Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ внешнеэкономической деятельности оао «аммофос»

Поиск

Анализ структуры продукции

Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

 

Расчет влияния структуры реализованной продукции на выпуск продукции

Удобрение Оптовая цена 1 т, р Объем производства продукции, т Выпуск продукции в ценах 2012 года, тыс р Изменение выпуска за счет структуры, тыс р
2012 г 2013 г 2012 г Факт при плановой структуре 2013 г
               
МАФ   722 336 668 839 2812776,38 2730334,08 2 604 459 -125 875
ДАФ   838 160 859 103 3205123,84 3111181,85 3 285 210 174 028
ДАФК   235 487 229 905 811252,715 787474,946 792 023 4 548
NPK   261 662 229 777 769286,28 746738,545 675 544 -71 195
ЖКУ   49 217 57 486 177033,549 171844,706 206 777 34 932
Итого: - 2 106 862 2 045 110 7775472,77 7547574,12 7 564 013 16 438

 

Данные графы товарная продукции факт при плановой структуре рассчитывается умножением товарной продукции по плану на коэффициент выполнения плана товарной продукции в целом в условно-натуральных единицах:

К вп = 2045110/2106862=0,9707

Если бы план производства был равномерно недовыполнен на 3 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 7547574,12 руб. При фактической структуре он выше на 16439 тыс.руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции, а именно минеральных удобрений ДАФ, ДАФК, ЖКУ в общем выпуске.

Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разниц. Для этого разность между коэффициентом выполнения плана по производству продукции, рассчитанным на основании стоимостных (Кст) и условно-натуральных показателей (Кн) умножается на запланированный выпуск продукции.

Кст=7 564 013/7775472,77=0,9728

 

 

ВП стр = (Кст - Кн) * ВП пл = (0.973 – 0,97) *7775472,77 = 16438 тыс. руб.

При использовании средних цен расчет производится по формуле

,

где Ц1, Ц0 - средняя оптовая цена группы изделий – фактическая и плановая соответственно,

VВП1 – фактическое количество изделий в отчетном периоде, натуральные измерители.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенный за первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.

Косвенные показатели ритмичности - наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

 

Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки

Удобрение Оптовая цена 1 т, р Объем реализации продукции, т Выручка по плановым ценам, тыс р Изменение выручки за счет структуры, тыс р  
2003 г 2004 г 2003 г Факт при плановой структуре 2004 г  
 
 
                 
МАФ   729 478 667 482     3 604 403    
ДАФ   846 950 860 876     4 390 468    
ДАФК   251 857 229 229     1 008 608    
NPK   262 186 229 828     861 855    
ЖКУ   41 609 63 672     283 340    
Итого: - 2 132 080 2 051 087     10 148 674    

 

Выполнение плана по ассортименту продукции за 2005 год

  Удобрение Объем производства продукции, тыс р    
     
  план факт    
           
  МАФ 2 084 298 2 088 183    
  ДАФ 2 797 120 2 806 512    
  ДАФК 735 308 742 389    
  NPK 394 615 397 818    
  ЖКУ 137 571 139 148    
  Итого: 6 148 912 6 174 050    
Квартал Выпуск продукции, руб. Удельный вес, % Выполнение плана, коэффиц. Доля продукции зачтен. в план по ритм-ти, %  
план факт План факт  
I     29,3 30,6 1,092 29,3  
II     23,3 21,5 0,964 21,5  
III     26,6 26,5 1,038 26,5  
IV     20,8 21,4 1,069 20,8  
За год         1,043 98,1  
                       

Величина коэффициента ритмичности определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня: 29,3+21,5+26,5+20,8 = 98,1 %.

Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана, чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.

К аритм = 0,092 + 0,036 + 0,038 + 0,069 + 0,043 = 0,278.

Внутренние причины аритмичности - тяжелое финансовое состояние предприятия. Низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние - несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.

В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Это разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего объема производства. Упущенные возможности = 328100 - (100500 * 4) = - 73900 руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

Ассортимент продукции и товаров — совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными группировочными признаками товаров являются производственный, сырьевой и потребительский.

Номенклатура – это перечень наименований изделий и их кодов (в кодификаторе) установленных для соответствующих видов продукции в общероссийском кодификаторе промышленной продукции (ОКПП) действующем на территории СНГ.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:

- определение текущих и перспективных потребностей покупателей; оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

- изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции дает одноименный коэффициент. В расчет данного коэффициента принимается фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более базового (планового, прошлого периода). В связи с тем, что основная деятельность предприятия зависит от сезонных факторов. То объем выпуска и реализации продукции не имеет определенной динамики.

План по выпуску готовой продукции перевыполнен на 4,3 %, а по реализации - на 4,9 %, что свидетельствует о снижении остатков нереализованной продукции.

Процент выполнения договорных обязательств составляет 95 %, вероятно предприятие при формировании ассортимента и структуры выпускаемой продукции не учла спрос на данный вид продукции.

При оценке выполнения плана по ассортименту было выявлено, что выполнены задания не по всем видам изделий, в связи с чем план недовыполнен на 2,7 %.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других — уменьшается. При анализе четко видно, что благодаря перевыполнению плана по выпуску более дорогой продукции увеличился общий объем производства, изменение товарной продукции за счет структуры составило 12147 рублей.

В связи с неритмичной работой предприятия упущенная возможность предприятия составила -73900 руб., что отрицательно сказывается на экономических показателях предприятия.

. Резервы увеличения выпуска продукции на ЧУП "Светоприбор"

Рост производства основных видов продукции на ЧУП "Светоприбор" будет осуществляться главным образом за счет расширения зарубежных рынков сбыта, расширения ассортиментной программы, основанной на разработке новых модификаций уже существующих образцов, а также массовом выпуске новой продукции.

Резервами роста реализации продукции ЧУП "Светоприбор" являются: расширение ассортимента, снижение себестоимости продукции и повышение ее качества путем внедрения в производство новых технологий и оборудования, что позволит закрепить позиции и увеличить свою долю на рынке.

Увеличение выпуска продукции и выполнение намеченных основных целевых показателей позволит ЧУП "Светоприбор":

внедрить принципиально новую передовую технологию производства продукции;

снизить расход сырья и топливно-энергетических ресурсов;

вследствие снижения производственных издержек повысить конкурентоспособность своей продукции на рынке.

ЧУП "Светоприбор" планируется приобрести обрабатывающий центр, который является станком пятого поколения с использованием компьютера в управлении центром и одновременным выполнением горизонтальных и вертикальных присадочных работ в производстве без переналадок. Кроме того, станок имеет вместо одного три горизонтальных шпинделя, и одновременно по горизонтали делается не одна, а три присадки, то есть три отверстия, что позволяет увеличить производительность труда, повысить точность обработки, уменьшить брак.

При эксплуатации центра, выполнением операций управляет компьютер, что позволяет вводить разработанные без остановки центра программы. Учитывая, что на предприятии уже работают два станка с таким же управлением, предусматривается объединить их в компьютерную сеть и в случае остановки или аварийности любого станка, можно выполнять технологические операции, снимая с базы данных любого станка без остановки производства, это в свою очередь позволяет повысить ритмичность работы производства, увеличить производительность труда и тем самым увеличить выпуск конкурентоспособной продукции.

Ввиду значительной конкуренции на рынках электро-установочных изделий очень большое внимание уделяется экономическим характеристикам - соотношение цена/качество приобретает решающий характер для изготовителей и потребителей приборной продукции.

С целью снижения остатков готовой продукции и стимулирования продаж в на ЧУП "Светоприбор" будет проведен следующий комплекс рекламно-маркетинговых мероприятий:

организация продаж продукции ЧУП "Светоприбор" в областных городах РБ через торговых представителей;

проведение рекламных игр, презентаций ТНП перед крупными праздниками;

размещение рекламы в региональных изданиях "Товары и цены" и аналогичных;

участие в специализированных выставках по направлениям;

проведение рекламных кампаний по направлениям выпускаемой продукции в СМИ: периодических печатных изданиях, радио, телевидении и в сети Internet;

разработка и изготовление рекламной продукции на высокой полиграфической базе;

реклама в метро и наземном общественном транспорте перед национальными и международными праздниками;

организация фирменных секций в крупных магазинах Минска: ГУМ, Беларусь, ЦУМ и др.;

организация продаж ТНП через торговые сети специализированных магазинов и гипермаркетов в РФ и РБ.

условно-натуральных показателей (можно в нормо-часах) (Кн) умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении):

Для расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции в стоимостном выражении можно использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены 1 руб ( Цстр) за счет структуры (табл. 18.8):

 

Затем, умножая полученный результат на общий фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:

Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести и с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении:

Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки (табл. 18.9).

Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 2185 млн руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий С и D в общем объеме продаж.

Используя описанные выше приемы, можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.

Основные источники резервов увеличения выпуска и реализации продукции показаны на рис. 18.3.

Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:

где Р ВПкр, Р ВПфрв, Р ВПчв - резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени в связи с сокращением его потерь и повышения среднечасовой выработки; Р КР — резерв увеличения количества рабочих мест; Р ФРВ - резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия; Р ЧВ — резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы; ФРВв - возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.

По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования (Р К) времени его работы (Р Т) и выпуска продукции за один машинно-час (P ЧB) рассчитываются по формуле:

По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:

а) дополнительное количество j-го материала делится на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:

б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются:

 

в) планируемое сокращение нормы расхода j-го ресурса на единицу i-го вида продукции умножается на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:

В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции (табл. 18.15).

Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.

На данном предприятии резерв увеличения выпуска продукции ограничен материальными ресурсами и составляет 5450 млн руб. Максимальный резерв выпуска продукции за счет улучшения использования оборудования может быть освоен, если предприятие найдет еще по трудовым ресурсам резервов на сумму 2572 млн руб. (8345-5773) и по материальным ресурсам - на сумму 2895 млн руб. (8345-5450).

При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации.

 

 

Список литературы:

 

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / Д. В. Лысенко. - М.: ИНФРА – М, 2008. – 320 с.

 

Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск: -ИП “Экоперспектива”, 1998 г.-498 с.

 

2. Анализ динамики и выполнения плана производства продукции

Одним из обобщающих показателей экономической эффективности производства является рост производства продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении. Развитие и расширение производства осуществляется за счет эффективного использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Продукция предприятия является прямым конечным результатом его основной деятельности.

Как ранее было сказано, объем производства характеризуется валовой и чистой продукцией, объем выпуска – товарной и готовой продукцией, объем реализации – отгруженной и реализованной товарной продукцией.

При планировании, учете и оценке производства продукции наряду с натуральными показателями (ассортимент и номенклатура) используются и стоимостные показатели (валовая, товарная, реализованная продукция).

Товарная продукция характеризует объем производства по полностью законченным и подлежащим реализации (для продаж) продукции, работ, услуг.

В ее состав входят:

– стоимость готовых изделий (готовая продукция – ГП);

– полуфабрикаты собственной выработки, отпущенные на сторону, капитальному строительству и непроизводственным хозяйствам своего предприятия (ПФ);

– стоимость переработки сырья и материалов заказчика (СПСМЗ.)

– стоимость инструмента, штампов, моделей, приспособлений, отпущенных на сторону или зачисленных в основные фонды предприятия (продукции вспомогательных цехов) (ПВЦ);

– стоимость работ промышленного характера, выполненных на сторону (РПХАР.)

Таким образом, товарная продукция находиться по следующей формуле:

ТП = ГП + ПФ + СПСМЗ + ПВЦ + РПХАР.

Общий объем производства в стоимостном выражении характеризуется валовой продукцией (ВП), которая зависит от трудоемкости, материалоемкости и рентабельности изготовленной продукции. Там, где остатки незавершенного производства незначительны по размерам или не имеют больших колебаний в отчетных периодах, у товарной и валовой продукции одинаковый состав, в остальных случаях расчет валовой продукции следует исчислять с учетом остатков незавершенного производства:

ВП = ТП ± ИОНЗП + ССМЗ

где:

ИОНЗП – изменение остатков незавершенного производства;

ССМЗ – стоимость сырья и материалов заказчика.

Общий объем продукции, работ, услуг оценивается фактически в оптовых ценах без НДС, акцизов и отражается в форме № 1-П.

Валовая продукция характеризует объем производства как по полностью законченным и подлежащим реализации, так и по незаконченным изделиям.

В процессе анализа проверяется выполнение плана по выпуску (если имеется план) и дается оценка изменения объема продукции по сравнению с предыдущим годом.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска продукции, расчета темпов роста и прироста продукции.

В качестве сопоставимых цен приняты цены отчетного года.

Объем выпуска продукции, исчисленный в стоимостном выражении, не всегда дает правильное представление об объеме выполненных предприятием работ по выпуску продукции. Это связано с тем, что на показатель объема выпуска продукции в стоимостном выражении оказывают влияние изменение структуры выпускаемой продукции и изменение стоимости сырья.

Изменение структуры вызывается рядом причин:

– отсутствием необходимой техники;

– недостатками в организации материального обеспечения;

– изменением себестоимости изделия.

При наличии структурных сдвигов стоимостные показатели не отражают реальных трудовых затрат. Это обусловлено тем, что стоимость продукции состоит из затрат живого и овеществленного труда, соотношение этих затрат в различных видах продукции различно, вследствие чего выделяют трудоемкое, материалоемкое и капиталоемкое производство. Поскольку между ценами и затратами труда нет прямо пропорциональной зависимости, то изменение структуры производства может оказывать существенное влияние на объем производства в стоимостном выражении, завышая или занижая его.

Это требует использования и других измерителей объема производства, более точно характеризующих трудоемкость производства продукции на данном предприятии. К ним относится объем производства, исчисленный в нормо-часах или в нормативной зарплате.

Использование показателей, реально отражающих трудоемкость производства продукции, предполагает определение объема продукции, произведенной собственными силами хозяйствующего субъекта, а также производительности труда, фондоемкости, фондоотдачи, материалоемкости, материалоотдачи.

Для того чтобы рассчитать объем производства в нормо-часах, необходимо количество каждого вида продукции (qi) по плану, отчету и за предыдущий год умножить на норму времени изготовление единицы изделия. Полученное общее количество нормо-часов на изготовление отдельных изделий суммируют, что дает общий объем производства в нормо-часах. После чего исчисляют темпы роста объема производства в нормо-часах и выполнение плана.

Необходимые данные для расчета получают из бизнес-плана, формы № П-1 (по выпуску продукции), затраты труда в нормо-часах на единицу продукции из бизнес-плана или данных оперативно-технического учета.

Измерение объема производства в нормо-часах имеет недостаток, так как не отражает качество затраченного труда (различий в сложности труда).

Измерение объема производства в нормативной зарплате имеет определенные преимущества, так как отражает использование труда различной сложности и квалификации, служит мерой затраченного труда и дает качественную характеристику трудовых затрат.

Расчет объема производства в нормативной зарплате определяется путем умножения количества выпущенной продукции в натуральном выражении по плану и факту на норматив заработной платы на единицу продукции. Суммируя расход нормативной зарплаты, по всем изделиям определяют плановый и фактический объемы производства в нормативной зарплате. Определяем отклонение в целом по изделиям по удельному весу. На основе проведенных расчетов делаем вывод.

Затем проводится оперативный анализ производства и отгрузки продукции, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонения от плана.

Анализ реализации продукции связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятий оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций, что может привести к потере рынка сбыта, а, следовательно, к снижению производства.

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается путем деления разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам и суммы недопоставленной продукции на плановый объем:

Кд = (Vпл. - Vнедоп.)/Vпл.

В заключении можно сказать, что предприятие должно эффективно использовать свои ресурсы для роста производства, что поможет в выполнении плана. В процессе проведения анализа динамики и выполнения плана производства продукции, сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Этот анализ проводится с целью расчета процента выполнения плана, абсолютного отклонения от плана, темпов роста и прироста.
. Анализ ритмичности производства

Еще одним важным показателем эффективности производства является ритмичность производства. Под ритмичностью понимается равномерность выпуска продукции в равные отрезки времени в течение отчетного периода.

Ритмичная работа хозяйствующего субъекта является важным условием выпуска и реализации продукции, повышения качества, снижения себестоимости и увеличения прибыли. Ритмичность свидетельствует о рациональной организации производства и труда.

Неритмичная работа ухудшает все экономические показатели работы: снижается качество, увеличивается объем незавершенного производства, увеличиваются сверхплановые остатки готовой продукции на складе, замедляется оборачиваемость капитала, не выполняются контракты, договоры поставки. Несвоевременная отгрузка продукции приводит к тому, что несвоевременно поступает выручка, имеет место перерасход фонда оплаты труда. Это приводит к увеличению себестоимости, снижению прибыли и ухудшению финансового состояния.

Для характеристики ритмичности выпуска используется ряд показателей. Показатели равномерности выпуска делятся на две группы: прямые и косвенные.

К прямым показателям относятся:

– коэффициент ритмичности,

– коэффициент аритмичности,

– удельный вес производства продукции за каждую декаду к месячному выпуску и т.д.

Косвенные показатели ритмичности – оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, штрафы за недопоставленную продукцию, и т.д.

Обобщающим показателем равномерности выпуска продукции является коэффициент ритмичности, который показывает удельный вес продукции, сданной без нарушения графика.

Коэффициент ритмичности можно определить несколькими способами.

Коэффициент ритмичности (КРИТ) равен отношению суммы фактически выпущенной продукции в пределах плана за ряд последовательных отрезков времени анализируемого периода к сумме планового выпуска продукции за этот же период.

Так же коэффициент ритмичности можно определить путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не больше планового их уровня.

Чем ближе коэффициент ритмичности производства к единице, тем равномернее выполнение задания.

Данные для характеристики работы хозяйствующего субъекта и исчисления коэффициента ритмичности можно получить из оперативно-технической отчетности.

Коэффициент ритмичности показывает, сколько выпущено продукции в сроки, установленные планом-графиком.

Для оценки ритмичности производства определяется коэффициент аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от планового задания за каждый день (неделю, декаду).

Коэффициент аритмичности (Карит) можно определить как разность между коэффициентом ритмичности и единицей.

Затем необходимо выявить причины неритмичной работы, которые могут быть разными. Необходимо выявить как внешние (несвоевременная поставка сырья, материалов поставщиками, отключение электроэнергии, забастовки предприятий-смежников и т.д.), так и внутренние (низкий уровень организации производства и труда, низкий уровень применяемой технологии, недостаточное финансовое состояние и т.д.) причины. Выявление причин и их классификация позволяют определить мероприятия по повышению ритмичности.

В заключение необходимо определить стоимость недоданной продукции в установленные планом-графиком сроки в результате неритмичной работы предприятия.

Стоимость недовыпущенной продукции (-∑V) определяется путем умножения планового объема выпуска (Vпл) на коэффициент аритмичности:

-∑V = Vпл * Карит

Упущенные возможности хозяйствующего субъекта в связи с неритмичностью работы определяются как разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного, среднемесячного) объема производства за сутки (декады, месяцы).

-∑V = ∑Vф – Vmaxсутки (декада)

Можно сделать вывод, что отрицательные последствия влекут за собой не только недовыполнение или несвоевременное выполнение плановых заданий, но в некоторых случаях и перевыполнение. Поэтому нужно при оценке ритмичности учитывать как отрицательные отклонения от плана, так и положительные. Для этого определяется число аритмичности.

Чем менее ритмично работает предприятие, тем больше сумма чисел аритмичности. В заключение анализа ритмичности желательно определить упущенную возможность хозяйствующего субъекта.

В конце анализа разрабатываются мероприятия по устранению причин неритмичной работы.


4.Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции

Анализ динамики и выполнения плана по реализации продукции и выполнению договорных обязательств позволяет определить факторы изменения ее объема. Учет реализации осуществляется по отгрузке и по реализации.

Если выручка определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции имеет вид:

ГПн + ТП = РП + ГПк, отсюда РП = ГПн + ТП – ГПк

где:

ГПн, ГПк – соответственно готовая продукция на начало и конец года;

ТП – стоимость товарной продукции;

РП – стоимость реализованной продукции.

Учет выручки по оплате имеет вид:

ГПН + ТП + ОТН = РП + ОТК + ГПК,

отсюда:

РП = ГПН + ТП + ОТН – ОТК –ГПК,

где:

ОТН, ОТК – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

На изменение объема реализации оказывают влияние:

– изменение объема товарной продукции;

– изменение остатков готовой продукции на складе;

– изменение остатков отгруженной продукции на начало и конец периода.

Анализ факторов, влияющих на объем реализации, осуществляется следующим образом. Необходимо определить объем реализованной продукции по плану и по факту. Сравнить фактический объем реализации с плановым объемом. Определить абсолютное отклонение по всем вышеперечисленным факторам. Определить процент выполнения плана по объему реализации (фактический объем выпуска разделить на плановый и умножить на 100%), что будет являться объектом анализа.

Для того чтобы определить количественное влияние факторов на изменение объема реализации, необходимо абсолютное отклонение по каждому фактору в отдельности разделить на плановый объем реализации и умножить на 100%. Увеличение объема товарной продукции увеличивает объем реализованной, и наоборот.

Увеличение остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало года, увеличивает объем реализации, и наоборот. Увеличение остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на конец года, уменьшают объем реализации, и наоборот.

В процессе анализа необходимо выявить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями, снижения объема выпуска и разработать конкретные меры по ускорению реализации продукции и получению выручки.

Объем реализации определяет в основном объем производства, поэтому необходимо конкретное изучение факторов, определяющих объем выпуска, а, следовательно, и объем реализации. Эти факторы можно объединить в три группы:

1.Обеспеченность предприятия основными средствами производства и эффективности их использования:

ВП = ОФ* Фо

РП = ОФ * Фo x jрп(вп)

где: ВП – стоимость валовой продукции;

РП – стоимость реализованной продукции;

ОФ – стоимость основных фондов;

Фо- фондоотдача;

jрп(вп) - доля реализованной



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.57.57 (0.012 с.)