Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Организация анализа хозяйственной деятельности.

Поиск

Подготовка исходных аналитических данных

Подготовка и систематизация источников информации для анализа – важный этап организационной работы. Процесс под­готовки материалов к анализу можно разделить на два этапа:

1) проверка содержания документов (проверка арифметических расчетов путем их перерасчета, выборочная инвентаризация, проверка соблюдения правил учета отдельных фактов хозяйственной деятельности и т.п.). При проверке обращают внимание на логическую увязку от­дельных показателей, выявляют, нет ли расхождений между све­дениями текущей отчетности и данными за предшествующие пе­риоды, согласуются ли показатели оперативной и бухгалтерской отчетности. Обращается внимание на доброкачественность состав­ления планово-учетных и отчетных данных;

2) обработка и изучение материалов – например, приведение показателей в сопоставимый вид и упрощение цифрового материала. Однородность и сопоставимость данных – обязательное условие получения правильных результатов при проведении экономического анализа.

Аналитическая работа на предприятии подразделяется на следующие организационные этапы:

1) определение субъектов и объектов АХД, выбор организационных форм их исследования и распределение обязанностей между отдельными службами и подразделениями;

2) планирование аналитической работы;

3) информационное и методическое обеспечение АХД;

4) оформление результатов анализа;

5) контроль за внедрением в производство предложений, сделанных по результатам анализа.

Основные принципы организации анализа на предприятии:

1) четкое распределение обязанностей по проведению анализа между отдельными исполнителями – аналитическая работа входит в служебные обязанности каждого руководителя, каждого менеджера, принимающего управленческие решения. От того, насколько рационально распределены обязанности, зависит, с одной стороны, полнота анализа, а с другой – предупреждается дублирование одной и той же работы различными службами;

2) обеспечение экономичности и эффективности аналитического процесса – выполнение наиболее полного и всестороннего исследования при минимуме затрат на его проведение. С этой целью при его проведении должны широко использоваться новейшие методики анализа, компьютерные технологии обработки информации, рациональные методы сбора и хранения данных;

3) ориентация на запросы конкретных пользователей анализа – это дает возможность, с одной стороны, наиболее полно удовлетворять информационные запросы различных субъектов анализа, а с другой – минимизировать расходы на проведение анализа;

4) регламентация и унификация аналитической работы на предприятии. Регламентация предусматривает разработку для каждого исполнителя обязательного минимума таблиц и выходных форм анализа. Унификация (стандартизация) анализа предполагает создание типовых методик и инструкций, выходных форм и таблиц, стандартных программ, единых критериев оценки, что обеспечивает сопоставимость, сводимость результатов анализа на более высоком уровне управления, повышает объективность оценки деятельности внутрихозяйственных подразделений, уменьшает затраты времени на анализ и в итоге способствует повышению его эффективности;

5) научный характер анализа. Анализ должен основываться на новейших достижениях науки и передового опыта, строиться с учетом действия экономических законов, проводиться с исполь­зованием научно обоснованных методик.

Организационные формы анализа на предприятиях определяются составом аппарата управления и организационной структурой предприятия.

На крупных предприятиях деятельностью всех экономических служб управляет главный экономист (заместитель директора по экономическим вопросам). Он организует всю экономическую работу, в том числе и по анализу хозяйственной деятельности. В непосредственном его подчинении находятся планово-экономический отдел, отделы труда и заработной платы и т.д. В отдельное структурное подразделение могут быть выделены отдел или группа экономического анализа. На малых предприятиях возглавляет аналитическую работу менеджер планового отдела или главный бухгалтер.

Экономический анализ входит в обязанности не только работников экономических служб, но и технических отделов (главного механика, энергетика, технолога).

Каждый отдел, структурное подразделение выполняет свои функции анализа, например:

- управленческая бухгалтерия планирует, учитывает и анализирует затраты на производство продукции, ее себестоимость, финансовые результаты;

- финансовая бухгалтерия анализирует процесс формирования, размещения и эффективность использования капитала предприятия, денежные потоки, налоги, инвестиции, процесс формирования прибыли и ее использование, финансовое состояние предприятия, его платежеспособность;

- отдел маркетинга изучает рынки сырья и рынки сбыта продукции, положение товаров на рынках сбыта, конкурентоспособность продукции и пути ее повышения, разрабатывает ценовую и структурную политику предприятия;

- производственный отдел анализирует выполнение плана выпуска продукции по объему и ассортименту, ритмичность производства, повышение качества продукции, производительность оборудования, расходование материальных ресурсов и т.п.

В свою очередь планово-экономический отдел (отдел экономического анализа) осуществляет:

1) составление плана аналитической работы и контроль за его выполнением;

2) организует и обобщает результаты анализа хозяйственной деятельности предприятия и его структурных подразделений;

3) исследует наиболее стратегические, перспективные вопросы развития предприятия;

4) разрабатывает и корректирует перспективные и текущие планы по итогам анализа.

Анализ деятельности предприятия проводится также внешними пользователями информации, например, налоговые органы анализируют выполнение предприятиями планов по прибыли, отчислению налогов в бюджет, банки, кредиторы и инвесторы изучают финансовое положение предприятия, его платежеспособность, кредитоспособность, эффективность использования кредитов, инвестиций.

 

Вопрос 4. Планирование аналитической работы на предприятии

Результативность анализа деятельности пред­приятий зависит от правильной организации и четко­го планирования аналитической работы.

Практика организации экономической работы показала, что на предприятии необходимы:

Ø комплексный план аналитической работы предприятия – составляется на один год. Этот план по содержа­нию представляет собой календарное расписание отдельных ана­литических исследований. Содержит перечень объектов анализа, цели анализа, вопросы, которые должны быть исследованы на протяжении года, субъекты анализа, дается схема аналитического документооборота, срок и адрес поступления каждого документа, его со­держание.

В плане в обязательном порядке предусматривается периодичность проведения анализа по каждому объекту (раз в год, поквартально, ежемесячно, подекадно, ежедневно), сроки выполнения аналитической работы (например, к 3-му числу следующего месяца).

В комплексном плане также должны быть предусмотрены ис­точники информации, которые будут использоваться при анали­зе, технические средства проведения анализа, организация прове­дения контроля за выполнением намеченных по результатам ана­лиза мероприятий.

Ø тематические планы – это планы проведения анализа по конкретным вопросам, которые требуют углубленного изучения. В них рас­сматриваются объекты, субъекты, этапы, сроки проведения ана­лиза, его исполнители и др.

Контроль за выполнением планов анализа ведет заместитель руководителя предприятия по экономическим вопросам или лицо, на которое возложены обязанности по управлению анализом в целом.

Основными этапами проведения аналитичес­кой работы являются:

1) составление рабочей программы экономического анализа ото­бранных объектов и предмета в соответствии с его целью и зада­чами;

2) определение исполнителей и сроков проведения анализа;

3) отбор и проверка необходимой экономической информации;

4) выбор системы показателей и разработка рабочих методик их расчета;

5) аналитическая обработка и сравнение показателей, выявление факторов и причин, обусловивших результативные показатели;

6) обобщение результатов, выявление резервов и определение мероприятий по их реализации;

7) оформление результатов анализа;

8) обеспечение гласности результатов анализа и определение форм контроля за реализацией рекомендаций по результатам анализа;

9) принятие управленческих решений по обеспечению нормаль­ной работы изучаемого объекта, выполнению плановых показа­телей.

 

Виды экономического анализа

 

Анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам, что имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач (таблица 1).

Таблица 1 – Классификация видов анализа (выборочная)

Признак Виды АХД Значение анализа
1 По субъектам (пользователям анализа) 1.1 внутренний (управленческий) анализ   осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативно краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Его результаты являются коммерческой тайной
1.2 внешний анализ проводится на осно­вании финансовой и статистической отчетности органами хозяй­ственного управления, банками, финансовыми органами, акцио­нерами, инвесторами, партнерами по бизнесу
2 По аспектам исследования 2.1 финансовой анализ исследует процесс финансового механизма функционирования субъектов хозяй­ствования. Внешний финансовый анализ – диагностика и прогнозирование финансового состояния предприятия, проводится банками, инвесторами Внутрифирменный финансовый анализ проводится финансо­выми службами предприятия. Цель – по­иск резервов и разработка программы конкретных мероприятий по повышению доходности и наращиванию величины собствен­ного капитала, укреплению финансового состояния предприятия и уменьшению финансовых рисков. Результаты его являются ком­мерческой тайной.
2.2 технико-экономический анализ ориентирован на изучение органи­зационного и научно-технического уровня предприятия, изыскание инноваций в области совершенствования техники, технологии и ор­ганизации производства в целях повышения эффективности опера­ционной деятельности и усиления конкурентных преимуществ пред­приятия
2.3 маркетинговый анализ изучение внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и готовой продук­ции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности
2.4 инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования, для обоснования оптимального варианта инвес­тиционного проекта
2.5 социально - экономический анализ изучает причинно-следствен­ную взаимосвязь социальных и экономических процессов, их вли­яние друг на друга и на экономические результаты хозяйствования. Цель – выявление возможностей дальнейшего развития соци­альной сферы, улучшения условий труда и повышения уровня его мотивации, направленных на повышение эффективности функ­ционирования предприятия
2.6 экономико-экологический анализ исследует взаимодействия экологи­ческих и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию. Цель - обоснование тактической и стратегической политики по вопросам охраны окружающей среды, создания экологически чис­той продукции, безопасного производства и повышения эффек­тивности природоохранных мероприятий
2.7 логистический анализ исследуются товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через фирму и заканчивающиеся у покупателей
2.9 функционально-стоимостный анализ это метод систем­ного исследования объекта на стадии проектирования, направлен­ный на оптимизацию соотношения между потребительскими свой­ствами изделия и затратами на его разработку, производство и эксплуатацию. Задача – создание такого варианта изделия, который наиболее полно удовлетворял бы основным функциональным запросам потребителя и был бы наиболее эко­номичным
3 По методике изучения объектов 3.1 качественный анализ способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках изучаемых явлений
3.2 количественный (факторный) анализ основан на количествен­ных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов
3.3 экспресс-анализ способ диагностики состо­яния экономики предприятия на основе типичных признаков, ха­рактерных для определенных экономических явлений. К примеру, если темпы роста товарной продук­ции выше темпов реализации продукции – это признак затовари­вания
3.4 фундаментальный анализ углубленное, ком­плексное исследование сущности изучаемых явлений с использо­ванием математического аппарата
3.5 ситуационный анализ процесс под­готовки информации для управления конкретной ситуацией в из­меняющейся среде. Позволяет исходя из понимания ситуации и динамики ее развития вырабатывать обоснован­ные управленческие решения и принимать своевременные меры по предотвращению кризисного состояния
3.6 маржинальный анализ метод оценки и обоснования эф­фективности управленческих решений в бизнесе на основе изуче­ния причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себесто­имости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. С его помощью определяют критические величины объема продаж, цены, постоянных и переменных расходов, при достижении кото­рых финансовый результат будет равен нулю
3.7 экономико- мате­матический анализ выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования производственного потенциала предприятия
3.8 SWOT-анализ устанавливает потенци­альные внутренние сильные и слабые стороны предприятия, по­тенциальные внешние возможности и угрозы для бизнеса
9.9 АВС-анализ используется для определения ключевых моментов и приоритетов в облас­ти управленческих задач, процессов, материалов поставщиков, групп продуктов, рынков сбыта, категорий клиентов


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.229 (0.008 с.)