанные с выявленным браком. По кредиту от-ражаются суммы, направленные на возмещение потерь от брака или списа-ние брака. На конец месяца счет сальдо не имеет. Корреспонденции счетов по учету брака:
1. Списана стоимость неисправимого брака по плановой себестоимо- сти – Д 28 К 20/3, 23/1, 23/2, 29/2, 29/3. 2. Произведены расходы по исправлению брака – Д 28 К10, 70, 69, 23 и др.
3. Списана стоимость забракованной продукции по цене ее возможно-го использования – Д 20, 90/2 и др. К 28.
4. Удержана сумма брака с виновных лиц – Д 73/2 К 28.
5. Взысканы суммы с поставщиков за поставку недоброкачественного сырья – Д 76/2 К 28.
6. Списаны суммы невозмещенных потерь от брака на затраты произ- водства – Д 20/3, 23/1, 23/2, 29/2, 29/3.
Основные понятия бюджета и бюджетирования Бюджет — это план доходов и расходов в денежном выражении за определенный период времени. Он необходим для планирования, учета, контроля оценки эффективности деятельности предприятия. Экономический эффект возможен тогда, когда деятельность предприятия имеет четко заданные параметры затрат и результаты деятельности. Бюджетирование — это, в свою очередь, процесс определения этих параметров. Когда имеют место определенные параметры, необходим учет и контроль их исполнения. Бюджетирование — это более широкое понятие, чем планирование. Бюджетирование является интегрированной системой, обобщающей данные планирования, учета и контроля не только затрат и результатов, но и процессов, показателей, формирующих доходы и расходы предприятия. Методы, используемые в бюджетировании: 1) при бюджетном планировании используют прогностические и статистические методы; 2) при бюджетном учете и контроле используют методы финансового и управленческого учета, стандарт-кост, директ-костинг, нормативный метод учета затрат, математические методы анализа.
Классификация бюджетов Существует достаточно большое разнообразие бюджетов, которые группируют по определенным признакам: 1) по степени обобщения информации; 2) по периодичности представления; 3) по способу планирования; 4) по механизму исполнения. По степени обобщения информации выделяют бюджеты: главный (генеральный), общий, частный. Главный бюджет охватывает основную деятельность предприятия. Его цель — объединить и суммировать бюджеты структурных подразделений предприятия, для которых составляются частные бюджеты. К частным бюджетам относятся бюджет продаж, бюджет закупок, производственный бюджет. Главный бюджет включает в себя операционный и финансовый бюджеты. Операционный бюджет — это текущий бюджет. Он показывает прогнозируемые объемы продаж и производства, который в результате сводится к прогнозированию прибыли и убытка. Финансовый бюджет прогнозирует денежные потоки организации. Как правило, он оформляется в виде прогноза движения денежных средств на определенный планируемый период. Он составляется на основании операционного бюджета. Бюджеты могут составляться как по подразделениям, так и по отдельным видам деятельности (например, бюджет социального развития, бюджет НИР). Бюджет, скоординированный по всем программа, по всем структурным подразделениям и представляющий план работы предприятия в целом, называется общим бюджетом. В зависимости от периода составления бюджеты подразделяют на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (2-3 года), долгосрочные (свыше 3 лет). Однако на предприятиях промышленности могут составляться месячные бюджеты.
По способу планировании бюджеты делят на дискретные и скользящие. Дискретный бюджет составляется на год, но с разбивкой по кварталам и месяцам. Если используется метод непрерывного планирования, то в таком случае формируется скользящий бюджет. Скользящие бюджеты наряду с данными текущего планирования включают информацию прошедших периодов. По механизму исполнения выделяют статический и гибкий бюджеты. Статический бюджет рассчитан на конкретный уровень деловой активности предприятия, т. е. в нем доходы и расходы планируются исходя только и одного объема продажи продукции. Статический бюджет наиболее эффективен, когда деятельность предприятия стабильна., чаще всего для расходов, независящих от объемов продажи и производства (например, в отделах административного управления). Сравнение статического бюджета с фактически достигнутыми результатами производства в независимости от объема продажи продукции Недостатком статического бюджета является то, что он имеет ограниченную гибкость, т. е. он не позволяет более детально проанализировать деятельность предприятия и поэтому плохо подходит для контроля затрат при изменении объема производства и продажи продукции. Для более детального анализа используют гибкий бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а определенного его диапазона. Поэтому им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема продаж и определенные уровень затрат. Гибкий бюджет в большей степени приемлем для ситуаций, связанных с непредвиденными обстоятельствами. Он исходит из реальной ситуации и достаточно эффективен при изменении объема продаж и других показателей деятельности предприятия, но не в большом (узком) диапазоне. Гибкий бюджет можно использовать как при планировании, так и при анализе производственно-сбытовой деятельности. При планировании он помогает выбрать оптимальный объем продаж и производства, а при анализе — оценить фактические результаты. На практике часто разрабатывают несколько бюджетов доходов и расходов для конкретных уровней объема продаж.
Операционный бюджет Общий бюджет представляет собой скоординированный по подразделениям план работы для всей организации. Цель общего бюджета состоит в объединении и суммировании бюджетов различных подразделений предприятия называемых частными бюджетами. Общий бюджет любой организации состоит из 2-х частей: операционная и финансовая. · Операционный (текущий, периодический) бюджет показывает прогнозируемые объемы продаж и производства, которые трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого подразделения организации. · Операционный бюджет включает в себя бюджет о прибылях и убытках, который в свою очередь формируется на основе таких бюджетов как бюджет продаж, производственный бюджет, бюджет ТМЗ и бюджет расходов. Составление операционного бюджета начинается с разработки бюджета продаж. Объём продаж определяет высшее руководство организации, которое формирует своё решение в процессе консультаций с управляющим отделом сбыта. На основе бюджета продаж составляются бюджеты производства и себестоимости проданной продукции. Составление бюджета предполагает планирование не только денежных затрат, но и потребностей в ресурсах в натуральном выражении. Конечной целью работы над операционным бюджетом является разработка плана прибыли и убытка. При составлении бюджета продаж необходимо учитывать влияние следующих факторов: деятельность конкурентов, стабильность поставщиков и покупателей, результативность рекламы, сезонные колебания спроса, ограничения со стороны государства, деловая политика, общее состояние экономики и т.д. В бюджете продаж отражаются следующие показатели: виды продаваемой продукции, количество, цена за единицу, сумма на которую планируется осуществить продажи. Подготовка бюджета продаж является отправной точкой во всем процессе составления общего бюджета, так как объем продаж и его товарная структура характеризуют уровень деятельности организации. После установления плана продаж в натуральном выражении можно определить количество единиц продукции, которые необходимо произвести для выполнения бюджета продаж и поддержания запасов готовой продукции на запланированном уровне. Для определения общих затрат на производство необходимо рассчитать себестоимость единицы продукции складывающейся из прямых и косвенных затрат. Следующий этап подготовки общего бюджета это составление частных операционных бюджетов: бюджет закупки, бюдж
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 810; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.119 (0.013 с.) |