Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Научные основы экономического анализа

Поиск

Тема 1. Научные основы экономического анализа

 

1. Понятие экономического анализа. Место экономического анализа в системе экономической науки. Связь экономического анализа с фундаментальными и специальными науками.

2. Предмет и объекты экономического анализа.

3. Содержание и задачи экономического анализа.

4. Принципы экономического анализа.

5. Роль экономического анализа в управлении производством и повышении его эффективности.

 

Понятие экономического анализа. Место экономического анализа в системе экономической науки. Связь экономического анализа с фундаментальными и специальными науками.

 

Анализ в узком плане представ­ляет собой разделение явления или предмета на составные части (элементы), что необходимо для изучения их внутренней сущно­сти.

Однако анализ не может дать полного представления об изуча­емом предмете или явлении без синтеза. Синтез – это метод познания, основанный на соединении отдельных частей яв­ления в единое целое.

Под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на разделении целого на составные части и изучении их во всем многооб­разии связей и зависимостей.

Экономический анализ – научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на разделении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

Различают:

макроэкономический анализ – изучает эконо­мические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей

микроэкономический анализ –изучает процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования (получил название «Анализ хозяй­ственной деятельности» (АХД)).

Теория анализа складывалась постепенно, по мере развития экономики, становления бухгалтерского учета. Большой вклад в развитие методологии анализа внесли ученые Н.Р. Вейцман, С.К. Татур, В.И. Стойкий, М.И. Баканов, А.Д. Шеремет, В.В. Ковалев, В.Ф. Палий, Н.А. Русак, Л.И. Кравченко, Г.В. Савицкая, Р.С. Сайфулин, Н.П. Любушин, М.В. Мельник, Э.В. Никольская и др.

Экономический анализ сформировался в результате разделения наук, но являясь самостоятельной наукой, комплексно использует данные, приемы и способы исследования, присущие другим наукам (математики, планирования, статистики бухгалтерского учета и т.д.).

Место ЭА в системе экономической науки можно определить в рамках условной схемы (Рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Взаимосвязь ЭА с другими науками

Содержание и задачи экономического анализа

 

Основной целью АХД является подготовка информации для принятия оптимальных управленческих решений и для обосно­вания текущих и перспективных планов, направленных на дости­жение краткосрочных и стратегических целей предприятия.

ЭА деятельности организаций предполагает оценку фактов хозяйственной жизни, диагностику и прогнозирование их развития.

Функции анализа:

а) оценочная функция АХД состоит в определении соответствия состояния экономики предприятия ее целевым параметрам и по­тенциальным возможностям;

б) диагностическая – в исследовании причин отклонений от целевых параметров и прогнозировании дальнейшего развития ситуации;

в) поисковая – в выявлении по­тенциальных возможностей достижения поставленных целей.

Задачи АХД:

1) изучение состояния и тенденций экономического развития предприятия за прошлые периоды;

2) прогнозирование результатов деятельности на основе сло­жившихся тенденций развития и предполагаемых изменений в перспективе;

3) научное обоснование текущих и перспективных планов (це­левой программы предприятия);

4) контроль за выполнением планов и управленческих реше­ний, за эффективным использованием экономического потенци­ала предприятия с целью выявления недостатков, ошибок и опе­ративного воздействия на экономические процессы;

5) изучение влияния различных факторов на результаты хозяйственной деятельности, что позволяет объективно оценивать работу предприятия;

6) поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики;

7) оценка результатов деятельности предприятия по достиже­нию поставленных целей – выполнению планов, уровню резуль­тативности и эффективности бизнеса;

8) оценка степени финансовых и операционных рисков и вы­работка внутренних механизмов управления ими с целью укрепле­ния рыночных позиций предприятия и повышения доходности бизнеса;

9) обоснование мероприятий по устранению выявленных не­достатков и освоению резервов повышения эффективности функ­ционирования предприятия.

Способ сравнения в ЭА

Сущность сравнения – сопоставление однородных объектов с целью выявления сходства либо различий между ними.

Технология сравнения состоит из нескольких этапов:

- выбор сравниваемых объектов,

- выбор вида сравнения (динамическое, пространственное и т.д.),

- выбор базы сравнения (прошлый период, план отчетного периода, эталонное предприятие и др.),

- выбор чис­ла показателей, по которым будут сравниваться объекты,

- выбор шкалы сравнения.

В экономическом анализе различают следующие виды сравни­тельного анализа:

Горизонтальный сравнительный анализ используется для опреде­ления абсолютных и относительных отклонений фактического уров­ня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого пе­риода, среднего уровня, достижении науки и передового опыта).

С помощью вертикального сравнительного анализа изучается структура экономических явлений путем расчета:

¡ удельного веса частей в общем целом, н-р, удельный вес собственного капитала в общей величине капитала;

¡ соотношения частей целого между собой, н-р, соотношение собственного и заемного капитала;

¡ влияния факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величины до и после изменения соответствующего фактора.

Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисно­го года, т.е. при исследовании основной тенденции динамики по­казателей.

Динамические (временные) сравнения используют для изучения изменения исследуемых показателей во времени, а статические (пространственные) сравнения – для оценки уровня показателей одного периода по различным хозяйствующим субъектам.

При одномерном сравнительном анализе делаются сопоставления по одному или нескольким показателям одного объекта или сопо­ставление нескольких объектов по одному показателю.

С помощью многомерного сравнительного анализа сопоставля­ются результаты деятельности нескольких предприятий (подраз­делений) по широкому спектру показателей (подробнее он рас­смотрен в дальнейшем).

Рассмотрим типы сравнения.

1. Сопоставление плановых и фактических показателей для оценки степени выполнения плана. Такое сравнение позволяет определить степень выполнения плана за месяц, квартал или год.

2. Сопоставление фактических показателей с нормативными позволяет провести контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий.

3. Сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденций развития экономических процессов.

4. Сравнение с лучшими результатами, т.е. с лучшими образцами труда, передовым опытом, новыми достижениями науки и техники может проводиться как в рамках исследуемого предприятия, так и за его пределами. Внутри предприятия проводится сравнение среднего уровня показателей, достигнутого коллективом в целом, с показателями передовых участков, бригад, рабочих. Это позволяет выявить передовой опыт и новые возможности производства.

5. Сравнение показателей анализируемого хозяйства со средними показателями по району, зоне, области для оценки достигнутых результатов и определения неиспользованных резервов.

6. Сопоставление параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых показателей. Например, анализируя одновременно динамику изменения объема производства валовой продукции, основных производственных фондов и фондоотдачи, можно обосновать взаимосвязь между этими показателями.

7. Сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них.

 

Балансовый способ в ЭА

 

Балансовый способ служит для отражения соотношений, про­порций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономи­ческих показателей, итоги которых должны быть тождественными. Этот способ широко распространен в практике бухгалтерского уче­та и планирования. Определенную роль играет в АХД, в частности широко используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьем, топ­ливом, материалами, основными средствами производства и т.д., а также при анализе полноты их использования.

Определяя, например, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, составляют баланс, в котором, с одной стороны, показывается потребность в трудовых ресурсах, а с другой - их факти­ческое наличие. Для определения платежеспо­собности предприятия составляется платежный баланс, в котором соотносятся платежные средства с платежными обязательствами.

Как вспомогательное средство балансовый метод используется в АХД для проверки правильности определения влияния различ­ных факторов на прирост величины результативного показателя. В детерминированном анализе алгебраическая сумма величины влияния отдельных факторов должна соответствовать величине общего прироста результативного показателя: ∆ Yобщ = ∑∆Yхi

Отсутствие такого равенства свидетельствует либо о неполном учете факторов, либо о допущенных ошибках в расчетах.

Балансовый способ может быть использован при построении детерминированных аддитивных факторных моделей. Можно встретить модели, построенные на основе товарного баланса, обо­рота стада и др. Например, Он + П = Р + Вк + О. Отсюда Р = Он + П – В - Ок,

где Р - продажа товаров;

Он - остаток товаров на начало года;

П - поступление товаров;

В - другие источники расхода товаров;

Ок - остаток товаров на конец года.

Иногда балансовый способ применяют для определения вели­чины влияния отдельных факторов на прирост результативного показателя. Например, когда из трех факторов известно влияние двух, то влияние третьего можно определить, вычтя от общего при­роста результативного показателя результат влияния первых двух факторов: ∆ Yс = ∆ Yобщ - ∆ Yа - ∆ Yб

Факторный анализ

1. Определение, этапы проведения и типы ФА

2. Классификация факторов в анализе

3. Детерминированное моделирование и способы преобразования факторных систем

4. Методы детерминированного факторного анализа

Вопрос 2. Требования, предъявляемые к информации

Успешное выполнение программы экономического анализа во многом зависит от информационного обеспечения.

Информация независимо от источников поступления долж­на соответствовать потребностям анализа, объективно отражать процессы производства, обраще­ния, распределения и потребления, использования природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Должно достигаться единство информации, поступающей из различных источ­ников (бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также плановых данных), устранение дублирования в первичной информации.

Требования, предъявляемые к экономической информации:

1) полнота данных и рациональность, т.е. при анализе необходимо иметь информацию в полном объеме, отражающую ту или иную деятельность предприятия, рациональность предполагает достаточность данных;

2) аналитичность данных, т.е. информация должна характеризовать не только абсолютное значение показателей, но и их динамику. Это требование важно в отношении показателя «затраты». В то же время существует проблема идентификации информации, что ведет к повышению затрат на сбор информации, ее передачу и хранение. Недостаток информации приводит к снижению уровня обоснованности принимаемых решений.

3) достоверность, т.е. объективность исследуемых явлений, обеспечивается проведением контроля, ревизий, аудита, а также несением ответственности за искажение информации;

4) оперативность получения информации, т.е. информация должна быть готова к использованию в любой момент времени;

5) сравнимость данных в процессе проведения динамического и структурного анализа;

6) непрерывность;

7) перспективность, заключается в необходимости составления прогнозов;

8) аддитивность – сводимость соответствующих показателей с применением стоимостной оценки.

Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежит бухгалтерскому учету, где наиболее полно отражены хозяйственные явления, процессы и результаты.

Процесс подготовки к анализу включает обеспечение сопоставимости данных, упрощение числовой информации, использование средних и относительных величин, сокращенного аналитического баланса и др.

Система информации должна быть рациональной (эффек­тивной), т.е. требовать минимума затрат на сбор, хранение и ис­пользование ее данных. Вместе с тем она должна максимально полно обеспечивать запросы анализа и управления.

Подготовка исходных аналитических данных

Подготовка и систематизация источников информации для анализа – важный этап организационной работы. Процесс под­готовки материалов к анализу можно разделить на два этапа:

1) проверка содержания документов (проверка арифметических расчетов путем их перерасчета, выборочная инвентаризация, проверка соблюдения правил учета отдельных фактов хозяйственной деятельности и т.п.). При проверке обращают внимание на логическую увязку от­дельных показателей, выявляют, нет ли расхождений между све­дениями текущей отчетности и данными за предшествующие пе­риоды, согласуются ли показатели оперативной и бухгалтерской отчетности. Обращается внимание на доброкачественность состав­ления планово-учетных и отчетных данных;

2) обработка и изучение материалов – например, приведение показателей в сопоставимый вид и упрощение цифрового материала. Однородность и сопоставимость данных – обязательное условие получения правильных результатов при проведении экономического анализа.

Аналитическая работа на предприятии подразделяется на следующие организационные этапы:

1) определение субъектов и объектов АХД, выбор организационных форм их исследования и распределение обязанностей между отдельными службами и подразделениями;

2) планирование аналитической работы;

3) информационное и методическое обеспечение АХД;

4) оформление результатов анализа;

5) контроль за внедрением в производство предложений, сделанных по результатам анализа.

Основные принципы организации анализа на предприятии:

1) четкое распределение обязанностей по проведению анализа между отдельными исполнителями – аналитическая работа входит в служебные обязанности каждого руководителя, каждого менеджера, принимающего управленческие решения. От того, насколько рационально распределены обязанности, зависит, с одной стороны, полнота анализа, а с другой – предупреждается дублирование одной и той же работы различными службами;

2) обеспечение экономичности и эффективности аналитического процесса – выполнение наиболее полного и всестороннего исследования при минимуме затрат на его проведение. С этой целью при его проведении должны широко использоваться новейшие методики анализа, компьютерные технологии обработки информации, рациональные методы сбора и хранения данных;

3) ориентация на запросы конкретных пользователей анализа – это дает возможность, с одной стороны, наиболее полно удовлетворять информационные запросы различных субъектов анализа, а с другой – минимизировать расходы на проведение анализа;

4) регламентация и унификация аналитической работы на предприятии. Регламентация предусматривает разработку для каждого исполнителя обязательного минимума таблиц и выходных форм анализа. Унификация (стандартизация) анализа предполагает создание типовых методик и инструкций, выходных форм и таблиц, стандартных программ, единых критериев оценки, что обеспечивает сопоставимость, сводимость результатов анализа на более высоком уровне управления, повышает объективность оценки деятельности внутрихозяйственных подразделений, уменьшает затраты времени на анализ и в итоге способствует повышению его эффективности;

5) научный характер анализа. Анализ должен основываться на новейших достижениях науки и передового опыта, строиться с учетом действия экономических законов, проводиться с исполь­зованием научно обоснованных методик.

Организационные формы анализа на предприятиях определяются составом аппарата управления и организационной структурой предприятия.

На крупных предприятиях деятельностью всех экономических служб управляет главный экономист (заместитель директора по экономическим вопросам). Он организует всю экономическую работу, в том числе и по анализу хозяйственной деятельности. В непосредственном его подчинении находятся планово-экономический отдел, отделы труда и заработной платы и т.д. В отдельное структурное подразделение могут быть выделены отдел или группа экономического анализа. На малых предприятиях возглавляет аналитическую работу менеджер планового отдела или главный бухгалтер.

Экономический анализ входит в обязанности не только работников экономических служб, но и технических отделов (главного механика, энергетика, технолога).

Каждый отдел, структурное подразделение выполняет свои функции анализа, например:

- управленческая бухгалтерия планирует, учитывает и анализирует затраты на производство продукции, ее себестоимость, финансовые результаты;

- финансовая бухгалтерия анализирует процесс формирования, размещения и эффективность использования капитала предприятия, денежные потоки, налоги, инвестиции, процесс формирования прибыли и ее использование, финансовое состояние предприятия, его платежеспособность;

- отдел маркетинга изучает рынки сырья и рынки сбыта продукции, положение товаров на рынках сбыта, конкурентоспособность продукции и пути ее повышения, разрабатывает ценовую и структурную политику предприятия;

- производственный отдел анализирует выполнение плана выпуска продукции по объему и ассортименту, ритмичность производства, повышение качества продукции, производительность оборудования, расходование материальных ресурсов и т.п.

В свою очередь планово-экономический отдел (отдел экономического анализа) осуществляет:

1) составление плана аналитической работы и контроль за его выполнением;

2) организует и обобщает результаты анализа хозяйственной деятельности предприятия и его структурных подразделений;

3) исследует наиболее стратегические, перспективные вопросы развития предприятия;

4) разрабатывает и корректирует перспективные и текущие планы по итогам анализа.

Анализ деятельности предприятия проводится также внешними пользователями информации, например, налоговые органы анализируют выполнение предприятиями планов по прибыли, отчислению налогов в бюджет, банки, кредиторы и инвесторы изучают финансовое положение предприятия, его платежеспособность, кредитоспособность, эффективность использования кредитов, инвестиций.

 

Вопрос 4. Планирование аналитической работы на предприятии

Результативность анализа деятельности пред­приятий зависит от правильной организации и четко­го планирования аналитической работы.

Практика организации экономической работы показала, что на предприятии необходимы:

Ø комплексный план аналитической работы предприятия – составляется на один год. Этот план по содержа­нию представляет собой календарное расписание отдельных ана­литических исследований. Содержит перечень объектов анализа, цели анализа, вопросы, которые должны быть исследованы на протяжении года, субъекты анализа, дается схема аналитического документооборота, срок и адрес поступления каждого документа, его со­держание.

В плане в обязательном порядке предусматривается периодичность проведения анализа по каждому объекту (раз в год, поквартально, ежемесячно, подекадно, ежедневно), сроки выполнения аналитической работы (например, к 3-му числу следующего месяца).

В комплексном плане также должны быть предусмотрены ис­точники информации, которые будут использоваться при анали­зе, технические средства проведения анализа, организация прове­дения контроля за выполнением намеченных по результатам ана­лиза мероприятий.

Ø тематические планы – это планы проведения анализа по конкретным вопросам, которые требуют углубленного изучения. В них рас­сматриваются объекты, субъекты, этапы, сроки проведения ана­лиза, его исполнители и др.

Контроль за выполнением планов анализа ведет заместитель руководителя предприятия по экономическим вопросам или лицо, на которое возложены обязанности по управлению анализом в целом.

Основными этапами проведения аналитичес­кой работы являются:

1) составление рабочей программы экономического анализа ото­бранных объектов и предмета в соответствии с его целью и зада­чами;

2) определение исполнителей и сроков проведения анализа;

3) отбор и проверка необходимой экономической информации;

4) выбор системы показателей и разработка рабочих методик их расчета;

5) аналитическая обработка и сравнение показателей, выявление факторов и причин, обусловивших результативные показатели;

6) обобщение результатов, выявление резервов и определение мероприятий по их реализации;

7) оформление результатов анализа;

8) обеспечение гласности результатов анализа и определение форм контроля за реализацией рекомендаций по результатам анализа;

9) принятие управленческих решений по обеспечению нормаль­ной работы изучаемого объекта, выполнению плановых показа­телей.

 

Виды экономического анализа

 

Анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам, что имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач (таблица 1).

Таблица 1 – Классификация видов анализа (выборочная)

Признак Виды АХД Значение анализа
1 По субъектам (пользователям анализа) 1.1 внутренний (управленческий) анализ   осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативно краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Его результаты являются коммерческой тайной
1.2 внешний анализ проводится на осно­вании финансовой и статистической отчетности органами хозяй­ственного управления, банками, финансовыми органами, акцио­нерами, инвесторами, партнерами по бизнесу
2 По аспектам исследования 2.1 финансовой анализ исследует процесс финансового механизма функционирования субъектов хозяй­ствования. Внешний финансовый анализ – диагностика и прогнозирование финансового состояния предприятия, проводится банками, инвесторами Внутрифирменный финансовый анализ проводится финансо­выми службами предприятия. Цель – по­иск резервов и разработка программы конкретных мероприятий по повышению доходности и наращиванию величины собствен­ного капитала, укреплению финансового состояния предприятия и уменьшению финансовых рисков. Результаты его являются ком­мерческой тайной.
2.2 технико-экономический анализ ориентирован на изучение органи­зационного и научно-технического уровня предприятия, изыскание инноваций в области совершенствования техники, технологии и ор­ганизации производства в целях повышения эффективности опера­ционной деятельности и усиления конкурентных преимуществ пред­приятия
2.3 маркетинговый анализ изучение внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и готовой продук­ции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности
2.4 инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования, для обоснования оптимального варианта инвес­тиционного проекта
2.5 социально - экономический анализ изучает причинно-следствен­ную взаимосвязь социальных и экономических процессов, их вли­яние друг на друга и на экономические результаты хозяйствования. Цель – выявление возможностей дальнейшего развития соци­альной сферы, улучшения условий труда и повышения уровня его мотивации, направленных на повышение эффективности функ­ционирования предприятия
2.6 экономико-экологический анализ исследует взаимодействия экологи­ческих и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию. Цель - обоснование тактической и стратегической политики по вопросам охраны окружающей среды, создания экологически чис­той продукции, безопасного производства и повышения эффек­тивности природоохранных мероприятий
2.7 логистический анализ исследуются товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через фирму и заканчивающиеся у покупателей
2.9 функционально-стоимостный анализ это метод систем­ного исследования объекта на стадии проектирования, направлен­ный на оптимизацию соотношения между потребительскими свой­ствами изделия и затратами на его разработку, производство и эксплуатацию. Задача – создание такого варианта изделия, который наиболее полно удовлетворял бы основным функциональным запросам потребителя и был бы наиболее эко­номичным
3 По методике изучения объектов 3.1 качественный анализ способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках изучаемых явлений
3.2 количественный (факторный) анализ основан на количествен­ных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов
3.3 экспресс-анализ способ диагностики состо­яния экономики предприятия на основе типичных признаков, ха­рактерных для определенных экономических явлений. К примеру, если темпы роста товарной продук­ции выше темпов реализации продукции – это признак затовари­вания
3.4 фундаментальный анализ углубленное, ком­плексное исследование сущности изучаемых явлений с использо­ванием математического аппарата
3.5 ситуационный анализ процесс под­готовки информации для управления конкретной ситуацией в из­меняющейся среде. Позволяет исходя из понимания ситуации и динамики ее развития вырабатывать обоснован­ные управленческие решения и принимать своевременные меры по предотвращению кризисного состояния
3.6 маржинальный анализ метод оценки и обоснования эф­фективности управленческих решений в бизнесе на основе изуче­ния причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себесто­имости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. С его помощью определяют критические величины объема продаж, цены, постоянных и переменных расходов, при достижении кото­рых финансовый результат будет равен нулю
3.7 экономико- мате­матический анализ выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования производственного потенциала предприятия
3.8 SWOT-анализ устанавливает потенци­альные внутренние сильные и слабые стороны предприятия, по­тенциальные внешние возможности и угрозы для бизнеса
9.9 АВС-анализ используется для определения ключевых моментов и приоритетов в облас­ти управленческих задач, процессов, материалов поставщиков, групп продуктов, рынков сбыта, категорий клиентов

Тема 1. Научные основы экономического анализа

 

1. Понятие экономического анализа. Место экономического анализа в системе экономической науки. Связь экономического анализа с фундаментальными и специальными науками.

2. Предмет и объекты экономического анализа.

3. Содержание и задачи экономического анализа.

4. Принципы экономического анализа.

5. Роль экономического анализа в управлении производством и повышении его эффективности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.110.150 (0.017 с.)