Способы группировки информации в ЭА 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы группировки информации в ЭА



Группировка информации деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно одно­родные группы по соответствующим признакам.

В зависимости от задач исследования используются:

- типологические группировки – группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д.

- структурные группировки – позволяют изучать внутреннее стро­ение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их по­мощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту; состав предприятий по уровню фондовооруженности, рентабельности, себестоимости и т.д.

- аналитические группировки – использу­ются для определения наличия, направления и формы связи меж­ду изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть каче­ственной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной.

По сложности построения различают:

- простые группировки – изучается вза­имосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку

- комбинирован­ные группировки – деление изучаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы - по другому признаку и т.д.

При построении аналитических группировок нужно очень серь­езно относиться к делению совокупности на группы, выбору коли­чества групп и интервалов между ними, потому что в зависимости от этого могут существенно измениться результаты анализа.

Методика построения группировок коротко может быть опре­делена в виде алгоритма:

1. Определение цели анализа

2. Сбор необходимых данных по всей совокупности объектов

3. Ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку

4. Выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы

5. Определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам

6. Анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат

В случае построения комбинированных группировок этот алго­ритм расширяется за счет повтора (несколько раз) 4-го и 5-го пунк­тов.

Сделаем группировку предприятий по пло­дородию почвы и определим наличие, направление и форму связи между данным фактором и урожайностью зерновых культур (таблица 2).

Таблица 2 –Группировка хозяйств района по плодородию почвы

Группы предпри­ятий по баллу земли Количество пред­приятий в группе Средний балл по группе Средняя урожайность, ц/га
До 36   33,3 19,7
36-40   38,5 21,5
41-45   43,0 24,0
Свыше 45   59,0 32,5

 

Балансовый способ в ЭА

 

Балансовый способ служит для отражения соотношений, про­порций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономи­ческих показателей, итоги которых должны быть тождественными. Этот способ широко распространен в практике бухгалтерского уче­та и планирования. Определенную роль играет в АХД, в частности широко используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьем, топ­ливом, материалами, основными средствами производства и т.д., а также при анализе полноты их использования.

Определяя, например, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, составляют баланс, в котором, с одной стороны, показывается потребность в трудовых ресурсах, а с другой - их факти­ческое наличие. Для определения платежеспо­собности предприятия составляется платежный баланс, в котором соотносятся платежные средства с платежными обязательствами.

Как вспомогательное средство балансовый метод используется в АХД для проверки правильности определения влияния различ­ных факторов на прирост величины результативного показателя. В детерминированном анализе алгебраическая сумма величины влияния отдельных факторов должна соответствовать величине общего прироста результативного показателя: ∆ Yобщ = ∑∆Yхi

Отсутствие такого равенства свидетельствует либо о неполном учете факторов, либо о допущенных ошибках в расчетах.

Балансовый способ может быть использован при построении детерминированных аддитивных факторных моделей. Можно встретить модели, построенные на основе товарного баланса, обо­рота стада и др. Например, Он + П = Р + Вк + О. Отсюда Р = Он + П – В - Ок,

где Р - продажа товаров;

Он - остаток товаров на начало года;

П - поступление товаров;

В - другие источники расхода товаров;

Ок - остаток товаров на конец года.

Иногда балансовый способ применяют для определения вели­чины влияния отдельных факторов на прирост результативного показателя. Например, когда из трех факторов известно влияние двух, то влияние третьего можно определить, вычтя от общего при­роста результативного показателя результат влияния первых двух факторов: ∆ Yс = ∆ Yобщ - ∆ Yа - ∆ Yб



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.006 с.)